Форум » Республика Удмуртия » Вечтомовы, Ехлаковы, Пупышевы - Сарапул » Ответить

Вечтомовы, Ехлаковы, Пупышевы - Сарапул

Водолей: Произношение фамилии - как правильно? Нашёл в Интернете выписки из переписи 1710. Казанский уезд (куда относился и Сарапул). Знаю, что прадед пришёл в Сарапул из соседней деревни Усть-Сарапулка. Степан Вечтомов. 19 век. Других пофамильных переписей нет. А в переписи 1710 в Усть-Сарапулке 16 дворов. Среди фамилий значатся: Вештомов и Ештомов. Фамилия менялась? Или это небрежность переписчиков? В соседней деревне из 5 дворов есть ещё один Вештомов. Больше во всей переписи (по всей России) ни Вечтомовых, ни Вештомовых нет. Зато есть куча Вештемовых, но уже в соликамских землях (вряд ли это мои предки). Правда, не вся перепись пока оцифрована...

Ответов - 28

Водолей: Алексей! Можно узнать, метрические, исповедальные и иные книги (дающие информацию о родственниках) по Сарапулу и окрестным деревням имеются в Кирове или только в Ижевске?

Водолей: viktop пишет: Да, фамилии менялись, замечал неоднократно. Менялись и гласные Да! Вы правы. Я сегодня прошерстил метрики пермского края (Сарапул был точно на границе Вятской и Пермской губерен), там солидно Вечтомовых с 1850-х годов до 20-х 20 века, а в 18-м и начале 19 века (до 20-х годов) сплошь Вештомовы! Ещё бы узнать что это такое? Отчего такая необычная фамилия? Интересно, что первый провинциальный историк, написавший "Историю Вятки" был Вештомов Александр Иванович, директор казанской гимназии. Было это в начале 19 века. Вот интересно - не родственники ли все Вештомовы-Вечтомовы? Их ведь и сейчас очень мало. Правда, судя по метрикам, среди них были и дворяне, и духовенство (очень много), и разночинцы и крестьяне. Были и старообрядцы. Думаю, что в самом начале все были старообрядцами (когда пришли на Вятку в 17 веке). Любопытно, что нет неграмотных.

Водолей: viktop пишет: По сути, до середины 17 века абсолютно все русские православные были старообрядцами. До Никоновской реформы. А что касается фамилии, - почитайте в Энциклопедии Землм Вятской том 6 Знатные люди стр. 86-87 - см. файл по ссылке http://zalil.ru/30344076 Спасибо большое, Виктор! Очень признателен за ссылку. Уже скачал и саму "Историю вятчан" Вештомова, буду читать. Жаль, что истории происхождения самой фамилии нигде нет (непонятно даже с какого языка, хотя все родственники русские) - "Вештом", "Вечтом"... необычное слово какое-то!

a-musikhin: Вештемов, Вештомов - Чердынец Петрушка Вештемов, 1678; Чердынец Гришка Вештемов, 1682; Житель г. Кунгура Исачко Вештомов, 1680. Фамилия от прозвища Вештем (Вештом). В коми языках глагол вештыны значил "подвинуть, передвинуть", "выкупить (например, залог)". Прозвище от причастия вештом значило "отселённый" или "выкупленный", "уплативший долг". Вечтомов - Житель Усолья Камского Первушка Васильев сын Вечтомов, 1623. Фамилия возникла от фамилии Вештомов. (Полякова Е.Н. Словарь пермских фамилий. - Пермь, 2005. - С. 80) Вешта - весы на торговой площади. Ростов., ярослав. Вештаться - слоняться без дела, бродить. Себеж., Великолукск. (Словарь русских народных говоров. - Л., 1969. - Вып. 4. - С. 227)

Водолей: Уважаемый Алексей (Мусихин)! Огромное спасибо за приведённые Вами цитаты о значении фамилии "Вештомов"! Это бесценно! Я видел, конечно, в переписи 1710 множество Вештемовых на севере (Соликамск, Чердынь), там они оставались и до 20 века. Вообще-то, это знакомые мне места (12 лет жил в Березниках - Усолье Соликамское было видно прямо из окна - за Камой). И всё-таки не думаю, что Вештемовы и Вештомовы одна фамилия. Скорее всего Вештемовы действительно коми. Но сарапульские (и кунгурские - это недалеко, у нас даже родственники там были, а также башкирские и вятские) Вештомовы пришли из русских земель. Есть свидетельство одного башкирского Вечтомова (там была когда-то деревня Вечтомовка, Калтасинский р-н, потом её затопили), что по семейной легенде его предки были раскольники и пришли на Вятку в древности из Руси, а потом (позже) переселились в Башкирию. Правда, согласно пермским метрикам, из 31 записи, найденных мной по Вечтомовым-Вештомовым, 29 сделана в православной церкви (и очень многие Вештомовы были православными священнослужителями, а некоторые и дворянами), но 2 записи всё-таки сделаны в единоверческой церкви. Поражают также имена пермских Вештомовых (Вечтомовых) - все какие-то старинные, русские... Стефан, Домника, Агрипина, Епистимия Косминична, Мария Дионисьевна, Иоанн Фаддеевич, Адриан, Варфоломей, Мария Феоктистовна, Фалалей, Агафья Агапитовна, Евтихий, Акакий, Гликерия, Матрона Леонтьевна... Можно возразить, что это христианские имена и национальность тут не при чём. Ну а вешта, вештать (из русских говоров)... Людей в России с фамилией Вешта очень много (если глянуть в Интернет). Вопрос - могла ли действительно образоваться фамилия Вештомов от "Вешта", а не от "Вештом"? Трудно судить о делах столь давних... Да, все Вечтомовы считают себя русскими. Но если судить по внешности... моя бабушка лицом действительно похожа на нерусскую, а с моей мамой все народности пытаются заговорить на своём языке... Будет ли когда-нибудь прояснён вопрос происхождения Вечтомовых? Увы, наверное, никто не сможет дать ответ...

Водолей: Нашёл имя Вешта в списке славянских языческих имён. А по Брокгаузу и Евфрону: (вечь, вечьие, веште, веще, иногда веце по новгородскому выговору, происходит от одного корня со словом вещать — говорить) — древнерусское слово, которое означает народное собрание, сход с целью совещания. Так может быть "вештем" - говорун (оратор)?

Водолей: А кто-нибудь вообще изучал (сталкивался) с фамилиями Вечтомовы, Ехлаковы, Пупышевыми? Особенно из Сарапула? Объединить бы усилия!

godro: Водолей Как модератор советую Вам открыть тему в разделе "Поиск предков" - здесь обсуждение этимологии и генеалогии Вечтомовых/Вештомомых считаю оффтопом.

Водолей: А кто-нибудь изучал (сталкивался) с фамилиями Вечтомовы, Ехлаковы, Пупышевы? Особенно из Сарапула и окрестностей?

Водолей: И ещё интересуют купцы Пикули.

viktop: Ольга Вечтомова - бабушка художников А.М. и В.М. Васнецовых

Водолей: Интересно. А есть их генеалогия? Они ведь вятские... Кстати, среди Вечтомовых немало известных художников.

Водолей: Исследую значение фамилии Вечтомов/Вештемов, которая раньше писалась Вештомов. Мне говорят, что значение следующее: Вештыны — в коми языках значило «передвинуть», «выкупить». Прозвище от причастия «вештом» - отселённый, выкупленный. Так написала Полякова Е.Н. «Словарь пермских фамилий.» - Пермь, 2005. - С. 80. Я, конечно, не знаю коми языков. Но мне непонятно почему «н» здесь меняется на «м». Тогда уж фамилия должна звучать «Вештынов». Может быть я чего-то не понимаю, конечно. Разумеется, представители народа коми могли и обрусеть, забыть свой первоначальный язык и смысл фамилии... Просто я не думаю, что раскольники были сриди коми. И зачем тогда, спрашивается, им нужно было убегать от царя на Вятку из северных земель коми? Это нелепо. А после также нелепо бежать от переписщиков Петра 1 в башкирские земли (где они вместе с родственниками Ехлаковыми основали новую деревню Вечтомовка), ради того чтобы не платить налог (для раскольников, как извесно двойной). Нельзя ли объяснить происхождение фамилии из древнерусского языка? Я стал рассуждать следующим образом. Раньше звуки были неустоявшимися и часто взаимозаменялись. Например «о» и «е», «с» и «ш», «ч» и «щ». Мы и на примере нашей фамилии уже видели как меняется звук. Вештомовы вдруг после 20-х годов 19 века все как один стали Вечтомовы. Я обнаружил, что в древности в некоторых русских говорах звук «щ» заменялся на «шт». Например, в словаре Брокгауза и Евфрона варианты написания слова «вече» таковы: «веще», «веште». В современном русском языке это видно из замены корневого звука в словах «свищет» - «свист», «крещён» - «крест», «кощей» - «кость». Здесь вместо «шт» выступает «ст». И тут я подумал — если заменить «шт» на «ст» получится «Вестомов», а в центральной России есть фамилия Вестимов (видимо, от слова «вестимо»). Но что-то мне подсказывает, что это другая фамилия. Как «и» могло переделаться в «о»? Тогда я заменил «шт» на «щ», и у меня получилось «Вещёмов». Могло ли быть на Руси прозвище «Вещём»? Типа «вещий», что ли? Ну, тогда уж «вещун»! Для раскольника кличка в любом случае неподходящая. Это что-то языческое. Да и «н» по идее не должно превращаться в «м» (как и в случае с коми языками). Есть русская фамилия Вешта! Что это такое? Вешта — весы на торговой площади (яросл., ростов.). Ззначить корень «вешт» (то же самое, что и «вещ») очень даже русский. Помним, что «веште» - вече. Но «вещун» не годится. В корне слова должно быть «м». Что же это за слово, если «Веште» или «Вешта» уже определено? Прозвище должно звучать (отбрасываем суффикс «ов») Вештом или Вештем (т.к. существуют обе фамилии). Здесь «е» и «о» играют роль связки между двумя существительными. Так какое же второе существительное? Здесь существует лишь один вариант — это «ум». В самом деле, есть же фамилия Остроумов! Почему не быть «Вещеумову»? Или Вештеумову? Если звучание фамилии изменилось один раз, почему не допустить, это случалось и раньше? Вештеумов легко преобразуется в Вештёмов. Откуда и пошло два варианта фамилии — Вештемов и Вештомов в разных регионах. Значение слова «веште» (вече) или «вешта» (весы) было забыто и никто не исправлял написание этой фамилии на бумаге. А фамилия-то означает одно из трёх: вещий или вечевой ум (от «вече-веште»), торговый или справедливый ум (от «вешта») или, что вернее всего, свободный, легкомысленный ум (от слова «вештаться» - бездельничать, быть свободным, ничем не занятым в северорусских говорах, например в Великих Луках и в Себеже (а это уже очень далеко от коми!!)). Так что когда наше начальство «совещается», то есть «совештается», вы понимаете чем оно занято! Мне кажется, это очень красивая версия. Вечтомовы, а вам нравится иметь свободный ум?

Бася: Водолей По Сарапульскому уезду МК есть и в ГАПК и выложены на сайте.

Водолей: Бася Да, спасибо! Я видел в пермских оцифрованных документах отдельные сведения по Сарапульскому уезду. Но ни Сарапула, ни моих деревень (Усть-Сарапулка и Непряха) там нет. А какой Вы имеете в виду сайт? И ещё. Кажется, среди моих предков много купцов. Где можно найти, кроме метрических книг, сведения о них?

Водолей: А в каких переписях (Писцовых, Дозорных книгах) можно найти Сарапул и соседние с ним деревни, м.б. существовавшие и до него (а по времени до МК)? В Интернете нашёл пока только перепись 1710 и там свои фамилии (в Усть-Сарапулке и Чювашине жили Вечтомовы, в соседней с ними Непряхе - Ехлаковы). Мой прадед как раз из Усть-Сарапулки (за 200 лет никуда не уехали). Но были, наверное, и другие списки (за другие годы)?

Бася: Водолей Я имею ввиду сайт, где выложены сами метрические книги.http://www.pokolenia-permkray.ru/Perm/ Сптсок по Вятской губернии, что там встречается, в частности Сарапульский уезд, могу прислать в почту. Надо?

Бася: "Вятской губернии Сарапульского уезда Арзамазцевской волости деревни Гремячий ключ жандармского унтер-офицера Василия Васильева Вечтомова сын Стефан, 3-х недель от слабости. Умер 27 сентября, погребен 28 сентября 1914 г" Источник: http://www.pokolenia-permkray.ru/Perm/ ф. 37 оп.6 д.1060 стр. 38 часть "об умерших".

Водолей: Бася Да, пожалуйста, пришлите! Я сами книги не видел, только по оцифрованным искал знакомые фамилии... Aquarius77Cancer@rambler.ru

Водолей: Спасибо, эту запись посмотрел. Жаль, что это не мои родственники (мои из Усть-Сарапулки близ Сарапула). Но кто-то возможно, и их ищет! Видимо, приехали люди в Пермь, тут и... Ни за что ведь никто бы не догадался там смотреть! Только оцифровка даёт полную картину по всем возможным (и даже невозможным) местам поиска. Я сейчас письмо пишу нашему губернатору, чтобы тоже оцифровку начинали побыстрей местного архива. Хватит уже отставать от прогрессивных людей!

Бася: В делах 1055, 1056, 1060 часто очень встречается Сарапульский уезд и другие Вятской губернии, а также Оханский уезд. А в названии звучат церкви Перми. Конечно и не подумаешь там смотреть.

Бася: Водолей Название сайта Вы уже знаете (см. выше). Список сейчас вышлю. Его весь просмотрите и выберите искомое. Но, как показала практика, метрики Сарапульского уезда встречаются и в цекрвях г. Перми, и среди церквей Оханского уезда.

Водолей: Спасибо, Бася ! У меня такой вопрос: на форуме "Наша Вятка" были ссылки на старые переписи по Сарапулу и окрестностям на сайте Genealogia.ru, я оттуда скачал известные мне деревни (Непряха и Усть-Сарапулка). 1710 г. Но там был и весь Сарапул и многие другие деревни. Сейчас по этим ссылкам зайти нельзя - нет, говорят, такого сайта. А ведь вполне может пригодится информация и по другим деревням... У кого есть этот материал, поделитесь, пожалуйста?! Может быть, и другие переписи, дозорные и писцовые книги по Сарапульскому уезду имеются? Я где-то читал, что в Ижевске когда-то диск с этими текстами был в продаже, и недорого? Короче, буду благодарен за любую информацию, а то в РГАДА когда ещё попадёшь (да и попадёшь ли?)... Или, может быть, есть новые ссылки на эти источники?http://census1710.narod.ru/admin.htm проштудировал - Сарапула и окрестностей там нет (только общая численность дворов).

Bronnikov: «Удивительный солдат, этот финн: привяжется к дереву и выцеливает командиров. Форма у нас у всех была одинаковая, но «кукушки» отличали старших по планшеткам и летным шлемам. Щелкали, как куропаток! – сообщает И.И. Рублев. – И я не уберегся: в плечо, зажигательной. Потому финнов запомнил на всю жизнь…» Ему вторит Ю.Д. Вечтомов из Перми: «Мастера лесных боев, эти финны! Человек десять налетели, а я был в засаде. Метров за пятьдесят заметил. Открыл стрельбу из ручного пулемета. Два диска выпустил. Они убежали. Прочесали лес – никого. Следы от лыж – вот и все! А ведь видел, как будто бы попадал. Все убрались, все унесли с собой. Ловкий народ!»

Bronnikov: http://lib.rus.ec/b/416106/read

vasilina: В начале этого года С-Пб. генеалог А.А. Потапов издал книгу "Истоки сарапульского родословия. Поколенная книга сарапульских родов. Село Вознесенское - село Сарапул на основе документов 1621-1780гг". Изд. МУП г. Сарапула, 2013. Тираж 500 экз. Жителей с фамилией Пупышев, Пикуль нет. Стр. 25: Вештомов Фома ?г.р., данные на 1646г. Дети: 1)Клим ?г.р.,2) Петр ?г.р.,3)Андрей ?г.р. Стр.37: Ехлаков Моисей ?г.р., ум. до1719г. Дети:1) Павел ?г.р. Дети: 1/1)Меланья 1703 г.р.,ум. 09.05.1727г. 2)Леонтий Мосеев 1675 г.р., ум. в 1746г. Дети: 1/2) Федор 1715г.р. Жена: Степанида Даниловна 1713г.р. Дети:1/1/2)Федор 1738г.р., ум. в 1750г. 2/1/2) Андрей 1739г.р. Дети: 1/2/1/2) Григорий 17.11.1778г.р., ум. 27.03.1779г. 3/1/2) Максим 1747г.р. 2/2) Василий 1727г.р. Жена: Матрена Агафонова 1723г.р. Дети:1/2/2) Антон 1751г.р. 2/2/2) Михайло 1759г.р. 3/2/2) Алексей 1762г.р. 3) Дмитрий Мосеев 1680г.р.ум. до 1735г 4) Василий 1686г.р. Дети: 1/4) Иван ? г.р., ум.до 1735г. Дети:1/1/4) Семен 1731г.р. 2/1/4) Николай 1732г.р. 3/1/4)Матвей 1734г.р. 2/4) Никифор 1741г.р., ум.в 1760г.

medna: Пупышевы, проживавшие в городе Реже Свердловской области: Пупышева Елизавета Николаевна 02.11.1923 05.11.2004 Пупышев Аркадий Иванович 08.07.1922 06.05.2010 Пупышева Александра Петровна 18.05.1918 31.03.1991

medna: Серге́й Гео́ргиевич И́нге-Вечто́мов (род. 4 апреля 1939, Ленинград) — советский и российский генетик, академик РАН (2003). Доктор биологических наук (1971). Заведующий кафедрой генетики и селекции биологического факультета ЛГУ (СПбГУ) с 1970 года. В 1981—1989 годах — декан биолого-почвенного факультета ЛГУ (СПбГУ). Иностранный член АН Литвы. Публикации по генетическому контролю белкового синтеза (трансляции), мутационному процессу у дрожжей и механизмам модификаций. Член редакционного совета научного журнала «Биополимеры и клетка». Ученик генетика и физиолога М. Е. Лобашёва. В 2015 году удостоен благодарности Президента Российской Федерации. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B3%D0%B5-%D0%92%D0%B5%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87



полная версия страницы