Форум » Источники » 2016 Медконсилиум: причины смерти в МК » Ответить

2016 Медконсилиум: причины смерти в МК

Lenpoint: Начало темы смотрите здесь (сообщения 2015 года), продолжение темы - здесь (сообщения 2017 года).

Ответов - 266, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Perol: Войнов пишет: Душегубов всегда хватало! Видимо, хватало. Вот ещё немножко жути. 1849 г. Шесть человек «в лесу зарезаны по горлу раскольником». МК Лысвенского з-да Свято-Троицкой церкви. ГАПК. Ф.37.Оп.1.Д.205.Л.415об.-416 http://bit.ly/1IKbsJR

Mashenka: действительно жуть. Вот интересно, а материалы следствий того времени тоже же должны были где-то сохраниться, или нет?

АннаА: Mashenka пишет: материалы следствий того времени тоже же должны были где-то сохраниться Я встречала судебные дела по обвинению в разного рода преступлениях в ГАСО фонд 12, опись1.


Mashenka: К сожалению, было и такое: Самого завода непременного работника Леонтия Иоаннова Чехомова и законной жены его Матроны Федоровой родился мертворожденный младенец мужского пола... Просто запись... МК Успенской церкви 1858 ... из той же мк 23 года жена мастерового, от родильной горячки. жена непременного 66 лет, от натуральной (за год 4 человека от этой "болезни"). Натуральною - сиречь "натуральную смертью" или "Натуральною (оспой)? Возраст всех четырех за 50 лет сын непременного - 11 лет - от задавления возом крестьянин 49 лет (1858, сентябрь) - от водяной... (таковых два случая) двое крестьян одного села (год тот же, месяц май), умершие в один день и похороненные в один день. Объединены в МК скобкой с дописью "по сообщению станового пристава такого-то за номером таким-то от излишнего употребления горячительных напитков"...

Mashenka: Думаю, сюда этот отрывок отнести будет правильнее. Прошу прощения, если все же ошиблась с определением темы отношения. по поводу детской смертности очень хорошо иллюстрирует условия жизни младенцев, да и вообще крестьян дореволюционной России выдержка из нескольких статей, найденная мною на форуме тульских краеведов, и статья из издания "Саратовская Земская Неделя. №5 1901 г." ДЕРЕВЕНСКИЕ ЯСЛИ-ПРИЮТЫ В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ. Привожу сначала первую, затем вторую. Первая, как и условия, описанные в ней, соотносится с условиями жизни всех крестьян России того времени. Мало в чем были отличия по различным деревням... По поводу Гиляровского. Здесь можно прочесть полный его труд 1) Огромная, по сравнению с другими государствами Европы, смертность в России обусловливается почти исключительно непомерно высокой смертностью детей, отбросив которую, мы имели бы для взрослых почти те же цифры, что и для Западной Европы. Из детей гибнут главным образом самые маленькие, и особенно высокая смертность оказывается в возрасте до 1 года, причем в некоторых местностях России эта смертность доходит до таких цифр, что из 1000 родившихся детей доживают до года гораздо менее половины, причем остальные,примерно 60% гибнут в течение этого первого года жизни. Если мы добавим к этому смертность детей более старших, 1–5 лет, затем от 5–10 лет и от 10–15 лет, то мы увидим, что из 1000 родившихся доживёт до 15 лет весьма небольшое число детей, и это число во многих местах России не превышает одной четверти родившихся. Постараемся по возможности разобраться в причинах этого и остановимся прежде всего на возможных причинах самой большой смертности, именно детей до 1-го года. Понятное дело, что менее всего способны противостоять всем вредным внешним влияниям самые маленькие дети, и дальнейшее существование ребёнка, конечно, прежде всего зависит от той или другой степени его жизнеспособности. Очевидно, что чем слабее будут рождаться дети, тем они будут менее жизнеспособны и тем более их будет вымирать при прочих равных условиях. Между тем, врождённая слабость ребёнка всецело зависит от состояния здоровья его родителей и кроме того, ещё особенно от тех условий, в которых находится мать во время беременности. Таким образом, если мы поставим вопрос о здоровье и силах родителей, то, к сожалению, должны сознаться, что общий уровень здоровья и физического развития в России был весьма невысок .Причин для этого, конечно, много, но на первом плане стоит, несомненно, всё более и более тяжёлая борьба за существование и всё большее и большее распространение алкоголизма и сифилиса. Но ещё более значительное влияние на детей должны были оказывать плохие условия жизни и питания родителей до, а матери и после зачатия. Как известно, около 78% населения России принадлежало земле, пропитывалось её плодами и составляло главную платёжную силу государства; между тем, земля эта давала в среднем крестьянину для пропитания зачастую значительно менее необходимого. Неурожаи составляют вполне нормальное явление для старой России, урожаи же являются приятными исключениями. Говоря о состоянии скотоводства, оно в России так же печально, как и землепашество, и то и другое не имеют ничего себе подобного в других странах. Познакомясь со столь безнадёжными выводами относительно питания большинства населения России, конечно, ни для кого не станет удивительным, что при хроническом полуголодании население не может дать здорового поколения, да и даже дав таковое, не в состоянии будет его выкормить. Совершенно аналогичные этому данные относительно недостаточности питания крестьянина находим в трудах д-ра Почтарёва и д-ра Грязнова. По данным д-ра Грязнова, вся пища крестьян состоит из ржаного и редко ячменного хлеба, картофеля и чёрной капусты, причём хлеба в день приходится 2,8–3,5 фунта на взрослого человека. Мяса приходится на человека (включая детей) в год 14–16 фунтов. По вычислениям же д-ра Почтарёва, каждый работник в исследованном им Духовщинском уезде сверх уродившегося хлеба только для одного прокормления должен заработать на стороне 17 руб. 26 коп., не говоря о том, что ещё сверх того должен заработать для уплаты податей 15 руб. 61 коп., в силу чего и приходится, за невозможностью столько заработать, впадать в недоимки, за которые приходится платиться продажей скота. Удивительно ли после этого, что, по данным д-ра Святловского, 35% хозяйств не имеют ни одной коровы, а в 25% нет никакой рабочей скотины. Конечно, после всего сказанного станет понятным, что население, существующее впроголодь, а часто и вовсе голодающее, не может дать крепких детей, особенно если к этому прибавить те неблагоприятные условия, в каких, помимо недостатка питания, находится женщина во время беременности и вслед за нею. Как известно, у многих других народов на появление ребёнка смотрят как на благо, например, у бурят очень дорожат детьми, и бесплодие часто служит к разрыву между супругами; в Грузии плодовитость считается особым благословением Божиим, у армян бесплодие — величайшее несчастье, татары и евреи в случае бесплодия берут себе других жён, и потому на беременную женщину смотрят с особым уважением, избавляют от излишних работ, как например, у евреев община поддерживает и помогает беременным, отчего прежде всего количество выкидышей и мертворожденных у них гораздо меньше (у христиан 3,9%, у евреев 2,5%). У русского же народа взгляд на беременную женщину не отличается от обычного взгляда на женщину, как на постоянную и бессменную работницу днём и ночью. Русская крестьянка во время беременности работает так же, как и во всякое другое время, причём на самое тяжёлое время беременности, именно на последнее время её, выпадает обыкновенно и самая тяжёлая работа. Известно, что в России самая большая рождаемость летом, в зависимости от осенних зачатий, которые в свою очередь зависят от наибольшего благосостояния крестьян в осеннее время, наибольшей свободы их в это время от усиленных трудов, и поэтому от наибольшего числа браков, наряду с частыми осенними ярмарками.Наибольшее число уходов на работы в мае и апреле, и при этом наибольшее число уходов на 1 и 3 месяца, осенью же большинство находится дома, возвратившись с тех или других отхожих работ. Итак, следовательно, при наибольшем числе рождений в июне и июле месяце, очевидно, на долю беременных женщин в самую тяжёлую для них пору выпадает и самый тяжёлый труд, и в самом большом количестве, за уходом многих мужчин на сторону. И если мы себе представим работу беременной женщины с раннего утра до поздней ночи в поле, куда она должна дойти иногда 2–3 и более вёрст, работу такую, как огородные работы, косьба, жатьё или, например, полка, прорывка и копка свекловицы, и делать всё это, либо согнувшись под знойными лучами солнца, либо под дождём, не имея при этом другой пищи, кроме хлеба, лука и воды, то всякому станет понятным, что не у всех женщин проходит всё это без тех или других последствий для ребёнка. «Никогда в течение года», говорит протоиерей Гиляровский в своём замечательном труде, «не бывает столько выводов плода, выкидов, мёртворождений, несчастных родов и никогда не рождается столько детей неблагонадёжных к жизни, при самых родах счастливых, как в июле и августе». Что касается до самого акта родов, то, так как женщина работает до последних моментов, этот акт зачастую происходит вне дома, в поле, в огороде, в лесу, в хлеву. - "Бывало придет баба с поля, а в подоле -- дитя. Пшеницу жала и рожала. Охала, ахала, дитя принесла, сама серпом пуповину и перерезала". Сельские женщины рожали легче городских, поскольку сами больше трудились, были крепче здоровьем. Если рожали дома, роженицу помещают нарочно в баню и там подвергают её различным насилиям, якобы с целью ускорения родов, как то: подвешиванию, встряхиванию, перетягиванию и т.п. и, наконец, после родов женщина часто уже на 3-й — 4-й день встаёт и принимается снова за работу по дому или даже отправляется в поле. Удивительно ли, что при всех подобных условиях здоровье женщины быстро расшатывается, отражаясь ещё более на следующем поколении. Повитуха приходила в дом и после родов, смотрела на состояние матери и ребенка, помогала помыться, купала новорожденного в купели с настоем трав, заваривала матери травы для облегчения послеродового периода. В первые дни после родов женщина отдыхала, устраивали "родины", в которых участвовали женщины-родственницы, соседки, подруги. Если их помощь требовалась, они помогали по хозяйству, и приносили с собой угощениеРебенка старались покрестить как можно скорее, чтобы дитя могло стать полноправным членом Церкви Христовой и было защищено Ангелом-Хранителем от злых сил. По истечению сорока дней после родов женщина приходила в церковь, где совершался обряд очищения и введения в храм. Так рожали в старину. Ко всему перечисленному необходимо ещё добавить вредное влияние в высшей степени негигиеничных жилищ, в которых зачастую люди помещаются в ужасной тесноте, без всякой вентиляции, да ещё вдобавок в сообществе тех или других домашних животных. До сих пор мы рассмотрели те моменты, которые могут вредно влиять на здоровье ребёнка посредственно, через его родителей, теперь же рассмотрим, каким бедам и напастям подвергается ребёнка с момента рождения до возмужания, и, рассмотрев это, несомненно удивимся силе, крепости и выносливости достигающих последнего возраста. Новорожденного ребёнка обыкновенно сейчас же несут в баню, слабого обкуривают, парят в горячем духу, правят, трясут головой вниз, натирают тело солью, поят ромашкой, квасом, соками моркови и т.п. Часто ребёнок первое время живёт с роженицей в бане, подвергаясь здесь всем колебаниям температуры. «После всех этих передряг», справедливо замечает д-р Покровский в своём вышеупомянутом выдающемся труде, «очевидно, русскому новорожденному вовсе нелегко начать полным здоровьем свою юную жизнь». Уже на 3-й — 4-й день необходимость заставляет роженицу встать и приниматься за работу. Отправляясь в поле, мать или берёт новорожденного с собой, или же оставляет его дома на попечение няньки. Лично для матери, конечно, удобнее оставить ребёнка дома, так как в таких случаях матери не нужно носить с собой ребёнка на работу, иногда за несколько вёрст, и затем, на самой работе мать не отрывается постоянно от неё плачем находящегося тут же ребёнка. А между тем, в страдную пору работа горячая, важен каждый час, каждая минута и потому, понятно, огромное большинство матерей оставляют своих новорожденных и грудных детей дома. «Никогда младенец столько не лишается груди матери», говорит такой знаток народной жизни, как протоиерей Гиляровский, «и никогда не извлекает из той же груди столь недоброкачественного молока, как в июле и августе, ибо мать в самых лучших хозяйствах на третий день утром должна идти на полевые работы, куда не может брать с собой младенца, и возвращается к нему только поздно вечером. А если полевые работы отстоят далее 10 вёрст от дому, то мать должна отлучаться от ребёнка на 3–4 дня еженедельно. В некоторых хозяйствах родильница идёт на другой (!) день после родов.Что же принесёт она, младенцу в грудях своих, когда сама измучена трудами и усилиями свыше меры, жаждою и чёрствостью пищи, которая не восстановляет сил её, потом и лихорадочными движениями молока, которое сделалось для неё продуктом совершенно чуждым, скукою по младенце, который изнывает от недостатка молока так же, как она от излишества его». Чем же однако кормится ребёнок, и в каких условиях он находится, оставаясь дома? Быть может, ребёнок находится в лучших условиях, чем если бы он был взят матерью в поле и там подвергался бы под открытым небом всем невзгодам перемен погоды. Так как всё население деревни, способное к работе, уходит в страдную пору, т.е. в июле и августе, в поле, то все дети остаются на попечении детей же, подростков лет 8–10, которые и исполняют обязанности нянек. Поэтому, можно себе представить, что делается с маленькими детьми при таком надзоре детей же. «Никогда надзор за детьми не бывает так недостаточен, как в июле и августе», говорит на основании своих многолетних наблюдений протоиерей Гиляровский, и приводит примеры, как одна нянька, связав ноги младенца веревкою, вывесила его за окно вниз головою и скрылась; другая, например, наскучив тем, что однолетний младенец везде бегал за ней со слезами, связала его по ногам и бросила на конюшне, когда же вечером заглянула в конюшню, у младенца вся задняя часть оказалась выеденной свиньёю. О результатах недостатка присмотра за подростками скажем ниже, теперь же рассмотрим условия жизни грудного ребёнка в деревне в летнюю рабочую пору. Мать, уходя рано утром на работу, спелёнывает ребёнка, предположим даже, завёртывая его при этом в чистую пелёнку. Понятное дело, что вскоре по уходе матери и приставленная для присмотра за ребёнком 8–10 летняя девочка, которой, в силу её возраста и понятного полного непонимания важности её задачи, хочется побегать и поиграть на свежем воздухе, такая нянька оставляет ребёнка и ребёнок в течение иногда целого дня лежит в замоченных и замаранных пелёнках и свивальниках. Даже и в тех случаях, если мать оставит няньке достаточное количество перемен белья, не в интересах последней менять это запачканное бельё по мере надобности, так как стирать это бельё придётся ей же самой. И потому, можно себе представить, в каком ужасном положении находятся спелёнутые дети, завёрнутые в пропитанные мочой и калом пелёнки, и это к тому же в летнюю жаркую пору. Сделается совершенно понятным и ничуть не преувеличенным заявление всё того же наблюдателя прот. Гиляровского, что от такого мочекалового компресса и от жары «кожа под шейкой, под мышками и в пахах сопревает, получаются язвы, нередко наполняющиеся червями» и т.д. Также нетрудно дополнить всю эту картину той массой комаров и мух, которые особенно охотно привлекаются вонючей атмосферой около ребёнка от гниения мочи и кала. «Мухи и комары, витающие около ребёнка роями, — говорит Гиляровский, — держат его в беспрестанной горячке уязвления». Кроме того, в люльке ребёнка и, как увидим ниже, даже в его рожке разводятся черви, которые, по мнению Гиляровского, являются для ребёнка «одними из самых опасных тварей». Не нужно думать, что в таком беспомощном положении находятся только самые маленькие, новорожденные дети. И более взрослые, пока они не научились сидеть, и нянька не может ещё взять его с собой на улицу и посадить там, оставляются в люльках, и, конечно, для неподвижности, чтобы ребёнок не упал из люльки, а также, конечно, в силу заведённых обычаев, ребёнок пеленается, и нянька старается сделать это, для большей неподвижности, по возможности туже и сильнее. Нечего, конечно, распространяться более подробно об этом: всякий, с самой слабо развитой фантазией, легко представит себе всю полную ужаса картину беспомощности грудного ребёнка летом в деревне. Остаётся ещё остановиться на главном — на пище ребёнка. Понятно, что пища ребёнка для лёгких, путём дыхания, самая ужасная, так как ребёнок дышит всё время душным смрадным воздухом, да иногда и пути входа воздуха непроходимы и часто ноздри закупориваются мухами и личинками их. Но, быть может, при всех этих невзгодах хотя кормление ребёнка происходит более или менее удовлетворительно. «Относительно кормления детей в сельском населении», говорит д-р Покровский[25], «громадно преобладающем у нас в России и именно составляющем 0,9 общего населения, мне удалось собрать около 800 сведений, доставленных из разных мест России, из коих видно следующее: тотчас после рождения почти всюду, во всём коренном русском населении, даётся новорожденному соска, т.е. тряпка с завёрнутым в ней жёваным хлебом или тому подобными веществами (иногда до 3-х дней не дают груди); в некоторых местах не дают груди до молитвы матери, иногда до крещения. Лучшее средство при этом против «грызи» и «нутряной грыжи» это соска (для изгнания грыжи) из чёрного хлеба с солью, иногда из моркови, свеклы, яблока, кренделей, пряников, грецких и волошских орехов, разжёванного толокна. Мочат иногда соску в молоке, постном масле, сахарной и медовой воде,местами обычай вместе с соской с первых же дней давать детям сусло, брагу и квас, что особенно развито в семьях, не имеющих коров. «При этом всюду, — добавляет д-р Покровский, — нянька перед кормлением смачивает соску своей слюной». Таким образом, прикармливание ребёнка начинается и в обыкновенное время с первых же дней после рождения, а с 5–6 недель обязательно, полагая, что грудного молока недостаточно, причём даётся соска-жёвка, коровье молоко, каши, тюри из хлеба и баранок и т.п. Уже около 4–5 месяцев по всей России (Покровский) дают жёвки, картофель, щи, каши, яичницы, горох, бобы, печёную тыкву, фасоль, простоквашу, сметану, сусло, квас, кулагу, брагу, грибы, ягоды, огурцы и т.п. Отнятым от груди часто не дают молока в постные дни, а таких дней в году 250. Итак, из всего этого видно, в каких неблагоприятных условиях находится ребёнок в отношении питания с самых первых дней его жизни. Но если мы познакомимся с питанием ребёнка в летние рабочие месяцы, то мы прямо ужаснёмся, увидя, что ест и пьёт грудной, и даже новорожденный ребёнок. Мы уже говорили выше, что в летнюю страдную пору матери уходят на работу, оставляя ребёнку пищу на целый день, и кормят грудью ребёнка только ночью и вечером, возвращаясь с работы, в некоторых же случаях только через 3–4 дня. Ребёнку оставляется так называемая соска и жёвка. Первая, обыкновенно, представляет из себя коровий рог, к свободному открытому концу которого привязан коровий сосок, покупаемый у местных мясников в деревнях. Конечно, всякому понятно, что такая соска необходимо должна гнить и этот кусок гнили, безразлично, будет ли он мыться или нет, находится почти целый день во рту ребёнка. «Молоко, проходя через этот вонючий, мёртвый кусок, естественно пропитывается всею заключающеюся в нём гнилью, и затем эта отрава идёт в желудок ребёнка», говорит д-р Песков (Покровский). Следовательно, если ребёнка кормят коровьим молоком, то это молоко, оставленное матерью няньке, наливается время от времени в этот импровизированный рожок, и понятное дело, нянька не будет стараться вымыть этот рожок и соску, да впрочем, как мы сейчас видели, это и безразлично, так как гниль при всяком мытье останется гнилью. Да и кроме того, можно себе представить, каким делается оставленное с утра молоко к вечеру в течение длинного знойного летнего дня. Но всё это ещё сравнительно лучшее положение, чем для многих других детей. Здесь хоть через гнилой сосок, хоть кислое, но всё же получают молоко, удовлетворяя таким образом с голодом и жажду. В тех же хозяйствах, где коров нет, следовательно, и молока нет, кормление ребёнка происходит при помощи жёвки, которая состоит из жёванного хлеба, каши или чего-либо подобного, завёрнутого в тряпку или завязанного в узелок. Затем пальцами придают этому комку в тряпке коническую форму, и приготовляющий, взяв в рот эту конической формы тряпку, обильно смачивает её своей слюной, после чего эта «соска» попадает в рот ребёнка. И вот, несчастные дети, с такими-то «сосками» лежат целыми днями, всасывая в себя кислый сок из разжёванного хлеба и каши, глотая почти только одну свою слюну и таким образом, голодая и испытывая сильную жажду. Для иллюстрации приведем грустную сцену, записанную д-ром Диатроповым в одну из его поездок по деревне: «Раз я сменял лошадей в деревне. Стояла жаркая погода. Народ работал в поле. Поносы между детьми в это время были часты и смертельны. Я взошёл в избу. Никого нет. — Где же хозяева? — спросил я. — Да пошли мальчугана хоронить. — Грудной был? — Сосун был. — Чем хворал? — Да понос смыл. В избу вошла молодая женщина. На руках лежал ребёнок. Она подошла к переднему углу, достала из-под образного киота непокрытый горшок с отколотым краем, грязными пальцами достала из него каши, выдернула из-за пояса тряпку, сделала соску, всунула её в рот спящему ребёнку и положила его в зыбку. Сама вышла в сени... Я посмотрел кашу. Она оказалась полусваренной, окислой, с примесью мелких тараканов. Вот где скрывается источник народного худосочия, сделавшегося как бы наследственным ныне, подумал я, — добавляет автор, — а ведь на рожках да на сосках вырастает у нас большая часть государственного населения!» Чтобы ещё рельефнее показать, как и чем кормится ребёнок летом, предоставим слово протоиерею Гиляровскому, много лет прожившему среди народа и видевшему описываемые им сцены летом ежедневно. «Никогда, — говорит почтенный автор, — пища младенца за отсутствием матери не достигает такой порчи, как в июле и августе. Если бы осмотрели пищу детей вечером, то в ней уже нет ничего похожего на пищу: всё обратилось в массу, которая способна более разрушать, нежели восстанавливать и питать силы младенца. Я видел, — говорит далее о. протоиерей, — дети, не достигшие года, на целые сутки оставались одни-одинёшеньки, но чтобы не умерли с голода, то к рукам и ногам их были привязаны соски. Я приносил детям иногда молоко: либо потому, что вся поденная пища их с утра съедена была другими животными, либо потому, что они сосали из рожка кисельки, квас и воду, в которой растворён был творог, весьма несвежий. Я видел, — добавляет автор, — рожки, в которых копошились черви». Что ещё можно добавить к этим ужасным картинам, не выдуманным, не нарисованным в кабинете фантазией учёного, а картинам, срисованным с натуры столь почтенными наблюдателями, видевшими эти картины ежедневно в течение многих лет совместной жизни с народом. По заявлению прот. Гиляровского, что из 10 родившихся в страду выживают только двое. Эта огромнейшая смертность детей до 1 года, по наблюдениям д-ра Святловского, ещё зачастую усугубляется падежами скота, отчего, очевидно, число детей на жвачках оказывается ещё большим. «Отсутствие бурёнушек и пеструшек вполне макроскопического характера не важнее ли для детей, нежели присутствие незримых бактерий. Кто не ест, тот умирает с голода, независимо от каких бы то ни было бактерий». Что касается до заразных болезней, то эти болезни свирепствуют более в зимнее и весеннее время и среди детей более старших возрастов, следовательно большая смертность детей до 1 года, при этом особенно летом, зависит не от заразных болезней, а всё дело обусловливается развитием желудочно-кишечных заболеваний, или вернее с — главным образом от голода. Не далее, как в 1896 г. находим описание земским врачом Костромской губ. М.И.Овсовой таких сцен. «Мне пришлось, — говорит автор, — бороться с летними поносами в Кусской волости. Был самый разгар сенокоса. На улице ни души. Остановилась у первой избы, где были более тяжкие больные, и вот какая картина представилась мне. На лавке около люльки лежит старуха, страдающая водянкой, это — старший член семьи; в углу около дверей лежат две девочки — одна 7, другая 9 лет — и около них кружка прокислого кваса. В люльке плачет чуть не до хрипоты ребёнок, старуха едва-едва держит верёвку, чтобы как-нибудь укачать ребёнка, а около грудного ребёнка валяется соска из каши».

Mashenka: 2) Саратовская Земская Неделя. №5 1901 г. ДЕРЕВЕНСКИЕ ЯСЛИ-ПРИЮТЫ В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ Кто не знает, в каких ужасных условиях рождаются и вскармливаются крестьянские дети? Но особенно трудно приходится им летом, в страду, когда вся крестьянская семья смотрит на малолетков и вообще нерабочих, как на обузу и помеху в хозяйстве. О семьях одиночках, т.е. с одним рабочим (мужем), и одной работницей (женой), - а таких в настоящее время в деревнях огромный %, - и говорить нечего: муж и жена в сенокос, жнитво и проч., уходя из дому нередко за несколько верст на целый день, оставляют малолетних (часто даже грудных) детей на руках шести-семилетних ребятишек, хилых старух и стариков. Немного лучше обстоит дело в больших семьях, где дома может остаться полурабочий человек или «хозяйка» - стряпуха. В результате от такого плохого присмотра за крестьянскими детьми получается крайне неблагополучные последствия: несчастные случаи с детьми, усиленная заболеваемость и смертность. Так, д-р А.М. Баевский доложил XI съезду Смоленских земских врачей, что по одному своему участку за лето 1897 г., он зарегистрировал 9 несчастий с крестьянскими малолетками: 5 детей отравились разными ядами – беленой, нашатырным спиртом, мышьяком, «зеленью», один ребенок заеден свиньями до смерти; 2 получили сильные ожоги; в одном случае дети произвели пожар, жертвой которого был ребенок. Кроме того, Баевский наблюдал, что родители одной душевно-больной девочки, уходя из дому на работы, привязывали ее на веревку и сажали в чулан. "Нечего и говорить, замечает доктор Жбанков, что до А. М.Баевского дошла только часть несчастных случаев; в действительности, великое множество переломов, вывихов ушибов, разных ранений, отравлений и ожогов приходится наблюдать земским врачам у беспризорных детей в летнее время! Немало гибнет и разных больных детей. так как та же безысходная экономическая нужда заставляет крестьян и таких детей во время спешных полевых работ оставлять почти без иного ухода". В сентябре, говорит он, когда было уже очень холодно, я попал в нетопленную избу, в которой в разных местах - на печке, полатях и даже на полу лежало в бреду 5 тифозных детей разных возрастов, а все старшие с раннего утра ушли копать картофель к соседнему владельцу. Не имевшие возможности сойти с печки дети все делали под себя и весь уход за больными мог выразиться только в том, что около некоторых из них стояла вода для литья" ("Врач" за 1898 г. №«44.) Заведующий санитарным отделением при Симбирской земской управе врач И. Ф. Кудрявцев в своем капитальном труде «Деревенский ясли-приюты в Симбирской губернии летом 1899", пишет, следующее: "В страду с крестьянскими детьми происходит множество несчастных случаев. Здоровье детей, предоставленных на произвол судьбы, подвергается разным случайностям, — дети обвариваются кипятком кипятком, обжигаются, тонут в реках и прудах, ушибаются лошадьми, бывали даже случае съедения ребят свиньями; так д-р Минаев сообщает о несчастном случае в хуторе Николенкове, Писаревской волости, Богучарского уезда. Крестьянка Гикачеекова, имея надобность отлучиться из дому, оставила своего 6-недельного, спеленанного ребенка на огороде, попросив поглядеть за ним соседскую девочку. Девочку позвали домой, и ребенок остался без надзора. К нему подошла свинья и выгрызла ему глаз, нос, верхнюю губу и обе щеки превратила в лохмотья». (Стран. 81). Земский врач Л. М. Холодковский сообщает следующие несчастные случаи с деревенскими детьми в рабочую пору. Ребенок, мальчик. 6-ти недель, принесен уже вечером в лечебницу. Одного взгляда достаточно, чтобы самое закаленное сердце содрогнулось: ребенок изъеден свиньей! Правым глаз обезображен, от второго не осталось и следа. Правая щека вырвана, соответственная половина носа вместе с носовой костью и хрящем откушена, губы искусаны, разорваны на весьма большое количество кусочков, нижняя десна разорвана и кусок ее торчит из ротика дитя. На подбородке и правой щеке несколько ран разнообразной формы и долины, обе представляют собой почти бесформенную массу - они размозжены. Ребенок дышит и еле пищит. Вторая история такого случая заключается в следующем: мать пошла в огород копать грядки – взяла, конечно ребенка, ибо няньки нет – смотреть некому, положила его на землю под яблоню, а сама принялась за работу. Все шло благополучно. Под вечер слышит она, что ребенок кричит. Сначала не особенно побеспокоилась – да и надо кончать огород, но крики делаются настойчивее – она бежит и уж издали видит, что свинья копошится над ребенком, - закричала она, - да нет! Свинья продолжала свое дело. Прибежала баба, с трудом отбила свинью от ребенка, взглянула, да и заголосила….

Войнов: Mashenka пишет: "Саратовская Земская Неделя. №5 1901 г Что-то подобное в теме писалось про Шадринский уезд.

nilogov: Подскажите, пожалуйста: если человек рождался или умирал в ночь с одного числа на другое, то каков был принцип фиксации даты в метрической книги? Со слов родственников? Или существовал какой-то общий принцип. Никогда не понимал эту двусмысленность...

АК-63: Не буду далеко ходить, у моей родной бабушки точная дата смерти тоже вызывает вопросы. Мама все время находилась с ней рядом; говорит, когда в 11 вечера заснула, та еще была жива; через пару часов проснулась, а она уже не дышит... (Наверное, этот вопрос можно попробовать задать сотрудниками полиции, которым приходилось фиксировать факты смерти...)

Войнов: nilogov пишет: Со слов родственников? Скорей всего... И это не только смерти. С рождениями такая же история! У бабушки и в свидетельстве, и в паспорте написано было 24 августа, а сама она говорила (со слов своей мамы),что родилась 23.08. Справок-то из роддома не давали Поэтому-со слов, и то-не всегда

nilogov: Это понятно. Но я спрашивал о метрических книгах, в которых отмечали таинства крещения... Как именно в них фиксировались данные? Со слов родителей новорождённого? Например, встретил такую запись: умер в ночь с 8-го на 9-е февраля. А в метрике написано, что 8 числа. А в энциклопедиях стоит 9 февраля. Поэтому и хочу разобраться...

masuly: МК г. Бирска 1907 г. Потомственный почетный гражданин Феодор Иоаннов Крылов - 45 лет от отравления сулемой (хлорид ртути — бесцветное, кристаллическое, растворимое в воде и очень ядовитое соединение).

Войнов: masuly пишет: от отравления сулемой Суицид?

masuly: Войнов пишет: Суицид? Да, как-то это вариант мне не приходил в голову, наверное Вы правы.

godro: Войнов пишет: "от биения сердца". Скорей всего-аритмия Аналогичный диагноз - от "серцебиения" - в с. Аятском в 1878 г.

Войнов: masuly пишет: наверное Вы правы. Но это предположение. Вполне может быть,что сулему в этом случае использовали для лечения (широко применялась и применяется в народной медицине для лечения онкологии или сифилиса). Хотя, по большому счету, это дезсредство.

Войнов: "...Фиксацию причин смерти в МК можно назвать весьма условной. Точную причину смерти мог установить только врач. В большинстве же случаев от священнослужителей требовали «при записи умерших подробно расспрашивать родственников, чем хворал покойник, какие симптомы болезни замечались у больного, а не ограничиваться голословными показаниями вро- де того, например, «от старости», когда покойнику не было и 60 лет…» [Смирнова 2002:36]..."

Войнов: Интересная книга, которая объясняет некоторые записи в МК. К.Г. Васильев "История эпидемий в России" 1960 г. https://cloud.mail.ru/public/81cD/uR31vofX6

Далматовец: МК Першинской Покровской церкви 1900 г. 26 октября деревни Савинковой крестьянина Николая Петрова Дубасова сын Василий 1,5 лет от английской болезни

Войнов: Далматовец пишет: английской болезни Рахит. Частенько встречается в МК

АК-63: В очередной раз просматривая "Справочную книгу всех окончивших курс Пермской духовной семинарии..." издания 1900г, обратил внимание на то, что продолжительность жизни многих выпускников была очень небольшой даже по меркам тех времен. Так, в течение первого десятилетия после завершения учебы (т.е в цветущем возрасте от 20 лет до 30 с небольшим) из выпускников 1856г умерло 3 человека, 1860г - 4, 1862г - 7, 1866г - 6, 1868г - 6 и т.д., и это, конечно, считая только тех, у кого был указан год смерти! О причинах смерти в этом издании, разумеется, ничего не говорилось, и все-таки, сдается мне, что в данном учебном заведении в тот период имела место крайне неблагополучная обстановка по туберкулезу...

Войнов: АК-63 пишет: крайне неблагополучная обстановка по туберкулезу... Сложно сказать... В то время причиной массовых смертей могло быть все-даже банальный грипп ( во время пандемии "испанки"-сейчас говорят,что это был "птичий грипп"- в 1918 г., умерло 50 млн. чел. во всем мире). При гриппе, чаще всего, человек погибает не от самого гриппа, а от бактериальных осложнений. А антибиотиков тогда не было...

medna: Я тоже поддерживаю версию туберкулёза, который, кстати, тоже лечат антибиотиками.

Войнов: Все-таки был список болезней, рекомендованный для написания причин смертей в МК. "Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XVI. 28 июня 1762 — 1765 гг." 1764 г. стр.573

godro: Войнов пишет: Полное собрание законов Российской Империи Круто! Болезни "родимец" и "зубы" были известны нашей медицине уже при Екатерине II!

Войнов: godro пишет: "родимец" и "зубы" Зато как удобно диагнозы ставить, Михаил Юрьевич! Ни тебе кариеса, ни парадонтоза, ни стоматита -"ЗУБЫ!" и все!

medna: Любопытный документ. Причина смерти "от скорбуту" - это цинга. Мне встречалась формулировка в начале ХХ века в МК "от синготной". Полагаю, тоже цинга.

medna: "От кровавого поносу" - это дизентерия.

medna: "От падучей" - эпилепсия.

Наташонок: Встречались такие причины: "слезотечением", "молочницей" - у детей. "Замерзла" - дважды встретилось тоже почему-то у малолетних. "Кашлем". И драматический случай: "самоубийством" в один день покончили двое взрослых уже парней 18-19 летнего возраста. Наверное, переживало все село.



полная версия страницы