Форум » Источники » МК- всё что встретилось, но не знаю в какой теме разместить » Ответить

МК- всё что встретилось, но не знаю в какой теме разместить

Русалка: Я тут новенькая. Встречаю разные записи в Мк. но это далеко не всегда "перлы" и потому хочется а) поделиться б) иногда попросить объяснить непонятое и непонятное (для меня) Если подобная тема есть, прошу модератора меня поправить и перенаправить.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Войнов: АК-63 пишет: встречались записи о венчании православных с католиками/лютеранами, и не раз... Так это как? Требовалось какое-то особое разрешение?

Людмилв: У жены моего дяди родители были: отец - католик, мать - православная Венчались в православной церкви. К жениху было требование, чтобы будущие дети воспитывались в православной вере! И только

medna: 01.07.1866 брак Тобольской губернии города Тюмени купеческий племянник второй гильдии Николай Афанасьев Четвериков пр., 1 бр., 23 лет Тобольской губернии города Тюмени девица Мария Космина, дочь мещанина Космы Павлова Четверикова пр., 18 лет. Поручители: по женихе города Тюмени мещане из цыган Иван Прокопьев Красноперов, Фаддей Михайлов Четвериков, Константин Никифоров Алексеенков по невесте Василий Андреев Бушуев, Яков Димитриев Бушуев, Иван Андреев Бушуев. ГАСО 6-6-228 МК Николаевской церкви Шайдурихинского села 1866 г.


Елена Борисовна: Людмилв пишет: К жениху было требование, чтобы будущие дети воспитывались в православной вере! И только Согласно Указу Синода, при разном вероисповедании жениха и невесты (один из которых православный, а другой. скажем. католик или лютеранин) венчание должно было происходить в православной церкви с обязательством воспитывать будущих детей в православной вере. Более того, перед венчанием невесты и жениха разных вероисповеданий необходимо было получить разрешение на брак в Канцелярии Св. Синода или, к примеру, в Канцелярии евангелическо-лютеранской консистории.

Войнов: Елена Борисовна пишет: Более того, перед венчанием невесты и жениха разных вероисповеданий необходимо было получить разрешение на брак в Канцелярии Св. Синода или, к примеру, в Канцелярии евангелическо-лютеранской консистории. Вот я про это и спрашивал!

s_rabbit: Трижды в своих поисках встретил странную закономерность: отправной точкой для перехода в раскол/староверие был брак. Люди, неоднократно успевшие побывать и восприемниками и поручителями, после венчания «пропадали» из метрических книг. И это не связано с их переездом в другую местность, все оставались на прежнем месте жительства. В 1810-х, в Кривецкой волости Пермского уезда, православные, после второго брака главы семейства, «пропали» на 25 лет – появились уже как единоверцы. В 1870-х, та же Кривецкая волость, венчались уже единоверцы (не потомки вышеупомянутых) – так же «пропали» из МК. «Появилась» семья только после смерти главы семейства. В течении 2-х лет после смерти отца шестеро его детей приняли миропомазание. И в 1880-х, в Нижне-Муллинской волости Пермского уезда, православные, венчание и всё… только отметка на полях метрической книги «исключен из православия на основании представления консистории»

АК-63: Что же тут странного, как говорится, дело житейское. Кажется, это вообще было чуть ли не самой распространенной причиной "уклонения в раскол" и "присоединения к православию" (каких случаев при этом было больше - сказать трудно)! Кстати, и мой прадед в свое время слегка поменял веру, перейдя из православия в единоверие. Я долго не мог найти записи о его бракосочетании и крещении детей, пока не догадался взять метрики единоверческой церкви...

s_rabbit: У меня не возникло бы вопроса "почему", если один из венчавшихся или его семья были из старообрядцев. В таком случае переход в староверие логичен. А так "надумывается" только экономическая причина - за счет не уплаты руги укрепить материальное состояние молодой семьи

Русалка: s_rabbit пишет: экономическая причина - за счет не уплаты руги укрепить материальное состояние молодой семьи Вы ещё сбросили со счетов такое понятие как агитация Если появлялся активный раскольник, иной раз чуть не всем селом в раскол начинали уклоняться, или напротив, батюшка пьющий либо очень жадный окажется, вот и появляются раскольники. Может у нас кто-то возьмется статью написать о причинах уклонения в раскол?

sedser2007: Кто может подсказать. Первый раз при прочтении метрических записей столкнулся со следующей ситуацией. В метрической записи отсутствует дата крещения. Причем сразу у нескольких человек с разными числами рождения, но одного месяца. Все записи сделаны подряд в конце месяца. Что это может означать?

medna: Записи в метрической книге делались не непосредственно в момент крещения. Их сначала священник записывал в рабочем порядке куда-нибудь вроде записной книжки. А потом они начисто переписывались в МК. Может быть, что-то случилось, и потерялись первоначальные записи.

sedser2007: medna пишет: Может быть, что-то случилось, и потерялись первоначальные записи. Спасибо!

Леонид: Просматривая в ГАКО (Курган) МК Петро-Павловской церкви с.Шутино за 1866 год, наткнулся на интересную запись. Запись сделана в части первой "О родившихся", расположена в самом конце, после подведения итогов за декабрь и нумерована последним номером, хотя датирована 4 июля. Запись М78 Июль 4. Присоединен к православию из Римско-католического вероисповедания города Вильно, потомственный дворянин Казимир Фердинандов Венцкевич по отобранию от него письменного показания и добровольного его присоединения к православию с принятием имени Козьма. Присоединение совершил священник Стефан Чирков без причта, по причине болезни присоединенного, не терпящей отлагательства. Далее в части 3, "Об умерших", нахожу запись: Запись М41 Июль 4/6 Умер: Города Вильно, потомственный дворянин Козма/Казимир Фердинандов Венцкевич, 20 лет, от горячки. Священник Николай Чирков с местным причтом. Похоронен на приходском кладбище. Как видим фраза «... по причине... не терпящей отлагательства» полностью подтверждается. Как потомственный дворянин из Вильно, 20 лет от роду, оказался в Зауральском селе?... «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?...»

medna: Обычно такие записи о присоединении к православной церкви написаны в метрических книгах относительно старообрядцев. А вот про католика такое найти - действительно, редкость.

АК-63: Леонид пишет: Как потомственный дворянин из Вильно, 20 лет от роду, оказался в Зауральском селе? Наверняка один из ссыльных поляков (как раз и очередное польское восстание 3 года назад прошло)...

Елена Борисовна: medna пишет: Обычно такие записи о присоединении к православной церкви написаны в метрических книгах относительно старообрядцев. А вот про католика такое найти - действительно, редкость. К вопросу о редкости таких записей о католиках: не в последнюю очередь это зависит от региона. Так, в Метрических книгах православных церквей и соборов Санкт-Петербургской епархии 19 столетия часто встречала подобные записи относительно как католиков, так и лютеран.

Елена Борисовна: Встретилась в делах Вятской духовной консистории середины 19 века такая симпатичная фраза: некий священник "брачил крестьянина Трифона Емельянова Аввакумова сына Никанора в нетрезвом виде, чиня при том неблагопристойные к таинству виды". И ещё из тех же дел: некий священник судился в 1841 году за повенчание малолетних браков двух крестьян, не достигших совершеннолетия более месяца и 2-х дней (!!!), и был штрафован посылкою в Слободской Крестовоздвиженский монастырь на 3 месяца и 6 дней. Кажется, что-то в адекватностью у клерков Духовной консистории в те времена было неладно.

mavra3: У меня вопрос по записям из ревизских сказок: неоднократно встречалась запись типа "у него жена взятая у... по добровольному с ним согласию". В каких случаях делается приписка о добровольном согласии? Например: ГАПК ф.111 оп.3 д.374 "О приписных и государственных крестьянах..." стр.447 (запись о двух братьях из одной семьи): - У Макара жена Маремьяна Иванова дочь 33 лет взята города Кунгура у кунгурского мещанина Ивана Рязанова, у них дети... - У Ефима жена Анисья Михайлова дочь 30 лет взята города Кунгура у кунгурского мещанина Михаила Лалетина по добровольному с ним согласию, у них сын...

Русалка: Войнов пишет: А не о цыганах- ли речь идет? Бродяги-цыгане, в смысле-кочевники... Про цыган пришут Мещанин из цыган, крестьянин из цыган. А тут именно бродяги... mavra3 Просто не всегда сдается мне женили по добровольному согласию.. Несмотря на то, что брак на Руси всегда считался делом добровольным, молодых часто женили против их желания, руководствуясь меркантильными интересами: объединить соседствующие наделы, взять хорошее приданое либо просто — привести в дом работящую бабу.Но так дела обстояли не везде. Во многих случаях родители все же стремились учесть пожелания своих детей и засылали сватов к уже примеченным девушкам. При этом во многих губерниях сватали только тех невест, которые изъявляли свое желание вступить в брак. Делалось это так: на именины девушка вставала на лавку, а на полу раскладывали кругом пояс и сарафан, либо поневу — женскую юбку. Отец, а за его неимением старший брат или старшие женщины в семье предлагали ей вскочить в сарафан или в пояс. Бывало, что девка, по обычаю, расхаживала по лавке туда-сюда, а мать ходила за нею с поневой или сарафаном, приговаривая: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое», на что дочь должна была отвечать: «Захочу— вскочу, захочу — не вскочу!», но в итоге все равно девушка обычно прыгала в этот сарафан. Это было то же самое, что сейчас на сайте «ВКонтакте» вывесить статус «В активном поиске». Главное было — не промахнуться, в противном случае выход замуж откладывался на год, до следующих именин.

mavra3: Русалка пишет: Просто не всегда сдается мне женили по добровольному согласию.. Несмотря на то, что брак на Руси всегда считался делом добровольным, молодых часто женили против их желания, руководствуясь меркантильными интересами: Спасибо, очень интересная информация Я связывала наличие записи о добровольном согласии с тем, что в замужество девку отдавал не отсутствующий по какой-то причине отец (если бы был отец, то "как батяня сказали, так и будет"), а ближайший родственник - брат, дядя. У меня в семейном древе по 3РС имеются две записи о браке предков с девицами - девками из семьи кунгурцев Антуфьевых: - Николай Родионович Торсунов 21 38 У него жена Федосья Ивановна 50 лет взята из Кунгура у Ивана Антуфьева; - Степан Васильев Хохряков 21 38 У Степана жена Фекла 40 лет, взята в замужество у кунгурца посадского Ивана Антуфьева по добровольному их договору. И если в первом случае ясно, что отцом Федосьи был Иван Антуфьев (единственно подходящей персоной был кунурский подъячий Иван Иванов Антуфьев ( 1682 - 1725 гг.), то во втором случае не все так однозначно, т.к имя отца Феклы не указано, судя по возрасту Феклы отцом ее мог быть как подъячий Иван Иванов Антуфьев, умерший в 1725 году, так и подъячий, а позже фискал Сава Иванов Антуфьев, около 1687 г.р. Ко времени выдачи Феклы в замужество (около 1740 года) в Кунгуре зафиксированы три посадских Ивана Антуфьева: Иван Иванов, около 1717 г.р. - сын подъячего Ивана Иванова Антуфьева, Иван Иванов, около 1720 г.р. - младший брат Савы Иванова Антуфьева и Иван Савинов, около 1722 г.р. - сын Савы Иванова Антуфьева, И кто-то из них выдавал в замужество Феклу Антуфьеву за Степана Хохрякова "по добровольному их договору". Или я "перемудрила", и имя того, у кого девка взята в замужество и с кем был заключен добровольный договор или получено добровольное согласие - это и есть имя ее отца в независимости от того жив ли оный отец на момент выдачи дочери в замужество?

Русалка: mavra3 пишет: Или я "перемудрила", и имя того, у кого девка взята в замужество и с кем был заключен добровольный договор или получено добровольное согласие - это и есть имя ее отца в независимости от того жив ли оный отец на момент выдачи дочери в замужество? Есть такой документ "Брачный обыск" называется, так вот в нем есть пункт, что брак заключен с согласия или благословения родителей или родственников, если родители уже умерли. Думаю, что в данном случае такая же формула. з) Къ бракосочетанию приступаютъ они по своему взаимному согласiю и желанiю, а не по принужденiю, и на то имѣютъ благословенiе и позволенiе своихъ родителей.

Muchan: В конце метрической книги за 1850 г Вознесенской церкви села Вознесенского Оханского уезда обнаружился список лиц не бывших у причастия в 1859 г Ирбитского уезда села Харловского Свято-Троицкой церкви. Более 100 человек. ГАПК 37-2-123 ф. 1217-1225 Может кому-то этот список будет интересен?! И как он оказался в этой МК? Ни год, ни место ...

godro: Muchan пишет: Может кому-то этот список будет интересен?! Спасибо за подсказку!

masuly: Встретилась такая запись: У Акима жена Настасья Трафимова дочь, 35 лет, взята Темниковского уезду из деревни Еникеевой Поляны помещика Сергея Дмитриева сына Тихменева с поездом крестьянская дочь - что это может значить?

godro: masuly пишет: что это может значить? Вероятно, надо читать "взята с поездом", а не "с поездом крестьянская дочь". Возможно, какой-то вид расчета, либо приданного. Не знаю.

s_rabbit: Вероятно, подразумевается свадебный поезд, "предок" современных свадебных кортежей.

Русалка: s_rabbit пишет: Вероятно, подразумевается свадебный поезд, "предок" современных свадебных кортежей. По инструкции к Ревизским сказкам -3 ревизии требовалось "против женского полу" указывать "старинная она того же села" или "взята со стороны откуда и по чему" . "По чему" означает документ-купчую (выкуп), которую не указывали в РС - на что был специальный указ. Т.е. сейчас мы бы написали, что невеста приехала выкупом ("по езде"-"поездом") из другого села (деревни). ".

s_rabbit: Русалка Спасибо. Пересмотрел третью ревизию по своей деревне. Теперь лучше представляю почему такие разные записи о женах. Сама деревня ясачная, 18 жен, дочерей ясачных крестьян, просто "взяты", две монастырские "взяты сватовством" и одна, опять же монастырская, "взята поездом". Логично, черт побери.

masuly: Русалка пишет: документ-купчую (выкуп) А можно поподробнее про выкуп?

Русалка: masuly пишет: А можно поподробнее про выкуп? Поезжане. ПОЕЗЖАНЕ — участники свад. поезда. Как правило, это название относится только к партии жениха (к тем ее участникам, к-рые участвуют в поездках, — напр., родители жениха во многих местах в них не участвуют), т. к. в теч. почти всей свадьбы только партия жениха ездит к невесте (немногочисл. визиты родственников невесты к жениху обычно не составляют поезда). Однако в свад. день (т. е. в день венчания и увоза невесты в дом жениха) к поезду присоединяются и те из участников партии невесты, к-рые по правилам могут ехать в церковь и в дом жениха (на это в разных местах накладываются спец. ограничения: могут оставаться дома родители невесты, ее родственники, или же вообще вся группа невесты остается и невесту никто не сопровождает к жениху). В свою очередь, группа жениха и группа невесты могут образовывать один поезд или два разных, в первом случае всех участников свадьбы могут называть Поезд. Иногда такой общий поезд называют просто свадьбой (напр.: "вся свадьба превратилась в волков"). Обычно (не учитывая названных исключений) П. выступает как "свита" жениха, его дружина; внутр. форма слова указывает, однако, только на факт участия в поезде и поездке. Это определяется тем обстоятельством, что на свадьбе все значимые перемещения, связанные с контактом группы жениха и группы невесты, совершаются только на лошадях (как правило, запряженных в повозку, но, напр., в чине, вошедшем в "Домострой", невесте полагается ехать в повозке, а жениху — верхом). masuly, Не понадобилось??



полная версия страницы