Форум » Источники » Специфика ревизий, метрик, исповедок и др. » Ответить

Специфика ревизий, метрик, исповедок и др.

Книгиня Плаксана: Родовед работает с массовыми историческими источниками. Т.е. такими документами, которых создавалось много по одному образцу, шаблону. Которые были массово распространены на территории России. Здесь можно поговорить об особенностях разных исторических источников, с которыми вам приходилось работать. Уточнить, какая информация в них более, а какая менее достоверна. Узнать, что означают сокращения. Поделиться необычным оформлением и формулировками. Смотрите также темы: "Исповедные росписи в архивах" (автор темы Natali) "Метрические книги в архивах" (автор темы gluk-5) "Самые "древние" метрические книги" (автор темы RODGER) "Сверка ревизий с метриками" (автор темы nilogov)

Ответов - 24

Елена Горбунова: Работая со своей родословной столкнулась с такой проблемой: очень часто в ревизиях встречаются не правильные или разные записи имен, отчеств, ВОЗРАСТА. Например: мой предок Савин по одной ревизии с 1757 года рождения, по другой, при подсчетах, получается, что 1741 г. Такие же "неточности" встречаются и у других моих предков. Как вы думаете, почему у детей разные возрасты между переписями? Возможно, «уменьшение» возраста у мальчиков связано с воинской или другой повинностью… ???? Интересно и то, что у моего предка при переписи 1853 года вдруг появляется дочь Пелагея 9-ти лет, хотя о ней ничего не упоминалось ни в 1851, 1852 году. (Это по ревизским сказкам Орловской губернии). С уважением, Елена.

Brulka: а с поиском метрических записей вы знакомы? только в них можно уточнить точные даты рождения, смерти, брака. В ходе ревизий допускались ошибки, пропуски, они потом уточнялись, заполнялись дополнительные ревизские сказки. Нужно сочетать несколько источников: ревизские создают костяк, основу данных о семье, данные из метрик нанизываются на этот костяк. Смотрите ещё исповедные ведомости, если есть.

KL: подскажите пожалуйста исповедные росписи велись совместно с метрическими книгами, или отдельно? В смысле где их искать? И ответ ему от форумчанина Михаил: В основном отдельно. Хотя встречал и вместе.


Книгиня Плаксана: Natali пишет 22.09.2012 в теме "Исповедные росписи в архивах" раздела "Источники": Исповедные ведомости (исповедные росписи), фиксирующие социальное положение, владельческую принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительство, возраст (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), состав семьи прихожан, являются одним из важных источников при изучении родословной. Составлялся этот документ ежегодно по каждому приходу православной церкви. При отсутствии метрических книг, исповедные росписи имели юридическую силу при определении возраста, доказательствах законности брака и других обстоятельствах. Mashenka пишет 12.01.2016 в теме "Формулярные списки мастеровых" раздела "Источники": Недавно натолкнулась на следующее: были так называемые формулярные списки мастеровых, в них указывались имя, возраст мастерового, его происхождение, время и место поступления на работу, изменения по службе, образование, поведение мастерового, наказания и штрафы, отпуски, участие в военных походах, оклад, семейное положение, число детей, их возраст и занятия и даже рост и внешность мастерового. К числу слабых сторон данного вида источников относится отсутствие сведений о родителях и плохая сохранность списков. alex66 пишет 13.01.2016 там же: Именно такие, подробные формуляры касаются только казенных мастеровых и непременных, на казенных заводах, а также казенных мастеровых ( мастеровых и непременных из государственных крестьян) переведенных на частные и посессионные заводы. А на частных заводах - только формуляры служащих довольно краткой формы, на мастеровых различные регистры, третные списки, месячные перечни, реестры на провиант, з/плату и т.п.

Далматовец: В конце метрической книги нередко встречаем вот такую ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших прихожанах той или иной церкви. Для примера взял ведомость Ключевской церкви Шадринского уезда 1890 года

Далматовец: Такую ведомость за 1890 год встретил в МК Белоярской Георгиевской церкви, составленную св. Алексеем Сельменским

Далматовец: Таблица родившихся младенцев той же Белоярской церкви

Далматовец: А это таблица болезней, от которых умерли прихожане Белоярской церкви в 1890 г.

Далматовец: Дарю тему для доклада на конференции УЦИО "Метрические книги как источник социологического исследования населения Урала" или "Священнослужители - социологи и демографы". Для примера можно использовать таблицы не только священника Белоярской Георгиевской церкви Алексея Леонтьева Сельменского, но и труды известного священника-бытописателя Ключевской Космо-Дамиановской церкви Тихона Ивановича Успенского. Он в течение 20 лет, с 1835 по 1855 годы, наблюдал рождение и смерность среди крестьян своего прихода. " В Ключевском приходе во 1450 душ 280 супружеств, прибыло родившихся: мужского пола 1074, женского 1049,- всего 2123 человека. Следовательно, население круглым счетом увеличивалось ежегодно на 7 процентов...", - писал он в 1859 году в своей статье "Очерк юго-западной половины Шадринского уезда" (Хрестоматия "Шадринская старина.1997 год")

Леонид: Ревизские сказки Катайского острога 1763г., РГАДА, Ф. 350, Оп. 2, Кн. 904 Ранее, просматривая материалы 3-й ревизии, я обратил внимание на то, что некоторые ветви рода записаны по местам своего прежнего поселения, хотя по переписи 1743г.(2-я ревизия) они уже мигрировали и проживали в других поселениях, и должны вроде бы там оставаться, что подтверждается более поздними документами (после 1763г.). Сейчас, просматривая 3-ю ревизию уже по другому поселению Катайского острога, я также обнаружил отсутствие в переписи некоторых фамилий, которые были в этом поселении ранее и оставались позднее 1763г. У меня создалось впечатление, что в основу переписи 1763г. легли церковные записи (духовные росписи и др.) и весь род записывался в одном месте. Может кто-то может прояснить ситуацию, это общие особенности этой переписи или это мой частный случай?

Lenpoint: В ревизской сказке 1834 года встречается такая запись "проживает с давних лет". То есть в данную перепись решили наконец-то семью записать уже в том месте, где она давно проживает. Не знаю, как там в более ранних РС, но по исповедке 1790 года эта семья на новом месте. Получается, минимум 44 года как семья проживает на новом месте. Был и другой случай по РС, семью возвращали на свое прежнее (официальное) место.

masuly: Первый раз в метрической книге в записи о крещении кроме расписки встретилась выпись о рождении язычницы - черемиски.

Лана К: Эта не запись в МК, это вложенный листок выписи из полицейских архивов. Подробнее на эту тему можно ознакомиться здесь: https//ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8

dinglinger: уважаемые участники форума, объясните пожалуйста как вёлся счёт дворов в деревнях при записи ревизий? Какой двор считался первым (№1) при различных типах застройки деревень - кучевой, рядовой, круговой и уличной?

godro: dinglinger пишет: как вёлся счёт дворов Как составители ревизской сказки решат.

mr-control: Доброго времени суток. Не нашел отдельную тему о Брачных обысках, спрошу здесь. В недавно выложенных на ПКК (огромная благодарность уважаемой Perol за оперативную публикацию ссылок на новинки оцифровки ) документах появились брачные обыски Свято-Никольской церкви села Кочёво. Мне ранее не доводилось работать с такими документами. С большим интересом их изучил. Обнаружил много новой информации для своего исследования. Собственно вопрос в следующем. На второй странице обыска жених, невеста и поручители ставят подписи, но поскольку в те времена грамотными были далеко не все, документ за них подписывали другие люди. При чем очень часто это были одни и те же люди. Сразу хочу отметить, что это далеко не родственники и не односельчане . Причина, почему это меня заинтересовало в том, что мой прадед, Пыстогов Михей Андреевич был одним из тех, кто расписывался в БО за других. Знаю наверняка, что к церковным служителям он не относился, но его подпись встречается довольно часто. Получается его привлекали для оформления документа? Как проходила процедура брачного обыска?

godro: mr-control пишет: Как проходила процедура брачного обыска? Предполагаю, что при каждой церкви складывалась группа "активистов-завсегдатаев", которые привлекались в качестве восприемников или свидетелей в тех случаях, когда родители или брачующиеся не нашли вовремя или не озаботились. И предполагаю, что такая околоцерковная публика даже кормилась своими услугами. Заметил среди "посторонних" восприемников, как они сменяли друг друга через какое-то время, то есть у них существовало что-то типа очереди.

mr-control: godro пишет: в качестве восприемников или свидетелей в тех случаях, когда родители или брачующиеся не нашли вовремя или не озаботились. В моем конкретном случае имена и фамилии поручителей по жениху и невесте записаны, но в виду их неграмотности, в документе за них расписывался другой человек под своим именем и фамилией.

godro: Так я о том и пишу - скорее всего, при церкви была группа людей "на всякий случай": восприемником или подписать за кого-нибудь. А может быть это называлось как-нибудь типа церковного совета или попечительства.

mr-control: godro Спасибо!

yury.sukharew@yandex: Алексей Ушенин (дай Бог ему доброго здоровья) разместил Перепись Утмановской волости Южской трети Устюжского уезда 1677–78 годов РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 15047. Лл. 484–498. https://1670.ru/census/1678/ustyug/utmanova/ Это очень хорошо и знаю уральских исследователей, которые уже нашли в ней прародителей. Изучая, обратил внимание, что контингент по-чёрному скрывал от переписи своих детей (мужеского пола). Вот пример.1678 Утмановская сл.Архангельский погост Устюжский уезд. 12. (в) пономарь Мартынко Васильев. У него дети: Илюшка, Васка тринат- (л. 496 об.) цати лет, Гришка осми лет, Фетка шти лет. Вот он же Шадринск 1680: Во дворе Мартынко Васильив сын Попов Сказал: родился де он в Устюжском уезде в Утмановской волости, жил у церкви в пономарех. В Сибирь пришол и живет в Шадринской слободе со 187-го году. У него дети: Илюшка 20 лет, Мишка 18 лет, Куземка 17 лет, Васка 14 лет, Федка 10 лет, Ивашко 8 лет, Сенка 6 лет. Откуда взялись Мишка, Куземка, Ивашка, Сенка? Еще пример. 1678 Утмановская слДеревня Олятовская на речке на Ентале и на озерке …(в) Ивашко Савин Хомяков. У него сын Ларька четырех лет. Он же, фамилия поменялась, но его дети потом опять Хомяковы. Шадринск, 1680 г.Во дворе Ивашко Савинов сын Попов. Сказал: родился де он в Устюжском уезде в Утмановской волости, церковного дьячка сын. В Сибирь пришол и живет в Шадринской слободе со 185-го году. У него дети: Петрушка 12 лет, Левка 8 лет, Ларка 6 лет, Юрка 3 лет, Федка году. Кроме Ларьки все левые.

medna: Чтоб в рекруты не взяли.

Nikky: Что вы хотите - компенсировали строгость российских законов их неисполнением

Любовь_Л: yury.sukharew@yandex пишет: Алексей Ушенин (дай Бог ему доброго здоровья) разместил Перепись Утмановской волости Южской трети Устюжского уезда 1677–78 годов Хочу также выразить огромное спасибо Алексею Геннадьевичу!



полная версия страницы