Форум » Источники » Специфика ревизий, метрик, исповедок и др. » Ответить

Специфика ревизий, метрик, исповедок и др.

Книгиня Плаксана: Родовед работает с массовыми историческими источниками. Т.е. такими документами, которых создавалось много по одному образцу, шаблону. Которые были массово распространены на территории России. Здесь можно поговорить об особенностях разных исторических источников, с которыми вам приходилось работать. Уточнить, какая информация в них более, а какая менее достоверна. Узнать, что означают сокращения. Поделиться необычным оформлением и формулировками. Смотрите также темы: "Исповедные росписи в архивах" (автор темы Natali) "Метрические книги в архивах" (автор темы gluk-5) "Самые "древние" метрические книги" (автор темы RODGER) "Сверка ревизий с метриками" (автор темы nilogov)

Ответов - 11

Елена Горбунова: Работая со своей родословной столкнулась с такой проблемой: очень часто в ревизиях встречаются не правильные или разные записи имен, отчеств, ВОЗРАСТА. Например: мой предок Савин по одной ревизии с 1757 года рождения, по другой, при подсчетах, получается, что 1741 г. Такие же "неточности" встречаются и у других моих предков. Как вы думаете, почему у детей разные возрасты между переписями? Возможно, «уменьшение» возраста у мальчиков связано с воинской или другой повинностью… ???? Интересно и то, что у моего предка при переписи 1853 года вдруг появляется дочь Пелагея 9-ти лет, хотя о ней ничего не упоминалось ни в 1851, 1852 году. (Это по ревизским сказкам Орловской губернии). С уважением, Елена.

Brulka: а с поиском метрических записей вы знакомы? только в них можно уточнить точные даты рождения, смерти, брака. В ходе ревизий допускались ошибки, пропуски, они потом уточнялись, заполнялись дополнительные ревизские сказки. Нужно сочетать несколько источников: ревизские создают костяк, основу данных о семье, данные из метрик нанизываются на этот костяк. Смотрите ещё исповедные ведомости, если есть.

KL: подскажите пожалуйста исповедные росписи велись совместно с метрическими книгами, или отдельно? В смысле где их искать? И ответ ему от форумчанина Михаил: В основном отдельно. Хотя встречал и вместе.

Книгиня Плаксана: Natali пишет 22.09.2012 в теме "Исповедные росписи в архивах" раздела "Источники": Исповедные ведомости (исповедные росписи), фиксирующие социальное положение, владельческую принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительство, возраст (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), состав семьи прихожан, являются одним из важных источников при изучении родословной. Составлялся этот документ ежегодно по каждому приходу православной церкви. При отсутствии метрических книг, исповедные росписи имели юридическую силу при определении возраста, доказательствах законности брака и других обстоятельствах. Mashenka пишет 12.01.2016 в теме "Формулярные списки мастеровых" раздела "Источники": Недавно натолкнулась на следующее: были так называемые формулярные списки мастеровых, в них указывались имя, возраст мастерового, его происхождение, время и место поступления на работу, изменения по службе, образование, поведение мастерового, наказания и штрафы, отпуски, участие в военных походах, оклад, семейное положение, число детей, их возраст и занятия и даже рост и внешность мастерового. К числу слабых сторон данного вида источников относится отсутствие сведений о родителях и плохая сохранность списков. alex66 пишет 13.01.2016 там же: Именно такие, подробные формуляры касаются только казенных мастеровых и непременных, на казенных заводах, а также казенных мастеровых ( мастеровых и непременных из государственных крестьян) переведенных на частные и посессионные заводы. А на частных заводах - только формуляры служащих довольно краткой формы, на мастеровых различные регистры, третные списки, месячные перечни, реестры на провиант, з/плату и т.п.

Далматовец: В конце метрической книги нередко встречаем вот такую ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших прихожанах той или иной церкви. Для примера взял ведомость Ключевской церкви Шадринского уезда 1890 года

Далматовец: Такую ведомость за 1890 год встретил в МК Белоярской Георгиевской церкви, составленную св. Алексеем Сельменским

Далматовец: Таблица родившихся младенцев той же Белоярской церкви

Далматовец: А это таблица болезней, от которых умерли прихожане Белоярской церкви в 1890 г.

Далматовец: Дарю тему для доклада на конференции УЦИО "Метрические книги как источник социологического исследования населения Урала" или "Священнослужители - социологи и демографы". Для примера можно использовать таблицы не только священника Белоярской Георгиевской церкви Алексея Леонтьева Сельменского, но и труды известного священника-бытописателя Ключевской Космо-Дамиановской церкви Тихона Ивановича Успенского. Он в течение 20 лет, с 1835 по 1855 годы, наблюдал рождение и смерность среди крестьян своего прихода. " В Ключевском приходе во 1450 душ 280 супружеств, прибыло родившихся: мужского пола 1074, женского 1049,- всего 2123 человека. Следовательно, население круглым счетом увеличивалось ежегодно на 7 процентов...", - писал он в 1859 году в своей статье "Очерк юго-западной половины Шадринского уезда" (Хрестоматия "Шадринская старина.1997 год")

Леонид: Ревизские сказки Катайского острога 1763г., РГАДА, Ф. 350, Оп. 2, Кн. 904 Ранее, просматривая материалы 3-й ревизии, я обратил внимание на то, что некоторые ветви рода записаны по местам своего прежнего поселения, хотя по переписи 1743г.(2-я ревизия) они уже мигрировали и проживали в других поселениях, и должны вроде бы там оставаться, что подтверждается более поздними документами (после 1763г.). Сейчас, просматривая 3-ю ревизию уже по другому поселению Катайского острога, я также обнаружил отсутствие в переписи некоторых фамилий, которые были в этом поселении ранее и оставались позднее 1763г. У меня создалось впечатление, что в основу переписи 1763г. легли церковные записи (духовные росписи и др.) и весь род записывался в одном месте. Может кто-то может прояснить ситуацию, это общие особенности этой переписи или это мой частный случай?

Lenpoint: В ревизской сказке 1834 года встречается такая запись "проживает с давних лет". То есть в данную перепись решили наконец-то семью записать уже в том месте, где она давно проживает. Не знаю, как там в более ранних РС, но по исповедке 1790 года эта семья на новом месте. Получается, минимум 44 года как семья проживает на новом месте. Был и другой случай по РС, семью возвращали на свое прежнее (официальное) место.



полная версия страницы