Форум » Источники » Самые "древние" МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ » Ответить

Самые "древние" МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ

RODGER: Уважаемые друзья! Предлагаю в этой теме поделиться выписками из самых ранних метрических книг, которые вам приходилось держать в руках. Это будет интересно и познавательно. Здесь можно отметить региональные особенности заполнения метрических книг, описать с какими трудностями приходилось сталкиваться при их поиске и прочтении. Это поможет будущим исследователям собственного родословия.

Ответов - 41, стр: 1 2 All

RODGER: Новость в тему В Омске рассказали о самых древних метрических книгах Как сообщил информационный портал «НГС Омск», главный архивист отдела использования и публикации документов исторического архива Омской области Наталья Храпова на встрече с журналистами рассказала, что в архиве хранятся четыре древние метрические книги, в том числе . самая первая по России, относящаяся к 1722 году. По утверждению «НГС Омск», эту книгу «вели монахи Свято-Параскевиевской церкви», и в ней содержатся записи о рождении жителей города Тары. Поскольку омская Параскевиевская церковь построена в 1901 году, а монахи обычно принадлежат к монастырям, речь, очевидно, идёт о церкви женского Параскевиевского монастыря в городе Таре. Вели книгу, разумеется, не монахи (да им в женском монастыре и не положено быть), а священник с причтом. Из-за ветхости древних метрических книг посетители архива могут знакомиться с ними только в электронном варианте. Также г-жа Храпова сообщила, что в архиве хранится метрическая книга 1856 года с записью о рождении художника Михаила Врубеля

АК-63: В Курганском и Шадринском архивах просматривал МК за 1780-е годы, с более старыми документами подобного рода иметь дело не приходилось...

Perol: На ППК самая ранняя мне встретилась за 1766 г. – Николаевской церкви села Кыласовского Соликамского уезда. Вот здесь можно посмотреть: http://bit.ly/1LlWr26


nilogov: Самая ранняя на ППК - это, наверное, метрическая книга Чердынского уезда 1760 года (37-3-303, https://pokolenia.permkrai.ru/funds/view/52271). А есть ещё более ранние в ГАКО - 1756 год...

RODGER: nilogov пишет: ГАКО Это Красноярск?

Brulka: модет Краснодар?, хотя не - Курган...

mr-control: ГАКО это Киров. МК Чердынского уезда за 1756 г. хранится в Кирове.

godro: Метрики за 1760-е гг. есть в Тобольском архиве, доступны на сайте.

nilogov: mr-control пишет: А какие именно по Чердынскому уезду?

RODGER: Пока лидируют nilogov и mr-control, видимо, державшие в руках метрики 1756 г. Здорово! Но может быть кто-то работал с ещё более "древними" метриками?

nilogov: RODGER Я в руках не держал, просто у меня есть сканы... Как и ранние исповедки 1730-х годов из ГАКО...

RODGER: nilogov Исповедки здесь в расчёт не берём. Если все остальные тоже со сканами работали, тогда лидером становится АК-63, державший в руках МК за 1780-е гг. в Шадринском архиве.

nilogov: Хм, работая в ГАПК я смотрел ещё не оцифрованные метрики по Старому Посаду 1784 года. Какой-то странный конкурс... В ЦГИА СПб. есть метрики 1735 года...

АК-63: Ну, тогда уточню: ГАШ, фонд-340, опись-1, д-3. Метрическая книга Усть-Миасской церкви, 1780г. А вообще самый старый документ в бумажном виде, с которым доводилось работать - это перепись 1719г из ГАСО, кажется, по Камышевской слободе (потом поправлю, если что)... И еще возникла вот какая родственная тема. - Во многих публикациях, относящихся к клировым ведомостям, указывается, что они появились в 1769г, но это НЕ ТАК. - Ведомости о духовенстве, составлявшиеся в то время (а также до и после - по крайней мере, в период ...1737-1777...гг) резко отличались от КВ как по форме, так и по содержанию; они походили на исповедки, были гораздо менее информативны и в них не указывались лица женского пола. Самые же старые из известных мне клировых ведомостей в традиционном понимании этого слова датированы 1800г. Вопрос: попадались ли кому-то эти документы за более ранний период?

Леонид: АК-63 пишет: В Курганском и Шадринском архивах просматривал МК за 1780-е годы Я также просматривал в Курганском и Шадринском архивах Метрические книги за 1780 год. ГАКО, Ф.243, Оп.1, Д1, 1780-1830г.г., 327 л. Метрические книги по Пророко-Ильинской церкви Катайской слобо¬ды (с. Катайского) Камышловского уезда Вот выписка за 1780 год, часть 1, о родившихся: № 53 Октябрь 26 Деревни Плетневой у крестьянина Луки Честикова сын Димиан ГАШ, Ф.335, Оп.1, Д.3, 246л. Метрические книги. Вознесенская церковь в с. Крестовском Далматовского района. Хотя дело и названо как «Метрические книги», но в нем с 1794г. есть также исповедные росписи. Вот выписка за 1780 год, часть 1, о родившихся: №2 Январь 6, Деревни Озеро Вавилово у крестьянина Елизара Честикова Дочь Домника Как видим, в то время имя матери не писалось (воспреемников.я, к сожалению не записал) А вот фотокопия записи из МК ГАШ уже за 1786 год, (сделал копию т.к. здесь есть запись о моем пра…пра… деде). Поражает сохранность документа и каллиграфия записей. http://shot.qip.ru/00Q0H1-3QfqeJ2D7/

АК-63: Леонид пишет: Поражает... каллиграфия записей. Видимо, тогда за этим следили. Я тоже не раз обращал на это внимание, когда просматривал документы, относящиеся к концу 18-го - началу 19-го века. Но если при этом попадался какой-нибудь черновик, написанный архиерейской рукой, то это было что-то с чем-то... Да и то сказать, кому же было спрашивать с архиерея, кроме Господа Бога?! (Впрочем, людей, пишущих, как курица лапой, хватает и в наши дни...) Хотя дело и названо как «Метрические книги», но в нем с 1794г. есть также исповедные росписи. Это еще одна интересная тема. В тот период за одни и те же годы по одним церквам составлялись метрики вполне обычного вида, по другим - с записями о рождениях, браках и смертях на одной странице (поделенной на 3 столбца) и исповедками на обороте. В чем тут причина - я так и не понял...

nilogov: Метрическая книга 1727 года из ЦГИА СПб. (19-124-138)

nilogov: Вот 1722 год! ЦГИА СПб. (19-111-770)

АК-63: Получается, что умершие в метриках вначале не записывались?

nilogov: АК-63 пишет: Надо конкретно смотреть... В этом документе не записывались.

АК-63: Екатеринбургская Златоустовская церковь тоже была в метриках Тавдинского заказа?

nilogov: ribakovalg пишет: Да мы же не в игрушки играем... Просто проясняем вопрос.

RODGER: nilogov пишет: Вот 1722 год! ЦГИА СПб. (19-111-770) А вот это уже другое дело! Визуализация приветствуется!

RODGER: Раз уж у нас тема расширилась... АК-63 пишет: по другим - с записями о рождениях, браках и смертях на одной странице (поделенной на 3 столбца) Мне попадалась такая форма записи по Верхисетскому заводу, начиная с 1782 года. Только это была не метрическая книга, а "Ведомости о родившихся, бракосочетавшихся и умерших", которые вели в заводской конторе (ГАСО. Ф. 72. Оп. 2. Д. 17). Интересно, что в первой ведомости (с января по апрель 1782 г.) шёл учёт родившихся и умерших только мужского пола по месяцам, точные даты не указывались. (л. 16) Месяц генварь [1782 г.] № Вновь рожденных - 1 У молотоваго мастера Матвея Степанова сын Афонасей № Бракосочетавшихся - 1 Поторжной работник Терентей Катаев в замужество взял здешняго ж завода умершаго моло[товаго] мастера Ивана Муромцова дочь Авдотью № Умерших - 1 Молотовой мастер Феоктист Зубрицкой Затем, начиная с 5 июня, учитывались вновь рожденные, браком сочетавшиеся и умершие мужчины каждые две недели, указывались временные интервалы (например, июня с 5 по 19 число), т. е. ведомости стали более точными. Начиная с 28 сентября стали учитывать женщин, но они пока не рождались. В ведомости с 11 по 25 сентября 1782 г. впервые указано рождение младенца женского пола: (л. 24) У Прокопья у Старцова дочь Ефтинья Умерших записывали без возраста: (л. 24) Октября с 9 по 23 ч[исло] у Василья Самойлова дочь Мария С апреля 1783 г. начали фиксировать точные даты рождения, смерти и возраст умерших. В исключительных случаях указывалась причина смерти: (л. 37 об.) Умерших 1783 года Июля 11 ч[исла] Ивана Потапова сын утонул Петр 8 лет В дальнейшем делал выписки до 1789 года, но в основном по крепостным крестьянам, поэтому полной картины того, как менялся формуляр источника, у меня нет.

a-musikhin: Уже в самых ранних МК имеется три части. Вот, например, МК из Уржумского уезда 1724 г. (самая ранняя в ГАКО (Кировский))

Прокин: А что было до записей в метрических книгах? Т.е. до метрических книг. Как то фиксировали обряд крещения?

medna: Даже грустно стало... Почему нет таких метрик по Режевскому заводу или Аятской слободе?... А если работаешь с родословием старообрядцев, метрик нет и за середину ХIХ столетия...

АК-63: Вчера довелось поработать с метриками из Тверского архива (Старицкий уезд) за 1722 г., копии которых есть на сайте у мормонов. Там же выложены и исповедки за период с 1730 г., но самые старые из них составлены не пойми как - нет ни полного перечисления членов семьи, ни данных о возрасте. Только с 1738 г. они приобрели привычный вид...

Evghenii: В интернете самую раннюю видел только 1726 года Вознесенской церкви Сарапула, а из украинских 1744 по городу Тору (Славянск). .

medna: Очень жаль, что они были уничтожены. Сколько тайн ушло безвозвратно...



полная версия страницы