medna: АК-63 пишет: Иеронимови Может быть, трансформировалось.
Лана К: Также, согласно монаху Иакову Черноризцу[46], более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров. Вполне естественным было требование к князю Владимиру принять крещение, при котором он был наречён именем Василия — в честь императора Василия II. Таким образом крестильное имя Володимира было Василий, почему канонизирован был не под крестильным именем?
TUB: Я писала: Анастасия Амфильерева Лисичкина. Снова встретилось, но в другом написании: Анастасия Амфилофиева Лисичкина. Судя по всему отец её был Амфилохий. Просто трудно написать было правильно.
АК-63: TUB пишет: Анастасия Амфильерева Лисичкина... в другом написании: Анастасия Амфилофиева Тогда на этот счет не заморачивались. Это сейчас: поставили в документе "е" - вместо "ё" - иди через суд доказывать, что ты не верблюд... И ещё. Сегодня встретилось в одном документе неразборчивое имя (женское) - то ли Павола, то ли Вавила. Паволы в наших святцах нет, Вавила есть только у мужчин, вот и думай, что хочешь...
Лана К: Может просто Павла. ПАВЛА. Женское к Павел (см.). 16 (3) января - мученица Павла дева. 8 февраля (26 января) - праведная Павла вдова. 23 (10) февраля - мученица Павла дева. 16 (3) июня - мученица Павла.
medna: Мардон.
medna: Фасья.
medna: Разум.
medna: Дида.
masuly: Агав - (еврейское) Саранча. Именины: Января 4(17), апреля 8(21)
Елена Борисовна: Экзакустодиан Из Вятских метрик, и не каких-то там древних, а за 1910 год.
Войнов: Елена Борисовна пишет: Экзакустодиан латинское имя "хранитель города". греческое "слушающий". Именины - 17 (4) августа и 4 ноября (22 октября) - мученик Ексакустодиан (известен также под именем Константин), отрок Ефесский.
medna: В одной из родословных встретила женское имя Игумения. Однако в православном именослове не нашла такого имени.
Evghenii: ЕЛГИНЬЯ Это тоже самое, что и Евгения? В дальнейшем она встречается, именно, как Евгения.
medna: А, может, тут написано Евгинья?
godro: medna пишет: тут написано Евгинья? Написано - Елгинья. Это, конечно, Евгения, но записано так, как в быту произносили.
godro: Наверно, кто-нибудь помнит анекдот про студента, утверждавшего , что был такой историк Вил. Я очень удивился сегодня, встретив в 1870-е гг. в селе Арамильском крестьянина, которого звали Вил Сергиев Лаптев! Может, прав был студент?
medna: ВИЛ. Возможно, ветхий (греч.). 10 ноября (28 октября) - мученик Вил.
Лана К: По гречески ветхий это даже близко не похоже на Вил - παλαιά ветхий прил. παλαιά , παλαιός ( старый ) Παλαιος А вот в ассирийском (новоарамейском) языке было такое имя - означает Верховный Владыка. Каким образом оно попало в святцы, как греческое...
Tamara: Странные (на мой взгляд) имена из МК Пермской губернии, первая половина XIX в. (Все проверены по святцам) Мужские: Аверкий, Автоном, Акиндин, Амфиан, Андроник, Анфиноген, Анцыфер, Апполон, Аристарх, Африкан, Вавила, Галактион, Гурий, Дий, Евлампий, Евтроп(ий), Елизар, Епиктет, Епимах, Иродион, Калина (Калиник), Кирик, Ксенофонт, Конон, Логин, Марий, Маркел, Мартемьян, Меркурий, Наркис, Неофит, Онисифор, Осий, Папа, Пигасий, Пуд, Савватий, Сакердон, Серапион, Созонт, Стратоник, Флегонт, Фирс Женские: Аникия, Анимаиса, Афимья, Домника, Епистиния, Зеновия, Иулитта, Иустина, Клеопатра, Макрина, Мариамна, Минодора, Неонила, Нимфодора, Синклитикия, Фе(о)досия, Фекуса, Фотина, Хиония
godro: Tamara Не встречал из мужских только Амфиана, Епиктета и Сакердона, женские знакомы все.
medna: АМФИАН, АНФИАН. Круглый, окруженный; Амфион - греческий мифический герой, обладавший божественным даром игры на лире. 15 (2) апреля - мученик Амфиан. ЕПИКТЕТ, ЭПИКТЕТ. Приобретенный (греч.). 20 (7) июля - преподобномученик Епиктет, пресвитер. САКЕРДОН. Жрец, священник (лат.). 22 (9) марта - мученик Сакердон Севастийский.
Tamara: Как-то всегда считала, что Аполлон Митрофанович из "Чародеев" - это своего рода насмешка над любителями давать ребёнку вычурные имена (и не думать, как они с отчеством согласовываться будут). А, получается, в русской деревне реально мог жить-поживать такой Аполлон Митрофанов.
medna: Почему бы и нет? В моих родословных есть Аполлон Кириллович и Аполлон Терентьевич.
Войнов: Tamara пишет: смешка над любителями Тут батюшка еще имел значение... Если умел убедить родителей- значит крестили Аполлонов и Меркуриев... Нет-через одного Фёдор, да Яков.
Антонина: Добрый день ! Попалась мне одна метрическая книга, где батюшка описывал, в честь какого праздника именин, нарекает этим именем. У моих предков попадают имена , которые не знаю как расшифровать. Прошу знатоков форума помощи. Имена - Иовлев,Флодир, Аверилий, Граний.
Антонина: Спасибо за ответ! Посмотрела словарь, обозначение имен, некоторые не совсем такие. Аверилий в словаре есть только Аверий. Может быть батюшки раньше, сами додумывали окончание. Все равно спасибо за информацию.
Войнов: Антонина пишет: Аверилий Вероятно искажённое Аврелий (согласно католическому календарю, в православных святцах это имя не значится) 26 апреля, 10 июня, 20 июля, 27 июля, 20 октября, 12 ноября. Святые: Аврелий, епископ; Аврелий, епископ Карфагенский; Аврелий, мученик. Аврелий значит «золотой» (это перевод имени Аврелий с латинского языка).
Антонина: Спасибо за ответ! Ваш ответ ближе к истине. Другое имя Флодир а, в словаре только Флориан. Где батюшки их только находили?
Nick_L: Актуальная тема. Для меня - в контексте внесения персоналий в базу данных с помощью программного средства. Основным требованием при систематизации данных такого рода считаю унификацию имен для целей последующего поиска, сравнения и идентификации на базе в несколько тысяч персоналий. С некоторых пор начал формировать словарь имен с установленным "эталонным" и вариантами его написания в документах. Вопрос непростой и дискуссионный. А конкретно по теме из встреченных мной и особенно понравившихся редких: Мужские: Анемподист Иен (Иона) Келсий (Келсей) Женские: Синклитикия (Сихклитикия) Хиония (Феона, Фиона)
godro: Nick_L пишет: Иен Иов. Отсюда фамилии Иевлев, Иовлев и Ивойлов. Nick_L пишет: Синклитикия Сингклитикия. В просторечии Секлетинья или Секлета, Скелета.
Лана К: Иен(Ион, Иона) По происхождению имя Иона – «יוֹנָה» – древнееврейское. В переводе этого слова, которое на греческом языке пишется как «Ιωνας», есть разночтения. Кто-то дает буквальное значение – «голубь», кто-то переводит как «имеющий терпение», «терпеливый». Отсюда произошли такие фамилии, как Ионовы, Ионины, Ионкины, возможно Енины.
Tamara: В МК 1806 г. наткнулась на женское имя Архелая. Отец - священник; он же её и крестил.
godro: Лана К пишет: Иов и Ион(а) - это разные имена А в быту их путали.
Лана К: godro пишет: А в быту их путали. В быту и Ваню с Васей путают. Огласить весь список?
Лана К: Tamara пишет: В МК 1806 г. наткнулась на женское имя Архелая. Происхождение имени Архелая Греческое Значение имени Архелая Начальница людей
Гала Сурина: Подскажите, пожалуйста, во всех документах Василиса, а могла она быть записана в МК Вассой? Встречалось ли у Вас такое?
medna: Да, эти имена взаимозаменяемые.
Nick_L: medna пишет: во всех документах Василиса, а могла она быть записана в МК Вассой Да, это сплошь и рядом. При систематизации в базе данных с ипользованием ПО "Древо Жизни" использую имя Васса в качестве эталонного.
Далматовец: Из МК Ключевской церкви 23 ноября 1893 г.
Войнов: Далматовец пишет: Из МК Ключевской церкви 23 ноября 1893 г. Миропия 15 декабря Миропия Хиосская, мученица Святая мученица Миропия Хиосская родилась в городе Ефес. Во времена гонений на христиан императора Декия она удалилась на остров Хиос, где подвизалась в посте и молитве и погребала тела мучеников Христовых. За это Миропию около 251 года схватили и подвергли жестоким истязаниям, от которых она и скончалась. Миропией её назвали потому, что она собирала у гробниц мучеников миро и врачевала им больных.
magritte: *PRIVAT*
medna: Амин.
medna: Аза.
Далматовец: Почему-то среди незаконорожденных крестьянских детей в метрических книгах Вознесенской церкви Шадринского уезда чаще встречались такие имена: Голиндуха, Синлитикия, Каллимах, Еликонида, Смарагд, Нимфодора, Авив и др.
Людмилв: Имена Синлитикия, Еликонида, Смарагд нередко встречаются и у законнорожденных священнослужительских детей. Бабушку моей мамы со стороны отца, живущей в Ярославской губернии, жену диакона Александра Покровского звали Синклитикией.
medna: Это закономерность известная. Незаконнорожденные и дети священнослужителей. Незаконные в наказание. А дети священников - не знаю почему. Наверное, чтоьы не исчезали старинные имена.
Людмилв: medna пишет Наверное, чтобы не исчезали старинные имена А я думаю, что эти имена были в святцах, а также матери, не состоящие в браке, сами давали детям имена, также из святцев
medna: В этом случае мнение падшей матери мало кого интересовало.
godro: Людмилв пишет: эти имена были в святцах Естественно. Других имён у православного священника получить было почти невозможно. Но незаконнорожденные дети часто умирали до года, поэтому редкие имена не приживались.
Татьяна_Ш: среди редких (для меня) имен моих предков это - Фиона, Лепанида, Евсей, Неонилла, Зиновия... и имя моего отца - Фаддей :)
Далматовец: Родился Иуда Яковлевич в июне 1913 г. в деревне Сараткуль Вознесенской волости
medna: От имени Иуда возникла фамилия Юдин.
TUB: Вот несколько имён, явно искажённых. Попробую предположить, какие это имена на самом деле. Пост - видимо, это Пист. Ферафонт - Ферапонт. Евпистихий - Евпсихий. Елистарх - Аристарх. Феопаст - Феопист.
Nick_L: Вчера буквально встретилось такое прекрасное имя - Разумник. Интернет-словарь Академик дает такую трактовку: https://dic.academic.ru/dic.nsf/personal_names/1882
medna: Имя Разумник, наверное, одно из самых обсуждаемых в разделе "Православные имена". Кажется, уже пошло по пятому кругу .
medna:
medna: АГАФОПОД. "Доброногий", с добрыми ногами (греч.). 18 (5) апреля - мученик Агафопод, диакон.
medna: ИСКОЙ. Возможно, думающий (греч.). 8 апреля (26 марта) - мученик Иской.
medna:
medna: КАСТОР (КАСТОРИЙ). Блистающий или Возможно, Бобровый (греч.) и имя одного из греческих мифических героев Диоскуров (см. Диоскор). 25 (12) августа - преподобный Кастор. 1 октября (18 сентября) - мученик Кастор. 18 (5) ноября - священномученик Кастор, епископ. 31 (18) декабря - мученик Касторий.
medna:
medna: ПАПИЙ (ПАПА, ПАППА, ПАППИЙ). Отец (священник) (греч.). 13 февраля (31 января) и 16 (3) февраля - мученик Папий. 2 марта (17 февраля) - праведный Папа. 23 (10) марта - мученик Папий. 29 (16) марта - мученик Папа. 16 (3) июня - преподобный Паппа. 20 (7) июня - мученик Папий воин. 11 июля (28 июня) и 20 (7) июля - мученик Папий. 6 августа (24 июля) - праведный Папа. 14 (1) августа - мученик Папа Новый. 6 ноября (24 октября) - святитель Папий, епископ Скифрский.
medna:
medna: НУНЕХИЯ. Разумная, рассудительная (греч.). 23 (10) марта и 29 (16) апреля - мученица Нунехия.
medna: СИКСТ. Шестой (лат.); римское личное имя. 23 (10) августа - священномученик Сикст, папа Римский.
medna: Обычно встречается Уирко.
medna:
medna: ФИЛАДЕЛЬФ. "Братолюбивый" (греч.). 21 (8) февраля, 23 (10) мая и 15 (2) сентября - мученик Филадельф.
TUB: Не могу понять от какого имени образовано просторечное ИМОСКА. Может быть, кто знает?
medna: Имя женское или мужское?
TUB: Мужское. Это в переписи: перечисляются дети. Я вот подумала, что, возможно, не совсем правильно прочитано было. Если было так: МОСКА, то бишь Моисей? Или ещё что-то подходит?
medna: Иоска - Иосиф. Просто букву М случайно добавили.
TUB: Вот спасибо!
Tamara: Элпидифор (написала так, как в МК)
godro: TUB пишет: просторечное ИМОСКА А "и Моска" по контексту не получается? С учётом, что союз могли написать с заглавной буквы и слитно со следующим словом.
TUB: godro, как это выглядит в исходном тексте, я не знаю. Я читаю уже переписанный текст. Но вряд ли там союз, написано "брат Имоска".
medna:
medna: ЛИН. Имя греческого мифического героя, музыканта и певца. 17 (4) января и 18 (5) ноября - апостол Лин.
ДНЦГ: Никогда особо не увлекался этой темой, но сегодня стал просматривать метрики по ВИЗу за 1847-1849 гг. и не удержался... - Варул, Верк, Елим, Ерос, Иской, Кастор (это имя встретилось дважды, за разные годы), Пигасий, Псой, Сатир, Сикст, Тивуртий, Турвон, Филаделф; - Епихария, Каздоя, Каллиста, Керкира, Нунехия, Пинна (причем так назвали девочку, хотя это вообще-то мужское имя), Сигклития, Уирка... (ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 223, 228, 231.) Для интересующихся рекомендую просмотреть метрики по этой церкви и за другие годы...
Nick_L: Только что встретилось такое имя: Елезвой. Сначала в метрике нашел, не смог сначала разобрать, потом по ревизской сказке подтвердилось.
medna: ЕЛЕЗВОЙ. 6 ноября (24 октября) - блаженный Елезвой, царь Ефиопский.
Muchan: 1720 Чердынь Серапио́н, также Серафио́н — мужское русское личное имя греческого происхождения; восходит к др.-греч. Σεραπίων — «служитель культа Сераписа», божества эллинистического Египта (см. Серапеум — греч. Σεραπείον)
medna: СЕРАПИОН (СЕРАФИОН, САРАПИОН). Посвященный Серапису (Сарапису), егип. и греческому божеству плодородия и жизни. 13 февраля (31 января) - мученик Серапион. 23 (10) марта - мученик Серафион. 29 (16) марта - святитель Серапион, архиепископ Новгородский (Рус.). 19 (6) апреля - мученик Сарапион. 20 (7) апреля - преподобный Серапион монах. 27 (14) мая - преподобный Серапион Синдонит. 28 (15) мая - преподобный Серапион Псковский (Рус.). 6 июня (24 мая) - мученик Серапион египтянин. 10 июля (27 июня) - преподобный Серапион Кожеезерский (Рус.). 26 (13) июля и 31 (18) августа - мученик Серапион. 20 (7) сентября - преподобный Серапион Спасоелеазаровский (Рус.). 26 (13) сентября - мученик Серапион.
Наташонок: Всегда недоумевала, как Анна стала в просторечии Нюрой. Ну вроде бы совсем не созвучно, да и имя Анна сверхпростое, чтобы как-то его переврать при написании. И вот, наконец, погуглила Возможно кому-то будет интересно, нашла такое объяснение: Почему Анна - Нюра, а Александр - Шура? Заимствованные из Византии православные имена, приспосабливаясь к русскому языку, упрощались, сокращались и дополнялись традиционными русскими суффиксами. Например, от имён Александр и Александра отбрасывалось начальное А, оставалось Лександр(а), затем устранялось «мешавшее» -др- и добавлялся русский суффикс -ня или -ша, получалось Лексаня и Лексаша. Тогда отбросили начальное Лек, осталось Саня и Саша. Но был ещё ласкательный суффикс -ура, и его добавили к имени Саша, получилось Сашура. Это имя опять показалось слишком длинным, и начальное Са отбросили, осталось Шура. Аналогичные, но более простые преобразования претерпело имя Анна. В нём оставили одно ударное А, а следующие за ним нна заменили на русский суффикс -ня, получилось Аня, добавили ласкательный суффикс -юра, стало Анюра и отбросили ставшее «мешать» А, осталось Нюра. Но были ещё суффиксы -ша и -ся. С их помощью из Нюра получились имена Нюша и Нюся. В результате всех этих преобразований имена Шура и Нюра состоят из одних только суффиксов. Подобные изменения произошли не вдруг и не по чьей-то воле, а, как выражался академик Лев Владимирович Щерба, «в кузнице разговорной речи».
medna: Наташонок пишет: Шура и Нюра состоят из одних только суффиксов
ДНЦГ: Наташонок пишет: нашла такое объяснение Может, и для меня найдете объяснение? - На днях столкнулся с тем обстоятельством, что один и тот же (судя по всему) человек вначале во всех документах указывался как Анфиофил, а потом стал Амфилохием. При этом никакого Анфиофила в святцах нет вообще (или, может, те святцы, которые выложены в Интернете, неполные?). Правда, на продукт "кузницы разговорной речи" в данном случае не похоже; такое имя вряд ли могло появиться в качестве некоего упрощенного варианта...
godro: ДНЦГ пишет: в качестве некоего упрощенного варианта Не упрощённый вариант, а просторечный - зафиксированное неправильно услышанное и воспроизведённое имя Амфилохий. В другом селе могли это же имя транслировать по другому. Так из Георгия через Егоргия получилось имя Егор, а через Гюргия - Юрий. Из имени Глафира делали Графиру, из Сигклитикии - Секлетинью и далее Скелету.
TUB: А могли из Дементия сделать Демида? Имена-то разные.
Наташонок: На всякий случай: текст про Нюру и Шуру - это цитата. Это не я так ясно изложила )) Про Демида: это Диомид в церковной форме. Действительно имена разные. Я бы исходила из того, что и два разных человека. Но вот сделать, наверное, могли что угодно Могли просто при записи ошибиться. И могли по неграмотности решить, что одно и то же. А что касается вышеприведенной Скелеты, то это пока лидер хитпарада. Такого творческого переосмысления я не еще встречала. Интересно, а давали имя Яздундокта (она же Снандулия). Или это уже перебор? Наверное тоже интересные были бы народные варианты...
Evghenii: TUB пишет: А могли из Дементия сделать Демида? Имена-то разные. Если из Леонтия делали Льва, а из Поликарпа - Карпа, то из Дементия в Бымовском заводе не один Демид выходил.
mostlyautumn: Наташонок пишет: Интересно, а давали имя Яздундокта (она же Снандулия). Или это уже перебор? 1802 год: "Аятской слободы у крестьянина Климы Фоминых дети Ерминиггел, Снандулия близнецы." (Ерминиггел = Ерминингельд)
Наташонок: Evghenii mostlyautumn, отличный выбор для близнецов! Наверное у них в деревне было прозвище "эти двое", ибо не выговоришь. Мне когда-то встретилось это имя готфского королевича, так я читала по слогам )
ДНЦГ: Наташонок пишет: Наверное у них в деревне было прозвище "эти двое", ибо не выговоришь Ермил и Сандалия!
godro: Evghenii пишет: а из Поликарпа - Карпа Из Поликарпа чаще всего делали... Ипполита! И наоборот. А чередование-подмена Диомида (Демида), Дометия (Дементия) и Дамиана (Демьяна) - обычное дело.
godro: Наташонок пишет: Яздундокта (она же Снандулия) Яздундокта прикольней. :)
TUB: Не найдя в РС Дементия Бояршинова, а только Демида, и не зная как этого Дементия по батюшке звали, сомневалась: вдруг что-то пропустила. Теперь закрою этот вопрос. Это он. Спасибо за ответы!
Наташонок: У меня вот тоже один товарищ то Онисифоров, то Христофоров. И вроде один человек, но все равно думаешь: ну как так-то? Неужели и отца его двумя именами звали, ведь отличаются же они... Кстати, а кто как в древо заносит таких многоимянных людей? Особенно когда две фамилии - то с одной себя укажут, то с другой?
гамаюн: Наташонок пишет: а кто как в древо заносит таких многоимянных людей? Особенно когда две фамилии Петр (Василий,1878) Семенов (Семионов, Симионов) МАКЛАКОВСКОЙ (МАКЛАКОВ, МОКЛАКОВ, АНАНЬИН, ЗАЧОСОВ, ЗАЧОСИН) *1801/02 +30.04(2.05).1881, 94 лет, от старости. Крестьянин Нижне-Сергинского з-да. Кроме ошибочного в 1878 Василия, остальное все верное.
medna: Люкий.
medna: ЛУКИЙ. Вариант имени Лука. 17 (4) января - апостол Лукий. 27 (14) августа - мученик Лукий, воин. 2 сентября (20 августа) - мученик Лукий. 23 (10) сентября - апостол Лукий.
medna: Аз.
medna: АЗА, АЗИЙ. Мощный, сильный, крепкий (евр.). 2 декабря (19 ноября) - мученик Аза. 26 (12) декабря - праведный Аза.
sascha04: Елпидифор (др.-греч. Ελπιδοφόρος — приносящий надежду) — имя греческого происхождения
sascha04: Елпидифор Анемподистович Кири́ллов (1883 — 27 ноября 1964, Одесса) — советский физик, доктор физико-математических наук, создатель одесской научной школы в области научной фотографии. из-за сложного имени отчества Кириллова, сотрудники называли его Аккордеон Патефонович.
Nath: Что за имя?
medna: Афимья?
Войнов: Nath пишет: имя Нет! Четко видна буква "г"- Агиня. Вероятно, вариант написания имени Агния.
medna: Да, на Агнию похоже.
Леонид: Предпоследнюю буква, скорее всего, можно прочитать как "и" или "й", т.к во всех случаях в окружающем тексте у буквы "н" поперечная палочка горизонтальная. Возможно Агийя?
Nath: Леонид пишет: во всех случаях в окружающем тексте у буквы "н" поперечная палочка горизонтальная. Меня тоже смущает, что везде "н" - хорошо идентифицируема поперечной палочкой, а в данном случае - больше на "и" похоже. Если бы не это, я бы тоже посчитала, что в "Агнии" местами буквы попутали. Писчик документа - достаточно аккуратный, я не заметила, чтобы он ошибался в именах. Если важно, то это ревизия 1834 г.
godro: Войнов пишет: вариант написания имени Агния Нет, не вариант Nath пишет: я бы тоже посчитала, что в "Агнии" местами буквы попутали Даже очень хорошие писцы делают ошибки.
medna: Так всё-таки Агния?
sascha04: Войнов Агиня Помнится, в деревне нашей старичка одного звали Агиней, а старушку его - Агинихой. А как его "по-правильному" звали - не знаю.
godro: sascha04 пишет: старичка одного звали Агиней А. Если старичок, то вариант - Евгений. Женский - Евгения. Для ревизских сказок вполне допустимо.
Nath: Может, это от греческого Агиа ("святая")? https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D1%81
medna: Встретила в Вологодских епархиальных ведомостях имя Кирополит. В святцах не нашла.
medna: Протолеон.
medna: ПРОТОЛЕОН. Первый лев (греч.). 6 мая (23 апреля) - мученик Протолеон.
medna: В святцах имени Июся не нашла. Возможно, Иустина.
Гала Сурина: Семерикова Ефросинья Фереферьевна Кто был ее отец?
medna: Фереферий, очевидно. Хотя в святцах на первый взгляд не находится.
medna: Тамара Виталиусовна. Имени Виталиус в святцах не нашла.
medna: Коллеги! В переписи Поскочина 1680 года один из крестьян назван Ганка. Какой полный вариант у этого имени?
Nikky: Тоже стало интересно... Вот нашел на форуме ВГД: В далёком прошлом на Руси было известно мужское имя Ганька (Ганка) – уменьшительная форма от имени Гавриил. Встречалось и женское имя Ганька (Ганка) - уменьшительная форма от имени Агафья. Белорусам, украинцам, евреям знакомо имя Ганка – разговорная форма имени Иоганна. https://forum.vgd.ru/post/29/25640/p845326.htm
medna: Nikky Спасибо!
С-в: Ну так Ганина Яма, вроде бы, известна достаточно широко...
medna: Ганина яма в голову не пришла.
godro: medna пишет: один из крестьян назван Ганка Ещё был вариант Гашко. От этой формы образовалось название деревни Гашени возле Киприно.
medna: А почему крестьян в то время называли уничижительно?
godro: medna пишет: А почему крестьян в то время называли уничижительно? Перегибы феодализма.
medna:
Nikky: godro пишет: Перегибы феодализма
TUB: Подскажите, пожалуйста, Мартел - это Маркел?
godro: TUB, да. Хотя надо смотреть ещё Мартемьяна/Мартына.
TUB: Спасибо,godro ! Будем смотреть тогда три имени. Про Мартемьяна я даже и не подумала, честно говоря.
medna: Лолий.
medna: ЛОЛЛИЙ, ЛОЛИЙ. Возможно, куколь, плевел, сорная трава (лат.) и Римское родственное имя. 6 июля (23 июня) - мученик Лоллий.
medna: https://ok.ru/video/3416185508096
medna: Помпей.
medna: ПОМПИЙ (ПОМПЕЙ), ПОМПИЙ. Участник Помпы, греческого торжественного религиозного шествия; римское родственное имя. 5 января (23 декабря) - мученик Помпий. Критский. 23 (10) апреля - мученик Помпий. 20 (7) июля - мученик Помпей. 10 ноября (28 октября) - мученик Помпий.
godro: 1875 г. Леониканида. По другим источникам - Еликонида.
medna: Такое имя встечала неоднократно.
Tamara: Встретилось мне тут отчество Елуповна, но имени Елуп я в святцах не нашла. Это может быть производным от Луппы?
medna: Очень даже возможно.
godro: Tamara пишет: Это может быть производным от Луппы? Может. Но более вероятно - от имени Евпл (Еупл).
GARRY6490: А зачем искать в святцах, если реально такое имя существует ? Нам неизвестны причины, по которым владелец был назван Елуп. У меня разные редкие странные имена попадаются. Недавно было Гаафа. Пришлось проверять на реальность, но согласился, что так и было.
Tamara: GARRY6490 пишет: А зачем искать в святцах, если реально такое имя существует ? Просто потому, что данный человек родился до революции. И я не слышаа, чтобы тогда крестили ребёнка именем, которого нет в святцах.
GARRY6490: Tamara пишет: Просто потому, что данный человек родился до революции. И я не слышала, чтобы тогда крестили ребёнка именем, которого нет в святцах. Не надо жить в шаблонах. Мы много чего не слышали, ибо живем на 100-200 лет позднее событий. Были ли святцы догмой ? Как назвали - так и жил. Оставьте с вариантами имя. Потом найдете что-то - станет ясно. Пусть будет Елуп (Луппа)
medna: От какого имени произошла фамилия Рычков? Как звучит имя Рычко в наши дни?
Nikky: Происхождение фамилии Рычков https://www.analizfamilii.ru/Rychkov/proishozhdenie.html?familiya=%F0%FB%F7%EA%EE%E2 Фамилия Рычков принадлежит к одному из древнейших типов русских семейных именований, образованных от личных прозвищ. Традиция давать человеку индивидуальное прозвище в дополнение к имени, полученному при крещении, издревле существовала на Руси и сохранялась вплоть до XVII века. Это объясняется тем, что из тысяч церковных канонических имен, записанных в святцах и месяцесловах, на практике использовалось чуть более двухсот именований, которые в итоге часто повторялись. Запас же прозвищ был неисчерпаем и позволял легко избежать путаницы. Поэтому прозвища прибавлялись к крестильным именам, порою полностью заменяя их как в обиходе, так и в официальных документах. Прозвища, употреблявшиеся в старину на Руси, были чрезвычайно разнообразны, и часто отражали какие-то особенности внешности или поведения человека. Многие из таких «качественных» именований указывали на какие-либо яркие особенности внешности или поведения человека. Возможно, голос некоторых людей был столь силен и громок, что напоминал звериный рёв или рык, о чем свидетельствуют зафиксированные в документах именования, которые носили, например, стародубский крестьянин Ревяка (1539), белевскский холоп Кузьма Рык (1627), нижегородский крестьянин Андрей Рыкало (1624) и другие. К числу подобных прозвищ-характеристик можно отнести и старинное личное именование Рычко, образованное как уменьшительное от прозвания Рык. Так, в старинных грамотах упоминаются бежецкий писец Василий Ворыпаев Рычко (1541), новгородский холоп Рычко (1495) и множество других носителей прозвания Рычко. В XIV веке к славянам из Западной Европы пришла традиция создания фамилий как особых наследуемых родовых именований. Первоначально она утвердилась в Польше, а также на Украине, в конце XIV века объединившейся с Польшей в единое государство, и лишь потом в России. Общепринятая форма русских фамилий сложилась не сразу, но к XVII веку в качестве семейных имен закрепились притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев и -ин. Основой фамилии обычно становилось имя или прозвище отца: Петров означает сын Петра. Так потомки человека, прозванного Рычко, получили фамилию Рычковы. Когда и где впервые отчество «Рычков сын» закрепилось в качестве передаваемой по наследству фамилии, сегодня сложно сказать однозначно, ведь процесс формирования славянских фамилий длился столетиями. Но можно утверждать, что фамилия Рычков – очень древняя, она встречается с 1587 года, когда в архивных документах был упомянут Рычков Василий Михайлович, подьячий Поместного приказа. Фамилия Рычков имеет интересную многовековую историю и должна быть отнесена к числу старейших русских родовых именований, свидетельствующих о многообразии путей появления русских фамилий.
medna: Я это читала. Но не совсем поняла. Что такое старинное личное именование? Имя?
Nikky: medna пишет: Что такое старинное личное именование? Nikky пишет: Традиция давать человеку индивидуальное прозвище в дополнение к имени, полученному при крещении, издревле существовала на Руси и сохранялась вплоть до XVII века.Прозвища, употреблявшиеся в старину на Руси, были чрезвычайно разнообразны, и часто отражали какие-то особенности внешности или поведения человека... Иными словами - как я понимаю, данная фамилия образована от прозвища человека, который имел соответствующий голос
medna: Nikky пишет: прозвища А неканоническое имя было?
Nikky: Так неканоническое имя - это и есть прозвище. Разве нет?
medna: Поэтому и задаю этот вопрос на форуме. Разобраться хочу.
yury.sukharew@yandex: Что за имя....
гамаюн: yury.sukharew@yandex пишет: Что за имя.... Папа (англ. Papa) — мужское имя. Православные (даты даны по григорианскому календарю): 2 марта, 29 марта, 6 августа, 14 августа, 6 ноября. Папа (мученик).
yury.sukharew@yandex: Спасибо! Оно так и читается, но никогда не встречалось.
godro: Мама - тоже мужское имя. И фамилии - Папины, Мамины. Среди Елькиных Белоярской слободы встречал Папу.
yury.sukharew@yandex: Ладно, мой родственник умер не нарожав детей. А то бы их писали Имярек Папин сын Сухарев.
medna: Я тоже встречала имя Папа. Папий - более полный вариант.
yury.sukharew@yandex: medna пишет: Папий - более полный вариант. Это лучше звучит, не так стремно.
medna:
medna: Увидела в источнике женское имя Капида. Но в святцах его не нашла.
medna: Филат и Феофилакт - взаимозаменяемые имена?
ДНЦГ: Моего прапрапрадеда в документах указывали когда Филатом, а когда Феофилактом.
medna: ДНЦГ Спасибо!
Nath: Как звали отца братьев Максима и Якова? Дад? Тверская губерния. Конец 19 в.
medna: ДАДА. Факел, светильник (греч.). 11 мая (28 апреля) и 12 октября (29 сентября) - мученик Дада.
Nath: medna пишет: ДАДА. Факел, светильник (греч.). 11 мая (28 апреля) и 12 октября (29 сентября) - мученик Дада. Спасибо. В "Словаре русских личных имен" Н. А. Петровского такого имени нет.
Nick_L: Tamara пишет: Странные (на мой взгляд) имена из МК Пермской губернии, первая половина XIX в. Вчера столкнулся впервые сразу с двумя именами из этого списка. Выяснилось, что очередного моего только что обнаруженного прапрадеда звали Епимах Маркелов Морданов (ок. 1829-30 г.р.) - 67 лет, вдов, согласно ПВП 1897 года. Это - Романово-Борисоглебский уезд Ярославской губернии. До сих пор в моей базе с 9300 персонами не встречалось ни одного из этих имен. А тут вдруг сразу два!
medna: ЕПИМАХ. Помогающий в сражении (греч.). 24 (11) марта - мученик Епимах, (перенесение мощей). 22 (9) мая - мученик Епимах Новый. 19 (6) июля и 13 ноября (31 октября) - мученик Епимах.
TUB: Встретилось имя Амельфа. Пишут, что это просторечное от МАМЕЛФА. А в святцах вообще написано: МАМЕЛХВА Персидская, 5 октября
TUB: Ещё одно странное имя - Сахалястика. Слово похоже на Схоластику, но я такого имени не нашла.
medna: TUB пишет: Сахалястика Тоже в святцах не вижу.
TUB: Её фамилия Будницкая. Возможно, она не православная, и у них есть такое имя.
medna: Возможно.
Елена Борисовна: Ляпустин Сивкриан
godro: Елена Борисовна пишет: Сивкриан Сивириан?
medna: СЕВЕРИАН. Северов (сын, потомок) (лат.). 22 (9) марта, 1 мая (18 апреля), 17 (4) июня, 4 сентября (22 августа) и 22 (9) сентября - мученик Севериан.
Гала Сурина: ИСКОЙ Васильев Петухов
medna: ИСКОЙ. Возможно, думающий (греч.). 8 апреля (26 марта) - мученик Иской.
medna: Петр Мамонов: "Чтобы перечислить имена русских святых, требуется 4,5 часа".
Muchan: МК 1857 года Препедигна, жен. Стар. редк. Производные: Дигна; Дина. Происхождение: (От лат. prae — перед, впереди и digna — достойная.) Именины: 24 авг. Препедигна — Св. мученица; вместе с мужем Клавдием и сыновьями Александром и Куфием была сожжена в Остии в 296 г. по приказанию Диоклетиана; память ее 11 августа. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Muchan: Иамвлихий род 21 октября 1857 по святцам Иамвлих Имя Иамвлих - происходит от греческого. Греческое имя "любящий стихи". Именины - 17 (4) августа и 4 ноября (22 октября) - мученик Иамвлих, отрок Ефесский.
Muchan: ИРАКЛЕМОН, ИРАКЛАМВОН, АРАКЛАМОН. Гераклов (сын, потомок) (греч.); Геракл - греческий мифический герой, совершивший двенадцать славных подвигов (римский вариант - Геркулес). 25 (12) июня и 15 (2) декабря - преподобный Ираклемон.
Muchan: Асклипиодота: Эскулапом (богом врачевания) данная. 4 марта, 17 июля
Ьк: Кажется, у этого имени есть и народный вариант - Худозад.
medna: ХУЗДАЗАТ, УСФАЗАН. 30 (17) апреля - мученик Xуздазат, евнух.
Нагоева: Елена Борисовна ......Не думаю. Елизавета - имя весьма распространённое, встречается с небольшими вариациями, причём одинаковыми, в переписях и метрических книгах за разные периоды времени и в разных местах. А Лисафия - имя редчайшее, насколько могу судить. Интересно, как часто оно попадалось нашим коллегам-родоведам? В моей генеалогии...У Терентия жена Лисафия сороки пяти лет взята в замужство того ж острожку у крестьянина Василья Березина
Evghenii: Нагоева пишет: Лисафия - имя редчайшее, насколько могу судить У меня всего 5 Лисафий в древе, но самая младшая 1785 г.р
Танюшка: Подскажите, пожалуйста, что за имя Авкантий. Нигде такого не найду.
medna: АВКСЕНТИЙ, АКСЁН, АКСЕНТИЙ, АКЕНТИЙ. Возрастающий, увеличивающийся (греч.). 7 февраля (25 января) – мученик Авксентий. 27 (14) февраля и 1 мая (18 апреля) – преподобный Авксентий. 25 (12) июня – преподобный Авксентий Вологодский (Рус.). 25 (13) декабря – мученик Авксентий.
Evghenii: ГАПК Ф.37, О.6, Д.312, стр. 464 29 (30) июня 1861 г. у пермского мещанина Стефана Осипова Тарантина сын ПРИЛИДIAНЪ 3 от поносу
medna: ПРИЛИДИАН. 17 (4) сентября – мученик Прилидиан отрок.
Людмилв: Столько лет просматриваю МК, а имя Еннафа в 1903 встретилось впервые Происхождение имени Эннафа имеет несколько версий. Еннафа (Ениафа, Эннафа) — «водворяющаяся в храм» (греч.) От сирийск. anafat, что означает — «гордость» или ennaf, annaf «польза», «добро», «благо». Православные Именины (Даты указаны по григорианскому календарю): 23 февраля — мученица Еннафа дева. 22 июня — мученица Еннафа. 16 июля — Еннафа из Газы. 13 ноября — мученица Еннафа (Манафа).
medna:
godro: А это точно "православное", а не "советское" имя?
yury.sukharew@yandex: Мне встречалось такое имя. "Сегодня Ланжерон гуляет, Сегодня Беллочка справляет Свою помолвку. Просим спеть её на бис"
medna: godro пишет: А это точно "православное", а не "советское" имя? Среди православных не замечено. Но и среди советских не встречала.
Nath: Натар. У одного моего прямого предка отчество Натаров. Документ 1701 г. Обоянь.
godro: Nath пишет: Натаров Может быть, просторечная форма имени Нектарий?
Nath: godro пишет: Может быть, просторечная форма имени Нектарий? Всё, что нашла: НАТАРИН. Нотарий — «канцелярский чиновник», «писец» (среднелатин.); слово получило широкое распространение, вплоть до но-тариуса («нотер» — тур.). Фамилия в России — Натаров, на Кипре — Натар.
godro: Nath пишет: «канцелярский чиновник» Ага. Не встречал в практике, но вероятно так.
Далматовец: У солдатки Варвары Плотниковой дочь ХРИСТОДУЛА незаконнорожденная.
Далматовец: В той же МК Вознесенской церкви У крестьянской девки Марии Коптеловой сын МАРУФ незаконнорожденный
medna: МАРУФ, МАРУФА. Знатный, господствующий (сир.). 1 марта (16 февраля) – преподобный Маруф, епископ Месопотамский. 10 апреля (28 марта) – мученик Маруфа (Маруфан) Персидский.
medna: ХРИСТОДУЛ. Христов раб, слуга (греч.). 29 (16) марта – преподобный Xристодул Чудотворец. 9 августа (27 июля) и 17 (4) декабря – мученик X. ХРИСТОДУЛА. Женское к Христодул 11 марта (26 февраля), 17 (4) сентября и 17 (4) декабря – мученица Xристодула.
yury.sukharew@yandex: Я тоже замечал, что незаконнорожденным вычурные имена присваивали.
medna: Это было повсеместной практикой. Моральное наказание матери.
godro: medna пишет: Моральное наказание матери. Или помощь не перегруженного святого.
Елена Борисовна: medna пишет: Это было повсеместной практикой. Насчёт повсеместности - слишком смелое утверждение. Сколько мне пришлось МК "перелопатить" на своём веку... но ни разу никакого вычурного имени незаконнорожденного не встречала. Только самые обычные типа Иван да Марья. Как исключение - возможно где-то когда-то кому-то
yury.sukharew@yandex: Елена Борисовна пишет: Сколько мне пришлось МК "перелопатить" на своём веку... но ни разу никакого вычурного имени незаконнорожденного не встречала. Будем Вам присылать.
medna: Елена Борисовна пишет: слишком смелое утверждение Я встречала такие случаи многократно!
medna: В составленных мною родословиях имеются незаконнорождённые Немнон и Полувий.
Елена Борисовна: medna пишет: Я встречала такие случаи многократно! Ok! Но не повсеместно же... yury.sukharew@yandex пишет: Будем Вам присылать. Разве что спортивного интереса ради
Леонид: В метрических книгах Петропавловской церкви села Шутинского я встретил имя Пуд. Имя показалось странным, посмотрел в Интернете. Оказалось, имя по святцам. Пуд — мужское имя, по происхождению римское. Значение имени. Или ПУДИС — стыдливый. Именины: Января 4 (17), апреля 15 (28) См. также https://ru.wikipedia.org/wiki/Пуд_(апостол_от_70) Фрагмент русской иконы начала XVII века, с изображением Пуда. См. также о Пуде https://www.millionpodarkov.ru/imeniny/2591030.htm Пуд оказался предком по материнской линии моего одноклассника. И он мне рассказал историю этого имени. Содержание церквей в то время, ложилось на приходскую общину, которая устанавливала денежные и натуральные оброки на содержание церкви и церковного причта. Нужно было сдать на церковные нужды пшеницу. Количество зерна измерялось пудами. Для этого служили мерные емкости – пудовки. Пудовка – это цилиндрическое ведро, верхний и нижний края которого усиливали металлические обручи. Так как пудовки интенсивно использовались, то чтобы защитить днище, нижний обруч выступал ниже днища на 2-3см. Ручка пудовки расположена с боку, посередине пудовки, так что глядя с боку не определить, что пудовка перевернута вверх дном. Крестьянин решил схитрить и привез перевернутую вверх дном пудовку, насыпав на днище до краев слой пшеницы. Видимо он надеялся, что сам втихую отнесет и высыпет зерно из пудовки. Но обман был раскрыт, и батюшка запомнил это. Когда же у крестьянина родился сын, то батюшка не упустил случая «красиво» отыграться. Ребенок родился здоровым, выжил и стал родоначальником ветви «Пудовичей». Дав при крещении «странное» имя новорожденному, батюшка не отступил от канонов церкви, а также показал свою эрудицию, и на долгие годы закрепил память о проступке отца младенца.
medna: Очень интересная история.
AnnaSob: ЕМЛАФЕДА. Может быть, кто-то знает, какое это имя исковеркали?
Tamara: Фото/скан записи не могли бы приложить?
dima45698: Необычные имена новорожденных, встретившиеся в метрике 1810 года, Верх-Исетский завод: - Полиевк - Гаий - Филикитата - Фалалей - Варвар (именно мужская форма) - Лупп - Аггей
medna: ПОЛИЕВКТ, ПОЛИЕКТ, ПОЛУЕКТ, ПОЛУЭКТ. Многожеланный (греч.). 1 января (19 декабря) и 22 (9) января – мученик Полиевкт. 18 (5) февраля – святитель Полиевкт, патриарх Константинопольский. 14 (1) августа – мученик Полиевкт. ГАИЙ. Земной, рожденный землей (греч.) или посвященный Гее – греческой богине земли. 13 января (31 декабря) – мученик Гаий. 17 (4) января – апостол Гаий. 22 (9) марта – мученик Гаий Севастийский. 6 июля (23 июня) – мученик Гаий. 24 (11) августа – священномученик Гаий, папа Римский. 2 сентября (20 августа) – мученик Гаий Филиппопольский. 17 (4) октября и 3 ноября (21 октября) – мученик Гаий. 18 (5) ноября – апостол Гаий. ФАЛАЛЕЙ, ФАЛЕЛЕЙ, ФАЛЕЙ. Цветущая маслина (греч.). 17 (4) февраля – мученик Фалалей. 12 марта (27 февраля) – преподобный Фалалей Сирийский. 2 июня (20 мая) и 2 декабря (19 ноября) – мученик Фалалей. ВАРВАР. Иноземный, иноземец (греч.). 13 марта високосного года (29 февраля) – мученик Варвар. 19 (6) мая – два мученика Варвар. 27 (14) мая – мученик Варвар. АГГЕЙ, АГГИЙ, АГЕЙ. Торжественный, праздничный (евр.). 29 (16) декабря – пророк Аггей. ЛУПП. Волк (лат.). 5 сентября (23 августа) и 8 ноября (26 октября) – мученик Лупп.
medna: Филикитата Такого имени нет в святцах. Возможно, Филицата?
Далматовец: Наш земляк ветеран войны Василий Акасимович Иванчиков 1901 г.р. В метрической книге отец его АКЕПСИМ Васильев
dima45698: Верх-Исетский завод, 1816 Восприемник служитель Вахтон Смирнов Может быть от имени Вахтисий?
godro: dima45698 пишет: Может быть от имени Вахтисий? Предположу, что от имени Автоном, которое произносили как Автомон или Вахтомон.
kesh: Как могут быть связаны между собой имена Дад и Родион? Это, вроде бы, два разных имени. Но совершенно точно, что одного и того же человека так называли в метрических книгах, ревизских сказках, исповедных ведомостях. И это не одноразовая описка, оба варианта встречаются много раз.
godro: Дад (Дада) - редкое имя, может быть, называли Родионом, как более привычным?
kesh: Если сравнивать по количеству, то чаще использовали Дад или Дада. Искала, может ли Дада быть разговорным вариантом Родиона, но нет. Кстати, в одном документе он вообще Данило.
medna: В одной из родословных у меня есть Анфиноген, которого звали Панфил. Тоже не вижу связи. Наверное, наши предки смотрели на этот вопрос по-другому.
GARRY6490: Вчера помочнику в индексировании в МК Дедюхино-1890 в браках попало имя жениха - Садок. Как только не разгадывалось. Апофеозом был вариант Сабак. Вот сколько лет уже ковыряю - такое имя впервые. По разборам с ним связано и былинное имя - Садко
yury.sukharew@yandex: Садок Персидский, еп., сщмч.: Ф. 20; Окт. 19 – царский друг [перс.] Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-imena/#_Toc251694627
medna: САДОК, САДОФ, САДОФИЙ, САДКО. Праведник (евр.). 5 марта (20 февраля) и 1 ноября (19 октября) – священномученик Садок, епископ Персидский.
dima45698: Верх-Исетский завод - метрическая книга Успенской церкви 1826 года (ГАСО ф. 6 оп. 3 д. 175 - старая нумерация дел) Лист 811 Брак №33 - 16.07.1826 Жених: Государственный мастеровой Евграф Егоров Петухов, первым браком Невеста: Нижноисетского завода мастерового Тита Алексеева дочь девка Настасья, первым браком Поручители/поезжане: Мастеровые Александр, Алексей, Стратилат Петуховы
medna: 25 (12) июля – мученик Андрей Стратилат. 1 сентября (19 августа) – мученик Андрей Стратилат. 6 июня (24 мая)- мученик Мелетий Стратилат 7 декабря (24 ноября) – мученик Порфирий Стратилат. 7 мая (24 апреля) – мученик Савва Стратилат 21 (8) февраля – великомученик Феодор Стратилат. 21 (8) июня – великомученик Феодор Стратилат Стратилат — греческий термин, обозначающий военачальника, позже стал также почётным титулом в Византийской империи. Как самостоятельное имя в святцах не фигурирует.
dima45698: Верх-Исетский завод - метрическая книга Успенской церкви 1827 года (ГАСО ф. 6 оп. 3 д. 324) Лист 536об Рождение №92 - 06.06.1827 Родитель: Камышловского уезда Новопышминской слободы девка Екатерина Андреева Константиновых Ребёнок: незаконорожденный сын Дул
medna: ДУЛА. Раб, слуга (Божий) (греч.). 27 (14) января – праведный Дула. 28 (15) июня – мученик Дула Киликийский и преподобный Дула страстотерпец, Египетский.
yury.sukharew@yandex: Вот прочитал статью и сильно сомневаюсь в выводах автора. Вроде как автор нашел запись о смерти отца Лермонтова. Далее цитата из статьи. "«В октябре 1-го числа Корпус Капитан Евтихий Петров неслужащий вдовый, 42 года, от чахотки». "Евтихий Петров" = "Юрий Петрович Лермонтов" ? Давайте разбираться, почему так странно. Петров - это отчество. В те времена суффиксы в отчествах практически не использовали. А фамилию разрешалось не записывать не только у крестьян, но и у дворян. Кто регулярно листает метрические книги, сталкивался уже с этим фактом. Но как Юрий стал Евтихием? Юрий - это мирское имя. В семье Лермонтовых была традиция называть сыновей Петрами и Юриями. Юрий Петрович - так звали отца поэта. Юрий Петрович - так звали прадеда поэта. И пра(3)деда тоже звали Юрием Петровичем. Принято считать, что все Юрии в старые времена в крещении были Георгиями. Однако все Юрии Петровичи Лермонтовы в крещении были Евтихиями." Очень сомнительно, это разные имена.
medna: В святцах Юрий=Георгий=Егор. Евтихий - имя другое. Согласна с Вами.
dima45698: Верх-Исетский завод - метрическая книга Успенской церкви 1827 года (ГАСО ф. 6 оп. 3 д. 324) Лист 539 Рождение №134 - 22.08.1827 Родители: Непременный работник Иоанн Ларионов Завьялов и жена его Параскева Трофимова Ребёнок: дочь Евлавия Евлалия, Евлампия, или что-то своё?
medna: ЕВЛАЛИЯ. Женское к Евлалий (см.). 4 сентября (22 августа) – мученица Евлалия Дева. 23 (10) декабря – мученица Евлалия. ЕВЛАМПИЯ, ЕВЛАМПИЯ, ЛАМПИЯ. Женское к Евлампий (см.). 23 (10) октября – мученица Евлампия. Евлавия - описка в метриках либо изобретение священника.
dima45698: Верх-Исетский завод - метрическая книга Успенской церкви 1827 года (ГАСО ф. 6 оп. 3 д. 324) Лист 543 Рождение №198 - 15.11.1827 Родители: Вдова мастерская жена Екатерина Петрова Чухманцова Ребёнок: незаконорожденный сын Проил
Burilla: dima45698 пишет: Проил Прокл
medna: ПРОКЛ, ПРОКОЛ. Далекий (лат.). 27 (14) января – преподобный Прокл. 4 мая (21 апреля) – мученик Прокул, диакон. 25 (12) июля – мученик Прокл. 12 августа (30 июля) – мученик Прокул. 3 декабря (20 ноября) – святитель Прокл, архиепископ Константинопольский. Вот интересно, младенец крещён какого числа? 20 ноября? Какой временной зазор допускался между святцами и крещением?
dima45698: medna пишет: Вот интересно, младенец крещён какого числа? 20 ноября? Какой временной зазор допускался между святцами и крещением? 16 ноября
dima45698: Верх-Исетский завод - метрическая книга Успенской церкви 1827 года (ГАСО ф. 6 оп. 3 д. 324) Лист 544 Рождение №216 - 14.12.1827 (крещение 15.12.1827) Родители: Екатеринбургского духовного правления копиист Василий Иванов Киселев и жена его Наталия Александрова Ребёнок: сын Мардарий
Burilla: МАРДАРИЙ. Мардиец, из мардов (греч.). 10 сентября (28 августа) – преподобный Мардарий, затворник Печерский (Рус.). 25 (13) декабря – мученик Мардарий, и преподобный Мардарий затворник Печерский (Рус.).
dima45698: Верх-Исетский завод, Успенская церковь МК (ГАСО ф. 6 оп. 3 д. 326) №161 — 30.07.1828 Родители: Непременный работник Созонт Иванов Ивановых и жена его Серапиона Михайлова Ребёнок: дочь Соломия Не встречал женской версии этого имени.
dima45698: Верх-Исетский завод, Успенская церковь МК (ГАСО ф. 6 оп. 3 д. 326) Лист 814об №236 — 23.11.1828 Родители: Города Екатеринбурга Вознесенского прихода мастеровой Димитрий Васильев Хивин и жена его Мария Петрова Ребёнок: дочь Мастригия Восприемники: Здешняго завода мастерового Петра Иванова Соболева сын Андрей и города Екатеринбурга мастерового Гурия Осипова Антропова дочь девка Дария
dima45698: Верх-Исетский завод, Успенская церковь МК (ГАСО ф. 6 оп. 3 д. 326) Лист 815об №253 — 19.12.1828 Родители: Мастеровой Афанасий Тимофеев Дубровин и жена его Татиана Нилова Ребёнок: сын Зоис Восприемники: Мастеровой Андрей Васильев Левин и мастерового Николая Яковлева Гагарина жена Настасья Кирилова
medna: dima45698 пишет: Зоис Вроде бы такого имени в святцах нет. Есть только: ЗОИЛ. Любящий животных (греч.). 4 января (22 декабря) – мученик 3оил. 16 (3) марта – праведный 3оил. 26 (13) апреля – мученик 3оил. 2 сентября (20 августа) – мученик 3оил Филиппопольский. ЗОРСИС. 15 (2) января – мученик 3орсис.
dima45698: medna пишет: Крещение 20 декабря.
medna: Так это Вы неправильно прочитали. Написано Зот. ЗОТИК, ЗОТ, ИЗОТ. Жизненный, животворный (греч.). 5 января (23 декабря) – мученик 3отик. Критский. 12 января (30 декабря) – преподобный 3отик сиропитатель. 21 (8) января – праведный 3отик. 1 мая (18 апреля) – мученик 3отик. 2 сентября (20 августа) – мученик 3отик Филиппопольский. 4 сентября (22 августа), 26 (13) сентября и 3 ноября (21 октября) – мученик 3отик.
dima45698: medna пишет: Спасибо за разъяснение, даже не подумал бы на «Т» в этом написании…
medna: dima45698 пишет: даже не подумал бы на «Т» в этом написании… Да, написано, конечно, коряво.
Елена Борисовна: Встретила в МК Миасского завода за 1867 редкое мужское имя СИКС.
medna: СИКСТ. Шестой (лат.); римское личное имя. 23 (10) августа – священномученик Сикст, папа Римский.
Елена Борисовна: medna пишет: священномученик Сикст, папа Римский. Дьячек Миасской церкви с Папой Римским, конечно, не был знаком Однако чужестранное имя записал очень старательно и чётко, почти печатными буквами - СИКС.
medna: Между прочим этот Папа Римский Сикст изображён на картине "Сикстинская мадонна" Рафаэля.
Елена Борисовна: medna пишет: этот Папа Римский Сикст изображён на картине "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Не совсем так: на картине Рафаэль изобразил святого Сикста, небесного покровителя папы Сикста IV.
medna: Насколько я понимаю, Папа и стал святым Сикстом.
dima45698: Верх-Исетский завод, Успенская церковь МК (ГАСО ф. 6 оп. 3 д. 327) Лист 1127об №206 - 24.09.1829 Родители: Мастеровой Михайло Леонтьев Стефанов и жена его Татиана Ефимова Ребёнок: дочь Рипсимия
sascha04: medna Предлагаю вариант: ИГАФРАКС. Есть ещё вариант: Метафракс - химическая компания
medna: sascha04 пишет: Метафракс - химическая компания
dima45698: Мелассип
medna: МЕЛЕВСИПП, МЕЛАСИПП. Заботящийся о лошадях (греч.). 29 (16) января – мученик Мелевсипп. 20 (7) ноября – мученик Меласипп Анкирский.
NataliAy: Фельдшер Асигкрит Степанов Кругляшев. (ГАСО Ф.6 О.1 Д. 243 л. 179 об) Асинкри́т (Асигкрит, греч. Ἀσύγκριτος) — один из апостолов от семидесяти. Упоминается единожды в Послании апостола Павла к Римлянам: «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев» (Рим. 16:14). (Википедия) По преданию, Асинкрит был епископом в Иркании Азийской. Память 4 января и 8 апреля. (Брокгауз и Ефрон)
medna: АСИНКРИТ. Несравненный (греч.). 17 (4) января и 21 (8) апреля – апостол Асинкрит. 2 июля (19 июня) – священномученик Асинкрит.