Форум » ОНОМАСТИКА » Семинарские фамилии » Ответить

Семинарские фамилии

поэт-родовед1: Семинарские фамилии, по Унбегауну, русские «благозвучные» искусственные фамилии,получаемые с конца XVII века представителями духовного сословия взамен родных либо при отсутствии оных в духовных училищах, семинариях и академиях. Они сложились вне естественного исторического процесса (при котором личные имена постепенно трансформировались в наследственные фамилии) и были придуманы искусственно. Искусственные фамилии типичны для великорусского духовенства, в то время как малорусские и белорусские священники, как правило, в семинарии сохраняли свою наследственную фамилию. Многие духовные лица не заканчивали семинарию, однако фамилию при внесении в списки всё равно получали, так что де факто не все фамилии являются именно «семинарскими».

Ответов - 149, стр: 1 2 3 4 5 All

АК-63: Вспомнил о теме "Презентация семьи (все фамилии в одном посте)" и решил по такому же принципу поместить здесь все соответствующие фамилии своих родственников (из известных на сегодняшний день): Богомолов, Введенский, Знаменский, Иорданский, Катонов, Кляритский, Малиновский, Миртов, Оранский, Тихонравов, Щеглов...

поэт-родовед1: Якиманский — от св. Иоакима и Анны Янусов — от бога Януса Яхонтов — от старосл. яхонт (другая версия — от языческого личного имени Яхонт)

поэт-родовед1: Все! Буквы закончились....


АК-63: поэт-родовед1 пишет: Буквы закончились Были еще фита, ижица, ять (скажем, среди уральского духовенства мелькала фамилия Ѣздин)...

medna: Фамилии Фивейский и Фаворский начинались с фиты.

поэт-родовед1: я про современные буквы

Елена Борисовна: поэт-родовед1 сказал - поэт-родовед1 сделал. Молодец!

medna: Реферат о семинарских фамилиях с иллюстрациями в виде портретов священнослужителей. Интересно. И, наверное, иллюстративный ряд можно значительно расширить, если заняться. http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F

Елена Борисовна: medna пишет: Реферат о семинарских фамилиях Извините... вот уж совсем не поняла - к чему это здесь и зачем? Поэт-родовед1 немало потрудился в течение нескольких месяцев, знакомя нас с семинарскими фамилиями, а тут "под занавес" - этакое дублирование...

АК-63: Ну, полного дублирования все равно нет, скорее эти материалы дополняют друг друга.

поэт-родовед1: Во многих случаях давались не самим служителям, а их детям или работникам. Владыка Владыкин Игумен (настоятель монастыря) Игумнов Поп и попадья (фамилии в основном от личного имени «Поп» и от работавших на попов крестьян): Попов (№ 4 в Списке русских фамилий по популярности), Попков, Попиков, Поповский, Попок, Попцов, Попович, Поповкин, Попченков, Попадейкин, Попадьев, Попадьин Дьяк (чиновник), дьякон, дьячок (псаломщик) Дьяков, Дьяконов, Дьячихин, Дьячков, Дьяченко, Дяченко, Дякон, Дяченко Протодьякон Протодьяконов Пономарь Пономарёв, Подомарев, Паламарчук (юж.) Ключарь (эконом в монастыре) Ключарев Звонарь Звонарёв Певчий Певчев

поэт-родовед1: В 1440-х Русская церковь перестала подчиняться константинопольскому патриарху и обрела автокефалию - самостоятельность. В 1589 в церкви появился первый патриарх. Церковная реформа патриарха Никона (совершение крестного знамения тремя сложенными пальцами вместо двух; совершение крестного хода вокруг церкви с запада на восток, а не наоборот; замена земных поклонов поясными при сохранении их числа; использование наряду с восьми- и шестиконечным крестом четырехконечного; установление троекратного возгласа "аллилуйя" вместо двукратного; проведение литургии над пятью просфорами вместо семи) привела к расколу. Борьба с ним поставила церковь в зависимость от государства и подчинила ее государственной власти. В 1720 году, по поручению Петра I архиепископ Феофан Прокопович составил "Духовный регламент", в котором высшей властью в церкви объявлен император, само же управление церковью поручено Святейшему синоду (коллегии высших чинов церкви) под непосредственным контролем со стороны государства в лице обер-прокурора. В 1721 году "Духовный регламент" был утвержден правящими архиереями и настоятелями монастырей. Патриархов больше у церкви не было. Церковь стала орудием государства, что, впрочем, с материальной точки зрения, пошло ей на пользу. Именно вследствие этого у священнослужителей появились фамилии. При императрице Анне Иоанновне (в 1739 г.) последовал указ - основать во всех епархиях духовные семинарии, но этот указ долго не мог быть приведен в исполнение, хотя некоторые духовные учебные заведения и до того существовали. На первых порах дело ограничилось тем, что положили разослать по всем епархиям "учительных священников" с целью подготовлять детей духовных лиц к духовному званию. Только после того, как число семинарий возросло, стали появляться семинарские фамилии. Большинство фамилий священников создавалось в XIX веке. До этого иереев обычно именовали отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. Их дети, если возникала необходимость, часто получали фамилию Попов. Священнослужители, с точки зрения государства, были таким же сословием, как и любое другое, ими надо было руководить, их надо было организовывать и направлять. Закрепилась практика наследования церковных приходов.

АК-63: поэт-родовед1 пишет: Большинство фамилий священников создавалось в XIX веке. В Тобольской епархии едва ли не всё духовенство в 60-х годах 18-го века уже имело устоявшиеся фамилии. Вот в европейской части страны это произошло веком позже...

поэт-родовед1: АК-63 пишет: В Тобольской епархии едва ли не всё духовенство в 60-х годах 18-го века уже имело устоявшиеся фамилии. Бывают исключения! Значит, им крупно повезло..

поэт-родовед1: Далеко не все священники получали образования в семинарии, так что значительная часть фамилий священников семинарскими, в прямом смысле этого слова, не является. Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: Ильинский, Сергиевский, Предтеченский, Троицкий и т.д. Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона 'Державная'), Достоевский (икона 'Достойно есть'). Искусственные фамилии характерны для великорусского духовенства, украинские и белорусские священники, как правило, и в семинарии сохраняли свою наследственную фамилию.

Войнов: Сильно интересует род священников Желницких (Жилницких)...

поэт-родовед1: скорее всего - польская или белорусская, реже украинская фамилия

поэт-родовед1: Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Фамилии могли меняться по решению руководства, например, у Унбегауна есть пример изменения фамилии Ландышев на Крапивин, потому что ученик плохо отвечал в классе. У него же есть пример фамилий шести родных братьев: Петропавловский, Преображенский, Смирнов, Миловидов, Скородумов и Седунов. Поскольку эти фамилии именно выдумывались, они могли образовываться не по правилам образования фамилий. Например, вздумав образовать фамилию от слова бронза, в семинарии давали фамилию Бронзов, хотя по правилам, от клички Бронза должна была получиться фамилия Бронзин (ответ на вопрос 'ты чей?'). Также известны семинарские фамилии Наградов, Пальмов, Розов, Тайнов. И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии, образованные от названий всех самых главных праздников: Благовещенский, Богоявленский, Введенский, Воздвиженский, Вознесенский, Воскресенский, Всесвятский, Знаменский, Покровский, Преображенский, Рождественский, Сошественский, Сретенский, Троицкий, Успенский. Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника "Святого Покрова", так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших. Семинарские фамилии от имен святых или от церкви в честь этого святого: Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петрвоский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский. Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются в один и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский, Космодамьянский, Петропавловский. Фамилии от эпитетов, данных определнным святым: Ареопагитский, Богословский, Дамаскинский, Златоустовский, Иерапольский, Катанский, Коринфский, Магдалинский, Медиоланский, Неаполитеанский, Неаполитанов, Обнорский, Парийский, Персидский, Первозванский, Предтеченский, Радонежский, Фессалоницкий, Победоносцев, Савваитов, Савваитский, Стартилатов, Студитов, Студитский. Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого 'питали враны'. От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов, Иерихонов, Израилев, Ливанов, Маккавейский, Мельхиседеков, Немвродов, Саульский, Синайский, Содомов, Фараонов, Фаресов. Фамилии от названий из Нового Завета: Вифлеемский, Гефсиманский, Голгофский, Елеонский, Еммауский, Иорданский, Назаретский, Самарянов, Фаворский. Также семинарскими являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов. Фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста, давались в качестве награды или наказания: Богобоязнов, Мягков, Мягкосердов, Долеринский (от лат. - скорбеть), Липеровский (от греч. - печальный), Смелов, Неробеев, Веселов, Веселовский, Смехов, Забавин и их "латинские однофамильцы": Гиляровский, Гиляров и Гилляров, Благовидов, Благонравов, Боагорассудов, Благосклонов, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов, Велкиов, Глубоковский, Лазурский, Обновленский, Поцелуевский, Чиннов. Примеры семинарских фамилий: Афинский, Духосошественский, Бриллиантов, Добромыслов, Бенеманский, Кипарисов, Пальмин, Реформатский, Павский, Голубинский, Ключевский, Тихомиров, Мягков, Липеровский (от греческого корня, означающего 'печальный'). Самую многочисленную группу семинарских фамилий составляют фамилии "географические". Произведены они, как правило, от имен не епархиальных городов, а населенных пунктов поменьше, потому что в основном учились в семинарии своей епархии. Если семинарская фамилия произведена от названия епархиального города, скорее всего, семинарист приехал из соседней губернии. Например, распространена фамилия Уфимцев, потому что до 1859 года в Уфимской епархии не существовало архиерейской кафедры, поэтому молодые люди уезжали в соседние губернии. Примеры географических семинарских фамилий: Белинский, Великосельский, Высокоостровский, Иловайский, Краснопольский, Ламанский, Новгородский, Толгский, Шавельский. Церковный сторож, отправляя сына в духовное училище, мог записать его под фамилией Михайловский в честь помещика Михайлова, который дал на это денег. Примеры таких фамилий: Александровский, Никифоровский, Викторовский, Соколовский, Говоровский, Чернышевский. При этом, фамилия, например, Александровский, могла быть дана в честь благодетеля Александрова, от имени деревни Александровка, в честь святого Александра или церкви, посвященной этому святому. Во всех случаях велика вероятность, что фамилия семинарская. Иногда в случаях благотворительности семинаристу давалась фамилия самого благодетеля или его фамилия добавлялась. Этим объясняется наличие большого числа фамилий, вторым элементом которых является Платонов. Митрополит Московский Платон Лёвшин в 1789 году учредил пять стипендий в Московской духовной академии. Примеры: Гиляров-Платонов, Горский-Платонов, Иваницкий-Платонов, Кудрявцев-Платонов, Побединский-Платонов. Фамилии, происходящие от церковнославянской официальной формы крестильного имени тоже являются семинарскими. Примеры: Георгиев, Евфимов, Илларионов, Иоаннов, Мефодиев, Мелетиев. От названий растений образовались такие семинарские фамилии, как Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикосов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский. От названий животных: Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебединский, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев. От названий минералов: Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов, Смарагдов. От названий природных явлений: Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров. Все эти фамилии могли быть переведены на латинский и гречески и др. языки. Альбов, Альбовский, Альицкий, Грандилевский, Майорский, Минорский, Робустов, Формозов, Лаборинский, Мелиоранский, Моригеровский, Преферансов, Фруентов, Бальбуциновский, Деплоранский, Туторский, Ампелогов, Лофицкий, Либеров, Сацердотов. Может быть, именно факт существования семинарских фамилий породил такое безумное разнообразие фамилий в России. В принципе, существуют все фамилии, какие только можно и даже невозможно выдумать. Существовали семинарские фамилии даже от языческих богов: Аврорин, Аполонский, Афродитин, Бахусов, Дианин, Изидин, Озирисов и т.д. Даже фамилии от иностранных имен и слов могли быть даны в семинарии: Бюффонов, Оссианов, Сорбонский, Альфонсов, Феноменовы, Экспериментов

Елена Борисовна: поэт-родовед1 пишет: как я уже писала ??????? О своём, родном: фамилия Решетов так и не прозвучала... Однако она абсолютно семинарская, в чём мне пришлось убедиться, изучив самые разные документы в ГАКО в поисках пропавшей ветви вятского рода Селивановских. Более того, фамилию Решетов, данную в Вятской духовной семинарии урождённому Александру Селивановскому, через несколько лет взяли себе и брат его, и отец (54-летний священник Василий Селивановский). Мотивы последних так и остались для меня загадкой.

поэт-родовед1: Елена Борисовна пишет: поэт-родовед1 пишет: цитата: как я уже писала ??????? очепятка

Елена Борисовна: поэт-родовед1 пишет: очепятка

Русалка: Для поэта: Световостоков, Поднебесный. См епарх. вед, 1867. с. 344, с.345 Пурикордов- с. 49 Хотя Пурикордов и не священник, но фамилия как раз-таки искусственная Свойственная священичеству (нечто типа Велосипедов )

АК-63: Русалка пишет: Хотя Пурикордов и не священник Самая настоящая священническая фамилия. Один из ее носителей: http://drevo-info.ru/articles/19985.html . Кстати, среди духовенства Пермской епархии она тоже встречалась.

поэт-родовед1: РусалкаРусалка пишет: пишет: Для поэта: Световостоков Есть современный писатель с фамилией Востоков

Русалка: поэт-родовед1 пишет: Есть современный писатель с фамилией Востоков Но согласитесь, что Световостоков куда как красивше И ещё вы же занимаетесь фамилиями серьезно Что всё же означает фамилия Пурикордов Наверняка, это русская фамилия , переведенная на латынь

поэт-родовед1: Смирнитский, Смиренский - Гумилёв, Гумилевский. Другие примеры: Благоволин, Доброхотов - Беневоленский; Доброписцев - Бенескриптов; Законов - Юстицкий; Звездинский - Стеллецкий; Красновский - Руберовский; Лестев - Бландицкий; Примеров - Экземплярский; Райский - Парадизов; Рассудов, Разумов, Умов - Ментов; Садовский - Тортов; Сельский - Агриколянский, Рустицкий; Серебрянский - Аргентовский; Славинский - Лявданский; Солнцев - Солярский; Старцев - Сенилин, Сенектутин; Троицкий - Тринитатин; Усердов - Дилигенский; Цветков - Флоринский, Флоридов; Чистосердов - Пурикордов.

АК-63: Фамилия Люперсольский тоже из этой серии?

Русалка: Нецветаев- тоже священническая? Спасибо за первод АК-63 пишет: - Фамилия Люперсольский тоже из этой серии? Мне так кажется, что это что-то с солнцем должно быть связано

АК-63: Русалка пишет: с солнцем должно быть связано А еще - с волком ("Гомо гомини лупус эст"). Может, Волкосолнцев?

поэт-родовед1: АК-63 пишет: Нецветаев- тоже священническая? Наличие второго, мирского, имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности. Ее целью было сокрытие главного, церковного имени от «нечисти» и «злых духов». Фамилия Нецветаев происходит от мирского имени Нецветай, которое, вероятно, выступало в качестве так называемого «охранительного» знака, оберега. Согласно суеверному обычаю, существовавшему на Руси, подобные имена присваивались детям с целью отвращения злых сил. Для того чтобы не искушать судьбу и отвести зло, детям давались имена со значением прямо противоположным тому, что ожидали или желали для них родители. Видимо, нарекая ребенка именем Нецветай, родители хотели видеть его цветущим, здоровым и полным сил. Такое имя присоединялось родителями ребенка к имени, полученному им при крещении. Это имя употреблялось чаще крестильного и закреплялось за человеком на всю жизнь. Не исключено также, что младенец просто страдал, говоря современным языком, от аллергии, и лицо у него «цвело». Поэтому родители хотели уберечь в дальнейшем свое любимое чадо от такого рода напасти и дали ему имя Нецветай. Кроме того, в старину в православных святцах существовало еще и такое мужское имя, как Цветан (женский его вариант – Цветана). Это имя было заимствовано из южнославянских языков: в Болгарии и Сербии оно и поныне очень популярно. Возможно, что разговорная форма Нецветай была, как раз, одним из вариантов этого славянского имени. Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов/-ев, -ин, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомки человека, обладавшего именем Нецветай, со временем получили фамилию Нецветаевы. Известно также, что такие «цветные» фамилии часто присваивались выходцам из духовенства и семинаристам. Возможное семинарское происхождение фамилии подтверждает тот факт, что ее носил один из деятелей политической организации «Земля и воля» Дмитрий Иванович Нецветаев, сын дьякона, который воспитывался в Ливенском духовном училище, а потом — в Орловской духовной семинарии. Нецветаев был привлечен к дознанию, возникшему в июне 1879 года, по обвинению в распространении среди учащихся землевольческих изданий. Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, о точном месте и времени возникновения фамилии Нецветаев в настоящее время говорить сложно. Однако с уверенностью можно сказать, что она принадлежит к числу древнейших русских семейных именований и может немало рассказать о жизни и быте наших далеких предков.



полная версия страницы