Форум » ОНОМАСТИКА » Ономастика в художественной литературе » Ответить

Ономастика в художественной литературе

Циркач от генеалогии: Изучением структуры и состава ономастического пространства художественного текста занимается раздел литературоведения —художественная ономастика. Художественная ономастика как наука сформировалась относительно недавно: свое начало она берет в 40-х—50-х годах XX века, и только к концу прошлого столетия обретает статус науки. Значительный вклад в развитие нового направления литературоведения внесли такие известные исследователи, как В.В. Виноградов, Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов. Последний, в частности, высказал мысль, ставшую одним из постулатов художественной ономастики: по мнению ученого, в произведении нет и не может быть «неговорящих» имен, всякое имя в каком-либо отношении характеризует образ. Действительно, содержательная сторона имени собственного в художественной литературе огромна, так как здесь наглядность, яркость характеристики персонажа порой достигается одним лишь именем. Онимы всех разрядов (как структурные элементы текста) способны участвовать в развертывании основных тем и мотивов произведения, характеристики персонажей, формировании художественного времени и пространства. Они передают не только содержательно-фактическую, но и подтекстовую информацию, способствуют раскрытию идейно-эстетического содержания текста. Поэтонимы внутри художественного текста становятся элементами общей лексической системы текста, помогая осуществить раскрытие сюжетных коллизий, эмоциональных переживаний, исторических и географических реалий, которые ставит целью изобразить в своем творении автор. Различные разряды онимической лексики входят в состав литературных произведений, подчас играя главенствующую роль в осмыслении художественного замысла писателя и идеи произведения. Чем крупнее мастер, тем тщательнее он подбирает имена своим героям. В.В. Виноградов по этому поводу отмечал важность имен, фамилий, прозвищ в художественной литературе, говоря о структурном их своеобразии в разных жанрах и стилях, об их образных характеристических функциях. Литературные имена собственные представляют собой интереснейший объект изучения как с лингвистической, так и с литературоведческой точки зрения. Литература в этом плане является источником, богатым всеми разрядами ономастической лексики: фиктонимами, культонимами, идеонимами, антропонимами, топонимами, зоонимами, теонимами. Глава 1.2. Художественная ономастика. Роль онимов в художественном тексте. доклад ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОВЕСТИ А. ВАРЛАМОВА «ЗДРАВСТВУЙ, КНЯЗЬ!» в рамках III Международной нпк ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (г.Новосибирск, 27 декабря 2012 г.) весь текст

Ответов - 2

Циркач от генеалогии: Доклад ТОПОНИМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.И. ДАЛЯ в рамках I Международной нпк ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (2012 г.) текст Доклад ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО БАСЕН И.А. КРЫЛОВА в рамках II Международной нпк ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (2012 г.) текст Доклад ЭТИМОЛОГИЯ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В РОМАНЕ ДЖ.К. РОУЛИНГ «ГАРРИ ПОТТЕР И ТАЙНАЯ КОМНАТА» (2015 г.) текст Доклад ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА: НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АМЕРИКАНСКИХ И БРИТАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XXI века (2015 г.) текст Доклад ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИМЁН В НЕМЕЦКОЙ ЭКРАНИЗАЦИИ РОМАНА С. МОЭМА «УЗОРНЫЙ ПОКРОВ» (2012 г.) текст Доклад ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ГОВОРЯЩИХ ИМЁН С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКИЙ (2015 г.) текст Очень мне понравился! Доклад ОБ ИСТОЧНИКАХ ПОРОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИХ ТОПОНИМИЧЕСКИХ НОМИНАЦИЙ (2013 г.) текст Доклад СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОЙКОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА В. ШЕКСПИРА (2013 г.) текст Доклад КОННОТАТИВНЫЕ ОНИМЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАХОЛУСТЬЕ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И СМИ (2014 г.) текст

medna: Помню, как в школьные годы меня поразила история наречения Акакия Акакиевича Башмачкина в гоголевской "Шинели". Никогда не предполагала, что придётся потом разбирать подобные имена в метрических книгах. Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартального офицера, женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова. Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, — подумала покойница, — имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, — проговорила старуха, — какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу — вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, — сказала старуха, — что, видно, его такая судьба. Уже если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий».



полная версия страницы