Форум » ОНОМАСТИКА » Уральская топонимика » Ответить

Уральская топонимика

apostol: Предлагаю писать о происхождении уральских топонимов - географических названий. godro пишет: [quote]Нам уже приходилось разбираться с одноимёнными населёнными пунктами. Часто даже самый предварительный анализ имён первопоселенцев позволяет вычислить, откуда они приехали. Некоторые одноимённые населённые пункты основаны родственниками, но не все.[/quote]

Ответов - 42, стр: 1 2 All

godro: volod пишет: АртамонЭти два имени чередовались повсеместно. Автоном-Автомон-Артамон.

sascha04: Давно хотел узнать откуда пошло название деревни Пентюрята (Пентюрино), бывшей когда-то в Верещагинском районе, и вот набрёл на такую статью:Словарь русского говора села Лойма... Оказывается пентюрятами в селе Лойма республики Коми называли жителей деревни Пентюря. Слово Пентюря может быть производным от имени Пантелеймон: Пантелей, Пентелей, Пентюра, Пентюха, Пентюх

sgkv@mail.ru: Просматривая МК Коркинской церкви Тобольской духовной консистории Ялуторовского округа обнаружил деревню Голопупову, сразу вспомнилось - "Дырявино, Разутово, Знобишино, Заплатово, Горелово, Неелово, Неурожайка тож"


Lenpoint: Уральские реки: Юр-кан (Пермский край) Юр-ман (Пермский край) Юр-маш (республика Башкортостан) Юр-мыс (Свердловская область) Юр-мыч /-мач/ (Свердловская область) Юр-чим (Пермский край) Топонимы, характерные для коми – пермяцкого языка? "юр" - 1) голова || головной; 5) верхушка, вершина, верх; "кан" - I 1) дп. царь 2) хан II диал. ловушка, западня "ман" "маш" "мыс" - диал. холмик, холм, бугорок; "мыч" "чим" - совсем, совершенно;

godro: Lenpoint пишет: "мач" - 1) мяч; 2) кочан, вилок разг.; Раньше было две реки с одинаковым названием "Юрмыч", постепенно жители стали одну из рек называть "Юрмач", что даже в карты попало. Речь идет уже о периоде русского проживания на этой территории, так что "мач" толковать не следует. Кстати, подозреваю, что "мач"="мяч" - заимствование из русского языка.

АК-63: В одном солидном краеведческом издании встретилось вот какое упоминание о деревне Михалевой Ирбитского уезда: "В 1659 в дозорной книге числится уже 35 деревень. В том числе, и Михалева. По данным из труда А Г Мосина название деревни произошло от имени Мелеско-Логинова..." http://sukharev-y.ru/wp-content/uploads/2016/02/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-2016-2.pdf По этому поводу у меня возникли некоторые вопросы: 1. Кто такой Мелеско-Логинов, и почему он даже не упоминается в Интернете? 2. Как вообще от подобного имени могло произойти название деревни - Михалева? В общем, по моему субъективному ощущению, не мог Мосин написать такое! Правда, в списке источников упоминается книга: Исторические корни уральских фамилий (которой, к сожалению, у меня сейчас нет под рукой), однако, насколько мне известно, она посвящена фамилиям жителей Екатеринбургского уезда... Какие будут мнения на этот счет у остальных форумчан?

старатель: АК-63 пишет: не мог Мосин написать такое А Мосин и не писал такого. По его словарю "Уральские фамилии" Михалевы происходят от "Михаль", производной формы имени Михаил. И все. Об основателях деревни Михалевской - ни слова. "Мелеско-Логинов" - какая-то изощренная фантазия, а "Миха и Лева" - полный бред. Печально, что "солидное краеведческое издание" пропускает подобные "изыски".

Espera: К великому моему сожалению, всё, в огромном большинстве случаев, вовсе и отнюдь не так, как тутока многие вещают по сему поводу на сайте. К примеру, про деревню Златогорову (Златогорово). Наименование данного населённого пункта имеет очень древние корни, о которых (опять же к сожалению!) сегодня как-то вот так не очень-то широко принято говорить... "Златогорова" - от "Златогорки" это. "Златогорка" - это из древнейшей славянской мифологии, из "Ведичества". А имя деревни головыриной этимологию имеет из старого русского языка. А именно: Головырина = Голо+выра... В свою очередь: "выра" = "выя" + "Ра". Выя - это шея по-старорусски. Ра- Солнце. Голый - в данном конкретном случае - Безлесый. Выра - излучина реки. Излучина ж крива, как шея; выплываешь вот эдак вот по излучине на ровную и прямую гладь речки, и тут же - на (под) Солнышко попадаешь. К слову сказать, излучина вот эта Головыринская, возле которой деревенька имеет место быть, именно так и расположена, что с выходом из неё как раз начинаешь на юг (на Солнышко) плыть. А корень "Голо" в наименовании деревни оттого притулился, что выше упомянутая речная излучина регулярно по весне бывала когда-то наполняема льдом (ледовая плотина образовывалась), отчего вешняя вода низкий правый берег тут заливала, чем и не давала в этом месте лесу покрывать землю. То бишь: Головырина - это деревня, расположенная на безлесой излучине реки. Где-тося (предположительно, где-то аннотациях у Даля В. -в словаре его) всё это про Головырину сказано. Кстати сказать, что и название здешней речки тоже те ещё древнейшие истоки имеет: от "Изиды" это... Что тоже из далёкого пррошлого, из ведичества. ...Впрочем, можно и у, скажем, Блаватской Е. П. поглядеть (см. её "Теософский словарь", "Тайную доктрину",..) кое-что: "ИЗИДА По-египетски - Исса, богиня Дева-Матерь; олицетворенная природа. В египетском или коптском языках - Уази, женское отражение Уазара, или Озириса. Она есть "солнцем одетая женщина" из страны Хеми. Изида-Латона есть Изида римлян." " Правда, Неит, Изида, Диана и пр., каким бы именем она ни называлась, была «демиургической Богиней, одновременно видимой и невидимой, имеющей свое место в Небесах и помогающей рождению видов», – короче говоря, Луною. Ее оккультные аспекты и силы бесчисленны, и в одном из них Луна становится у египтян Богинею Хатор, иным аспектом Изиды[1], и обе эти Богини изображаются, как кормящие Гора." По поводу происходдения названия реки "Исеть" много сказано и у иных авторов...

Лана К: Espera пишет: К примеру, про деревню Златогорову (Златогорово). Наименование данного населённого пункта имеет очень древние корни, о которых (опять же к сожалению!) сегодня как-то вот так не очень-то широко принято говорить... "Златогорова" - от "Златогорки" это. "Златогорка" - это из древнейшей славянской мифологии, из "Ведичества" Деревня Златогорово возникла в начале 18 века! Какое отношение славянская мифология может иметь к этому. Официальной религией тогда уже давно было православие. По всему Уралу много разбросано золотоносных месторождений. В Златогорово добывали старатели золото и название связано с этим. Горой называлась любая разработка, шахта. Река Исеть течет не только через Головырино, Камышево и т.д. Начало ее к северу от Екб., из Исетского озера и впадает она в Тобол. Кто и когда ее так назвал специалисты исследуют достаточно давно, причем здесь Боги древнего мира? Озвучка слов в разных языках и у разных народов бывает очень похожа. Это совсем не значит, что эти слова имеют одно значение. Вам известна хоть одна находка археологов, связанная с культом богини Изиды поблизости с Исетью? Возможно, в названии Исеть была еще одна буква, и звучало название Исерть? На Среднем Урале есть такие названия: Сысерть, Кишерть, Бисерть и т.п.

yury.sukharew@yandex: старатель пишет: Печально, что "солидное краеведческое издание" пропускает подобные "изыски". Как составитель этого солидного издания критику признаю. Действительно, нужно быть строже с авторами. А "народную" топонимику типа "Миха-Лева" или "Камышлов=лов в камышах каторжников" нужно каленым железом выжигать. Кстати, последнее объяснение топонима Камышлов доминирует в литературе (и в изданиях, посолидней нашего). А объяснение профессора Матвеева о том, что по татарски "камышевый" будет "камышлы" (что было учтено при переименовании Камышевской сл в Камышловскую) утонуло совсем.

АК-63: "Камышлов=лов в камышах каторжников" В Омской и Северо-Казахстанской областях есть еще довольно немаленький Камышловский лог: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BB%D0%BE%D0%B3 . Вот где, надо полагать, каторжникам было раздолье...

Войнов: На Южном Урале до наших дней сохранились участки старой дороги, вымощенной булыжником два столетия назад, по указу Екатерины II. Местная дорожная сеть раскинулась в виде придатков Сибирского тракта, связавшего столицу Российской Империи и Китай. Несмотря на столь продолжительное время, прошедшее с момента укладки дорожного полотна, до сих пор местные жители используют «Катин тракт», как они сами его называют, по его основному назначению. Тракт сохранился бы в более масштабном виде, если бы не дорожные работы, кои проводят ежегодно, и желание отдельных сограждан разжиться «халявной» брусчаткой. Небольшой исторический экскурс. Испокон веков одной из двух главных проблем Руси оставались дороги. Сейчас с ними все более или менее нормально, но каких-то триста лет назад дорожной сети не было от слова совсем. В большей мере логистика опиралась на речное судоходство и транспортировку грузов волоком. Так что возникшая распутица могла растянуть срок доставки грузов даже на небольшие расстояния. Короче говоря, отсутствие транспортной инфраструктуры значительным образом тормозило развитие отечественной экономики, а вместе с ней и остального прогресса. Развитие торговых отношений с Китаем потребовало создание транспортных коридоров. Остро назрел вопрос развития магистрального дорожного полотна. Так появился Сибирский тракт, между прочим, ставший самой длинной полевой дорогой в истории человечества! Со временем тракт обрастал вспомогательной дорожной сетью. Поначалу булыжные мостовые связали крупные города, а затем и небольшие веси. По мнению историков, дорожная сеть начала опутывать уральский регион во времена правления Императрицы Екатерины. «В городах и селениях, у питейных домов не останавливаться» Главной транспортной артерией Урала долгое время оставалась дорога, связавшая Екатеринбург и Оренбург. Однако тракт пролегал не напрямую, а связывал между собой десятки крупных городов и сотни небольших поселений. В теплое время года по тракту перегоняли скот, везли продукты питания и прочие грузы. Как правило, основной трафик наступал в весенне-летний период под открытие многочисленных ярмарок. Зимой тракт использовался значительно реже ввиду особо тяжелых и опасных условий эксплуатации. По приказу Александра I были утверждены правила обустройства трактов. Согласно требованиям, предполагалось использовать под устройство тракта полосу шириной в 30 сажен (порядка 60 метров). Под проезжую часть отводилось 10 сажен (около 22 метров), по 5 сажен (10 метров) с каждой стороны надлежало использовать для обустройства сточных канав и зеленых насаждений, остальную часть выделяли под перегон домашнего скота. Строили и поддерживали тракт крестьяне, обложенные дорожной повинностью. В качестве стимула им предлагали возможность заработать неплохие деньги на транспортной инфраструктуре, обустроив придорожный сервис: организуя постоялые дворы и торговые точки. Так что тракты становились довольно притягательным для крестьян и местечковых помещиков. Передвижение по тракту было отрегулировано особым расписанием и уставом. К примеру, ямщик был обязан на ночь останавливаться исключительно на постоялых дворах или станциях. При этом для экипажей, осуществлявших доставку важных грузов, к примеру, перевозивших государственную корреспонденцию, действовал особо строгий запрет: «нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться». Несколько столетий Верхнеуральский централ оставался главной перевалочной базой в пенитенциарной системе России. Каторжан заковывали в кандалы, связывали друг с другом и вели группами по 100-200 человек, иногда их количество достигало 500 человек, в день колонны проходили по 20-30 километров. По аналогии с узловыми жд-станциями, здесь менялись конвоиры, лошади, также давали кратковременный отдых арестантам. В разное время стены местной тюрьмы встречали декабристов, народников, террористов, демократов и революционеров. По самым скромным подсчетам, в XIX веке по Екатерининскому тракту прошли более одного миллиона осужденных каторжан.



полная версия страницы