Форум » ОНОМАСТИКА » Уральская топонимика » Ответить

Уральская топонимика

apostol: Предлагаю писать о происхождении уральских топонимов - географических названий. godro пишет: [quote]Нам уже приходилось разбираться с одноимёнными населёнными пунктами. Часто даже самый предварительный анализ имён первопоселенцев позволяет вычислить, откуда они приехали. Некоторые одноимённые населённые пункты основаны родственниками, но не все.[/quote]

Ответов - 42, стр: 1 2 All

Ронин: godro пишет: про одну я вовсе не слыхивал - Красносигничевская Михаил, мне встечалась Ключеянчиновская волость Осинского уезда - тоже не понятно или была такая или нет?

Gutta: Тьмутаракань – это не выдумка Задумывались ли вы, откуда берутся названия тех или иных населенных пунктов, ведь порой они звучат очень странно и даже нелепо? Оказывается, иногда они происходят от всяких забавных словечек и присказок-поговорок, часто употребляемых жителями этих мест. Ведь наши предки тоже обладали чувством юмора. Кстати, теме происхождения географических названий (топонимов) посвящена целая наука – топонимика… Ссылка: http://www.pravda.ru/society/fashion/310225-0/

АннаА: Перепись вотчин Строгановых 1710: Деревня Космос


apostol: с. Покровское – названо по церкви, освященной в честь праздника Покрова Божией Матери. с. Шаблиш – названо по одноименному озеру. р. Каменка – названа по каменистым берегам. с. Троицкое – названо по церкви, освященной в честь праздника Троицы. с. Исетское – новое название с. Темновского, переименовано в Исетское, по реке, на которой находится. с. Багаряк – названо по одноименной реке. с. Тыгиш – названо по одноименному озеру. д. Игиш – названа по озеру Бол. Игиш, на котором находится, есть и озеро Мал. Игиш.

apostol: Озеро Сунгуль - название от башкирского диалектного сунгы кул - последнее озеро. Озеро и в самом деле самое северо-восточное ("последнее") из Каслинских озер. Бараба (часть Старого Каменска). В уральских говорах Бараба - окраина села (города). Слово, возможно, тюркского происхождения.

АК-63: Происхождение названия у деревни Пердуновой знаю, но не скажу... А в Богдановичском районе есть отдельная деревня - Бараба.

поэт-родовед1: с. Покровское (Каменского района) основали выходцы из с. Покровского Артемовского района.

apostol: Настоящими аборигенами, основавшими село Покровское Каменского района, могут считаться все Аввакумовы. Именно они, выходцы из села Покровское Артемовского района, поставили здесь первые дворы в 1700-07 годы. Фамилия Аввакумовых в Покровке и сейчас в лидерах.

sascha04: Я правильно понял: с. Покровское (Каменского района) сразу стало селом? Или сначала это был починок, например, или деревня?

godro: sascha04 пишет: с. Покровское (Каменского района) сразу стало селом? Нет, сначала деревня Покровская, но церковь освятили также в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

apostol: Согласно А.Ф. Коровину, "Покровский починок упомянут в документе 1709 г. как разгромленный и сожженный башкирами. Сгорело 7 домов, уведено 9 лошадей и 5 человек."

Людмилв: ПОЧЕМУ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ У ДЕРЕВНИ? Обычно деревни назывались по фамилии первого жителя или реки.а Покров - церковный праздник?

godro: Людмилв пишет: ПОЧЕМУ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ У ДЕРЕВНИ? Привезли название с прежнего места жительства - распространенная практика.

apostol: Троицкое, Успенское, Покровское и т.п. - названы по церкви, освященной в честь соответствующих праздников.

Людмилв: Это села.

apostol: Понял. А где находится деревня Покров?

volod: АК-63 пишет: Происхождение названия у деревни Пер...овой знаю, но не скажу... Зачёт!!!

Тунгус1: Аркадий Коровин Наша малая Родина. Словарь-справочник по истории сел и деревень Каменского района. с. Покровское (начальное - Покровский починок) Расположено по обе стороны речки Камышенки. Покровский починок упомянут в документе 1709 г. как разгромленный и сожженный башкирами. Сгорело 7 домов, уведено 9 лошадей и 5 человек. Аборигены с. Покровского Стуковы, Сыропятовы, Ярославцевы, Томилины, Аввакумовы – выходцы из средней полосы России. По преданию, Покровский починок основал выходец из с. Покровского ныне Артемовского (Егоршинского) района Аввакумов. Судя по факту, что Федор Аввакумов выдал свою дочь Акулину замуж в с. Белоносово на речке Белой, а она родилась в 1707 году в Покровском починке, значит с. Покровское возникло в пределах 1700 - 1707 годов. О покровцах власти писали, что «нерадение к земледелию, отсутствие энергии и предприимчивости ни о каком деле, а жить только минутой, мало заботясь о «будущем». Первая церковь, деревянная, существовала с 1817 по 1834 год, а в 1834 г. построено каменное здание храма. С 15 августа 1872 г. открыто земское училище (здание школы построено в 1903 г.). До 1817 г. входило в Камышевскую волость. Новое кирпичное здание для открывающейся средней школы построено в 1938 г. Библиотека земством открыта в 1905 г. Покровцы тоже были участниками восстаний 1762, 1774 годов. Были приписаны к Каменскому заводу для возки древесного угля и перевозки пушек на пристань реки Чусовой. От времен гражданской войны осталась братская могила красноармейца А. В. Степанина. 23 июля 1919 года Покровское освободил 187-й Володарский полк 21 дивизии. 23 сентября 1919 г. возникла партийная ячейка. С 1937 по 1962 год с. Покровское было райцентром Покровского района. В 1928 году в с. Покровском было 398 дворов с населением 1682 человека. Но после этого село выросло почти вдвое.

apostol: Златые горы Златогоровой УВАЖАЕМЫЙ «АиФ-Урал»! Продолжаю рассказывать о происхождении названий уральских деревень. Есть в Белоярском районе деревня Златогорова. Как и у многих деревень на Урале, у нее два названия. Впервые эта деревня под именем Бутырки упоминается при основании Камышевской слободы на Исети в 1686 году. Под этим названием деревня прожила до 1750 года. После этого во всех справочниках, статистических таблицах деревня стала называться Златогоровой с припиской «с выселком Бутырки». Вот что говорится в одном дореволюционном справочнике: «Деревня Златогорова с выселком Бутырки. Местность ровная, почва черноземная, покосы полевые и лесные. Скоту корма достает иногда только до Петрова дня, и приходится кормить скот соломой. Жители окрестных деревень считают златогоровцев зажиточными. На покосах и около речки Бутырки есть золотоносные пески. Пробовали их разрабатывать посторонние, но по малому содержанию золота в породе отказались». Златогорова действительно оказалась золотой. Но кто были эти посторонние? Как известно, на уральских заводчиков Демидовых постоянно строчили доносы, и, надо сказать, справедливые. Из Петербурга для проверки Демидовых выезжали многочисленные комиссии и отдельные лица. В 1744 году из Петербурга выехала очередная комиссия под начальством бригадира Бэера. Целью проверки стали Колыванские заводы. Бэер взял в Екатеринбурге несколько человек, сведущих в горном деле, и по дороге на Колывань заехал в деревню Шилову, расположенную в шести верстах от Камышево ниже по течению Исети. Здесь был старый медный рудник. Бэер решил проверить его, а заодно провести разведку золота. Золото на речке Шиловой было обнаружено. Немедленно на речке Бутырке пробили шурфы и тоже обнаружили золото. Бэер организовал бригаду для экспериментальной добычи золота на речках Шиловой и Бутырке, а сам уехал на Колывань. Через два года он вернулся. Здесь ему доложили, что содержание золота в породе невелико и придётся свернуть работы. Бэер уехал в Петербург. Бригада проработала на речках Шиловой и Бутырке до 1750 года и свернула работы. Но после себя эти посторонние оставили горки золотого песка. Отсюда произошло название Златогорова. Последний раз Златогорова «с выселком Бутырки» упоминается в статистической таблице за 1926 год. После этого выселок Бутырки был переименован в улицу Бутырки, а после войны - в улицу Ленина. Лизунов В.В., п. Белоярский

поэт-родовед1: apostol пишет: Фамилия Аввакумовых в Покровке и сейчас в лидерах. Аввакумовы (и много др. местных старинных фамилий) есть не только в Покровке, они в пос. Первомайском, что в 3-5 км. от этого села.

kesh: Всегда ли приставка Усть- в названии населенного пункта значит, что населенный пункт находится при слиянии рек, то есть в устье реки? Если конкретнее, интересует Усть-Брусянка в Переписной книге Тобольского уезда 1695 г. Почему считается, что Усть-Брусянка стала селом Большие Брусяны? Из публикации Коновалова Ю.В. Мамин-Сибиряк и село Маминское: "Переписью 1695 г. кроме самой Камышевской слободы (сейчас село Камышево Белоярского района), в которой было 42 двора, отмечены деревни: Головырина (9 дворов), Усть-Брусянка (7 дворов), Рябиновка (1 двор) и Усть-Камышевка (4 двора). Головырина и Усть-Брусянка, ставшая со временем селом Большие Брусяны, существуют и сейчас в Белоярском районе Свердловской области." Брусянка впадает в Исеть в деревне Черноусово, там ее устье, а Большие Брусяны находятся примерно на середине речки Брусянки. Поэтому у меня сомнения и в Усть-Брусянке подозреваю Черноусово. Тем более, в Переписной книге Тобольского уезда 1719 г. есть Брусянский погост, который относится к Арамильской слободе, и есть деревня Черноусова, относящаяся к Камышевской слободе. Юрий Витальевич, может Вы, как автор статьи, разъясните, может есть источники, где указано точно, где была Усть-Брусянка.

Далматовец: Что касается деревни Пердуновой Ольховской слободы, то в 1904 году она уже называлась Перуновой, а потомки вероятного основателя её Антона Филатова Пердунова (в 1719 г. ему 50 лет. сыну Осипу 25, Кондратий годовой) также носили вполне благозвучную фамилию - Перуновы.

старатель: kesh Статья написана давно и, честно говоря, не помню, чтобы меня когда-либо заботило соотношение многочисленных Брусянок. Возможно, фраза "Усть-Брусянка, ставшая со временем селом Большие Брусяны" появилась в результате неудачного редактирования. В переписи 1695 года в Усть-Брусянке показано семь дворов. В трех жили Уфинцы, в остальных - Орлов, Стенин, Шумихин и Дудиных. В ревизии 1719 года в деревне Черноусовой из 24 крестьянских дворов в пяти жили Уфинцовы и в четырех - Стенины. То есть, определенная преемственность с Усть-Брусянкой просматривается. Скорее всего, речь идет об одной деревне.

kesh: Спасибо, Юрий Витальевич. Просто я интересуюсь не из чисто теоретических побуждений, а мне эти деревни лично близки, почти родные, поэтому важно выяснить.

татива: Уж очень меня название заинтересовало! godro пишет: крестьянская девица Вятской губернии Нолинского уезда Буйской волости деревни Мамзель Мариамна Алексиева Платунова, 32... Ошибочка вышла! Деревня , вернее заимочка казенная называлась Мамзеры (Пантюхинская, Горелукова) при р. Сардане, номер по СНМ 1859 г.- 9142. В деревне всего 6 дворов, а жителей 41 чел. Платуновых из них 5 семей.

godro: татива пишет: Ошибочка вышла! По Фрейду ошибочка-то!

sgkv@mail.ru: Восточное обозрение 1906 год № 16 В 11 часов 16 минут ночи по Ленинской улице во дворе дома Матвеева загорелись надворные постройки.

АК-63: Хм, мне, например, встречались на старых вагонах заводские таблички-клейма с надписями типа "Завод имени Ленина, 1900г", но они, надо полагать, появились там уже позднее, взамен первоначальных (и идеологически вредных - с царскими орлами), а здесь явно не тот случай... Может, имелась в виду улица ЛЕНСКАЯ?

sgkv@mail.ru: АК-63 пишет: Может, имелась в виду улица ЛЕНСКАЯ? Написано именно Ленинская, но сомнительно, что бы в честь В.И.

volod: Метрическая книга Успенской церкви с.Зайковского на 1810г. «Часть Первая о рождаюшихся Сентября 10 Дня у крестьянина Михила Егорова Худякова сын Автономъ». Ещё в начале XIX в уральской глубинке в народе ходили мысли об автономии Уральской республики))). В ревизии 1816 записан уже: "Артамонъ 5 лет".

godro: volod пишет: АртамонЭти два имени чередовались повсеместно. Автоном-Автомон-Артамон.

sascha04: Давно хотел узнать откуда пошло название деревни Пентюрята (Пентюрино), бывшей когда-то в Верещагинском районе, и вот набрёл на такую статью:Словарь русского говора села Лойма... Оказывается пентюрятами в селе Лойма республики Коми называли жителей деревни Пентюря. Слово Пентюря может быть производным от имени Пантелеймон: Пантелей, Пентелей, Пентюра, Пентюха, Пентюх

sgkv@mail.ru: Просматривая МК Коркинской церкви Тобольской духовной консистории Ялуторовского округа обнаружил деревню Голопупову, сразу вспомнилось - "Дырявино, Разутово, Знобишино, Заплатово, Горелово, Неелово, Неурожайка тож"

Lenpoint: Уральские реки: Юр-кан (Пермский край) Юр-ман (Пермский край) Юр-маш (республика Башкортостан) Юр-мыс (Свердловская область) Юр-мыч /-мач/ (Свердловская область) Юр-чим (Пермский край) Топонимы, характерные для коми – пермяцкого языка? "юр" - 1) голова || головной; 5) верхушка, вершина, верх; "кан" - I 1) дп. царь 2) хан II диал. ловушка, западня "ман" "маш" "мыс" - диал. холмик, холм, бугорок; "мыч" "чим" - совсем, совершенно;

godro: Lenpoint пишет: "мач" - 1) мяч; 2) кочан, вилок разг.; Раньше было две реки с одинаковым названием "Юрмыч", постепенно жители стали одну из рек называть "Юрмач", что даже в карты попало. Речь идет уже о периоде русского проживания на этой территории, так что "мач" толковать не следует. Кстати, подозреваю, что "мач"="мяч" - заимствование из русского языка.

АК-63: В одном солидном краеведческом издании встретилось вот какое упоминание о деревне Михалевой Ирбитского уезда: "В 1659 в дозорной книге числится уже 35 деревень. В том числе, и Михалева. По данным из труда А Г Мосина название деревни произошло от имени Мелеско-Логинова..." http://sukharev-y.ru/wp-content/uploads/2016/02/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-2016-2.pdf По этому поводу у меня возникли некоторые вопросы: 1. Кто такой Мелеско-Логинов, и почему он даже не упоминается в Интернете? 2. Как вообще от подобного имени могло произойти название деревни - Михалева? В общем, по моему субъективному ощущению, не мог Мосин написать такое! Правда, в списке источников упоминается книга: Исторические корни уральских фамилий (которой, к сожалению, у меня сейчас нет под рукой), однако, насколько мне известно, она посвящена фамилиям жителей Екатеринбургского уезда... Какие будут мнения на этот счет у остальных форумчан?

старатель: АК-63 пишет: не мог Мосин написать такое А Мосин и не писал такого. По его словарю "Уральские фамилии" Михалевы происходят от "Михаль", производной формы имени Михаил. И все. Об основателях деревни Михалевской - ни слова. "Мелеско-Логинов" - какая-то изощренная фантазия, а "Миха и Лева" - полный бред. Печально, что "солидное краеведческое издание" пропускает подобные "изыски".

Espera: К великому моему сожалению, всё, в огромном большинстве случаев, вовсе и отнюдь не так, как тутока многие вещают по сему поводу на сайте. К примеру, про деревню Златогорову (Златогорово). Наименование данного населённого пункта имеет очень древние корни, о которых (опять же к сожалению!) сегодня как-то вот так не очень-то широко принято говорить... "Златогорова" - от "Златогорки" это. "Златогорка" - это из древнейшей славянской мифологии, из "Ведичества". А имя деревни головыриной этимологию имеет из старого русского языка. А именно: Головырина = Голо+выра... В свою очередь: "выра" = "выя" + "Ра". Выя - это шея по-старорусски. Ра- Солнце. Голый - в данном конкретном случае - Безлесый. Выра - излучина реки. Излучина ж крива, как шея; выплываешь вот эдак вот по излучине на ровную и прямую гладь речки, и тут же - на (под) Солнышко попадаешь. К слову сказать, излучина вот эта Головыринская, возле которой деревенька имеет место быть, именно так и расположена, что с выходом из неё как раз начинаешь на юг (на Солнышко) плыть. А корень "Голо" в наименовании деревни оттого притулился, что выше упомянутая речная излучина регулярно по весне бывала когда-то наполняема льдом (ледовая плотина образовывалась), отчего вешняя вода низкий правый берег тут заливала, чем и не давала в этом месте лесу покрывать землю. То бишь: Головырина - это деревня, расположенная на безлесой излучине реки. Где-тося (предположительно, где-то аннотациях у Даля В. -в словаре его) всё это про Головырину сказано. Кстати сказать, что и название здешней речки тоже те ещё древнейшие истоки имеет: от "Изиды" это... Что тоже из далёкого пррошлого, из ведичества. ...Впрочем, можно и у, скажем, Блаватской Е. П. поглядеть (см. её "Теософский словарь", "Тайную доктрину",..) кое-что: "ИЗИДА По-египетски - Исса, богиня Дева-Матерь; олицетворенная природа. В египетском или коптском языках - Уази, женское отражение Уазара, или Озириса. Она есть "солнцем одетая женщина" из страны Хеми. Изида-Латона есть Изида римлян." " Правда, Неит, Изида, Диана и пр., каким бы именем она ни называлась, была «демиургической Богиней, одновременно видимой и невидимой, имеющей свое место в Небесах и помогающей рождению видов», – короче говоря, Луною. Ее оккультные аспекты и силы бесчисленны, и в одном из них Луна становится у египтян Богинею Хатор, иным аспектом Изиды[1], и обе эти Богини изображаются, как кормящие Гора." По поводу происходдения названия реки "Исеть" много сказано и у иных авторов...

Лана К: Espera пишет: К примеру, про деревню Златогорову (Златогорово). Наименование данного населённого пункта имеет очень древние корни, о которых (опять же к сожалению!) сегодня как-то вот так не очень-то широко принято говорить... "Златогорова" - от "Златогорки" это. "Златогорка" - это из древнейшей славянской мифологии, из "Ведичества" Деревня Златогорово возникла в начале 18 века! Какое отношение славянская мифология может иметь к этому. Официальной религией тогда уже давно было православие. По всему Уралу много разбросано золотоносных месторождений. В Златогорово добывали старатели золото и название связано с этим. Горой называлась любая разработка, шахта. Река Исеть течет не только через Головырино, Камышево и т.д. Начало ее к северу от Екб., из Исетского озера и впадает она в Тобол. Кто и когда ее так назвал специалисты исследуют достаточно давно, причем здесь Боги древнего мира? Озвучка слов в разных языках и у разных народов бывает очень похожа. Это совсем не значит, что эти слова имеют одно значение. Вам известна хоть одна находка археологов, связанная с культом богини Изиды поблизости с Исетью? Возможно, в названии Исеть была еще одна буква, и звучало название Исерть? На Среднем Урале есть такие названия: Сысерть, Кишерть, Бисерть и т.п.

yury.sukharew@yandex: старатель пишет: Печально, что "солидное краеведческое издание" пропускает подобные "изыски". Как составитель этого солидного издания критику признаю. Действительно, нужно быть строже с авторами. А "народную" топонимику типа "Миха-Лева" или "Камышлов=лов в камышах каторжников" нужно каленым железом выжигать. Кстати, последнее объяснение топонима Камышлов доминирует в литературе (и в изданиях, посолидней нашего). А объяснение профессора Матвеева о том, что по татарски "камышевый" будет "камышлы" (что было учтено при переименовании Камышевской сл в Камышловскую) утонуло совсем.

АК-63: "Камышлов=лов в камышах каторжников" В Омской и Северо-Казахстанской областях есть еще довольно немаленький Камышловский лог: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BB%D0%BE%D0%B3 . Вот где, надо полагать, каторжникам было раздолье...

Войнов: На Южном Урале до наших дней сохранились участки старой дороги, вымощенной булыжником два столетия назад, по указу Екатерины II. Местная дорожная сеть раскинулась в виде придатков Сибирского тракта, связавшего столицу Российской Империи и Китай. Несмотря на столь продолжительное время, прошедшее с момента укладки дорожного полотна, до сих пор местные жители используют «Катин тракт», как они сами его называют, по его основному назначению. Тракт сохранился бы в более масштабном виде, если бы не дорожные работы, кои проводят ежегодно, и желание отдельных сограждан разжиться «халявной» брусчаткой. Небольшой исторический экскурс. Испокон веков одной из двух главных проблем Руси оставались дороги. Сейчас с ними все более или менее нормально, но каких-то триста лет назад дорожной сети не было от слова совсем. В большей мере логистика опиралась на речное судоходство и транспортировку грузов волоком. Так что возникшая распутица могла растянуть срок доставки грузов даже на небольшие расстояния. Короче говоря, отсутствие транспортной инфраструктуры значительным образом тормозило развитие отечественной экономики, а вместе с ней и остального прогресса. Развитие торговых отношений с Китаем потребовало создание транспортных коридоров. Остро назрел вопрос развития магистрального дорожного полотна. Так появился Сибирский тракт, между прочим, ставший самой длинной полевой дорогой в истории человечества! Со временем тракт обрастал вспомогательной дорожной сетью. Поначалу булыжные мостовые связали крупные города, а затем и небольшие веси. По мнению историков, дорожная сеть начала опутывать уральский регион во времена правления Императрицы Екатерины. «В городах и селениях, у питейных домов не останавливаться» Главной транспортной артерией Урала долгое время оставалась дорога, связавшая Екатеринбург и Оренбург. Однако тракт пролегал не напрямую, а связывал между собой десятки крупных городов и сотни небольших поселений. В теплое время года по тракту перегоняли скот, везли продукты питания и прочие грузы. Как правило, основной трафик наступал в весенне-летний период под открытие многочисленных ярмарок. Зимой тракт использовался значительно реже ввиду особо тяжелых и опасных условий эксплуатации. По приказу Александра I были утверждены правила обустройства трактов. Согласно требованиям, предполагалось использовать под устройство тракта полосу шириной в 30 сажен (порядка 60 метров). Под проезжую часть отводилось 10 сажен (около 22 метров), по 5 сажен (10 метров) с каждой стороны надлежало использовать для обустройства сточных канав и зеленых насаждений, остальную часть выделяли под перегон домашнего скота. Строили и поддерживали тракт крестьяне, обложенные дорожной повинностью. В качестве стимула им предлагали возможность заработать неплохие деньги на транспортной инфраструктуре, обустроив придорожный сервис: организуя постоялые дворы и торговые точки. Так что тракты становились довольно притягательным для крестьян и местечковых помещиков. Передвижение по тракту было отрегулировано особым расписанием и уставом. К примеру, ямщик был обязан на ночь останавливаться исключительно на постоялых дворах или станциях. При этом для экипажей, осуществлявших доставку важных грузов, к примеру, перевозивших государственную корреспонденцию, действовал особо строгий запрет: «нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться». Несколько столетий Верхнеуральский централ оставался главной перевалочной базой в пенитенциарной системе России. Каторжан заковывали в кандалы, связывали друг с другом и вели группами по 100-200 человек, иногда их количество достигало 500 человек, в день колонны проходили по 20-30 километров. По аналогии с узловыми жд-станциями, здесь менялись конвоиры, лошади, также давали кратковременный отдых арестантам. В разное время стены местной тюрьмы встречали декабристов, народников, террористов, демократов и революционеров. По самым скромным подсчетам, в XIX веке по Екатерининскому тракту прошли более одного миллиона осужденных каторжан.



полная версия страницы