Форум » ОНОМАСТИКА » Уральская топонимика » Ответить

Уральская топонимика

apostol: Предлагаю писать о происхождении уральских топонимов - географических названий. godro пишет: [quote]Нам уже приходилось разбираться с одноимёнными населёнными пунктами. Часто даже самый предварительный анализ имён первопоселенцев позволяет вычислить, откуда они приехали. Некоторые одноимённые населённые пункты основаны родственниками, но не все.[/quote]

Ответов - 41, стр: 1 2 All

Ронин: godro пишет: про одну я вовсе не слыхивал - Красносигничевская Михаил, мне встечалась Ключеянчиновская волость Осинского уезда - тоже не понятно или была такая или нет?

Gutta: Тьмутаракань – это не выдумка Задумывались ли вы, откуда берутся названия тех или иных населенных пунктов, ведь порой они звучат очень странно и даже нелепо? Оказывается, иногда они происходят от всяких забавных словечек и присказок-поговорок, часто употребляемых жителями этих мест. Ведь наши предки тоже обладали чувством юмора. Кстати, теме происхождения географических названий (топонимов) посвящена целая наука – топонимика… Ссылка: http://www.pravda.ru/society/fashion/310225-0/

АннаА: Перепись вотчин Строгановых 1710: Деревня Космос


apostol: с. Покровское – названо по церкви, освященной в честь праздника Покрова Божией Матери. с. Шаблиш – названо по одноименному озеру. р. Каменка – названа по каменистым берегам. с. Троицкое – названо по церкви, освященной в честь праздника Троицы. с. Исетское – новое название с. Темновского, переименовано в Исетское, по реке, на которой находится. с. Багаряк – названо по одноименной реке. с. Тыгиш – названо по одноименному озеру. д. Игиш – названа по озеру Бол. Игиш, на котором находится, есть и озеро Мал. Игиш.

apostol: Озеро Сунгуль - название от башкирского диалектного сунгы кул - последнее озеро. Озеро и в самом деле самое северо-восточное ("последнее") из Каслинских озер. Бараба (часть Старого Каменска). В уральских говорах Бараба - окраина села (города). Слово, возможно, тюркского происхождения.

АК-63: Происхождение названия у деревни Пердуновой знаю, но не скажу... А в Богдановичском районе есть отдельная деревня - Бараба.

поэт-родовед1: с. Покровское (Каменского района) основали выходцы из с. Покровского Артемовского района.

apostol: Настоящими аборигенами, основавшими село Покровское Каменского района, могут считаться все Аввакумовы. Именно они, выходцы из села Покровское Артемовского района, поставили здесь первые дворы в 1700-07 годы. Фамилия Аввакумовых в Покровке и сейчас в лидерах.

sascha04: Я правильно понял: с. Покровское (Каменского района) сразу стало селом? Или сначала это был починок, например, или деревня?

godro: sascha04 пишет: с. Покровское (Каменского района) сразу стало селом? Нет, сначала деревня Покровская, но церковь освятили также в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

apostol: Согласно А.Ф. Коровину, "Покровский починок упомянут в документе 1709 г. как разгромленный и сожженный башкирами. Сгорело 7 домов, уведено 9 лошадей и 5 человек."

Людмилв: ПОЧЕМУ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ У ДЕРЕВНИ? Обычно деревни назывались по фамилии первого жителя или реки.а Покров - церковный праздник?

godro: Людмилв пишет: ПОЧЕМУ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ У ДЕРЕВНИ? Привезли название с прежнего места жительства - распространенная практика.

apostol: Троицкое, Успенское, Покровское и т.п. - названы по церкви, освященной в честь соответствующих праздников.

Людмилв: Это села.

apostol: Понял. А где находится деревня Покров?

volod: АК-63 пишет: Происхождение названия у деревни Пер...овой знаю, но не скажу... Зачёт!!!

Тунгус1: Аркадий Коровин Наша малая Родина. Словарь-справочник по истории сел и деревень Каменского района. с. Покровское (начальное - Покровский починок) Расположено по обе стороны речки Камышенки. Покровский починок упомянут в документе 1709 г. как разгромленный и сожженный башкирами. Сгорело 7 домов, уведено 9 лошадей и 5 человек. Аборигены с. Покровского Стуковы, Сыропятовы, Ярославцевы, Томилины, Аввакумовы – выходцы из средней полосы России. По преданию, Покровский починок основал выходец из с. Покровского ныне Артемовского (Егоршинского) района Аввакумов. Судя по факту, что Федор Аввакумов выдал свою дочь Акулину замуж в с. Белоносово на речке Белой, а она родилась в 1707 году в Покровском починке, значит с. Покровское возникло в пределах 1700 - 1707 годов. О покровцах власти писали, что «нерадение к земледелию, отсутствие энергии и предприимчивости ни о каком деле, а жить только минутой, мало заботясь о «будущем». Первая церковь, деревянная, существовала с 1817 по 1834 год, а в 1834 г. построено каменное здание храма. С 15 августа 1872 г. открыто земское училище (здание школы построено в 1903 г.). До 1817 г. входило в Камышевскую волость. Новое кирпичное здание для открывающейся средней школы построено в 1938 г. Библиотека земством открыта в 1905 г. Покровцы тоже были участниками восстаний 1762, 1774 годов. Были приписаны к Каменскому заводу для возки древесного угля и перевозки пушек на пристань реки Чусовой. От времен гражданской войны осталась братская могила красноармейца А. В. Степанина. 23 июля 1919 года Покровское освободил 187-й Володарский полк 21 дивизии. 23 сентября 1919 г. возникла партийная ячейка. С 1937 по 1962 год с. Покровское было райцентром Покровского района. В 1928 году в с. Покровском было 398 дворов с населением 1682 человека. Но после этого село выросло почти вдвое.

apostol: Златые горы Златогоровой УВАЖАЕМЫЙ «АиФ-Урал»! Продолжаю рассказывать о происхождении названий уральских деревень. Есть в Белоярском районе деревня Златогорова. Как и у многих деревень на Урале, у нее два названия. Впервые эта деревня под именем Бутырки упоминается при основании Камышевской слободы на Исети в 1686 году. Под этим названием деревня прожила до 1750 года. После этого во всех справочниках, статистических таблицах деревня стала называться Златогоровой с припиской «с выселком Бутырки». Вот что говорится в одном дореволюционном справочнике: «Деревня Златогорова с выселком Бутырки. Местность ровная, почва черноземная, покосы полевые и лесные. Скоту корма достает иногда только до Петрова дня, и приходится кормить скот соломой. Жители окрестных деревень считают златогоровцев зажиточными. На покосах и около речки Бутырки есть золотоносные пески. Пробовали их разрабатывать посторонние, но по малому содержанию золота в породе отказались». Златогорова действительно оказалась золотой. Но кто были эти посторонние? Как известно, на уральских заводчиков Демидовых постоянно строчили доносы, и, надо сказать, справедливые. Из Петербурга для проверки Демидовых выезжали многочисленные комиссии и отдельные лица. В 1744 году из Петербурга выехала очередная комиссия под начальством бригадира Бэера. Целью проверки стали Колыванские заводы. Бэер взял в Екатеринбурге несколько человек, сведущих в горном деле, и по дороге на Колывань заехал в деревню Шилову, расположенную в шести верстах от Камышево ниже по течению Исети. Здесь был старый медный рудник. Бэер решил проверить его, а заодно провести разведку золота. Золото на речке Шиловой было обнаружено. Немедленно на речке Бутырке пробили шурфы и тоже обнаружили золото. Бэер организовал бригаду для экспериментальной добычи золота на речках Шиловой и Бутырке, а сам уехал на Колывань. Через два года он вернулся. Здесь ему доложили, что содержание золота в породе невелико и придётся свернуть работы. Бэер уехал в Петербург. Бригада проработала на речках Шиловой и Бутырке до 1750 года и свернула работы. Но после себя эти посторонние оставили горки золотого песка. Отсюда произошло название Златогорова. Последний раз Златогорова «с выселком Бутырки» упоминается в статистической таблице за 1926 год. После этого выселок Бутырки был переименован в улицу Бутырки, а после войны - в улицу Ленина. Лизунов В.В., п. Белоярский

поэт-родовед1: apostol пишет: Фамилия Аввакумовых в Покровке и сейчас в лидерах. Аввакумовы (и много др. местных старинных фамилий) есть не только в Покровке, они в пос. Первомайском, что в 3-5 км. от этого села.

kesh: Всегда ли приставка Усть- в названии населенного пункта значит, что населенный пункт находится при слиянии рек, то есть в устье реки? Если конкретнее, интересует Усть-Брусянка в Переписной книге Тобольского уезда 1695 г. Почему считается, что Усть-Брусянка стала селом Большие Брусяны? Из публикации Коновалова Ю.В. Мамин-Сибиряк и село Маминское: "Переписью 1695 г. кроме самой Камышевской слободы (сейчас село Камышево Белоярского района), в которой было 42 двора, отмечены деревни: Головырина (9 дворов), Усть-Брусянка (7 дворов), Рябиновка (1 двор) и Усть-Камышевка (4 двора). Головырина и Усть-Брусянка, ставшая со временем селом Большие Брусяны, существуют и сейчас в Белоярском районе Свердловской области." Брусянка впадает в Исеть в деревне Черноусово, там ее устье, а Большие Брусяны находятся примерно на середине речки Брусянки. Поэтому у меня сомнения и в Усть-Брусянке подозреваю Черноусово. Тем более, в Переписной книге Тобольского уезда 1719 г. есть Брусянский погост, который относится к Арамильской слободе, и есть деревня Черноусова, относящаяся к Камышевской слободе. Юрий Витальевич, может Вы, как автор статьи, разъясните, может есть источники, где указано точно, где была Усть-Брусянка.

Далматовец: Что касается деревни Пердуновой Ольховской слободы, то в 1904 году она уже называлась Перуновой, а потомки вероятного основателя её Антона Филатова Пердунова (в 1719 г. ему 50 лет. сыну Осипу 25, Кондратий годовой) также носили вполне благозвучную фамилию - Перуновы.

старатель: kesh Статья написана давно и, честно говоря, не помню, чтобы меня когда-либо заботило соотношение многочисленных Брусянок. Возможно, фраза "Усть-Брусянка, ставшая со временем селом Большие Брусяны" появилась в результате неудачного редактирования. В переписи 1695 года в Усть-Брусянке показано семь дворов. В трех жили Уфинцы, в остальных - Орлов, Стенин, Шумихин и Дудиных. В ревизии 1719 года в деревне Черноусовой из 24 крестьянских дворов в пяти жили Уфинцовы и в четырех - Стенины. То есть, определенная преемственность с Усть-Брусянкой просматривается. Скорее всего, речь идет об одной деревне.

kesh: Спасибо, Юрий Витальевич. Просто я интересуюсь не из чисто теоретических побуждений, а мне эти деревни лично близки, почти родные, поэтому важно выяснить.

татива: Уж очень меня название заинтересовало! godro пишет: крестьянская девица Вятской губернии Нолинского уезда Буйской волости деревни Мамзель Мариамна Алексиева Платунова, 32... Ошибочка вышла! Деревня , вернее заимочка казенная называлась Мамзеры (Пантюхинская, Горелукова) при р. Сардане, номер по СНМ 1859 г.- 9142. В деревне всего 6 дворов, а жителей 41 чел. Платуновых из них 5 семей.

godro: татива пишет: Ошибочка вышла! По Фрейду ошибочка-то!

sgkv@mail.ru: Восточное обозрение 1906 год № 16 В 11 часов 16 минут ночи по Ленинской улице во дворе дома Матвеева загорелись надворные постройки.

АК-63: Хм, мне, например, встречались на старых вагонах заводские таблички-клейма с надписями типа "Завод имени Ленина, 1900г", но они, надо полагать, появились там уже позднее, взамен первоначальных (и идеологически вредных - с царскими орлами), а здесь явно не тот случай... Может, имелась в виду улица ЛЕНСКАЯ?

sgkv@mail.ru: АК-63 пишет: Может, имелась в виду улица ЛЕНСКАЯ? Написано именно Ленинская, но сомнительно, что бы в честь В.И.

volod: Метрическая книга Успенской церкви с.Зайковского на 1810г. «Часть Первая о рождаюшихся Сентября 10 Дня у крестьянина Михила Егорова Худякова сын Автономъ». Ещё в начале XIX в уральской глубинке в народе ходили мысли об автономии Уральской республики))). В ревизии 1816 записан уже: "Артамонъ 5 лет".



полная версия страницы