Форум » г. Туринск - клуб "Туринский уезд" » Ваюкины - д.Устиновка Туринского района » Ответить

Ваюкины - д.Устиновка Туринского района

Чердынец: Ваюкины - д.Устиновка Шухруповской волости Туринского уезда Тобольской губернии, позднее Ирбитского района, сейчас Туринского района Здравствуйте. Пытаюсь восстановить родословную нашего родового имени-фамилии "Ваюкин". Случайно встретил ссылку на "чердынца Вас(ь)ку Ваюкина" от 1683 г., но не могу установить первоисточник этой ссылки. Есть также семейная легенда о том, что одна из деревень "Устиновка" в Ирбитском р-не названа по имени одного из наших пра-прадедов - Устина. Вот и вся информация до 40-х годов XIX в. --- В связи с этим интересует любая информация о Ваюкиных, в частности: 1. В каком документе упоминается вышеупомянутый "Вас(ь)ка Ваюкин" и в каком контексте? 2. У кого можно узнать, есть ли упоминание нашей фамилии (и в каком контексте) в "Писцовой книге сошного письма" И.И.Яхонтова от 1579г.? 3. Есть ли упоминание нашей фамилии в 1-ой писцовой книге Перми Кайсарова? 4. Встречалось ли Вам где-либо упоминание фамилии "Ваюкин"? Спасибо!

Ответов - 45, стр: 1 2 All

Чердынец: Ронин, Arkadi Klepinin Не могли бы подсказать в каком контексте упоминается в Чердыни фамилия "Ваюкин" в "Писцовой книге сошного письма Перми Великой" И.И.Яхонтова от 1579 г.? (А может быть и не только там). Есть предположение, что эта фамилия пришла туда в XIII веке во времена экспансии отрядов новгородских "ушкуйников" за сбором данной подати. --- Предполагаю выложить на этом сайте фамилии, упоминающиеся в берестяных грамотах X-XIII вв.

RODGER: Насчет грамот - поддерживаю!

Чердынец: Уже выложил отдельной темой. Не зря мне дали ссылку на них - нашёл кое-что интересное.

Чердынец: Здравствуйте Михаил и Денис. Пытаюсь восстановить родословную нашего родового имени-фамилии "Ваюкин" ("Vayukin"), возможно пришедшего в Новгородское княжество с гастом-варанцом из рода Ваю ("Ваю кун" - "Vayu-kyn") в 60-х годах XII в. Предположительно во второй половине XIII в. эта фамилия переместилась в Чердынь Перми Великой с ушкуйниками - сборщиками данной подати. А уже оттуда наша фамилия разошлась по Руси: Ирбит, Екатеринбург, Омск, Волгоград, Москва, Рязань, Ульяновск. Случайно встретил ссылку на "чердынца Вас(ь)ку Ваюкина" от 1683 г., но не могу установить первоисточник этой ссылки, т.е. в каком контексте это упоминание. Есть также семейная легенда о том, что одна из деревень "Устиновка" в Ирбитском р-не названа по имени одного из наших пра-прадедов - Устина. Вот и вся информация до 40-х годов XIX в. --- В связи с этим хотелось бы спросить: 1. Не могли бы Вы посмотреть в словаре Е.Н.Поляковой, а также в её книге "К истокам пермских фамилий" нашу фамилию - "Ваюкин"? 2. У кого можно узнать, есть ли упоминание нашей фамилии (и в каком контексте) в "Писцовой книге сошного письма" И.И.Яхонтова? Спасибо!

старатель: Чердынец пишет: Есть также семейная легенда о том, что одна из деревень "Устиновка" в Ирбитском р-не названа по имени одного из наших пра-прадедов - Устина. Многие Ваюкины, живущие в Свердловской области, действительно родились в Устиновке или по соседству. Сейчас Устиновка относится к Туринскому району. До войны была в составе Ирбитского района. До революции числилась в Шухруповской волости Туринского уезда Тобольской губернии.

buka: Чердынец "Словарь Пермских фамилий" Полякова. - Чердынец Вас(ь)ка Ваюкин 1683 г. РСЧ, 5, 16.ф от прозвища Ваюка, которое могли дать плаксивому чел. В говорах ваять - выть, плакать. - РСЧ - расписные списки. Рукопись. РГАДА ф.137,оп. г. Чердынь

Чердынец: старатель пишет: Многие Ваюкины, живущие в Свердловской области Спасибо Вам большое. Я не мог найти эту Устиновку. Не могли бы сообщить, кто и когда из Ваюкиных там родился? Какое самое раннее упоминание нашей фамилии там? В каких источниках это упоминается? Есть несколько ветвей нашего рода: Екатеринбурго-Ирбитская, Кущёвско-Омская, Рязано-Московская, Волгоградо-Московская, но "связать" их пока не получается, нет данных. Ещё раз - спасибо!

старатель: У меня есть сведения только о современных Ваюкиных. В Устиновке родились: Александр Дмитриевич (1928; сейчас - в Екатеринбурге) и Алексей Дмитриевич (1939; в Ирбите). В соседней Лопатково родились: Иван Иванович (1948), Виктор Павлович (1951) (оба сейчас в Екатеринбурге), Виктор Александрович (1955; сейчас - в Ирбите).

Чердынец: старатель Спасибо! Я уже привык к тому, что как только находишь ответ на один вопрос, сразу же возникают новые. Так и в этом случае. Можно ли у Вас уточнить. 1.Проживает ли Иван Иванович (1948 г.р.) в Екатеринбурге? По моим данным он так и живёт в с.Лопатково, правда г.р. его мне не известен. М.б. речь идёт о другом Иване Ивановиче? 2.Являлся ли Андрей Дмитриевич (погибший 05.08.1942 г. под Ржевом, род. в Свердловской обл., но г.р. неизвестен) родным братом Александра и Алексея? 3.Кто был дедом Александра и Алексея (т.е. отчество их отца - Дмитрия). Есть у меня два адреса Ваюкиных в Екатеринбурге (на ул.Академической и ул.Ерёмина), но пока не решаюсь им написать. --- И никак не могу решить одну задачу. Есть семейная легенда по которой, один из братьёв моего деда (Филипп или Филимон, который был "красным" и револьвер которого даже хранится в каком-то из музеев Екатеринбурга), "охотился" за своим старшим братом, к которому перешло наследство от их отца. А если это был Филимон Васильевич (умер в 1948 г., а сын его погиб 15.04.1945 г. под Кёнигсбергом в 19 лет), то он был родным братом моего деда - Георгия. Извините пожалуйста за беспокойство, но так трудно собирать крупицы информации, когда профессионально не связан с этими вопросами. И ещё раз - спасибо!

старатель: Ваюкин Иван Иванович переехал в Свердловск не позднее 1979 года. В 2004 жил по адресу: ул. Викулова, д.32А, кв.38. Больше ничем помочь не могу.

Чердынец: старатель Спасибо! Вы и так для меня очень много сделали. Даже не знаю, как Вас отблагодарить. Сейчас изучаю берестяные грамоты. М.б. Вам будет интересно? http://gramoty.ru/ http://elementy.ru/news/430457 И не могли бы подсказать, у кого можно узнать, в каком контексте упоминается наша фамилия в "Писцовой книге сошного письма" И.И.Яхонтова 1579 г. Анатолий

старатель: Чердынец пишет: И не могли бы подсказать, у кого можно узнать, в каком контексте упоминается наша фамилия в "Писцовой книге сошного письма" И.И.Яхонтова 1579 г. А она там точно упоминается? Насколько мне известно, первое упоминание фамилии в словарях датируется 1683 годом.

Чердынец: старатель ДжулияС Здравствуйте. Дали ссылку на неё, как и на сайт берестяных грамот (648-ю: про Васкину тоболу) и Смоленскую рунную грамоту (информацию о которой нигде не могу найти). Запись о "чердынце Вас(ь)ке Ваюкине" сам видел на сайте: //rodstvo.ru/index/index.php?a=y3, к которому сейчас доступа почему-то нет. Но, в каком документе была сделана эта запись, и с чем это было связано, так и не понял. Был бы очень признателен, если бы помогли это прояснить. --- И есть множество других вопросов, на которые пока не могу найти ответа. Спасибо. Анатолий

Чердынец: buka Не могли бы объяснить, что такое "расписные списки"? --- По поводу проихождения фамилии хотелось бы уточнить. Я тоже до некоторых пор рассматривал эту версию происхождения фамилии - от слова "ваюка" (только в смысле "забияка", "задира"). Это слово имело хождение одновременно с употреблением в языке слова "вой", в смысле "воин" (т.е. до XV в.). Сейчас это слово не употребляется, не встретилось оно мне даже в больших словарях русского языка. Тем более я был удивлён, встретив это слово под фотоснимком в инете израильских солдат на фоне ихнего танка, но на "плачущих" или "воющих" они совсем не были похожи. Слово "ваюка" берёт своё начало из грамматических правил образования и употребления слов в лингвистике и синтаксисе в ведическом санскрите - основе языков индо-европейской группы. А первоосновой его явилось слово "Vayu-ka", где "Vayu" - имя дозоро-астрийского бога, а суффикс "ka" - придаёт словам уважительно-уменьшительно-ласкательное значение (например и в русском языке: скамья - скамейка, девочка - девчушка). Имя и культ бога "Vayu" восходит к глубокой древности. Первоначально бог ветра, он со временем приобретал разнообразные функции, в том числе бога войны и смерти, выступая то, как благое, то, как злое, разрушительное божество. От него в русском языке и появились слова совершенно противоположного значения и смысла: вой (воин), вьюга, вий (см. у Н.Гоголя). А фамилия "Ваюкин" на самом деле транскрипировалась от родового имени - признака принадлежности к роду: "Vayu-kin" дословно означающего "род(ство) (kyn - др.сканд., kin - англ.) почитающих бога "Vayu". Спасибо за внимание.

Ронин: Чердынец вызывает уважение такое доскональное изучение истории родового имени... успехов в дальнейших изысканиях..а что такое гаст-варанец?

старатель: Васька Ваюкин, 1683 г. (Полякова Е. Н. К истокам пермских фамилий: Словарь. Пермь, 1997. С.43). Предлагается происхождение от глагола «ваять» (плакать) со ссылкой на «Словарь русских народных говоров» (Л., 1965-1995, в 29 выпусках). Есть более известное значение слова «ваять» - делать скульптуру. То есть, «ваюка» с таким же успехом может быть вариантом слова «ваятель». Но все это только в случае происхождения из русского языка. В Чердыни могли быть в ходу коми-пермяцкие, зырянские, удмуртские, вогульские и другие прозвища. Непонятна идея видеть возникновение фамилии уже в XII веке. В таком случае это древнейшая русская фамилия, лет на триста опередившая само начало процесса формирования семейных прозваний, ставших со временем фамилиями. Такая фамилия была бы очень широко распространена. Но Ваюкины и на Урале немногочисленны. Скорее всего, фамилия возникла в Чердыни в XVII веке. И новгородцы тут, видимо, не при чем – в указателе к новгородским писцовым книгам (Пг., 1915) нет ни имен, ни топонимов с корнем ваю/вая. А на случайных созвучиях можно много чего нагородить.

a-musikhin: Абсолютно согласен со старателем.

Чердынец: Ронин В общих чертах (опуская подробности): 1. История древней Руси тесно связана с историей русов (русы упоминаются ещё у Нестора в "Повести временных лет", а также во многих других источниках). 2. Слова gast, gestir произошло из др.сканд. (др.исладского - группы кельтских языков); на датском, шведском - означают "гость", а также являлись именами собственными. Это соответствовало также и древнеславянским словам (именам): гост, гостил. 3. Gast (gestir) означало также низшую воинскую категорию скандинавских бондов - "младший дружинник", что соответствовало его имущественному состоянию менее 6 марок. 4. Русы - варяги, варангеры (см."Варангер-фьорд"), варянгеры. "Варанец" - м.б. др.славянская транслитерация слова "варангер"? Неоднозначность толкования не позволяет делать однозначные выводы. --- Присланная мне одним "ником" ссылка на якобы имевшее место упоминание аж в "Галицко-Волынской рукописи" оказалась на деле неразумной шуткой. Только времени заняла эта проверка много (правда не напрасно потерянного). После этого стараюсь воспринимать информацию не как истину, а как одну из гипотез, требующую проверки. Но из имеющихся гипотез одна всегда оказывается более обоснованной. Спасибо.

Чердынец: старатель и a-musikhin Уважаемый Юрий Витальевич! По поводу версии происхождения родового имени я вкратце написал в разделе "Пермский край.Из словаря Поляковой" на этом сайте. Буду рад получить Ваши критические замечания. Я не стал там приводить полный анализ синтаксического и семантического содержания слова фамилии на санскрите, его образования по правилам внешнего и внутреннего сандхи, трансформации дифтонгов в составе слов dvigu или dvandva, звучания аллофонов и т.д. Вполне разделяю и Ваше мнение по принципам образования фамилий: по месту проживания или рождения, по прозвищу, по виду деятельности, по отчеству, через передачу фонемы по "культурному обмену", по принадлежности к роду, а также особенностями их образования в разных местах проживания их носителей (в том числе фамилий, оканчивающихся на "-ин"). Меня самого, как и Вас, удивляет чрезвычайная малочисленность носителей этой фамилии, а также носителей фамилии "Ваю" ("Vayu"), Ваюка ("Vayuka") как здесь, так и "там". Более того, Вы правы в том, что носители современной фамилии "Ваю" ("Vayu") могут являться очень отдалёнными родственниками, поскольку в условиях матриархата (до VII в.) правом наследования полного родового имени обладали только прямые наследники по материнской линии, а остальные могли наследовать только часть родового имени - признак принадлежности к роду. Не согласен с Вами я только по следующим пунктам: 1. Один из постулатов теории "невероятности" гласит: "Случайное - есть проявление необходимого." А когда ряд случайных событий коррелируется с достаточно высокой степенью, то можно говорить уже и о тенденциях неслучайного характера. 2. Речь, в данном случае, идёт не о фамилии, а о родовом имени - признаке принадлежности к роду. Например: Рустам Устоев из рода Теной. 3. Родовое имя является гораздо более архаичным, чем даже язык его носителей. 4. Фамильные имена на Руси были уже и в XII-XIII вв. и не только для высшего сословия. Посмотрите пож-ста берестяные грамоты, ссылку на которые я Вам дал. Только они ещё, как правило, не являлись постоянными для передачи по наследству для низшего сословия. Но, "процесс-то пошёл". 5. Антропометрические и антропологические данные (по крайней мере мои и моего сына) не соответствуют даже: Из описания жителей Чердыни конца XIX века: «народ кручёный и закалённый, привыкший полагаться на себя, на свою смекалку и крепкие руки. Парни тут тоже что надо – пермяки, одно слово. Заморышей вроде меня не увидишь. пьянства беспробудного и вопиющей нищеты - я так и не лицезрел. Очень хорошее впечатление на сей счет. Любопытен расовый типаж здешних обитателей – продукт местного генезиса. Заметен финно-угорский тип. Я достаточно хорошо знаю марийцев, удмуртов и коми – знаю, о чем говорю. Даже так скажу – сей финно-угорский тип он именно этот вот – марийско-удмуртский, а не ханты-мансийско-ненецкий. Причем посажен на твердую славянскую основу – что так же очевидно.» (Это для примера. Анализ, конечно же, проводился по другому, и не только мною). --- В конце концов, все точки над "i" (по мнению А.Клёсова: http://aklyosov.home.comcast.net - очень интересно) должен поставить анализ ДНК. Только мне ещё надо как следует "войти в эту тему". Спасибо. Анатолий P.S. Как можно ознакомиться с Вашими работами? 1. Русско-скандинавские связи середины IX – середины XI вв. // Историческая генеалогия. 1995. N 5. С.42-59. 2. Русь в конце VIII – начале X вв. Часть I, II // Историческая генеалогия.

Чердынец: gluk-5 Здравствуйте Денис. Можно ли у Вас узнать о "Ваюкиных", родившихся в д.Устиновка и д.Лопатково (Туринский р-н), а также в д.Елань и д.Лыжина(в 2-х км от Елани). С уважением, Анатолий

Ронин: Понято :))

Чердынец: Ронин До Вашего вопроса я как то даже и не задумывался над смысловым содержанием данного слова. Сейчас, я, кажется, докопался до раскрытия смысла слова "варанец". --- Каждое слово древних славян (и не только их) было аббревиатурой, а каждая буквица (а ранее руна, реза) имела своё образное значение (в др.русском язе: Аз, Буки, Веди). А запись несла в себе не только письменное значение, но и образное. В древнеславянском язе слово АР означало "земля" (ар-ать - пахать), слово В-АР означало - "ведающий землёй", "вгонявший в землю" (вар-вар - властитель земли). Образ буквицы "Аз" заключал в себе понятие - Боги живущие на земле, но при образовании слов служила присоединительной частицей (снеж-а-на - рождённая в снегу). Нец - словообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном, которое является названием лица, характеризующегося действием, названным мотивирующим глаголом (сорв-а-нец). В современном русском языке насчитывается около 670 слов, оканчивающихся на "-нец". Здесь следует также отметить, что "цоканье" в русском диалекте (в отличие от других) существует с очень давних времён. И с учётом того, что исходный язык всех языков индо-европейской группы был один, то слово В-АР-А-НЕЦ действительно может рассматриваться синонимом слова В-АР-АН-ГЕР (гер - иноплеменник, живущий среди иного по этническому происхождению или вере населения). Спасибо за очень хороший вопрос. Надеюсь, что и ответ получился исчерпывающим. Анатолий

старатель: Чердынец Многоуважаемый Анатолий! Все, что Вы написали, очень увлекательно с точки зрения философии и глобалистской антропонимики, но малопригодно для обычного генеалогического исследования. Я как-то привык отталкиваться не от философских рассуждений, а от практики. По пунктам. 1. Как коррелируется с Вашими идеями о присутствии в Новгороде полное отсутствие Ваюкиных и сколько-нибудь похожих корней в ономастике и топонимике Новгородской земли? Есть примеры гораздо ближе и географически, и хронологически и лингвистически. ВАЮПТИНЫ (ВОЮПТИНЫ, ВЬЮТКИНЫ) – ханты Лялинской волости Березовского уезда, 1795-1858 гг. ВАЮСОВЫ (ВАЕСОВЫ, ВАЯСОВЫ) – служилые в Березове из новокрещенов, 1626-1696 гг. ВАЕС Ешмабатов, 1626 г. и ВАЕСОВЫ (ВАЯСОВЫ) – манси Лозьвинской волости, 1626-1682 гг. ВАЕЧИНЫ – верхотурские манси Сосьвинской волости, 1626-1671 гг. Решайте, что здесь случайно, а что необходимо. В Вашем случае я бы для начала проработал топонимику севера Пермского края и ясачные книги Чердынского и Соликамского уездов XVII вв. 2. Родовые имена, конечно, имели место. Но ни одной русской фамилии достоверно от родовых имен не происходит. Если Вам таковые известны, пожалуйста, сообщите. В свое время я изучил все древние родословия на предмет их достоверности. Все фамилии – от личных имен и прозвищ конкретных лиц. Самые древние из этих лиц – персонажи конца XIV века. Подробно изучил также ономастику новгородских землевладельцев по писцовым книгам, то есть, - на конец XV века. Ни одной распространенной фамилии и ни одного родоначальника, которого можно было бы предполагать древнее конца XIV века. 3. Родовые имена, конечно, иногда более архаичны, чем язык носителей. Но родовые имена исчезают в процессе разложения родового строя – распадения на семьи, признаком чего и является появление и закрепление фамилий. 4. В этом пункте («Только они ещё, как правило, не являлись постоянными для передачи по наследству») не вижу никакого противоречия с моим высказыванием «начало процесса формирования семейных прозваний, ставших со временем фамилиями». 5. Антропология – штука тонкая и, с учетом процессов ассимиляции, для Урала ненадежная. Из личного опыта. Составлял родословие одной семьи, которая оказалась прямым потомством ясачных вогулов. Ни малейших внешних признаков, хотя семья до недавнего времени проживала, практически, на своих коренных землях – в окрестностях Серова. Другая семья, пришедшая в Екатеринбург в 1742 году и жившая исключительно среди русских, до сих пор сохраняет внешние признаки коми-пермяков.

Чердынец: старатель Уважаемый Юрий Витальевич! Я очень рад нашей дискуссии, поскольку Ваши комментарии являются для меня источником дополнительной информации и ставят вопросы, на которые я не обращал внимание. И я действительно благодарен Вам за это. Но в полемике каждый отстаивает свою точку зрения не считаясь с авторитетами. Являясь же полным "чайником" в вопросах генеалогии, стараюсь логически мыслить и рассуждать. А что ещё остаётся делать при недостатке фактической информации? Я не ставлю целью построение нашего родового древа до 12-го колена (как у В.В.Путина) и не пытаюсь связать себя с Рюриковичами. В конце концов у всех живущих на земле был один отец (ок.80 000 лет назад) и одна мать (ок.140 000 лет назад), так что, в этом плане все мы - братья и сёстры. Просто не хочется быть "Иваном, не помнящим родства" и штампованным "винтиком" на помойке истории. Что же касается наших "five of" пунктов. 1. Прежде чем зарегистрироваться на этом сайте, я просмотрел не только упоминаемые Вами ясачные книги, но и "прошёлся" по многим приведённым здесь ссылкам. Я внимательно просмотрел карты Пермского края (а вот д.Устиновку не нашёл), Рязанской, Новгородской, Волгоградской областей. Ничего схожего с основой нашей фамилии (кроме речки "Воя") не встретил. "Пробивка" по всем поисковикам инета по географическим названиям также ничего не дала (кроме с.Ваюк-Каралез (Биюк-Каралез) в Бахчисарайском р-не Крымской обл.). Таким образом, топонимистический принцип образования фамилии отпадает. Что же касается ономастической лексики, то, я об этом уже написал (уже давал ссылку на раздел "Пермский край.Из словаря Поляковой" на этом сайте). Основа фамилии в этом случае могла прийти только лишь по "культурному языковому обмену" из северного Причерноморья во времена распада Готских государств и начала становления Руси и формирования русского языка. Но против этой версии, как Вы правильно заметили, выступает фактор полного отсутствия схожих корней в ономастике и топонимике. Отсюда следует только одно: основа фамилии была привнесена из вне. В пользу этого говорит также тот факт, что фамилия "Vayu", "Vayuka" встречается "там" чаще (Сербия, Шотландия, Англия, Испания - это только то, о чём мне удалось узнать), чем здесь "Ваю", "Ваюка". "Ваюкиных" здесь удалось найти 64, "там" - не знаю, но транскрипция фамилии "Vayukin" встретилась дважды: в Швеции и Финляндии (США-"Vayuken" и Израиль - не в счёт: они не могут быть "аборигенами"). Так что, получается, что ономастические связи скорее с "тамошними". А в Приуралье родовое имя могло попасть через Новгородское княжество-государство после татаро-монгольского нашествия. Все беженцы из разорённых княжеств стекались туда. Помимо этого новгородцами была запрошена помощь у русов-варягов. А чтобы прокормить и вооружить всю эту ораву организовывались экспедиции на территорию Пермского края за сбором данной подати и создавались там фактории. Об этом сказано в новгородских летописях. Уважаемый Юрий Витальевич! Сейчас уже очень поздно (или слишком рано), поэтому давайте по остальным пунктам напишу Вам в следующий раз. Спасибо. Анатолий

Чердынец: старатель (продолжение) 2,3. Как я уже писал выше, фамилии берут своё происхождение не только от «личных имён и прозвищ», но и от: вида деятельности, названия места рождения и проживания и от принадлежности к роду. Это не я придумал. К сожалению, не могу дать ссылку на первоисточник, поскольку не думал, что это может когда-нибудь понадобиться. Родовые имена «имеют место» и сейчас. Может быть случайно Вы где-то и встретите фамилию «Беной», но таких наберётся немного. А вот людей с другими фамилиями, но из рода «Беной» наберётся не менее тысячи. И что значит Ваше определение по поводу «русских фамилий» в круговерти веков и событий истории Русского государства? И вообще, кто такие «русские»? Потомки русов? Славян? Или племён «меря», «угров» и др.? Я просто о чём хочу сказать. Точно так же, как население современной России, считающих себя русскими, включает всех их потомков, точно так же и каждый из родов – носителей своей фамилии - сохраняет какие-то только ему присущие идентификационные черты. И речь здесь не идёт о гаплотипах индивидуумов данного рода. Всё гораздо проще и сложнее. Жизнь предшествующих поколений проявляется на генетическом уровне в предпочтениях и склонностях их потомков. И именно поэтому африканцы не переносят морозов, а эскимосы не переносят тропическую жару, а городской житель уже в третьем поколении запросто потеряется в лесу в сотне метров от дороги. (Я говорю о правиле, а не об исключениях). И именно этим объясняются клаустрофобия, вотерфобия, акрофобия и все остальные фобии. Просто их далёкие предки никогда не жили в замкнутом пространстве, не были морскими разбойниками и не жили в горах. Попробуйте сами проанализировать то, что Вам по жизни нравится, а что нет. И (я больше чем уверен) это будет соответствовать образу жизни Ваших далёких предков. Не говоря уже о присущих каждой семье привычках, легендах и странностях. Я, например, не нахожу никаких объяснений воспоминаниям детства, когда полуграмотная бабка называла меня «Ваюшка» или «Ваюкин» (с ударением на первом слоге), на что я е отвечал, становясь в «позу»: «Я не Ваюкин, а Ваюкин!» ( с ударением на второй слог). Ведь это вполне может быть неосознанная память прошлого, передающегося через поколения? Вы просите привести пример происхождения русской фамилии от родового имени. “Русская” фамилия «Ваю». Как я уже писал, я не нашёл ни одного более менее вразумительного источника происхождения этой фамилии, как от древнего названия рода “Vayu”, которое имели право брать только не прямые наследники рода по материнской линии (как и “Vayuka”, но «там», поскольку фамилия «Ваюка» в России мне не встретилась). По поводу древности фамилий. Посмотрите пож-ста раздел «Берестяные грамоты» на этом сайте. В этих берестяных грамотах (конец XII-XIII вв.) уже встречаются основы фамилий. Только лучше их смотреть не в переводе, а в оригинале – есть ошибки. 4. Вполне с Вами согласен. 5. Что антропология – штука тонкая, убедился на собственной «шкуре». --- И ещё раз хочу повторить. Я считаю себя «русским» до мозга костей, здесь могилы моих предков, меня вполне устраивает то, что мой дед «вышел» из Рязанской губернии, и что мои предки вышли из Чердыни. Просто хотелось бы узнать, откуда идут «корни» нашей фамилии. И в этом мне хотелось бы рассчитывать на Вашу помощь, несмотря на мои ошибки. Спасибо с уважением. Анатолий

старатель: Чердынец Уважаемый Анатолий Филиппович! Вы пришли на форум, где занимаются генеалогией – одной из самых строгих исторических дисциплин, где каждый факт должен быть обоснован. Но Ваша цель, насколько я смог понять, - этимология фамилии. А это совсем другая епархия. Мой добрый знакомый А. Г. Мосин (единственный в России доктор наук, защитившийся на антропонимике) на вопрос о значении той или иной фамилии чаще всего отвечает: «не знаю». Слишком много вариантов происхождения и видоизменения. С одной стороны Вы легко оперируете пространством и временем, с другой – постоянно создаете умозрительные барьеры. «Основа фамилии в этом случае могла прийти только лишь по "культурному языковому обмену" из северного Причерноморья». Почему не из Бактрии по скифским степям? «А в Приуралье родовое имя могло попасть только лишь через Новгородское княжество-государство после татаро-монгольского нашествия.» Почему не в XVII веке через Холмогоры? Почему не XVI веке из Сибирского ханства? А почему оно не могло образоваться на месте? По Вашим словам, никакого объяснения фамилии в России Вы не нашли. «Отсюда следует только одно: основа фамилии была привнесена из вне.» Но фамилия впервые фиксируется в Чердыни, в окружении финно-угорского населения. Я Вам привел варианты похожих корней из языковой среды, близкой к месту первого упоминания фамилии. Похоже, Вам это не интересно. Противоречит красивым лингвистически-философским конструкциям? «И что значит Ваше определение по поводу «русских фамилий»? Русские фамилии – это фамилии, образовавшиеся в русской языковой и культурной среде. Формирование их началось в XV веке, в основном закончилось в XIX, но продолжается и до сих пор. И хотя в основе этих фамилий часто лежат нерусские корни, процессы образования фамилий вполне конкретны. Даже украинские фамилии легко отличить от русских. «Родовые имена «имеют место» и сейчас.» Имеют. Среди народов Кавказа, ненцев и т. д. Фамилия Ваюкин, безусловно, русская, так как известна с XVII века в русской языковой и культурной среде. Кстати, Вы написали, что проработали переписи Чердыни. Обратили ли Вы внимание на Меркушку Тарасова сына Баюкина? (Перепись 1623/24 г. – ОР РГБ. Ф.256. Д.308. Л.49 об.). "Вы просите привести пример происхождения русской фамилии от родового имени. “Русская” фамилия «Ваю». Укажите, пожалуйста, источник. Старатель.

Чердынец: старатель Уважаемый Юрий Витальевич! Как я уже писал, прежде чем зарегистрироваться на этом сайте, я внимательно просмотрел о чём идёт здесь речь, кто участники дискуссий, и насколько благожелательна атмосфера участников. Именно поэтому я здесь и зарегистрировался с целью восстановления, насколько это возможно, генеалогического древа нашего рода. --- Начну с последнего Вашего вопроса по поводу фамилии «Ваю». Вы просите указать источники. Например: 1. Алексей Ваю: г.Рославль, шк.№5 выпуск 10-го класса (1978-1988 гг.) //moikrug.ru 2. Елена Ваю: //forum.roerich.info 3. Екатерина Ваю: www.proza.ru Этот список можно и продолжить. Только нужно ли это? Вместе с этим фамилия “Vayu”: 1. Американский гитарист – Steave Vayu. 2. Samanta Vayu: USA, Redmond, WA 3. Naidu Vayu – профессор, преподаватель драмы в Кентском университете и директор Кентерберрийской Vayu Naidu компании. Вы правы в том, что возможно много вариантов происхождения и видоизменения фамилий. Например, эта фамилия (как впрочем и наша) вполне могла произойти (а затем видоизмениться от названия речки «Вая» в Новгородской обл. Скорее всего, в этом случае первоосновной фамилией была бы «Вая». Какова вероятность преобразования её в «Ваю»? Близка к нулю (полагаю, что носителей фамилии «Вая» - первоосновы для происхождения «Ваю» наберётся меньше, чем самих «Ваю»). А всего-то отличается на одну буквочку. Поэтому с гораздо большей степенью вероятности можно предполагать, что «Ваю» здесь и “Vayu” «там» имеют одни корни (тем более, что речь идёт о временах, когда численность населения была на порядок меньше, чем сейчас, а отсутствие государственных границ и загранпаспортов в сочетании с непрерывными неблагопрятными внешними факторами приводили к интенсивной миграции). На «сына Баюкина» я обратил внимание, как и на название вышеупомянутой речки «Вая» «ва-я» (с древнеславянского: сочетание местоимений «вы-я»). Но по той же причине, как «Оленин» не может считаться родственником «Оленева», я не обратил на него внимания. И по поводу «скифских степей» Вы, по всей видимости», тоже правы. Поскольку у них существовал родо-племенной строй и т.д. и т.п. (с упоминанием Ахилла, который был одним из скифских царей). --- Что же касается конкретики и обоснованности. Можно ли у Вас узнать (я уже спрашивал об этом), как можно ознакомиться с Вашими работами? 1. Русско-скандинавские связи середины IX – середины XI вв. // Историческая генеалогия. 1995. N 5. С.42-59. 2. Русь в конце VIII – начале X вв. Часть I, II // Историческая генеалогия. 3. Есть ли упоминание нашей фамилии в «Писцовой книге сошного письма» И.И.Яхонтова? Или у кого можно узнать об этом? И ещё вопросы: 1. Что такое «расписные списки»? 2. У кого можно узнать, кто из Ваюкиных родился в д.Елань, д.Лыжина (?), а также в д.Устиновка, и д.Лопатково в "те" времена (до 30-х годов XX в.). 3. Можете что-то сказать о нагане и его хозяине - Ваюкине (времён революции), который, якобы, хранится в одном из Екатеринбургских музеев? Есть непроверенная семейная легенда, что он принадлежал Филимону Васильевичу - брату моего деда, сын которого погиб 15 апреля 1945 г. под Кёнигсбергом в 19 лет? 4. Где нибудь упоминается в архивах Георгий Васильевич (ок. 1897 г.р.) и Василий Егорович (ок.1869 г.р.)? Спасибо. Анатолий P.S. Прошу извинить меня за возможно излишнюю резкость и категоричность в суждениях, а также подход к данному вопросу. Просто моя профессиональная деятельность (весьма далёкая от генеалогии) в течение многих лет была связана с системным анализом и минимизацией рисков с последующим принятием наиболее оптимальных решений при недостаточной базе исходных данных.

старатель: Уважаемый Анатолий Филиппович! Рад узнать, что Вам нужно генеалогическое древо. Долго же вы это скрывали. Теперь по тексту. Фамилия Ваю не может считаться русской только потому, что сейчас она встречается в России. Тогда тем более придется считать русскими фамилиями гораздо чаще встречающиеся Шварц, Саркисян, Коган и Джанибеков. Ни малейших внешних признаков русской фамилии. Поинтересуйтесь у носителей фамилии Ваю. Не сомневаюсь, что первые ее носители пришли в Россию не раньше XIX века. 1. Статья «Русско-скандинавские связи середины IX – середины XI вв.» опубликована в журнале и где-то выставлялась в сети. Выставлял не я, поэтому затрудняюсь сказать, где она есть. 2. «Русь в конце VIII – начале X вв.» опубликована не была в связи с прекращением выпуска журнала. В сеть не выставлялась. Могу выслать рабочий вариант по электронке. 3. Полного текста переписи 1579 года у меня нет. Оригинал находится в Москве (ОР РГБ. Ф.256. Д.308). О публикациях и других копиях можете поспрашивать на нашем форуме в теме «Источники», подтеме «Перепись Яхонтова 1579 года.» И ещё вопросы: 1. «Расписные списки». Уточните вопрос, поскольку в разное время так назывались разные документы. 2. О родившихся в деревнях Свердловской области в советское время нужно запрашивать соответствующие районные ЗАГСы или архив ОблЗАГСа. Но последнее сложнее. 3. Искать наган, которого возможно и не существует, по всем музеям Екатеринбурга, а то и области? Не представляю, как это можно сделать. Бывает, что вполне конкретных людей приходится разыскивать годами. 4. Георгий Васильевич (ок. 1897 г.р.) и Василий Егорович (ок.1869 г.р.), безусловно, где-нибудь в архивах упоминаются. Нужно искать. Отталкиваясь от последнего вопроса, попробую вкратце обозначить размеры проблемы. Основным местом сосредоточения фамилии Ваюкин на территории области является район Лопатовка-Устиновка-Крутая. Это бывший Туринский уезд. Часть метрик приходов Туринского уезда (обычно, самый конец XIX – начало XX вв.) хранится в ГАСО. Но не все они выдаются – часть находится на бесконечной «реставрации». Большая часть метрик, а также все ревизские сказки и исповедные ведомости сосредоточены в Тобольском архиве. Там тоже не все благополучно с получением дел, но информацию можно покупать через запросы. Самая ранняя информация (XVII – начало XVIII вв.) находится в Москве в РГАДА. Поскольку фамилия очень редкая, есть смысл искать одновременно везде. Для начала могу поделиться сведениями из переписи 1710 года. Перепись Туринского уезда 1710 года. (РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1608). (л.231) Деревня Назарова. <...> (л.233 об.) Во дворе Тимофей Микифоров сын ВАЮКИН пятидесяти пяти лет. У него жена Анна Омельянова дочь сороки лет. Дети: Петр девяти лет, Петр же семи лет, Федор пяти лет. Брат Агей сороки лет. У Агея жена Марья Анисимова дочь трицати пяти лет. Дети: Овдотья году, племянница Марья Остафьева дочь четырнатцати лет. <...> (л.234 об.) Во дворе Тимофей Меркурьев сын ВАЮКИН восмидесяти лет. У него дети: Федор пятидесяти лет. У Федора жена Анна Федорова дочь сороки девяти лет; дети: Степан восмнатцати лет, Степан же шти лет, Анна семнатцати лет, Окулина семи лет, Фекла дватцати лет. Во дворе Михайло Тимофеев сын ВАЮКИН сор(о)ки лет. У него жена Овдотья Федорова дочь тритцати пяти лет. Дети: Артемей двенатцати лет, Андрей восми лет, Фекла десяти лет, Марья году. <...> (л.235) Во дворе Иван Степанов сын ВАЮКИН штидесяти лет. У него жена Анисья Михайлова дочь пятидесяти девяти лет. Дети: Василей дватцати лет, Дементей семи лет, Максим четырех лет, Иван дву лет; дочери: Настасья дватцати лет, Опросинья семнатцати лет, Марья шти лет. Деревня Назарова находится от Устиновки километрах в десяти. Первым носителем фамилии в Туринском уезде был Меркушка Тарасов сын Ваюкин. Впервые упоминается в 1641 году. Кстати, это тот самый чердынец Меркушка Тарасов сын Баюкин, на которого Вы не обратили внимания. Старатель P.S. Интересная у Вас профессия.

Чердынец: старатель Уважаемый Юрий Витальевич! Когда увидел Ваш ответ – даже мурашки по коже побежали от неожиданности такого подарка. И я очень рад, что судьба случайно свела меня с Вами на этом сайте, что лишний раз подтверждает постулат, что случайное – есть проявление необходимого. Очень жалко только то, что встреча с хорошим человеком сейчас становится случайным явлением. --- Фамилия такая редкая, а так «наследили». В присланной Вами выписке Переписи Туринского уезда, меня, по правде говоря, «ошарашил» возраст, в котором женщины рожали в то время: 35 лет (Анна Омельянова дочь), 34 года (Марья Анисимова дочь), 43 года (Анна Фёдорова дочь), 34 года (Овдотья, Федорова дочь), 57 лет (Анисья Михайлова дочь). Я могу представить, что тяжёлая жизнь быстро старила женщин, а прожитые годы никто из них не считал, но чтобы вот так… Лишний повод для меня почитать поподробнее по поводу историй составления таких переписей. И крайне неожиданной для меня оказалась «связка» с «сыном Баюкина». Может ли это быть ошибкой писца, или утратой фрагмента записи? Почему тогда в 1710 г. Тимофей Меркурьев сын (как я понимаю – сын Меркушки Тарасова сына) стал Ваюкиным, как и все остальные? В общем-то, как и обычно. Находишь ответ на один вопрос, как тут же появляются новые. Как может быть связана д.Крутая с нашей фамилией? И конечно же, придётся опять заново «перелопатить» все доступные материалы но с «упором» на «Баю» и выявления возможных причин и условий возможной трансформации этой фонемы в созвучную «Ваю». --- По поводу поиска информации по нашей фамилии в РГАДА: я попросил об этом Александрову Веру Викторовну, но пока от неё никаких сведений нет. Уже упоминавшийся выше «чердынец Вас(ь)ка Ваюкин» от 1683 г. был, как сообщили, оказывается упомянут в «расписном списке». Я вообще-то считал, что это был приписной список одного из Уральских заводов. Но этот вопрос ещё остаётся открытым, поскольку конкретной ссылки на источник нет. Что же касается моей бывшей профессии – это уже в прошлом, до конца «перестройки». Последняя публикация патента в 1994 г. Но алгоритмы и системы работают и поныне. --- Случайно в инете «набрёл» на сайт: http://www.znatok.mobi/ - телефонный справочник СНГ и Европы, доступный для неопределённого круга лиц. Может быть полезен: там я нашёл ещё двух однофамильцев. И ещё раз – спасибо за понимание. Анатолий

старатель: Чердынец Уважаемый Анатолий Филиппович! Честно говоря, не понимаю, почему Вы встречу людей, интересующихся уральской генеалогией, на Форуме уральской генеалогии считаете случайной? По-моему, это наиболее вероятное место для такой встречи. Случайностью была бы подобная встреча на сайте фанатов ярославского «Шинника». Возраста в переписях достаточно условны, в чем много раз убеждался, сравнивая данные за разные годы. Что касается детородного возраста, то моя бабушка последнего ребенка родила в пятьдесят. Ваюкиным был написан уже сам Меркушка в 1641 году. Будьте внимательнее. Имела ли место трансформация фамилии или банальная неточность писца, пока неясно. Поэтому не торопитесь «перелопачивать». Деревенька Крутая находится в 7-8 км от Лопатково и Устиновки. В ней в 1942 году родился Анатолий Андреевич Ваюкин, проживавший в 2004 г. в Ирбите. В 1683 году уральских заводов еще не было. Расписной список в это время мог включать полное описание хозяйств на конкретной территории. Не понимаю Ваших затруднений – в словаре Поляковой четко указаны его координаты. Там же, кстати, указано, что перепись Яхонтова использовалась при составлении словаря. Если бы Ваюкины были в ней упомянуты, то в словаре бы это отразилось. Не поленился посмотреть на носителей «русской фамилии» Ваю, указанных Вами. Елена Ваю. Рериховский форум. Сто процентов не фамилия, а кармическое имя или что-то подобное, но явно не родовое. Екатерина Ваю. Писательский псевдоним. Алексей Ваю. На указанной Вами ссылке не обнаруживается. Так что существование фамилии Ваю в современной России пока не факт. Старатель



полная версия страницы