Форум » Историко-генеалогический роман » Пинжак Субботин » Ответить

Пинжак Субботин

Книгиня Плаксана: Пинжак Субботин 1.1. Жил-был Пашко, Макаров сын. Но чаще его звали Верещагой1, на что он плевался первые 10 лет своей жизни, а потом привык, оборачиваться начал на Верещагу и даже покрикивать «Чево?!». Потому что горластый был. Кем ему быть-то, Верещагой только! Не Субботой2 же, как его отцу Макарке. Какой из него Суббота? Он и родился, мать говорит, в среду. Но проверить, когда он родился, не представлялось возможным3. В среду в самый разгар весны родился Пашко у Параскевы. Да ещё все в семье знали, что отец тогда же родился, в то же время4. Пашко был пастухом. Целый день на ногах. Потому и прирос к животным вначале, что они, животные, его никак не называют. А потом привык. Соседи знали, что Пашко уходит далеко, куда даже Макарко телят не гонял5. Ещё их с отцом звали Пинжаками6... продолжение следует 1 Крайние даты фиксации на Урале неканонического имени Верещага 1579 – XVII в. (Мосин А.Г. Исторические корни уральских фамилий.- Екатеринбург, 2008.- с.15) 2 Группы неканонических имён, фиксация которых в источниках на Урале ограничивается определённым временем: имена … Суббота – до конца 1660-х гг. (Там же.- с.19) 3 В России церковный учёт православного населения был введён петровским указом 14 апреля 1702 г. «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». В мае 1722 г. прибавления к «Духовному регламенту» установили обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской Империи. (Петриченко М.Б. Практические рекомендации по составлению крестьянских родословных (на примере документов, использовавшихся при составлении генеалогии Абросимовых и Петриченко).- СПб, 2001 - с.11) 4 именины Павла и Макара по святцам - 9 апреля 5 Макарко тоже пастух. Только Пашко уходил дальше Макарки 6 Наиболее распространённое оттопонимическое именование выходцев с Пинеги в XVII в. на Урале – Пинежанин (говорные варианты: Пенежанин, Пинеженин, Пенеженин). В дальнейшем в большинстве случаев на смену этому именованию приходили личные имена (в том числе неканонические) и отчества… Первые сведения о пинежанах в Верхотурском у. относятся ещё к концу XVI в. (Мосин, с.80) В переписях конца XVII – начала XVIII вв. именование Пинежанин встречается сравнительно нечасто… Известна ещё одна форма именования выходцев с Пинеги: Пинжак… (потомки живших здесь крестьян Пинжаковых в наши дни пишутся Пиджаковыми) (Мосин, с.82) В скобках: на датировку указывают крайние даты бытования их неканонических имён = середина XVII века, есть указание на географическое происхождение семьи, нет информации, куда они пришли, когда пришли, каков состав семьи и пр., и пр., и пр...

Ответов - 1

Книгиня Плаксана: Пинжак Субботин 1.2. Тут ведь вот какое дело. Путаница вышла. В селе есть у Пашки зазноба. Тоже, между прочим, лешачиха0. С Пинежских мест, то есть. Как раз, как ему нравятся. Всё при ней. Прошлым летом с отцом ездили на престольный1 к её деду. С тех времён ещё бывают в Ологошке, как вместе с севера пришли да дома строить начали на новой земле. И всегда у Гаврилы ночуют. Пашко девицу заприметил, гоголем заходил вокруг. А Парашка ему и брякнет: "Колдуны вы! Не ходи вокруг. Глаза не мозоль." Вот те на! Как репу сажать, так пинжаки2. А как об руку ходить, так колдуны3 да шаньги4. Вспомнила девка, что из ельцов5, и выкрутасы начала. Ишь! Даром, что лешачиха. Вот и началось у них с того дня. - Верховцы - опалёны овцы6! - Низовцы - ельцы женись на овцы! А какие из них колдуны теперь? Знающие люди остались на Пинеге. Это Пашко от Макарки знал намертво. Чаще их в деревне водохлёбами7 звали. А вот тут и заковыка! Тут то ведь тоже водохлёбы, на Вятской земле8. Как вроде и не пришлые здесь Пашко с Макаркой, а самые коренные и есть. А Парашка Матвеева - пустая тарабола9. Вот не возьму её в жёны, низовую... Размышлял Пашко по дороге домой. 0 Лешачихи - прозвище жительниц Пинежского уезда Архангельской губернии. 1 Престольный, храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол - праздник в память события священной или церковной истории, а также святого во имя которого освящён храм или придельный престол храма. Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех приходах. /подробнее см.в теме "Престольные праздники деревень и сёл"/ 2 Пинжаки - распространённое оттопонимическое именование выходцев с Пинеги, объединяющее землячество на чужой земле, куда эти они прибыли небольшой группой. 3 Колдуны - коллективное прозвище жителей верховий р.Пинега в Архангельской области. Каргопора. 4 Шаньги - обидное коллективное прозвище жителей деревень Пинежского района Архангельской области в противоположность жителям районного центра. 4 Ельцы - прозвище жителей низовий р.Пинега в Архангельской области. Пинега. 6 Опалённые или палёные овцы - прозвище жителей верховий р.Пинега в Архангельской области. 7 Пинежские водохлёбы - прозвище жителей бассейна р.Пинега в Архангельской области, указывающее на их корыстолюбие. 8 Водохлёбы - 1) прозвище жителей одной из деревень Лузского района Кировской области; 2) прозвище жителей Вятской губернии. 9 Тараболы - прозвище жителей Пинежского района Архангельской области. От слова "тараторить". /здесь и выше прозвища даны из: Воронцова Ю.Б. Словарь коллективных прозвищ.- М, 2011 Подробнее об этой книге см.в теме "Словарь коллективных прозвищ"/



полная версия страницы