Форум » г. Реж - Режевское историко-родословное общество (РИРО) » Режевское краеведческое общество » Ответить

Режевское краеведческое общество

tatianav: 21 января Режевское краеведческое общество подготовило и провело Рождественские чтения. Тематика чтений такая: "Режевская церковь: вчера, сегодня, завтра". В связи с этим событием библиотекари подготовили выставки книг и рождественских открыток. На мероприятие пришли представители разных христианских конфессий: православные, протестанты, старообрядцы. Заявил о себе и язычник. Прозвучали доклады об истории церквей режевского района, об иконе св. Владимира, написанной сто лет назад, о прихожанах, о судьбах верующих людей, о памятнике Святителю Николаю Чудотворцу и строящемся храме во имя его. После всех выступлений состоялся круглый стол. Беседу на тему "Религиозная жизнь Режа" вели С.Б.Панов, представитель «Троицкой общины" Уральской епархии Русской Православной старообрядческой церкви; член протестантской церкви С.И. Тимофеев; протоиерей А.А. Ефименко и другие христиане. Церковный староста из села Черемисска сказал в заключение о том, что представители всех христианских конфессий не должны разобщаться, ведь цель у всех одна: стремление миру и добру 1.А.В.Ивунин."Изучение истории Режевской церкви в 90х годах XXв.".. 2.В.В.Токарев "Церковные старосты и приходская школа Богоявленской церкви". 3. Н.Б. Елькина " Икона св. Владимира (Режевской завод, 1888г)". 4.Т.В. Белоусова "Из истории Черемисской церкви". 5. А.В. Медведев "Судьба человека". 6.Л.Я.Соскова "Прихожане Храма Покрова Божьей Матери". 7.С.В. Максимова "Храмы в селе Глинском и деревне Голендухино". 8. Б.В. Вавилов "Православная религия в моей жизни". 9.Л.Я.Полуяхтова "Православие в селе Арамашка" 10.Л.П. Крылова "Святитель Николай Чудотворец". 11.С.Б. Панов "Общество староверов Режевского завода, как пример устойчивого социально- экономического сообщества". 12.С.И. Трофимов "Путь Протестантизма". 13. А.Е. Ефименко " Будущее Режевской Церкви", 14 В.В. Писчиков" "Различия христианских конфессий" В заключении круглый стол, обмен мнениями, беседы. [/url]

Ответов - 53, стр: 1 2 All

RODGER: tatianav пишет: Панов С.Б. Вступление. Иконописцы Режевского завода. Интересно, прозвучали ли какие-либо фамилии режевских иконописцев?

medna: Потехин Иван Васильевич.

RODGER: medna пишет: Потехин Иван Васильевич Годы жизни 1810-1857. Невьянский иконописец. Жил в Невьянске. Мне не известно пока ни одного режевского иконописца, хотя некоторые иконы невьянской иконописной школы происходят из Режа. Но их заказывали в Невьянске (пример - режевской житель Козьма Никитич Потехин Малый, который заказал икону мастерской Богатырёвых в Невьянске в 1835 году).

medna: А я вообще считала, что подавляющее большинство икон в дореволюционном Реже - из Невьянска. Разве не так? Или их заказывали только старообрядцы? А у православных свои источники были?

RODGER: Конечно, были и православные иконописцы.

medna: А они где на Урале базировались?

RODGER: В разных местах. Урал большой. Ближе к нам - тот же Невьянск.

medna: Режевская весть 06.02.2016.

RODGER: Всё же нужно внести ясность "..об иконописцах Потехиных, работавших на Режевском и Невьянском заводах". Потом будут ссылаться, что были такие иконописцы Потехины в Реже, а первоисточника не найдут. Известно, что иконописцами были Потехины, жившие в Невьянске. У нас нет никаких данных о том, что представители режевских Потехиных занималась иконописанием. Пока не известно ни одной фамилии режевских иконописцев, не известно вообще были ли свои иконописцы в Реже. Я чувствую ответственность за распространение этой информации, потому что в последнем разговоре с Сергеем Борисовичем Пановым на конференции в ноябре 2015 г. сам выдвинул предположение, что иконописанием в Реже мог заниматься кто-то из Потехиных. Но нужно понимать, что это лишь предположение, основанное на допущении о существовании собственных иконописцев в Режевском заводе.

medna: Я думаю, RODGER , Вам нужно написать об этом Сергею Борисовичу. Он на форум, насколько я знаю, теперь не заходит.

tatianav: Статья С.Б. Панова в газете "Новости Режа" Выпуски > Выпуск: 47 (498) от 04.12.2015 http://www.news-rezh.ru/release/498/2635/ Именитые люди Невьянского и Режевского заводов. Потехины Именитые люди Невьянского и Режевского заводов. Потехины Продолжаю исторические очерки об именитых людях Режевского завода, и на этот раз речь пойдет о фамилии Потехины. В роду Потехиных были мастеровые, торговцы, купцы, иконописцы, и этот Горноуральский род оставил заметный след в истории Невьянского и Режевского заводов XVIII –XIX веков, но незаслуженно забыт. В ранее опубликованных материалах Потехины, в основном, ассоциировались со старообрядческим купечеством средней руки и только. В процессе обмена материалами и документами по истории иконописцев Невьянска с моим родственником и коллегой, историком из УИРО С.В. Трофимовым постепенно созревало убеждение в том, что в Режевском заводе в XIX в. были свои иконописцы из рода Потехиных. Убеждение обрастало фактами и приняло форму достаточно убедительной версии. Основными предпосылками версии служило то, что в XVIII начале XIX века на Урале, в Горнозаводских округах при государственных и частных заводах сложились мощные социально-экономические диаспоры (общества старообрядцев), основанные на крепком духовно-нравственном фундаменте древлеправославия. Отправляя свои духовные потребности, строились алтарные часовни, домовые моленные, для которых нужна была церковная утварь, в том числе, и иконы. Исследования показывают, что в каждом сколь бы значительном по численности «обществе старообрядцев» появлялся свой «штатный» иконописец, который впоследствии мог и основать иконописную школу. Так было в Невьянском, Верх-Нейвенском, Нижне-Тагильском заводах, заводах Кнауфа Красноуфимского уезда и других. Зачастую иконописцы были из состоятельных семей старообрядцев, имели в лице свих родственников финансовую поддержку и административное прикрытие, что было весьма актуально при постоянном прессе гонений на старообрядцев со стороны синодной церкви и государства. «Общество старообрядцев» Режевского завода, составляющее подавляющее число населения в первой четверти XIX века, просто не могло обойтись без своего «штатного иконописца». Исходя из вышеозначенных предпосылок, напрашивался вопрос: кто, из какого рода мог быть «штатный» иконописец «общества староверов» Режевского завода. Руководствуясь известным фактом, что «костяк старообрядцев» Режевского завода имел кровные родовые связи со старообрядцами Невьянского завода, напрашивалось и направление поиска, что и привело к семейному клану Потехиных. В исследованиях Уральских историков и краеведов приводятся первые упоминания. Вот что о Потехине есть во втором выпуске «Вестника музея "Невьянская икона» в приложении к статье В. А. Трусова «Родословная Невьянских иконописцев Коскиных»: «(С. 163) 1848, июля 26. - О раскольниках Московской губернии Ганенковых и невьянских крестьянах Потехине и других, занимающихся иконописанием. Л. 186 (...) Иконописанием также занимаются и невьянские раскольники: Иван Потехин, Григорий Коскин, Иван Бурмашев, Афанасий и Артемий Богатыревы. (...)(С. 164) Л. 186 об. 3) Невьянскому исправнику вменить в обязанность - воспретить решительно тамошним раскольникам Потехину, Коскину, Бурмашеву и Богатыревым, чтобы не смели заниматься иконописанием, и иметь за ними в сем отношении строгое наблюдение.Иона, епископ Екатеринбургский. Генерал-лейтенант Глинка» (ГАСО. Ф 24. Оп. 23, Д. 6551. Л. 186-186 об). Следующий факт приводится С.В. Трофимовым: «Иван Васильевич ПОТЕХИН (род. 1810), сын Василия Васильевича и родной племянник Еремея Васильевича ПОТЕХИНА (род. 1797), который упомянут как иконописец в материалах к словарю "Мастера и мастерские церковного искусства на Урале XVIII - начала XX в. (С. 318) ПОТЕХИН Еремей. Иконописец, работал на Урале. Имя мастера зафиксировано Г. В. Голынец (УрГУ) по прориси иконы из частной коллекции в Екатеринбурге (ранее - собрание иконописцев Филатовых)». Итак, в роду старообрядцев - Невьянских торговых людей Потехиных видное место занимали иконописцы, стоящие в одном ряду с основателями Невьянской иконописной школы: - Григорием Коскиным и Артемием Богатыревым. «Торговые люди» из рода невьянских Потехиных основали свое дело и в Режевском заводе и в первой половине XIX века, наряду с приказчиками Григорием Зотовым, Павлом Якорновым, Петром Китаевым были сами ревнители древлего благочестия и покровители, и заступники старообрядцев Режевского завода. «О провинностях старообрядцев Режевского завода Его превосходительству Главному начальнику Горных Заводов хребта Уральского От Заводского исправника Кондырева СЕКРЕТНО Рапорт Главная Алапаевская с рапорта Ирбитской заводской конторы донесла мне, что по некоторому сомнению на приказчика Маслякова в содержании им без письменного вида неизвестного человека в 3 число сего Генваря в доме его был сделан обыск при котором был действительно найден человек который приказчику Немытову объявил, что он крепостной крестьянин Режевского господ Яковлева завода Анисим Прокопьев Адуев занимался там в старообрядческой часовне богослужением. В прошедшее 2 число по убеждению тамошнего жителя Козьмы Никитина Потехина отправился в Ирбитский для исповедания помянутого приказчика Маслякова по случаю его болезни и только он его Маслякова исповедовал, но святых таинств не приобщил по не получению их от старообрядческого священника. Почему контора означенного Адуева представила ко мне о каком происшествии? Произвожу следствие, о чем Вашему превосходительству имею честь доложить. Заводской исправник Кондырев. №2 Генваря 8 дня 1831 году. Завод Алапаевский». (ГАСО Фонд 43. оп.3 д.1). Вот что приводится в книге В.В. Токарева «Из истории старого Режа» о Козьме Потехине: «(С102)…В 1844 году Главный начальник Уральских горных заводов с удивлением читал рапорт от нашего заводского исправника. «26 апреля сего года я получил предписание от господина Пермского гражданского Губернатора, что по книгам, вынесенным из раскольнической часовни в Режевском заводе богослужение отправляется в доме раскольника Козьмы Потехина, под покровительством местного приказчика Павла Якорного при руководстве раскольнических старшин Иосифа Позднякова и Ивана Новосадова». В четвёртом выпуске «Вестника музея «Невьянская икона» впервые обозначена информация о Режевской иконе. (С73): «..Несколько высококлассных невьянских икон имеют режевское происхождение, например «Усекновение главы Иоанна Предотечи»; «Рождество Богородицы» конец XVIII – начало XIX века. Краткое изложение исследования, которое заняло не один год поисков, позволяет сделать предварительные выводы. В конце XVIII – начало XIX века в Режевском заводе одном из крупнейших центров старообрядцев Горнозаводского Урала существовала мощная община староверов, обладающая значительными духовными, административными и финансовыми ресурсами, позволявшими обучить и содержать штатных иконописцев, которые занимались не только консультативной работой, подновлением иконостасов, но и сами писали иконы. С разгулом богоборчества в XX веке и общим обнищанием духовных потребностей населения Режевского завода, иконопись была под запретом, как уголовное преступление, а шедевры древнерусской иконописной школы уничтожались. Многое если не всё из наследия Режевских изографов потеряно безвозвратно, как и потерян родовой дом Потехиных в Реже. Но остаётся историческая и генетическая память, а посему есть шанс еще сохранить то немногое, что осталось, а не продавать заезжим дельцам родовые реликвии за «30 серебренников». Сохраняйте родовые – именные иконы для свои потомков, возможно, если не в вас, то в них возродится древлеправославная вера предков. «С давних пор перед святыми иконами собираются моления, благодарения и слезы христианские, и, где праведность и вера цветут, посылает Господь великих изографов и пишут они дивные иконы, как св. Алимпий Печерский, Феофан Грек, Андрей Рублев, мастер Дионисий и другие писали, людям на радость и утешение; а гибнет благочестие, иссякает вера, оскудневает и иконное писание. Так оно оскуднело сейчас, но с покаянием придет и возрождение иконы. Многие признаки свидетельствуют, что час этот недалёк», – эти строки написал в середине XX века великий русский промышленник, подвижник, знаток иконописи и основатель Русского «Общества Икона» в Париже старообрядец Владимир Павлович Рябушинский. Сергей Панов

tatianav: Фото из газеты. статья С Б.Панова

RODGER: Вот нашёлся иконописец, работавший в Режевском заводе в середине XIX века. Звали его Г. С. Юдин. Об этом упоминает С. А. Белобородов в "Очерке по истории уральского иконописания", опубликованном в альбоме "Писан бысть сей святый образ в Невьянском заводе" (Екатеринбург, 2011. С. 46). http://shot.qip.ru/00PL33-1uFoPMc06/ ЮДИН Глеб Селиверстович. Иконописец. Из старообрядцев часовенного согласия. Работал на Урале в Режевском и Кушвинском заводах. Известен после 1826 г. В фонде староуткинских иконописцев Филатовых (СОКМ) сохранилась прорись, подписанная Г. С. Юдиным для У. Ф. Гагаева (Уральская икона, С. 339) http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/20-1-0-40

medna: Информацию переслала Панову С.Б.

medna:

medna:

medna: Вышел в свет четвёртый выпуск альманаха "Режевская старина". Содержание: Токарев В.В. Работа Режевского завода в начале ХХ века. Из воспоминаний рабочего. Токарев В.В. Режевляне и Первая мировая война. Вавилов Б.В. Каким он был – их день Победы. Манькова Н.Я. Были вместе – детство и война. Артемьева С.Ю., Медведева Л., Кадникова Л., Федоровских Ю., Клевакина Н. Труд подростков во время войны. Кузнецова Н.С. Лесоруб-артиллерист. Блинова Т.С. Память бережно храним. Кузнецова Н.С. Дети – труженики тыла в Великой Отечественной войне. Авдюков Л.Е. Авдюков Ефим Иванович. Биографическая летопись. Боброва Е.В. О Тамаре Алексеевне Русаковой. Панов С.Б. Уральские горщики Овчинниковы. Вавилов Б.В. Судьба русской женщины-крестьянки ХХ века. Соскова Л.Я. Андрей Лоцманов и «Дело о «Возмутительном письме» заводского служителя». Медведева Н.А. Исчезнувшие населённые пункты на Режевской земле. Колмаков Г.Е. Каменная Куделька. Ройлян В.В. Тайна речки Талица. Токарев В.В., Вавилов Б.В. Из истории Богоявленской церкви. Вавилов Б.В. Чапаев и церковь. Размышления о прошлом и будущем. Вавилов Б.В. Как Иван Абызов стал трезвенником. Токарев В.В. «Дело о подмешивании в вино вредных трав». Токарев В.В. «Как сыновья наследство делили». Токарев В.В. «Неожиданность от Окрисполкома». Вавилов Б.В. Память о Режевском химическом заводе будет жить. Савин К.О. К вопросу научного описания богослужебных книг фондовой коллекции «Редкая книга» Режевского исторического музея. Токарев В.В. Словарь русских говоров Среднего Урала. Художник Степанов М.Я. – основатель Народного коллектива «Этюд».

medna: Пятый выпуск альманаха "Режевская старина" вышел в свет накануне дня города, который будет отмечаться 01.07.2017. Содержание выпуска выложу чуть позже.

medna: В 5 выпуске альманаха "Режевская старина", издающегося Режевским краеведческим обществом, можно прочитать новые статьи родоведов нашего города. Их написали Рычкова Л.А., Русакова Е.Я., Плотников В.А., Латников А.М., Соскова Л.Я., Боброва Е.В., Ковалёва С.А., Щукина Н.Б., Медведева Н.А., Панов В.П., Панов С.Б., Худякова Н.Н. Презентация сборника планируется в середине июля.

medna:

medna: 17.07.2017 в Центральной районной библиотеке Режа состоялась презентация 5 выпуска альманаха "Режевская старина". Приятно сознавать, что режевские родоведы являются авторами 14 статей этого сборника. Один экземпляр книги будет подарен в краеведческий отдел библиотеки Белинского.

medna:

medna: Увидела на сайте ОК в группе "Библиотека "Гавань". Перечень фамилий, которые встречаются в альманахе "Режевская старина": Авдюков Ефим Иванович. - № 4. – С. 28 Бабина Татьяна Геннадьевна. - № 5. – С. 160 Баженов Валентин Георгиевич. - № 5. – С. 70 Байбородин Иван Григорьевич. - № 1. – С. 46 Байбородина (Сафонова) Марфа Прокопьевна. - № 1. – С. 42 Барахнины. - № 2. – С. 85 Бачинин Анатолий Николаевич. - № 5. – С. 42 Белоусов Николай Гурьянович. - № 5. – С. 131 Блиновы. - № 4. – С. 24 Боярских Василий Трифонович. - № 5. – С. 86 Бузунов Александр Петрович. - № 2. – С. 22 Буторин Валерий Иванович. - № 5. – С. 73 Воронин Виктор Николаевич. - № 4. – С. 18 Вяткин Валентин Алексеевич. - № 5. – с. 82 Гаренских Иван Иванович. - № 2. – С. 17 Гладких Пётр Павлович. - № 5. – С. 9 Голендухина Маргарита Александровна. - № 2. – С. 70 Голендухины. - № 2. – С. 29 Жебенев Пётр Иванович. - № 5. – С. 122 Зинатов Муллаахмет. - № 4. – С. 21 Зотов Григорий Федотович. - № 1. – С. 6 Клевакина (Шабунина) Серафима Ивановна. - № 4. – С. 19 Климин Юрий Александрович. - № 5. – С. 57 Крюков Дмитрий Николаевич. - № 1. – С. 36 Ладыжников Пётр Павлович. - № 5. – С. 97 Лепинских Роза Кузьмовна. -№ 2. – С. 80 Лоцмановы. - № 4. – С. 68 Лузин Владимир Михайлович. - № 2. – С. 88 Лукин Фёдор Александрович. - № 2. – С. 24 Лямины. - № 4. – С. 65 Мартынова (Федоровских) Анна Игнатьевна. - № 4. – С. 26 Матвеев Александр Иванович. - № 1. – С. 17 Медведевы. - № 1. – С. 67 Менькина (Абызова) Галина Фёдоровна. - № 4. – С. 17 Миронов Василий Игнатьевич. - № 1. – С. 29 Мировнов Леонид Иванович. - № 4. – С. 18 Овчинниковы. - № 4. – С. 63 Панов Александр Иванович. - № 5. – С. 131 Пестова Галина Петровна. - № 4. – С. 15 Роснянский Борис Иванович. - № 5. – С. 84 Русакова Тамара Алексеевна. - № 4. – С. 60 Санников Пётр Иванович. - № 2. – С. 42 Селиванова (Швецова) Александра Петровна. - № 5. – С. 53 Сергеева (Арефьева) Любовь Николаевна. - № 5. – С. 143 Сивков Александр Фёдорович. - № 1. – С. 39 Степанов Михаил Яковлевич. - № 4. – С. 93 Тарабаев Александр Васильевич. - № 2. – С. 75 Ушаков Андрей Михайлович. - № 1. – С. 21 Ферштатер Асир Абрамович. - № 5. – С. 61 Чернавин Пётр Иванович. - № 1. – С. 52 Шенбергерс Лейбла Лейзерович (Лёва). - № 1. – С. 71



полная версия страницы