Форум » г. Реж - Режевское историко-родословное общество (РИРО) » Старообрядцы Режевского завода и Хребта Уральского » Ответить

Старообрядцы Режевского завода и Хребта Уральского

Labrin1890: Все кто интересуется этой темой милости прошу.....

Ответов - 33, стр: 1 2 All

godro: Сергей Борисович! Дилетантский вопрос: отличались ли старообрядцы в Режевском, Невьянском, Нижне-Иргинском заводах, селе Шарташ?

Labrin1890: Практически нет. формирование старообрядческих общин совпадало со строительством одноименных заводов начало период 18 века. В основном старообрядцы из Москвы и Подмосковья, междуречья Камы и нижней Вятки, в Невьянске небольшая часть ,поморцев. Кроме поморцев все старообрядцы перечисленных заводов принадлежали к беглопоповцам. Впоследствии с 30 -40 годов 19 века часть примкнула к единоверию, остальная часть трансформировалась в часовенное согласие - самое многочисленное к концу 19 века и небольшая часть перешла в Белокриницкую церковь (Австрийцы). Режевские старообрядческие роды в большинстве своем выходцы из Невьянска. Компактное проживание старообрядцев в заводских поселках определялось множеством факторов: 1. семейные профессии мастеровых старообрядцев; 2. Лояльное отношение гос. администрации так и хозяев заводов к высококвалифицированным, исполнительным, дисциплинированным мастеровым (старообрядцам); 3. Дозволение отправлять свои религиозные требы по старым уставам. отвечу на более конкретные вопросы......

godro: Labrin1890 пишет: отвечу на более конкретные вопросы В селе Покровском практически все были воцерквлёнными православными, но я знаю несколько случаев перехода в старообрядчество. Примыкали покровчане к беглопоповцам Режевского завода. Как Вы думаете, чем был вызван переход в старообрядчество уже в XIX веке?


Labrin1890: В первом ответе - прошу прощения за неточность - основная часть староверов горнозаводских заводов в 18 веке на Урале составляли часовенные, при этом были и беглопоповцы, беспоповцы, и в Невьянске и большая часть на о. Таватуй - поморцы. По переписям старообрядцев 40 годов Канцелярии Главного начальника Уральских заводов, а такие переписи делались два раза в году в соответствие с секретными указами министерства внутренних дел, для отчетности местных властей о перетаскивании староверов в единоверие и господствующую церковь в Режевском заводе в среднем староверов часовенного согласия было мужчин 192; женщин 272 при средней семье в в 4 человека это около 2000 тысяч, практически все население Режевского завода. Надо учесть что власти и тогда делали приписки в свою пользу то есть занижали численность староверов. В этот период общины староверов существовали практически во всех селах и деревнях окружающих Режевской завод (останино; арамашка и ряд др.) тайно или явно. Жители сел и деревень часто были сезонными работниками на заводах, родились, естественно что детей крестили старообрядческие священники а чаще наставники или просто миряне, связи были очень тесными и с с. Покровским. Была и другая причина на первый взгляд не заметная но существенная: поголовная грамотность староверов, их духовная и общественная мораль, что было привлекательным для части населения сел и деревень. В последствии в период гражданской войны тесная связь жителей с Покровского и мастеровых Режевского завода дала свои плоды , но это другая тема. По официальной терминологии до 1905 года население делилось на православных и раскольников, но это в корне не верно, старообрядцы и были истинно древлеправославными, что и было признано указам императора в 1905 году

medna: 17 августа 2012 года стараниями Сергея Борисовича Панова на разрушенном Режевском старообрядческом кладбище открыт и освящён поклонный крест. На открытии присутствовали потомки старообрядцев и члены Режевского историко-родословного общества.

medna: В мае 2015 года стараниями Сергея Борисовича Панова и Игоря Юрьевича Карташова у входа на старообрядческое кладбище появилась каменная плита с названием погоста.

medna: Члены РИРО, как могут, поддерживают начинания Сергея Борисовича. Например, выходят на субботники по очистке кладбища.

medna: Новая статья С.Б. Панова о старообрядцах Режа: Панов С.Б. Документы и свидетельства // Новости Режа, 26.02.2016.

Топсель: Хотелось бы почитать

medna: У газеты сайт работает с опозданием. Сейчас доступен лишь выпуск, вышедший из печати 5 февраля. Как появится, размещу ссылку.

medna: Появилась, наконец, в Интернете статья Панов С.Б. Документы и свидетельства // Новости Режа, 26.02.2016. http://www.news-rezh.ru/release/509/2864/

Топсель: Спасибо!

Топсель: Встречал ли кто нибудь в ГАСО 10 ревизию по селу Шарташ?

medna: Вчера прошла презентация книги С.Б. Панова "История старообрядцев Режевского завода".

medna:

medna:

medna: Домовины и голбцы старообрядцев http://mu-pankratov.livejournal.com/437026.html

medna: https://vk.com/@we_love_ekb-zarechnyi-tin

medna: Публикации С.Б. Панова о старообрядцах 2018 года: Панов С.Б. Женский праздник – взгляд старовера // Новости Режа, 09.03.2018. Панов С.Б. Винопитие в России в исторических хрониках староверов Урала и Сибири // Новости Режа, 01.06.2018. Панов С.Б. Немецкие кальвинисты-реформаторы и русские староверы // Новости Режа, 20.07.2018. Панов С.Б. Освящение нового древлеправославного храма // Новости Режа, 31.08.2018.

medna: Панов С. Староверы созидатели, как образ жизни // Режевская старина. – Реж, 2019. – Вып. 7. – С.91-96.

yury.sukharew@yandex: Панов в Реже, похоже, последний старообрядец.

medna: Надо отдать должное активности Сергея Борисовича. Старообрядец он убеждённый о деятельный.

yury.sukharew@yandex: medna пишет: Старообрядец он убеждённый Община есть? Если есть, то какого толка: часовенные, австрийского согласия, единоверцы?

medna: Что-то определённое про общину сказать не могу. Может быть, она в Реже в стадии становления. Сам Сергей Борисович - прихожанин церкви села Пристать. Кажется, это в Артинском районе. А относится к РПСЦ, у которой руководитель митрополит Корнилий. Впрочем, лучше об этом спрашивать самого Сергея Борисовича. Но он на форум перестал заходить.

yury.sukharew@yandex: medna пишет: относится к РПСЦ Понятно.

medna: Сергей Борисович пишет о старообрядцах ВКонтакте. Группа «Старообрядцы Верх-Исетского горного округа» https://vk.com/public201398783

medna: Уральский старообрядец http://elib.uraic.ru/handle/123456789/53670

masuly: medna пишет: Уральский старообрядец Нина Анатольевна, спасибо! А посмотреть эту газету можно только в Белинке?

masuly: Меня тоже заинтересовала тема старообрядцев. Может кто подскажет, если предки-старообрядцы были прихожанами Верхне-Шумихинского часовенного храма (так в документе), можно ли найти метрические книги по этому храму (кон. 19 - нач. 20 в.)?

medna: Часовенники молились в часовнях. Видимо, так назвали храм в источнике, чтобы совместить эти два понятия. В Режевском заводе тоже были старообрядцы-часовенники. Их метрики в архиве не сохранились. И относительно недавно я выявила одну такую Ушакову через венчание в Шарташе. А иначе бы, я не знала об её существовании, т.к. последняя ревизия была в 1858 году.



полная версия страницы