Форум » Духовенство » О закрытии церквей в годы советской власти » Ответить

О закрытии церквей в годы советской власти

RODGER: alex66 пишет: [quote]В ГАРФе собраны и дела о закрытии церквей на Урале. Некоторые очень объемны. Содержатся некоторые сведения и о клире этого последнего периода. [/quote] Подробнее в теме ГАРФ

Ответов - 23

sascha04: Р5263 1 1632 Дело об отклонении Президиумом ВЦИК ходатайства облисполкома о закрытии церкви в с. Суксун того же района и об оставлении ее в пользовании верующих с наложением наказания на лиц, допустивших незаконное закрытие церкви до решения ВЦИК. "Борьба с перегибами" не только в коллективизации велась, оказывается, но и в борьбе с культом. Да и закрывали не всё подряд, дифференцированно подходили к вопросу.

АК-63: sascha04 пишет: Да и зарывали не всё подряд, дифференцированно подходили к вопросу. Вот только итоги говорят немного о другом. - На территории Башкирии в начале ВОВ оставалась одна действующая церковь, в Челябинской области - то ли одна, то ли вообще ни одной; в Оренбургской и Курганской областях - точно по нулям и т. д. Где-то читал о том, что на всю Сибирь (от границы со Свердловской областью до Сахалина и Берингова пролива) тогда действовали всего две церкви (по одной в Тобольске и Новосибирске)...

Наташонок: Еще несколько слов в дополнение к тезису sascha04 пишет: зарывали не всё подряд, дифференцированно подходили к вопросу Мне не довелось просмотреть много источников по этой теме, могу судить на основании лишь одного просмотренного подобного дела, касающегося нескольких сел одной округи. Ситуация рисуется такая. Закрывали все подряд, просто в некоторых местах с первого раза не получалось. Население писало жалобы и в местные властные инстанции, и в Москву. Снаряжали туда даже «челобитчиков» с подписями. В результате по некоторым населенным пунктам были пересмотрены первоначальные решения властей (вероятно, при закрытии церквей имели место и нарушения некой процедуры). В документах, в которых говорится о наказании виновных и возвращении храмов верующим, нередки приписки вроде «до решения ВЦИК церковь передайте в пользование верующих»; а также требовалось сообщить «переоборудована церковь или нет [под нужды светских учреждений], ликвидировано ли церковное имущество, соблюдена ли статья закона о религиозных объединениях и настроение масс» и т.п. Кстати, о том, как нагнеталось «настроение в массах» говорят все те же жалобы населения – на общих собраниях, например, угрожали изгнанием из колхозов, если будет голосование за сохранение храмов. Так что если возвращение церквей общинам и случалось, то было временным. В скором времени все равно все они были закрыты.


Леонид: АК-63 пишет: в Челябинской области - то ли одна, то ли вообще ни одной; в Оренбургской и Курганской областях - точно по нулям и т. д. Свято-Никольская церковь села Боровского, Катайского р-на, Курганской области пережила все лихолетья и никогда не закрывалась. Бабушка , тайком от родителей крестила меня в этой церкви в 1955 году. Мне было пять лет и мы с бабушкой шли в Боровскую церковь пешком из Катайска (считалось около восьми километров). Я тогда не понимал, зачем мы туда ходили, для меня это было просто путешествие. Что это было мое крещение я узнал позднее, уже в зрелые годы. См. сайт Боровского монастыря http://www.borovscoe.ru/obitel.html "В 1863 г. 8 октября в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл – мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, Бог судил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому. Кто знает, может, именно за эту основательность боровчан Господь уготовал их храму оставаться единственным островком Православия на всём пространстве от Свердловска до Шадринска (в которых ещё оставались действующие храмы) в течение советского периода. В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо вид – на железнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые реки людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров. Верующие стекались отовсюду: из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово – всех окрестных городов и весей. Удивителен Промысел Божий – простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. На клиросе пели монахини из разорённых обителей: Колчеданского, Верхтеченского и других монастырей."

АК-63: Свято-Николаевская церковь в с. Боровском Катайского района вроде бы официально не закрывалась, однако первую половину 40-х годов являлась недействующей, и для того, чтобы вновь ее открыть (что произошло в июне 1946 г.), прихожанам пришлось добиваться решения Совета Министров СССР. (См. - Федченко М. Н. Русская Православная Церковь на территории Курганской области (1943 - начало 2000-х гг.). Курган. 2006. С. 9-10.)

Елена Борисовна: АК-63 пишет: Свято-Николаевская церковь в с. Боровском Катайского района вроде бы официально не закрывалась Нет ли у Вас информации о закрытии церкви в с. Троицком Катайского района? Интересует хотя бы год, когда она перестала действовать.

АК-63: Елена Борисовна пишет: церкви в с. Троицком Катайского района Вы имеете в виду церковь в с. Катайско-Троицком? - Точные данные по ней отсутствуют; в 1934 г. она еще действовала, а в 1940 г. уже нет; методом исключения вроде бы получается 1937 г. Однако могло случиться и так, что это закрытие не было оформлено официально...

Елена Борисовна: АК-63 пишет: Вы имеете в виду церковь в с. Катайско-Троицком? У меня информация только из справки ФСБ, которую я цитировала 02.05.16 в теме "Селивановские: священники и не только". Там говорится о селе Троицком, но возможно, Вы правы, и второе название села Катайско-Троицкое. Попробую сделать запрос в ГАРФ. Alex66 сообщал, что в фонде архива есть дело о закрытии церкви в с. Троицкое. Тогда и о священнике Александре Селивановском что-то большее можно будет узнать.

АК-63: Все правильно, настоятелем церкви в с. Катайско-Троицком в июне 1934 г. числился протоиерей Александр Николаевич Селивановский, 1869 г.р., выпускник Пермской духовной семинарии. (ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 4254. Л. 53.) Понятно и то, что церковь была закрыта вскоре после его ареста. А вот как она выглядит в наши дни: http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=72795 ...

Елена Борисовна: АК-63 пишет: А вот как она выглядит в наши дни ??? Это церковь? Сохранившиеся остатки или новострой? И подпись как-будто говорит о том, что это город Катайск, а не село... АК-63 пишет: ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 4254. Л. 53 А это дело - Клировые ведомости или Послужной список? Не знаете, случайно?

АК-63: 1. Это бывшее здание церкви, только сильно перестроенное. 2. Знаете ли, населенные пункты у нас со временем порой меняют свой статус... 3. Дело из ОГАЧО называется: "Материалы о регистрации и учете религиозных обществ и групп верующих; списки и анкеты служителей культов области за 1935 год". И еще. В Кургане есть архивно-следственное дело 1936-37 гг. на А. Н. Селивановского (ГАОПДКО, Ф. 6905. Оп. 2. Д. 6678.) Это здесь: http://opd.archives.kurganobl.ru/ . Если Вы туда подъедете с документами, подтверждающими родство с этим человеком, Вам даже бесплатно сделают ксерокопию дела...

Елена Борисовна: АК-63 Спасибо большое, Александр Владиславович, за полезные ссылки, постараюсь воспользоваться. АК-63 пишет: Если Вы туда подъедете с документами, подтверждающими родство Ой, боюсь далековато будет: где я, а где Курган... Да и дешевле выйдет, если сделать платный запрос по сравнению с дорожными затратами. Что касается подтверждения родства, то тут ещё сложнее, поскольку оно не прямое. Последний раз, когда получала в нашем ЗАГСЕ ответ о смерти непрямого родственника, пришлось для доказательства тащить на себе целое древо (в бумажном варианте, с флешки смотреть не захотели).

region4540: А разве неблизкий родственник имеет право на информацию ЗАГСа? Мало ли кто какое древо нарисует.

Елена Борисовна: region4540 пишет: А разве неблизкий родственник имеет право на информацию ЗАГСа? Да, с правами у нас всегда было напряжённо... Обязаны мы в гораздо большей степени... Но в данном случае очень много (если не всё) зависит от степени вашей убеждённости и от убедительности аргументов. Не хочу показаться нескромной, но последний раз, чтобы всё-таки получить одно сведение из ЗАГСа, пришлось дойти практически до Смольного.

nikolos: Елена Борисовна пишет: в данном случае очень много (если не всё) зависит От того с какой ноги она утром встала. В практике два случая : один раз тащил древо , второй сказала что письмо не отдаст , но имеет право прочитать его содержимое!!!!

region4540: Человеческий фактор решает порой всё. Целеустремлённость Елены Борисовны заслуживает восхищения.

Perol: В ГАПК в фонде 1205 достаточно много дел о закрытии церквей. Например: Ф.1205.Оп.1.Д.53 - Решение облисполкома, справки и другие материалы о закрытии Пермского кафедрального собора. Ф.1205.Оп.1.Д.58 - Материалы о закрытии римскокатолического костела в г. Перми. Ф.1205.Оп.1.Д.69 - Переписка Молотовского облисполкома с Кунгурским райисполкомом о закрытии Вознесенской церкви в г. Кунгуре. И в других фондах встречаются дела о закрытии церквей. Есть и такие дела: Ф.1205.Оп.1.Д.170 - Постановление облисполкома и др. материалы о запрещении колокольного звона на Нижне-Городской церкви В-Городковского района. Ф.1205.Оп.1.Д.175 - Решение облисполкома, заявление, справки об открытии церкви в с. Вереино В-Городковского района. Ф.1205.Оп.1.Д.670 - Заявления верующих об открытии церкви в д. Бикбай Щучье-Озерского района. Интересно было бы посмотреть эти дела!

АК-63: Perol пишет: Интересно было бы посмотреть эти дела! На самом деле, не такие уж они и интересные. Главным образом там идут списки участников собраний, проведенных в данном населенном пункте, а кроме того, прилагаются выписки из протоколов с соответствующим решением и постановление о закрытии, принятое облисполкомом. В общем, все предельно кратко и по существу... Фотографии церквей или чертежи их переустройства попадаются, но лишь в редчайших случаях.

Brulka: в некоторых делах по церквям за 1920-1930-е годы имеются списки верующих, с почти поголовным перечислением местного населения с полным составов семьи и с указанием возраста от 18 лет - источники по генеалогии... Осинский райисполком например

Perol: По закрытию церквей. Не знаю, как это происходило. Собирали ли собрания прихожан, обсуждали, спорили … Голоса ли подсчитывали … Или просто бумагу писали в сельсовете по указу свыше… Не знаю… Мой дедушка с 22-го года был священником в Рубежской церкви Усолья – из Сибири приехал, там все церкви к этому времени уже разгромили. Здесь тоже было не сладко. Ни диакона, ни псаломщика у него не было – как в клировой он писал "места псаломщика и диакона по неимению средств не замещаются". Жалованья от епархии он совсем никакого не получал, содержался "на добровольные даяния прихожан". А прихожан было очень мало, да и те были полунищими и большевистской властью запуганы – какое уж тут содержание попа с попадьёй и шестерых их детей… Папа вспоминал – постоянно были голодными, а спали на полу на "кишках" – какие-то матрасики, пальтишки, тужурки, тряпьё всякое, всё, что можно было бросить на пол для "мягкости". Церковный дом был национализирован в 1918 году, снимали угол, жили вместе с хозяином… Дед приходом занимался, пешком по деревням мотался, за усердие был представлен к набедреннику в 23-м году, а позже – к скуфье… Видимо, все его дела поперёк власти были, в 29-м году его арестовали… Потом, правда, отпустили, но церковь без него умерла, и больше никогда не воскресла… Может быть, официально церковь и не закрывали, не знаю, документов не видела. Известно, что организовали в ней квасоварку… Видимо, и такой вариант был – убрать священника, а церковь без священника сама умрёт.

tamara110752 riчко: Мой дед псаломщик Троицкой ц Песчанского с Шадринского уезда Рычков Александр Павлович был убит большевиками,где и когда неизвестно,отец был маленьким и напуган,ничего не помнил или боялся говорить. Ищу о нем сведения. Пожалуйста помогите,кто может. Спасибо

Perol: tamara110752 riчко Эта тема не совсем подходящая для поиска информации по конкретной фамилии, в ней Ваша фамилия просто затеряется. Мне кажется, Вам было бы лучше свою фамильную тему открыть, или, по крайней мере, в тему За Христа пострадавшие перенести Ваш вопрос. Ну да ладно, модераторы поправят, как лучше. А я хочу такую информацию добавить: Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год. Стр. 187. Шадринский уезд, село Песчано-Тавалжанское, Троицкая – И. д. псал. Александр Павлов Рычков, окон. церк. пр. шк., в 1907 г. А Павел Васильевич не отец Александра Павловича? АК Пермской епархии на 1877 г. Стр. 147. Шадринский уезд, Песчано-Тавалжанск. с. Троицкая – псаломщик Рычков Павел Вас., д. у. 1855 («д. у.» - Долматовское училище?). АК Екатеринбургской епархии на 1887 г. Стр. 85. Шадринский уезд, Песчано-Тавалжанского с. Троицкая – псал. Павел Васил. Рычков, ср. о. Д. у. 1855 г.

Мишаня: Здравствуйте! есть ли у кого информация о закрытии церкви в селе Широковском Далматовского района Курганской области



полная версия страницы