Форум » Духовенство » Священнослужители Крутиховские » Ответить

Священнослужители Крутиховские

Simonov: Собираю сведения и материалы о семье Крутиховских. Буду благодарен за любую дополнительную и уточняющую информацию. Информацию буду выкладывать по мере обобщения (имеющаяся информация разложена хаотично и многое не систематизировано). Основная часть сведений (90%) взята из выложенных в и-нете сведений.

Ответов - 198, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

АК-63: 1759г. В Крутихинской слободе Богородская [церковь]. Диакон Иван Осипов Крутиховский, 28 лет. У него дети: Ефим, 6 лет, Иван, 4 лет, Матфей, 1 года. [Гос. архив в г.Тобольске, ф. И-156, оп-1, д-2687, л-9.] 1772г. В Крутихинской слободе Богородская [церковь]. Священник Иван Осипов Крутиховский, 42 лет. У него сын Герасим, 7 лет. ...Второй дьячек Ефим Иванов Крутиховский, 21 года. [Там же, оп-2, д-2857, л-163об.]

Simonov: "АК-63", спасибо. Добавлю (если кому интересно будет посмотреть через Тобольский АИС), что это файлы 00000019.jpg и 00000247.jpg соответственно.

АК-63: Еще из Тобольского архива: 1769г. Крутихинской слободы церкви Богородской. Священник Иван Осипов Крутиховской, 38 лет. [У него дети:] Иван, 13 лет - писать обучаится; Малафей, 11 лет - [изучает] псалтирь; Филипп, 8 лет - [изучает] часослов; Герасим, 3 лет. Вторый пономарь Ефим Иванов Крутиховской, 17 лет. [Гос. архив в г.Тобольске, ф. И-156, оп-2, д-1983, л-27об-28.] А вот в 1767г при этой церкви Крутиховские не числились вообще, священником же был некий Иван Попов, имевший жену Евдокею. [Там же, д-1568, л-9.] Вопрос: это другой человек или только другая фамилия?!

Simonov: «АК-63», спасибо. АК-63 пишет: А вот в 1767г при этой церкви Крутиховские не числились вообще, священником же был некий Иван Попов, имевший жену Евдокию. [Там же, д-1568, л-9.] Вопрос: это другой человек или только другая фамилия?! Возьму на заметку. Но склоняюсь, что это он же Иван Осипов и жена его Евдокия Афанасьева (может и фамилию поменять хотел, а может и описались).

АК-63: В первой половине 18-го века у духовенства с фамилиями вообще был полный бардак, но к указанному времени они (как мне казалось) в целом уже вполне установились...

Simonov: Тут интересен и тот факт, что не отражены дети «Попова-Крутиховского»

АК-63: Дети мужского пола в данном деле не фигурировали вообще, а дочери могли быть либо уже замужем, либо наоборот еще слишком малы...

Yurin: Уксянская Свято–Троицкая церковь Исповедная ведомость за 1828 год Дьячек Александр Герасимов Крутиховских второбрачен 28 У него вторая жена Евдокия фонасиева 22 Сын его Иоанн от 1-й жены 4 Умершаго Священника Герасима Крутиховского жена Васса Васильева 66 Метрические книги 30.10.1846 Пермской губернии Шадринского уезда Галкинского села ЦареКонстантиновской церкви пономарь Михаил Спиридонов Желницкий первым браком православный 19 Девица Александра Александрова Шадринского уезда Уксянской слободы Троицкой церки Дьячка Александра Крутиховского 10/13.09.1852 Уксянской церкви Дьячка Александра Герасимова Крутиховского жена Евдокия афанасьева 45 от горячки 05/07.01.1875 Сей церкви заштатный псаломщик Александр Герасимов Крутиховский 78 от паралича 04/08.03.1881 Александра Сей церкви диакон Алексей Александров Крутиховский и законная жена Серафима Яковлева православные 01/03.08.1881 Сей церкви диакона Алексея Крутиховского дочь Александра 5 мцов от поноса 24/26.09.1885 Сей церкви диакон Алексей Александров Крутиховский 43 от чахотки

Yurin: Yurin пишет: Уксянская Свято–Троицкая церковь МК за 1877 год 21/28.07.1877 Михаил Сей церкви псаломщик Алексей Александров Крутиховский и закон. жена его Серафима Яковлева, оба православные

Людмилв: Simonov Все не просматривала Может быть это у Вас есть (698ГАСО,1, 342 – Исповедальные росписи Ирбитский Богоявленский Собор за 1907) Свящ-к Вениамин Алексеев Крутиховский, 39л. Жена Александра Георгиева,38 Дети Борис 11,Анна 20, Нина 6, Татьяна 3, Анна 1 мес.

АК-63: Еще одно дело Тобольского архива (не знаю, по теме или нет): "Дело по прошению дьякона Тобольской городской Благовещенской церкви Х. Крутиковского о производстве его в священники и определении в Богоявленскую церковь села Чаусского Томского ведомства", 1823г (фонд И-156, оп-9, д-1944).

Людмилв: 698фГАСО,1, 342 – Исповедальные росписиИрбитский Богоявл. Собор за 1907 Свящ-к Вениамин Алексеев Крутиховский, 39л. Ж Ал-дра Георгиева,38 Дети Борис 11,Анна 20, Нина 6, Татьяна 3, Анна 1 мес.

IRNIKA: ГАСО. Ф.6. Оп1. Д.420. Л.46. 1804г. Богородицкая церковь Крутихинской слободы. №2. 19 марта. Умер отставной священник Иоанн Крутихинский(могла ошибиться).73 г. трудно разобрать. Май 1804г.Умерла жена Евдокия отставного священника Крутиховского..По-моему 78 лет.( 7или 4). В этой церкви в причте много Крутиховских. Извините.Почерк ужасный. Всего доброго. И.Г.

Simonov: «АК-63», «Yurin», «Людмилв» спасибо за информацию. «IRNIKA», спасибо за ссылку на ГАСО (6-1-420), но вот пока нет ни какой возможности взглянуть на данное дело - очень заинтриговала Ваша фраза «В этой церкви в причте много Крутиховских». К своему сожаленью, сейчас нет возможности активно продолжить поиск и сбор интересующей информации, но все что здесь появляется благодаря Вам – читается и складывается в «копилочку». Еще раз всем спасибо. Со своей стороны добавлю ссылку на статью в газете «Курган и Курганцы» посвященную Крутиховскому Валерию Константиновичу по случаю 120-летия.

АК-63: 1772г. г.Тобольск, Апостоло-Андреевская церковь. Пономарь Иван Иванов Крутиховский, 18 лет. [Гос. архив в г.Тобольске, ф. И-156, оп-2, д-2857, л-18.]

Любовь_Л: Крутиховский Алексей диакон Уксянского/Свято-троицкая 1878 Ш до 1878 псл Крутиховский Ал-ндр псаломщик Алапаевского завода/Алексиевская 1890-1895 В 1клПДС-из Крутиховский Ал-ндр псаломщик Екатеринбург/Александро-Невская 1897 Е к Крутиховский Ал-ндр псаломщик Коневского/николаевская 1895-1897 Е к-из Крутиховский Ал-ндр Павлинович псаломщик Крестовского/Иоанно-предтеченская 1892 Ш1 3кл ПДС Крутиховский Вениамин Алексеевич священник Билимбаевского завода/Свято-Троицкая 1893 Е2 к Крутиховский Вениамин Алексеевич псаломщик Екатеринбург/ Екатеринбургский собор 1891-1893 Е к-из Крутиховский Вениамин Алексеевич псаломщик Камышлов/Покровский собор 1891 К из Крутиховский Вениамин Алексеевич псаломщик Полевского завода/Петро-павловская 1893-1893 Ш к-из Крутиховский Дмитрий священник Нижне-Ярского/Рождество-Богородицкая 1869-1875 Ш 10.10.1881 к-из Крутиховский Дмитрий священник Першинского/ 1875-1881 Ш 10.10.1881 к Крутиховский Дмитрий священник Режевского завода/Богоявленская 1869 Еед 10.10.1881 из Крутиховский Иоанн Павлин псаломщик Баранчинского завода/Покровская 1897-1898 Е бывш.псл-уволен Крутиховский Иоанн Павлин псаломщик Володинского/ 1900 бывш.псл Крутиховский Иоанн Павлин псаломщик Хромцовского/свято-Троицкая 1893-1897 Е5 1кл ПДС-отрешен Крутиховский Константин священник Лебяжского/Васильевская 1889 Ш ПДС Крутиховский Константин Дмитриевич священник Макаровского/Свято-Троицкая 1896 Ш к Крутиховский Константин Дмитриевич священник Николаевского/Николаевской 1899 Ш4 Крутиховский Константин Дмитриевич священник Николаевского/Николаевской 1896 Ш4 из Крутиховский Михаил Алексеевич псаломщик Черемисского/Богоявленская 1899-1900 Е3 13.09.1900 Крутиховский Ювеналий псаломщик Гробовского/Пророко-Ильинская 1900 Е шк.псл Крутиховский Яков диакон Прокопиевского/ Прокопиевская 1871 К в ПЕ

Simonov: Предоставили вот такую замечательную исследовательскую статью, за что спасибо правнуку Валерия Крутиховского, и конечно составителю сей Бяковой Л. (ГКУ "ГАШ") Статья была опубликована в краеведческом альманахе "Шадринская старина". С разрешения Людмилы, выкладываю данную статью. /Упоминаются следующие «фамилии духовенства»: Грушевский, Крутиховский, Плотников, Пузырев, Сельменский, Словцов/ Валерий Крутиховский из священнических родов Крутиховских - Сельменских Имя ученого-полевода Валерия Константиновича Крутиховского связано с историей Шадринского опытного поля. После окончания Харьковского сельско-хозяйственного института он работал бессменно заместителем заведующего отделом полеводства с апреля 1924 г. до момента ареста 17 апреля 1933 г. Проводил практические и научные исследования, занимался научным поиском путей ускоренного развития сельского хозяйства в Зауралья. Был репрессирован, отбывал ссылку, в 1939 г. реабилитирован, после этого больше в Шадринском районе не был. О его деятельности на Шадринском опытном поле имеется информация, написаны статьи. Сведений из его биографии, о его семье – очень мало, известно лишь, что был он сыном священника и родился в 1895 г. в с. Макаровском Шадринского уезда. Имеющиеся в Государственном казенном учреждении «Государственный архив в г. Шадринске» документы церквей, Благочинного 1 округа Шадринского уезда позволили узнать, что за Валерием Константиновичем Крутиховским стоит не одно поколение священнослужителей, как со стороны отца, так и со стороны матери; отец, деды, прадеды, их братья были священнослужителями г. Шадринска, Шадринского, Екатеринбургского уездов. Учились они в разное время в Далматовском духовном училище, Пермском, Екатеринбургском, Казанском духовных семинариях. Отец Валерия Константиновича, Константин Дмитриевич Крутиховский, родился 20 мая 1866 г. в Ревдинском заводе, Екатеринбургского уезда, где служил священником его отец Дмитрий Александрович Крутиховский в единоверческой церкви. 20 июня 1886 г. Константин Дмитриевич окончил курс в Пермской Духовной семинарии с аттестатом первого разряда. По окончании семинарии, «с 1 октября 1886 г. по июнь 1889 г. он проходил должность учителя и законоучителя земской народной школы в селах Сухринском и Макаровском Шадринского уезда, состоял законоучителем в местном земском училище. Поведения – очень хорошего» (Ф. 212. Оп. 1. Д. 446. Л 40 об.; Ф. 334. Оп. 1. Д. 17. Л. 68 об., 69.). 8 октября 1889 г. Преосвященным Поликарпом, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским К.Д. Крутиховский был рукоположен в священника церкви Святого Василия Великого в с. Лебяжском Шадринского уезда, «грамоту и указ имеет, жена его Иулия Алексиева, 21 года. Недвижимого имущества у самого, у жены не имеется» (Ф. 334. Оп. 1. Д. 17. Л. 50 об., 51.). В с. Лебяжском он прослужил до 1893 г. Затем был переведен священником Николаевской церкви в с. Но-вониколаевском Шадринского уезда, где служил до 1896 г. С 1896 г. и до последних своих дней [1917 г.], Константин Дмитриевич слу-жил в Свято-Троицкой церкви с. Макаровского Шадринского уезда (Календарь-Справочник. Издание Шадринского Земства. Год 3-й. 1917. С. 68.). Он активно занимался общественной деятельностью: был членом Епархиального и Окружного миссионерских комитетов (Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1902 г. г. Екатеринбург. Типография С.А. Словцова. 1902. Л. 6 об.), постоянным членом Шадринского уездного отделения Екатеринбургского Епархиального училищного совета, был в составе родительского комитета Шадринского реального училища (Ф. 473. Оп. 1. Д. 1699. Л. 614.). Дед Константина Дмитриевича, Александр Герасимов Крутиховский – «священнический сын, в семинарии не обучался», прожил долгую, не простую жизнь. После посвящения в стихарь, в 1811 г. был определен в г. Шадринск: сначала пономарем к Спасо-Преображенскому Собору (1811-1815), затем дьячком к Николаевской церкви (1815-1824). После служил пономарем Вознесенской церкви Красномыльской слободы (1824-1827). В 1827 г. был переведен в Троицкую церковь с. Уксянского Шадринского уезда, где и прослужил пономарем, дьячком до выхода заштат в 1860 г. По молодости был он дважды наказан: в 1829 г. за драку с крестьянином ему было предписано «300 земных поклонов через три воскресенья» и в 1833 г. за ссору с крестьянской женой был направлен «под надзор в Далматовский мо-настырь». В период с 1842 – 1844 гг. в ряде уездов Пермской губернии, в том числе и в Шадринском, вспыхивали настоящие бунты. Об этих событиях писал В.П. Бирюков: «… причиной явились неизвестно откуда пришедшие слухи о том, что здешних крестьян хотят сделать помещичьими, «отдать под барина», насильственно внедрять культуру картофеля. … Применение воинской силы лишь на время потушило движение, которое с новой силой вспыхнуло на весну следующего 1843 г. (Ф. Р-1006. Оп. 1. Д. 8. Л. 5-8.). «Волнения разливались широкой волной. Крестьяне подступали к священникам, писарям и пр. волостному правлению, требуя от них показать «золотую строчку» - царский указ. Во многих местах указанных представителей духовной и светской власти крестьяне подвергли пыткам: обливали холодной водой и «морозили» - привязывали на веревку и продергивали подо льдом или поверх его и т.д.» (В.П. Бирюков. Природа и население Шадринского округа. Шадринск, 1927. С. 95.). В 1843 г., во время «картофельного бунта», пыткам были подвергнуты служители церквей с. Уксянского, в их числе был и дьячок Александр Герасимов Крутиховский: крестьяне-бунтовщики «морозили» их, на него было вылито около «70 бадей колодезной воды при холодной погоде. .. Были выведены из сознания, несколько времени были в беспамятстве» (Ф. 386. Оп. 1. Д. 39. Л. 8 об.). Был он женат дважды, известно имя второй жены - Евдокия Афанасьевна, с которой у них родились дети. В ведомости о церкви с. Уксянского за 1855 г. есть сведения о дьячке Александре Герасимове Крутиховском: «Грамоту имеет. Вдов. Читает и понаслышке поет довольно хорошо, нот не читает, катехизис знает порядочно. Поведения хорошего. В семействе у него дети: Димитрий обучается в среднем отделении Пермской духовной семинарии, на полном казенном содержании, 17 лет; Яков обучается в среднем отделении Далматовского уездного училища, на содержании родителя, 15 лет; Алексей обучается в низшем отделении Далматовского уездного училища на содержании родителя, 13 лет; Павлин – 7, Анфиса – 25, Клавдия – 19» (Ф. 212. Оп. 1. Д. 166. Л. 142 об.- 144.). В июне 1860 г. по прошению Александр Герасимов был «почислен заштат при сей церкви», жил в собственном доме. Все дети, в том числе, и дед Валерия Константиновича, Дмитрий Александрович Крутиховский, родились в с. Уксянском, все сыновья стали священнослужителями. Яков Александрович служил дьяконом в с. Куровском Ка-мышловского уезда, затем в с. Рождественском Соликамского уезда. Павлин Александрович – дьячком в Уткинском заводе, псаломщиком Билимбаевского за-вода (Ф. 301. Оп. 1. Д. 36. Л. 108 об.). Сын Алексий Александрович Крутиховский родился в 1843 г., с 1853 по 1859 гг. обучался в Далматовском духовном училище. В 1860 г. заменил отца и в течение 25 лет «беспорочно служил при сей церкви» псаломщиком, с 1877 г. – дьяконом, умер 24 сентября 1885 года (Ф. 386. Оп. 1. Д. 39. Л. 10.). Жена его была дочерью священника Якова Грушевского. Дмитрий Александрович, дед Валерия Константиновича, окончил курс Пермской духовной семинарии с аттестатом второго разряда. В 1858 г. был рукоположен в дьякона Николаевской церкви Быньговского завода Екатеринбургского уезда, в 1861 г. был рукоположен в священника Троицкой единоверческой церкви Ревдинского завода Екатеринбургского уезда (1861-1866), затем служил в единоверческой Успенской церкви Режевского завода Екатеринбургского уезда, с 1869 г. – в Рождество-Богородицкой церкви с. Нижнеярского Шадринского уезда. В 1873 г. ему было 37 лет, жене Надежде Константиновне – 33 г., детям: Петру – 11 лет, Надежде – 10, Константину – 6, Павлу – 3, Александру – 4 месяца (Ф. 212. Оп. 1. Д.384. Л. 93 об. -.94 об.). Позднее псаломщик Дмитрий Иванов Пузырев стал приходиться Дмитрию Александровичу сватом. Мать Валерия Константиновича Крутиховского - Юлия Алексеевна, урожденная Сельменская, также из большой династии священнослужителей Сельменских-Плотниковых. Её отец, Алексей (Алексий) Леонтьевич Сельменский служил в г. в г. Шадринске с апреля 1893 г. священником в Свято- Николаевской церкви, с 5 июля 1901 г. в Спасо-Преображенском соборе «с возведением в сан протоиерея». Кроме служения в церкви, Алексей Леонтьевич Сельменский занимал должность законоучителя во втором и третьем приходских училищах и в Градо-Шадринской соборной церковно-приходской школе, председателя Шадринского отделения Екатеринбургского Училищного Совета (1901-1906), состоял директором Шадринского тюремного комитета, назначался по Указу Екатеринбургской духовной консистории членом Шадринского уездного попечительства детских приютов (1901-1902), состоял членом Благочинного совета по 1 Благочинному округу, «проходил должность следователя по 1 Благочинному округу Шадринского уезда», состоял Благочинным 1-го округа Шадринского уезда (1894-1898), был в должности Уездного наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты по Шадринскому уезду, членом Шадринского уездного ревизионного комитета по складу Екатеринбургского епархиального свечного завода, депутатом от духовенства в Шадринской Городской думе и Шадринском уездном земском со-брании. Имел благодарности, грамоты, удостоен благословения Святейшего Синода, награжден библией, за заслуги был пожалован орденом Святой Анны 2-й степени (1904), орденом Святого Владимира 4-й степени (1907) (Ф. 212. Оп. 1. Д. 478. Л. 5 об. – 9 об.). Родился он в семье дьяка 1 октября 1842 г. в селе Щелкунском Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Окончил Пермскую духовную семинарию в 1864 г., в 1866 г. был рукоположен в священника, служил в церквах Екатеринбургского, Камышловского уездов. С марта 1882 г. служил в Святого Великомученика Георгия церкви Белоярской слободы Шадринского уезда, здесь он заменил своего тестя Алексея Григорьевича Плотникова, который был священником в этой церкви с 1841 по 1881 гг. (Ф. 212. Оп. 1. Д. 454. Л. 112 об. - 115 об.), а его двоюродный брат Евфимий Павлович Плотников служил в ней дьяконом (Ф. 212. Оп. 1. Д. 220. Л. 156 об., 157). Алексей Григорьевич Плотников служил дьяконом Спасо-Преображенского собора (декабрь 1840-март 1841) в г. Шадринске. Был уволен заштат 4 декабря 1881 г. «по слабости здоровья и преклонности лет. Имел награды за добросовестную службу» (Ф. 301. Оп. 1. Д. 36. Л. 153 об.). Когда Алексей Леонтьевич Сельменский был переведен в г. Шадринск, с ним приехали и родители жены. Алексей Леонтьевич в г. Шадринске имел свой «деревянный одноэтажный дом, построенный на собственной земле, на крепостном праве» (Ф. 212. Оп. 1. Д. 448. Л. 5 об.- 6.), где и проживала большая семья Сельменского и родители жены бывший священник Алексей Григорьевич Плотников и его жена Евдокия Ивановна. Известно, что в 1895 г. Алексею Григорьевичу Плотникову было 77 лет, Евдокии Ивановне – 70 (Ф. 212. Оп. 1. Д. 459. Л 100 об, 101 об.). Алексея Григорьевича и Евдокии Ивановны Плотниковых не стало в 1896 г., покоятся они возле церкви на Воскресенском кладбище г. Шадринска. Кроме дочери Александры, жены А.Л. Сельменского, был у них сын Дмитрий Алексиев Плотников – «запрещенный священник, состоял псаломщиком при церкви села Алмазского Красноуфимского уезда» (Ф. 212. Оп. 1. Д. 459. Л 100 об, 101 об). Жена Алексея Леонтьевича, Александра Алексеевна, урожденная Плотникова, родилась 17 мая 1847 г. У Алексея Леонтьевича и Александры Алексеевны Сельменских были дети: дочь Юлия, мама Валерия Константиновича Крутиховского, родилась она 14 мая 1868 г.; Таисия родилась 9 мая 1871 г.;, Елизавета; сыновья: Николай Алексеевич Сельменский родился 22 апреля 1969 г.– священник, окончил Казанскую духовную академию, состоял законоучителем Реального училища г. Екатеринбурга; Георгий Алексеевич Сельменский родился 13 апреля 1875 г. в с. Таушканском Камышловского уезда, с 1901 г. - псаломщик, дьякон церкви в с. Красномыльском Шадринского уезда (Ф. 212. Оп. 1. Д. 478. Л 5 об., 9 об.). Младший сын Димитрий умер 15-ти лет от скарлатины 24 января 1896 г. (Ф. 284. Оп. 1. Д. 16. Л. 162 об., 163.), могила его сохранилась, она находится возле церкви на Воскресенском кладбище. Валерий Константинович Крутиховский родился 18 октября 1895 г. по ста-рому стилю, был крещен 24 октября в Николаевской церкви г. Шадринска, о чем имеется метрическая запись № 81, где указано, что крестил его дедушка Алексий Сельменский, восприемниками были он же «священник Алексий Сельменский и дочь священника, девица Таисия Алексиева Сельменская», это значит, что, родился он в г. Шадринске, у бабушки и дедушки Сельменских, а не в селе Макаровском (Ф. 284. Оп. 1. Д. 16. Л. 34 об., 35.). Был ли он единственным ребенком в семье неизвестно, известно рождение сына Димитрия, в 1892 г. ему было 11 месяцев (Ф. 334. Оп. 1. Д. 17. Л. 68 об., 69.). Таисия Алексеевна Сельменская венчалась в Николаевской церкви г. Шадринска 2 октября 1896 г.с «назначенным на священническое место к церкви села Ницынского Ирбитского уезда» Владимиром Словцовым. Ему было – 23 года, ей – 25. Восприемниками по жениху были дьякон Богоявленской церкви Пышминского села Камышловского уезда Константин Словцов, Почетный гражданин Константин Николаев Вагин; по невесте – священник Нейво-Рудинского завода Екатеринбургского уезда Гавриил Леонтьев Сельменский и Шадринского уезда села Макаровского священник Константин Крутиховский ( Ф. 284. Оп. 1. Д. 16. Л. 155 об.-156.). Позднее Владимир Словцов служил священником в церкви в с. Воденниковском Шадринского уезд. Елизавета Алексеевна Сельменская стала женой псаломщика Николаевской церкви Никтополиона Николаева Максимова, 26 лет, ей было 24 года. Таинство происходило в Николаевской церкви г. Шадринска 12 ноября 1897 г. Вос-приемниками по жениху были: «псаломщик Пышминского села Петр Александров Болярский и дьяконский сын Иоанн Максимов Богомолов; по невесте - священник села Макаровского Константин Крутиховский, заштатный священник Димитрий Алексеев Плотников и псаломщик церкви села Красномыльского Георгий Алексеев Сельменский» (Ф. 284. Оп. 1. Д. 17. Л. 60 об., 61.). В 1911 г., согласно прошения А.Л. Сельменский был определен заштат (Ф. 301. Оп. 1. Д. 83. Л. 25, 26.). В 1914 г. протоиерею Алексею Леонтьевичу Сельменскому был 71 год, жене его Александре Алексеевне – 72 (Ф. 301. Оп. 1. Д. 75. Л. 11 об.). Дату смерти и место захоронения протоиерея А.Л. Сельменского выявить в документах не удалось. Архивные документы свидетельствуют, что в Шадринском уезде существовали священнические семьи, где не одно поколение мужчин оканчивали духовные училища, духовные семинарии и служили в церквах в округах не только Шадринского уезда, но других уездов Екатеринбургской епархии. Переезжая на новые места, священники приглашали своих родственников духовного звания. Часто, сыновья, внуки сменяли на службе своих отцов и дедов. Многие священнические семьи были родственниками между собой, так как дочерей священно-служителей чаще выдавали замуж за священнических сыновей, студентов ду-ховных училищ и семинарий, дьячков, псаломщиков и пономарей. Традиции духовенства заключать браки в своем сословии привели к созданию династий потомственных священнослужителей. В Шадринском уезде это поколения Арефьевых, Бирюковых, Успенских, Золотавиных, Задориных, Топорковых, Мутиных, Словцовы, а также Крутиховских и Сельменских. Валерий Константинович Крутиховский мог бы продолжить священнический род своих предков, но он выбрал профессию агронома и, не смотря на жизненные коллизии, посвятил ей всю свою жизнь. Главный архивист ГКУ "ГАШ" Людмила Бякова ноябрь 2015 г.

Войнов: МК Владмирско-Богородицкой церкви, с.Крутихинского,(Далматовский архив,ф. 295),1897 г. запись о браке: "31 января 1897 г. далматовский мещанин Трофим Яковлев Крутиховский, 18 лет, первым браком и деревни Юровской, крестянская дочь, Елена Дмитриева Поспелова, 21 года, первым браком. Поручители по жениху: Далматовские мещане Евграф Николаев и Филипп Матвеев Крутиховские. По невесте: крестьяне деревни Притыки Димитрий Петров и Георигий Петров Чернышевы." Интересно - по невесте поручители случайные люди? Та же МК от 14 февраля 1897 г. запись о браке: " Далматовский мещанин Филипп Матвеев Крутиховский, 18 лет, первым браком и Нижнеярского села, крестянская дочь Параскева Миронова Вагина, 24 лет, первым браком. Поручители по жениху: Далматовские мещане Евграф Николаев и Иван Николаев Крутиховские. По невесте: Крутихинского села крестьянин Афанасий Михайлов Ушаков и далматовский мещанин Трофим Яковлев Крутиховский. МК той же церкви 5 ноября 1899 г. запись о браке: "Крутихинского села солдат Авраамий Яковлев Крутиховский, 25 лет, первым браком и Крутихинского села, крестьянская дочь, Афанасия Исаева Лисьих, 17 лет, первым браком. Поручители по жениху Крутихинского села крестьянин Глеб Максимов Поспелов и Ниженярского села Даниил Семенов Лагунов. По невесте: далматовские мещане Даниил Яковлев и Филипп Матвеев Крутиховские.

поэт-родовед1: Войнов пишет: по невесте поручители случайные люди? обычно - нет. или родственники жениха или ее родственники, или соседи и "почетные" граждане.

Войнов: поэт-родовед1 пишет: или ее родственники, или соседи и "почетные" граждане. В том-то и дело, что в этом случае ... как-то неправильно,что-ли. И вообще! Что-то повадились далматовские мещане к деревенским девкам

АК-63: Войнов пишет: повадились далматовские мещане к деревенским девкам Просто они никак не могли разобраться, Далматово - это село или все-таки город (в дореволюционных источниках широко распространены оба названия)!

Войнов: АК-63 пишет: Далматово - это село или все-таки город Но в селе Крутихинском - крестьяне, а в Далматове - М-Е-ЩАНЕ. Звучит?!

поэт-родовед1: Войнов пишет: Что-то повадились далматовские мещане к деревенским девкам чем-то понравились, значит...

Войнов: поэт-родовед1 пишет: чем-то понравились, значит...

Simonov: Что-то повадились далматовские мещане к деревенским девкам Ну разошлись, может конечно и приглянулись крестьянки… Скорее же всего приведенные Крутиховские «недавние» Крутихинские и переименовались в «далматовских мещан».

medna: Наверное, эта тема более походит для раздела "Духовенство"?

Simonov: medna пишет: Наверное, эта тема более походит для раздела "Духовенство"? Если смотреть линию «Крутиховских», то да это ярко выраженное «Духовенство». «Мещане» – идут по территории Долматово, но однозначно утверждать, что это одна и та же ветвь пока не могу. А в какой раздел поместить – на усмотрение модератора, не принципиально. На мой взгляд, данное деление по разделам не совсем корректно, ибо поиск/сбор информации идет не по сословию, а предкам, а здесь уж кто кем был... Интерес такого деления есть/или будет у кого для составления «некой карты Духовенства» на Урале – истории, переплетения родов и т.д.

medna: Simonov пишет: составления «некой карты Духовенства» на Урале Интересная мысль!

Simonov: Из арх.дела ЦГИА Ф.478 Оп.3 Д.3429 Послужной список священника Градо-Ирбитского Богоявленского Собора Вениамина Крутиховского /1916/. Священник Вениамин Алексеев Крутиховский 46 лет род. В 1868 27 марта. Окончил курс в Далматовском духовном училище (1882). С 1883г. по июнь месяц 1885г. состоял певчим при Екатеринбургском Архиерейском доме Определен псаломщиком к граду Камышловскому собору и посвящен в стихарь (1885 июнь 4). Его преосвященством определен и рукоположен в сан диакона к Екатеринбургскому Екатерининскому собору с тем, чтобы исправлял иподиаконские обязанности при Архиерейском служении (1891 август 25). Утвержден штатным диаконом к тому же собору (1893 август 10). Его Преосвященством рукоположен в сан священника к Св.Троицкой церкви Билимбаевского завода (1893 август 10) . В 1902г. по 1904 состоял заведующим и законоучителем Черемшанской церковно-приходской школы. С сентября 1893г. по 1904г. состоял законоучителем Батинского земского училища и Билимбаевского мужского и женского училищ. С 21 июня 1904г. перемещен священником к Сретенской церкви села Пышминского-Экономического, Камышловского уезда и заведующим церковной школы в деревне Кашино и Председателем церковно-приходского попечительства. Согласно ходатайства прихожан Верх-Святской церкви с.Закамышловского с 1905г. 14 февраля по 30 августа 1906 назначен настоятелем сей церкви и председателем церковно-приходского попечительства, заведующим и законоучителем церковно-приходских школ Закамышловской и Обуховской (1905 февраль 14). Законоучителем 2-х классного Камышловского железно-дорожного училища (1905 август 30). 30 августа 1906г. перемещен к сему Собору назначен законоучителем женского городского училища. Состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы при детском городском приюте (1906 август 30). В силу предписания Екатеринбургской Духовной Консистории временно исполнял обязанности церковного старосты при Соборе до 20 ноября 1908г. 1910г. 20 сентября с благословения Его Преосвященства поручено вести духовно нравственные беседы в 5-й и 6-й батареях 49-го Артиллерийской бригады (Указ за №10732) Грамоты и указы имеются. За достойное прохождение пастырского служения награжден набедренником в 1904г. 8 марта. Екатеринбургским Училищным Советом выражены благодарности за успешное и умелое преподавание Закона Божьего: 1 сентября 1898г. за №927, 1 июня 1900г. за №658, 5 июня 1901г. за №820, 10 августа 1902 за №630 и 11 февраля 1904 за №112. Екатеринбургским Уездным Земским собранием 35 очередной сессией выражена благодарность за усердие в делах народного образования. В 1909 году 21 июня за достойное прохождение пастырских обязанностей награжден бархатно фиолетовой скуфьею. Имеет свидетельство на звание народного начального учителя. Его Превосходительством г.инспектором народных училищ … от 17 ноября 1912г. за №4264 выражена благодарность за труды по народному образованию. В воздание усердной службы преподано благословение Святейшего Синода с выдачей грамоты 6 мая 1913г. В воздание за отлично усердную службу церкви Божьей, по определению Святейшего Синода от 27 марта 1914г. за №2796 – 6 мая Высочайше награжден Камилавкою. В семействе у него жена Александра Георгиевна 47 лет. Дети: Борис 18 лет обучается в Ирбитской мужской гимназии, Анна 28 лет в замужестве, Нина 14 лет обучается в Ирбитской женской гимназии и Татиана 10 лет обучается в Ирбитской женской гимназии.

Simonov: К вопросу по личности Крутиховского Бориса Вениаминовича (один или два?): Ознакомившись с делами: Тематическая БД «БРЭМ» Хабаровский край (анкеты, автобиография) и ЦГИА Ф.478 Оп.3 Д.3429 (студенческое дело) делаем вывод, что их два. 1. Борис Вениаминович, родился 05.04.1888 г.Екатеринбург. 2. Борис Вениаминович, родился 05.04.1896 Билимбаевский завод. Но, что интересно оба идут по одним стопам обучения «1»/«2»: Полный курс гимназии – окончили: 1907 гимназия-?/1916 Ирбитская мужская гимназия Политехнический институт императора Петра Великого в С.Петербурге – окончил 1913/ поступил, но не окончил 1916. Владимирское военное училище – окончил 1915/поступил 1916. В 1921 «1» оказывается в Маньчжурии. Судьба «2» после февраля 1917 (Владимирское училища) пока не известна. Но кто-то из них потом оказывается в Казахстане, где до сих пор живут его потомки… И снова вопрос а кто у Борисов Вениаминовичей - отец. Если по «2» есть подтверждение, что это «Ирбитский священник» Вениамин Алексеев Крутиховский, то «1» пока ответа нет. Возможно, что Вениамин Алексеев является отцом «1», а может и другой Вениамин (но пока таковой не встречался). На 1888г. Вениамин Алексеев «приписан» псаломщиком к граду Камышловскому собору (1885-1891), а вот 1891 определен и рукоположен в сан диакона к Екатеринбургскому Екатерининскому собору.



полная версия страницы