Форум » Духовенство » Вопросы к знатокам церковной истории » Ответить

Вопросы к знатокам церковной истории

Книгиня Плаксана: Уральское церковно-историческое общество объединило под своей эгидой тех родоведов, в роду которых были священно и церковнослужители. Каждому из них пришлось собственными силами преодолевать трудности родословного поиска в среде духовенства, поэтому в вопросах истории церкви они разбираются. Задавайте здесь свои вопросы: как и где искать информацию о священниках что значат непонятные слова, термины, звания духовных лиц.

Ответов - 73, стр: 1 2 3 All

medna: Gutta пишет: дети одной матери, но от разных отцов называются единоутробные.

Perol: Енисейские Епархиальные ведомости преподносят новые загадки: 1919 г. № 5, май, стр. 24. «Оффиціальная хроника. Перемѣны по службе. Его Преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Назаріемъ, Епископомъ Енисейскимъ и Красноярскимъ, а) Опредѣлены: Слухова Анна допущена къ прохожденію обяз. псаломщика при ц. с. Долгій-Мостъ, 25 апрѣля». 1919 г. № 6, июнь, стр. 25. «Оффиціальная хроника. Перемѣны по службе. Его Преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Назаріемъ, Епископомъ Енисейскимъ и Красноярскимъ, а) Опредѣлены: Катанова Стефанида, жена священника, къ отправленію обязанностей псаломщика при ц. с. Алтатъ, Ачинскаго у., 6 мая 1919 года». Женщина – псаломщик? Никогда с подобным не встречалась. Может быть время было такое?

medna: Конечно, ведь 1919 г. - время непростых перемен в обществе.


Gutta: АК-63 пишет: Об этом здесь как-то уже заходил разговор. - Обычно двоюродные, но могут быть и троюродными... Спасибо! Жаль, конечно, что нет единого термина для обозначения данной степени родства. medna пишет: называются единоутробные. Согласна с Вашим мнением, но ведь многие считают иначе.

АК-63: Perol пишет: Женщина – псаломщик? Никогда с подобным не встречалась. По крайней мере, для периода советской власти - обычное дело. Да мне кажется, что и сейчас таких можно найти.

alex66: АК-63 пишет: По крайней мере, для периода советской власти - обычное дело. Да мне кажется, что и сейчас таких можно найти. Насколько известно и до революции такие случаи, хоть крайне редко, но бывали по неимению достойных или грамотных, или благочестивых, по просьбе прихожан и т.п. Все зависело от обстоятельств, уровня богословского образования и взглядов настоятеля, благочинного и т.д. Однако, "официальным псаломщиком то есть членом церковного причта, женщина не может быть, ибо это должность церковнослужительская, а женщины не могут быть посвящаемы в церковные степени".(архиепископ Аверкий (Таушев)). Всероссийский Церковный Собор 1917–18 г.г. допустил избрание женщин на должность церковного старосты, а затем решил и "в исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика, со всеми правами и обязанностями псаломщиков, но без включения в клир", с оговоркой "по самой крайней необходимости". Причины этого очевидны.

mavra3: АК-63 пишет: По крайней мере, для периода советской власти - обычное дело. Да мне кажется, что и сейчас таких можно найти. http://rodgersforum.borda.ru/?1-13-0-00000191-000-60-0-1491577796 В 1994 году церковное имя Сергея Головкова (сына псаломщицы Кособановского храма Головковой А.С.) - Епископ Марк, слышала вся страна. Имя это касалось светской жизни известной певицы Аллы Пугачевой. Именно он произвел церковное таинство, объявив перед Богом мужем и женой Аллу Борисовну и Филиппа Киркорова. Бракосочетание происходило в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме. (взято отсюда http://kungur.permarea.ru/upload

Далматовец: Интересно, кто же был первым священником церкви села Уксянского? В переписи крестьян Далматовского монастыря 1743 г. (ГАШ Ф.224 Оп.1 Д.2078) встретилась такая запись: л.72 Федор Жигулин сказал родиною де он Жигулин Катайского дистрикта Крутихинской слободы Уксянского села ...а в Долматов монастырь принят он же Жигулин в 733 году... а родиною отца свого Василия сказать он незнает ибо отнего в доме реченого же села Уксянского у попа Фотия Андреева остался в малых летах.. Известно, что первый Уксянский храм честь Сретения Господня был деревянный, построен в 1721 году. В 1813 г. воздвигнут и освящен каменный во имя Св. Троицы.

АК-63: 1737 г. Уксянского села Стретенской церкви. Попа в том селе нет. Поп Фотей Андреев переведен по указу архиерейскому в Капову(?) слободу попом же... (ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 683. С. 500, 721.) Возможно, стоит обратиться к Старателю на предмет данных из Первой ревизии...

Perol: У меня вот такой вопрос к знатокам. Браки были разрешены с 18 лет лицам «мужескаго пола» и с 16 лет «женскаго». Но в необходимых случаях разрешались браки, если до совершеннолетия жениху или невесте недоставало не более полугода. Такие браки заключались только по разрешению епархиального архиерея, и не иначе, как по причинам уважительным. Вот и сам вопрос, какие же причины являлись уважительными? Вопрос возник не на пустом месте. Мой дедушка женился, когда ему было 17 с половиной лет. В метрической записи о его с бабушкой венчании есть такая приписка: «Брак сей повенчан по разрешению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Никанора, Епископа Пермского и Соликамского от 30 января 1906 года за № 459м». Какие обстоятельства могли заставить дедушку жениться до наступления совершеннолетия? Какую же вескую причину он мог указать в прошении? Первый ребёнок у них с бабушкой родился через 10,5 месяцев после свадьбы. На момент женитьбы дедушка был помощником волостного писаря.

medna: Ну не беременность точно. Не те времена и нравы были.

medna: Может быть, где-то и хранятся в архивах эти дела с заявлениями...

Любовь_Л: Perol пишет: ему было 17 с половиной лет Может быть этот факт связан с назначением на другую должность

Лана К: Perol, возможно, Ваша бабушка осталась сиротой. И Ваш дедушка очень хорошо к ней относился, поэтому, чтобы не определять ее в приют, он на ней и женился. Вы ничего не пишите про возраст своей бабушки.

поэт-родовед1: Perol пишет: от 30 января 1906 года за № 459м прошение не нашли?

поэт-родовед1: Perol пишет: Какие обстоятельства могли заставить дедушку жениться до наступления совершеннолетия? может, его родители умерли...

Ola: Подскажите, пож., какой монастырь/монастыри ближайшие к заводу Арти? Думаю, что на фото (стоит) монашка

medna: Такой платок могла носить и обычная крестьянка.

Perol: Монашка с колечком на пальце? Могло такое быть?

Войнов: Ola пишет: Думаю, что на фото (стоит) монашка Это даже не платок, а шаль (обратите внимание на бахрому по краям). Обычная крестьянская одежда, я бы даже сказал, выходного дня. Именно так ходили в церковь, или... фотографироваться. Ниже моя прабабушка в такой-же шали. Бабушка. кстати, ее долго хранила... (фото "отфотошоплено"-добавил цвет )

Ola: Ого! Спасибо, знатоки! Войнов, красота получилась)))

АК-63: Ola пишет: какой монастырь/монастыри ближайшие к заводу Арти? http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/building/monastyr/59/

Елена Борисовна: Войнов пишет: моя прабабушка в такой-же шали. фото "отфотошоплено"-добавил цвет ) В нашей семье тоже долго хранили похожую шаль прабабушки, но она была коричневого цвета. Ваша - красная потому, что "цвет добавили" или натурально такой была? Ola пишет: Думаю, что на фото (стоит) монашка Судя по одежде, наверняка не монашка. Не могу считать себя большим знатоком в этом вопросе, но по многим монастырям пришлось поездить и повсюду бросалась в глаза, в первую очередь, строгость и единообразие покроя и цвета монашеской одежды. Чуть более вольности в одежде могли себе позволить лишь послушницы.

Ola: Снова к вам, знатоки! На ВГД молчание по этому вопросу. Дед моей бабушки Кузнецов Петр Михайлович, по ее воспоминаниям, жил в деревне Максютова Белебеевского уезда и был церковным старостой. Все клировые ведомости в Башкирии утрачены((. В Уфимских епархиальных ведомостях печатали о назначении старост к приходам, на срок 3 года. Я отсмотрела ведомости за несколько лет и сделала выписки по церковным старостам ближайших приходов, так как в Максютово не было своей церкви. Нашла, что назначения на эту должность отражалось в Ведомостях за период до 1905 года включительно и затем с 1912 по 1916 годы включительно. Во всех этих церквях были назначены старостами другие люди. Также нашла информацию о строительстве в деревне Шаровка (недалеко от Максютова) новой церкви в 1912 году. "Указом Святейшего Правительствующего Синода от 07.08.1912 № 11707 при Михайлово-Архангельской церкви села Слак-Баша, Белебеевского уезда, открыть второй штат притча в составе священника и псаломщика, с тем, что-бы этот причт, в целях миссионерских, имел жительство в деревне Шаровке прихода с.Слак-Баша ..." Священником был назначен Павел Талицкий, который в феврале 1913 ушел на первый штат в село Слак-Баш, вместо него был назначен священник Николай Булычев, с переводом его к церкви Исидоровской села Давлетканова. Предполагаю, что мой предок Кузнецов Петр Михайлович и был церковным старостой в данной церквушке в сельце Шаровке, однако в период с 1912 по 1916 гг ничего про такое назначение в Уфимских епархиальных ведомостях не нашла(((. Подскажите, знающие люди, может ли быть церковный староста без официального назначения? или о таких церквушках не печатали? хотя я видела о назначении старосты к строящейся церкви.

АК-63: Упоминание о соответствующем факте в епархиальных ведомостях, скорее всего, просто пропустили. - Даже в биографиях священнослужителей, составленных на основе данного источника, нередко встречаются "белые пятна", что уж говорить о старостах...

Ola: Спасибо!

Мишаня: АК-63 пишет: Описанию церквей... 1901-1902 гг. есть эта информация в свободном доступе. интересует церковь села Широковского Шадринского уезда

АК-63: По с. Широковскому подобные материалы не сохранились. Из того, что есть в открытом доступе, с ходу можно назвать, пожалуй, лишь соответствующую главу из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии": http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/d1917/134946/550.htm .

medna: Коллеги! Где печатались данные о выпускниках Тобольской семинарии? Интересуют 1890-е годы.

АК-63: По идее, в Тобольских епархиальных ведомостях (они есть, например, в электронном архиве Екатеринбургской духовной семинарии).



полная версия страницы