Форум » Духовенство » Вопросы к знатокам церковной истории » Ответить

Вопросы к знатокам церковной истории

Книгиня Плаксана: Уральское церковно-историческое общество объединило под своей эгидой тех родоведов, в роду которых были священно и церковнослужители. Каждому из них пришлось собственными силами преодолевать трудности родословного поиска в среде духовенства, поэтому в вопросах истории церкви они разбираются. Задавайте здесь свои вопросы: как и где искать информацию о священниках что значат непонятные слова, термины, звания духовных лиц.

Ответов - 46, стр: 1 2 All

antr: Ucio Интересует Верхний Яр и Никольская церковь Далматово, есть отцифрованные?

Alexx72: Здравствуйте, при изучении дела о строительстве церкви в Армизонской волости Ишимского уезда, столкнулся со следующим. Прошения о строительстве было подано в июне 1790 года, а священники уже жили в деревне с весны, кроме того, уже была собрано сто с лишним рублей на строительство. Означает ли это, что получение разрешения на строительство из Синода (оно, кстати, было получено только через 6 лет) было только формальностью и все решалось на местном уровне? И второе. Что означает: "по чиноположению церковного собора июня 7 дня обложена"?

АК-63: "Обложена" значит: заложена. Насчет разрешения от Синода, честно говоря, не в курсе (вроде бы, 3-4 десятилетиями ранее этот вопрос решался на уровне епархии)...

Alexx72: Спасибо. Тоже думал, что аналогично "заложена", но уверенности не было. Относительно разрешения. Вроде в тот период (конец 18 века) новые церкви разрешалось строить только с разрешения синода. И это разрешение в деле есть. В тоже время и до получения этого разрешения все метрические записи велись как будто эта церковь уже существовала.

Perol: Просматривала Енисейские Епархиальные ведомости за 1885 год и вот что увидела: № 3 за 1885 г., стр. 24-25. «Разрѣшеніе носить черную скуфью. Священнику села Верхнеподгородняго Николаю Серебренникову дозволено Его Преосвященствомъ употреблять черную скуфью пpи исполненіи христіанскихъ требъ на открытомъ воздухѣ». И ещё: № 5 за 1885 г., стр. 43-44. «Разрѣшеніе носить черную скуфью. 12 февраля дано Архипастырское разрѣшеніе священнику села Устьянского Іоанну Mежеву носить черную скуфью при требоисправленіях на открытомъ воздухѣ». Что такое скуфья, я знаю – мой дедушка священником был. Но вот о разрешении носить черную скуфью при исполнении треб на открытом воздухе раньше не слышала …

АК-63: Я тоже с подобным раньше не сталкивался. Знаю, что наградной была фиолетовая скуфья, а черную (как я полагал) носили все... Попробуйте задать этот вопрос на Форуме ВГД (раздел: "Вероисповедания, церковная практика" http://forum.vgd.ru/232/).

Perol: Это не первоапрельский розыгрыш. При крещении мальчика восприемником записана женщина. Запись в МК Сретенской церкви Всеволодо-Вильвенского завода за 1894 г.: «О родившихся. 17/29 июля. Стефан. Родители: деревни Вильвы крестьянин Димитрий Степанов Безгодов и законная жена его Мариамна Степанова, оба православные. Восприемники: деревни Вильвы крестьянская жена Хиония Феодорова Буторина Это вот здесь: http://bit.ly/2nWzMSy И следующую запись посмотрите… Могу объяснить это только так – крестили в один день, и псаломщик при записи просто перепутал восприемников. Или нет?

Brulka: на первый взгляд восприемников видимо записали наоборот но вторая запись о незаконнорожденной без отца, которой видимо взамен "подарили" крестного отца. хотя с ними еще не такие проделки в МК случались... и "узаконить" записав в отца дедушку например...

Perol: Brulka пишет: запись о незаконнорожденной без отца А есть запись о незаконнорожденном и с отцом, и с матерью. МК Сретенской церкви Всеволодо-Вильвенского завода за 1892 г.: Родился 6, крещён 7 декабря, Николай, незаконнорожденный. Родители: Булатовского прихода деревни Кумора крестьянин Степан Иоаннов Пермяков и законная жена его Александра Иоаннова, оба православные. Есть пометка: «Сообщ. в Перм. каз. палату об усыновлении <не понятное слово>», но она мало что проясняет. Вот здесь: http://bit.ly/2ovWbHJ

Muchan: Perol пишет: Сообщ. в Перм. каз. палату об усыновлении Может обвенчались незадолго до рождения сына?

АК-63: Muchan пишет: Может обвенчались незадолго до рождения сына? Судя по всему, да (точнее, менее чем за 9 мес.).

Perol: Muchan пишет: Может обвенчались незадолго до рождения сына? Тоже так подумала сначала, даже просмотрела 2-ю часть этой МК – нет, не венчались в этой церкви в этом году. Посмотрела и по соседним приходам, тоже не нашла. А если допустить, что «обвенчались незадолго до рождения сына», и венчались не в этой церкви, где крестили, то кто при крещении за язык тянул, что недавно обвенчались? Или выписку о венчании требовалось предъявить? Какие на этот счёт правила были?

АК-63: Если невеста была не из местных, то венчание (как это было тогда принято) проходило в ее приходе. Ну а время, когда фактически была сыграна свадьба, я думаю, особым секретом ни для кого не являлось (в деревнях знали всё и про всех )! Тем более, для венчания "на стороне" необходимо было взять в церкви бумагу, подтверждающую тот факт, что вступающий в брак достиг соответствующего возраста и не состоит с невестой в близком родстве...

Perol: По венчанию-то понятно – и выписки о рождении, и оглашения, и запись в обыскной, и поручители… А вот по крещению… В нашем случае крестили в «чужом» приходе. Здесь могли и не знать, когда сыграна свадьба. Ну пусть даже и узнали. Почему запись-то «незаконнорожденный» сделали? Ну ладно, согрешили до свадьбы, но родился-то в браке, ведь «свой», всё равно же усыновили. Но ещё вариант мог быть – отец-то совсем и не «отец». Женился на беременной, жена нагуляла – сколько таких историй мы слышали. Но опять же, ОН отцом указан! Нет, наверное, первый вариант правильный – «обвенчались незадолго до рождения». Встречала записи о нагулянных при живых мужьях, какие-то даже пометки себе делала, посмотрю.

Perol: Ещё вопрос. 1879 г. Православная Христорождественская церковь села Усть-Гаревского Пермского уезда. Умирает священник этой церкви. До назначения нового требы совершают разные входящие священники, в том числе и Филатовской церкви единоверческий священник Никанор Михайлов Яхонтов. Единоверие – это одно из течений в старообрядчестве, разве допускалось, чтобы крестил, венчал и отпевал православных прихожан единоверческий священник? Что-то я растерялась Эту МК можно посмотреть на ППК – дело Ф.37.Оп.6.Д.405: http://bit.ly/2rjVHlQ Содержание этого дела: 1. 1877 г. – ф. 002 2. 1878 г. – ф. 061 3. 1879 г. – ф. 131 Файлы с единоверческим священником 0156, 0193

godro: Perol пишет: разве допускалось, чтобы крестил, венчал и отпевал православных прихожан единоверческий священник? Всё с точностью до наоборот. В единоверческих церквях служили обычные священники. Единоверием допускалось, чтобы обычные православные священники могли окормлять старообрядцев.

medna: Perol пишет: Единоверие – это одно из течений в старообрядчестве Вы не совсем правы. Хотя в Википедии написано именно так. Переход в единоверие всячески побуждала православная церковь. И она же руководила единоверческими приходами. Почитайте хотя бы Екатеринбургские епархиальные ведомости. Там православные приходы чередуются с единоверческими. И священники назначались от православной епархии. У меня есть такое в родословной Чернавиных, например. А прадед мой был старостой единоверческой церкви, но дочь его была устроена учиться в Екатеринбургское епархиальное училище.

АК-63: Священник, служивший в православной церкви, совершенно свободно мог перейти в единоверческую (если его соглашалась принять местная община) и наоборот.

Gutta: Скажите, пожалуйста, в каком году в деревне Зайково, что была основана при Ирбитской слободе, появилась первая церковь? Так, Ю.В. Коновалов в очерке «Формирование населения Ирбитской слободы в первые пятьдесят лет существования (1632-1682 гг.) пишет: «Перепись 1659 года впервые показывает распределение крестьян Ирбитской слободы по деревням <… >Зайкова над Ирбитью – 18 крестьянских дворов», указывая при этом источник - РГАДА. Ф.1111. Оп.4. Д.40. Л.185-215 об. Однако в широко известном труде "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии" (1902 год), говорится лишь: «…Храм в с. каменный, построен в 1815 г. в честь Успения Божией Матери; при храме два придела».

Людмилв: Мой вопрос: В начале 19в. в КВ разных приходов встречается запись: уволен в светскую команду. При этом его жена и дети обычно записаны при старшем сыне, служащем при церкви.

АК-63: Gutta пишет: в каком году в деревне Зайково, что была основана при Ирбитской слободе, появилась первая церковь? Согласно "Описанию церквей... 1901-1902 гг." (ГАПК, фонд-297, оп-1, дело-1172), первая деревянная церковь в Зайково появилась в 1735 г. Людмилв пишет: В начале 19в. В КВ разных приходов встречается запись: уволен в светскую команду. Иначе говоря, уволен/исключен из духовного звания, что, по-видимому, могло означать либо наказание (как вариант, избавление от "балласта"), либо просто переход на другую работу (грамотных людей в то время повсеместно не хватало, а среди духовенства их было больше, чем где-либо в иных местах, поэтому порой приходилось делиться)...

Gutta: АК-63, благодарю Вас за ответ!

Елена Борисовна: АК-63 пишет: уволен/исключен из духовного звания, что, по-видимому, могло означать либо наказание (как вариант, избавление от "балласта"), либо просто переход на другую работу Честно говоря, никогда не встречала такого варианта (т.е. уволен, как результат наказания). Если уж за серьёзные провинности, то всегда писали чётко - исключён из духовного звания. А если в силу неких обстоятельств или по собственному желанию, то "уволен для избрания другого рода жизни", т.е на "гражданке" род деятельности человека мог быть любым (как и вновь выбранное сословие).

АК-63: Скажем, вариант "уволен в светскую команду" в документах, относящихся к периоду более позднему, чем начало 19-го века, мне тоже не встречался; скорее всего, из-за того, что изменилась сама формулировка, которой сопровождалось данная мера...

Людмилв: АК-63 Если так, как Вы пишите, то почему семья не с ним?

godro: Людмилв пишет: почему семья не с ним? Семью-то зачем увольнять?

АК-63: Скажем, во второй половине 19-го века если кого-то исключали из духовного звания, то на статусе детей (по крайней мере, успевших родиться до данного события) это никак не отражалось.

Людмилв: Спасибо, согласна

Gutta: В Клировых ведомостях по Ирбитскому уезду за начало 19 века встретилась такая степень родства - сродные братья. Это двоюродные или в данную категорию можно отнести и троюродных братьев? Такое обозначение, имеющее место в некоторых источниках инета, как дети одной матери, но от разных отцов в моем случае не подходит.

АК-63: Об этом здесь как-то уже заходил разговор. - Обычно двоюродные, но могут быть и троюродными...



полная версия страницы