Форум » Духовенство » Источники по истории церквей и духовенства Урала » Ответить

Источники по истории церквей и духовенства Урала

Михаил: Фонды с источниками по истории церквей В каких фондах ГАСО, ГАПК и Тобольского архива могут находиться дела, документы по истории церквей (кроме метрических книг)? В ГАСО интересуют и фонды советского периода.

Ответов - 87 новых, стр: 1 2 3 All

гамаюн: Работал в ГАПК с фондом 542 по церквям Красноуфимского уезда.

Brulka: В ГАПКе так то на сайте есть Каталог фондов до уровня заголовков дел. Экспериментируйте с поиском. Основные фонды: консистория - 37, епарх. управление - р-1, советский надзиратель за церковью - р-1204, р-1205 + фонды отдельных благочинных и церквей. Справочник "Из истории религии в Прикамье" http://yadi.sk/d/JPyklsHO2oeUx

Михаил: гамаюн, Brulka Большое спасибо!


Natali: Михаил По истории церквей я еще бы рекомендовала обратить внимание в ГАПК на ф.297 (Исторический архив Пермской губернской ученой архивной комиссии /г. Пермь (1697 - 1920)), описи 1 и 3.

Михаил: Natali Большое спасибо за информацию.

АК-63: Данный материал первоначально был подготовлен мной для Всероссийской научно-практической конференции "Православие в судьбе Урала и России: история и современность" (2010г), на которой и был зачитан. С тех пор я постоянно вносил в него дополнения. По идее, это следовало бы сделать и сейчас, хотя бы, в связи с той огромной работой по пересъемке и сбору копий архивных документов, которая проводилась в Православном информационно-библиотечном центре Екатеринбургской митрополии. Ныне, однако, в связи с недавней сменой руководства ИБЦ, продолжение этой работы находится под большим вопросом (как и сама возможность ознакомления посетителей с уже собранными материалами), поэтому данный аспект я решил оставить за рамками своей статьи, выложив ее здесь примерно в том виде, который она имела около года назад... ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ДУХОВЕНСТВЕ СРЕДНЕГО УРАЛА. Сбор сведений о представителях уральского духовенства имеет первостепенное значение как для генеалогических исследований, так и для составления жизнеописаний новомучеников, исповедников, подвижников благочестия, а также других выдающихся представителей духовного сословия, что сегодня является важнейшей задачей церковных историков. Тема, которой посвящена данная работа, прежде уже рассматривалась в публикациях, подготовленных членами Уральского генеалогического общества. Однако все они имеют слишком общий характер, не учитывают конкретных условий нашего региона и не упоминают о некоторых важных источниках информации. Кроме того, в них отсутствует описание алгоритма поиска, следование которому могло бы кратчайшим путем привести исследователя к достижению требуемого результата. Предметом рассмотрения данной работы является, прежде всего, дореволюционное духовенство Екатеринбургской епархии (которая была образована в 1885г. из восточной части Пермской епархии и охватывала территории Верхотурского, Екатеринбургского, Ирбитского, Камышловского и Шадринского уездов). В связи с этим, надо отметить, что юго-западная часть нынешней Свердловской области (бывший Красноуфимский уезд и некоторые соседние территории) до 1917г. относилась не к Екатеринбургской, а к Пермской епархии, а северо-восточная (бывший Туринский уезд и часть Тюменского) – к Тобольской епархии… Основным потенциальным источником информации о представителях духовенства в нашей стране являются фонды государственных архивов. Однако, работа в них связана с целым рядом трудностей (о некоторых из последних будет сказано в дальнейшем), требует определенного уровня предварительной подготовки (практически идти в архив надо, уже имея на руках краткий послужной список интересующего нас человека и зная принадлежность приходов, на которых он служил, к тем или иным благочинническим округам в разные периоды времени). Не исключен и такой случай, когда работа в архивах вообще окажется безрезультатной из-за того, что соответствующие документы в свое время были полностью утрачены… В любом случае, начинать поиск надо с изучения печатных изданий, хранящихся в фондах библиотек. В отношении лиц духовного сословия наиболее ценным источником опубликованной информации являются епархиальные справочные издания (Адрес-календари и Справочные книжки). У нас они выходили: по Пермской епархии – за 1870, 1877, 1882, 1885, 1894, 1896, 1899, 1909, 1912; по Екатеринбургской – за 1886, 1887, 1890, 1900, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1909, 1915; по Тобольской – за 1884, 1895, 1897, 1901, 1903, 1908, 1913г.г. Каждый из этих справочников содержит сведения обо всех представителях духовенства данной епархии (с разбивкой по уездам, благочинническим округам и приходам) на соответствующую дату; с указанием фамилии, имени, отчества, сана, должности, образования, стажа, церковных наград. (В Справочной книжке Екатеринбургской епархии на 1915г. указан и возраст священноцерковнослужителей, приведенный, однако, по состоянию не на дату, указанную в заголовке, а на 1 января 1914г. В остальных случаях возраст может быть примерно определен по дате окончания соответствующего учебного заведения или исключения из такового; известно, что духовное училище заканчивали примерно в 14-15 лет, семинарию – в 20-22.) В Пермском епархиальном адрес-календаре на 1885г. дополнительно помещены сведения о лицах, выбывших из епархиального управления и ведомства за предшествующие 20 лет – умерших, перешедших в другие епархии, исключенных из духовного звания и т.п. (вплоть до лишившихся рассудка)… Общие сведения о содержании справочных изданий епархий Русской Православной церкви и их сегодняшнем местонахождении содержатся в монографиях А.И. Раздорского. [1] Следует, однако, отметить, что в них оказались пропущены книгохранилища, содержащие наиболее полные подборки соответствующих справочников по Среднему Уралу, – библиотека литературно-мемориального дома-музея Д.Н. Мамина-Сибиряка (г.Екатеринбург) и библиотека Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова. Отдельные выпуски по Пермской и Екатеринбургской епархиям есть также в Свердловской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского и в краеведческих библиотеках Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Некоторые из данных справочников можно скачать в Интернете, на сайте «Церковный краевед Прикамья» [2], а Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909г. доступна в Сети для прямого просмотра [3]. Помимо епархиальных справочных изданий, полные списки духовенства по Екатеринбургской и Пермской епархиям на 1896 и 1897г.г. (без указания образования, стажа и наград) содержатся также в соответствующих Адрес-календарях Пермской губернии. [4] Кроме того, список духовенства Екатеринбургской епархии на 1899г. представлен на одноименном сайте в Интернете. [5] (Прежде этот материал был опубликован в Памятной книжке Пермской епархии.) Таким образом, общее число известных списков духовенства за дореволюционный период составляет: по Тобольской епархии – 7, по Пермской – 10, по Екатеринбургской (с учетом времени вхождения ее приходов в состав Пермской епархии до 1885г.)– 18. Иными словами, наши исследователи здесь находятся в самом выгодном положении; для сравнения достаточно заметить, что, например, по Вятской епархии до революции так и не было издано ни одного полного списка духовенства! Изучение всего комплекта справочных изданий по соответствующей епархии при минимальных затратах времени дает возможность составить черновой вариант послужного списка интересующего нас лица, а также наметить его родственные связи с другими представителями духовенства (имеющими ту же фамилию и согласующиеся имена-отчества). Вообще, надо иметь в виду, что родственники обычно старались устраиваться если не на соседних приходах, то, по крайней мере, в пределах одного уезда, а в период вплоть до 1867г. место, занимавшееся священноцерковнослужителем, после его смерти или почисления за штат нередко переходило «по наследству» сыну или зятю. Из справочников по личному составу, издававшихся другими ведомствами, здесь должны быть упомянуты Памятные книжки Оренбургского учебного округа (к которому относились учебные заведения Министерства народного просвещения Пермской губернии). Они позволяют найти информацию о священниках, не служивших на приходах, а занимавшихся исключительно преподавательской деятельностью – законоучительством в гимназиях и училищах. В Свердловской областной библиотеке им. В.Г. Белинского есть такая книжка на 1910г. Другим ценным источником информации о духовенстве являются периодические издания: Пермские епархиальные ведомости (выходившие в 1867-1919г.г.), Екатеринбургские епархиальные ведомости (1886-1917г.г.; в 1917-1918г.г. взамен их выходили Известия Екатеринбургской церкви, а в 1919г. – Известия Екатеринбургской епархии) и Тобольские епархиальные ведомости (1882-1919г.г.). В официальной части эти издания содержат точные даты определения священноцерковнослужителей на те или иные места, их посвящения в сан, перевода на другие приходы, награждения теми или иными наградами и т.д., вплоть до почисления за штат и смерти. Кроме того, в епархиальных ведомостях публиковались сведения о заштатных клириках, вдовах и сиротах духовного звания, получающих пособие от епархиального попечительства, а также списки членов православных общественных организаций, в которых состояли представители духовенства (Миссионерского и Палестинского обществ, братства Симеона Верхотурского и т.д.). Здесь же ежегодно помещались списки учащихся духовных семинарий, духовных училищ, женских епархиальных училищ (с данными об их успеваемости). В неофициальном отделе епархиальных ведомостей регулярно давались статьи к юбилеям духовных лиц и некрологи, а также материалы исторического характера… Следует, однако, иметь в виду, что в периодических изданиях обычно не указывались отчества представителей духовенства, поэтому, во избежание путаницы, работе с ними обязательно должно предшествовать изучение вышеупомянутых справочников. Кроме того, у епархиальных ведомостей отсутствуют именные указатели, поэтому для поиска информации о том или ином священноцерковнослужителе может понадобиться просмотреть весь их комплект, что является весьма трудоёмкой и кропотливой работой, требующей больших затрат времени. В Екатеринбурге и области обширные подборки Пермских и Екатеринбургских епархиальных ведомостей есть в краеведческом отделе и отделе редкой книги областной библиотеки имени В.Г. Белинского, а также в Научно-краеведческих библиотеках Екатеринбурга и Нижнего Тагила и в библиотеке Екатеринбургской духовной семинарии. Каждая из этих подборок является неполной, однако все вместе они содержат почти 100% всех номеров Екатеринбургских епархиальных ведомостей и предшествовавших им до 1885г. Пермских епархиальных ведомостей. Кроме того, в отделе редкой книги областной библиотеки имени В.Г. Белинского есть неполный комплект Тобольских епархиальных ведомостей, а в Научно-краеведческой библиотеке и в библиотеке Екатеринбургской духовной семинарии – подшивка Известий Екатеринбургской церкви за 1918г. Общие сведения о периодических изданиях уральских епархий, имеющихся в наличии в российских библиотеках, представлены в соответствующем библиографическом указателе. [6] Издательством «Баско» были выпущены и поступили в продажу электронные диски с полными комплектами Екатеринбургских и Тобольских епархиальных ведомостей, однако их цена, по-видимому, должна быть признана «неподъёмной» для большинства краеведов и родоведов (при отсутствии гарантии того, что эти диски успешно откроются на Вашем компьютере)... Среди немногих печатных изданий позволяющих «заглянуть» в первую половину XIX века, надо назвать выпущенную в 1900г. (и в наше время переизданную) Справочную книгу всех, окончивших курс Пермской духовной семинарии…[7] К сожалению, это издание готовилось в спешке, порой – на основании непроверенных свидетельств, и поэтому содержит немало ошибок. К тому же, далеко не все даже среди священников имели завершенное семинарское образование, а о причетниках нечего и говорить… Ну и, наконец, при сборе сведений о лицах духовного звания надо максимально использовать материалы, уже опубликованные членами Уральского генеалогического общества. Речь идет прежде всего о священнических родах Бирюковых и Ляпустиных. Их история прослежена более чем за 300-летний период, на протяжении которого они породнились с представителями многих других фамилий уральского духовенства, упоминаемыми в соответствующих поколенных росписях. [8] Сколь бы продуктивным ни был результат занятий в библиотеках, рано или поздно наступит момент, когда надо будет переходить к фондам архивов. Ну а из архивных материалов с самого начала следует обратить особое внимание на клировые ведомости (другое название – ведомости о церквах), имеющие наибольшую информативность среди всех документов, относящихся к данной теме. В нашей стране они составлялись ежегодно, начиная с конца XVIII века, по всем православным церквам. Объем содержащихся в них сведений несколько менялся со временем. В наиболее благоприятном случае речь идет о послужном списке каждого из священноцерковнослужителей данного прихода, с указанием возраста, происхождения, даты и места рождения, образования, мест прохождения службы (с соответствующими датами), профессиональных качеств, поведения, наград и служебных взысканий, а также наличия недвижимого имущества. Весьма интересными должны быть признаны сведения о жене, детях (в том числе о взрослых, проживающих отдельно) и зятьях, а также о наличии близких родственников среди остальных служителей данного храма и (в документах начала XIX века) по епархии в целом. Находящиеся в архивах клировые ведомости могут быть сшиты как за один год по всем церквам благочиннического округа или (за более ранний период) всего уезда (в фондах духовных консисторий и благочиний; в ГАСО это ф.ф. 6, 251, 252, 698), так и за несколько лет (иногда – за несколько десятков лет) по какой-то одной церкви (в фондах соответствующих церквей). Встречающееся в родоведческой литературе утверждение о том, что в дальнейшем клировые ведомости были заменены епархиальными ведомостями, является совершенно неверным, хотя бы потому, что они имели, так сказать, разных адресатов (чиновников духовной консистории и духовенство епархии в целом соответственно). К тому же, клировые ведомости продолжали составляться в течение всего периода издания епархиальных ведомостей и некоторое время после прекращения их выхода – по крайней мере, до начала 1930-х годов… Наряду с клировыми ведомостями, при каждой церкви ежегодно (начиная с эпохи Петра I) составлялись исповедные росписи (другие названия этого документа – исповедальные ведомости, духовные росписи и т.п.). Они представляют собой посемейные списки всех прихожан данного храма (начиная с лиц духовного звания), с указанием их возраста, отношения к главе семьи, времени прохождения исповеди и причастия, либо причины пропуска таковых (например, отлучка, в связи с учебой в семинарии). Таким образом, исповедные росписи по объему информации о духовенстве существенно уступают клировым ведомостям, однако при отсутствии последних, в какой-то мере могут их заменить. Почти все сохранившиеся исповедные росписи находятся в фондах отдельных церквей; к числу немногих исключений относятся несколько их сшивок (объемом до 3 тыс. листов каждая) по Камышловскому и Екатеринбургскому уездам в целом (либо каким-то их частям), отложившихся среди документов Государственного архива Свердловской области (фонд 6/ опись 2; фонд 24/ опись 23, д.д. 6987, 7078-7082, 7168). Известны случаи (в конце XVIII века имевшие общепринятый характер), когда исповедные росписи совмещались с метрическими книгами (о которых здесь будет рассказано отдельно). Одним из важнейших генеалогических источников являются Ревизские сказки, представляющие собой материалы переписей податного населения. Первая ревизия в России была проведена в 1719г., последняя (10-я) – в 1858г. В ревизских сказках указывались: глава семьи и отношение к нему других ее членов; их имена, отчества, фамилии и возраст. В наиболее поздних из них на левой странице разворота перечислялись лица мужского пола, на правой – женского. При этом одновременно приводились данные по предыдущей и текущей ревизиям, с пояснением изменений, происшедших в составе семьи за минувший период. Среди родоведов существует мнение о том, что Ревизские сказки не могут быть использованы для сбора сведений о представителях духовенства, так как последнее не относилось к числу податных сословий. Подобные рассуждения, при всей своей кажущейся резонности, тем не менее, приводят к неверному выводу; достаточно сказать, что в Государственном архиве Пермского края имеются ревизские сказки на священноцерковнослужителей и членов их семей за 1833г. по Екатеринбургскому, Камышловскому и Ирбитскому уездам и за 1795г. по Верхотурскому округу (ГАПК, ф. 111, оп. 1, д.д. 2418, 2712, 2764 и 2981 соответственно). Наконец, главным источником генеалогической информации за дореволюционный период в целом у нас считаются Метрические книги записей о родившихся, браком сочетавшихся и умерших. 1-я часть этих книг (о родившихся) содержит записи о дате рождения и крещения; имя родившегося, данные о родителях (до середины 20х г.г. XIX века – только об отце, потом – и об отце, и о матери) и о восприемниках. 2-я часть (о бракосочетавшихся) включает сведения о дате бракосочетания; данные о женихе и невесте (включая их возраст и социальное положение), а также о поручителях. (Кстати сказать, аналогичная информация встречается и в других документах, именуемых брачными обысками, однако последних, по сравнению с метрическими книгами, сохранилось гораздо меньше.) В 3-ей части (об умерших) записаны даты смерти и погребения и данные об умершем, включая его возраст и причину смерти. Кроме того, везде помещались сведения о священноцерковнослужителях, совершавших соответствующий обряд, а раз в месяц (в более ранних метриках – раз в год) давался полный перечень духовенства, служащего при храме. В целом надо отметить, что работа с метрическими книгами является довольно трудоёмкой, а объём извлекаемой из них информации сравнительно небольшим. Вместе с тем, даты основных событий в жизни человека метрические книги указывают с точностью если не абсолютной, то максимально возможной по условиям того времени (чего, к сожалению, нельзя сказать о других перечисленных документах), и, кроме того, зачастую только в них удаётся найти сведения о девичьей фамилии жены и о детях, умерших в младенческом возрасте… Метрические книги могут храниться как в государственных областных архивах (фонды духовных консисторий и отдельных церквей), так и в районных, а также при отделах ЗАГС. (Продолжение следует.)

АК-63: (Продолжение.) Перейдем к практическому рассмотрению ситуации с уральскими архивами. – К сожалению, условия для работы, сложившиеся к настоящему времени в главном региональном хранилище документов, – Государственном архиве Свердловской области, – должны быть признаны крайне неудовлетворительными. Достаточно сказать, что значительная часть дел из фонда-6 Екатеринбургской духовной консистории (включая все содержащиеся в нем клировые ведомости и другие административные документы за период до 1885г.) ныне является закрытой для исследователей, что называется, «по определению», а при заказе остальных дореволюционных документов, относящихся к «учреждениям религиозного культа», на руки выдаётся в среднем около половины от общего количества дел, указанных в заявке… Таким образом, из поля зрения исследователей волевым порядком оказался выведен уникальный по своей информативности пласт исторической документации. Сами сотрудники ГАСО объясняют это плохой сохранностью документов и необходимостью их реставрации. При этом, если из «закрытых» метрических книг в архиве можно заказывать выписки за отдельную плату (кстати сказать, чрезмерно завышенную), то получить информацию из клировых ведомостей нельзя даже на таких условиях… После того, как текст данного доклада был озвучен на Православной научно-практической конференции, прошедшей в Екатеринбурге в апреле 2010г., и фраза о необходимости открытия архивных материалов вошла в её итоговый документ, директор ГАСО А.А. Окунёв разрешил, было, заказывать дела из прежде закрытых описей. Увы, идиллия продолжалась недолго. – Спустя месяц читальный зал приостановил работу, в связи с уходом в отпуск его заведующей, а ко времени её выхода из отпуска подоспел новый директорский приказ – о повторном закрытии описей 6-го фонда, «в связи с неудовлетворительным физическим состоянием дел». Это при том, что десятки исследователей успели убедиться в явном несоответствии подобного утверждения действительности! Как бы там ни было, одним из путей преодоления сложившейся ситуации является следование евангельскому принципу: «если вас гонят в одном городе, бегите в другой». Речь идёт о максимально возможном использовании фондов других областных архивов, в первую очередь – Государственного архива Пермского края, по которому имеются, с одной стороны, электронный каталог в Интернете («Архивный фонд через WEB») [9]; с другой – справочник «Из истории религии в Прикамье», представляющий собой обзор отдельных документов из дел, содержащихся в фондах религиозных учреждений и организаций [10]. К сожалению, административные документы Пермской духовной консистории сохранились очень плохо, а почти все дела, которые имели отношение к Екатеринбургской епархии по территориальному принципу, еще в 1885г. были переданы в Екатеринбург. Осталось несколько дел с клировыми ведомостями по церквам Екатеринбургского уезда за 1856-1874г.г. (в фондах 408, 605, 636) и единоверческого благочиния Шадринского уезда за 1870г. (ф. 37/оп. 4); с различными документами по Верхотурскому Николаевскому и Екатеринбургскому Ново-Тихвинскому монастырям за 1861-1885г.г. (ф. 198). Есть также незначительное количество метрических книг по церквам Верхотурского, Екатеринбургского, Ирбитского, Камышловского и Шадринского уездов (в фондах 37/оп.3 и 502). Гораздо лучше представлены документы церквей и монастырей бывшего Красноуфимского уезда (приходы которого после 1885г. продолжали оставаться в ведении Пермской епархии); в ГАПК они содержатся в целом ряде фондов (ф.ф. 37/оп.3, 191, 198, 353, 363, 376, 385, 386, 436, 542, 719, Р-1/оп.1). И, наконец, о находящихся в Пермском архиве Ревизских сказках, содержащих сведения по епархиальному духовенству, выше уже говорилось. Заслуживает отдельного рассмотрения частично реализованный в настоящее время в Интернете проект «Поколения Пермского края» [11], пользуясь которым, любой человек при помощи поисковой программы может получить прямо из Сети информацию на своих родственников (или любых иных лиц), содержащуюся в метрических книгах Пермского архива. К сожалению, эта замечательная по своей сути идея в реальности оказалась испорчена потрясающе халтурным исполнением. Достаточно сказать, что многие из тех людей, на которых есть записи в соответствующих метрических книгах, поисковой программой не выявляются вообще, а если выявляются, то по ним зачастую указываются совершенно неверные данные. Поэтому пользоваться этой программой надо с крайней осторожностью, а достигнутые с ее помощью результаты расценивать лишь как некую зацепку для дальнейших исследований. При этом все содержание получаемых справок надо проверять. Лучше всего делать это, заходя непосредственно в книгу, на которую дана ссылка. Если уже известно, когда и при каком храме служил интересующий нас человек (либо прихожанином какого храма он являлся), то целесообразно постранично просмотреть все метрические книги за соответствующий период. Архивные же реквизиты последних наиболее удобно определять по сайту «Архивный фонд через WEB», пользуясь как поисковой строкой (причем по названиям и фондов, и дел), так и непосредственным просмотром описей 37-го фонда (далеко не во всех случаях в названиях дел с метриками указывается конкретно, к каким церквам они относятся)… Приятное впечатление оставляет Государственный архив в г. Шадринске, содержащий значительное количество документов по благочинническим округам, монастырям, церквам и церковно-приходским школам бывшего Шадринского уезда (а также, – в меньшем количестве, – по тем церквам бывшего Камышловского уезда, которые ныне находятся на территории Курганской области и по 4 церквам бывшего Екатеринбургского уезда). Отдельный фонд (И-206, 130 дел) посвящен благочинию 1 округа монастырей и общин, к которому относились, в частности, такие обители, как Каменский Преображенский монастырь, Колчеданский Покровский монастырь, Красносельский Введенский монастырь, Грязновская Покровская община. (Кстати сказать, документы по разным монастырям Екатеринбургской епархии отложились также в фонде 603 ГАСО.) Клировые ведомости по церквам южной части Талицкого района Свердловской области, до революции относившимся к Шадринскому уезду, также можно найти в ГАШ, среди документов соответствующих благочиннических округов. Далее, известно, что в государственных областных архивах в Челябинске и Кургане (а также, например, в районном архиве г. Далматова Курганской обл.) содержится некоторое количество метрических книг по церквам бывшей Екатеринбургской епархии, в советское время территориально отошедшим к соответствующим областям. Особого внимания заслуживает Государственный архив в г. Тобольске, один только фонд Тобольской духовной консистории в котором (И-156) содержит примерно 36400 единиц хранения за 1721-1919г.г. (против примерно 6400 дел Екатеринбургской духовной консистории в ГАСО и 3200 дел Пермской духовной консистории в ГАПК). Немалая часть этих дел относится ко второй половине XVIII века, т.е. к тому периоду, когда уральские приходы находились в ведении Тобольской епархии и, соответственно, содержит материалы об уральском духовенстве того времени. Помимо значительного количества документов, относящихся к отдельным лицам, здесь выявлены сводные списки епархиального духовенства за 1769, 1772, 1774 и 1777г.г. (опись 2, д.д. 1983, 2857; опись 3, д.д. 335, 1192 соответственно). Встречающиеся в них сведения по разным духовным правлениям и за разные годы существенно отличаются друг от друга по своей полноте. Обычно, однако, речь идет о списках священноцерковнослужителей по церквам, с указанием их возраста и наличия сыновей. Таким образом, по своей информативности эти ведомости примерно соответствуют исповедным росписям, только без сведений о лицах женского пола. (Кстати, подобного вида документы за 1737г есть и в ГАСО: ф-24, оп-1, д-683, а если прибавить к ним материалы переписи 1710г, о которой разговор впереди, то при благоприятных условиях станет возможным обеспечить «информационное перекрытие» всего XVIII века! Следует только иметь в виду, что в первой половине этого века многие представители духовенства еще не имели фамилий, а если и имели, то часто не те, которые закрепились за их потомками в дальнейшем…) Далее, в Тобольском архиве содержится большой массив информации по духовенству Туринского и Тюменского уездов: клировые ведомости за весь XIХ век и начало ХХ (ф. И-156, оп. 19), ревизские сказки 1782, 1811 и 1833гг (ф. И-154, оп. 8, 20; ф. И-156, оп. 3), метрические книги (некоторые из них – с исповедными росписями) за период с середины XVIII до середины XIХ века (ф. И-156, оп. 15), и, наконец, почти не встречающиеся в других архивах переписные листы Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897г. (ф. И-417, оп. 2). Есть свидетельства о наличии материалов уникальной по своей древности царской переписи 1666г (хранящихся, однако, не в самом архиве, а в фондах Тобольского музея-заповедника). Государственный архив Тюменской области, находящийся в самой Тюмени, не столь богат своими фондами, однако тоже содержит некоторые интересные для нас документы, как, например, материалы Туринского Николаевского монастыря (И-87), метрические книги с небольшим количеством клировых ведомостей по церквам Туринского и Тюменского уездов (И-177, И-255). Более или менее полный список дел Тобольского и Тюменского архивов в настоящее время можно найти в Интернете, на сайте Управления по делам архивов Тюменской области. [12] Сайт снабжен соответствующей поисковой программой, позволяющей находить дела, в названиях которых фигурирует, к примеру, определенный населенный пункт или определенная фамилия. С недавнего времени здесь стало возможным просматривать и сами дела в электронном варианте (правда, далеко не все и не без проблем), что открывает довольно широкие перспективы для церковных историков и генеалогов… При всем при том, до образования в 1799г. Пермской епархии, приходы, располагавшиеся к западу от Уральского хребта, относились не к Тобольской, а к Вятской и Казанской епархиям, граница между которыми неоднократно менялась (Вятская же епархия, в свою очередь, выделилась в 1657г. из Вологодской), и, соответственно, материалы по ним за этот период надо искать в Государственном архиве Кировской области (213 фондов религиозных учреждений, из которых один только фонд 237 Вятской духовной консистории содержит поистине астрономическое количество документов – более 111 000 единиц хранения за период с 1722г.) и в Национальном архиве Республики Татарстан (фонд 4 Казанской духовной консистории: около 23 000 единиц хранения за период с 1724г.). (Фонд 496 Вологодской духовной консистории в Государственном архиве Вологодской области содержит документы за период, начиная с 1654г., поэтому вероятность того, что среди них могут оказаться материалы по нашим приходам, практически выглядит минимальной…) Должны быть упомянуты и фонды Российского государственного исторического архива (в Санкт-Петербурге). Известно, что в РГИА, в частности, находятся: - Фонд 796 – Канцелярия Синода (более 366 000 дел), - Фонд 797 – Канцелярия обер-прокурора Синода (более 94 000 дел), - Фонд 799 – Хозяйственное управление при Синоде (около 35 000 дел)… С содержанием описей РГИА можно ознакомиться на сайте данного архива [13], однако, на практике работа с этими материалами в Интернете в настоящее время вызывает немалые трудности. Вообще, если судить по первому впечатлению, поиск информации в этом архиве представляет собой занятие, неблагодарное во многих отношениях… Наконец, немалое количество документов, имеющих отношение к ранней истории Православия на Урале (XVII-XVIII в.в.) содержится в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Так, известно о том, что в его фондах представлены: - Ревизские сказки первых трех ревизий – за 1719, 1743 и 1762г.г. - Материалы предшествовавших им всеобщих переписей населения - 1680, 1710, 1721г.г… (При этом обработанные списки переписи 1710г есть в Интернете: [14]). - Крестоприводные книги, т.е. списки населения, составлявшиеся при приведении его к присяге новому царю (за 1645, 1682г.г…). - Окладные книги, содержащие данные о духовенстве, находящемся на окладе, т.е. получающем содержание от казны. - Документы Тобольского архиерейского дома (фонд 1446)… Кратко перечислим также основные источники информации по советскому периоду, которыми являются: - Книги протоиерея Валерия Лавринова, содержащие биографические сведения о некоторых представителях епархиального духовенства, а также списки священнослужителей и монашествующих, репрессированных в 1918-1944г.г.. [15] - Архивные материалы за 20-е годы ХХ века, относящиеся к «обновленческим» церковным структурам (ГАПК, фонд Р-1; Государственный архив г.Ирбита, фонд Р-702 и Государственный архив г.Красноуфимска, фонд Р-73). - Архивные материалы за начало 30-х годов ХХ века, относящиеся к «сергиевским» церковным структурам (Центральный государственный архив Удмуртской республики, фонд 245, оп.5, д.д. 169-173). - Архивные материалы за 20е-30е годы по Свердловскому облисполкому, различным горисполкомам и райисполкомам, в которых встречаются данные о священнослужителях (включая составлявшиеся ими анкеты) и об имеющих отношение к духовенству лицах, лишенных избирательных прав. - Архивно-следственные дела репрессированных священнослужителей, хранящиеся в Государственном архиве административных органов Свердловской области – ГААОСО (фонд Р-1). - Материалы епархиального архива за период с конца 50х годов ХХ в. (ныне находящиеся у настоятеля храма г. Верхняя Пышма протоиерея В. Лавринова). - Сведения о репрессированном духовенстве, размещённые в Интернете; в частности, на сайте Православного Св.-Тихоновского Богословского института [16]… В завершение данной работы автор хотел бы заявить о том, что любые поправки и дополнения к ней он примет с благодарностью. Литература. 1. Раздорский А.И. Справочные издания епархий Русской православной церкви (1861-1915): Сводный каталог и указатель содержания. / РНБ. СПб, 2002. Он же. Историко-статистические описания епархий Русской православной церкви (1848-1916): Сводный каталог и указатель содержания. / РНБ. СПб, 2007. 2. http://www.permkraeved.ru/ 3. http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/sprav/1300881/alf_p.htm. 4. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1896г. / Пермь, 1895. То же, на 1897г. / Пермь, 1897. 5. http://www.petergen.com/bovkalo/sp/ekaterinburg1899.html. 6. Периодика Урала: Библиографический указатель. Выпуск 1. Дореволюционные издания. / Свердловск, 1976. 7. Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной семинарии в память исполнившегося в 1900 году (1800 XI/XI 1900) 100-летия Пермской Духовной семинарии. / Пермь, 1900. http://zz-project.ru/bibliotechka/671-spravochnaya-kniga-vsekh-okonchivshikh-kurs-permskoj-dukhovnoj-seminarii-2-chast . 8. Чумакова Э.Е. Бирюковы: мирское и духовное. / Екб. Изд-во Ур. ун-та, 2003. Рябухо Л.В. Кто они, Ляпустины? / Сплетались времена, сплетались страны. Вып. 4. Екб, 1999. Она же. Мои рода – мое богатство. / Сплетались времена, сплетались страны. Вып. 7. Екб, 2001. 9. http://www.archive.perm.ru/catalog.php 10. Из истории религии в Прикамье. Справочник. Т.1 (ч.1-3). Т.2 (ч.1-3). / П., 2000. 11. http://www.pokolenia-permkray.ru/common-search/. 12. http://archiv.72to.ru/. 13. http://www.fgurgia.ru/start.do. 14. http://census1710.narod.ru/. 15. Протоиерей Валерий Лавринов. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. / Екб., 2001. Он же. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). / М, 2007. 16. http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db/exe/ans/nm.

АК-63: Мне давно не давала покоя информация о том, что в Государственном архиве Тюменской области есть фонд Камышловского духовного правления (И-219), какие-либо сведения о составе документов которого в Интернете отсутствовали. В конечном итоге, я попал в Тюмень в командировку и смог лично посетить ГАТО. Оказалось, что соответствующие дела в свое время были переданы оттуда в Пермь и ныне, очевидно, находятся в ГАПК (фонд 502). Строго говоря, правомерность их передачи именно в Пермь, а не в Екатеринбург вызывает большие вопросы (скорее всего, причина в том, что в названии документов фигурировала Пермская епархия или Пермская духовная консистория), зато благодаря этому обстоятельству, некоторые из содержащихся в данном фонде метрик оказались оцифрованы, выложены на сайте "Поколения Пермского края" и теперь являются общедоступными для исследователей. А в самом ГАТО документов, относящихся к церквам Пермской и Екатеринбургской епархий, в настоящее время, по-видимому, не осталось; есть только документы по некоторым церквам бывшей Тобольской епархии, ныне территориально относящимся к Свердловской области.

Lenpoint: Старообрядчество. Пермский епископ Геннадий (Григорий Васильевич Беляев), Алипий, Конон, Аркадий Узник Пермского замка // Местное время. – 2016. – № 19 (19) 25 мая. – С. 5.

medna: Встретила в Екатеринбургских епархиальных ведомостях такую фразу: назначены на должность слѣдователей по З округу Екатеринбургскаго уѣзда священники Чем занимались следователи-священники?

Brulka: Жалобами на духовенство, вели следствия на подследственных запрещённых по службе и т.д и т.п

АК-63: Иначе говоря, расследованием правонарушений со стороны духовенства.

Lenpoint: Интернет-проект «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке»: биографическая база данных духовенства, материалы о формах служения, электронная библиотека

Елена Борисовна: Lenpoint пишет: биографическая база данных духовенства Большущее спасибо за ссылку! Отрадно, что представителей моей священнической фамилии в базе совсем мало (только один), но и по нему нашла кое-что новое.

medna: И я нашла информацию по Чернавиным. Большое спасибо!

medna: Могу дать ссылки на скачивание Пермских епархиальных ведомостей 1867, 1868, 1869, 1870, 1871, 1872, 1873, 1874, 1875, 1876, 1877, 1878, 1879, 1888, 1889, 1892. Обращайтесь в личку.

Вита: Может кто-то подскажет. Где находятся клировые ведомости и исповедные росписи (ведомости) Уфимской и Казанской губерний? В Уфе таких документов нет. Возможно по Уфимской губернии не сохранились. А моет кто-то где-то встречал? А по Казанской губернии? По Татарстану?

АК-63: по Казанской губернии Фонд 4 (Казанская духовная консистория) в Национальном архиве Республики Татарстан смотреть не пробовали?

Lenpoint: Вита, Электронный каталог фондов НА РТ содержит и исповедки и клировые в разных фондах, всё зависит от временного периода и конкретной местности.

Вита: Лена! Я не нашла ни одной клировой Уфимской губернии.

medna: На сайте Государственной публичной исторической библиотеки России размещена коллекция материалов по истории храмов и монастырей http://elib.shpl.ru/ru/indexes/values/1460 Представлены копии более 120 редких и ценных изданий из фондов библиотеки Ссылка предоставлена Кириллом Белоусовым в ОК.

Далматовец: Оказывается, дело осужденного священника Крутихинской церкви Ювеналия Павлиновича Крутиховского вместе с раскулаченными односельчанами Пятуниным, Кулаковым, Ждановым находится в архиве Информационного центра УВД по Курганской области. Курган, ул. Куйбышева, 81. Когда я позвонил туда и представился как краевед, мне ответили, что это закрытое учреждение и дела выдают только родственникам при наличии подтверждающих документов. А если ты краевед или родовед предъяви удостоверение или, в крайнем случае, письмо от музея. Сейчас составляем запрос от музея, не знаем, что ответят. Может кто-то сталкивался с такой проблемой.

medna: Эти правила общие для всех дел по репрессированным.

Елена Борисовна: Enigma пишет: Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, советом. В справочной книге всех окончивших курс Пермской Духовной Семинарии, размещенной на сайте http://zz-project.ru/bibliotechka/671-spravochnaya-kniga-vsekh-okonchivshikh-kurs-permskoj-dukhovnoj-seminarii-2-chast я нашла любопытное упоминание, возможно, о своем прапрадеде (по крайней мере, имя и фамилия сходятся): 1888 г. ХLІV выпуск - Александр Федосеев, священник Майкорскаго зав., Соликамск. у. В связи с этим, очень хотелось бы узнать, во сколько лет в те годы юноши поступали учиться в Семинарию и во сколько лет заканчивали ее? Мой прапрадед родился в 1872 году. Мог ли он ее закончить в 1888 году, примерно лет в 16? По преданиям родственников, он единственный из 8 детей в семье, жившей в Пермской губернии, "закончил с отличием церковно-приходскую школу". Еще вопрос: какая-то другая церковно-приходская школа могла быть? Написала письмо в Семинарию с просьбой найти сведения о выпускнике. Но ответа, естессно, нет.... Enigma Как правило, в семинарию поступали после окончания духовного училища. В свою очередь, в духовное училище брали мальчиков 10-11 лет (хотя бывали и исключения); курс обучения в училище продолжался 4 года при условии, что ученик не оставался по каким-либо причинам на второй год. Следовательно, в семинарию он попадал лет в 14-16 (или позднее), где должен был пройти 6 классов до выпуска. Так что легко можно прикинуть, когда теоретически мог окончить курс семинарии Ваш прапрадед.

АК-63: Церковно-приходская школа и духовная семинария это совершенно разные вещи. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0

mavra3: http://www.km.ru/referats/85547D1B655B4D0E86DC5F7266036F33 Указом Петра I (1708) предписывалось всем поповым и дьяконским детям «учиться в школах греческой и латинских», не желающих обучаться в них – устранять от посвящения и определения в гражданскую службу. В 1710 г. категория лиц, подлежащих определению в греко-латинские школы, была расширена за счет детей пономарей, дьячков, сторожей и просвирников, что объяснялось, видимо, недостаточным притоком детей собственно священнических. Именным указом 1718 г. предписывалось: «Поповских детей, также и из церковников и из других чинов, кто пожелает, учить в школах заранее, чтоб были в попы годные…» ...Итак, в январе 1722 г. в Кунгурской школе обучалось 16 подростков, в то время как были признаны негодными и отпущены по домам 22. Все отпущенные были из сел и острожков Кунгурского уезда: это дети попов (9), дьяконов (3), дьячков (5), пономарей (2), церковных сторожей (2), просвирника. Некоторые подростки первого набора, ранее записанные по имени отцов, шли уже под другими фамилиями: Михаил Трофимов стал Мироновым, братья Петр и Иван Евтихеевы – Веселковыми, Григорий Герасимов (в будущем Черепанов)... Упоминаемые фамилии детей священников: Кадешников, Костромин, Евсягнеев, Трофимов, Иванов, Васильев, Казаков, Батрунов, Хлопин, Красноперов...

Елена Борисовна: Спасибо за ссылку, Ольга Васильевна. Любопытная статья. Это что ж получается - пермяки ранее вятчан начали детей из духовенства учить уму-разуму? Опередили "наших"? Непорядок ... надо будет разобраться с датами.

Мишаня: где можно посмотреть Пермские и Екатеринбургские епархиальные ведомости за 1915-1918 годы

АК-63: Последний номер Екатеринбургских епархиальных ведомостей вышел в мае 1917 г. Кроме того, с весны 1917 до конца 1918 или начала 1919 гг. выходили Известия Екатеринбургской церкви, имевшие аналогичную направленность. То и другое (в разной степени комплектности) есть в библиотеках Екатеринбурга (научно-краеведческая библиотека, Белинка, библиотека духовной семинарии), а также Москвы, С-Петербурга... Кроме того, несколько лет назад на электронных дисках был выпущен оцифрованный комплект ЕЕВ за весь период их издания, который в церковных лавках в Екатеринбурге еще есть в продаже, но стоит он недешево. Пермские епархиальные ведомости надо искать, вестимо, в Перми и опять же в Москве и Питере. (Точно знаю, что за 1915-1917 гг. они есть в библиотеке Московской духовной академии.)

Мишаня: спасибо



полная версия страницы