Форум » Духовенство » Священники Мамины » Ответить

Священники Мамины

АК-63: Мамины относятся к одной из очень немногих священнических династий, публикации по генеалогии которых выходили еще в советское время (надо ли пояснять, по какой причине?), хотя и с соответствующими оговорками того плана, что ни одного хорошего священнослужителя у нас само собой не было и быть не могло… За последние годы наши исследователи неоднократно продолжали обращаться к истории этого рода (из того, что есть в Интернете, укажу на http://www.okorneva.ru/publikatsii--konovalova-yuriya-vitalevicha/rod-maminyih-na-srednem-urale/ и http://www.okorneva.ru/publikatsii--konovalova-yuriya-vitalevicha/mamin-sibiryak-i-selo-maminskoe/), и мне даже непонятно, почему на данном форуме соответствующей темы не было до сих пор. Я решил собрать «в кучу» все сведения, которые до этого были рассредоточены по разным публикациям, при этом добавив и кое-какую дополнительную информацию. Последней, правда, могло бы быть и больше, но, как известно, значительное количество дел из ГАСО ныне закрыто для доступа, а моя попытка задействовать для решения этого вопроса руководство дома-музея Д.Н. Мамина-Сибиряка не встретила там поддержки… Поэтому остается руководствоваться принципом «чем богаты, тем и рады», да надеяться на подсказки остальных участников форума. Здесь я решил ограничиться в основном прямыми и двоюродными предками Д.Н.; тем, кто захочет заняться и всеми остальными представителями данного рода, могу пожелать успеха в этом деле…

Ответов - 260, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

АК-63: medna пишет: У него ВМН на лбу была написана Вернее, на лбу у него было написано снятие сана с исключением из духовного звания... А в отношении репрессий это в значительной степени была лотерея. Скажем, в Башкирии; Челябинской, Оренбургской областях... в 1937-1938 гг. священников (хоть действующих, хоть бывших) вырезали чуть ли не поголовно. В Свердловской обл, конечно, тоже был не сахар, но все же не до такой степени...

yury.sukharew@yandex: olav58 пишет: о В.Мамине говорилось, что за ним, похоже, не значилось ничего серьезного против Советской власти Вот отрывки из воспоминаний Белканова, участника событий 1918 г в Огневском: Поп Мамин натравил своих прихлебателей, чтобы избить новый Совет и разогнать так и сделано в 12 часов дня 24 января токаревсы во главе бандита Архипки Слепова и Егорши Козовченка, Митьки Бочегова и очень много других, ну вообще весь токаревский край, кто пешком кто на лошадях пригнали к квартире Чусовитина И.Е. он тогда жил где сейчас с/совет т.е. бывшем доме Кутьбина Максима Меркульевича бывшего ранее крупного торговца. Сломали ворота ворвались в дом и начали избивать Чусовитина И.Е. Дорогина Ивана Марковича, Слободчикова Дмитрия Максимовича, Белканова Петра Ивановича, Первушина Антона Андреевича, Чурбанова Ивана Епимаховича и Бессолицына Никанора Якимовича и сбросили в каталажку дополусмерти избитых товарищей и затворили на замок. ---------- Председателем собрания избрали меня и скоро обсудили послать 2 делегатов в г. Екатеринбург в уездный Совет за помощью что нам делать. Выбрали Чусовитину Марию Елисеевну и Дорогина Григория Осиповича и 25 января выехали в Екатеринбург. Уездный Совет постановил попа расстрелять а оставшихся контрреволюционеров поарестовывать, но некому не сказывать и недели через две выслать красногвардейский отряд, а самим помалкивать дожидаться отряд. ------------- Отряд Эхвальта порасправился в Багаряке с кулачеством и поставил Совет и приезжает в Огневу 4 февраля по старому стилю. Но поп Мамин узнал, что он приговорен к расстрелу и по прибытию отряда в Багаряк убежал за Челябинск к Дутову, отряд его не застал. ------------- Выступление чехословаков нас взбудоражило мы крепко взялись за оружие но часть винтовок была гра, нам причиталось строго учитывать местное кулачество как оно поднимало ужовые головы. Как то Алыбин, Бочегов и другие убежали к чехословакам и встретили попа Мамина – хорошого бандита. ---------------- Когда белогвардейские банды во главе попа Мамина и кулаков разгуливали в Кунакбаевой, Мансуровой, мы послали на разведку из трех человек Дьячкова Василия Васильевича Рыжкова Ивана Григорьевича и Стафеева Александра Ефимовича, которым наказали как проехать и как подойти к Кунакбаеву, а им встретился идет в разветку кулак Митька Алябыш, который им сказал, что в Кунакбаевой никого нет они поверили предателю и их словили в Кунакбаевской поскотине и увели за Мансурову привязаных за конские хвосты и там всячески издевались и уши обрезали, детотворные члены поотсекали, персты поотсекали, а потом уже пристрелили. Мы это узнали где их тела лежат собралось человек тридцать и поехали нашли и привезли схоронили на площади в братскую могилу в с. Огневском. Так из тылу белобандитов вывезли тело красных партизан не дав им изтаскаться в поле, а похоронили с почестями. --------------------------- Как мы отступили из Огневой в Багаряк немедленно послали разведку сестру Паши Филинкова Лабутину Марию Степановну. Та пришла и ночевала у матери а утром ушла к Шалаю он был ей родня. И было собрано собрание белыми и попом Маминым. Начались на собрании аресты оставшихся красногвардейцев и семей красных партизан наарестовано было около ста человек отбор имущества у семей красных партизан и других лиц. [http://ognevskoe.ru/ruiny-hrama/istoriya/rukopis-belkanova-s-e/]

yury.sukharew@yandex: olav58 пишет: Скорее В. Мамину просто повезло! Кому повезет, у того и петух снесет... Мамин был реальный враг Советам с серьезным прошлым (и не как священник, а как организатор антибольшевистских мятежей, приговоренный к расстрелу еще в 1918 г), поэтому он и "гасился" соответственно. Ларины-Бухарины тоже умные были, но не считали нужным "гаситься" (врагами власти себя не считали)... и погорели.


АК-63: Все-таки, к воспоминаниям подобного рода надо относиться с осторожностью...

yury.sukharew@yandex: АК-63 пишет: Все-таки, к воспоминаниям подобного рода надо относиться с осторожностью... Правильно, надо совокупность изучить. Воспоминания Чусовитиной Вы уже читали. Вот еще одно: РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРОШЛОЕ МОЕГО СЕЛА Совет начал свою активную деятельность. 18 февраля 1918 года в здании библиотеки проходило очередное заседание Совета. Рассматривался вопрос о распределении по бедняцким хозяйствам 40 лошадей, направленных из армии. Богатеи села и поп В. Мамин – ярые враги советской власти, вступили в открытую борьбу с Советами, они организовали нападение на его членов. Огромная толпа пьяных кулаков и подкулачников, вооруженных топорами, кольями, направилась к зданию библиотеки. Сломав ворота, разъяренная толпа ворвалась в помещение, хватая членов Совета, они сбрасывали их по лестнице со второго этажа и зверски избивали. Снег во дворе Совета был красным от пролитой советчиками крови. Избитых до полусмерти членов Совета закрыли в арестантское помещение волости. В момент нападения на членов Совета М.Е. Чусовитина находилась в школе. Узнав о избиении, она побежала по домам бедняков поднимать народ на защиту. Кто-то хотел ударить в набат, но канат, ведущий к большому колоколу на церкви, был перерезан монахинями, действующими вместе с попом Маминым. ------ Гражданский сход избрал делегацию в Екатеринбургский Губернский Совет, просить у него помощи для защиты советской власти в селе Огнёвском. Делегатами были избраны Дорогин Григорий Осипович и Чусовитина Мария Елисеевна. По просьбе делегации Губернский Совет направил в с. Огнёвское отряд Красной Гвардии и мятеж был подавлен. Поп Мамин и вся его свора – кулаки, члены бывшей волостной управы скрылись. В июне 1918 года с. Огнёвское было занято белогвардейцами. В село въехали вооруженные поп Мамин и его друзья. Следом за ними в село вошел отряд карателей, отрядом командовали сыновья попа Михаил и Александр Мамины. С приходом карателей в селе начались жестокие репрессии. Из братской могилы на площади, где в мае 1918 года были захоронены первые жертвы контрреволюции – 2 красных гусара и 5 молодых огнёвских парней-активистов. Каратели выбросили гробы и их останками и отвезли за село на свалку. Пьяные белобандиты с криком, бранью разъезжали по селу, стреляли, избивали всех, кто попадался на глаза. Особенно доставалось советчикам, сочувствующим советской власти и членам их семей. На второй день прихода белогвардейцев в село была арестована учительница М.Е. Чусовитина. Веревкой ей скрутили руки назад и закрепив веревку за хвост лошади, под свист нагаек, погнали её к дому белогвардейской управы. Сюда же были приведены многие другие члены Совета. Полтора месяца сидели под арестом советчики, активисты советской власти, подвергаясь оскорблениям и унижениям. 13 августа 1918 года всех арестованных жителей в количестве 16 человек отправили в город Касли, где находился главный штаб белогвардейского судилища. Там арестованных поместили в какой-то барак, где в течении нескольких дней они находились без воды и пищи. 20 августа 1918 года они все были расстреляны. Трупы расстрелянных белогвардейцы сбросили в старые шахты рудника. Почти целый год на территории сёл и деревень бывшего Багарякского района свирепствовал белый террор. Л.А. Кузнецова (Уфимцева) http://ognevskoe.ru/ruiny-hrama/istoriya/ognyovskoe-1918-1919/

АК-63: Знаете, чем мне не нравятся подобные материалы? - Неоднократно доводилось просматривать следственные дела по духовенству за 20е-30е гг. Так там все более или менее понятно (я не говорю о 1937-38 гг., это отдельная тема). Читаешь материалы: подследственный тогда-то и при таких-то обстоятельствах сказал то-то и то-то, потом сделал то-то, и это отражается в показаниях разных свидетелей. Иными словами, налицо некая конкретика, которой здесь (по крайней мере, в отношении "состава преступления" о. Василия) я почти не вижу (а там, где она все же присутствует, ее не подтверждают другие авторы воспоминаний). Все больше идут какие-то обтекаемые фразы да пропагандистские штампы... А еще очень хотелось бы понять, с чего бы это огневские "кулаки и подкулачники" (т. е., попросту говоря, крестьяне) в столь значительном количестве и так негативно восприняли мероприятия советской власти; только ли поп тому был причиной?! Неплохо было бы ознакомиться и с иной точкой зрения (условно говоря, "белогвардейской"). Впрочем, я хочу, похоже, слишком многого...

medna: АК-63 пишет: Впрочем, я хочу, похоже, слишком многого... Вот эта точка зрения точно вряд ли где-то зафиксирована. Белогвардейские показания никем не снимались.

Nikky: "Беленьким и пушистеньким", смиренно подставляющим обидчикам другую щеку, Василий Мамин, безусловно не был. Человек он как видно был неординарный, в каком-то смысле даже талантливый. При этом, судя по приведенным выше данным, с непростым, я бы даже сказал тяжелым характером (одно упоминание о том, что он на старости лет жену поколачивал так, что дети даже по разным городам родителей развезли чего стоит!). Но думаю, что "маньяком в рясе", с окровавленным топором в руках он все-таки не был. Впрочем, я согласен с АК-63 в том, что всей истины мы не узнаем: те, кто мог бы оставить "воспоминания с иной точкой зрения" - либо погибли в годы Гражданской войны, либо (как и сам Василий) - "грамотно гасились", так что никаких сведений о своем "несоветском" прошлом постарались не оставить даже потомкам.

Nikky: medna пишет: Белогвардейские показания никем не снимались. Почему же, снимались )) Почитайте, например протоколы допросов А.В.Колчака

medna: Nikky пишет: протоколы допросов А.В.Колчака Ну, это единичный случай.

Nikky: medna пишет: единичный случай Да нет, документов следственных много - если следствие имело место, конечно... Вопрос в том, что именно по Огневскому попадались пока "показания" только одной стороны...

yury.sukharew@yandex: Василий Мамин был организатором контрреволюционных выступлений в с. Огневском. Это не подлежит сомнению. Его таковым признал волисполком еще при временном правительстве. Все свидетельствуют о этой его роли и в 1918 г. Никто не говорит иного. Какие проблемы? Топорик в руках ему никто не приписывал, как бы негативно не относились к нему свидетели (это говорит об их объективности), организаторы мятежей занимаются другим. Здесь затронули мою любимую тему о кулачестве. Типа кулаки=крестьяне. Да, кулаки относились к крестьянскому сословью. И только. Вот цитата: "В 1888 г (!) Екатеринбургские епархиальные ведомости перепечатали из столичной газеты статью под названием « Борьба с кулачеством» (!!!). «Чуть ли не каждая деревня, не каждое село на Руси имеют своего кулака, своего мироеда. Многие из этих «чумазых» успели уже превратиться в крупных землевладельцев и капиталистов, но еще большее число их ждёт своей очереди, стараясь всевозможными средствами поскорее разжиться. Зато на каждого разжившегося мироеда приходится несколько совершенно разоренных крестьян, а на каждого «чумазого», превратившегося в капиталиста, насчитываются тысячи разоренных семей. Гнет этих «чумазых», захвативших в свои руки всю сельскую Русь, сделался для сельского населения невыносимым!». Как вам текст? Большевики кулаков хотя бы «чумазыми» не обзывали… Речь идёт о том, что на селе отсутствующую систему кредитования подменили кулаки, предоставляющие займы на грабительских условиях. В заключение статьи – выход из положения. «Стоит только научиться крестьянину обходиться без помощи кулака и мироеда, стоить только поставить себя в условия, при которых существование хищников в крестьянской среде сделается невозможным, и сельская жизнь на Руси приметь совсем иной вид. Это не будет та каторжная жизнь, спасаясь от которой и помещик и крестьянин, бегут в город для пополнения, в большинстве случаев, рядов городского пролетариата. Но было бы очень жаль, если русская интеллигенция проглядит начавшееся среди крестьян движение и не придет, вовремя на помощь своим знанием в деле устройства как потребительных, так и производительных обществ, товариществ и артелей». [ЕЕВ 1888 № 2 но. с. 39-43;]

Nikky: В. Мамин до революции умудрялся успешно совмещать священническую службу с бизнесом (выражаясь современным языком): кредитное товарищество, сыроваренный заводик, хлеботорговля... Не думаю, что церковное начальство это поощряло, скорее не препятствовало - ибо Мамин был человеком довольно умным и видимо соблюдал некий "баланс интересов". Хотя осечки случались - отлучки из прихода (логично предположить, что по причине как раз его коммерческих интересов), недочеты по службе (ну забыл молебен отслужить в день рождения царицы!) явно привлекали внимание недоброжелателей. Но в сложившейся системе Мамин успешно выкручивался - что для него штраф в 15 рублей, наложенный церковным судом! А вот после февраля (тем более октября) 1917 привычный уклад рушился. Полагаю поэтому и стал Василий активным противником новой власти - в первую очередь по мирским своим интересам, а не как священник. Но вот как ему с таким "послужным списком" удалось выжить (похоже, он даже под следствием не состоял в 20-е - 30-е годы, во всяком случае нет таких данных) - это действительно интересно

yury.sukharew@yandex: olav58 пишет: Мамин Александр Васильевич Родился в 1898 г., Новосибирская обл., Томский окр., Чаинский р-н, с. Подгорное; Сын ли это Василия Дмитриевича Мамина? Дело в том, что в Томской епархии служил священник Василий Михайлович Мамин около 1853 г.р. В 1899 г он служил в селе Косихинском Томской епархии 28 благочиние. В 1914 г в ТомЕп служили 4 Маминых (сам о. Василий, его сыновья Валентин (псал.) и Владимир (священн.), а также племянник Василия Иван Павлович Мамин (и.д. псал.).http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/999/ Не родственники ли они Василия Дмитриевича, господа "маминоведы"? Тогда было бы понятно, почему он в Томской спрятался.

АК-63: В отношении кулаков я вряд ли могу быть объективным - хотя бы потому, что к таковым относились мои предки по материнской линии (семьи которых жестоко пострадали и при коллективизации, и позже, в 1937-38 гг). А все почему? - Да потому что они были немцами по национальности, и трудолюбие у них было в крови... Закабаляли ли они при этом остальных крестьян? - Не факт... И кстати, неужели описанное закабаление продолжалось и в 20-е годы (когда численность кулаков у нас увеличилась в разы)?! И еще. Скажем, восстание 1921 г. в Западной Сибири тоже называли кулацким, а ведь им оказалась охвачена территория чуть ли не от китайской границы до Ледовитого океана. Откуда там вдруг взялось столько кулаков?! И что при этом делали все остальные крестьяне (которых, по идее, должно было быть подавляющее большинство) - поголовно записывались в подкулачники?...

yury.sukharew@yandex: АК-63 пишет: к таковым относились мои предки Чем дальше, тем больше будет людей, у которых предки из числа раскулаченных. Потому что у каждого 2 деда и 2 бабки, у тех еще по столько. И где-то все равно либо по прямой линии, либо по боковой проявится раскулаченный, либо репрессированный. И на этом основании все будут скорбно поджимать губы... А если поискать в родне чекистов, советских активистов, хозяйственных, военных и партийных руководителей? Найдем много больше! Но пока не модно позиционировать свой род с ними.Надо подождать.

Любовь_Л: yury.sukharew@yandex пишет: А если поискать в родне чекистов, советских активистов, хозяйственных, военных и партийных руководителей А репрессированные - это и есть люди из этих категорий.

yury.sukharew@yandex: Любовь_Л пишет: А репрессированные - это и есть люди из этих категорий. Ну не все советские активисты были репрессированы. Иначе некому бы было репрессии исполнять. И не все репрессированные - советские активисты.

АК-63: Чекистов среди моих родственников точно не было (если не считать мужа троюродной сестры, который уже в горбачевские времена служил в КГБ). Из хозяйственных руководителей с ходу могу припомнить только одного - троюродного дедушку, Б. П. Рольщикова, который был ответственным работником Наркомтяжпрома, да и того кончили в 1937-ом...

yury.sukharew@yandex: АК-63 пишет: если не считать мужа троюродной сестры, Уже теплее...

Лана К: Юрий Михайлович! Полностью разделяю Вашу позицию. Не все, те кто считал себя коммунистами были извергами и приспособленцами. Среди них было много честных и достойных людей! А вот приспособленцы, партийные и комсомольские руководители тут же перестали быть атеистами, мгновенно стали креститься (не всегда понимая зачем и для чего это делают, но появилась новая мода у руководства страны и надо было ей соответствовать). Появилась целая армия агрессивных неофитов от православия и протестантизма. Вот были они комсоргами, возглавляли парторганы, а тут смотри придумали себе новую забаву. Посмотрела бы я, кто из них посещал храмы и принимал крещение в Советское время. А теперь можно ругать все, что было до 90-х годов. Ни одни преобразования в историческом процессе не обходятся без жертв. Есть вполне те, кто заслужил, но хватает и невинных. ВОСР была не случайностью, как сейчас представляют ее либералы. Наши предки были не глупее нас. Ситуация была в 1917 г. очень тяжелая. Временное правительство оказалось еще бездарнее, чем царское и власть могла захватить иностранная агентура. "Союзничики" из Антанты слетелись, как коршуны на добычу. Лично я не хочу жить под властью англо-саксов. Они и так нашей Родине много принесли несчастий на протяжении сотен лет. И не случайно Александр Невский и его дружина остановили наступление тевтонцев-"цивилизаторов" на Русь. Этим великим деянием была сохранена русская государственность, культура и духовность! А гражданская война - это одно из самых страшных событий в истории России в ХХ веке. Насилие на войне всегда с двух сторон. И одинаково неправы обе стороны. Но огромными ошибками "белых" было то, что они притащили иностранных интервентов, позволив им захватывать нашу страну и убивать наших людей, а также отбирали обратно землю у крестьян, чтобы передать ее бывшим помещикам. И не все среди правящего в России класса были праведниками. Да, были и хорошие священники, купцы, может даже и заводчики. Но было и очень много несправедливости (многочасовой рабочий день, мало оплачиваемый труд и.д.). В советское время несправедливости тоже хватало. Но было всеобщее бесплатное образование (активная борьба с безграмотностью), бесплатная медицина, доступная для всех, многие социальные льготы. Видеть только плохое в прошлом своей Родины (но может быть не для всех Россия является Отечеством) - это тупиковый путь в никуда. Надо анализировать прошлое, разбирать ошибки и стараться не допускать их в будущем. Всегда есть нытики, а есть и оптимисты. Но вершат историю все таки оптимисты.

АК-63: Лана К пишет: целая армия агрессивных неофитов от православия Вообще-то те, кто пришли к власти в то время, к православию имели не большее отношение, чем мы с Вами - к буддийскому монашеству... вершат историю все таки оптимисты А вот здесь я с Вами соглашусь. - И в марте 1917-го, и в августе 1991-го рулить принимались именно оптимисты. Проблема в том, что третьего такого раза мы можем просто не пережить...

Nikky: yury.sukharew@yandex пишет: Сын ли это Василия Дмитриевича Мамина? Полагаю, что да - по информации потомков В.Д.Мамина (по линии его дочери Натальи), ее - Натальи - брат Александр работал агрономом на Камчатке, так что оснований сомневаться в "идентификации личности" я не вижу. Не родственники ли они Василия Дмитриевича, господа "маминоведы"? Сам задавался этим вопросом, так как обнаружив семейство священников Маминых в адрес-календарях Томской губернии, пришел к тем же выводам, что и Вы - вероятно, у Маминых там была родня, и в этом случае могло быть, что беглые родственники из Огневского обосновались у них. К сожалению, проверить это и подтвердить пока не могу. Как теперь говорится, highly likely

yury.sukharew@yandex: Nikky пишет: вероятно, у Маминых там была родн Похоже, что не близкая. В начале 20-го в старшим Маминым в ТомЕ был о. Василий Михайлович. Его отец, видимо, Михайл Яковлевич.(Список служителей церкви в с. Кожевниковского Священники: 1851–1858 Михаил Яковлевич Мамин https://старинныехрамы.рф/temples/georgiya-pobedonosca-s-kozhevnikovo-1851/). А отец Василия Дмитриевича был Дмитрий Алексеевич.

Nikky: yury.sukharew@yandex пишет: Похоже, что не близкая. Согласен. Во всяком случае никакой связи томских и известных нам уральских Маминых обнаружить не удается...

godro: Nikky пишет: никакой связи томских и известных нам уральских Маминых обнаружить не удается Мне коллега из Томска давал что-то про Маминых в XVIII в., но это в бумагах искать надо.

Nikky: godro пишет: но это в бумагах искать надо Михаил Юрьевич, поищите пожалуйста!

olav58: Согласен. Во всяком случае никакой связи томских и известных нам уральских Маминых обнаружить не удается... Недавно получил от своего родственника из Томска (кстати потомка В.Мамина): "Мой дом находится в «старом» Томске-на бывшей Магистратской улице. Изучая историю своей улицы, я натолкнулась на интересные сведения: в нескольких шагах от моего дома ранее была церковь, в которой служил брат Мамина-Сибиряка Николай . И по архивным сведениям сам Мамин-Сибиряк бывал в Томске," http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/1249/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D1%8B_%D0%9B%D1%8E%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3_(%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA) Что скажете, " маминоведы"? :))

АК-63: У Мамина-Сибиряка был брат Николай, но во-первых, он не служил в церкви, а во-вторых, умер еще в 1916 г. Так что если в Томске и проживал какой-то брат писателя, то далеко не родной...

olav58: Меня тоже удивила эта легенда, которая фигурирует на сайтах Томска! Специально просмотрел Справочные книги Томской епархии за 1900-1914: ни одного священника Мамина с именем Николай!



полная версия страницы