Форум » Консультации, курсы по генеалогии » Уроки генеалогии для школьников и студентов » Ответить

Уроки генеалогии для школьников и студентов

Циркач от генеалогии: Чаще всего, если в школе нет факультатива по генеалогии, дети узнают об этой сфере знаний в рамках школьного курса по истории. Традиционно генеалогия "вписывается" в темы по Великой Отечественной войне. Детей просят поговорить с дедушками и бабушками, собрать воспоминания военные и, заодно, вообще семейные. Я сама вышла на учителя истории в школе, где учатся мои дети, предложила свою помощь. Мне удалось провести для младших школьников уроки по генеалогии дважды - в обоих классах моих детей. В 2011 году, а потом - в 2013 году. Думаю, такая практика возможна и в будущем, и не только у меня. Если вы родовед - практик, то у вас есть все шансы рассказать о своём любимом деле школьникам. Для одного вводного занятия у каждого из нас знаний хватит. А учителя обычно идут навстречу, поскольку им эта сфера не знакома. Рекомендую подхватить мой опыт, коллеги.

Ответов - 48, стр: 1 2 All

RODGER: Сегодня, 13 мая 2016 г. в Центре национальных культур г. Каменск-Уральского я провёл встречу-презентацию "Древо моей семьи". Встреча была приурочена к Дню родоведа (12 мая) и Международному дню семьи (15 мая). Была представлена презентация "Алгоритм генеалогического поиска", звучали ответы на интересные вопросы и просто поговорили на генеалогические темы. Присутствовали учащиеся Каменск-Уральского политехнического колледжа, 11-я и 12-я группа (металлурги) - 11 человек и их преподаватели: литературы - Татьяна Владимировна КУЛАКОВА; экологии, биологии, географии - Лариса Ивановна ПЕТУХОВА; учитель истории и обществознания - Светлана Валерьевна ЗАИРОВА и руководитель Центра национальных культур Татьяна Семёновна ФОМИНА.

medna: Сергей Владимирович! Какая родословная была представлена в печатном виде?

RODGER: Нина Анатольевна! Это родословие ПЕТУХОВЫХ, одним из авторов которого является Л. И. Петухова (на последнем фото вторая слева).


medna: Понятно. Мне показалось, что маловато персон, если бы это была какая-то из Ваших родословных.

Наташонок: А меня заинтересовало, как эта родословная была распечатана Как ни всматривалась в фото, нигде не видно стыков стандартных листов, значит печать (и цветная) на цельном листе (отрезке рулона)?... Я уже заморочилась распечатывать на принтере отдельные листки и потом их склеивать скотчем... Выглядит довольно топорно. Хотя родня довольна, когда им уже готовый продукт попадает в руки

medna: Наташонок пишет: на цельном листе Это надо заказывать в типографию. Но дороговато получается.

Наташонок: Просто по моим представлениям типографские машины тоже печатают некими форматами (А3, А2 и пр.) а вот с рулона печатают газетные линии. Но там не штучные тиражи должны быть... Хотя конечно надо узнавать "на местах". Спасибо за фото, навели на мысль о распечатках

medna: Наташонок пишет: навели на мысль о распечатках У нас в Реже это делают в Режевском печатном доме. Там, где книги издаём.

sascha04: medna дороговато получается. Наташонок не штучные тиражи должны быть А в Екатеринбурге есть печатные салоны? В В Перми заказ такого "рулона" стоил 600 р. (5 лет тому)

medna: Да, цены примерно такого уровня. Это уж при большой надобности печатать будешь.

Циркач от генеалогии: Был ещё один опыт обучения генеалогии, но уже более старших ребят. В 2014 году, пока работала в Православном информационно-библиотечном центре, успела провести три лекции для студентов Екатеринбургской православной духовной семинарии. Тематика лекций была "смежной" - и по генеалогии, и по архивоведению: * Чем отличается канцелярия от архива? * Что хранит архив? Зачем хранить информацию? Что ищут в архивах? * Как ищут? Процедура входа в архив. * Что такое документ? Что такое литература? * План анализа группы документов. План анализа конкретного вида документов. * Документы (исторические источники), созданные православной церковью.

поэт-родовед1: 1 сентября 2017 г. мне посчастливилось выступать перед учениками школы № 102. Пригласила меня моя бывшая однокурсница, которая там работает учителем истории. У меня было 20 минут на рассказ, выделенных мне из классного часа в рамках рассказа о различных профессиях. Я рассказал школьникам ,с чего я начал заниматься родословной и весть "путь в профессию", показал свой первый "талмуд" (так я называю толстую папку с рукописными родословными схемами), и первый альбом с фотографиями представителей рода Румянцевых. В конце моего повествования дели задавали вопросы.

поэт-родовед1:

поэт-родовед1: Днем 7 февраля я участвовал в шк. № 102 в необычном мероприятии. Пригласила меня моя однокурсница, а ныне учитель истории этой школы Ксения Рыбина(за что ей огромное спасибо). В этой школе в рамках недели науки состоялся первый научный стенд-ап "Science slam kids". В переводе на русский - Научная битва. Научная битва трёх выступающих. подробнее http://школа102.екатеринбург.рф/news/item/859

поэт-родовед1:

поэт-родовед1:

поэт-родовед1:

поэт-родовед1:

Лана К: Хорошее мероприятие! Еще бы проводить занятия, где учить школьников составлять свои родословные, игры-квесты на исторические, краеведческие и генеалогические темы. В старших классах семинары-дискуссии.

поэт-родовед1: Лана К пишет: свои родословные, игры-квесты на исторические, краеведческие и генеалогические темы. В старших классах семинары-дискуссии. это все надо продумать и прописать и тогда идти по школам с этими разработками.

greta: Новость к теме изучения генеалогии детьми от Управления архивами за 20 марта. "Областной конкурс работ среди школьников 8-11 классов по теме «История моей семьи в истории родного края» на основе архивных документов Во II – III квартале 2018 года будет проходить областной конкурс среди школьников 8 – 11 классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области по теме «История моей семьи в истории родного края» на основе архивных документов. Место проведения: Свердловская область. Сроки проведения: апрель – сентябрь 2018 года. Прием заявок на участие в конкурсе до 1 июля 2018 года. Предварительный отбор работ школьников на конкурс областными государственными архивами и муниципальными архивами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области и направление работ на рассмотрение жюри конкурса осуществляется до 1 августа 2018 года. Работа жюри конкурса и подведение итогов конкурса до 1 октября 2018 года. Награждение победителей и призеров конкурса, размещение информации в средствах массовой информации октябрь – ноябрь 2018 года." Видимо, этот почин у нас в Березовском к 100-летию архивной службы вызвал интерес к "детской генеалогии", в связи с чем был проведен небольшой конкурс работ. Я о нем писала на страничке Березовского отделения УИРО. С Положением можно ознакомиться в новостях на сайте ГАСО. Мне только непонятно, почему игнорировали УИРО, компетентнейшие члены которого могли бы войти в состав жюри. См. п.14. Может, конечно, кого-то и пригласят. Вот на таком бы уровне и развивать интерес. А то получается, образование с архивами отдельно, мы с образованием тоже сами по себе, как впрочем и с архивами. Нам бы всем объединиться! Книгиня Плаксана: сообщения перенесены из темы, посвященной заседаниям клуба УИРО.

поэт-родовед1: greta пишет: Областной конкурс работ среди школьников 8-11 классов по теме «История моей семьи в истории родного края» на основе архивных документов как говорится, лед тронулся, господа присяжные заседатели! Отрадно

godro: greta пишет: Нам бы всем объединиться! Ну зачем же им с нами объединяться?! Они же себе для галочки это делают, заметив, какую волну интереса МЫ подняли. Типа, они и сами с усами! А кто бы принял участие в таком конкурсе, если б мы 27 лет не занимались пропагандой и популяризацией? Но дружить с нами ИМ зазорно.

Лана К: greta пишет: Новость к теме изучения генеалогии детьми от Управления архивами за 20 марта. "Областной конкурс работ среди школьников 8-11 классов по теме «История моей семьи в истории родного края» на основе архивных документов Во II – III квартале 2018 года будет проходить областной конкурс среди школьников 8 – 11 классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области по теме «История моей семьи в истории родного края» на основе архивных документов. У меня возникли вопросы: с какого возраста разрешено школьникам самостоятельно работать в архивах? Когда они это будут делать, если все архивы работают в тоже время, когда идет учебный процесс? Что Управление архивами самостоятельно разработало хоть одно методическое пособие по составлению родословных и изучению истории родного края? Кто в Управлении архивами разбирается так глубоко в составлении родословий и истории Урала? Соответственно из кого будет состав жюри состоять и как они могут объективно оценивать работы, не имея соответствующих навыков? Я согласна, что это делается все формально, для галочки.

Evghenii: Тех же детей запросто можно привлечь родством или даже однофамильничеством с известными персонами (заранее у учительницы взять список) и представить так вскользь (типа случайно совпал с однофамильцем из детей). Со взрослыми так сработало, а с детьми и подавно должно. А тем более с вашим опытом знания происхождения чуть ли не любой семьи по фамилии это не сложно. Принцип: здесь и сейчас в маркетинге лучше работает, чем какой-то дорогой подарок кому-то, но потом. Слышал, что в Венгрии в элитную школу не принимают, если не знаешь 8 колен. Вот достойно подражания. Книгиня Плаксана: сообщение перенесено из темы "Генеалогический ликбез под эгидой СОБДиЮ".

Лана К: К большому сожалению, тема Уроки генеалогии для школьников и студентов из конструктивной дискуссии и нужных предложений была стараниями определенных персонажей направлена не в то русло. Очень жаль, что люди, имеющие минимальную подготовку по вопросам методик обучения, встревают и пытаются навязывать свое мнение. Хотелось бы услышать мнения специалистов, как в области родоведения, так и педагогов-психологов. Желательно без снобизма и истерик, которые в деятельности УИРО, УГО и ФУГ всегда отсутствовали до появления отдельных личностей.

Evghenii: В советское время как-то к классному часу поручили каждому нарисовать генеалогическое древо. У меня уже тогда оказалось самое большое (что-то вроде на 6-8 поколений, жаль безвозвратно утеряно), но ничего не получил за него, т.к. не той графы были. Мне сейчас кажется, что это была инициатива классной учительницы, самой интересовавшейся генеалогией. Так получилось, что изучал плотно метрики трех населенных пунктов и лишь в одном, где директор школы (сама из местных) дала "зеленый свет", удается заинтересовать чуть ли не все село. При наличии директивы сверху все бы, наверное, спустили на тормоза.

Книгиня Плаксана: Evghenii пишет: привлечь... однофамильничеством Мысль интересная, до сих пор не встречала. Лана К пишет: Хотелось бы услышать мнения специалистов Мнения именно специалистов (педагогов), именно по обучению, именно детей, именно генеалогии. Да и на реализацию упомянутого выше конкурса посмотрим, как это будет на деле, да ещё и под эгидой госархива.

Лана К: Оксана Владимировна! Мое личное мнение, что такой конкурс, который затеяли в Управлении архивами СО с привлечением архивных документов должен проводится между семьями. То есть должны участвовать несколько поколений семьи. Чем больше,тем лучше. Привлекать родственников близких и дальних, если это возможно. Так как видно, даже по ФУГ, что отдельные студенты, обучающиеся на исторических специальностях не имеют достаточных навыков работы с архивными документами, что уж говорить про школьников. Еще очень настораживает то, что МинОбр не привлекается, а также библиотеки и музеи(Историко-краеведчкские), в которых тоже содержится большой пласт информации. Все это наводит на мысль о непродуманности подходов к организации подобных конкурсов, которые достаточно успешно, кстати, в прежние годы проводились Дворцом молодежи и где жюри возглавляла наш метр Калистратова Эмилия Алексеевна. Только тогда будут успешными подобные мероприятия, когда все дружно и коллективно(ГАСО, МинОБР, МинКульт) будут принимать участие в подготовке и проведении подобных конкурсов.

Evghenii: Книгиня Плаксана пишет: Мысль интересная, до сих пор не встречала Объясню на собственных примерах. В школьной программе в поэме одного русского классика вскользь упомянут однофамилец, показанный с положительной стороны. Сам факт упоминания фамилии дал повод судачить о возможном родстве со мной, тем более, что и дед тоже родом из России. Младший ребенок в школе при конфликте победил авторитетом известного революционера, который вроде бы родственен нам через свою тетю. И не важно, что герой поэмы оказался носителем такой же фамилии, но из другого региона, а родство с героем революции документально не подкреплено, хотя имеет почву. Факт таких "однофамильничеств" сподвиг к поискам.

Лана К: Да, еще самое главное в таких конкурсах и в жюри, и в консультировании участников должны принимать самое большое участие специалисты родоведы-генеалоги. Также краеведы и преподаватели истории.

godro: Лана К пишет: должны принимать самое большое участие специалисты Директора ГАСО традиционно - большие специалисты, то отставные военные, то бывшие завхозы.

поэт-родовед1: godro пишет: Директора ГАСО традиционно - большие специалисты, то отставные военные, то бывшие завхозы. не только ГАСО, к сожалению...

поэт-родовед1: Лана К пишет: с какого возраста разрешено школьникам самостоятельно работать в архивах? после того, как получат паспорт

поэт-родовед1: Лана К пишет: Когда они это будут делать, если все архивы работают в тоже время, когда идет учебный процесс? если архивный материал нужен для исследовательской работы, значит- наверное, письмо директора в архив и школьника будут отпускать в архив для поисков инфы

Лана К: поэт-родовед1 пишет: если архивный материал нужен для исследовательской работы, значит- наверное, письмо директора в архив и школьника будут отпускать в архив для поисков инфы Я сегодня все уже уточнила по поводу работы в архиве школьников. Только разрешается посещение архива с взрослыми, то есть с сопровождением. С уроков никто отпускать для работы в архиве не будет. Это не уважительная причина. И самое главное: кто будет обучать подростков работе с документами. Нужны консультационные занятия, кто их будет проводить?! И времени осталось очень мало, т.к. впереди конец года, экзамены, каникулы. Такие конкурсы по времени надо проводить в осенне-зимний период. Еще мне вспомнился фестиваль родов(фамилий), который проводила Докучаева Лариса Николаевна. Он больше походил на шоу, но было там и рациональное зерно. Можно первый день заслушивать самые лучшие доклады, а второй день в форме фестиваля проводить чествования и награждения победителей и всех участников. Получилось бы законченное и интересное действо!

godro: поэт-родовед1 пишет: после того, как получат паспорт Паспорт получают в 14 лет, допуск в архив с 18 лет.

godro: поэт-родовед1 пишет: письмо директора в архив и школьника будут отпускать Директор имеет право отпустить школьника на олимпиаду, но не для исследований - исследования, как и подготовка к олимпиаде, в свободное от учебного процесса время.

поэт-родовед1: godro пишет: Паспорт получают в 14 лет, допуск в архив с 18 лет. Директор имеет право отпустить школьника на олимпиаду, но не для исследований - исследования, как и подготовка к олимпиаде, в свободное от учебного процесса время. Одна из причин неинтереса к истории семьи на мои взгляд. Правда, шоб идти школьнику в архив, надо порядок навести в семейном архиве.

Лана К: поэт-родовед1 пишет: Правда, шоб идти школьнику в архив, надо порядок навести в семейном архиве. Только кто-то и как-то должен заинтересовать ребенка, сподвигнуть его на наведение порядка, а главное научить сделать все правильно. Хорошо, если взрослые в семье понимают ценность такой работы, педагоги в школе помогут, но нужна еще планомерная работа государственных и общественных организаций. Историки-архивисты совместно с родоведами, краеведами должны работать в этом направлении. И, если УИРО и УГО проделана в этом направлении уже в целом значительная работа, то архивисты только начинают свое движение.

поэт-родовед1: Лана К пишет: краеведами должны работать в этом направлении. они копаются каждый в своей теме

Лана К: Вот интересный пример сотрудничества наставника и школьника: Немецкий школьник нашел тысячелетний клад датского короля Среди найденных сокровищ оказались серебряные монеты, жемчуг и украшения. Клад обнаружили 13-летний школьник Лука Малашниченко и его учитель Рене Шон во время исследования немецкого острова Рюген в Балтийском море. С помощью металлодетекторов они нашли блестящий предмет, но при детальном рассмотрении выяснилось, что это древняя серебряная монета. Позднее профессиональные исследователи организовали археологическую экспедицию на остров и в ходе раскопок обнаружили настоящие сокровища: серебряные монеты, жемчуг, кольца и браслеты. В общей сложности было найдено 600 предметов. Историки предполагают, что найденный клад принадлежал легендарному королю Дании и Норвегии Харальду Гормссону, более известному как Харальд I Синезубый. Кстати, Харальд считается одним из католических святых — в 965 году именно он крестил Данию. Родоведам-краеведам по мере возможностей активней бы искать пути приобщения детей и молодежи к изучению истории Урала. И создание единого консультационного пункта для школьников и студентов в интернете очень способствовало бы этому.

поэт-родовед1: Лана К, кто бы пример показал приобщения детей и молодежи к изучению истории Урала. Говорим об этом не один год! а воз и ныне там....

Лана К: Александр Владимирович не соглашусь с Вами. Примеров достаточно. Когда то, вот и мы с Юрием Витальевичем, в 2004 г. пробовали преподавать основы родоведения в Славянской школе. Алексей Геннадьевич Мосин очень много сделал и продолжает делать, работая и со школьниками и преподает свой курс по основам генеалогии студентам УРФУ. Различные конкурсы по краеведению, которые проходят по области, пособия Эмилии Алексеевны и её консультирование участников таких конкурсов, да и родоведы многие ведут просветительскую работу с членами своих семей. Вы много делаете для пропаганды родоведческих знаний. И еще можно привести примеры приобщения школьников и студентов к изучению истории Урала. Ведь когда то и на наших ежегодных конференциях учащиеся выступали с докладами. Только это пока еще не выливается в единую систему и планомерную работу. Безусловно тут необходима поддержка на государственном уровне. Хотя бы, для начала,вернули в школьное расписание региональный компонент!

godro: Лана К пишет: Примеров достаточно. Харальдов для уральских школьников маловато.

поэт-родовед1: Лана К пишет: Примеров достаточно. а системы нет. в идеале - вести в школах(хотяб в одной как пилотный проект) факультатив по генеалогии.и тихо-мирно с диким свистом учить детей генеалогии.

Лана К: godro пишет: Харальдов для уральских школьников маловато. У нас имеется много такого интересного и разнообразного, что никакой Зап.Евр. и не снилось! Не умеем правильно все это подать и "раскрутить" - это да. поэт-родовед1 пишет: в идеале - вести в школах(хотяб в одной как пилотный проект) факультатив по генеалогии.и тихо-мирно с диким свистом учить детей генеалогии. Вот и я про тоже, чтобы Мин.Обр. вернуло в российские школы региональный компонент и вот в этих рамках можно будет пробовать делать факультативы и по родоведению. Тем не менее на местах уже начинается и продолжается такая работа, практически на энтузиазме учителей и общественных организаций.

поэт-родовед1: Лана К пишет: чтобы Мин.Обр. вернуло в российские школы региональный компонент само оно сие врядли сделает. это нам надо писать письма, капать им на мозги, звонить, бит в колокола и проч. - озвучить свое предложение. желательно, шоб дошло до Путина. а то без его команды ничего делать не будут.



полная версия страницы