Форум » Историко-генеалогические, философские, междисциплинарные исследования » ЗАКОНЫ ГЕНЕАЛОГИИ: редукция предков » Ответить

ЗАКОНЫ ГЕНЕАЛОГИИ: редукция предков

RODGER: ЗАКОН УБЫВАНИЯ ПРЕДКОВ Уважаемые форумчане! Представляю вашему вниманию иллюстрацию так называемого закона убывания (редукции) предков на примере восходящего смешанного родословия (от потомка к предкам) моей бабушки Анастасии Фёдоровны Ведерниковой /1919 - 1983/(по отцу Лядовой, по отчиму Климиной), уроженки села Ачи Чистопольского уезда Казанской губернии. Файл с бОльшим разрешением можно скачать среди материалов Методического пособия по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры. Автор С. В. Кочевых.

Ответов - 9

Evghenii: У иудеев и мусульман, у которых приветствуются браки между двоюродными братьями и сестрами, это более наглядно выглядит.

Lenpoint: Это происходило сознательно или случайно? Вопрос, исходя из собственной генеалогии обычно не больше 1 случая родственного брака из 7 поколений, проживавших на одной территории, а в местности с высокой плотностью населения наблюдается редукция

RODGER: Редукция, в любом случае, существует. Закономерность проявляется и при сознательном и при случайном выборе брачных партнёров. Я думаю, так как церковь разрешала подобные браки (в данном случае между четвероюродными и пятиюродными братьями и сёстрами), они не считались родственными. О родстве могли помнить, но называли его "седьмая вода на киселе". Роднились с теми, кто близок по духу и кругу общения (соседи), а это, как правило, в деревнях были дальние родственники. Если говорить о данной схеме. Общие предки у родителей моей бабушки пока не выявлены. И это лишь потому, что Адриан и Анна были уроженцами разных деревень. Это значит, что их общих предков следует искать не в 6-7 поколении, как в случае с предками каждого из них, а чуть дальше. Глубина появления редукции тут уже зависит от расстояний. Если две эти деревни были рядом - это может быть +1/2 поколения.


yury.sukharew@yandex: RODGER пишет: Роднились с теми, кто близок по духу и кругу общения (соседи), а это, как правило, в деревнях были дальние родственники. С этим я не согласен. Это м.б. в 20 веке так. Изучал вопрос на примере д. Сухоложской середина 18 века. Только 25% браков совершалось внутри деревни. Остальные в других селах и деревнях слободы, а часто - других слобод и даже других губерний. Причем, крепкие рода и предпочитали брать невестку из-далека. Никакого духа и общения - материальные причины и прогматизм родопродолжения.

RODGER: yury.sukharew@yandex пишет: Только 25% браков совершалось внутри деревни. Остальные в других селах и деревнях слободы, а часто - других слобод и даже других губерний. С этим тоже согласен. Такая картина характерна для крупных поселений, где наблюдается высокая мобильность населения. Но, скажем, были территории, где, может быть в силу их географического положения, либо по каким-то другим причинам, круг брачных партнёров был строго очерчен. В данном примере было всего несколько деревень, расположенных рядом, население которых активно заключали браки друг с другом. И в результате, когда парень сватал девушку из соседней деревни, он всё равно брал в жёны родственницу, так как её мама или бабушка была родом из его родной деревни, ну или наоборот. Насчет соседского окружения, это больше применимо, видимо, к уже сложившимся локальным корпорациям, например, в том же XVIII в. в Невьянске часто роднились соседи, жившие рядом на Тульской улице. Жители Тульской улицы реже роднились с жителями Московской улицы. Хотя и те и другие принадлежали к старообрядцам и по имущественному положению занимали равные позиции. Тяготение "туляков" друг к другу можно объяснить корпоративными причинами. Именно там на протяжении двух веков жило большинство семей, занимавшихся иконописным промыслом.

yury.sukharew@yandex: RODGER пишет: в Невьянске часто роднились соседи, жившие рядом на Тульской улице В городах и заводах вообще планка "табу" опускалась сильно. Посмотреть хотя бы незакоконнорожденных в городах-заводах и селах. В селах незаконных в разы меньше на соизмеримое количество жителей. В селах мнение общины было одним из главных факторов. В городах- так себе. Тот же Ирбит взять с публичными домами и другим аналогичным женским промыслом. RODGER пишет: несколько деревень, расположенных рядом, население которых активно заключали браки друг с другом В приведенном примере, все-таки, Адриан и Анна это 20 век. А Александр и Прасковья - прадеды братья, это аномалия какая-то.

RODGER: yury.sukharew@yandex пишет: Александр и Прасковья - прадеды братья, это аномалия какая-то. Вы имеете ввиду тот факт, что Александр и Прасковья принадлежали к одному роду по мужской линии? Но фамилии у них были разные. Возможно, это сыграло свою роль. Должно быть, это региональная специфика. На Урале, где фамилии закрепились ещё в XVII веке такая ситуация, действительно, редкость. В Казанской губернии, как видим, встречалась. Там фамилии в метриках появляются только в 90-е годы. И представители одного рода к этому времени носят уже несколько фамилий. Та же история наблюдается у меня по мужской ветви. Тоже пересечения с собственным родом, тоже поздняя фиксация фамилий в документах. Это уже Калужская губерния.

yury.sukharew@yandex: У моих родственников также обнаружил подобное. МК Богородицкой церкви с.Птиченского 1846 г. ОГАЧО И226-1-157. 19 января д.Сажиной казенный крестьянин Стефан Николаев Кожевников 19 лет и девица Евдокия Иванова дочь с.Птиченского к/кр. Ивана Максимова Кожевникова возраст не указан, оба 1 браком.П: ж – той же деревни к/кр. Матвей Андреев Югов и с.Птиченского к/кр. Иосиф Андреев Кожевников; н - с.Птиченского к/кр. Андрей Тимофеев Кожевников. Л.440об,441 В начале 18 века их предки были братьями. В 20-м веке, еще лет 50 назад, слышал, что ученые выявили: рост жителей сельской местности меньше (меньше ростом), чем горожан. Вот этому причиной родственные браки, чаще всего - не выявленные церковью и сообществом из-за отдаленности родства, бесфамильности, да и женщины сменой фамилии все запутывают. P.S. Глобальные перемещения сельских масс России (с начала 20 века и до сего времени), российское село, конечно, ослабили крайне. Но в плане генетики человека (популяции), в этом есть положительный эффект.

yury.sukharew@yandex: Интересная статья на эту тему: ФАКТОР «СМЕШЕНИЯ» Крепостное право (прикрепление крестьян, т.е. основного населения страны к фиксированной территории, определенному месту жительства) не способствовало увеличению роста (как антропометрического признака) этого самого населения. Т.е. не происходило смешения между различными национальностями и жителями разных губерний. Все бурлило в рамках одной нации (за редким исключением переселенцев за Урал). Отмена крепостного право в 1861 года привела к массовым миграциям крестьянского населения, связанных, прежде всего, с устройством на работу в промышленные города. Соответственно, и фактор смешения населения стал более мощным. Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. (С.А. Есенин) Каким же был этот «фактор смешения»? Об этом, например, свидетельствуют данные о браках, заключенных в 1914 году в церкви Преображения Господня при Императорском Фарфоровом заводе в С.-Петербурге. Мой прадед в 1912 году уехал из родного села на заработки в столицу и устроился на работу вначале на фабрику Торнтона, а затем на фарфоровый завод. Приход храма составляли рабочие Фарфорового и Александровского (до 1862 года) заводов, а также жителей Смоленской-Ямской слободы (до 1878 года). К храму были приписаны: 1) церковь святого благоверного князя Александра Невского (построена в 1860-1861 годах) при писчебумажной фабрике братьев Варгуниных, располагавшейся на правом берегу Невы напротив Преображенской церкви; 2) церковью Сошествия Святого Духа, возведенная в 1902-1912 годах на примыкавшем к территории храма Фарфоровском кладбище. Из 73-х заключенных браков всего 10 (13.7%) приходилось на долю таких, где жених и невеста были родом ИЗ ОДНОЙ ГУБЕРНИИ И УЕЗДА. Еще в 9 случаях (26.0%) брачующиеся были родом ИЗ ОДНОЙ ГУБЕРНИИ. Средний возраст вступающих в брак: мужчин – 26.0 лет, женщин – 23.5 года. Второбрачных среди мужчин немного (9.5%), среди женщин – еще меньше (4.1%). Наибольшая разница между женихом и невестой: а) в пользу жениха – 15 лет (36 и 21) и 13 лет (33 и 20); б) в пользу невесты - 21 год (44 и 65) и 13 лет (26 и 39). Женихи были родом из 19 губерний России. Наибольшее число из Витебской (22.5%) и Тверской (12.7%) губерний. Всего же 40.8% женихов приходилось на близлежащие губернии (Новгородскую, Псковскую, С.-Петербургскую и Тверскую). Еще в одном случае женихом выступал дворянин, а еще в одном – коллежский секретарь. Невест, наоборот, было больше из Тверской (23.9%) и Новгородской (15.5%) губерний, но в целом картина была схожей. На четыре соседствующие губернии (Новгородскую, Псковскую, С.-Петербургскую и Тверскую) приходилось 57.7% всех невест. Не оказалось невест из Виленской, Ковенской, Петроковской и Тамбовской губерний, откуда женихи были. В целом, женихи и невесты представляли Центральные (Калужская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская и Ярославская) северо-западные (Новгородская, Псковская, С.-Петербургская и Тверская) и северные (Вологодская, Олонецкая) губернии Империи, а также Северо-Западный край (Виленская, Витебская, Ковенская и Могилевская), Царство Польское (Петроковская) и Прибалтику (Лифляндская). Совсем не были представлены Урал, Кавказ, Сибирь и южные губернии. Из интересных фактов: 26 мая 1914 года зафиксирован брак между 44-летним крестьянином Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда, Парьевской волости, деревни Хальнова Николаем Анатольевым Каретниковым и 65-летней (!) девицей (!) Новгородской губернии, Боровичского уезда, деревни Юхновой Стефанидой Максимовой. У обоих это был первый (!) брак .https://zen.yandex.ru/media/maxol/faktor-smesheniia-5d82666dbc251400ae4ba86c



полная версия страницы