Форум » Фамильные темы » mazut: Гостевских, Трусовы и др. » Ответить

mazut: Гостевских, Трусовы и др.

mazut: Гостевских распространились на просторах Пермской губернии (большей частью Красноуфимский уезд). В начале XIX в. вернулись в старообрядчество. А в начале 1860-х несколько братьев отправляются в Приморье, откуда, убегая от коллективизации, распространились по всему миру - Бразилия, США, Канада... Фамилия Гостевских постоянно и тесно переплетается с такими старыми уральскими фамилиями, как Трусовы, Цепиловы, Устюговы, Чебыкины, Паначевы, Поносовы. Гостевских, Паначевы, и Поносовы и сейчас широко представлены в старообрядческих общинах США и Канады. Вся имеющаяся у меня информация либо из сети, либо из личного общения. Доступа к архивам в России не имею. В семейном архиве имеется фото церковного хора дер. Поташка (не позднее) 1913 г. - буду рад отправить интересующимся, возможно на фото есть ваши близкие. Буду крайне благодарен за любую информацию о Гостевских и Трусовых из Красноуфимского уезда.

Ответов - 118, стр: 1 2 3 4 All

godro: МК Свято-Троицкого собора г. Красноуфимска 1874 г. - ГАСО. Ф.754. Оп.1. Д.28. 2(4).02.1874 родилась Агафия (незакон.). Мать: содержащагося в арестанских ротах крестьянина Красноуфимскаго уезда Поташинской волости Стефана Гостевских жена Ирина Матвеева. Восприемница: солдатская жена Дария Матвеева Матросова. 17(19).05.1874 родилась Елена. Родители: красноуфимский мещанин Петр Тимофеев Гостевской и Ирина Васильева. Восприемница: купеческая дочь девица Лидия Петрова Неволина. 3(4).08.1874 родилась Евдокия. Родители: деревни Чигвинцевой крестьянин Василий Тимофеев Гостевских и Ксения Яковлева. Восприемница: солдатская жена Пелагия Лукоянова Елохина. 13(16).08.1874 умерла деревни Чигвинцевой крестьянина Василия Тимофеева Гостевских дочь Евдокия, 1 1/2 недель, от поноса.

godro: МК Свято-Троицкого собора г. Красноуфимска 1883 г. - ГАСО. Ф.754. Оп.1. Д.69. (в деле нет листов с записями о рождении с января по середину апреля). 28(29).12.1883 родился Иван. Родители: сего города мещанин Козма Евсеев Гостевских и Епистимия Иерофеева. Восприемник: сего же города мещанин Стефан Петров Гостевских. 29(31).01.1883 умерла деревни Чигвинцевой крестьянина Василия Тимофеева Гостевских дочь Анна, 8 часов, от слабости. 8(10).05.1883 умер деревни Чигвинцевой крестьянина Феофана Тимофеева Гостевских сын Максим, 3 месяцев, от кори. 29(31).07.1883 умер деревни Чигвинцевой крестьянин Феофан Тимофеев Гостевских, 37, "от излишняго употребления вина".

godro: МК Свято-Троицкого собора г. Красноуфимска 1878 г. - ГАСО. Ф.754. Оп.1. Д.60. 4(6).06.1878 родилась Агриппина. Родители: мещанин Стефан Гаврилов Гостевских и Матрена Стефанова. Восприемница: мещанская дочь Елена Никифорова Овчинникова. 3(5).10.1878 родился Алексий. Родители: мещанин Стефан Петров Гостевских и Иульяния Яковлева. Восприемник: мещанин Александр Феодоров Серебренников.


гамаюн: Затотелось разбавить ваших мещан и купцов маленько крестьянами МК за 1839 год Введенской церкви Артинского з-да (ГАПК: ф.37, оп.3, д.169). 19 мая 1839 года бракосочетались деревни Артей крестьянин Герасим Родионов БУГУЕВ, первым браком, православнаго исповедания, 24 лет и Новозлатоустовскаго села крестьянина Стефана ГОСТЕВСКИХ дочь девица Пелагия, 20 лет. Поручители: крестьяне деревни Артей Игнатей Родионов БУГУЕВ, Иван Ипатов БАЙДОСОВ, деревни Новой Моисей Стефанов ГОСТЕВСКИХ и салдатка Евдокия Павлова ГОСТЕВСКИХ.

гамаюн: МК за 1815 год Покровской церкви Артинского з-да (ГАПК: ф.37, оп.3, д.203) 17 февраля 1815 года деревни Сажиной крестьянина Кондратья ГОСТЕВСКИХ отрок [имя не написано] понял за себя деревни Кадешниковой умершаго крестьянина Петра БУЛАТОВА дочь девицу Марию. 18 июля 1815 года деревни Артей у крестьянина Петра ЦЫПИЛОВА умерла дочь Параскева, 1 год, натуральной.

mazut: гамаюн пишет: разбавить ваших мещан и купцов маленько крестьянами Спасибо большущее! И то удивительно, что столько мещан и купцов - наверняка результат несоразмерного количества записей. Я полагаю, что подавляющее большинство все-таки были крестьянами. Здоровья и удачи в наступающем Новом Году!

гамаюн: 30 апреля(2 мая) 1876 года родилась(крещена) Ирина. Родители: сего города мещанин Стефан Гаврилов ГОСТЕВСКИХ и законная жена его Матрона Стефанова; оба православные. Восприемница: мещанская девица Параскева Васильева ПОПОВА. МК за 1876 год Свято-Троицкого Собора г. Красноуфимска (ГАСО: ф.6, оп.6, д.56).

гамаюн: 12(18) апреля 1876 года родился Феодор. Родители: деревни Криулиной крестьянин Ефим Артемьев ЦИПИЛОВ и законная жена его Христина Иванова; оба православные. Восприемник: сего Собора Псаломщик мещанин Тимофей Васильев ТРАПЕЗНИКОВ. МК за 1876 год Свято-Троицкого Собора г. Красноуфимска (ГАСО: ф.6, оп.6, д.56).

гамаюн: 20(21) мая 1876 года родилась Елена. Родители: деревни Криулиной крестьянин Александр Григорьев ЦИПИЛОВ и законная жена его Надежда Афанасьева; оба православные. Восприемница: деревни Соболевой крестьянская девица Пелагия Сергеева КОВИНА. МК за 1876 год Свято-Троицкого Собора г. Красноуфимска (ГАСО: ф.6, оп.6, д.56).

гамаюн: 1(3) июня 1876 года умерла(погребена) деревни Криулиной кр-на Александра Григорьева ЦИПИЛОВА дочь Елена, 2-х нед, от слабости. МК за 1876 год Свято-Троицкого Собора г. Красноуфимска (ГАСО: ф.6, оп.6, д.56).

гамаюн: 3(5) июля 1876 года умер(погребен) деревни Криулиной кр-на Василия Григорьева ЦИПИЛОВА сын Даниил, 7,5 мес, от поноса. МК за 1876 год Свято-Троицкого Собора г. Красноуфимска (ГАСО: ф.6, оп.6, д.56).

гамаюн: 6 февраля 1876 года родился и крещен Трифан. Родители: села Сажина крестьянин Василий Федоров ГОСТЕВСКИХ и законная его жена Хоритина Димитриева, оба православные. Восприемники: села же крестьянин Иван Артемиев ВЛАСОВ и Василия ГОСТЕВСКИХ жена Дария Данилова. МК за 1876 год Иоанно-Предтеченской церкви с. Сажинского Красноуфимского уезда (ГАСО: ф.6, оп.6, д.56).

гамаюн: 22 октября 1876 года родилась и крещена Афанасия. Родители: села Сажина крестьянин Василий Филипов ГОСТЕВСКИХ и законная его жена Дария Данилова, оба православные. Восприемница: села же кр-на Ивана Александрова НИКИФОРОВА жена Мотрена? Филипова. МК за 1876 год Иоанно-Предтеченской церкви с. Сажинского Красноуфимского уезда (ГАСО: ф.6, оп.6, д.56).

гамаюн: 26(27) июня 1876 года родилась(крещена) Ефросиния. Родители: села Сажина крестьянин Иван Алексеев НИКИФОРОВ и законная его жена Мотрона Филипова, оба православные. Восприемники: села же крестьянин Василий Филипов ГОСТЕВСКИХ и Димитрия КОЗИОНОВА дочь девица Фекла. МК за 1876 год Иоанно-Предтеченской церкви с. Сажинского Красноуфимского уезда (ГАСО: ф.6, оп.6, д.56).

гамаюн: 22 октября 1876 года родился и крещен Филип. Родители: деревни Бугалыша крестьянин Константин Тимофеев ЦЫПИЛОВ и законная его жена Параскева Елесеева, оба православные. Восприемники: родившему сын Диомид и Абрама ГОЛЕНИЩЕВА жена Калерия Елесеева. МК за 1876 год Иоанно-Предтеченской церкви с. Сажинского Красноуфимского уезда (ГАСО: ф.6, оп.6, д.56).

гамаюн: 20(21) февраля 1876 года умер(погребен) села Сажина кр-на Василия Федорова ГОСТЕВСКИХ сын Трифон, 3 нед, по слабости. МК за 1876 год Иоанно-Предтеченской церкви с. Сажинского Красноуфимского уезда (ГАСО: ф.6, оп.6, д.56).

гамаюн: 18(19) генваря 1844 года родилась(крещена) Мария. Родители: села Поташки отставной солдат Родион Тихонов ЧЕБЫКИН и законная жена его Грикерия (так в док) Прокопьева, оба православнаго вероисповедания. Восприемники: Ревдинскаго з-да Служитель Иосиф Васильев ОМЕЛЬКОВ и дочь солдату девица Олимпиада. ГАСО: ф.6, оп.1, д.297, л.171об-172, зап. №18, МК1844 Покровской церкви Поташкинского села

гамаюн: 25(27) генваря 1844 года родился(крещен) Игнатий. Родители: деревни Сухановки крестьянин Тимофей Никонов ЧЕБЫКИН и законная жена его Марфа Сергиева, оба православнаго вероисповедания. Восприемники: отец Тимофею Никон Данилов и родная тетка Александра Парфенова. ГАСО: ф.6, оп.1, д.297, л.172об-173, зап. №7, МК1844 Покровской церкви Поташкинского села

гамаюн: 26(30) апреля 1844 года родилась(крещена) Мавра. Родители: деревни Сухановки крестьянин Петр Космин ЦЕПИЛОВ и законная жена его Анна Тимофеева, оба православнаго вероисповедания. Восприемники: родная сестра Петру Девица Евдокия, без восприемника. ГАСО: ф.6, оп.1, д.297, л.186об-187, зап. №60, МК1844 Покровской церкви Поташкинского села

гамаюн: 25(26) марта 1844 года родился(крещен) Евфимий. Родители: села Поташки крестьянин Стефан Каллистратов ЧЕБЫКИН и законная жена его Екатерина Иванова, оба православнаго вероисповедания. Восприемники: крестьянин Михайло Иванов НЕВОЛИН и родная сестра Стефану Екатерина Калистратова. ГАСО: ф.6, оп.1, д.297, л.182об-183, зап. №39, МК1844 Покровской церкви Поташкинского села

гамаюн: 18(19) декабря 1844 года родилась(крещена) Анастасия. Родители: красноуфимский Мещанин Гавриил Дометиев ГОСТЕВСКИЙ и законная жена его Анастасия Петрова, оба православнаго вероисповедания. Восприемники: крестьянина Михея Тихонова СТАРЦЕВА дочь девица Ирина без восприемника. ГАСО: ф.6, оп.1, д.297, л.216об-217, зап. №164, МК1844 Покровской церкви Поташкинского села

vam1: На сайте Поколения ПК есть РС мещан гор. Красноуфимска 1834 - упоминаются и Гостевские ф111о1д2829 http://pokolenia.permkrai.ru/funds/view/76534

mazut: Пока самое раннее упоминание фамилии Гостевских обнаружено в документах Кунгурской судной (Земской) избы (Кунгурская земская изба XVIII в.) за 1705 г. (Фонд 687, Опись 1, РГАДА): 142. октября 17 дня . По челобитью Торговижского острожку крестьянина Петра Гостевских того ж острожку на крестьян Трифана и Игнатья Вяжевцовых в сожеге ими при молотьбе хлеба у него Гостевских гумна с хлебом на _ _ _ Написано листов 4. При этом в Переписной книге по Чердыни за 1707 г. (РГАДА ф.214.оп.1.д.1468) упоминается Деревня Долда на озерке на Долде а в ней..... Во дворе вдова Василиса Семеновская жена Гостевых а по скаске ее уроженец де был муж ее Семен той деревни у нея детей Василей земли за нею … И несколькими строками ниже Изба что бывал двор бобылей Федора (л.404) Акимова сына Шубина он и пасынок ево Мирон Жеребцов съехали Федор в 707-м году неведомо куды а Мирон в 706-м году на Кунгур Означает ли это, что Торговижский острожок пополнялся в том числе и переселенцами из Чердыни? И логично будет рассматривать Чердынь как потенциальное местопроисхождение Гостевских в до-Торговижский период?

mazut: Пометки в фиг. скобках - мои. Заселение берегов Томи 19 июня 2014 г. (со стр. г. Белогорска http://геоамур.рф/sources/d_28_02/district02-x=05.php) До сих пор в городе Белогорске бытует мнение, что первым поселением русских переселенцев на берегах Томи стало село Александровское, то есть, нынешний Белогорск. Но это далеко не так. В документах Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (г.Владивосток) есть материалы о том, что первым поселенцем на берегу Томи стал Рыбалкин Моисей Павлович, проникший сюда ещё в 1852 году, до заключения губернатором Восточной Сибири Муравьёвым–Амурским договора с Китаем о разграничении сфер влияния на Дальнем Востоке. Местом для своей землянки он выбрал высокий берег над длинным заливом, там, где сегодня раскинулась Васильевка. Здесь рядом со стойбищем манегров (род тунгусов) он и выкопал себе землянку. Откуда и как пришел в эти места Рыбалкин, трудно сказать уверенно. Но краеведы Амурской области считают, что пришел он из Удской волости, которая находилась на берегу Охотского моря. Там ещё в 1654 году был построен русскими первопроходцами Удский острог, который уцелел от китайского погрома в конце XVII века. В нём поселились русские крестьяне. Они пробовали пахать и сеять, но неудачно, так как климат Удского залива не позволял заниматься земледелием. Тогда они занялись торговлей с тунгусами и морским промыслом. Вот оттуда-то и мог прийти Рыбалкин. Освоившись на новом месте, он занялся торговлей с тунгусами. Через шесть лет манегры привезли к нему в 1858 году штрафного солдата Бакумова Степана Моисеевича. Они и занялись хозяйством: завели три лошади, построили избу, амбар, баню, распахали поле на высоком берегу залива и стали выращивать хлеб, который выменивали на шкурки у манегров. Шкурки соболей, белок, горностаев они продавали в Благовещенске. На вырученные деньги они покупали материал, спирт, другие товары у китайцев и русских купцов. То, что они, как русские переселенцы, не одни, они вскоре убедились. Мимо их поселения весной 1858 года проехал обоз вверх по реке Томи. Это были переселенцы – крестьяне братья Шевкуновы: Трофим, Кузьма, Иван и Дмитрий. Они выбрали своим местом поселения в 20-ти верстах выше по течению Томи рядом с небольшим круглым озером, назвав своё поселение Круглым. Так началось массовое заселение русскими крестьянами берегов Томи. В конце июля 1859 года манегры сообщили Рыбалкину, что ниже по течению реки к её берегу вышел большой обоз с переселенцами из Сибири. Вот что об этом писал в своих исследованиях Амурский краевед Г.С.Новиков-Даурский: «…переселенцы прибыли на место (с. Александровское) к началу августа 1859 года и зиму провели в землянках, вырытых на скорую руку, а немногие из них прожили зиму в Благовещенске, занимаясь там работами по найму». Новиков далее разъясняет, что переселенцы могли образовать своё сельское общество, которое наделялось землёй, и получить своё название только тогда, когда их наберётся в одном месте не менее 15 семей. Если поселенцев было меньше этого числа, то нарезания земли не производилось, поселение присоединялось к ближайшему сельскому обществу в виде выселка. Таким было распоряжение губернатора Амурской области Буссе. Вот почему вопрос о создании сельского общества был переселенцами перенесён на весну 1860 года, когда из Благовещенска вернутся остальные переселенцы. Зимовка была трудной, но переселенцы выдержали её, занимаясь охотой и рыбной ловлей. В мае 1860 года из Благовещенска пришёл обоз с остальными переселенцами. 15 мая состоялся первый сход крестьян. Первым старостой деревни был избран Могильников Фаддей Филиппович. Деревню решили назвать Александровкой в память о священномученике Александре, казнённом за православную веру в 305 году нашей эры в Константинополе. Землемер отвёл новой деревне участок земли в 7085 гектаров. Деревню решили строить вдоль берега реки Томи. Кто же был в числе первопоселенцев будущего Белогорска? Это: Баранов Пётр Ларионович, Баранов Ларион Никифорович, Михайлов Фёдор Николаевич 1-ый, Михайлов Фёдор Николаевич 2-ой, Михайлов Степан Николаевич, Михайлов Михаил Николаевич, Михайлов Никита Николаевич, Могильников Фаддей Филиппович, Могильниов Лаврентий Филиппович, Могильников Ивайло Филиппович, Могильников Максим Ивайлович, Мезенцев Евдоким Иванович, Мингилёв Николай Савельевич, Мартыновская Марфа Мефодиевна, Поздеев Ефим Васильевич, Поздеев Филипп Васильевич, Рыбин Савин Дементьевич, Чебыкин Григорий Изотович. Остальные переселенцы из второго обоза разбрелись вдоль берега Томи в поисках укромного места, чтобы никто их долго не беспокоил. Сказалась привычка прятаться от преследований в прежние годы за староверчество. Две семьи Паруновых и Федотова Николая Семёновича решили осесть рядом с заимкой Рыбалкина, но Паруновы вскоре перебрались через реку на правый берег и основали рядом с Белой горой свой выселок. Федотов же с 12 детьми остался. В начале лета 1862 года к Федотову подселились семьи Климова Е.Е., братьев - Павла и Сергея Кривошапкиных, трёх двоюродных братьев -Москвитиных Павла, Афанасия и Петра. Но всё равно 15 семей не было, чтобы образовать сельское общество. В 1863 году к ним присоединились новые переселенцы: Козлов Ф.Т., Фролов Х.Т., Фролов К.П., Усачёв П.С., Чурсин Д.А. и Чурсин В.Л. Сельское общество, наконец-то, сложилось. На первом сельском сходе 1 января 1864 года появилась новая деревня Васильевка (в честь праздника Василия Великого – Нового года). Ранее этого года, в 1860 году семья переселенца Чебыкина Ивана Кирилловича обосновалась на высоком, заросшем лесом берегу реки под названием Зелёный Яр (ныне Павловка). В 1862 году в Зелёный Яр прибыло 8 семей переселенцев: Иванов И.К., Иванов Л.И., Иванов К.И., Серкин В.П., Серкин П.А., Серкин Ф.П., Серкин К.А. и Серкин И.Г. Три семьи отделились от них и ушли на берег реки, основав селение Заливное. Шесть семей подселилось к братьям Шевкуновым в деревню Круглую. Ещё 6 семей прошли мимо Круглой и ушли вверх по течению реки, основав деревню Новую. Это были семьи Гостевского С.А. {предположительно, Семен Аввакумович Гостевских, род. Новозлатоустовское Поташинской вол., 1841}, Мезенцева В.И., Сергеева Е.М., Шлыкова Д.Е. и Ребухина М.А. В 1863 – 1865 годах в Зелёный Яр было подселено ещё 19 семей. Павловка (так назвали это село) стало самым большим селом на Томи. Там сложилось сельское общество, которому было нарезано 8000 гектаров земли. В 1860 году 9 семей второго обоза ушли из Александровского вниз по реке и на высоком берегу основали своё поселение. Среди этих поселенцев были: Гостевский М.А. {предположительно, Михаил Аввакумович Гостевских, род. Новозлатоустовское Поташинской вол., 1841}, Гостевский Ф.А. {предположительно, Федор Аввакумович Гостевских, род. Новозлатоустовское Поташинской вол., 1829}, Жолобов И.Я., Жолобов Т.Я., Жолобов А.Х..Лядькин Г.Х., Лялькин Д.Х., Шульгин Н.С..Затем к ним в 1862 году присоединились переселенцы: Горшков И.Е., Горшков Н.З., Горшков Н.Е., Ивуков И.Н., Ивуков Е.Н.. Сложилось сельское общество, и на первом сельском сходе поселению было дано название Никольская деревня в честь дня святого Николы Угодника {скорее всего, в честь Никольского /Екатериновки/ Минусинского уезда, из которого эти переселенцы приехали}. Это произошло 6 декабря 1862 года. Но годом рождения села нужно считать 1860 год. Западнее деревни Никольской поселились пришедшие из Забайкалья в 1865 году «семейские»: Бобылев Ф.Н., Лыков Л.М.,Попов Н.К., Сальников Л.О., Сальников А.О., Коломов А.И. Своё поселение они назвали Ключи. Ещё одно поселение образовалось на берегу маленькой речушки Калягинской, где в 1863 году поселились семьи староверов: Вшивкова Ф.П., Калягина Ф.К., Некрасова И.А., Некрасова А.А., Лыкова В.К. В последующие годы в это поселение было помещено ещё 9 семей, и так образовалась деревня Комиссаровка. Так заселялась обширная долина реки Томь. Валентин Голубев. Белогорск.

Элеонора: У Вас в заголовке указано, что "Фамилия Гостевских постоянно и тесно переплетается с такими старыми уральскими фамилиями, как Трусовы, Цепиловы, Устюговы, Чебыкины, Паначевы, Поносовы". Если что :) мои предки были Устюговы из с. Советная, д. Сасыково и окрестностей (Красноуфимский уезд). Например, Яков Прокопьевич Устюгов 1873 г.р. был женат на Елене Терентьевне Желтышевой из д. Брусяны также Красноуфимского уезда (и Советинского прихода). Интересно, были ли среди Устюговых старообрядцы?

mazut: Элеонора, рад приветствовать! Здесь на форуме есть очень продвинутые люди, очень хорошо разбирающиеся в истории Пермского края. Из моих личных же впечатлений..., к середине XVIII века на территории Кунгурского уезда (Красноуфимский у. был выделен в 1781 г) сформировалось несколько (м.б. 20-30) очень многочисленных родов, таких, например, как Чебыкины, Русиновы, Паначевы, Кузнецовы, Никифоровы, Неволины, Некрасовы и т.д. Количество представителей этих родов было так велико, что лишь немногие семьи Кунгурского уезда не вступали в брачные союзы с ними за последние 300 лет. Это из моих субъективных впечатлений. Мои Трусовы, похоже, тоже из Советной. Можете быть покойны, вероятность того, что среди Устюговых были старообрядцы очень велика. Другое дело, что (по моим субъективным впечатлениям) подавляющее большинство кунгурских старообрядцев к середине XIX в. в действительности были новообращенными. Поповщина в Красноуфимском уѣздѣ По сю сторону Урала раскол первоначально появлялся и распространялся между заводскими жителями, большей частью переселившимися из разных губерний России. Между переселенцами были раскольники, искавшие себе приюта в местах пустынных и лесистых. Есть местное предание, что в Соколовском приходе раскол водворен московскими староверами, бежавшими сюда после стрелецких возмущений и крепостными крестьянами Сергиевой лавры. Гнездом раскола и рассадником учения поповщинской секты в Красноуфимском уезде были заводы, основанные в начале прошедшего столетия владетелем Осокиным. Таков был Иргинский завод (осн. в 1730 г.). Коренные жители сего завода заразились расколом первоначально от переселенцев из разных губерний, частию от беглых лжеучителей. При сильном покровительстве заводовладетеля и заводского начальства, здешние раскольники скоро составили из себя довольно сильно общество, имевшее влияние на другие раскольнические общества. В половине прошедшего столетия несколько семейств, в наказание за совращение в раскол, переселено в горный Саранинский завод. Несмотря на то, что начальство обложило этих раскольников двойными податями и обременяло тяжелыми работами, они не только не оставляли своих заблуждений, но и рассевали сии заблуждения среди туземцев. Вскоре староверы нашли здесь сильного покровителя и ревностного поборника в распространении раскола в заводоуправителе Персидине. Он увлек в раскол заводские должностные лица, и тогда раскол здесь очень усилился, чему немало содействовало такое богослужение, отправлявшееся при здешней часовне беглым попом, взятым из Иргиза, и никем и ничем не стесняемое распространение раскольнических лжеучений. От того раскол здесь так усилился, что когда епархиальное начальство разрешило построить православную церковь, то из 15,000 душ мужескаго пола, населявших завод, в православии оказалось только 22 человека. К концу прошедшего столетия раскол появился в заводе Артинском и вскоре усилился при владельце – московском купце Кнауфе (с 1797 г.). Расколоучители, покровительствуемые сим владельцем, так быстро распространили раскол между жителями завода, что православные, начав строить церковь, не кончили и оставили ее, по усилении раскола, непокрытою в продолжении 40 лет. В это время староверы выстроили в деревне 2 часовни, из которых открыто служил нарочито вызванный из Верх-Исетского завода заводским начальством мастеровой Матвей Казарин. Пользуясь особенным покровительством заводских властей, Казарин образовал из раскольников сильное общество, одних научил петь церковные песни по крюкам, других читать и переписывать «цветники». Заводоуправление, с своей стороны, давало выгодные места раскольникам по службе заводской и назначало им более легкие работы. Все это, естественно, усиливало раскол. Ослабевать он стал уже тогда, когда Артинский завод отошел в казенное ведомство. Впрочем и тогда раскол кое-как поддерживался заводскими надзирателями из раскольников, оставшимися на своих местах. Стройное и общее пение в раскольнических часовнях продолжало еще привлекать простодушных и давало средства не только к продовольствию расколоучителей, но и к учреждению общественных трапез в праздничные дни. К концу же прошедшего столетия надобно относить появление раскола в заводах Шайтанском, где сей раскол поддерживали лжеиноки, Молебском и Сылвинском. Более силен был в последнем и занесен сюда переселенцами из завода Шайтанского, крепостными г. Яковлева раскольниками Стефановыми. Раскол особенно усилился около 1800 года, когда в Сылвинский завод определен был прикащиком некто Солодовщиков, крепостной г. Яковлева, переведенный из Верхнейвинского завода. Тогда уклонились в раскол все конторские служители и многие из мастеровых. В течение 12-летнего управления заводом, Солодовщиков постоянно покровительствовал раскольникам и между ними особенно лжеинокам, проживавшим по реке Сылве. Поповщина в Кунгурском уѣздѣ Первоначально земли этого уезда принадлежали Иренским Татарам, и русских поселений здесь не было. Около 1622 г. на эти земли обратили внимание Чердынские и Соликамские воеводы, и первые христианские поселенцы в том краю были Чердынские и Соликамские монастырские и вотчинные люди. В последствии к ним присоединились выходцы Вятские, Кайгородские, Сольвычегодские и Велико-устюжские. В 1649 году они основали г. Кунгур. Но в 1622 г. как город, так и русские в уезде этого селения были разорены Башкирцами и Татарами. По усмирении Татар и Башкирцев, город снова построен в 1663 году, уже на другом месте, при слиянии Ирени с Сылвою. Жители его сперва отличались усердием к св. Церкви, любили благолепие в храмах Божьих и строго держались древлеотеческого благочестия; по любви к иноческой жизни и для поддержания православия, в разных местах построили пустыни; например по реке Сылве Преображенскую и Крестовоздвиженскую. В самом городе был основан Богоявленский женский монастырь, существовавший почти 70 лет, и в 1764 году, обращенный в Тихвинскую приходскую церковь. Но Кунгур не мог избежать участи городов, лежащих на большой сибирской дороге. Разные выходцы из внутренней Росии, волею или неволею переселявшиеся в страну Пермскую, между городскими и другими жителями посеивали семена раскола и совращали простодушных. В г. Кунгуре и его селениях, прежде всего в деревне Неволиной раскол появился в конце прошедшего столетия (около 1787 года). Распространению и усилению раскола в Кунгурском уезде способствовали: а) Малочисленность православных церквей, отчего приходы были очень обширны, а прихожане не могли часто быть в церкви и слышать вразумления от своих пастырей: напр. приход Бардинской церкви до 1835 года простирался верст на 70; поэтому редко посещая церковь свою, жители этого прихода скорее других заражались расколом. б) Небрежность своих пастырей, которые, за отдаленностию или по другим причинам, редко посещали прихожан даже и в нужных случаях, но дозволяли бабкам без нужды погружать новорожденных младенцев, разрешали без христианского напутствия хоронить умерших и отпевать на кладбищах, а сами отпевали заочно и т.п. Такие беспорядки сами собой отчуждали прихожан и от церкви, и от пастырей. Хитрые расколоучители пользовались такими беспорядкамии без труда увлекали простодушных с пути истины. в) Беглые попы, свободно и открыто проживавшие в Кунгурском уезде. Беглый поп Алексей, купленный на Иргизе (ок. 1825) за 1000 руб. ассигнациями, открыто в глазах православных пастырей, совершал свои требы у раскольников и свободно разъезжал по селам, увлекая в раскол православных. г) Распространению раскола более всего содействовали заводы, напр. Молебский и Тисовский (осн. в начале XIX столетия), с самого их основания населенные раскольниками из разных мест России. Торговые и другие сношения православных с этими раскольниками много содействовали усилению раскола. Вообще, - раскол быстро возрастал там, где появлялись заводы. Напр. в приходе Бардинской церкви, как видно из ее документов, до основания Молебского завода было только 11 человек в расколе, а по основании его, через 6 лет, число раскольников возросло до 165 муж. и 170 женск. пола, и с каждым годом увеличивалось постепенно. По основании Курашимского завода, расколом заразились прихожане церквей Кинделинской и Сажинской. Таким образом, заводские расколоучители были главными виновниками распространения раскола в Кунгурском уезде. Впрочем в этот уезд проникали и другие расколоучители Пермские, Обвинские и Чердынские; ибо он со всех сторон был окружен раскольническими селениями. Некоторые из Кунгурских раскольников удалились в Урминские и Шамарские леса и там, вместе с другими беглецами, якобы гонимыми за веру, основали скиты и отшельнические пустыни, сделавшиеся гнездом и рассадником раскола. Эти пустынножители избирали из своего общества людей более грамотных и ловких, и посылали их в православные селения собирать милостыню и совращать в раскол. Беспоповщина в Кунгурском уѣздѣ Первыми насадителями поморского раскола в этом уезде были, как мы уже видели, Сепыческие беспоповцы, убежавшие сюда после разорения их скитов Осинским воеводою. Но были здесь и другие распространители беспоповщинских заблуждений, переселившиеся сюда из внутренней России. Число беспоповцев Кунгурского уезда с самого начала было незначительно; так как их суровая жизнь, отшельничество и разного рода лишения устрашали даже и склонных к расколу. Большая часть поморцев поселилась в лесах Шамарских и Уринских и там основали свои пустыни и скиты. Беспоповщина в Красноуфимском уѣздѣ Поморский раскол прежде всего появился в Красноуфимской крепости, в 1781 году переименованной городом. Красноуфимская крепость, с самого ее основания, населена людьми из разных мест России, в числе которых были казаки, зараженные поморским расколом. Эти казаки и были первыми распространителями поморского раскола в селениях, прилежащих к г. Красноуфимску. С особенною силою поморский раскол обнаружился в Иргинском заводе. По местному преданию, раскол этот издавна занесен сюда выходцами из России. Здешние беспоповцы всегда имели и имеют немалое влияние на своих единомышленников в других местах Пермской губернии. В село Ачитское поморский раскол занесен из Москвы. В 1810 г., здесь поселился выходец с московского преображенского кладбища и в четырехлетнее свое здесь пребывание совратил в поморский раскол до 15 семейств. С этого времени общество Ачитских беспоповцев сделалось рассадником раскола и для других селений Красноуфимского и других уездов Пермской губернии. Из «"Обозрения Пермского раскола, так называемого ‘старообрядчества’". Архимандрит Палладий (Палладий Пьянков), 1863 г

поэт-родовед1: в Первоуральске живет краевед Владимир Александрович Трусов

поэт-родовед1: mazut пишет: Фамилия Гостевских постоянно и тесно переплетается с такими старыми уральскими фамилиями, как Трусовы, Цепиловы, Устюговы, Чебыкины, Паначевы, Поносовы. Ваши Поносовы откуда?

mazut: О Поносовых. Пока не знаю, не занимался. Предварительно предполагаю, что из камышловских старообрядцев. Удивительное дело, Красноуфимском+Кунгурском уезде Поносовы мне вообще пока не попадались. Очень может быть, что они из Оханских. Да, спасибо, о Трусове я знаю. Он мне написал, что он "абсолютно точно из других Трусовых". :)

поэт-родовед1: у меня есть в родне Поносовы - ветвь рода Софьиных (откуда моя покойная ныне бабушка). Они живут (и жили) в д.Киприно ныне Очерского района. Ранее Спешковская волость Оханский уезд. Но там живут 2 параллельных рода Поносовых.



полная версия страницы