Форум » Фамильные темы » mazut: Гостевских, Трусовы и др. » Ответить

mazut: Гостевских, Трусовы и др.

mazut: Гостевских распространились на просторах Пермской губернии (большей частью Красноуфимский уезд). В начале XIX в. вернулись в старообрядчество. А в начале 1860-х несколько братьев отправляются в Приморье, откуда, убегая от коллективизации, распространились по всему миру - Бразилия, США, Канада... Фамилия Гостевских постоянно и тесно переплетается с такими старыми уральскими фамилиями, как Трусовы, Цепиловы, Устюговы, Чебыкины, Паначевы, Поносовы. Гостевских, Паначевы, и Поносовы и сейчас широко представлены в старообрядческих общинах США и Канады. Вся имеющаяся у меня информация либо из сети, либо из личного общения. Доступа к архивам в России не имею. В семейном архиве имеется фото церковного хора дер. Поташка (не позднее) 1913 г. - буду рад отправить интересующимся, возможно на фото есть ваши близкие. Буду крайне благодарен за любую информацию о Гостевских и Трусовых из Красноуфимского уезда.

Ответов - 118, стр: 1 2 3 4 All

yur441: В конце 18-го века, в Поташки переселилось много крестьян из Златоустовской волости (село Ключи Суксунского р-на). Чебыкины, Паначевы, Цивилёвы, Брагины, Кузнецовы, Анфёровы, Неволины, Домрачёвы, Коряковы, Чирковы, Берсенёвы, Козулины, Булатовы, Вышегородцевы, Соколовы.

mazut: Спасибо, yur441 ! А каков источник этих сведений? Поташка даже и не фигурирует в переписи 1710-1711. Удивительное дело.... В 1841 г, переселенцы из Пермской губернии основали староверческие села Екатериновка и Никольское в Минусинском уезде. Опять все те же фамилии... " Первым поселенцем, на территории будущего села Екатерининское, был Иван Петрович Вопилов, ссыльный. Вскоре приехала сюда семья Брагина, затем Путиловы, Кузнецовы, Цыпышевы, Вопиловы, Чебыкины, Кустовы, Вертипраховы. Все они переселились из Пермской губернии. Первоначальное название деревни - Пермячий Каратуз: название такое было дано переселенцами из Перми по речке Каратуз. " (http://ekaterinovka.jimdo.com) ....Паначевы, Берсенёвы, и Гостевских тоже были среди них...

yur441: Источник: метрические книги. Фонд 37, опись 1, дело 2, страница 1310 и далее (это села Суксун, оттуда


mazut: yur441 , а там даты есть? Поташка-де была основана в 1769, а Новый Златоуст (!) - в 1770. А в 1800 Артинский завод продан А.А. Кнауфу. Ясно Поташка, Березовка, Новый Златоуст заселялись еще до Кнауфа и до строительства Артинского завода (1783, запущен в 1787). Странно это немного. Либо я не очень понимаю распространенную версию расселения русских на Урале. Обычно - завод, потом государственные крестьяне. А здесь сначала крестьяне ломанулись, а завод (с владельцем Лугининым) за ними... Гм.

godro: mazut пишет: Обычно - завод, потом государственные крестьяне. Крестьяне селились на Урале с XVII в. вполне самостоятельно, им нужна была земля, а не заводы. Заводы ставили с учетом близости руды, воды, леса и крестьян.

yur441: Извини, меня тут гости отрывают , вот, продолжу, из села Суксун тоже много уехали в Поташки. И я говорю про Златоустовское село, а не про Новый Златоуст. Если нужны ссылки на метрические книги, могу дать.

yur441: Ещё про заводы. У нас тоже часто путают: завод Суксун и село Суксун , это два разных нас. пунктов, каждый со своей интересной историей.

mazut: yur441 Да, буду оч. благодарен за ссылки на метрические книги. Или это ссылки на списки, как на сетевом ресурсе Пермского архива, где все заканчивается перечислением? Занимайтесь, Вы, пожалуйста, гостями! Мне вовсе не горит! С Рождеством Христовым! PS: Я намеренно обозначил про Новый Златоуст, потому что это является косвенным подтверждением того, что переселенцы в Новый Златоуст пришли как раз из "старого" Златоуста.

mazut: godro ! godro пишет: Заводы ставили с учетом близости руды, воды, леса и крестьян. Ну, ведь, и я тож так думал. Правда, сомнения меня обуревают насчет крестьян-то. Да и не только крестьян. Если присмотреться и вдуматься, где именно и какие заводы-то стояли - вода, получается, был главный фактор. А еще точнее - наличие благоприятного рельефа, обеспечивающего максимальный градиент для установки наибольшего количества водяных колес. Руду они тоже наверняка особо не возили - возили, скорее, чугун. (Да и количество заводов на Урале никак не сопоставимо с количеством известных месторождений. И это нормально. Именно так обстоят дела во всех европейских и азиатских горнопромышленных центрах.) С лесом в конце XVIII в., наверное, тоже особых проблем не было (в общем и целом). И, я уверен, что крестьян гоняли туда-сюда с легкостью необыкновенной. Именно отмена крепостного права и значительная эрозия возможности гонять крестьян и рабочих и привела к банкротству многих из заводов. Я с огромным уважением, отношусь к Вашему мнению, но я пока не думаю, что Вы правы относительно причинно-следственных связей. А что касается именно Артей - там у Строгановых был завод еще в середине XVIII века. Так, может, заводы в Суксуне, может, они тоже были строгановские? Тогда все уложится в элегантную логическую цепочку.

yur441: Вот прямая ссылка на метрические книги http://www.pokolenia-permkray.ru/Perm/%d0%a4.37.%d0%9e%d0%bf.1.%d0%94.2/ , со стр. 1310 Введенская церковь села Суксун, со стр.1358 Воскресенская церковь села Ключи(Златоустовское) Вас и всех наших в Канаде тоже с Рождеством

yur441: Попытаюсь вставить картинку. "Поташки у крестьянина Петра Анферова дочь Ксения"

mazut: Вот это да! Спасибо! Обалдеть, никогда не думал, что прямо такое можно увидеть. Читать трудно с непривычки, конечно. Да, и со вставкой картинки у вас тоже все получилось!

yur441: Да чё там, не за что

yur441: mazut пишет: Читать трудно с непривычки, конечно. Со временем разберётесь

старатель: mazut пишет: А что касается именно Артей - там у Строгановых был завод еще в начале XVIII века. Артинский завод пущен в 1787 году. И никогда не принадлежал Строгановым.

mazut: старатель - при всем уважении, не уверен, что Вы правильно поняли написанное в ветке. Никто и не утверждал, что Артинский завод принадлежал Строгановым. А может, и правда, просто коряво написано было, за это простите. " История поселения [Арти] начинается с 1753 года, когда граф Строганов построил на реке Арте мельницу. Через некоторое время владельцем мельницы стал тульский купец Лугинин. Решив, что заместо мельницы выгоднее возводить железоделательное, молотовое предприятие, он начал строительство завода. Сырье для производства должно было поступать со своих же чугунолитейных Саткинского, Златоустовского и Кусинского заводов. В 1778 году Лугинин погиб, но его дело продолжили внуки." -- Внуки слили завод Кнауфу. Если я не ошибаюсь, Строгановы построили водяную мельницу в Старых Артях - т.е. как раз там, где и были первые поселения суксунцев: Березовка, Суханка, Поташка, Новый Златоуст... Действительно логично все получается (как и писал yur441), потому что в Суксунских метриках и фигурируют фамилии (Цепиловы, Устюговы), ставшие впоследствии традиционно поташкинскими (артинскими тож).

старатель: mazut Во-первых - мельница и завод немножко разные сооружения. Во-вторых - что за источник, процитированный Вами? В-третьих - Суксунский завод поставлен Демидовыми в 1729 году. И никогда не принадлежал Строгановым. В-четвертых - уроженцами Кунгурского уезда в 1730-х гг. были заселены все новые поселения по новой дороге вдоль Бисерти. Но, это не повод предполагать их строгановскими. Вообще, на данном форуме принято изучать историю на фактах, а не на "элегантных логических цепочках".

mazut: Уважаемый старатель Вы абсолютно правы, конечно. И про Демидовых, и про Строгановых, и про заселение по дороге вдоль Бисерти, наверное, тоже. 1) Мельница и завод. Да, Вы абсолютно правы, разные. Конечно, если мельница была мукомольная. А если пильная - то не очень разные. Какой именно была строгановская мельница - я не знаю. Полагаю, что узнать это можно. 2) Цитировал я по "http://drevo-info.ru/articles/19827.html". Полагаю, что источником были "Очерки истории Артинского района", Сост. Красильников Ю.И. - Красноуфимск, 2006. У меня доступа к этим очеркам нет. Вполне возможно, что в очерках более подробно расписан "строгановский этап" истории Артей. 3) Речь нигде не шла именно о Суксунском Заводе Демидовых, а о Суксунском округе и входящих в него поселениях. Мне представляется, что Вы несколько прямолинейно интерпретируете историю Суксунского округа в контексте обсуждаемой темы. 4) Опять же, я думаю, что вы стопроцентно правы - в этой теме никто и не утверждал, что выходцы из Кунгурского уезда, поселившиеся в Красноуфимском уезде в 1730-х гг, были "строгановскими". А история, она вещь такая.... Сегодня факты одни, завтра другие. Для одних факты - это голливудский кинофильм про войну, для других - воспоминания Крупской о Ленине. Никакая история (историография) - никогда и нигде не оперировала исключительно фактами. Поиски внутренней логики в любых исторических событиях - это процесс, по моему, необходимый и чрезвычайно полезный. Если Вы лично считаете иначе, что ж, это Ваше право. Можете считать мои слова об "элегантных логических цепочках" простой аллюзией к бритве Оккама. Спасибо за конструктивную дискуссию!

yur441: Пожалуй самые ближние к Суксуну земли у Строгановых были - это так называемая "Кишертская дача", которую они купили у Фёдора Елисеевича двумя частями в 1668 и 1673 годах за 1440 рублей, других я не знаю. Потом, после постройки Тисовского пильного, Суксунского и Нижнеиргинского заводов, окрестные земли (лесные дачи) делили между собой Демидов и Осокин.

старатель: mazut mazut пишет: Речь нигде не шла именно о Суксунском Заводе Прочтите внимательнее свой пост от 07.01.2013. Сегодня факты одни, завтра другие. Для одних факты - это голливудский кинофильм про войну Вы точно ошиблись форумом. Желаю успехов в построении элегантных логических цепочек как аллюзии к бритве Оккама.

godro: старатель пишет: Вы точно ошиблись форумом. модераториал: Прошу не ссориться!

mazut: yur441, а откуда известно про перемещения суксунских крестьян?

Людмилв: mazut А мне в музее Красноуфимска говорили, что Гостевских из поляков, или я что-то не поняла

mazut: Людмилв , ну, тогда наверно все остальные уральские "...ских" тоже из поляков! :) И такая теория наверняка имеет право на существование. Гость = купец. В польском языке есть похожее слово, но произносится оно иначе (похоже на "гощч"). Мало того, я никогда не слышал эквивалентных польских фамилий. Они просто формируются несколько иначе, эти польские фамилии. У меня доступа нет к российским архивам, только те архивные материалы, которые были оцифрованы и нашли свой путь на интернет... Я предполагаю, что, как и многие переселенцы на Урал, Гостевских пришли из Вятки, где фамилия Гостев весъма распространена, а в Котельническом районе так есть целая деревня Гостевская. Гостевских фигурируют в Красноуфимске как минимум с 1805 года. А первые польские ссыльнопоселенцы на Перми появились в 1830-х. Или все-таки намного-намного раньше? (Повесть временных лет о происхождении вятичей сообщает: “...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два брата в лясех, - Радим, а другой Вятко, - и пришедша Радим на Сежу, и прозвавшася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Отце, от него же прозвашася же вятичи”. ) В общем, я полагаю, что Гостевских - автохтонное образование, русское.... ;) Ну, а время и архивы покажут, надеюсь. Любопытно, а в какой связи в музее обсуждали Гостевских? А Вы бываете в Красноуфимском архиве?

Людмилв: mazut Уже давно была, году в 2007. Я приезжала, чтобы узнать что-то о ссыльных после 1863. Имею список сосланных в Красноуфимск на поселение. В архиве ничего нет по дореволюционному времени, поэтому ходила в музей. Была поздней осенью, даже не удалось увидеть камень, связанный с польскими захоронениями. А я и не настаиваю, что Гостевских - польская ф-лия.

mazut: Людмилв , да я и понимаю, что Вы не настаиваете... Я тоже ни на чем не настаиваю. У вас есть список сосланных в Красноуфимск поляков? И много их было? А какие сословия? И что они в Красноуфимске делали?

godro: МК Свято-Троицкого собора г. Красноуфимска 1873 г. - ГАСО. Ф.754. Оп.1. Д.28. 16(17).02.1873 родился Феодор. Родители: деревни Чигвинцевой крестьянин Феофан(!) Тимофеев Гостевских и Параскева Яковлева. Восприемник: деревни Криулиной крестьянин Ларион Васильев Зуев. 5(7).06.1873 родилась Мария. Родители: мещанин Стефан Гаврилов Гостевских и Матрона Стефанова. Восприемница: мещанская дочь Евдокия Стефанова Попова. 3(5).03.1873 умер деревни Чигвинцевой крестьянина Феофила(!) Тимофеева Гостевских сын Феодор, 2 1/2 недель, от родимца.

mazut: Михаил, просто слов нет....., чесслово. Стефан Гаврилов - это вероятно мой пра-прапрадед. Если серьезно, я никогда и не верил, что вообще реально что-то узнать...

vam1: Купец Гостевских 1805 Красноуфимск в записях проекта Поколения Пермского края

mazut: vam1, да, спасибо! я это уже видел. До 1805 года я еще не добрался...



полная версия страницы