Форум » Кировская область » непонятная запись в Книге пошлин 17 века » Ответить

непонятная запись в Книге пошлин 17 века

Елена Борисовна: Уважаемые коллеги, прошу помочь с интерпретацией записи в Книге пошлин за 1656 год (РГАДА ф. 233 оп. 1 д.78): (л.88) маия в 22 день запечатаны государевы грамоты (л.91об) на Вятку к воеводе по челобитью суконной сотни Бажена да Исака да Василя Степановых (л.92) на Вятке земским старостам и посацким людям тягла править на них не велено пошлин двадцать пять алтын взято. июня в 3 день запечатаны государевы грамоты (л.139об) на Вятку к стольнику и воеводе ко князю Ивану Дашкову по челобитью гостиной сотни Андрей Гостева с племянником с Ондрюшкою Петровым да суконные сотни Бажена да Исая да Василя Степановых на Вятке их в тягле и в службе ведать не велено, пошлин с челобитья по дьячей помете два рубли с четью взято. Степановы - мои предки (конкретно, Василий). Относительно тягла понятно - оно с братьев снято по указу государя Алексея Михайловича. Но насколько это было распространённое явление (привилегия) - освобождать от тягла людей гостиной и суконной сотни? Освобождались вследствие своего статуса или за некие значительные заслуги? Главный вопрос: что означает "в службе ведать не велено"? Что мне удалось узнать о жизни братьев Степановых ранее: -- в 1646 г. они значатся бобылями при Успенском Трифановом монастыре -- в 1649 г. по указу государя переведены на посад Хлынова и положены в тягло (указаны в государевой грамоте как лучшие торговые люди) -- в 1650-1656 гг. ходят на судах по Северо-Двинскому торговому пути до Холмогор, перевозят государев хлеб и другие товары Откуда Степановы пришли на Вятку? - так и осталось пока загадкой. В переписных книгах ранее 1646 года они не обнаружены... Буду благодарна за любые версии!

Ответов - 2

Bronnikov: Елена Борисовна пишет: Главный вопрос: что означает "в службе ведать не велено"? . на Вятке их в тягле и в службе ведать не велено, пошлин с челобитья по дьячей помете два рубли с четью взято...То есть деньги взяты и службой и тяглом повинность на них не распостраняется.Я так понимаю. Может ещё кто выскажется.

Елена Борисовна: Bronnikov Спасибо Вам за ответ. В целом, кажется верным. Приведу небольшой фрагмент из пояснений по сути вопроса, полученный от весьма компетентного в истории человека. К концу XVI века на Руси возникло торговое сословие (будущее уже у Петра I с 1720 года купечество): гости, гостиная сотня. Гостиная сотня формировалась первоначально в Москве путём записи в неё не столь влиятельных, как гости, но достаточно крупных и среднего достатка торговых людей Москвы и посадских общин других городов. Позже гостиные сотни появились и в крупных городах Руси: Вологда, Рязань, Ярославль, Великий Устюг и др. Суконники, упоминаемые с конца XVI века, первоначально были внутри гостиной сотни, считались младшими товарищами богатой гостиной сотни. Отдельной корпорацией от гостиной сотни суконники стали примерно с 1648 года. Положение суконников (членов суконной сотни, одного из привилегированных сословий на Руси в XVII веке) определялось особой именной жалованной грамотой государя по челобитью просителей по месту их фактического проживания. Суконников, как и членов гостиной сотни, царское правительство заставляло обзаводиться домами в Москве, но большая часть их не жила в своих домах на Москве, а предпочитала жить по месту своей деятельности. В отличии от членов гостиной сотни, члены суконной сотни только по именному указу царя освобождались в месте своего проживания от податей (“тягла”) и от “службы”, т.е. их уже не могли ни воевода, ни община избрать (считай, заставить) служить гражданскую службу, которая фактически являлась повинностью: избрание на год таможенным головой или целовальником и т.п. Кроме того, члены суконной сотни получали государевы подряды на торговую деятельность – например, везти в Архангельск по Северо-Двинскому речному пути государев хлеб иноземцам на экспорт и приобретать там же оптом у иноземцев импорт (сукно и другие товары).



полная версия страницы