Форум » Курганская область » Байбародских - Шадринский район » Ответить

Байбародских - Шадринский район

Lubava: Всем здравствуйте! Мой поиск основан пока только на опросе родственников. К сожалению, начала я поздно...кроме того, в архив попасть не могу в связи с проживанием в другой области. Но сохранить то, что получилось хочется. Смотрите также тему БАЙБОРОДИНЫ.

Ответов - 28

АК-63: А где конкретно в Шадринском районе проживали Ваши родственники?

Lubava: http://qclk.ru/kN/WzLc

Lubava: Возможно ли прикрепить здесь файл excell???


Lubava: Верхозино, Маслянское, Соровское

Lubava: Указатель фамилий и деревень из исповедной росписи Шадринского уезда за 1800 год, которая находится на хранении в Государственном Архиве Свердловской области (составлен исследователем Павлом Варлаковым). ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 638 б. Приход Маслянской слободы. В деревне Верхозиной 56 домов. Из них 5 домов Байбородских (оборотная сторона листа 1042 (4 дома) и лист 1043 (1 дом))

АК-63: По дореволюционному периоду Вам в первую очередь, вам будут нужны документы Крестовской, Маслянской и Соровской церквей (деревня Верхозина до 1863г относилась к Маслянскому приходу, затем - к Крестовскому): метрические книги и исповедные (духовные) росписи; все это есть в Шадринском архиве http://gash.archives.kurganobl.ru/Zerkov_do17.html . Там же можно посмотреть и фонд Маслянского волостного правления, где (скорее всего) находятся ревизские сказки. В целом соответствующих документов там скорее много, чем мало; боюсь, что за Вас все их никто просматривать не возьмется, так что постарайтесь сами приехать в Шадринск, и не на день - на два, а на более длительный срок. В принципе, можно сделать в архив соответствующий запрос, тогда они, возможно, что-то и вышлют (не за бесплатно, вестимо), но полностью полагаться на них все же не стоит, а обращаться к ним при этом лучше с какими-то предельно конкретными вопросами. Если будете работать в архиве сами, начинайте с исповедных росписей, представляющих собой посемейные списки прихожан (с указанием их возраста). Вот так как-то...

Войнов: Lubava пишет: Верхозино Ревизия податного населения , 1719 год (РГАДА, фонд 214, опись 1, дело 1587.) Маслянский острог... ...Деревня Верхозина... (л.983). ...Во дворе крестьянин Иван Иванов сын БАЙБОРОДИН 52 лет. У него дети: Степан 15 лет, Федор 7 лет, Тимофей 5 лет, Максим полтора года...

Войнов: Перепись 1710 г. (Парфентьевская) , ( РГАДА, ф.214, оп.1, д.1525). Маслянская слобода ...Деревня Верхозина.... ...Двор, а в нем живет пашенной крестьянин Леонтий Михайлов сын Попов 45, у него мать вдова Анна Федорова дочь 80, у него жена Анна 35, дети: сын Иван 10, пасынки: Григорей 15, Михайло 10, Иван 3, Сидор полугоду Власовы дети, у него ж дочь девка Улита 15, патчерица Мавра 6, у него ж живет на подворье бобыль Иван Иванов сын Байбородин 50, у него жена Епистимия 40, дети: Федор 6, Степан 1, дочери девки: Дарья 10, Елисафья 8, у него ж живет гулящей человек Дементий Лукьянов сын Шепин 40, у него ж живет на подворье бобыль Алексей Володимеров сын Семачев 40, (л. 83 об.) у него жена Татьяна 40, дети: Трофим 10, Логин 7, дочь девка Ефимья 10....

Lubava: Спасибо

Lubava: Очень подробные сведения о времени переселения вилежан (жители Вилегодской волости Сольвычегодского уезда) содержит Переписная книга Тобольского уезда за 1684 год. Её составитель Поскочин детально указал происхождение практически каждой семьи уезда. Судя по информации переписи, первым жителем Вилегодской волости, который оказался в Маслянской слободе, был Петр Савинов. Вот как его двор описывает переписчик: «Во дворе Петрушка Савинов. Сказал: родился де он в уезде Соли Вычегоцкой с усть Вилегды в Покровском погосте, попов сын. В Сибирь пришол и жил в Тобольском уезде в Беляковской слободе в беломесных казаках. И из беломесных казаков переведен в Маслинскую слободу в драгуны со 176-го году. У него дети: Гришка 10 лет, Олешка 8 лет.» Итак, вилежанин Петр Савинов сначала служил в другой части уезда, в Беляковской слободе. А затем в 1668 году перебрался в Маслянскую слободу, где женился и где у него родились два сына. Следует отметить, что хотя первым вилежанином в шадринских местах оказался П. Савинов, все же настоящими зачинателями массового переселения следует считать семью Верхозиных. Фамилия Верхозиных на Виледи не то, что не распространена, а попросту отсутствует. Уже к 1710 году не наблюдается ни одного представителя этой фамилии в деревнях Вилегодской волости. И все же в Сибирь Верхозины приехали именно с Виледи. Об этом нам рассказывает Переписная книга Тобольского уезда за 1682 год. В книге сохранилась следующая запись: «Деревня Верхозина на протоке Во дворе Гришка Федоров сын Верхозин. Сказал: родился де он в уезде Соли Вычегоцкой Вилегоцкого погосту в деревне Стрункине, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Масленской слободе со 177-го году. У него сын Пронка. Во дворе Игнашка Федоров сын Верхозин. Сказал: родился де он в уезде Соли Вычегоцкой Виле(го)цкого погосту в деревне Стрункине, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Масленской слободе со 177-го году. У него дети: Васка 15 лет, Ганка 8 лет. Во дворе Игнашка Федоров сын Верхозин меньшой. Сказал: родился де он в уезде Соли Вычегоцкой Вилегоцкого погосту в деревне Стрункине, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Масленской слободе со 177-го году. У него сын Володка 3 лет.» Таким образом, в 1669 году три брата, Григорий, Игнатий и еще один Игнатий Федоровичи Верхозины прибыли из вилегодской деревни Стрункино в Масленскую слободу, поставили три дома и вновь образованную деревню назвали именем своей семьи – Верхозина. Через год к ним приехал младший брат Кирилл и поставил четвертый дом. Причем Кирилл приехал не один. Вместе с ним прибыл сосед Верхозиных по деревне Стрункино – Федор Матвеевич Юдин. Ну а в последующие годы примерно 1-2 семьи с Виледи каждый год перебирались в эту местность. Большая часть сначала селилась в деревне Верхозиной. Перепись 1710 года показывает, что примерно треть жителей этого разросшегося до 62 дворов села, были вилегодского происхождения. Также немало вилежан осели в соседних деревнях Прыговская и Кокорина. Постепенно небольшие группы вилежан оказались и в других деревнях. Общий анализ показывает, что к 1710-м годам около ста вилегодских семей перебрались в Масленскую слободу будущего Шадринского уезда. Соответственно, резко упала численность жителей Виледи.

Lubava: Байбарод - ских В украинском диалекте существовало слово "байборода", которое имело значение сказочная, сильная борода. Вероятно, это прозвище связано с внешними характеристиками человека. Менее вероятно, что это прозвище происходит от старинного русского глагола байборить, встречающегося в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля. Это слово имеет значение болтать, пустословить. Поэтому шутливое прозвище Байборода мог получить человек, любивший приукрасить свой рассказ. Суффикс -ских, с помощью которого образовалась фамилия, по своему происхождению является русским. С течением времени он получил широкое распространение в украинской, белорусской, а также западнославянской ономастиках. Популярность этой фамильной модели объясняется тем, что первоначально фамилии на -ских давались только представителям знатных родов, а позже этот элемент стал зачастую использоваться с целью приукрасить, «облагородить» фамилию.

Lubava: Источник: список советских воинов, похороненных в Польше (данные ЦАМО, данные ВНИИДАД, данные АПН, данные ПКК, книга Пшимановского БАЙБАРОДСКИХ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ 1925 Шадринский р-н, д.Верхозина

Lubava: Источник: Бессмертный полк Байбародских Андрей Михайлович Мать- Прасковья, отец- Михаил, младшая сестра - Александра Родился 1 декабря 1916 года в Шадринском районе, Курганской области. Умер 14 марта 1994. Жена - Анкудинова Наталья Степановна 26.08.1916 г.р. Дети: дочь Галина, сын Юрий, сын Александр, сын Владимир, дочь Нина, сын Анатолий Служил в 428 Краснознаменном гаубично-артиллерийском полку. В 1941 году принимал участие в боях против Японии Награждён медалью за Победу над Японией, медалью за отвагу и орденом Отечественной войны первой степени. После войны работал механизатором в селе Маслянском Шадринского района, затем учетчиком в совхозе Красная звезда, вышел на пенсию.

Lubava: Перепись 1710 г. (Парфентьевская) , ( РГАДА, ф.214, оп.1, д.1525). Маслянская слобода (л. 102). деревня Кокорина Двор, а в нем живет пашенной крестьянин Василей Степанов сын Байбородин 40, у него жена Настасья 40, дочери девки: Матрена 14, Агафья 12, Татьяна 10, Матрена 3.

Lubava: В ОБД "Мемориал" около половины Байбородиных - родом из Вилегодского района Архангельской области. Я думаю, очень велика вероятность, что ярославские и сибирские Байбородины имеют архангельские корни. Тем более в деревню Верхозина перебирались примерно 1-2 семьи с Виледи каждый год

Lubava: Архивная выписка Фирса Федосовича Болонева - новосибирский ученый-этнограф, доктор исторических наук: «Город ли Кидиш, что во дни стародавние от „погани ратињ спасен был Ильей Муромцем, славный ли город Покидыш, куда ездил богатый Суровец-Суздалец гостить-пировать у ласкового князя Михаилы Ефиментьевича, не отсюда ли ветлужский князь Никита Байбородин чинил набеги на земли московские, пробираясь лесами до Соли Галицкой...» ...Князь Никита Байбородин — князь не былинный, и записи о нем были в 1350–1373 годах Авсентий Байборода — 1406 г. Псков. Еще один Никита Байбородин, но уже боярский сын, воевода Иркутский. В архивах XVII–XVIII веков — «Списки Селенгинской и Нерчинской комиссий» — хранятся прошения и челобитные тунгусских князей Гантимуровых, перешедших в русское подданство при царе Федоре Иоанновиче. Одна из челобитных как раз и обращена к иркутскому воеводе, сыну боярскому Никите Байбородину, чтобы его, Алексея Гантимурова, вместо умершего отца Лариона оставили в том ранге, в коем был отец. Тунгусский князь просит: «приверстать ево по Нерчинску в дворяне и привесть ево Гантимурова к присяге и учинить бы ему оклад денег 40 рублей, хлеба 40 четвертей, овса тоже, вина 20 ведер». Боярским сыном Никитой Байбородиным «1728 г. марта 12 дня сын Гантимуров к присяге приведен в Иркутске и подушная запись взята». Борис Байбородин, крестьянин, — 1624 г. Нижний Новгород.

Lubava: однокоренное существительное «байбара» в архангельских говорах употреблялось в значении «бесценок, дешевизна». В таком случае Байборой в народе могли прозвать простоватого, доверчивого человека.

medna: Lubava У какого автора Вы нашли про Байбородиных из Режа? Панов или Токарев? Нужно бы указать источник.

Lubava: источник: ОБД "Мемориал" Место рождения: Верхозинский с/с Байбородских Михаил Павлович 1906 г.р. Дата и место призыва Асбестский ГВК, Свердловская обл., г. Асбест Последнее место службы 129 осбр; Воинское звание красноармеец Причина выбытия пропал без вести Дата выбытия 07.08.1942; Место выбытия Смоленская обл. Байбородских Александр Яковлевич 1906 г.р. Дата и место призыва Шадринский РВК, Челябинская обл., Шадринский р-н Последнее место службы штаб 37 сд; Воинское звание красноармеец Причина выбытия убит; Дата выбытия 26.02.1942 Первичное место захоронения Карело-Финская ССР, Медвежьегорский р-н, ст. Масельская, юго-восточнее, 10 км, по просеке к Айта-Ламба Байбородских Анатолий Петрович 1921 г.р. Дата и место призыва 12.04.1941 Шадринский РВК, Курганская обл., Шадринский р-н Воинское звание красноармеец Причина выбытия пропал без вести; Дата выбытия __.10.1941 Байбородских Иван Константинович 1910 г.р. Дата и место призыва 20.09.1941 Шадринский РВК, Курганская обл., Шадринский р-н Воинское звание красноармеец Причина выбытия пропал без вести; Дата выбытия __.06.1942 Байбородских Степан Петрович 1924 г.р. (мать Дарья Григорьевна) Дата и место призыва Шадринский РВК, Челябинская обл., Шадринский р-н Последнее место службы 254 сд; Воинское звание красноармеец Причина выбытия убит; Дата выбытия 06.04.1942 Первичное место захоронения Ленинградская обл., Старорусский р-н, Сычевский с/с, д. Сычево, в районе

Lubava: Город Ветлуга является одним из древних поселений на Ветлуге. Считается, что на этом месте в XIII веке правителем марийского Ветлужского княжества (располагалось на западе Марийского края) был основан город Юр. Во главе княжества стоял Никита Иванович Байборода, (бай - главная) мариец принявший христианство. В марийском фольклоре он известен как князь Ош Пандаш (белая борода) или Бай Пандаш (главная борода). В 1345 году Галичский князь Андрей Семенович (сын Симеона Гордого) женился на дочери марийского князя Никиты Ивановича Байбороды (марийское имя Ош Пандаш). Ош Пандаш принял православие, а выданная им за Андрея дочь, крешенна Марией. На свадьбе в Галиче была вторая жена Симеона Гордого – Евпраксия, на которую по легенде, марийский колдун из-за зависти навел порчу. Что, однако, обошлось марийцам, без каких либо последствий (Дементьев, 1894, с. 31-32). Ситуация меняется в 1351 году, Галичский князь (с 1346 года) Андрей Фёдорович направил свою дружину против марийского княжества. Байборода объединил разрозненные марийские племена и привлёк на свою сторону татар. В 1385 году в марийском княжестве из-за неурожая хлебов и наводнения, которым смыло "город Хлынов", начался голод, и вспыхнула эпидемия. Во время, которой умер князь Никита Байборода. Ромачинская Священная Роща в Тоншаевском районе известна как место захоронения Байбороды. Источники: История Марийского княжества в Поветлужье в XII—XVI веках Автор: Александр Жуков, историк, автор книги «Страницы истории Тоншаеского края» Ош Пандаш в легендах и летописях Автор: А. П. Жуков, Научно-исследовательское учреждение «Культурно-историческое общество Заветлужье».

Lubava: 1678: Галичский уезд Унженская засада Ветлужская волость РГАДА. Ф.1209 оп 1 д7254 481об мулин байбородин короторуковы дер завьялиха на реке на Ветлуге

RODGER: Может быть выделить Байбородиных Режа в отдельную тему? А то содержание уже не соответствует заголовку. И скоро за обилием режевского материала потеряется начальный посыл автора - найти Байбародских из Шадринского района.

Lubava: я больше не буду развивать Байбородинх из Режа, так же как из Ярославля.

RODGER: Lubava Да пишите, если что попадётся. Для Режа завёл отдельную тему.

Далматовец: В переписях 1710 и 1719 гг Маслянской слободы крестьянин Василий Степанов из д. Кокорина и бобыль Иван Иванов с сыновьями Степан, Федор и Тимофей из д. Верхозина отмечены по фамилии Байбородин. В исповедной ведомости Маслянской слободы 1800 года в д. Верхозина внуки Ивана Ивановича записаны уже по фамилии Байбородских (чьих будете?): Федор Тимофеев Байбородских 62 лет, сыновья Иван 42, Ефим 34 Степан Тимофеев Байбородских 65 лет с сыном Алексеем 35 Иван Тимофеев Байбородских 54, сын Алексей 22 Федот Степанов Байбородских 72, сын Феоктист 36 Михайло Тимофеев Байбородских 54, сын Петр 20 лет Фамилия эта закрепилась за потомками. В Шадринском архиве есть дела Знаменской церкви с. Маслянского (исп. ведомости 1811-21 гг.) и метрические книги Троицкой церкви до 1914 года

Lubava: Прадед Байбародских Федор Андриянович, прабабушка Александра дедушка Байбародских Александр Фёдорович, бабушка Охапкина Полина Ивановна. сын Байбородских Николай Александрович (проживает в село Маслянское)

Lubava: Жители современного Вилегодского района уходили в Сибирь "встречь солнцу" начиная со времен Ермака, как организованно, так и в индивидуальном порядке. Последнее организованное переселение происходило во время Столыпинских реформ на территорию нынешних Новосибирской, Курганской областей и, может, в другие места. Все вилегодские Байбородины были из черносошных крестьян. (согласно метрических книг и других архивных документов)

strelesiy76drakos15@: Здравствуйте! Михаил- это отец моего дедушки Николая Михайлович Байбародских. Я его внучка Байбародских Людмила Анатольевна



полная версия страницы