Форум » Курганская область » С. Пески Катайского р-она. (продолжение) » Ответить

С. Пески Катайского р-она. (продолжение)

Тунгус:

Ответов - 122, стр: 1 2 3 4 5 All

Тунгус1: На защиту Советов. Хотя царя и не стало, порядки в стране остались прежними. Временное правительство, состоящее из помещиков и буржуев, продолжало политику царя и не дало народу ни мира, ни хлеба, ни свободы. Это дала только Октябрьская революция, свершившаяся под руководством партии большевиков, под непосредственным руководством великого Ленина. Но сметённые октябрьским ураганом эксплуататорские классы не хотели смириться со своим поражением и развязали гражданскую войну, а правительства 14 капиталистических государств начали против Советской России интервенцию. На защиту молодой республики Советов, своей родной власти поднялись все честные люди страны: рабочий класс и трудовое крестьянство, лучшие представители интеллигенции. В городах и сёлах стали организовываться добровольные отряды и дружины. В мае 1918 года, когда на Урале сложилась очень тяжёлая обстановка в городе Катайске из добровольных дружин сформировался первый Крестьянский Коммунистический полк, который за свою храбрость и умелые боевые действия вскоре был официально назван полком Красных Орлов. Из нашего села Пески в него вступило 82 человека. В числе добровольцев был и автор этих строк. Подвиги земляка. Много боевых подвигов совершили наши катайские добровольцы. Много выросло в нашем полу бесстрашных героев, настоящих орлов. Расскажу хотя бы об одном из них – о Петре Васильевиче Балине. В августе 1918 года под Сухоложьем Балин был тяжело ранен, но не ушёл с поля боя, разил из винтовки врагов наповл. Атака противника была отбита. Под Кушвой в ночное время он буквально по открытой местности пробрался к наблюдательному пункту противника, снял часового и дал возможность нашей роте незаметно приблизиться к позиции белогвардейцев, атаковать и разгромить их. Под Баранчинским заводом Пётр Васильевич снова был тяжело ранен и отправлен на станцию в санитарный эшелон. В это время на станцию налетели белые. Гибель раненых казалась неизбежной, но Балин вместе с другими коммунистами умело организовал оборону. Большинство налетчиков были перестреляны нашими раненными бойцами, остальные разбежались под натиском прибывшего к поезду подкрепления. *** Вспоминая о былом, с гордостью отмечаешь: правильный выбор в жизни сделали мы, тогдашние крестьянские парни, правильно определили своё место в великой классовой схватке. Дело Ленина, за которое мы боролись живёт и побеждает. Аркадий Балин, бывший боец полка Красных Орлов.

АК-63: Тунгус1 пишет: По селу растекались тайные слухи, что война ведётся только в угоду царя и богачей, что скоро царю дадут по шее. Волостное начальство и кулаки называли такие слова «крамольными», грозились повешать на первой же осине каждого, кто впредь такие слова произнесёт. В том-то и дело, что только "грозились", а реально приводить подобные угрозы в исполнение начали уже совсем другие люди четверть века спустя. - Сравните, чем закончились для нашей страны две мировых войны...

Тунгус1: Газета «Знамя» 20 августа 1970 года. На антирелигиозные темы. Слепо верили всему. В пору моего детства крестьяне жили в постоянном страхе перед богом. « Без бога – не до порога», - с этой мыслью вставали и ложились спать. Царю и помещикам было выгодно держать простых людей в невежестве. Отсюда и воспитание детей проводилось в духе преклонения перед «всевышним». Веры в загробную жизнь. Каких только небылиц не сочиняли, чтобы укрепить у людей религиозные чувства! Как – то в школе на уроке закона божьего местный священник рассказал такую историю. В одном городе строили крепость. Что днём сделают, ночью разрушится. Проходивший мимо старец объяснил это загадочное явление тем, что кто-то из строителей грешен. Странник посоветовал принести жертву – замуровать в кирпичную стену живого младенца. Так и сделали. Бросили жребий – чьего ребёнка принести в жертву. После этого господь простил грехи, и никаких проишествий на стройке не стало. Где это происходило, преподаватель не сказал. По той простой причине, что нельзя было проверить достоверность выдумки. Религиозный дурман порождал всякого рода шарлатанство. В деревне Чусовой был такой случай. Жил там мужик по имени Григорий. За ним утвердилось прозвище «богомол». Очень уж набожный был. Так вот этот Григорий сочинил версию о том, что господь призвал его к себе. Слух быстро распространился. К Григорию потянулись верующие не только своей, но и соседних деревень. Просили похлопотать перед богом о спасении их душ. Разумеется, эти просьбы сопровождались подаяниями. Наконец «богомол» заявил что такого-то числа он полетит на небо. «Клиенты» собрались провожать. Григорий привёл толпу к изгороди, разделяющей песковские и чусовские , залез на эту изгородь и объявил чтобы все сделали земной поклон. Если хоть один человек не поклонится, бог может не принять его, Григория, на небо. Когда все «пали ниц», «избранник божий» нырнул в примыкающую к изгороди рожь и был таков. Долгое время «богомол» не появлялся в деревне. Потом якобы ходил в Верхотурье на могилу Симеона праведного замаливать грехи за обман верующих. Оттуда принёс крестиков, что носят верующие на шее, иконок и стал ими торговать, уверяя, что кто купит, душа того вознесётся в царство небесное. Рассказывали, что спекуляция на чувствах верующих помогла «богомолу» разбогатеть. А.Балин, бывший житель села Пески. Г. Чернигов.

АК-63: Тунгус1 пишет: в школе на уроке закона божьего местный священник рассказал такую историю. В одном городе строили крепость. Что днём сделают, ночью разрушится. Проходивший мимо старец объяснил это загадочное явление тем, что кто-то из строителей грешен. Странник посоветовал принести жертву – замуровать в кирпичную стену живого младенца. Так и сделали. Бросили жребий – чьего ребёнка принести в жертву. После этого господь простил грехи, и никаких проишествий на стройке не стало. Классический случай "испорченного телефона"! Священник явно рассказывал о языческих нравах. Если бы он вдруг связал такое с христианским Богом, то ничего, кроме исключения из духовного звания и отдачи под суд за богохульство, ему бы при этом не светило! (Кстати, "богомолов", подобных упомянутому Григорию, церковное начальство тоже крепко не жаловало...)

Тунгус1: Газета «Знамя» 6 октября 1973 года. Учительница первая моя. Впервые порог школы я переступил в 1908 году. Это была только что построенная новая школа в с. Пески. До этого преподавание велось в обыкновенной крестьянской избе. Разделялась она на две половины, но всё-таки называлась школой, так как в ней обучались дети из церковного детского приюта. Инициаторами постройки новой школы были учительница Елена Ивановна Корелина и церковный попечитель Никита Иванович Снегирёв, у которого Елена Ивановна жила на квартире. Родом она из села Сапожниково Катайского района. В селе тех лет население было сплошь безграмотное. Для иллюстрации такой пример. На улице где жили мои родители, было 24 двора, а читать и писать умели два человека. Можно представить себе, как трудно было работать учительнице, в те годы, сколько нужно было положить старания, любви, таланта, чтобы привить ребёнку любовь к книге, стремление к занятиям. Елена Ивановна была человеком с открытой душой и учительницей , наверное, стала потому, что жила в ней потребность делать людей лучше чем они есть, честнее, добрее. Для этого требовалось умело, ненавязчиво подсказать ребёнку дорогу в большую жизнь и найти прочные душевные контакты. Она их находила. Организовывала хоровые кружки, для девочек был организован кружок рукоделия, мальчиков увлекла физкультурой, находила интересные книги. В первом классе нас училось около 80 человек, а во втором примерно 45 человек, а в третьем – ещё меньше. Для нашей учительницы эта текучесть была большой неприятностью, но что можно было сделать, когда родители говорили: «Мы век живём неграмотными, а землю пахать большой грамотности не надо». Что касается службы в царской армии, говорили так: «У Петра Первого армия была не грамотная, а била Шведов! Командир скомандует пушкарю, чтобы тот повернул ствол на две шапки вправо или в лево на пол-шапки, и ядра ложились в цель. А сейчас наши дети буквы, цифры знают. Молитвы читать научились. Хватит им этого, пусть в хозяйстве работают ». Были у учительницы неприятности и с местными властями. Как-то она решила поставить спектакль. Название пьесы было «Освобождение крестьян». Автора этой пьесы не помню. Прошли репетиции. Всё было хорошо. Подобрали костюмы, сцену оборудовали своими силами. Пришёл урядник и постановку запретил. Всю свою сознательную жизнь Елена Ивановна посвятила народу. Многие её ученики в период Великой Октябрьской социалистической революции встали на защиту молодого советского государства от внешних и внутренних врагов нашей родины. Перечислю некоторых из них: Никифор Артемьевич Баженов командир батальона в полку Красных Орлов, Иван Павловч Никифоров – участник гражданской войны, полковник, бывший делегат XVI съезда нашей партии, Иван Сергеевич Антропов – участник гражданской войны, подполковник; Гурий Александрович Трапезников – участник гражданской войны, работал в особом отделе В.Ч.К.; Пётр Андреевич Балин – участник гражданской войны, работал председателем Боровского сельского Совета, сейчас почётный гражданин этого села; Фёдор Данилович Балин - бывший полковой врач в полку Красных Орлов; Павел Фёдорович Столбов – участник гражданской войны, артиллерист, бывший председатель Песковского Совета; Григорий Иванович Баженов – участник гражданской войны, командир взвода восьмой роты полка Красных Орлов и много других её учеников, которые занимали ответственные посты. А. Балин ветеран полока Красных Орлов. Г. Чернигов.

АК-63: Тунгус1 пишет: учительница Елена Ивановна Корелина На рубеже 19-го и 20 веков в Камышловском уезде служили священниками Михаил Иванович Корелин (Колчедан) и Петр Иванович Корелин (Кочневское). - Братья Елены Ивановны? А вот то, что в публикации 1973г прямо указано на связь с церковью инициатора постройки новой школы - это удивляет...

Тунгус1: По статье В. Антропова в газете «Знамя» от 28 – 30 июля 1970 года. Революцией призванный Чистяков Григорий Степанович родился в 1893 году в деревне Чусовой Песковской волости Шадринского уезда. Крестьянин – середняк. В армию призвали осенью 1914 года. После короткого обучения - на фронт. Воевал в 748 Вилейском полку. Четыре его брата тоже воевали на фронтах 1-й мировой войны. За три года войны многое понял Григорий. Сравнительно грамотный, как-никак за плечами три класса сельской школы. Беспокойный по своему характеру Григорий тянулся к правде жизни. Его заметила большевистская организация полка, стала давать ему поручения. Так постепенно Григорий становится активным борцом против царизма. После провалившегося наступления 23 июня на фронте начались репрессии. В одной лишь 5-й армии было арестовано и брошено в крепость города Двинска около 900 революционных солдат, обвинённых в дезертирстве и шпионаже. Вместе с группой своих товарищей был арестован и Григорий Чистяков. Его обвинили в шпионаже. По имени Двинска арестованные революционные солдаты получили своё название – двинцы. После бунта в крепости под усиленным конвоем двинцев погрузили в эшелон. На московском перроне их встретил конвой во главе коменданта Бутырской тюрьмы. Двинцы снова оказались за решоткой и в знак протеста объявили голодовку. По требованию Московской организации большевиков и настоянию большевстской фракции Московского Совета удалось добиться освобождения 22 сентября 593 человек из 860 . Остальные были освобождены уже в дни октябрьских боёв. Григорий Степанович был освобождён в числе первых. Вместе с красногвардейцами и солдатами двинцы сражались на московских улицах в октябрьские дни. Григорий Степанович Чистяков принимал участие во всех боях двинцев в Москве. У Никитских ворот его задел штыком юнкер, но Григорий не ушёл из боя. 3 ноября 1917 года в Москве победила Советская власть. Вернувшись весной 1918 года домой, он принимает активное участие в установлении Советской власти дома, а затем ушёл в первый Крестьянский полк. Работал в штабе 29-й стрелковой дивизии, затем в штабе 3-й армии. Он связал свою жизнь с армией навсегда и после окончания гражданской войны служил в разных городах страны. Последнее время работал в комендатуре города Свердловска. В 1934 году Г.С. Чистяков трагически погиб – был убит неизвестными в своей квартире. Таким был один из двинцев – наш земляк Григорий Степанович Чистяков.

Тунгус1: Газета «Знамя» №90 от 4 июля 1974 года. Матрос с крейсера Аврора. Десятилетия отделяют нас от того дня. Когда раздался исторический выстрел с крейсера «Аврора», послуживший сигналом к началу штурма Зимнего Дворца. Матросы крейсера были в первых рядах борцов революции. Одним из них был наш земляк, уроженец села Пески Иван Фёдорович Чистяков. Материалы о службе И.Ф. Чистякова на крейсере революции имеются в Шадринском краеведческом музее. Сегодня мы публикуем материал ветерана полка Красных орлов, уроженца села Пески Аркадия Герасимовича Балина, проживающего ныне в г. Чернигове, о дальнейшем пути матроса с крейсера «Аврора» И. Ф. Чистякова. После Великой Октябрьской социалистической революции в село Пески бывшего Шадринского уезда прибыл из Петрограда матрос Балтийского флота Иван Фёдорович Чистяков. Служба на флоте с 1915года, свержение временного буржуазного правительства в 1917 году о многом заставили подумать Чстякова. С первых же дней он стал проявлять активность в укреплении Советской власти в родном селе. Оказывал помощь волостному Совету в проводимых мероприятиях, выступал на сельских собраниях в защиту бедноты … И сам он по происхождению был из бедной семьи. Его мать Александра рано овдовела, и у неё на иждивении осталось четверо малолетних детей. Поэтому кулачество ненавидело Чистякова, а беднота уважала. Мне припоминается стычка Чистякова с кулаками, которые не хотели передавать свои земли в общественный фонд. Земля эта куплена была ими у бедноты за бесценок. Ещё при царском режиме на вечное пользование. После мятежа чехословатских военнопленных в 1918 году в сёлах стали активно действовать контрреволюционные элементы. Над молодой Советской республикой нависла серьёзная опасность. На борьбу с белочехами поднялась вся уральская партийная организация. В селе Пески стал формироваться красногвардейский отряд, командиром которого был коммунист моряк Иосиф Андреевич Ослоповский. В его формировании активное участие принял матрос с крейсера «Аврора» Иван Фёдорович Чистяков. Он в числе первых стал бойцом этого отряда. В июне 1918 года была объявлена мобилизация пяти возрастов – с 1893 по 1897 годы. Волостному Совету в этом деле оказывали содействие многие бойцы нашего отряда, в том числе и Иван Фёдорович Чистяков. Перед волостным Советом стали новые задачи, которые нужно было немедленно решать. Кулачество стало уклоняться от уплаты налогов, от продажи по твёрдым ценам продуктов питания, укрывать коней, которые были нужны для обслуживания формирующегося отряда. Когда ещё в Шадринске находился уездный Совет депутатов трудящихся, отряд кое-чем снабжали и поддерживали с ним связь. 30 июня городом завладели белые. Все вопросы Песковский волостной Совет стал решать самостоятельно. На торговцев, на кулаков, накладывали контрибуцию, производили конфискацию лошадей и повозок. Волостному Совету и здесь большую помощь оказывали бойцы нашего отряда и особенно Иван Фёдорович Чистяков. Обстановка с каждым днём ухудшалась. После взятия Шадринска беляки 11 июля 1918 года повели наступление на Долматово. В силу сложившейся неблагоприятной обстановки на фронте белым удалось овладетьДолматовым. Они повели наступление на село Катайское. Чтобы сорвать наступательные планы беляков, 19 июля командир нашего отряда И.А. Ослоповский повёл наступление на село Ключи, Катайск оборонял в это время 1-й Крестьянский Коммунистический полк. Уральский полк, который дрался под Далматовым, отошёл на станцию Синарская. Село Ключи от Песков, где дислацировался наш отряд, находится на расстоянии 12 километров в сторону Далматова. В этом первом нашем наступлении Иван Фёдорович Чистяков руководил разведывательной группой. Утром на рассвете мы заняли Ключи. Примерно в 10 часов 20 июля в Ключи прибыл вестовой и сообщил, что беляки овладели селом Катайским. Чтобы не попасть в окружение, наш отряд оставил Ключи и отошёл в с. Пески. Начальство дало приказ спешно погрузить на повозки всё наше имущество. В этот же день мы стали отходить на город Каменск. Вечером мы были в Зырянке. До нашего прибытия в селе несколько дней хозяйничали беляки из Бродокалмака: вылавливали активистов села, под конвоем угоняли в Бродокалмак, а там с ними расправлялись. Эти зверства ещё больше создавали ненависть к врагам. 23 июля поступил приказ оставить Зырянку Продолжение следует.

Далматовец: О том, что красные несколько раз заходили в наше село Ключевское, мне рассказывала бабушка. Заметка в газете - подтверждение этому. Спасибо! Через год,28 июля 1919. 269-й полк 30-й дивизии освободил село Катайск и через село Пески полевой дорогой 31 июля вошел в село Першинское. Им помогала рота 267-го полка, которая перед этим без боя вошла в село Ключевское со стороны д. Черемисское(М.П.Бирюков).

Тунгус1: Продолжение. и двигаться на Каменск. Как только мы снялись с застав, которые были выставлены на дорогах, идущих в Зырянку, и двинулись по мосту через реку Синару, белые открыли пулемётный и оружейный огонь. Но командование сумело привести отряд в боевую готовность. Беляки были отбиты, отряд вышел из окружения. Ивану Фёдоровичу Чистякову за несколько часов до стычки с беляками было дано приказание пополнить фуражом запасы отряда. В пути следования он со своим помощником Сергеем Ефимовичем Баженовым был схвачен белыми. В Каменске отряд соединился с Первым Крестьянским Коммунистическим полком и был переименован в 8-ю роту. 26 июля полк оставил Каменск и стал отходить на станцию Богданович, когда беляки вели наступление на эту станцию. … Во второй половине июля 1919 года мне после ранения комиссией из госпиталя был предоставлен отпуск на один месяц. К этому времени село Пески было освобождено от колчаковщины. И вот я в селе Песках. От очевидцев узнаю о хозяйничестве беляков в нашем селе. Многие мужчины, которые оказывали содействие при формировании нашего отряда, были заключены в Шадринскую тюрьму. При отступлении белых тюрьма была эвакуирована в глубь Сибири. Домой никто из них не вернулся. О Иване Фёдоровиче Чистякове мне рассказывали многие, но ясность в этом деле внёс Сергей Ефимович Баженов, который чудом остался жив. Когда они с Чистяковым грузили фураж, то услышали стрельбу и поспешили в отряд. Но на них наскочили казаки. Чистяков и Баженов с одним наганом не могли оказать настоящего сопротивления, И. Ф. Чистяков был схвачен и обезоружен. А Сергея Баженова один беляк ударил клинком. Удар пришёлся так, отрубил Баженову нос. От боли он упал, залился кровью. Беляки посчитали что его зарубили. Когда они скрылись, добрые люди подобрали Баженова и укрыли от опасности. Песковское кулачество узнало, что в селе Зырянке белые напали на отряд Ослаповского, и поехало в Зырянку убедиться, не осталось ли после отступления отряда конфискованное у них имущество. Узнав что беляки взяли в плен И.Ф. Чистякова, кулаки потребовали, чтобы для расправы его направили в село Пески. Состоялась передача Ивана Фёдоровича Чистякова в руки песковского старосты, ярого врага Советской власти И.Баженова. Тот дал распряжение начальнику белогвардейской дружины И. Нетунаеву под надёжной охраной отправить Ивана Фёдоровича Чистякова на песковское кладбище и расстрелять. Нетунаев с удовольствием выполнил приказание старосты, даже для расстрела Чистякова вызвал из деревни Черемисски дружинников. Чтобы усилить страдания матери, дружинники привели её на расстрел сына. После расстрела не выдержало сердце матери И.Ф. Чистякова, и она вскоре умерла. Так оборвалась молодая жизнь матроса с крейсера «Аврора». Пусть же знает наша молодёж, в каких трудных условиях приходилось отстаивать Советскую власть. А. Балин , ветеран полка Красных Орлов.

Тунгус1: Газета «Знамя» 14 июля 1978 год. Коммунист с семнадцатого года. 62 года состоит членом К.П.С.С. Чистяков Гурий Алексеевич, уроженец деревни Чусовой Катайского района. На его жизненном пути оказались люди, оказавшее большое влияние на формирование взглядов Григория Алексеевича, как большевика. Сам он рассказывает: «Ленин и большевики в нашем Зауралье стали хорошо известны после революции 1905 года. Я в 1905 году закончил трёхклассную школу с. Пески Шадринского уезда. Учительница Карелина Елена Ивановна давала мне иногда читать нелегальные брошюры, как хорошо успевающему ученику. Балин Николай Данилович политподнадзорный вернувшись домой с японской войны тоже беседовал со мной. В 1915 году я был призван на службу в армию. Трое в нашем полку имели связи с большевиками: Григорович, старый кадровый солдат, Леньков – бывший Петроградский рабочий и я. Линьков получал из Питера нелегальную литературу и мы её распространяли. Февральская революция 1917 года всколыхнула всех. В конце апреля прибыл на комиссию в Шадрински и меня определили в 139 запасной полк. Здесь я встретился с Андреем Алексеевичем Ждановым. Он в это время был представителем ЦК РСДРП. Я был избран в президиум совдепа. Жданов из солдат- фронтовиков создал партячейку. И по документам я стал членом партии с 15 мая 1917 года. Прибыв домой в январе 1918 года, я принял участие в работе Песковского совдепа, руководил культмассовой комиссией. В мае восстали белочехи. Я вступил добровольцем в Первый Крестьянский Коммунистический полк Красных Орлов, который формировался в Катайске. Там получил командировку в Екатеринбург (ныне Свердловск) за литературой и встретил свой полк уже в Каменске, где был избран в следственную комиссию 29 дивизии. Она формировалась из членов волсовдепов. Гражданскую войну закончил комиссаром. Летом 1921 года я демобилизовался и был избран в Песковский совдеп. Возглавил земельную комиссию. Был несколько лет председателем Совета. А в 1929 году на родной земле, в д. Чусовая, организовался колхоз «Большевик», где я был его председателем. В 1933 году был взят на работу в политотдел Катайской МТС. Был редактором газеты «Трактор» при политотделе. Несколько месяцев редактировал газету «Голос колхозника». В 1935 году по просьбе колхозников снова возглавил колхоз «Большевик» (до 1937 года). Перед войной возглавлял сельпо. В войну был мобилизован на завод, работал в литейном цехе. После войны был на разных хозяйственных работах». Так закончил рассказ Гурий Алексеевич, персональный пенсионер союзного значения. Запись сделал А. Чистяков, учитель истории школы рабочей молодёжи.

Тунгус1: Из статьи «Шёл 1921 год» Газета «Знамя» 7 августа 1976года. Шёл 1921 год. Осенью 1921 года закончилась моя служба в Красной Армии по состоянию здоровья. Я прибыл на родину , в село Пески. В это время не только в нашем крае, но и в ряде других областей был неурожай. Многие крестьяне со своих посевов не собрали даже семян. Чтобы не умереть с голоду, крестьяне запасались суррогатом лебеды. Размалывали её на мельнице и стряпали хлеб, добавляя картофель. А у кого картофеля не было ели одну лебеду. Я многое повидал за время восстановительного периода. Рабочие не от радости шли в деревню. Сделанные ими зажигалки, вёдра и другие предметы они меняли на хлеб у зажиточных крестьян, которые сумели утаить его от продразвёрстки. Я сам единственное пальто обменял тогда на пуд зерна. В рваной фуфайке, которую мне дали на замен, шёл в своё село по 40- градусному морозу, что-бы для семьи доставить продовольствие. Читатель наверное подумает, почему я не обратился в свой Совет за помощью. Но в Песках в то время был такой председатель Совета (сейчас не помню его фамилии), который вместо того, чтобы помочь или посоветовать, где и какой найти выход, с иронией сказал: «Вы служили в армии, там и просите помощь, а у нас фондов нет». А потом ещё добавил: «Если будешь баловаться, с тобой поступят так, как с Антроповым Терешкой». Позднее я узнал о Терентии, у которого брат Михаил погиб, защищая Советскую власть. На почве голода Терентий взял у какого-то из богатых золотое кольцо. Кулаки устроили над ним самосуд. Вспоминается ещё один случай. Как-то гражданка из деревни Чусовое Ирина Егоровна Чистякова, у которой два сына Афанасий и Тимофей погибли на гражданской войне , защищая Советскую власть, на почве голода решила подоить корову, принадлежащую кулаку этой же деревни. Кулаку об этом сообщили, и над женщиной и её несовершеннолетним сыном был устроен самосуд. Их водили по деревне, наносили побои и заставляли кричать, что они доили чужих коров. Мальчёнке наносили побои не меньше, чем матери, и он кричал во весь голос: « Когда мамка доила корову, я стоял на страже!» обессилев от побоев, мать с сыном не могли двигаться… Партией была проведена огромная работа по мобилизации сил для наступления на кулачество и капиталистов. Из сельских Советов выгнали пробравшихся к руководству чуждые классовые элементы. Партия направила на руководящую и хозяйственную работу тысячи коммунистов из Красной Армии. Многие командиры, комиссары, политработники стали директорами заводов, работниками государственных учреждений, торговых и кооперативных организаций. Я в это время работал на Асбестовых рудниках… А.Балин, ветеран полка Красных Орлов. Г. Чернигов.

Тунгус1: Газета «Знамя» 10 июля 1976 года. Ради новой жизни. Прошло более полувека, а память цепко хранит многие эпизоды военной жизни. Может быть потому, что были тогда молодыми, боевыми, энергичными, что взялись делать серьёзное дело: жизнь новую защищать и строить её. Ефиму Михайловичу Антропову тогда не было ещё двадцати, нынче без двух – восемьдесят лет. Живёт в селе Пески. - Здесь родился, тут и помирать буду, - говорит он. За всю свою жизнь он не жил в селе всего три года. В это время он служил в прославленном полку Красных Орлов. А если сказать точнее – завоёвывал славу полку, а себе и людям – новую жизнь. Записался в полк добровольцем. Многое пришлось испытать. Были горечь отступлений, смерть знакомых и друзей, радость победы над врагом. Служил в одном полу с известным земляком, бывшим пулемётчиком, ныне Маршалом Советского Союза Филиппом Ивановичем Голиковым. Вместе ели, спали. Нередко собирались и вели долгие разговоры о будущей мирной жизни. Трижды догонял и возвращался в полк после госпитальных коек, где залечивал полученные ранения. Уже громили последние белогвардейские банды на юге Украины, когда Ефима Михайловича ранило в четвёртый раз. Ранило тяжело. Выписали из госпиталя инвалидом. Так и приехал в родное село. Шёл 1921 год. Сначала трудился в личном хозяйстве, а затем, как только начал организовываться колхоз, одним из первых подал заявление. С тех пор красноорловец все силы отдавал общественному хозяйству вплоть до выхода на пенсию. Он не считался со своей инвалидностью. Особенно трудно было в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Ефим Михайлович вырастил и воспитал 11 сыновей и дочерей. Трое и сейчас живут в Песках. Галина, например, повар в столовой, Степан – директор Дома культуры, Александр – сторож. Четверо - в Катайске . Николай и Алексей трудятся на насосном заводе. Две дочери – в Каменске – Уральском. Но где бы не жили ни работали его дети, отца не забывают. На днях пообещался в гости сын Михаил, который живёт в Беларуссии. Скромно живёт Ефим Михайлович в своём стариньком домике. Хочется ему встретиться с однополчанами, поговорить, вспомнить давно прошедшее. Нет нигода не забудутся и не сотрутся из памяти народной боевые дни полка Красных Орлов. Родина чтит память героев. Ефим Михайлович бережно хранит орден Красной Звезды, которым наградила его страна за заслуги, за ратные и трудовые дела. В. Безукладников.

Тунгус1: Газета «Знамя» 26 сентября 1978 года. К 60- летию ВЛКСМ. Комсомолец 20 – х. Двадцатые годы. Суровые и боевые. Социалистическое строительство в стране набирает темпы. В борьбе за светлое завтра страны Советов принимали самое активное участие члены Ленинского союза молодёжи. Среди первых комсомольцев нашего района был Кузьма Петрович Балин, житель с. Пески. Вот что он рассказывает: «В 1927 году у нас в селе образовалась комсомольская организация. Секретарём комсомольцы выбрали Григория Петровича Антропова. Активно участвовала в комсомольской работе Александра Михайловна Чистякова, в то время секретарь сельсовета и пионервожатая в школе. Большую работу вели комсомольцы в годы коллективизации: они первыми вступали в колхозы, участвовали в художественной самодеятельности». Кузьма Петрович, будучи в 1934 году инструктором комсомола в политотделе Катайской МТС, помогал организовывать работу колхозных комсомольских ячеек. Оказывал и помощь первичным организациям ОСАВИАХИМА проводить оборонно – массовые мероприятия. Два года Кузьма Петрович был инструктором ВЛКСМ. Он – в гуще дел комсомолии района, часто выезжает в колхозы, помогает комсомольским организациям в росте их рядов за счёт передовой колхозной молодёжи. В годы Великой Отечественной войны К. П. Балин служил в 158 стрелковом полку на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись из армии, много лет работает председателем сельсовета, председателем колхоза. С 1975 года ветеран партии и комсомола на пенсии. Но и сейчас он принимает активное участие в общественной жизни своего села. Комсомолец двадцатых годов не может иначе. А. Чистяков, учитель Катайской школы рабочей молодёжи.

Тунгус1: Газета «Знамя» 28 июля 1977 года. Дорогой Октября. Биография современника. Порой встречаемся с человеком каждый день, работаем годы рядом, и лишь случайно открывается: «Да какой-же человечище рядом с тобою вместе работает!» Так было и со мной. И сегодня мне хочется рассказать о замечательной учительнице нашей школы, ныне пенсионерки А.М. Чистяковой. Мы всегда учились у неё деловитости, целеустремлённости, умению сплотить коллектив. Трудное детство, суровая юность закалили её сделали трудолюбивой. Родилась А.М. Чистякова в 1909 году в семье крестьянина бедняка села Пески Катайского района. Семья была из 6 человек: 4 сестры и отец Михаил Васильевич, мать Александра Терентьевна. Жили очень бедно: одна лошадёнка, две десятины земли, да и те в 6 местах разбросаны. Рано пришлось маленькой Шуре помогать отцу в работе. Семи лет пасла лошадёнку, таскала хворост для костра, боронила. Ходила на подённые работы: косить, жать серпом, копать картофель, мять и трепать лён, а зимой прясть. За каждый день работы в поле получали 50 копеек. Так было до 1928 года. В этом году семья Чистяковых вступила в колхоз «Трёхозёрки». Работать стало легче. Из молодёжи организовали бригаду. Бригадиром поставили Павла Фёдоровича Чистякова. Домой молодёжь не ездила, ночевала в поле: расставаться с бригадой не хотелось да и торопились урожай быстрее собрать. - 45 дней пробыли на уборке, приехали домой грязные, оборванные. Правление колхоза благодарило нас. Получила я тогда премию – платок. До сих пор храню его – это первая премия в моей жизни, - говорит Александра Михайловна. Двадцати лет А.М. Чистякова вступила в комсомол и вскоре стала пионервожатой в Песковской школе. По путёвке комсомола была направлена на курсы пионервожатых в г. Шадринск. Александра Михайловна вспоминает: - По приезду домой я сразу приступила к работе. Отряд пионеров был не большой, человек 20. Быстро подружилась с ними. Ребята во всём старались мне помогать. Часто выпускали листовки, писали лозунги, выступали с концертами, собирали золу и птичий помёт для удобрения полей, задерживали снег на полях, возили навоз, ходили в походы с ночёвкой. А у костра пели песни, рассказывали прочитанное из книг. Отличался своей примерностью Федя Баженов. Рос он сиротой. Отец погиб на фронте, и мать вышла замуж. Отчим невзлюбил мальчика. Федя жил или у дяди или у того, кто приютит. Часто пионерам приходилось возить его на санках в школу, так как обуви у него не было. Позднее Баженов поступил в лётную школу, успешно закончил её. Во время Великой Отечественной войны был лётчиком. Сейчас Фёдор Григорьевич живёт в Оренбурге. Когда Песковские колхозы «Трёхозёрки», «Рассвет» и «Урал» объединились, на курсы трактористов послали подругу А.М. Чистяковой Ефросинью Матвеевну Балину. После их окончания ей вручили колёсный трактор. Едет Фрося на тракторе, а он грохочет. Все выбежали смотреть. На второй день поехала пахать, так вся деревня за ней бежала смотреть, как пашет. Удивлялись силе трактора, а старики говорили: «Вот какого антихриста Фроська привезла! Чудо – не машина!» В это время шла заготовка хлеба, потому что страна нуждалась в продовольствии. Кулаки свой хлеб прятали. При Совете создали комиссию по заготовке хлеба, в которую входила и А.М. Чистякова. Каждый вечер приходилось работать до 2 – 3 часов ночи. Ходили по домам кулаков, искали тайники, набитые зерном. Приходилось ей и под крыльцом, и в собачьей конуре прятаться. Шла однажды поздно ночью А.М. Чистякова. Оглянулась и увидела, что за ней бегут двое, от лунного света ножи блестят. Помчалась сколько духу было и успела свернуть во двор к Егору Феофановичу Никифорову. Но стучать не стала, побоялась что долго не откроют хозяева. А её схватят на крыльце. Забежала в курятник. Куры подняли переполох , а кулачьё стучат в дверь. Но хозяин не открыл им. После этого случая председатель Совета назначил провожатого - сторожа из Совета Ивана Тимофеевича Нетунаева. Александра Ивановна любила детей. С 1931 года она стала работать учительницей начальных классов в Корюковской школе. Двадцать два года трудилась в нашей школе Александра Михайловна. И сюда попала не случайно. Согласно положению, базовая школа должна комплектоваться лучшими кадрами. Такой и была А.М. Чистякова. Её работа в нашей школе началась в трудное военное время. Печи не топились. Чернила застывали, приходилось их отогревать тёплым воздухом изо рта. Наглядных пособий не было. У Александры Михайловны было хорошо: надо – печку подтопит сама, чернила с шуткой заставит отогреть, а наглядные пособия лучше её никто не сделает. Многие из воспитанников не забывают свою первую учительницу, шлют письма, телеграммы, навещают её. И они самые милые, желанные гости. Когда она узнала о цели моего визита, то очень просила рассказать не о ней, а о подруге её юности, первой трактористке Фросе. Сейчас Е.М. Балина на пенсии. Живёт в Свердловской области. Вот такой была юность нашей молодёжи 30-х годов. Такими были они, первые советские вожатые, первые учительницы. И не даром грудь Александры Михайловны украшают значок «Отличник народного образования» и медаль «За трудовое отличие». Жизнь прожита её не зря. В. Цветкова, директор базовой школы.

medna: Тунгус1 Скажите пожалуйста, это один и тот же дом?

Тунгус1: medna пишет: Скажите пожалуйста, это один и тот же дом? К сожелению я не знаю. Единственное что запомнилось с детства, это был дом попа.

medna: Вообще-то сильно походят. Теперь этого дома нет?

Тунгус1: Да вроде бы походят. В этом доме был клуб. а с торца сельсовет. Этого дома уже давно нет. как и многих старых домов. Да и от деревни осталась где-то примерно третья часть. После укрупнения многие уехали в с. Петропавловское в центральную усадьбу. Многие померли. А сейчас как и во многих сёлах и деревнях мало кто остался. Но я думаю что это дом Флориских т.к. за этим домом был сад.

medna: Но в книге написано, что в этом доме родился Иван Ладыжников.

Тунгус1: Дома вероятно разные т.к. клуб был в этом доме как я помню в 50-х годах, а может быть и раньше.

Тунгус1: Сегодня разговаривал со старшими сёстрами, они говорят, что рядом с клубом (с той стороны где пристроена кирпичная кинобудка) стоял большой пятистенный дом. Его тоже звали поповским. Вероятно это и был дом Ладыжниковых. Оба дома построены напротив церкви с западной стороны. Перед войной в этом доме жил первый председатель колхоза Павел Антропов. Погиб на войне. Вот фото этих домов. 1 - клуб, 2 -е предположительно дом Ладыжниковых.

medna: Тунгус1 Спасибо!

Тунгус1: «Крестьянская газета» №11, 30 января 1928года. Отряд пионеров в 40 человек организовался в селе Пески. Организации отряда много способствовала местная учительница Крутиховская. «Крестьянская газета» 1929 год. Пионерский отряд Песковской школы 14 марта сдал на Катайский элеватор 13 центнеров хлеба. В 20-е годы в селе Пески работал драмкружок. Января 2 дня 1920 года нами обнаружено, что Балиным была произведена реквизиция у учительницы Карелиной сена 40 пуд. на сумму 355 руб. 20 коп.

medna: ГАСО 6-6-272 МК Слободо-Троицкой церкви Аятского села 1894-1896 28(30).05.1895 род Сергий Родители сей церкви священник Пётр Павлов Ладыжников и Валентина Иоаннова. Воспр. Шадринского уезда Песковского села Богородицкой церкви священник Иоанн Яковлев Кокосов и Екатеринбургского уезда Конёвского села жена священника Антонина Василиева Луканина.

Тунгус1: С НОВЫМ 2017 ГДОМ!

Любовь_Л: Тунгус1 пишет: Как мило!

Тунгус1: 8 декабря 1929 года состоялось заседание членов правления, совета уполномоченных и актива Чусовского зернового товарищества «Колос» Песковского сельсовета, на котором решался вопрос о перспективах коллективизации. На заседании решили: «… вести подготовительную работу среди населения о переходе с устава товарищества на устав сельхозартели или коммуны.»

Любовь_Л: г. Пермь Свято-Троицкая (Слудская) ц. ГАПК 37.1.140, кадр 55 04.02.1851 Алексей Шадринского уезда Петропавловской волости села Песковского государственный крестьянин Иван Матвеев Баженов и его законная жена Прасковья Анисимова http://pokolenia.permkrai.ru/books/view/20499

Тунгус1: Газета "Знамя" Катайского р-на.



полная версия страницы