Форум » Курганская область » 2009-2016 Новопетропавловское / Татарка » Ответить

2009-2016 Новопетропавловское / Татарка

OrdaKourow@ eandex.r: Жители с.Новопетропавловского Шадринского уезда Пермской губернии = Далматовского района Курганской области lyubov: Юровские Войнов: Поспеловы Бельковы Черных Лобановы Далматовец: Черных Худорожков Жиделев Архипов Зайков Андреев Андреевых Макаровых Далматовы Колчин Таушканов Яговитин Степных Маленьких Щербаков Хромой Шешенин Катаев Широков Плешков Богатырев Язин Жаркин Устьянцев Старожилов Ермолины Боярковы Мартьяновы и др. Продолжение темы смотрите здесь. Помогите найти сведения о селе Петропавловское Шадринского уезда Пермской губернии. Когда образовалась? От куда в нем появились Коуровы?

Ответов - 272, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Николай Петрович: АК-63 пишет: в отношении поручителей ни о чем подобном слышать не приходилось Вроде бы ни разу не находил в поручителях отца жениха или невесты. Но вот брат невесты часто выступает первым поручителем с ее стороны.

Войнов: Николай Петрович пишет: Но вот брат невесты часто выступает первым поручителем с ее стороны. Так вот и я про это! Частенько встречал, что именно брат выступал поручителем.

Войнов: Доброго дня! В каких селах Шадринского уезда (кроме Петропавловского) в 40-х годах 19-го века могли проживать Бельковы? В частности вот эти персоналии: вдова Парасковья Васильева Белькова 72 лет, сыновья: Иван Федорович 41 лет (дети Козьма 15, Дмитрий 9, Семион 1), Яков Федорович 36 лет (дети Фрол 8, Анна 2 лет, жена Устинья Максимовна 31), Прохор Федорович 27 лет, у него сын Михаил 2 лет.


Войнов: Доброго дня! В каких селах Шадринского уезда (кроме Петропавловского) в 40-х годах 19-го века могли проживать Бельковы? В частности вот эти персоналии: вдова Парасковья Васильева Белькова 72 лет, сыновья: Иван Федорович 41 лет (дети Козьма 15, Дмитрий 9, Семион 1), Яков Федорович 36 лет (дети Фрол 8, Анна 2 лет, жена Устинья Максимовна 31), Прохор Федорович 27 лет, у него сын Михаил 2 лет.

Войнов: Фото прабабушки Бельковой (Черных) Матрены Петровны и бабушки Поспеловой (Бельковой) Натальи Васильевны. Поработал с "Фотошопом". Все таки в цвете фотки оживают! Оригинал затем и наконец...Ву а-ля!

Lenpoint: Войнов пишет: Поработал с "Фотошопом". Все таки в цвете фотки оживают! Вы сами редактируете? На чём основывались при подборе цветов?

Войнов: Lenpoint пишет: Вы сами редактируете? На чём основывались при подборе цветов? Конечно сам! А цвета... Какие-то, так называемые "Памятные цвета "Фотошоп" (например оттенки кожи, волос, металлы,природа и т.д.). А одежда... Бабушка всю жизнь носила одежду синих тонов, а шаль прабабушки - это легенда (я думаю,что это та шаль). Со слов бабушки ее прабабушке подарил прадед Василий Фролович, так она в ней чуть-ли не спала! Что-то приходится искать в справочниках, например военная форма (фото деда и прадеда в форме). Ну и композиция! Хочется,что-бы еще и красиво было (в жизни не всегда бывает).

Войнов: Всем доброго дня! Может у кого-нибудь есть материалы по 9 ревизии 1850 г. Уксянской волости? Интересует с.Петропавловское: вдова Парасковья Васильева Белькова 72 лет, сыновья: Иван Федорович 41 лет (дети Козьма 15, Дмитрий 9, Семион 1), Яков Федорович 36 лет (дети Фрол 8, Анна 2 лет, жена Устинья Максимовна 31), Прохор Федорович 27 лет, у него сын Михаил 2 лет. (данные по исповедке 1859 г. и конечно в РС 1850 г. не все персоналии присутствуют). Заранее благодарен.

Войнов: Всем доброго дня! Может у кого-нибудь есть материалы по 9 ревизии 1850 г. Уксянской волости? Интересует с.Петропавловское: вдова Парасковья Васильева Белькова 72 лет, сыновья: Иван Федорович 41 лет (дети Козьма 15, Дмитрий 9, Семион 1), Яков Федорович 36 лет (дети Фрол 8, Анна 2 лет, жена Устинья Максимовна 31), Прохор Федорович 27 лет, у него сын Михаил 2 лет. (данные по исповедке 1859 г. и конечно в РС 1850 г. не все персоналии присутствуют). Заранее благодарен.

Войнов: Доброго дня! Сколько существует тема-никто не написал о истории села. Постараюсь восполнить пробел и привести здесь реферат Регины Зайковой,чей дед является Председателем совета ветеранов села и пишет книгу о истории села: "...Село Новопетропавловское основано в конце XVII века, во времена, когда русские землепроходцы завершили открытие сибирских и дальневосточных земель и приступили к их хозяйственному освоению. Русские поселения к тому времени протянулись узкой лентой от Уральских гор и до берегов Тихого океана. И, несмотря на это, до конца XVII века даже в Тобольск хлеб доставляли из-за Уральских гор. Вот почему было обращено внимание на бескрайние просторы Миасса, Исети и других притоков Тобола. Крестьяне, выходцы из разных мест Российского государства, устремились в поисках лучшей жизни на восток. Зауралье стало важным плацдармом освоения обширных просторов за каменным поясом, воротами в Сибирь и на Дальний Восток. Наше село обязано своим появлением именно этому периоду отечественной истории. А началось это так. В 1684 году Тобольскому воеводе князю П.С. Прозоровскому подал челобитную Шадринской слободы казачий сын Сенька Белошейкин, в которой писал, что приискал он на речке Крутихе место для постройки новой слободы, где по обе стороны Крутихи и по правую сторону Исети места пустые и никому не принадлежащие, и просил позволения завести тут государственную слободу и прибрать крестьян на денежный оброк, а также Беломестных казаков. 21 августа 1685г. князь Прозоровский дал Сеньке Белошейкину дозволительную грамоту на постройку слободы на реке Крутихе и на призыв для поселения крестьян на денежный оброк, с обычными льготами на первое время, и Беломестных казаков, а также на управление новой слободой, на взимание в пользу казны таможенных сборов. На отведенном в пользование Крутихинской слободе пространстве земли завелось впоследствии довольно много селений: с.Уксянское, деревни Любимово, Татарка (ныне село Новопетропавловское на реке Барневой) и др. Согласно архивным данным село первоначально называлось Татарка, позднее Петропавловка. Первое упоминание о селе обнаружено в подворной росписи селений Тобольского уезда от 9 августа 1719 года. В экономических примечаниях к планам генерального межевания «по Шадринскому уезду, составленных в начале 40-х годов XIX века, имеются следующие сведения: Петропавловское… по обе стороны речек Барнёвки, Татарки, Чёрной в нем церковь каменная во имя апостолов Петра и Павла с пределом святыя великомученицы Екатерины, казённый деревянный питейный дом. При селе бывают торжки 23 числа мая… В «Списке населённых мест по сведениям 1869 года» (СПб, 1875) село уже названо Новопетропавловское (Татарка) . Название села видоизменено было очевидно потому, что в Шадринском уезде было еще одно старинное село Петропавловское – центр Петропавловского сельского общества Петропавловской волости, сприписанными к нему деревнями - Казанцева, Балинская, Малый Касаргуль, Большой Касаргуль. По данным этого документа в 1869 году на территории села имелось: православная церковь, волостное правление и два торжка. Указано, что это бывшие государственные крестьяне, русские, православные. В селе имелась церковь, земская школа грамоты, волостное правление, земская станция, больница, еженедельный базар по пятницам. В селе Новопетропавловка(Татарка) была больница на 25 коек, которая построена в 1905 году. Больница обслуживала население деревень Бугаево, Белоярка, Галкино, Песчанка, Прошкино, Уксянка, Новопетропавловка. Сильное влияние на жизнь крестьянства оказывала церковь. В селе Новопетропавловка была построена деревянная церковь, и она называлась Петропавловская (в честь апостолов Петра и Павла). В 1842 году была построена каменная церковь. Ей принадлежало свыше 200 десятин земли. До революции 1917 года низовой административной единицей была волость. Новопетропавловская волость входила в состав Шадринского уезда Пермской губернии. Волостным старшиной перед революцией был Жиделев Василий Андреевич. Период XVIII- начало XIX в. был тяжелым в освоении края: немногочисленное население вело хозяйство в тяжелых климатических условиях, применяло неразвитую систему земледелия и примитивные орудия труда. Положение долгое время усугублялось военными конфликтами с кочевыми народами вследствие пограничного положения края. Не прошло стороной и пугачевское восстание. А вот с 1840г. положение начинает существенно меняться: сказываются меры по защите переселение крестьян из центральной России в Зауралье, в том числе и в Шадринский уезд. В это же время происходит значительное расширение посевных площадей. До революции в селе Новопетропавловском была церковно-приходская школа. Занятия проводил Молчанов в своём доме. Основными предметами были русский язык, чистописание и др. В 1872 г. в ней обучалось 7 мальчиков. В 1880 г. в селе открыто земское начальное училище. В 1902 г. в ней обучалось 102 человека, а церковно-приходской школе 25 человек. В 1913 году в селе построено новое кирпичное здание школы, которое функционирует и по сей день. 1917 год открыл новую страницу в области народного образования. Изменились цели и задачи образования. Школа была отделена от церкви. Вначале XX в. Зауралье, под влиянием проходившей в стране модернизации, находилось в процессе перемен. Какими могли быть результаты этого процесса, мы уже никогда не узнаем. Последующие события изменили облик мира, России, ее городов, сел и деревень. На страну обрушилась сначала Первая Мировая война, затем революция, гражданская война и голод 1921-1922 годов. 2.2 .Село Новопетропавловское в советский период 27 февраля 1917 года Россия пережила буржуазную революцию. В Шадринске и в деревнях уезда началась волна митингов и демонстраций. Состоялась митинг-сходка и в с. Новопетропавловское. В деревнях Новопетропавловской волости были образованы крестьянские союзы.14 июня 1917 года был образован волостной крестьянский союз. 7 июля 1917 года при волостном земстве был образован земельный комитет. Развитие революции в Зауралье имело особенности, вытекающие из особенностей края. Это была отсталая провинция с преобладанием крестьянского населения и малочисленными кадрами рабочего класса. Установление Советской власти в Зауралье затянулось до конца января 1918 года. Во многих волостях уезда, в т. ч. Новопетропавловской, были созданы группы бедноты (комбеды), которые провели огромную работу по изъятию излишков хлеба у кулаков, перераспределению земли между крестьянами. 30 октября 1917 года был образован Новопетропавловский волостной земельный отдел (с 1918 года стал называться земельный комитет). С октября 1917 года по март 1918 года провел большую работу: занимался подготовкой земельной реформы по потребительской и трудовой норме, раздавал землю нуждающимся крестьянам. Была ограничена и власть церкви. Поддержаны меры по отделению церкви от государства, а школы – от церкви. Гражданская война не обошла стороной наше село. Сильным был голод, он гнал людей из города в деревню, поближе к земле. Из воспоминаний Паршукова В.Ф, Краснопеева Г.С, Нечеухиной Д.Е, Жиделевой А.В, Колчина И.В. о гражданской войне можно сделать вывод о том, что на территории села Новопетрпавловское не было военных действий. Приходило большое количество конных и пеших отрядов белогвардейцев. Мужчин нашего села забирали в белую армию, везли их в г.Шадринск. «От службы уклонялись, прятались в кустах, их называли «кустарники». Если не успевали спрятаться, то по дороге сбегали»,- рассказывал Краснопеев Г.С. в своих воспоминаниях о гражданской войне. Были и те, кто уходили служить к белым и возвращались живыми, многие погибли. Никто не выступал против белых или красных, все мужчины прятались, в домах оставались немногие. Белые были хорошо вооружены, их проходило по селу много. Население наслышано было о них, многие их боялись.«Следом за белыми шли отряды красных, их кормили. Мужчины не прятались, отношение к ним было другое»,-писала Жиделева А.В. Так коснулась гражданская война нашего села. Село в двадцатые годы Введение нэпа 1921 г. стало благоприятно сказываться на развитии села, о чем свидетельствует не только рост населения, но и появление новых населенных пунктов, и развитие в селе кооперативного движения, еще достаточно свободного от контроля государства. В марте 1921 года председателем Новопетропавловского сельсовета был избран Федор Александрович Жиделев. В 1925 году в селе Новопетропавловское и деревне Чертиевка (Малиновка) были созданы машинные товарищества по обработке земли. В 1925 году в состав Новопетропавловского сельсовета входили: - с.Новопетропавловское, где имелись сельсовет, школа первой ступени, два промышленных заведения, больница, 247 дворов; -деревня Ленинка, 394 двора; -деревня Чертиевка (пролетарская, Малиновка) -327 дворов; -деревня Таушканово, 26 дворов; -выселка Ключи -19 дворов; -выселка Веселая, 11 дворов; -выселка Ключи новой жизни, 23 двора. Коллективизация Первая сельхозартель на территории Новопетропавловского сельсовета была организована в деревне Чертиевка 15 февраля 1928 года. В нее вошли 15 хозяйств, председателем артели «Новый быт» был избран Ф.В.Черных.Паевой взнос был 5 рублей, вступительный взнос – 50 копеек. В конце 1929 года в Новопетропавловке была образована коммуна «Новый мир» из 600 крестьянских хозяйств. Скороспелая коммуна быстро растаяла и прекратила свое существование. Село пережило период раскулачивания. Необоснованно были раскулачены и многие середняки. Например, И.В.Колчин имел площадь посева до 5 га, одну рабочую лошадь, одну корову. Батраков не держал. Ф.И.Байборин имел посева до 6 га, батраков не держал, семья 7 человек. Всех, кто отказывался вступить в колхоз, объявляли «врагами народа». Многие из них были репрессированы. В апреле 1931 года Уксянская МТС направила на Новопетропавловский участок 4 трактора. Встречать их собралось много народа. Первыми трактористами Новопетропавловского стали И.В.Колчин, К.П.Бурков, Г.А.Низимов, М.М.Коробицын и другие. Меняется и культурный облик села. Причем изменения несут на себе явный отпечаток «культурной революции». В 1929 г. была закрыта сельская церковь. Продолжала работать старая школа, а также была открыта новая школа в Ленинке. В 1933 году работала школа для взрослых, в которой обучалось 155 человек. Занятия проводили 7 преподавателей-ликвидаторов неграмотности. На территории села было создано 3 пункта ликвидации неграмотности. В 1935 году по инициативе кружка юннатов, руководимого учителем ботаники Ф.Е. Коробицыным, был заложен школьный сад на площади два гектара. Центром культурно-массовой работы был сельский клуб, оборудованный на втором этаже бывшего поповского дома. В нем всегда было людно. Ставились спектакли самодеятельных артистов, читались лекции, работалиразличные кружки: кооперативный, драматический, безбожников. С 1928 года в клубе стали демонстрировать кино. Одна кинопередвижка до 1930 года обслуживала несколько деревень. Военные годы Новопетропавловский музей хранит десятки примеров образцового выполнения нашими земляками воинского и гражданского долга. Учениками школы оформлена карта захоронений новопетропавловцев. От Дальнего Востока и до самого Берлина похоронены наши земляки. Больше всего полегло наших солдат под Сталинградом, Ленинградом, в Прибалтике, Польше и недалеко от Берлина. Война заставила людей пережить нечеловеческие трудности, ломала судьбы людей, отнимала жизнь. Более 500 новопетропавловцев ушли на фронт. Многие, за мужество и отвагу, были награждены орденами и медалями. Чудеса героизма проявил в боях с фашистскими захватчиками наш земляк лейтенант Дмитрий Сергеевич Колчин. В одном из боев на польской земле он был тяжело ранен. Пуля пробила его комсомольский билет, но не пробила его горячее сердце. На груди отважного воина сияет орден Красного Знамени. Коробицын Федот Егорович, был пулеметчиком и кавалеристом, воевал на Украинском и Западном фронтах. В Дарнице встретил День Победы. 7 июля 1945 г. его демобилизовали по возрасту. Юровских Николай Егорович участвовал в боях за город Николаев, освобождал Украину, Венгрию, Румынию, Австрию, Чехословакию. Медсестрой передового края прошла войну Вдовина Евдокия Андреевна. В краеведческом музее Новопетропавловской школы села красочно оформлен стенд, рассказывающий о подвигах ветеранов-участников Великой Отечественной войны. Вот их имена. Это Щербаков Петр Михайлович, который с боями дошел от Москвы до Берлина; Коршунов Василий Васильевич - участвовал в обороне Москвы и освобождении Праги; Черных Федор Петрович- участвовал в освобождении Варшавы и штурме Берлина; Обухов Ефим Яковлевич- прошел с боями от Курска до Берлина . 342 человека не вернулись в свое родное село. Их имена высечены на обелиске, который стоит рядом с Домом культуры. Люди пропадали без вести или на них приходила похоронка. В музей новопетропавловской школы люди принесли дорогие для семьи документы, такие, как это извещение : «Ваш муж красноармеец Клюшков Степан Николаевич 1905 года рождения уроженец Курганской области Уксянского района села Новопетропавловского в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, пропал без вести в сентябре 1942 года». (Приложение №6) Тяжелые испытания легли на плечи тех, кто остался в селе и продолжал возделывать землю, растить урожай, выращивать скот. В основном это были женщины, подростки, старики. В основном женщины исполняли работу трактористов. В нашем музее хранятся боле десятка их воспоминаний. Если обобщить их воспоминания, то мы увидим молодых женщин 20-25 лет, имеющих образование 2-3 класса, обучившихся работе на тракторе на курсах при Уксянской МТС. Обычным рабочий день был с 8 утра и до 11 вечера, не хватало одежды, обуви, очень скудным было питание, часто еду готовили из какой-нибудь травы. Тяжело, не по силам было девушкам заводить трактора, справляться с тяжелыми запчастями трактора. Семью свою, детей видели мало. Как написала в своих воспоминаниях Нечеухина Ольга Васильевна: «Домой приедешь за продуктами, в баню сходишь, да с ребятами повидаешься. Увидит председатель – сразу обратно направляет». А еще подписывались на сдачу хлеба в фонд армии, да на сдачу денежного займа государству до 1000 рублей. И все-таки справлялись с трудностями, работой и даже получали премии. Премии тогда были такие: калоши, платья, сапоги, отрез материи, платки. 13 колхозников были после войны награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После войны В 1949 году в селе Новопетропавловском был открыт детский дом. Дети были эвакуированы из города Волоколамска Московской области сначала в деревню Бугаево, а затем в 1944г. Бугаевский детский дом был расформирован и часть детей были переведены в село Новопетропавловское. С этими детьми в село приехал Климов Иван Андриянович, который был назначен директором Новопетропавловского детского дома.В 1956 г. Новопетропавловский детский дом расформировали и детей отправили в Шадринск, Курган и Челябинск. В 1958 году произошло объединение колхозов «Заря» (деревни Малиновка и Ленинка), «Урал» (село Новопетропавловское), им. Свердлова (село Лебяжье) и Новопетропавловской МТС в единый колхоз «Урал». По данным годового отчёта на территории колхоза имелось 736 дворов. В 1966 году произошло разукрупнение колхоза, отделилось село Лебяжье. Следовательно, тенденция сокращения жителей села продолжалась и в 60-е годы прошлого века. Сказывалась, в том числе, и социально-бытовая неустроенность села. Хотя нельзя сказать, что социальный облик села не менялся. (Приложение №8) В 1967 году было построено здание новой школы. Примерно в тоже время был построен Дом культуры на 400 мест с комнатами для кружковой работы и библиотекой с читальным залом. Демонстрировалось широкоэкранное кино. В доме культуры работали кружки: хоровой, вокальный, шахматный, вокально-инструментальный, клуб юного киномеханика, 2 агитбригады. В 1970-е годы в селе строилось жильё и объекты бытового назначения, началось асфальтирование улиц. Село было полностью электрифицировано и радиофицировано. 2.3.Наше село сегодня В начале девяностых была проведена частичная газификация села, а в начале XXI века она практически завершилась. Девяностые годы оказались тяжёлые для села:колхоз «Урал» пришел в упадок, многие люди потеряли работу, культурная работа в селе почти свернута. Село вновь пережило период упадка. Сегодня на территории сельсовета находится Новопетропавловский областной наркологический реабилитационный центр, УФ «Зеленогорскгеология» СП «Юрская геологоразведочная партия №71», ООО «Крестьянское хозяйство Барабинское», ЗАО «Далур» (Далматовский уран).Эти предприятия, в основном, работают и развиваются, поэтому существуют перспективы развития села. 3.Влияние исторических событий на численность населения История села Новопетропавловское насчитывает более трех веков, тесно связана с историей нашего края. Из богатейшей истории, которая не может быть охвачена одной работой, нам бы хотелось высветить два момента. Полностью разделяя взгляд, что главным достоянием государства являются его жители, люди, мы проследим колебание численности населения села в связи с различными историческими событиями и природными условиями. Предполагается, что это позволит сделать важные выводы о влиянии определенных событий непосредственно на жизнь людей. В условиях, когда в России проводится политика реформ и происходит ломка социальных отношений, исторический опыт в данной области имеет важнейшее значение. Первое упоминание о селе обнаружено в подворной росписи селений Тобольского уезда от 9 августа 1719 г. В этом документе указано, что в Татарке находилось крестьянских дворов 10, в них мужского пола и на подворьях 69 человек» В экономических примечаниях к планам генерального межевания «по Шадринскому уезду, составленных в начале 40-х годов XIX века, имеются следующие сведения: в селе «дворов 123, жителей мужского пола 608, женского пола 653». В ревизской сказке 1858 года Уксянской волости Петропавловского сельского общества о состоянии населения мужского и женского пола государственных крестьян село названо Петропавловским, входило в Уксянскую волость. На территории села в 1858 году было 164 двора и проживало в них 1189 мужчин, 1249 женщин, всего 2438 человек. Семьи были большие, в среднем 14-15 человек. В «Списке населённых мест по сведениям 1869 года» (СПб, 1875) село уже названо-Новопетропавловское (Татарка). По данным этого документа в 1869 году на территории села имелось: 301 двор и 2450 жителей (1198- мужчин и 1252-женщин), православная церковь, волостное правление и два торжка. В «Списке населённых мест Пермской губернии» (1908г.) значится, что в селе 681 двор и 4237 человек населения (2123-мужчин и 2114 -женщин). В селе Новопетропавловское за время, прошедшее до революции 1917 года, число дворов увеличилось на 380, что составляет 9,5 двора в год, а население на 1787 человек- 44,6 человека в год. Накануне Октябрьской революции (по данным 1916 года) в деревнях волости проживало 8944 человека. Насчитывалось 1368 дворов, 2842 лошади, 1688 коров и быков. 22 процента крестьянских дворов были безлошадными. Итак, с 1719г. (первое упоминание о селе) по начало 1840-х годов количество дворов увеличилось на 113, т.е. в среднем меньше чем на один двор в год. Число жителей (мужчин) увеличилось на 590 человек, что составляет в среднем 4,4 человека в год. Как расценивать эти данные? Лучше всего в сравнении со следующим периодом. К 1858 г. число дворов возросло на 41 или в среднем на 2,3 двора в год, а число жителей на 1177 или в среднем на 65 человек в год. Сравнение впечатляет. Какие выводы мы можем сделать? Пожалуй, такие, что период XVIII-начало XIX в. был тяжелым в освоении края: немногочисленное население вело хозяйство в тяжелых климатических условиях, применяло неразвитую систему земледелия и примитивные орудия труда. Положение долгое время усугублялось военными конфликтами с кочевыми народами вследствие пограничного положения края. Не прошло стороной и пугачевское восстание. А вот именно с1840 года положение начинает существенно меняться. Во-первых, должны были сказаться меры по защите края и сдвига границы на юг. Во-вторых, по реформе Киселева началось переселение крестьян из центральной России в Зауралье, в том числе и в Шадринский уезд. В это же время происходит значительное расширение посевных площадей. Казалось бы, что условия складывались в пользу дальнейшего развития села и края, но цифры из истории села говорят другое, и они поразительно подтверждают историю Зауралья. Хотя за последующие 11 лет, к 1869 г., количество дворов увеличилось аж на 137 (в среднем 12 дворов в год), население выросло лишь на 12 человек. Что же стоит за столь разительным фактом? Оказывается, примерно с 1860 г. в большинстве волостей Шадринского уезда начался неурожайный период, продолжавшийся около 10 лет. Низкая культура земледелия, отсутствие правильного севооборота, приводили к истощению почв, понижению средней урожайности. Крестьяне дошли до разорения и, «распродав за бесценок весь скот и даже все необходимое в хозяйстве, оставили дома свои совершенно пустыми и ушли с семействами на посторонние заработки в более хлебородные места» . Увеличение же числа дворов, наверное, возможно объяснить распадом в таких тяжелых условиях больших (14-15 человек) семей на более мелкие. Следующее сорокалетие в истории Зауралья перемежалось как благоприятными периодами развития, так и трудными, когда крестьянину приходилось напрягать все свои силы и разум для выживания. С начала 70-х годов XIX века началось повышение урожайности, а в конце 70-х снова начались неурожайные годы. Особенно тяжелым был 1884 г. В Шадринском уезде в этом году от бескормицы погибли десятки тысяч лошадей, коров и другого скота. Настоящей катастрофой для крестьян всего Зауралья был неурожай 1890-1891 гг. Из-за недостатка семян крестьяне Шадринского уезда вынуждены были сократить посевную площадь на 25-30%. Поголовье скота в уезде уменьшилось в 2 раза, 1\4 часть крестьянских хозяйств стала безлошадной. В с. Новопетропавловскоеза это время число дворов увеличилось на 380, что составляет 9,5 двора в год, а население на 1787 человек- 44,6 человека в год. Это довольно неплохой показатель, хотя и уступает периоду 1840- 1858 гг. Но нужно учитывать, что тогда большую роль сыграло переселение, а в начале XX в. переселение, связанное с реформой Столыпина, почти не затронуло Зауралье. Зато наверняка благоприятно сказалось деятельность земства. Об этом говорят и данные социально-культурного развития села. Напомним, что если 1869 году село Новопетропавловское было известно своей церковью, двумя торжками и имело волостное правление, то в 1908 г. в селе помимо этого имелись земская школа, земская станция и больница. Накануне Октябрьской революции (по данным 1916 года) в деревнях проживало 8944 человека. Следующие о селе данные имеются за 1926 год. В 1926 году в состав Новопетропавловского сельского совета (по данным переписи 1926 года) входило шесть населенных пунктов, в том числе выселка Весёлая- 12 дворов, выселка Ключ Новой жизни ( образовалась 1925 году на реке Татарка), Выселка Новая деревня -18 дворов ( на реке Черная), деревня Новопетропавловка (река Татарка) -936 дворов, деревня Таушканова-31 двор, Карабатов хутор (образовался 1922 году). Всего насчитывалось 1019 дворов, 4970 жителей. То есть с 1908 года число жителей села, с учетом округи, увеличилось на 733 жителя или за 18 лет в среднем по 40,7 человек в год. Введение нэпа 1921 г. стало благоприятно сказываться на развитии села, о чем свидетельствует не только рост населения, но и появление новых населенных пунктов, и развитие в селе кооперативного движения, еще достаточно свободного от контроля государства. Прошли годы коллективизации, тяжелые тридцатые годы, военные сороковые. В 1958 году произошло объединение колхозов «Заря» (деревни Малиновка и Ленинка), «Урал» (село Новопетропавловское), им. Свердлова (село Лебяжье) и Новопетропавловской МТС в единый колхоз «Урал». По данным годового отчёта на территории колхоза имелось 736 дворов, 1120 трудоспособных членов колхоза, 2179 членов колхоза и их детей. Отсюда мы видим, что, несмотря на то, что в эти данные включены жители села Лебяжье число дворов уменьшилось по сравнению с 1926 г. на 283, а число жителей на 2791 человек. Попробуем сделать выводы о том, какие события могли так сильно повлиять на сокращение численности жителей села. Ведь даже в самые голодные десятилетия XIX в. численность села не сокращалась. Мы сделаем предположение, что наибольшее влияние на процесс сокращения численности жителей, помимо коллективизации и раскулачивания, оказали Великая Отечественная война, в которой только на фронте погибли 268 человек (и это конечно повлияло на послевоенную рождаемость) а так же хрущёвская «оттепель», которая, дав относительную свободу, привела к оттоку сельских жителей в город. Жители села бежали от тяжёлой колхозной жизни. В 1966 году произошло разукрупнение колхоза, отделилось село Лебяжье. После этого в колхозе «Урал» имелось 570 дворов и 1575 членов колхоза и их детей. Следовательно, тенденция сокращения жителей села продолжалась и в 60-е годы прошлого века. Сказывалась, в том числе, и социально-бытовая неустроенность села. Благодаря подъёму села медленно, но стало расти население. На 1 января 1990 года в селе проживало 1900 человек. На 2005 год в селе насчитывалось 1800 жителей. На 1января 2012 года - 1260 жителей. Несмотря на сокращение населения села в последние два года прослеживается тенденция к увеличению рождаемости. И это радует. 4.Легенды и сказания родного края Село возникло в конце XVII в. и, согласно архивным документам, село первоначально называлось Татарка. Первоначальное название села связано с названием одной из речек: село расположено по берегам речек Барневки, Татарки, Черной. Именно река Татарка имеет легенду о происхождении своего названия. Из уст старожила Федота Егоровича Коробицына многим довелось услышать легенду «Когда-то, давным-давно, на русские поселения делали набеги татары и башкиры. Они сжигали села, уводили в пленсамых красивых девушек и женщин.. Чтобы отомстить кочевникам, несколько смелых русских всадников умчались на конях в татарский улус. Они взяли девушку-татарку. Ехали долго, а потом устроились на привал. Видят пленница плачет, горькие слезы льет. Ручеёк появился, а потом заструилась кристально-чистая речка, которую и назвали по пленнице –Татарочка». Интересным представляется история названия отдельных частей села. Названия краев с. Новопетропавловское условно можно разделить на три группы: 1. Названия, связанные с личными именами жителей села. 2. Названия, связанные с месторасположением. 3. Названия, происхождение которых связано с каким-либо событием случаем. К первой группе относятся такие названия краев как Колчин край, Жидилевка, Ворошиловка, Захаровка, Назимовка, Борисовка, Баграшовка. В названиях использованы как личные имена, так и некоторые коренные фамилии сельчан: Жидилевы, Колчины, Назимовы. Ко второй группе названий отнесем такие названия как Зачерновка (Зачерное), Выселки, Заимка. Название Зачерное получила та часть селе, которая находилась за р. Черной. Причем если в 1960 –е годы дома в этом крае стали исчезать и совсем исчезли, то сейчас началась новая застройка этого места. В Выселках, как утверждают жители села, сначала селились только приезжие, «чужие». Самой интересной и самой загадочной является третья группа: Вавилоны, Вшивая Горка, Япония, Горшовка. Горшовка – название, которое может быть связано с фамилией, но таких фамилий в истории села, по нашим сведениям, не встречается, может быть связано с прозвищем, а может иметь и иное происхождение. Сведения о Вшивой Горке и Японии есть, но они противоречивы. Так происхождение названия Вшивая Горка некоторые объясняют тем, что этот конец в какое-то время овшивел и получил такое название, но другие с такой версией не согласны. Япония: первые объясняют происхождение названия отдаленностью данного края от села, вторые тем, что там, якобы, проживал кто-то из участников русско-японской войны начала ХХ в., третьи опровергают как первых, так и вторых, но объяснения дать не могут никакого. Самым загадочным и пока необъяснимым является название конца, находящегося на въезде в село, Вавилоны..." Ни добавить, ни убавить. Молодец Регина! Ну и Михаил Александрович-дед Регины!

Войнов: Нашел в нете интересную статью-не мог не написать... Она об Уксянском Свято-Троицком Храме . Вот об этом: . Это не Новопетропавловское, но это был самый большой храм в округе и история у всех храмов Далматовского района была,я думаю, похожа. (фото из архива Далматовского района,которые нашел Михаил Захарович Теляков и Владимира Шевцова с сайта "Зауральская генеалогия"): "...В 1800 году было решено начать строительство церкви с каменной кладки. В раствор для прочности кладки добавляли прелые листья и куриные яйца. Яйца собирали с каждого двора как налог. Строился храм 36 лет. Заложение храма было совершено протоиреем Миловановым. На строительство прибыли люди из разных городов и сёл. В1813 году был воздвигнут первый этаж и освящён шадринским протоиреем Павлом Золотавиным с благословения пермского епископа Иустина в честь Сретения Господня. Строилась церковь долго. В 1836 году был освящён престол верхнего этажа во имя Святой Троицы протоиреем Соколовым. С этого времени Уксянский храм стал именоваться Свято-Троицким. Он был самым древним, самым высоким, самым великолепным в округе: крест, венчающий купол, был на высоте 42 метров, толщина стен-1,2 метра, самый лёгкий колокол весил 15 пудов, самый тяжелый – 115 пудов 31 фунт. Отливали колокола в Каслях и Нижнем Тагиле. Платили за каждый пуд по 12 рублей ассигнациями. Для строительства храма «двухаршинной хорошей доброты железо по 13 фунтов в каждом листе должно быть отпущено по-зимнему пути из Каслинского завода на общую сумму 850 рублей». Каменная ограда была построена в 1828 году по проекту инженера Лалетина. Кирпич для ограды 70 тысяч штук, в том числе 20 тысяч круглого, подрядились делать далматовские мастера Федот Яковлевич Старцев и Никита Егорович Добролюбов. Парадные металлические двери и решетки для ограды изготовлены по рисункам Павла Александровича Устинова, стены алтаря расписаны далматовским живописцем Павлом Никулиным. Церковь венчали кресты и купола. Высота самого высокого купола-25 метров. Кресты рубили из толстых брёвен особой породы, затёсывали брёвна на конус, обшивали толстыми плахами, покрывали железом, затем позолотой. И вот она - высокая величавая со стройными башнями и куполами. Старые люди говорят, что по красоте своей Свято- Троицкая церковь не уступала Московским соборам. ( по архитектуре 3-тья по Союзу, 2-ая по звучанию колоколов) Колоколов было всего 10. Самый большой весил 500 пудов. По большим праздникам мастер своего дела – звонарь глухонемой Василий Ильиных (по прозвищу Обабок) так «играл», что душа пела. Поражались: немой, а выводит мелодию, да ещё какую! Перезвон колоколов был слышен в Шадринске и в Далматове. Вокруг церкви росли тополя. Украшали храм каменная ограда с решётками замысловатого рисунка, ворота сказочного убранства. Но особенно празднично было внутри. Первый этаж венчал полукруглый потолок. Сверху был постлан пол, где располагался второй этаж. Туда, наверх вела резная лесенка. Стены и потолок были покрыты ликами святых, ангелов. Если сегодня убрать сегодняшнюю наляпанную глину, на нас с упрёком будут смотреть лики святых. Служба в церкви велась по субботам и воскресеньям. Зимой - на первом этаже, летом – на втором. Началом летней службы была пасха. В 5 часов вечера в Великоденный четверг начинали службу. Перезвон колоколов звал в церковь в первую очередь исповедников. Они шли, чтобы снять свои грехи. В четверг было причастие: 12 раз читали «Евангелие», 12 раз зажигали свечи. В четверг же из «гроба» Христа брали Плащаницу (так называлась икона с распятием Христа). Помещалась она на дне «гроба». Так называемый «гроб» носит имя «рака». Он был 1,5 метра в длину и 70 см высоты. Плащаницу ставили до воскресенья (дня пасхи) на паперть. В воскресенье все шли ко кресту: поп держал большой крест, прихожане подходили и целовали его. В день Пасхи Плащаницу и другие иконы носили вокруг церкви, затем поднимались на второй этаж. В это время открывались «царские двери». Плащаницу ставили на алтарь. И всё время почти без перерыва звонили колокола. Звон начинал большой колокол, который привезли на 40 лошадях, запряжённых в трёхосную телегу, из Шадринска в Уксянку. К языку колокола привязывали бревно с плахой. Звонарь топал ногой по плахе, отчего приходили в движение бревно и колокол, а затем уже мелкие колокола. Церковь широко отмечала родительский день. Поп служил панихиду. Готовили кутью: распаривали рис или пшеницу, добавляя распаренный изюм, немного сахара. Отвар выливали в маленькие чайники. В церкви были столы. На них ставили чайники, настряпанный хлеб, поминальники-книжечки с именами умерших. Поп, дьяки поминали умерших. После с чайниками и хлебом шли на кладбище и угощали друг друга, нищих. Большой праздник отмечался в Троицу, 18 августа. В этот день молодёжь ходила в лес. Девушки из веток берёзы и цветов плели венки, завивали хмель, пели песни, ездили на конях в церковь. В церкви венчали молодожёнов, крестили новорождённых, отпевали покойников, исповедовали грехи людские. С 1828 по 1839 год в Уксянской церкви служил Стефан Иоаннович Плотников 1786 года рождения. Плотников, дьяконов сын, был просвещён тобольским епископом Варлаамом. Сын Плотникова Григорий, будучи протоиереем Далматовской Николаевской церкви, составил описание Далматовского Успенского монастыря. Внук Стефана Иоанновича Александр Григорьевич Плотников более 40 лет служил в Белоярской церкви..." "...В 1933 году церковь в Уксянке закрыли. Купола убрали. Самый большой колокол спускали так: в крыше и стене сделали проём, а из брёвен соорудили катушки. Но прежде пилили её целую неделю, а потом спустили. При падении он глубоко ушёл в землю. Рвали динамитом. Осколки на лошадях свезли в Шадринск. Мелкие колокола оставили в Уксянке. Кресты наверх поднимали на холстах, а спускали варварски – ломая крышу, стены..." А это то, что осталось от Божьего Храма, который наши предки, всем миром,строили 36 лет..............

Войнов: b(k)on пишет: В последнем номере Шадринской газеты "Исеть"(15.04.15 -с 17) напечатана небольшая заметка "Кадровый военный Бельков"- об Иване Васильевиче Белькове, уроженце г. Шадринска. Нашел эту заметку. Вот она А это моя прабабушка Белькова Матрена Петровна Мне одному кажется,что это "одно лицо"? В заметке написано, Бельков И.В. родился в Шадринске. Написал в газету-буду ждать ответа. Кстати одного "шадринца" уже нашел-Бельков Сергей Васильевич,1911 г.р.,переехал в Шадринск в 1931 г. (мой пятиюродный дед)

Войнов: В продолжение темы... Здание церкви в честь иконы Божией матери "Утоли моя печали" в Новопетропавловском (фото В.Шевцова)

Войнов: Доброго дня! Yurin прислал информацию: "...Уксянский РВК КО 1954 г. "Алфавитный журнал призванных и мобилизованных в Советскую Армию" Л. 112 № 256 Поспелов Григорий Петров. 1916 Н-Петроп. отправ. лагеря 8.6-41..." А в послевоенном донесении Березовского РВК 1946 г. интересная запись в графе "Когда была последняя связь". Кто-то что-то понимает?

Войнов: Войнов пишет: Кто-то что-то понимает? Лично у меня три варианта: 1. Дед победил всех фашистов в 1941 г. и возвращался домой. 2. Берлин... Это челябинский Берлин(там казаки после войны 1812 г. многим деревням дали европейские названия-Париж,Берлин,Фершампенуаз и т.д.). Отсюда предположения,что деда из Чебаркульских лагерей отправили в Берлин... ну допустим за продуктами. 3.Ошибка военкомата. Выслушаю Ваши соображения.

Войнов: Доброго дня всем! Сильно интересует Белькова (Черных) Матрена Петровна, 1882 г.р., с.Новопетропавловское. Черных-фамилия по первому мужу. Венчание с первым мужем было в 1898-99 гг.

Войнов: Всем доброго дня! Может у кого-нибудь есть материалы по 9 ревизии 1850 г. Уксянской волости? Интересует с.Петропавловское: вдова Парасковья Васильева Белькова 72 лет, сыновья: Иван Федорович 41 лет (дети Козьма 15, Дмитрий 9, Семион 1), Яков Федорович 36 лет (дети Фрол 8, Анна 2 лет, жена Устинья Максимовна 31), Прохор Федорович 27 лет, у него сын Михаил 2 лет. (данные по исповедке 1859 г. и конечно в РС 1850 г. не все персоналии присутствуют). Заранее благодарен.

АК-63: Это, наверное, надо смотреть в Шадринском архиве (фонд И-58 Уксянского волостного правления)...

Войнов: Да,спасибо, я знаю! ф. 58, д. 6 РС 1850 г. Как только туда вырваться? Я последний раз в отпуске был в 1993 г.

Войнов: Только сейчас заметил... Нашел послевоенное донесение Березовского РВК и там нашел деда, а внимание на фамилию обратил только сейчас...Дед записан как ПОСЕПЛОВ! Так же и в ОБД Фамилия Посеплов Имя Григорий Отчество Петрович Дата рождения/Возраст __.__.1916 Место рождения Курганская обл., Уксянский р-н Дата и место призыва Уксянский РВК, Курганская обл., Уксянский р-н Воинское звание красноармеец Причина выбытия пропал без вести Дата выбытия __.12.1941 Название источника информации ЦАМО Номер фонда источника информации 58 Номер описи источника информации 18004 Номер дела источника информации 385 (см.предыдущий пост) Попробуй найди!!!

Войнов: Доброго дня всем! Сильно интересует Белькова (Черных) Матрена Петровна, 1882 г.р., с.Новопетропавловское. Черных-фамилия по первому мужу. Венчание с первым мужем было в 1898-99 гг.

АК-63: Бывает. К примеру, в названии одного из дел Тобольского архива фамилия моего родственника вместо Ляпустин указана как ЛяТустин. Естественно, никакая поисковая программа выявить его не смогла бы...

Войнов: АК-63 пишет: Бывает. К сожалению,в моем случае-это скорей правило. Деда по отцу с фамилией Войнов в ОБД забили как ВАйнов. Я принимал поправки в поиске и забивал и ВоИнов, и ВойТов, и ВойКов и др., но ВАйнов... Причем фамилия бабушки рядом в графе написана правильно.

Войнов: АК-63 А что Вы думаете о послевоенном донесении военкомата в предыдущем посте? Я имею ввиду отмеченную красным графу.

АК-63: Думаю, что скорее всего, ошибка. Челябинский Берлин находится далековато и от Уксянки, и от Чебаркуля...

Войнов: АК-63 Далековато конечно, но из тех же лагерей могли направить за... продуктами. У меня до сих пор знакомые из Е-бурга гоняют в Троицк за мясом.

b(k)on: В с. Бакланском Шадринского уезда в 1910г. работала учителем Белькова Васса Степановна ("Журналы Шадринского уездного собрания 1910г", с 1243?)

Войнов: b(k)on пишет: Белькова Васса Степановна Спасибо! Возможно-это моя четвероюродная прабабушка-дочь Белькова Степана Ивановича, троюродного прапрадеда. Буду уточнять данные.

Войнов: Доброго дня! В д. Пещанской, Батуринской слободы,Шадринского уезда, в 1800 г. (по исповедкам) жил Захар Сидоров Белков вдов 71 лет. С моими тоже,пока, связи не вижу...

Войнов: Всем доброго дня! Может у кого-нибудь есть материалы по 9 ревизии 1850 г. Уксянской волости? Интересует с.Петропавловское: вдова Парасковья Васильева Белькова 72 лет, сыновья: Иван Федорович 41 лет (дети Козьма 15, Дмитрий 9, Семион 1), Яков Федорович 36 лет (дети Фрол 8, Анна 2 лет, жена Устинья Максимовна 31), Прохор Федорович 27 лет, у него сын Михаил 2 лет. (данные по исповедке 1859 г. и конечно в РС 1850 г. не все персоналии присутствуют). Заранее благодарен.



полная версия страницы