Форум » Пермский край » с.Ключи / Златоустовское / Иргинская на Ключах » Ответить

с.Ключи / Златоустовское / Иргинская на Ключах

yur441: Вопрос к уважаемым родоведам. Пытаюсь, для себя , как то привести в порядок те скудные сведения, что я нашёл по ранней истории своего родного села. Сейчас это село Ключи Суксунского района, ранее: село Златоустовское Красноуфимского уезда. В Пермской летописи Василия Шишонко говорится, что год основания села - 1620, но этого просто не может быть, т.к. у Кайсарова по р. Иргине нет русских поселений. Другой историк, не помню фамилию, пишет, что в переписи Елизарова 1647г наше поселение фигурирует как "деревня Иргинская на Ключах". Конкретно вопросы такие: есть ли наше село в переписи 1647 года и какое кол-во людей тогда проживало? а если подворная перепись у вас есть, то вообще здорово. Такие же вопросы и по переписи Бельского 1678 г.. Ещё интересно: какие населённыё пункты в округе Ключей уже существовали в то время? Буду очень благодарен всем за помощь.

Ответов - 124, стр: 1 2 3 4 5 All

yur441: Интересует все по Златоустовской волости ,особенно про упоминание фамилий Хахилевы и Залесовы .

gluk-5: yur441 А почему вы спрашиваете: все по Златоустовской волости в теме про Пермь? Это разве Пермская область или край?

старатель: Видимо, речь идет о Златоустовской волости Красноуфимского уезда (сейчас - в Суксунском районе).


Lenpoint: yur441 пишет Другой историк, не помню фамилию Шумилов Е.Н. Населённые пункты Пермского края «Ключи. Село в Суксунском р-не на реке Иргина, притоке Сылвы. Известно с 1651 г. как дер. «Верх-Иргины речки», в 1679 г. – «деревня Иргинская на Ключах». Другое наименование села – Златоустовское (дано по церкви).»

yur441: Да, наверное, у Шумилова. Но вот как-то название "Верх-Иргины речки" не вяжется с местоположением села. Выше, по реке, находится ещё два старых нас. пункта: село Преображенское (Сокольское, Сокольи Горы) и село Крестовоздвиженское (Новое Село, Иргинское). А между ними ещё, позже, появился Нижнеиргинский завод Осокина. Ещё, откуда взялись эти даты: 1651г и 1679? Последняя дата, я так понимаю, что это перепись Бельского. А 1651 год? тогда тоже переписывали население? В Актах Кунгурского Приказа село Златоустовское упоминается в июле 1690г. "Село Преображенское Сокольих Гор"(именно так и написано) - в отчёте воеводы Калитина 1703года. Так-же село Ключи и Преображенское отмечены на карте Ремезова, того-же 1703 года. Кроме этого, у Семёна Ремезова между этими сёлами отмечены деревни: Полубесова(сейчас в составе Ключей), Брёхово, Осинцево и т.д. Получается, что к 1703 году наша округа была густо заселена. И ещё в тех-же "Актах" есть такая запись за 1675 год :"Верхсылвинский татарин деревни Верх Иргина Кошак Бекбулатов ....." Снова "Верх-Иргина", но уже татарская.

yur441: "Вы думаете, если убрать всю ложь из истории, то там останется одна правда? Нет, там может вообще ничего не остатся." Не помню, чьё высказывание, но оно точно определяет подход многих историков к своему делу. Чё-то меня торкнуло разобратся с историей своей "малой Родины". Не всё так просто. При внимательном изучении всех доступных мне материалов историков, краеведов, я столкнулся с большим кол-вом ошибок, неточностей, а иногда, грубых искажений истории. В любом случае, истину нужно искать в первоисточниках. От меня до архивов очень далеко. Помогите мне докопатся до истины с единственным нас. пунктом. Или это не возможно?

гость: еще можно почитать "историко-краеведческие материалы поСуксунскому р-у" под ред.Желтышевой 2007 года(стр.37-50 с.Ключи), там есть ссылки на источники

yur441: В этом сборнике, про Ключи материалы моей супруги, из её дипломной работы, источники подбирали вместе Но тогда, почти 20 лет назад, для диплома это прокатило, а вот сейчас это было бы написано по другому.

yur441: Приподниму тему, может про Ключи появились какие-то сведения

yur441: На карте Ремезова 1703 г., между Ключами и Полубесово (старое название Мостовой) показано "село Никольско". Вначале я подумал, что Семён Ульянович попутал, Медянку поставил на Иргину, но... В переписи 1686 года такой порядок нас. пунктов:..... село Торговижской острожок, деревня Брёхово, село Никольское, деревня Опалихина, деревня Суксунская ... По географическому положению, между Брёхово и Опалихино должно быть записано село Златоустовское, но его там вообще нет. А в Никольском перечень старых ключевских фамилий. Вот что мне ещё известно про Ключевскую церковь. Первую деревянную, Златоустовскую, построили сразу после башкирского бунта 1662-1664 года. Потом её сожгли "лихие люди". В 1725 году начали постройку новой, каменной, которая называлась Воскресенской. В ней три престола: Воскресения Христова, Иоана Златоуста и Николая Мирликийского. Получается, в названиях престолов зафиксирована память о старых церквях? Значит, между Златоустовской и Воскресенской, была ещё и Никольская? Что вы думаете по этому поводу, уважаемые форумчане. 301x344(48.34 kB) хостинг картинок

Perol: В Списке населённых мест Пермской губернии 1869 года указано, что в Ключах 2 православные церкви, но никто из жителей села ничего о второй церкви мне пояснить не смог. Опечатка?

yur441: Perol пишет: В Списке населённых мест Пермской губернии 1869 года указано, что в Ключах 2 православные церкви Да, я тоже пытался найти сведения об этой "второй" церкви, но не нашёл. Откуда она взялась в "Списке...", не знаю. А вообще, такое где то было, чтобы в каком то селе одновременно существовали две церкви? Не "жирно" ? При заводах было, согласен, а в сёлах?

maltsevala: yur441 пишет: А вообще, такое где то было, чтобы в каком то селе одновременно существовали две церкви? У нас в Юсьве одновременно существовали две церкви Георгиевская и Александро-Невская. Геогриевская была старая деревянная построенная в 1768 году, построили новую Александро-Невскую, освятили в 1892 году. Метрики велись в одной церкви: до 1897 года в Георгиевской, а с 1898 года - в Александро-Невской. До какого времени существовала Георгиевская церковь, мне не известно. Но в Александро-Невской тоже был предел Георгия Победоносца.

Ронин: Могу предположить, что Ключи на карте - это Златоустовское, а Никольское - отдельное село, позже они слились. Насколько я помню нынешние Ключи тянутся вдоль дороги на приличное расстояние. Причем на карте - Ключи - это не село...может в это время церкви как раз не было

godro: yur441 пишет: чтобы в каком то селе одновременно существовали две церкви? Недалеко от Алапаевска есть село Кировское, прежде - Монастырское. Появилось оно как селение вокруг Невьянского Спасо-Богоявленского монастыря ещё в первой половине XVII век. В XVIII веке монастырь закрыли, крестьян перевели в разряд "экономических", ну а в селе оставалось две церкви. Потом одну из них перевезли (чтоб не "жирно" было) в Алапаевск, сделали кладбищенской церковью. В селе Новопышминском были Михайло-Архангельская и Никольская церкви. То есть такие случаи не единичны, хотя обычно при многочисленности прихожан делалось в одной церкви два штата клира.

yur441: Немного изменю вопрос. Если в церкви три престола, значит она третья, по счёту, в этом селе? если два, то вторая? Это такое правило при постройке церквей? Кто это знает точно?

vam1: Во время 2 ревизии - церковь Иоанна Златоуста в селе Ключевском

Perol: Подводя итог по церквям села Ключи, имеем следующее: Первую деревянную, Златоустовскую, построили сразу после башкирского бунта 1662-1664 года (yur441). Потом её сожгли "лихие люди". В 1725 году начали постройку новой, каменной, которая называлась Воскресенской. (yur441). Известно, что построена она была в 1775 г. Во время 2 ревизии <а это 1744-1747 г.> - церковь Иоанна Златоуста в селе Ключевском (vam1). Получается, что во время строительства новой Воскресенской существовала и Иоанна Златоуста? И ещё в одном дореволюционном издании есть упоминание о второй церкви в Ключах. Россія. Полное географическое описаніе нашего Отечества. Под редакціей В.П.Семенова-Тянъ-Шанскаго. Томъ 5. Урал и Пріуралье. С.-Петербург. 1914 г. Отдѣлъ III. Замѣчательныя неселенныя мѣста и мѣстности. Стр. 418 «Слѣдующее селеніе на трактѣ – Златоустовское, иначе Ключи. Селеніе, имѣющее 1000 жителей, двѣ церкви и школу, расположено въ прекрасной холмистой мѣстности, на р. Иргинѣ (протоке Сылвы) и замѣчательно своими минеральными сѣроводородными источниками, находящимися въ 3 вер. отъ села ...».

yur441: Может очерёдность была такой: Никольская - Златоустовская - Воскресенская? Златоустовская была во время постройки Воскресенской, а это 50 лет! и продолжала работать паралельно с новой? А сожгли Никольскую? Башкирских то бунтов было несколько. Всё таки нужен ответ на этот вопрос yur441 пишет: Если в церкви три престола, значит она третья, по счёту, в этом селе? если два, то вторая? Это такое правило при постройке церквей? Кто это знает точно? Если на него будет положительный ответ, тогда копать дальше.

yur441: Ну вот ещё такая информация. Акты Кунгурского приказа, стр. 178: "1690 год, июля 22 О татарах, пойманных в селе Златоусовском с табаком". Там же, на стр.228 тоже упоминается село Златоустовское. Значит тогда и церковь была Иоанна Златоуста? Ни чего не понимаю. А может Ремезов чертил карту опираясь на эту, 1686 года, перепись? Он просто повторил ошибку, там допущеную? Он сам пишет, в легенде карты, что рисовал её " по дозору урочищ и по сказкам кунгурских всяких чинов русских людей старожилов ведомцов и бывальцев....."

Perol: А вот такая информация на сайте Энциклопедия Пермского края: «... поселение упоминается в письменных источниках с 1651 г. как «деревня Верх-Иргины речки». В 1679 г. – уже «деревня Иргинская на Ключах». Другие наименования – с. Златоустовское (название дано по Иоанно-Златоустовской церкви, построенной в кон. 17 в.) и Большие Ключи ...». Это вот здесь: http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803747527 И дальше (если перейти на вкладку «Статьи»): ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ кладбищенская каменная, Суксунский р-н, с. Ключи. Построена в 1775 г. Сооружена на средства прихожан и пожертвования. Закрыта. Вновь открыта в 1990 г. ИОАННО-ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ деревянная, Суксунский р-н, с. Ключи. Построена во 2-й половине 17 в. 22 декабря 1939 г. закрыта. 31 января 1945 г. здание передано Брёховской МТС. Кажется, по второй церкви прояснилось! А вот была ли первая?

Perol: Посмотрела по селу Ключи оцифрованные МК в Поколениях: 1784 г. – Златоустовская церковь (это самая ранняя МК, что нашла), 1796 г. и позже – уже Воскресенская.

yur441: Да, очень уж с нашими церквями всё запутано.Perol пишет: ИОАННО-ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ деревянная, Суксунский р-н, с. Ключи. Построена во 2-й половине 17 в. 22 декабря 1939 г. закрыта Если Златоустовская закрыта в 1939, почему её ни кто не помнит? Я то ведь здесь, в Ключах, живу, никогда про неё не слышал.

Perol: yur441 пишет: Если Златоустовская закрыта в 1939, почему её ни кто не помнит? После 39-го минуло более 70-ти лет. В последние годы перед закрытием не думаю, что очень многие её посещали, а кто посещал, были уже далеко не комсомольского возраста. Тех, которые могли помнить, просто уже нет. А вот МТС-то может быть кто-то и помнит. И это очень хорошая зацепка – передача здания церкви Брёховской МТС. Интересно, почему церковь села Ключи передали Брёховской МТС? Свою Брёховскую Николаевскую почему-то не передали, хотя она каменная, больше под МТС подходит. И где же эта Брёховская МТС в Ключах располагалась?

yur441: Perol пишет: И где же эта Брёховская МТС в Ключах располагалась? Насколько я помню, МТС находилась в Воскресенской церкви. (Кстати, арку южных ворот церковной ограды снёс пьяный Боря, на комбайне.) Потом, после постройки новой МТС, которая находится рядом с храмом, станки и оборудование перенесли туда. А в церкви сделали склад и столярный цех. Ещё, новую МТС построили на месте забытого кладбища. Когда копали ямы под фундамент, из ковша экскаватора сыпались человеческие кости, вот такая жуть.

Talya: МТС действительно была в Воскресенской церкви. а вот деревянная церковь возможно распологалась на том месте, где сейчас располагается водонапорная башня для школы. на этом месте находилось деревянное здание обшитое досками, по типу постройки похоже на церковь на восточной стороне имело округлую форму(предположительно алтарь) в 50-ые годы было побелено и там располагался корпус для отдыхающих курорта, к зданю вели старые деревянные лестницы. в 70-ые годы это здание уничтожили(местне житили поговаривали, что его сожгли).

yur441: Это здание корпуса построили в 30-ые годы прошлого века. А сожгли его мои знакомые, баловались с огнём.

Perol: yur441 пишет: Насколько я помню, МТС находилась в Воскресенской церкви Эту МТС в Воскресенской церкви (или её остатки уже) и я помню – всё было завалено вокруг железяками и всякой сломанной техникой (это в 1998 г.). Но могла ли она быть Брёховской? Уж больно далеко от Брёхова. Мне вообще ничего не понятно с этой Брёховской МТС. А новая МТС - это каменное здание (или даже два) что с южной стороны церкви? Если при строительстве этого здания человеческие останки выкапывали, то это не старое кладбище, а могилы похороненных в церковной ограде за какие-то особые заслуги. А старое приходское кладбище, как мне рассказывали, находилось к западу от церкви, за полем, сейчас там густой лес. К этому кладбищу раньше аллея вела, она и сейчас ещё просматривается по отдельным деревьям. По мере заполнения кладбище перемещалось севернее и дошло до современного положения, а старое зарастало. Мне говорили, что ещё совсем недавно в этом лесу можно было наткнуться на старинный памятник.

Ронин: В пользу того, что Никольское потом стало частью Ключей говорит то, что на карте и Ключи и Никольское расположены между 4 ключами, впадающими в Иргину

yur441: Я видел 2 дореволюционных фотографии Воскресенской церкви (жаль нет их сканов). Точка съёмки первой выбрана северо-западней храма, в кадр попала так же наша знаменитая горка с часовней. Другое фото сделано с южной стороны, примерно оттуда, где стоит самое большое здание из комплекса МТС(при его стр-ве и попало больше всего костей). На 2-ой фотке, на переднем плане и должно находится кладбище, но его там не было, просто ровная полянка. А в те времена было не популярно сравнивать могильные холмики бульдозером. Поэтому я и предположил, что кладбище - забытое. Ещё интересный факт, там , во время стройки, выкопали человеческий скелет огромных размеров...

yur441: Вот космический снимок Воскресенской церкви и округи. 1044x698(134.27 kB) хостинг картинок 1 - церковь Воскресения Христова. 2 - примерная точка, откуда сделали снимок №2. Между 1 и 2 - главный корпус МТС (там было много костей). 3 - старое кладбище, находилось между 2-мя ложкАми, сейчас там только еле заметные бугорки. Между 2 и 3 - аллейка из старых берёз. 4 - примерная точка снимка №1. 5 - здесь, и левее и выше, за кадром, - современное кладбище. Там, глубже в лесу, тоже попадают старые каменные надгробные плиты. 6 - примерная линия, по которой полтора года назад прокопали траншею под кабель и тоже вырыли кости. Здесь вокруг - всё кладбища. Значит и старые, бывшие церкви, тоже находились где то недалеко от последней, Воскресенской.

vam1: Ронин пишет: В пользу того, что Никольское потом стало частью Ключей говорит то, что на карте и Ключи и Никольское расположены между 4 ключами, впадающими в Иргину Получается, расположены напротив - через ручей

yur441:

yur441: Вот карта Ключей, для ваших версий на тему:" Где находилась старая церковь". 1178x1593(5.37 MB) хостинг картинок

yur441: Всё таки я нашёл, что искал. В словаре Даля: " В случае упразднения и снесения церкви, престол не может быть уничтожен". Я отгадал загадку престолов. Получается, если церковь снесена, то престол "автоматом" переходит во вновь построенную церковь (на ум приходит слово "престолонаследие", престолы переходили по "наследству"). А там тоже должен быть ещё и свой престол. А в нашей церкви было 3 престола. Значит моя версия верна: в Ключах, Воскресенская церковь - третья! Осталось вычислить, где и в какое время находились предыдущие две.

гамаюн: yur441 пишет: Если в церкви три престола, значит она третья, по счёту, в этом селе? если два, то вторая? Это такое правило при постройке церквей? Задал этот вопрос протоиерею Константину Савченко, настоятелю Введенского Архиерейского подворья. Он сказал, что впервые об этом слышит. В канонах такого ничего нет. И при учебе в Духовной семинарии этого не встречалось. Объяснения его данного вопроса были вполне прагматичны: "размеры" церкви зависели от "толщины кошелька" строившего эту церковь и количества прихожан. (слова мои, мысли протоиерея). Кстати, он сказал, что при поездке по Ивановской области видел в одном селе три православные церкви, которые действовали в 19 веке (к вопросу о количестве приходов в одном селе). Правда, село было не маленькое (около 15 тыс населения).

yur441: Ну вот, а у меня так всё хорошо складывалось: красиво и логично.

гамаюн: Я не успел раньше написать! Вы меня опередили последним своим постом! Вероятно, и Ваших рассуждениях есть "что-то". Но, например, по моим церквям этого не получается. Правда, в моем случае это не село, а завод.

татива: yur441 Я не помню, но где-то я тоже встречала такой факт , после стр-ва новой церкви один из приделов получал имя прежней.( это где-то на вятской земле).

татива: Вот нашла о чем говорила выше. Вятская губерния. Село Прокопье (Сырьяно-Прокопьевское, Вознесенское) Образовано на территории Сырьянского стана, входившего во владение Вятского Успенского монастыря как новый погост с деревянным храмом во имя Прокопия Устюжского, который был срублен здесь в 1608 году. Когда летом 1666 года первая церковь сгорела, вместо нее построили новый холодный деревянный храм во имя Вознесения с теплым Прокопьевским приделом. (http://www.ljpoisk.ru/archive/7764984.html)

godro: татива пишет: один из приделов получал имя прежней Может быть, это не канон, а практика? Привыкли молиться и праздник праздновать?!

yur441: maltsevala пишет: До какого времени существовала Георгиевская церковь, мне не известно. Но в Александро-Невской тоже был предел Георгия Победоносца. татива пишет: Когда летом 1666 года первая церковь сгорела, вместо нее построили новый холодный деревянный храм во имя Вознесения с теплым Прокопьевским приделом. (http://www.ljpoisk.ru/archive/7764984.html) ЗдОрово, у нас есть уже 2 подобных случая, в пользу моей версии

yur441: godro пишет: Привыкли молиться и праздник праздновать?! А вот с праздниками в Ключах тоже не понятно. В южной половине современных Ключей престольным праздником считается Ильин день(2 августа), а в северной - Преображенье(19 августа). С церковными престолами это ни как не стыкуется. Вот с этим не разбирался ещё, просто увидел сообщение godro и вспомнил.

татива: yur441 , я опять поддержу Вас! Правда не знаю на сколько я права... По рассказам мамы помню, что в Югу(Юговской завод) широко отмечали Троицу ( березки завивали и украшали, как говорила мама), ей видимо из всех праздников этот запомнился ( она 1915 г.р.) А недавно на мои вопросы о поселке и людях из юговской группы получила приглашение. "А Вы на Троицу приезжайте, там со всех сторон люди собираются..." Может быть это просто потому. что день поминальный... А собор в Югу Христорождественской был, а действующая и сейчас кладбищенская церковь-Ильинская...

Perol: yur441 пишет: у нас есть уже 2 подобных случая, в пользу моей версии Но я знаю и другой случай, не совпадающий с этой версией В селе Новое Усолье в каменной Спасской церкви, построенной в 1724 году, изначально было 3 престола. Церковь не один раз страдала от пожаров, но всегда восстанавливалась и престолы освещались вновь в свои имена. Но после самого большого пожара, произошедшего в 1809 году по вине некой вдовы Каменьчихи (она пировала, да изъ пистолета стрѣляла, отъ стрѣльбы запалила свой сѣнник), два престола были освящены в свои имена, а третий, «именовавшійся Спасскимъ и 100 лѣтъ носившій это имя и праздновавшій нерукотвореному образу Спасителя, чрезъ 17 лѣтъ послѣ пожара, а именно 16 августа 1826 года, освященъ былъ священникомъ Рубежской церкви Василіемъ, неизвѣстно по какимъ причинамъ уже не во имя нерукотвореннаго образа Спасителя, а въ честь его славнаго Преображенія на Ѳаворѣ». Собор с этого времени стал именоваться не Спасским, а Спасопреображенским. Цитаты я взяла из Шишонко В.Н. Пермская летопись. Пятый период. Часть вторая. Пермь, 1887 г., стр. 182, 183.

yur441: Оригинально развлекались пьяные женщины в 1809 году Perol пишет: неизвѣстно по какимъ причинамъ уже не во имя нерукотвореннаго образа Спасителя, а въ честь его славнаго Преображенія на Ѳаворѣ». Но ведь Шишонко здесь тоже в некотором недоумении, значит этот случай был необычным А интересно, какие и сколько было церквей до Спасской?

Talya: yur441 пишет " 3 - старое кладбище, находилось между 2-мя ложкАми, сейчас там только еле заметные бугорки" - в этом месте хоронили из таких деревень как Полько, Шахарово, Бор и т.д. , а там где аллея хоронили ключевские. "А вот с праздниками в Ключах тоже не понятно" могу еще добавить, что в 40-60 годы в Ключах праздновали Николин день(май)

Perol: yur441 пишет: значит этот случай был необычным Согласна, случай, видимо, незаурядный. Но он имел место! И, полагаю, если бы были нарушены церковные каноны, немедленно последовало бы исправление. yur441 пишет: А интересно, какие и сколько было церквей до Спасской? Встречала упоминание, что до Спасской уже существовала Казанская деревянная церковь. Никакой другой информации по её судьбе я пока не нашла. И в Спасской был престол во имя Казанской Божьей Матери А кроме Спасской, заложенной в 1724 г. в Усолье были ещё 2 церкви: Владимирская – деревянная заложена в 1752, сгорела, каменная заложена в 1770 (последним священником в ней был мой дед), Никольская – деревянная заложена в 1778, тоже сгорела, каменная заложена в 1813. Все они были закрыты уже после революции (это к тому - не жирно ли на одно село)

godro: Perol пишет: не жирно ли на одно село Большое село! От прихожан зависело - им пользоваться.

Perol: И село, конечно, не маленькое, и Строгановы не очень бедные. Спасскую и Никольскую построили на свои деньги Строгановы, а Владимирская «построена иждивеніемъ прикащиковъ Дьячкова и Коровина», по вине которых сгорела добрая половина села в 1753 г. – вину свою так искупили.

Perol: А в общем-то, не такое уж и большое село. На 1877 год прихожан было: в Спасском соборе - 1782 чел. в Никольской - 960 чел. во Владимирской - 550 чел.

yur441: Talya пишет: в этом месте хоронили из таких деревень как Полько, Шахарово, Бор и т.д. , а там где аллея хоронили ключевские. А про какие годы Вы говорите? По моей информации, в Шахарово появилось своё кладбище только после Великой Отечественной, и даже после этого некоторые продолжали хоронить своих родственников в Ключах, что и бывает до сих пор.

Talya: насколько мне известно в Ключах хорнили до тех пор из близких деревень пока своими не обзавелись в 50 ые годы 20 века,из Брехова перестали хоронить когда у них свой храм появился(1910). каждая деревушка имела свою строго отведенную территорию.

Perol: Talya пишет: каждая деревушка имела свою строго отведенную территорию Такие тонкости я даже не предполагала. В МК, которые видела, разницы в записях нет – что Брёховой, что Усть Логу, что Ключей – все «на общем кладбище». Только однажды попалась запись, отличавшаяся от остальных – крестьянин Брёховой, умерший в возрасте 100 лет от старости, «погребен в церковной ограде» (это в 1841 г.).

yur441: Чего то мы ушли от темы. Предварительные результаты такие. Воскресенская церковь : начали строить в 1725, построили в 1775. Существует до сих пор, в ней проводят службы и паралельно идут работы по её восстановлению. Там три престола. Златоустовская церковь : с ней уже сложнее. Первое упоминание о селе Златоустовском (значит одноимённая церковь уже была) нашлось в Актах Кунгурского приказа, это 1690 год. Ещё метрические книги за 1784 год(следующие, из доступных, за 1796год уже относятся к Воскресенской). Последнее - за 1939 год. Два с половиной века - приличный срок для деревянного здания. В это плохо верится, что она могла столько простоять. Либо она была перестроена, либо перепутали её с Воскресенской (в этой то точно была МТС). Ещё мы выяснили, что одновременное существование 2-х и более церквей в крупных сёлах - это обычная практика. Никольская церковь, вот на неё прямых фактов нет, только косвенные: карта Ремезова, перепись 1668 г и название престола. Но самый интересный вывод: по количеству и названию престолов в церкви, в некоторых случаях(сделаем такую оговорку ), можно судить о кол-ве и названиях церквей, бывших в этом селе.

Talya: есть МК за 1756 год села Ключей Златоустовской церкви(ГАКО Ф.273 д.1690). а у о.Владимира спрашивать не пробовали, может что он Вам подскажет по поводу соотношения церковь-престол. а Мартюшев жив?может что он знает

Ронин: yur441 могу еще добавить свои пять копеек: в отписке воеводы Калитина о крестьянском бунте 1703 г. село называется Златоустовское Ключи тож могу предположить, что на момент составления карты Ремезовым (конец 17 в.) в самих Ключах церкви еще не было (старую сожгли, новую не построили), соответственно Ключи считались деревней (значок на карте Ремезова), рядом стояло село или сельцо Никольское с Никольской церковью (значок на карте). Эта же ситуация могла быть при переписи 1668 года (единственный минус в логике - нет деревни Ключи в переписи, но она могла называться по другому). Впоследствии селения объединились, Златоустовскую церковь построили и село стало называться Златоустовским. Никольская церковь могла сгореть, новую не построили, освятили престол в честь нее. Для подтверждения версии было бы не плохо источник 1711 года посмотреть (это епархия В.А. Могильникова :))) yur441 к Вам еще просьба: Вы не могли бы выложить карту через другой хостинг? у меня не открывает почему-то. Если имеется возможность также и участок с селами Усть-Кишертским (Покровским) и Кишертским (Воскресенским)

yur441: Ронин пишет: Если имеется возможность также и участок с селами Усть-Кишертским (Покровским) и Кишертским (Воскресенским) Если Вам интересна история Кишерти, то вот на этой площадке в ближайшем времени будет специальная тема, присоединяйтесь. Там же и выложу карту тех мест http://kungur.forumgrad.ru/t158p45-topic Ронин пишет: отписке воеводы Калитина о крестьянском бунте 1703 г. село называется Златоустовское Ключи тож Но там же и Никольское Медянка (может перевели неправильно, в оригинале было "Никольского и Медянки"?)А Вот фрагмент карты Ремезова с Ключами http://yadi.sk/d/X1MoUSrq27Wti

Ронин: yur441 если у Ремезова там где Медянка расположена ее нет, то можно предположить, что он ошибся

Ронин: yur441 пишет: Если Вам интересна история Кишерти, то вот на этой площадке в ближайшем времени будет специальная тема, присоединяйтесь я там зарегистрирован, но последне время мало участвовал - выкладывайте карту, будем вести дискуссию, у меня есть много чего по Кунгкрскому уезду, т.к. я родился в Усть-Кишерти, предки мои с правого берега Сылвы (село Кишертское Строгановых (ныне Посад) с деревнями) Я этой местностью занимаюсь уже более 10 лет.

yur441: Ронин пишет: можно предположить, что он ошибся Конечно, вот только меня смутило то, что было две ошибки: и в переписи и на карте. И всё это в одно время! А тут ещё и Никольский престол в нашей церкви. Вот я и затеял весь этот сыр-бор.

yur441: Ронин пишет: Я этой местностью занимаюсь уже более 10 лет. Вот и хорошо, попробуем разобратся, а то с этими местами много путаницы у историков.

Ронин: yur441 пишет: Вот я и затеял весь этот сыр-бор спор рождает истину, в нашем случае дискуссия я вижу, что вопрос заинтересовал коллег, так что нужно продолжать, привлекать новые источники, лучше письменные), перепись 1711, первые ревизии

Ронин: yur441 пишет: Вот и хорошо, попробуем разобратся, а то с этими местами много путаницы у историков давайте на этом форуме откроем тему, эта площадка мне ближе и здесть больше исследователей, которые могут помочь советом или документом :))

yur441: Ронин пишет: давайте на этом форуме откроем тему, А Вы прошли по ссылке? я уже там пообещал. Но ведь можно и паралельно: и там и тут.

yur441: Ронин пишет: привлекать новые источники Вот думаю, что надо рассмотреть башкирские бунты, в это время могли быть уничтожены наши церкви.

godro: yur441 пишет: в это время могли быть уничтожены наши церкви А ещё могли перемещаться сами населенные пункты! Там, где был заложен Оренбург, теперь находится город Орск, а Оренбург перемещали дважды до нынешнего места!

yur441: godro пишет: А ещё могли перемещаться сами населенные пункты! Ну да. Самый известный пример у нас - это Кунгур. Но у меня есть версия, что и Орда сейчас тоже на другом месте. Дело в том, что после первого жестокого истребления русских(1662-64), некоторые нас. пункты возродились под названием "острожок". Т.е. это были крепости, а для их постройки выбирали место, где рельеф позволял эффективно оборонятся.

nikolos: Вопрос от "неспециалиста" Что такое "ПУСТЫНЬ"

yur441: nikolos пишет: Вопрос от "неспециалиста" Что такое "ПУСТЫНЬ Ну и шутки у Вас, Николай." Пустынь [пустынь] ж. (а также устар. пустыня) 1) а) Одинокое жилье отшельника. б) разг. Уединенное, тихое жилище. 2) Небольшой монастырь, возникший в пустынной, незаселенной местности."

гамаюн: nikolos Например, вот: http://slovorus.ru/index.php?ID=165389&pg=350&w=%CF%D3%D1%D2%DB%CD%DC&s=%CF&a=

гамаюн: Пока вставлял ссылку yur441 опередил!

Ронин: Пу́стынь — термин, обозначающий монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит. Прежде пустынями называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма.

nikolos: Ронин гамаюн Спасибо. Я интересуюсь Тохтарёвской Пустынью. и задавая свой вопрос о пустыни меня интересовало название Пустынь она могла получить и до того как опустела ( на примере Тохтарёвской после её сожжения иноверцами) То что есть в инете по этому вопросу я уже изучил. Всем удачи. nikolos

Ронин: nikolos для того чтобы получить ответ на вопрос нужно правильно этот вопрос сформулировать. А правильно сформулированный вопрос, это как известно, уже половина ответа :)))))) Тохатаревская пустынь - получила свое название, так это была небольшая монашеская община, имевшая не более одного храма :))) А Вы как ей интересуетесь? Вкладчиками, братией или вообще? Просто я где-то в источниках встречал такое наименование, меня еще удивило, что и в наших краях был монастырь

nikolos: Ронин. По поводу формулировок я с вами согласен. Тохтарёвской пустынью интересуюсь потому что мои предки были из Тохтарёво и из экономических крестьян ( насколько я знаю из бывших монастырских) От сюда я и стремлюсь узнать как можно больше о Тохтарёво. Кстати в монастырях проходили какие-либо переписи и в каких документах это отражалось ? Если что опять не так -извините видать старею. Удачи Николай.

Ронин: nikolos не скажу за всю Одессу :))) но в 17 веке монастырские крестьяне переписывались наравне с другими

Arkadi Klepinin: Ключи. Село в Суксун. р-не на р. Иргина, пр. Сылвы. Изв. с 1651 г. как д. «Верх-Иргины речки», в 1679 г. – «деревня Иргинская на Ключах». Др. наименование села – Златоустовское (дано по церкви). (Шумилов Е. Н. Населённые пункты Пермского края: Краткий исторический справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. Пермь, 2012. Часть 1. )

yur441: Arkadi Klepinin пишет: Изв. с 1651 г. как д. «Верх-Иргины речки», в 1679 г. – «деревня Иргинская на Ключах». Др. наименование села – Златоустовское (дано по церкви). Начнём с того, что в переписи Елизарова 1647 года не зафиксированы нас. пункты на реке Иргина. В "селитебных (селебных) книгах города Кунгура 1648-1651гг" упоминаются 4 деревни и починка на этой речке: "починок на усть речке Иргине", "деревня Матфеева на реке Иргине", " починок Серабородов на реке Иргине" и "деревня Верх речки Иргины". Название "Верх речки Иргины" не вяжется с географическим расположением современного села Ключи. Цитата:"Ключи. Село в Суксун. р-не на р. Иргина, пр. Сылвы. Изв. с 1651 г. как д. «Верх-Иргины речки»" - это высказывание я считаю просто версией уважаемого Евгения Николаевича. Какая деревня была на месте нашего села до башкирского восстания 1662-64гг мне неизвестно. Да и у нас нет ни каких документов за период с 1651 по 1662 годы. В это время шло бурное заселение наших мест, поэтому будущие Ключи могли появится в этот промежуток. В следующей переписи за 1679 год на Иргине указаны только 2 деревни: Усть-Иргина 6 жилых дворов и 5 пустых; Иргинская на ключах, в ней было 11 дворов. Тут я согласен, название "Иргинская на ключах" очень нам подходит

Arkadi Klepinin: Уверен, что вы лучше знаете свои места :) Меня, как вы знаете, в приходе этого села интересует дер. Брехова, и чуть позднее поселенная Говырина. Пока у меня данные по ней только за 1763 г., и с более ранними пока не очень вяжется. Жду, когда откроют 350 фонд. По поводу "Верх речки Иргины", надеюсь, вы понимаете, что речь идет, скорее всего - вверх по речке Иргине, а не обязательно в верховье.

yur441: Arkadi Klepinin пишет: По поводу "Верх речки Иргины", надеюсь, вы понимаете, что речь идет, скорее всего - вверх по речке Иргине, а не обязательно в верховье. Понятия Усть-...., Нижне-...., Верх-..... четко согласуются с географией рек, по крайней мере у нас, в старом Кунгурском уезде. Я знаю одно исключение: село Нижнеиргинск. На самом деле оно находится примерно в среднем течении реки. Но тут есть объяснение. Осокин построил на Иргине два завода. Сначала, на месте слияния Иргины и Шуртана, появился "Иргинский завод Осокина", тогда, в некоторых документах, его даже называли "Шуртанский завод", т.к. дома поставили на более пологом берегу Шуртана. Но потом был построен небольшой завод в верховьях Иргины, который назвали Верхнеиргинским, соответственно первый, по относительному расположению друг к другу, стали называть Нижнеиргинским. Это же название перешло к селу.

Arkadi Klepinin: в целом не спорю, но топоним "верх" уже неоднократно встречал в смысле "вверх", двойное "вв" зачастую упрощали до одного "в". речь то идет о XVII веке, когда орфография сильно отличалась от современной...

yur441: Вот ещё пример про Усть-... и Верх-.... , взятый из инета: "УСТЬ-КИШЕРТЬ село в Пермской обл., центр Кишертского р-на. Расположено на р. Сылве (приток Чусовой). Население 5 тыс. чел. Основано в 1640 под названием Верх-Кишерть, с 1668 Усть-Кишертский (Покровский) острожек, позже село.", отсюда http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/11660/УСТЬ Кто это выдумал и написал? Да никак наши предки не могли назвать деревню Верх-Кишерть, если она находилась в устье этой реки, что за идиотизм.

yur441: Нет, я ни причём, это Аркадий приподнял тему. Но вопрос остался открытым. Откуда взялось село Никольское в переписи 1686 года? Село Никольское-Медянка в то время не могло существовать. Тохтаревский монастырь покупает земли по речке Медянке в 1690 - ом году, с 1692- го года заселяет своими крестьянами.

nikolos: Раз уж речь зашла о Медянке. Господа знатоки этой местности. Говорят там было какое-то финское поселение и что в силу не знания языка в перепись всех нарекли Шалашовыми и Козловыми. Может кто-либо прояснит эту ситуацию ?

yur441: Выше допустил ошибку,извиняюсь Тохтарёвский монастырь купил земли по Медянке в 1692-ом году. "Да февраля ж в 17 день тогож 200 (1692) году в поступной записи кунгурского уезда в Верх-Иренской чети, деревни Усть-Медянки ясачного татарина Кураза Кочукова: поступился он Кураз, по добродетели в дом Пресвятые Богородицы Тохтарёвской пустыни строителю Тихону с братьею вотчины своей повытку в кунгурском уезде по речке Медянке по обе стороны с вершин и до устья до речки Телёсу ......"(Шишонко, 5-ый период, 2-ая часть "Владенная грамота на Тохтарёвские земли и угодья"). По Медянке селятся крестьяне из Кунгурского уезда и Вятки..... nikolos пишет: было какое-то финское поселение Финское? Есть информация, что по Медянке жили марийцы, до того, как Кочуков продал земли. Финноугорские племена жили на всей территории Кунгурского уезда, так называемая Неволинская культура. Но это было очень давно, от них остались только городища, селища и могильники. И ни одного письменного документа

nikolos: yur441 пишет: Шишонко, 5-ый период, 2-ая часть "Владенная грамота на Тохтарёвские земли и угодья"). Юрий Владимирович спасибо и может подскажите как ознакомиться с этим документом. Первое упоминание о моих преках ( Чечу(ю)шковых) проходит по первым трём ревизиям Медянского острожку ( по Тохтарёво информация более поздняя) получается я ошибался если считал что в Тохтарёво они переселились из Медянки. С уважением Николай.

yur441: Николай Алексеевич, "Владенная грамота ....." опубликована в "Пермской летописи" Шишонко, 5-ый период(том) 2-ая часть, 223 страница. Василий Никифорович перепечатал данную грамоту из "Пермских епархиальных ведомостей" за 1871-ый год. Оба этих источника присутствуют в свободном доступе, в интернете

nikolos: Юрий Владимирович Спасибо. Хотя я мог бы и сам догадаться. Удачи .

АннаА: yur441 пишет: Приподниму тему Встретила ссылку на дело: ГАСО ф.12, оп.1, д.1590 Дело по обвинению волостного писаря Ключевской сельской управы Засыпкина, крестьянина Воровина и других в составлении ложного приговора от имени крестьян с. Ключи о возвращении с военной службы сына крестьянина Воровина 1857-61гг. 170с. Хочу спросить Вас, как специалиста по с. Ключи, есть ли сведения о Засыпкиных, проживавших в селе Ключи в любые периоды? Спасибо.

yur441: Нет, Засыпкины не встречались. Ключевские фамилии на букву "з": Золины, Замяткины, Залесовы, Запеваловы, Злыгостевы. Воровиных тоже не встречал, в нашем р-не проживают Воронины, даже деревня такая была: Воронина.

Arkadi Klepinin: Я небольшой специалист по с.Ключам... но, тем не менее, фамилий на "З" там гораздо больше: есть еще, как минимум, Закомлистов, Заполских, Зобнин, Захаров, Завьялов, Задатков, Замяткин. Возможно, были и Засыпкины, нужно очень подробно просматривать ревизии, т.к. в метриках только разрозненные данные. Вообще говоря, Засыпкины в тех краях встречаются массово в Юговском и Мотовилихинском заводах, в самой Перми. Еще, совсем не факт, что писарь был родом из данного прихода. Должность уже подъяческая, и он мог быть просто прикомандирован из той же Перми, где Засыпкины были унтер-шихтмейстерами, столоначальниками.

yur441: Да, я написал фамилии, которые первые на ум пришли :). Закомлистовы и Захаровы сейчас живут в Ключах, Завьяловы - в Суксуне, Зобнины - в Брёхово.

АннаА: Спасибо за пояснения! Arkadi Klepinin пишет: не факт, что писарь был родом из данного прихода. Должность уже подъяческая, и он мог быть просто прикомандирован из той же Перми, где Засыпкины были унтер-шихтмейстерами, столоначальниками. Эта версия мне импонирует!

Arkadi Klepinin: Просмотрел 1 и 2 ревизии Златоустовского и всех деревень, Засыпкиных нет.

АннаА: Arkadi Klepinin пишет: Просмотрел 1 и 2 ревизии Златоустовского и всех деревень, Засыпкиных нет. Огромное Вам спасибо!

Arkadi Klepinin: yur441 По второй ревизии есть интересные сведения: Л.357. Села Златоустовского государственныя черносошныя крестьяне которыя приписаны к сылвинскому казенному железному заводу в 735-м году л.374. Итого во оном селе Златоустовском мужеска полу 382 душ Того ж села деревни Шахаровки государственныя черносошныя крестьяне которыя приписаны к казенному сылвинскому железному заводу в 735-м году л.380. Итого во оной деревне Шахаровке мужеска полу 182 душ Того ж села деревни Мостовой государственныя черносошныя крестьяне которыя приписаны к казенному Сылвинскому железному заводу в 735-м году л.388. Итого во оной деревне Мостовой мужеска полу 172 души Того ж села деревни Осинцовой государственныя черносошныя крестьяне которыя приписаны к казенному сылвинскому заводу в 735-м году л.393. Итого во оной деревне Осинцовой мужеска полу 116 душ. Л.1359. Села Златоустовского деревни Бреховы государственныя черносошныя крестьяня которыя приписаны к партикулярному заводчика Петра Осокина Иргинскому медноплавиленному заводу в 735-м году Л.1377. Итого во оной деревне Брехове мужеска полу 366 душ Во-первый, Брехова приписана отдельно от самого села и остальных деревень, а, во-вторых, в Бреховой живет много крестьян, столько же, как в самом селе.

yur441: Arkadi Klepinin пишет: Брехова приписана отдельно от самого села и остальных деревень Аркадий, спасибо за интересную информацию. Я так понимаю, ключевлян с соседними деревнями приписали к Сылвенскому заводу, а бреховлян - к Иргинскому, поэтому Брёхово переписано отдельно. Ещё пара вопросов: К заводам приписывали всё мужское население деревни или села, или только часть? Такие деревни, как Шипицыно, Усть-Лог, Говырино, Черепаново есть в этой ревизии?

Arkadi Klepinin: Нет, других деревень нет, только эти. Говырина, я так представляю, стала выселком из Бреховой, как и Осинцова, как видите. Еще часть крестьян из Торговищского острожка жили в Бреховой, и наоборот, Бреховские жили в острожке. Потому и в переписи 1686 г. среди Торговищского острожка переписана дер. Брехова (надо понимать, только часть ее, ассоциированная с Торговищским острожком). К слову, в ревизиях встречаются Лодейщиковы и Мусихины.

Arkadi Klepinin: В РГАДА Ф.687 "Кунгурская земская судная изба" в делах 1702-1706 гг. неоднократно упоминаются и с. Златоустовское, и деревни Брехова, Осинцова, Шахаровка.

yur441: Аркадий, Алексей Ершов уже набрал текст описи этого фонда http://kungur.forumgrad.ru/t234-topic .

Arkadi Klepinin: Спасибо, не знал. Там же, в фонде 1015 идут дела за 1707 и позже. Может и она набрана?

yur441: Arkadi Klepinin пишет: Там же, в фонде 1015 идут дела за 1707 и позже. Может и она набрана? Нет.

Ронин: Arkadi Klepinin пишет: К слову, в ревизиях встречаются Лодейщиковы и Мусихины. Аркадий, приветствую Вас :) про Лодейщиковых подробнее если можно...

Arkadi Klepinin: 1725 г. Того ж села Златоустовского крестьяне, которыя живут в Торговижском острожке Илья Федоров сын Лодейшиков, 14 у него брат Федоссиий, 13

Talya: Аркадий, подскажите пожалуйста ,в 1 и 2 ревизиях встречаются по с. Златоустовскому Щестминцевы(Шешминцевы)

Arkadi Klepinin: Фамилия на слуху, где-то недавно встречалась. возможно, что и в Златоустовском. Но полного перечня фамилий у меня нет.

yur441: Шестминцевы и сейчас живут в Ключах. Фамилия встречается в метриках нашей церкви.

Ронин: Arkadi Klepinin пишет: Илья Федоров сын Лодейшиков, 14 Спасибо!

yur441: Ну вот, сверив переписи 1679 и 1686, уже точно определился. Моё родное село в 1679 году было "деревня Иргинская на Ключах", в 1686 году - село Никольское, в 1690-ом - село Златоустовское. Соответственно и церкви, первая - Никольская, вторая - Златоустовская, третья - Воскресенская. Здесь напрашивается ещё один вывод: Ремезов, рисуя "чертёж Кунгурского уезда" в 1703 году, мог использовать перепись 1686 года. Поэтому ошибочно отметил на Иргине вместо села Златоустовского село Никольское.

yur441: Сравнив перепись деревень по Иргине из "Селитебных книг города Кунгура 1648-51гг" и перепись 1679 года, сделаю дополнение. Ключи раньше назывались: в 1649 году - деревня Матфеева на реке Иргине. в 1679 году - деревня Иргинская на Ключах. в 1686 году - село Никольское. с 1690 года - село Златоустовское.

yur441: yur441 пишет: Я видел 2 дореволюционных фотографии Воскресенской церкви (жаль нет их сканов). Точка съёмки первой выбрана северо-западней храма, в кадр попала так же наша знаменитая горка с часовней. Вот эта фотография.

Andrew: В переписи 1686 года есть упоминание: - "в Кунгурском уезде в деревне Усть-Иргинской..." - это современная деревня Усть-Иргино или иная? Почему этой деревни нет в последующих переписях?

Helen Ant: Arkadi Klepinin пишет: Меня, как вы знаете, в приходе этого села интересует дер. Брехова У меня тоже есть предки из этой деревни. Подскажите пожалуйста, а Вы случайно не выяснили откуда прибыли переселенцы в Брехово и Ключи?

Arkadi Klepinin: Helen Ant Там из разных мест приходили. Какая конкретно фамилия вас интересует?

Helen Ant: У меня из Брехово Фофановы, а из Ключиков Теплых (Тепловы)

Arkadi Klepinin: Helen Ant Вашими Фофановыми я когда-то занимался, это предки одной из форумчанок mavra3. Вот выписки по ним и предположение о их происхождении: Ссылка

Helen Ant: Спасибо, я видела эту тему, но это не моя ветка в итоге оказалась. Возможно где-то в глубине веков они и пересекаются, но пока не найдено. Мои крайние найденные вот эти: 1725 год. Книга переписная, окладная, посадских людей г. Кунгура, разночинцев, русских государственных черносошных, архиерейских, ясачных (татары, мари) крестьян и монастырских вкладчиков Кунгурского уезда, РГАДА. Ф.350. оп.2. Д.1629 деревни Бреховы крестьяне /л.140.2/ Никифор Якимов сын Фофанов 43; у него дети Анисим 6; Федор 4; Сысой 2; Вот интересно откуда они пришли на Кунгур

Arkadi Klepinin: Helen Ant Да, теперь вспомнил. Вы, насколько помню, еще предположили, что это его брат (из переписи 1703-1704 гг.): "во дворе Михайло Якимов сын ФОФАНОВЫХ сказал у него дети Никита 35 лет Яков 20 лет Иван 15 лет родился де в Важенском уезде жил за великим государем в посадном тягле а на Кунгур де пришел тому 17 лет …" С этим Михаилом сложность в том, что он и на Ваге жил на посаде, а среди тех книг, что сохранились по Важскому уезду с данными за XVII в., я не помню посадских. По Важскому уезду вообще источников мало. По посадским есть 1 ревизия, но этих Фофановых там уже нет, если только еще братья были.

Helen Ant: Да, пыталась проверить такую гипотезу. А вообще у кого-то из Брехово известно откуда пришли предки? Вы про своих знаете? Просто, чтобы я тоже там поковырялась в поисках)).

Arkadi Klepinin: Helen Ant У меня моих там и нет, я искал для кого-то. Занимался несколькими фамилиями. Посмотрел, в явном виде вроде ни у кого не удалось найти место исхода. Ну, разве что кроме Ваганова, с ним то все ясно, Вага.

Helen Ant: Arkadi Klepinin пишет: Ну, разве что кроме Ваганова, с ним то все ясно, Вага. Это Вятка?

Arkadi Klepinin: Helen Ant Вага - это Важский уезд ;)

Helen Ant: Arkadi Klepinin пишет: Вага - это Важский уезд ;) Понятно)))) Значит опять к Важскому уезду тропинка



полная версия страницы