Форум » Пермский край » с.Кыласово и Старое село, Кунгурский район » Ответить

с.Кыласово и Старое село, Кунгурский район

Lenpoint: Кунгурский район, с. Кыласово и Старое село Кыласово. Село в Кунгур. р-не на р. Бабка, пр. Сылвы. Изв. с 1647 г. как «починок На речке Бабке». В нем тогда были три двора, в к-рых обитали Кирилко, Максимко и Климко – сыновья Степана Кыласова, выходцы с р. Иньва. В 1652 г уже д. Крыласова, а жившие здесь Кыласовы писались Крыласовыми. В XVIII в. утвердилось написание Кыласово, поскольку его упорно придерживались мест. жители. В кон. XVIII в. Кыласово «переехало» на новое, более возвышенное место. На старом месте села выросла д. Старое Село // Шумилов Е. Н. Населённые пункты Пермского края: Краткий исторический справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. Пермь, 2012. Часть 1. Кыласово известно с 1647 г. как «починок На речке Бабке», в 1652 г. оно упоминалось как деревня Крылосова во владении Пыскорского монастыря, в 1675 г. – как "деревня, что ныне село Крылосово", в 1689 г. – как село Никольское и наконец название «Кыласово» окончательно закрепилось в 18 в. В 1779 г. с. Кыласово перенесли на новое место, более возвышенное. На прежнем месте образовалась д. Старое Село. Достоверно неизвестно, когда в Кыласово был построен первый храм, но само название в 1689 г. «село Никольское» дает возможность предположить, что церковь во имя св. Николая здесь уже была. Церковь была деревянная и со временем сильно обветшала и была разобрана (по другим данным сожжена пугачевцами). По желанию прихожан начали строить новую каменную церковь на новом месте с. Кыласово. На месте же деревянного храма в д. Старое Село была построена небольшая каменная часовня, фигурою напоминающая алтарь. Уголь к Егошихинскому заводу поставляли приписные крестьяне. Горновой камень и известь добывались в селе Камасине, владении господ баронов Строгановых. По представлению де-Геннина и по указу из правительствующего Сената для работы к Егошихинскому заводу были приписаны крестьяне Кунгурского уезда сел Кыласово и Комарово, которые находились на расстоянии 70 и 90 верст от завода. Муниципальное бюджетное учреждение "Архив Кунгурского муниципального района": arhiv.kungurrn.yandex.ru сайт архива, прайс

Ответов - 172, стр: 1 2 3 4 5 6 All

yur441: Заостровка на ПГМ.

nilogov: Благодарю! Видимо, придётся всех вас брать в соавторы моей статьи по Кыласовым:)

nilogov: nilogov пишет: Ещё интересует пара вопросов: если наше село Кыласово упомянуто в 1623 году, то к какому монастырю или вотчине оно относилось? Кажется, я упустил этот момент. Смотреть в "Пермской старине" Дмитриева (1892, вып. 4)? "Село Кыласово расположено на западе Кунгурского края, в низменной долине реки Бабки и ее притока реки Шухарды. По территории села проходит Сибирский тракт. До прибытия русских кыласовские земли принадлежали татарам или остякам. К такому выводу приходят многие исследователи. «Несомненно, что здесь как в нынешнем селе Кыласово, так и в его окрестностях до прибытия русских жили своими юртами татары или остяки». Подтверждением этого являются писцовые книги Кайсарова. «Весь приход Кыласовский занимает часть указанных мест писцом Кайсаровым. Но в своих писцовых книгах Кайсаров (1623г.) не упоминает русских селений прихода Кыласовского, были ли какие-нибудь поселки нынешнего Кыласовского прихода – достоверно неизвестно». (Пономарев П.П. Историко-географический очерк, описание церквей и приходов Кунгурского уезда.- Кунгур.1895г.) До 1652 г. кыласовская земля была владением Пыскорского монастыря. В 1652г. эти земли по Государевой грамоте отводятся крестьянам, и они считаются государевыми крестьянами. Акт, составленный по этому поводу лета 7160/1652 году июня 2-го дня, гласит: « Да по речке Бабка деревни Крыласова, а владели тою деревнею Пыскарского монастыря старцы, а на те земли никаких крепостей не положили, отведены те земли по Государевой грамоте Кунгурским крестьянам, а Спасского Пыскарского монастыря старцам от тех земель по Государеву Указу, отказано и впредь им не велено владеть». ТАКЖЕ ИНТЕРЕСУЕТ ЭТОТ АКТ ОТ 1652 ГОДА. ГДЕ ЕГО МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ?

yur441: А кто и откуда взял, что Кыласово на Бабке образовалось в 1623 году? Маленькая ложечка дегтя в только что образованную бочку меда В 1629 году у Степана два сына и только имя одного совпадает с 47-ым годом. В 47-ом три брата и у всех дети. За 18 лет как минимум должен был родиться ещё один сын у Степана, за это же время успеть жениться, построить дом и родить сына. Не слишком быстро?

yur441: Акт от 1652 года надо посмотреть в Пермской летописи Шишонко.

yur441: Вспомнил. Если не родил сына, об остальном можно не заморачиваться: не надо строить дом, садить дерево.

nilogov: А ведь на фотографии села красуется эта дата - 1623. И где-то здесь кто-то писал, что в 1623 году починок на речке Бабке вроде как относился к Пыскорскому монастырю. Или вот: по переписи 1623 г. Кыласово относилось к Чусовскому верхнему городку, но это деревня, а не будущее село Кыласово. В 1629 году могли ведь не всех сыновей записать. Я веду линию от Максима Степанова Кыласова. Возможно, другие сыновья Степана в это время были в отлучке? В 1623 году у Степана показан только сын Федька, а в 1629 году его нет, как и в 1647.

yur441: nilogov пишет: А ведь на фотографии села красуется эта дата - 1623. И где-то здесь кто-то писал, что в 1623 году починок на речке Бабке вроде как относился к Пыскорскому монастырю. Или вот: по переписи 1623 г. Кыласово относилось к Чусовскому верхнему городку. А где ссылка на источник? Пешка, Федка, могли перепутать переписчики.

nilogov: На фотографии вверху темы... Откуда 1623? Вот и хочу выяснить, где у Кайсарова об этом сказано...

nilogov: У вас случайно нет сотной 1614 году по Очерскому острожку? Читал у Дениса Боршинова...

nilogov: Возможно, когда мы вчера обсуждали эту тему, то спутали д. Кыласову за 1623 год и починок на речке Бабке, которого в 1623 году ещё не было, но который впоследствии стал селом Кыласово Никольским? Хотя вот ведь написано: "Село Кыласово расположено на западе Кунгурского края, в низменной долине реки Бабки и ее притока реки Шухарды. По территории села проходит Сибирский тракт. До прибытия русских кыласовские земли принадлежали татарам или остякам. К такому выводу приходят многие исследователи. «Несомненно, что здесь как в нынешнем селе Кыласово, так и в его окрестностях до прибытия русских жили своими юртами татары или остяки». Подтверждением этого являются писцовые книги Кайсарова. «Весь приход Кыласовский занимает часть указанных мест писцом Кайсаровым. Но в своих писцовых книгах Кайсаров (1623г.) не упоминает русских селений прихода Кыласовского, были ли какие-нибудь поселки нынешнего Кыласовского прихода – достоверно неизвестно». (Пономарев П.П. Историко-географический очерк, описание церквей и приходов Кунгурского уезда.- Кунгур.1895г.)

yur441: nilogov пишет: На фотографии вверху темы... Откуда 1623? Вот и хочу выяснить, где у Кайсарова об этом сказано... Да откуда будет в 1623 году Кыласово, если в 47-ом году оно починок на Бабке с тремя дворами?

yur441: nilogov пишет: У вас случайно нет сотной 1614 году по Очерскому острожку? Читал у Дениса Боршинова... У меня нет. Собираю инфу только по Кунгурскому уезду. Не успеваю, медленно получается на планшете отвечать

yur441: nilogov пишет: Возможно, когда мы вчера обсуждали эту тему, то спутали д. Кыласову за 1623 год и починок на речке Бабке, которого в 1623 году ещё не было, но который впоследствии стал селом Кыласово Никольским? Это мы Аркадия запутали Кыласовыми

yur441: Arkadi Klepinin пишет: по переписи 1623 г. Кыласово относилось к Чусовскому верхнему городку Вот в этом сообщении что-то не то

nilogov: Это д. Кыласова, а не починок по речке Бабке. Просто на фотографии ведь именно село Кыласово Никольское изображено? И там датировка - 1623. Значит надо у Кайсарова искать в 1623 году этот починок.

nilogov: А вот с. Купрос у Елизарова в 1647 году у кого-нибудь есть?

yur441: nilogov пишет: Это д. Кыласова, а не починок по речке Бабке. Просто на фотографии ведь именно село Кыласово Никольское изображено? И там датировка - 1623. Значит надо у Кайсарова искать в 1623 году этот починок. Совсем мы запутались. Д. Кыласово на Иньве не могла относиться к Чусовскому верхнему городку, между ними большое расстояние. Починка на Бабке не могло быть в 1623 году. Эта речка была татарской.

yur441: Вот из переписи 1623 года. Река Бабья - это Бабка. А вверх по речке Бабье юрты: Юрт Елкабая Янобаева, ясаку шесть куниц; пашни пахотные осьмина. Юрт Токбая Янабаева, ясаку шесть куниц; пашни пахотные осьмина. Юрт Илбая Арыкова, ясаку 6 куниц; пашни пахотные по осьмине. Юрт черемисина Худея Рачетаева, новоприходца, ясаку три куницы. Юрт Якшебая Акбашева, ясаку шесть куниц. А вотчина их речка Бабья от вершины до устья до реки Сылвы по обе стороны на сорок верст; да речка Юмыш от вершины до речки до Бабьи по обе стороны на 20 верст; да речка Юг от вершин до устья до Бабьи же речки по обе стороны на 40 верст с рыбными ловлями, и з бобровыми гоны, и з бортными ухожеи со всеми угодьи; да в их же вотчине впала в реку Ирень речки малая: речка Тарт, да речка http://zz-project.ru/1623-1624-cherdynskij-uezd/398-kungurskiya-pistsovyya-knigi-tatar-pisma-i-mery-mikhaila-kajsarova-1623-1624-g

nilogov: 1) Тогда давайте разберёмся, откуда на указателе села Кыласово взялась дата - 1623 год? 2) Если вы посмотрите "Пермскую старину" Дмитриева за 1892 год (вып. 4), то найдёте деревню Кыласову (починок Мартынов тож, Анюкшорское городище) именно в разделе Чусовского верхнего городка.

nilogov: Lenpoint Подскажите, а в каком первоисточнике указана эта датировка - 1623? Это ведь село Кыласово Никольское в Кунгурском районе?

Lenpoint: Название села «Кыласово» окончательно закрепилось в 18 веке. Дата относится не к СЕЛУ как таковому, а к месту. Например, до сих пор идет спор сколько лет Перми. Что уж "взяли" за основу. Территория по р. Бабка владения Пыскорского монастыря, перепись которого, как я понимаю, не уцелела. Осталось лишь упоминание о вотчине Бабкинских остяков у Шишонко

Lenpoint: nilogov пишет: Подскажите, а в каком первоисточнике указана эта датировка - 1623? Это ведь село Кыласово Никольское в Кунгурском районе? фотография сделана при посещении села Кыласово Кунгурского района - родина предков

nilogov: Lenpoint Спасибо за уточнение! Значит на указателе села дата 1623 взята именно географически? Раз у Кайсарова в 1623 году упомянута эта река с ясашными поселениями, то и отсчёт ведётся с неё? За 1623 год перепись Пыскорского монастыря ведь имеется, но там нет упоминания об этом починке на речке Бабке? (http://zz-project.ru/1623-1624-cherdynskij-uezd/353-monastyr-na-pyskore).

Lenpoint: А чего гадать-то? Село родное, край мой дорогой / авт.-сост. : Р. В. Шумилова, Е. А. Гаряева. – Пермь : – Пермь: Пермское книжное изд-во, 2008. – 118 с. : ил. Книга посвящается 385-летию села Кыласово. Материалы, собранные в книге, расскажут о том, кто из наших предков первыми ступили на кыласовскую землю, чем занимались жители, как преобразили и прославили село Кыласово, формируя его историю. всё мечтаю книгу прочитать или пообщаться с Риммой Валентиновной P.S. о селе Кыласово выпущено четыре полноценных книги

nilogov: Удревнять свои нас.пункты любят ещё с Рима... (привет Римме Валентиновне:) Есть и обратные случаи. В селе Коса на указателе тоже стоит 1623 год, хотя село у Яхонтова в 1579 году упоминается (но это исключение). Всё-таки к какой версии этимологии названия села будем склоняться? Если первыми жителями села были Кыласовы, то зачем гадать? Другое дело - откуда у них взялась эта фамилия? Однако есть и другая (маловероятная версия), что название у починка закрепилось от имени Кылас, который, вероятно, жил там в 1-й половине 17 века. Документальных доказательств этому нет...

nilogov: А эти книги есть в электронном виде? И, может быть, знаете е-мейл Шумиловой? Хочу ей написать...

nilogov: Здесь более достоверная датировка - 1652 год: http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804979804

nilogov: Хочу вынести на обсуждение ещё одну гипотезу: в 1579 году в д. Купрос имеем жителей: Ромашко Никитин да сын его Андрюшка Ивашко Никитин Нестерко да Юшко Ужеговы в 1608 году: (д) Устинка Иванов (д) Якунка Раманов (д) Васка Нестеров (д) Иванко Нестеров (д) Офонка Семенов сын Ужегов (д) Сенка Романов да сын ево Спирка (д) Конашка да да Степанко Ивановы дети Кылосова (д) Сенка Оврамов да Тимошка Ондреев (д) Пятунка Офонасьев сын Юрьев (д) Иванко Вдвов (л.21об) да сын ево Юшка (д) Сидорко Юрьев (д) Софронко Юрьев (д) Мороско Меншиков (д) Исачко Меншиков (д) Ондрейка Романов да сын ево Фомка (д) бобыль Костя Петров в 1623 году: Деревня Купрост на реке на Инве и на усть речки Купроски, а в ней: (в) Исачко Сергиев сын Меншиков, да дети ево Ромашко да Микулка да Микитка; (в) Ивашко Сергиев сын Меншиков; (в) Шестачко Юрьев; (в) Софронко Юрьев да сын ево Фетка; (в) Петрушка Кондратьев сын Киласов; (в) Тимошка Ондреев; (в) Демка Прокопьев сын Юрьев; (в) Пятко Юрьев да сын ево Микифорко; (в) Ивашко Афонасьев сын; (в) Фомка Андреев; (в) Андрюшка Романов да сын ево Трофимко; (в) Гришка Нестеров сын Ожегов; (в) Якушка Романов да сын ево Микитка Яковлев; (в) Онка Якимко Нестеров да племянник Афонасьев; бобыль Васка Нестеров; бобыль Заметейка Ермолин; пашни паханыя …, сена на реке на Инве … Да тое ж деревни рыбная ловля в реке Инве … А ВОПРОС ТАКОЙ: может ли быть Ивашка Никитин в 1579 году отцом - Степана Иванова сына Кылосова, который вместе с братом Кондратием упомянут в 1608 году. От Ромашки Никитина впоследствии пошла фамилия Романов. В 1608 году только ещё один человек - Устинка - имеет отчество "Иванов".

godro: nilogov пишет: В 1629 году могли ведь не всех сыновей записать.До Петровских реформ налогообложение было подворным, то есть учитывать следовало только дворохозяев. Ну и тех, на кого тоже надел выделялся. В крестоприводных книгах XVII века учтены только те, кому семь лет и более, шестилетки ещё за свои слова не отвечали. В переписи Верхотурского уезда 1666 г. учтены не только взрослые, но и дети старше шести лет. Насколько помню, в переписях конца XVII века уже все дети учитывались, видимо, чтобы разобраться, кто кому наследовать должен тягло, если кто-то с тягла сбежит. Ну, или чтоб знать, кого из беглых куда возвращать. А вот с 1710 г. в переписях даже женские имена внесены.



полная версия страницы