Форум » Свердловская область » Ачитский район д. Ялым » Ответить

Ачитский район д. Ялым

vir: Уважаемые форумчане. Мои предки (Рычковы) во второй половине 18 века переселились в д. Ялым, расположенную между Ачитской и Бисертской крепостями (сегодняшние пгт. Ачит и с. Афанасьевское), что на великом сибирском тракте. Мои более, чем десятилетние поиски, откуда же прибыли в Ялым предки пока результатов не дали. Зато появилась масса информации по истории деревни Ялым и фамилиям людей ее населявших в разные годы. Если кого интересуют сведения по этой тематике, обращайтесь. В свою очередь буду рад, если кто-то что-то сообщит о Ялыме и ялымцах. С уважением, Виктор Рычков.

Ответов - 20

vir: Исчерпывающе, спасибо. Всвязи с этим вопрос. Уже не один год ломаю (не грею, а именно ломаю) голову над происхождением названия одной уральской деревушки, что в Свердловской обл. Ачитском районе, стоящей на великом Сибирском тракте и речушке Ут - Ялым. Именно в ней с 18 века, а может и раньше проживали мои пра-пра-пра-... Рычковы, исконно русские государственные крестьяне, также как и остальные их односельчане. Подобные названия (Ялым) есть и и соседних областях: в Курганской - это большое село, в Омской обл. в Тарском р-не некогда существовавшая Ялымская волость. В той же Свердловской обл. есть еще пару речек Ялым, притоков рек Уфы и Сосьвы. Имеются ли Ялымы в Пермской и Кировской областях - не знаю. Название судя по первому впечатлению татарское, башкирское или чувашское. Но что оно означает, откуда... Вместе со мной над разгадкой этого топонима бьются школьники и учителя местной деревенской школы. Решение ее возможно даст информацию и о первых поселенцах, что положит начало открытию школьного музея. С уважением В.Рычков.

a-musikhin: vir Решение вопроса, заданного Вами, на самом деле очень непростое. Поэтому, принимая во внимание цель, которую Вы преследуете, заранее хочу предупредить Вас, что все последующее ниже является лишь моей версией, не претендующей на истину в последней инстанции. Очень прошу это учесть. Сначала вопрос показался легко разрешимым. В тюркских языках есть собственное имя Алым/Алим, в переводе с арабского означающее "ученый". В русских говорах Рязанской и Владимирской областей слово алым - алыма означает "простофиля, простак, грубоватый парень", вероятно, как антитеза к "ученый". Но данную версию пришлось отвергнуть, т.к., во-первых, маловероятно наименование н.п. в такой форме, без притяжательного суффикса, т.е. в русской интерпретации это д.б. починок чей - Алымов, деревня чья - Алымова и т.п., во-вторых, этому способствовало название реки Ут, на которой располагается деревня (об этом см. ниже). Известный кировский краевед-ономаст Д.М. Захаров писал о названии котельничской деревни Путим: "нерусское" звучание этому топониму придает его финал -им-. На непрофессиональный, обыденный взгляд - пустяк, какой-то там суффикс, но, уважаемый читатель, за ним стоит одна из важнейших историко-культурных проблем Евразии, не случайно поэтому в течение 120 последних лет суффикс -ым (-им) привлекает к себе пристальное внимание десятков исследователей - историков и лингвистов. Большинство признает его угорско-пермским, однако остается нерешенным вопрос, из какого языка этот суффикс попал в финно-угорские языки. Названия на -ым (-им) широко рассеяны в Поволжье, на Урале и по обе стороны от Уральского хребта, на Европейском Севере и в Сибири, но сконцентрированы они в Верхнем и Среднем Прикамье, отчасти в Кировской области (Афанасьевский и Верхнекамский районы), более же всего их на территории древней Пермской земли, где они исчисляются сотнями. (Захаров Д.М. Об одной черте котельничских фамилий // Вести. - Киров, 1996.) Исходя из сказанного топоним Ялым распадается на две части: основу Ял и формант -ым. Я, к сожалению, не специалист в финно-угорских языках, поэтому доверяюсь специалистам. Н.В. Морохин название реки Ялма, левого притока Суры, объясняет, как происходящее от финно-угорских корней "ял" - "сырой", "ма" - "земля". (Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. - Нижний Новгород, 1997. - С. 210) О происхождении форманта -ым (-им) среди ученых пока нет единого мнения. Но вот что пишет Захаров: археология, мифология, этнография, лингвистика убедительно свидетельствуют о значительном индоиранском влиянии на ранних угров, потому-то и объяснение суффикса -ым (-им) надо искать в индоиранских языках. И такое объяснение имеется, но это уже особый разговор. (Захаров Д.М. Там же.) Увы, я не знаю, опубликовал ли где-нибудь Захаров объяснение форманта -ым. Поэтому остается только доверять его мнению. Дмитрий Мартинианович всегда копает очень глубоко и нередко увлекается. Но в данном случае я склонен доверять его мнению. Способствует этому название реки Ут. Вот что пишет тот же Захаров: знаменательно также, что булгарский город Сувар стоял на берегу реки Утки, по-татарски утка - "в огонь, на огонь" (направительный падеж от ут "огонь"). Название того же семантического плана, что и предыдущее, находится в Подосиновском районе Кировской области, это название села Утманово, расположенного вблизи речки Большая Утка с притоком Малая Утка. Для толкования названия села Утманово важно то обстоятельство, что в урартских надписях бог солнца Уту приравнивается к Шамашу. Таким образом, утманы также солнцепоклонники, как и их суварские единоверцы. Знаменательны названия из округи села Утманово: Хозятино, Тагарино, Шидры, они как будто говорят о греко-армяно-иранском этносе. (Захаров Д.М. Вятка и Булгар: географические названия Вятской земли как источник исследования этногенеза волжских булгар // По родному краю. Сборник краеведческих материалов. - Киров, 1991. - С. 89-90.) Итак, подведу итог. Названия Ялым и Ут являются финно-угорскими, испытавшими иранское влияние (я бы сказал, скифо-сарматское). Однозначно это дорусские названия. Я думаю, что Ут в данном случае - это, конечно, не "огонь", а, скорее, "блестящая, искрящаяся". Что касается названия Ялым, то могу предположить, что формант -ым имеет притяжательное значение, принадлежность к месту. Таким образом, Ялым - "сырое (м.б. болотистое) место". Прошу Вас подтвердить или опровергнуть мое предположение - в какой местности располагается Ваша деревня?

vir: Уважаемый Алексей Леонидович, спасибо за проявленный интерес к моей и ялымцев проблеме. Прежде всего, хотелось, чтоб Вы взглянули на карту Ачитского р-на Свердловской области. Для Вас, как исследователя откроется большое поле деятельности в области топонимики. Вокруг Ялыма расположены н.п., мне кажется, с типично татарскими, башкирскими, чувашскими и марийскими названиями: Ачит, Сарга, Карши, Тюш, Гайны, Арий, Турыш, Чатлык, Бакряж, Бисерть, Шарлама и др. Целый винегрет. Реки, на которых они расположены, зачастую носят те же названия, это: Ачит, Бисерть, а также Уфа, Ут и др. Кроме того, поблизости от Ялыма есть н.п. и с чисто русскими названиями: Кленовское, Афанасьевское и др. Что касается самого исследуемого топонима, мне кажется наиболее приемлемая версия это «Алимова деревня». В одном из док-тов 18 века так и написано «в деревне Алимовой» (ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС. № 20. 1750 г., мая 12. Промемория Уфимской провинциальной канцелярии в Канцелярию Главного правления заводов о межевании земли с башкирами в районе Красноуфимской крепости . ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.1263. Л.553-556об.) В ревизии за 1831 г. деревня названа «Елымской». Также, возможно, Кривощеков высказал мнение, что деревня возникла около 200 лет назад, первым поселился татарин по имени Ялым (информация от 1893 г.). В толковании одного из местных Красноуфимских краеведов Ганькина В.Д. Ялым – название деревни в Ачитском районе на реке Ут, правом притоке реки Бисерть, основан около 1690 года; с манси «йылым» - невод; с тюркского: у башкир «йылым» - невод; у татар – «жыдым» - невод; с татарского «йолым» - выкуп, откуп. Есть река Илим, левый приток реки Чусовая. В 18-м столетии этот топоним писался «Ялым», т.е. «Ялым» и «Илим» имеют одинаковое значение, с тюркского «ялым» - место отдыха: это вполне вероятно, так, Сибирской тракт первоначально шел от Торговищ, по долине реки Тис, через Ялым. Кроме того, у марийцев «Ял» - деревня, у тюрков – «Ял» - 1. «грива»; 2. «отдых». Вот Алексей Леонидович далеко не все, что я еще знаю по этому топониму. Более подробно не пишу. Боюсь, что будут ругаться Rodger или Godro за то, что занимаю много места на форуме. Всего доброго, Виктор Рычков.


RODGER: vir Я не ругаюсь :) Я иногда двойные сообщения удаляю и темы, созданные не там переношу. Здесь пиште про Ялым всё что угодно, я совсем даже не против, места пока всем хватает :)

a-musikhin: vir пишет: Боюсь, что будут ругаться Rodger или Godro за то, что занимаю много места на форуме. Если пишете по делу и в тему, то я думаю, никто Вас ругать и урезать не будет. Но я вот хочу Вам попенять за то, что Вы, имея информацию, ее не выложили. По этой причине я потерял лишнее время, разыскивая уже Вам известное. На будущее советую Вам, если Вы уже имеете какую-то информацию или свою версию, выкладывайте ее сразу вместе с задаваемым вопросом. Это облегчит работу тем, кто Вам может помочь, и не уведет по ложному следу. Что касается выдвинутых Вами версий о происхождении названия Ялым, то они меня не убедили. vir пишет: В одном из док-тов 18 века так и написано «в деревне Алимовой» Этот случай, как я понимаю, единичный, и может быть всего лишь интерпретацией писавшего эти строки. vir пишет: первым поселился татарин по имени Ялым Такого имени в доступной мне литературе я не нашел. (даже в книге Н.А. Баскакова) vir пишет: «йылым» - невод Ну, и как такое связать с названием деревни? vir пишет: «Ялым» и «Илим» имеют одинаковое значение, с тюркского «ялым» - место отдыха Что касается деревни, то такое значение может иметь место, но для реки, согласитесь, такое название вряд ли возможно. Кроме того, Вы пишете, что так река писалась в XVIII в., а как было раньше? А вот мое толкование, как "сырое, болотистое место", выглядит вполне логично. Кстати, Вы мне не ответили, какой рельеф в месте расположения деревни (хотя, допускаю, что он мог измениться за время ее существования). И еще, ни в одном из Ваших объяснений не рассматривается формант -ым, который действительно очень распространен в тех местах, где указывает Захаров. Но, что очень важно, никак не может быть объяснен из языков народов, проживающих там сейчас. Вот пока все. С уважением...

vir: Добрый день, Алексей Леонидович. Во-первых поздравляю вас с днем Защитника Отечества, а во-вторых прошу извинить за то, что «утаил» некоторые сведения по Ялыму. Честно сказать, он меня порядком уже утомил. Вначале процитирую несколько высказываний по поводу Ялыма и Ута. «…название этимологически родственно тюркскому «ялым» - неприступная, крутая, отвесная скала». (Э.В.Севортян – «Этимологиский словарь тюркских языков»). «Заволжская сторона Чебоксарского района известна как Йёлём (Юлым, Елом), что в переводе на русский значит территорию болотистых лугов и хвойных лесов». (П.Трифонов, краевед.- «Язык имен – язык времен») «…ут …по венгерски « путь», это более привлекательно, чем татарское «огонь», но будет иметь доказательную силу в том случае, если в этих местах будут обнаружены другие топонимы венгерского происхождения.» (А.К.Матвеев – Географические названия Урала). « от мусульманского личного имени Алим, Алым - араб. alym – ‘мудрый, знающий, ученый’, титул мусульманских правителей. Имя Алим было распространено и у православных - возможно, как заимствованное с Востока. Кроме того, в рязанских и владимирских говорах зафиксирован диалектизм алым – ‘простофиля, разиня, глуповатый парень’, а в московских, рязанских и калужских говорах известно бранное ялыман – ‘ярыжка, наглый мошенник’» (Не помню откуда). Как видите, здесь все присутствует: и низменное болотистое место, и отвесная скала, и опять же Алим. Кстати, в самой деревне также есть высокие гористые и низменные болотистые места. Не так давно в районной газете появилась новая топонимическая версия. Приведу ее полностью, чтоб Вы могли оценить желание местных краеведов разобраться в этом непростом вопросе: откуда, почему, что обозначает… Ялым - земляная деревня? Эту деревеньку в Ачитском районе знают многие. Очень выгодно ее географическое расположение, так если на 170 километре автомагистрали Екатеринбург-Пермь повернуть вправо - всего через пятьсот-семьсот метров начнется деревня Ялым. О ней наша сегодняшняя история. Как и большинство деревень, стоящих на сибирском тракту, эта деревня возникла в середине XVIII века, (? авт.) и основана она была людьми, необычными дня этих мест. И вот почему. Национальный состав пришельцев с запада во времена колонизации Урала и Сибири (XVII-XVIII в.) был очень пестр по составу: русские, казаки, поволжские народности, пригнанные для несения "фабричных тягот", в основном марийцы. (Как отмечают "деловые" люди того времени - приказчики из поволжских народов, марийцы, наиболее "понятливые будут", нравилась приказчикам их покорность и неприхотливость), а также украинцы и белорусы - о них и далее речь. Историк и помещик Энгельгарт в своих "Письмах из деревни" описывает возникновение станицы Ялытской в Воронежской губернии в XVII в. Белорусские крестьяне, купленные местным помещиком, обжили один из правых притоков реки Дон. Но вместо бревенчатых домов, в которых жили местные крестьяне, жили они в земляных домах (другим словом, "землянках"), которые и вырыли на косогоре. От древнерусского слова, "Ялыть" ("Ялымить") станицу эту, пишет Энгельгарт, прозвали "Ялытской", что на языке местного населения, которому сие было в диковинку, означало "земляная деревня", чиновники же в бумагах окрестили ее "Ялымской". Не берусь проводить географические аналогии, но, согласитесь, названия деревни "Ялым" и станицы "Ялымской" (Ялытской) почти совпадают. И как знать, может, те же белорусы или украинцы, жители степной полосы, жившие тогда (а некоторые живут до сих пор) в "мазанках", переселившись на Урал, соорудили себе "времянки" в виде блиндажей, а на вопросы местного населения отвечали, что на первое время пришлось "ялымить" (копать) свое жилище, а крышу делать из бревен и веток, которых в окрестностных лесах было в изобилии. Так и прозвали, наверное, и эту деревню Ялым. Если это так, то можно представить, сколько обитателей этих мест, живущих в деревянных домах (правда, с земляным полом), приходили посмотреть на "дикарей", живущих в землянках. Наверное, со временем местные мужики обучили пришельцев и рубить срубы, и охотиться и всем тем навыкам, которые необходимо иметь, чтобы жить на Урале. Примечание: сравни "Ялыма" (старорусск.) и современное слова "яма". "Ялымами" или "копателями ям" звали отходников, подрабатывающих копанием могил на кладбищах Москвы и Санкт-Петербурга во времена крепостного права. Отсюда пошло слово "ялымить" - значит, "подрабатывать", которое уже в 60-е годы нашего века стало звучать в духе времени -"колымить".. В.А.Логинов Вот так, ни больше, ни меньше. Не думаю, чтоб эта версия заслуживала внимания, но, тем не менее, желание что-то объяснить налицо. (Из почти 4-х десятков фамилий, зафиксированных в этой деревне нет ни одной белорусской). Что касается форманта на –им, -ым в уральских и близлежащих н.м. на ум приходит: Тугулым, Бардым, Балтым, Акчим, Висим, Волим, Зилим, Илим, Игрим, Ишим, Кыштым, Масим, Пелым, Сим, Тулым и т.д. А сколько их есть в других областях…Чулым, Илим и т.д. и т.п. Еще раз с праздником и всех Вам благ. В. Рычков

vir: старатель Добрый день, Юрий Витальевич. Подскажите куда на форуме к Вам обратиться, так хочется пообщаться, а Вы везде и нигде. Сегодня прочитал у Ивана Лепехина из «Дневных записок»: «На реке Утке, кроме казенной лесопильной мельницы, в 1749 году … построен чугуноплавильный завод, принадлежащий С.П. Ягужинскому. Мастеровых и работных людей отдан. дарственных (так написано) приписных крестьян по указу канцелярии главного заводов правления 1760 года 754 души, из числа коих 275 душ: жители Ачитской крепости зарабатывают только половинный оклад». Хотел спросить у Вас как специалиста по Уткинской слободе и заводу: почему «обижали» моих земляков ачитцев и где узнать, кто именно из них был приписан к заводу. С уважением, В.Рычков

nikolos: Виктор здравствуйте. С вами хочет пообщаться Чечушков Николай Алексеевич. Мои двоюродные сёстры уроженки д.Ялым Их мать Анна Дмитриевна Кетова (д.ф. Чечушкова) Они помнят Рычковых которые жили наискосок через дорогу от них. Отца звали Иван ( он вроде инвалид) мать Лида. У них было двое детей сын и дочь. Зачем пишу сам не знаю наверное ностальгия. Я сам в Ялыме был несколько раз. В детстве рыбачил на пруду. В этом году в Троицу ( 10.06.) хотим снова там собраться . мой эл.адрес flesh@eka-net.ru С уважением Николай.

vir: Николай, добрый день. Спасибо, что откликнулись. Если у Вас будет возможность и желание посмотрите в разделе "Поиск предков" мою страничку - "Рычковы в Красноуфимском уезде в 19 веке". Для меня фамилия Чечушковы в Ялыме новая. Вообще самый главный вопрос - откуда все Кетовы, Рычковы, Чешушковы, Субботины, Маленьких и т.д. пришли в Ялым. Давно бьюсь над его разгадкой - пока безрезультатно. А когда Ваши сестры жили в Ялыме, точнее в какие годы? Всего доброго. Виктор Рычков.

VS: ВОТ ДАННЫЕ ЗА 11 ЯНВАРЯ 1722 года по Ялыму и возможно Кленовской, которая в те времена, в разных источниках называлась: 1. новой Бисертской слободой. 2. Бисертской - Кленовской слободой. и 3. возможно Верх Бисертской слободой. Все эти три названия в разное время принадлежали будующей Кленовской которая стала называться Кленовской крепостью в 1734 году). Селение Ялым повидимому действительно старейшее Татарское селение. В том районе существовали ещё Татарские деревни: Старо-Верх-Бисертская (Старо-Бухарова) и Верх-Пут(инская). Но возможно что Старо-Верх-Бисертская (Старо-Бухарова) и Верх Бисертская это одно и тоже??? ДАННЫЕ ЗА 11 ЯНВАРЯ 1722 года 22. По многим присланным из государственной Берг-коллегии указам повелено нам /л. 121 об./ от Уктуса до Кунгура и до Вятки учредить почту. И хотя я о сем трудился, обаче для пустоты междо Уктусом и Кунгуром в сущее определение привести не мог, наипаче же, что на средине оного пути обретающиеся татары Уфимского уезда деревни Ялыма были на то не склонны. Чего ради писал я на Уфу к господам полковнику графу Головкину и воеводе Бахметеву, дабы они повелели указом вышеобъявленным татарам давать от нас и к нам посылающимся курьерам лошадей до трех, имея прогонные деньги по указу. И понеже по премой прочищенной дороге к Уктусу жилье от них отдалено и перевоз тяжек, того ради назначил я им перемену к Уктусу в деревни Верх Бисерти от них верст с 60 к Кунгуру, в селе Ключах, положа за 50 верст, ибо версты немерены. А ныне, как я суда ехал, оных татар склонил, что лошадей давать хотели, и на то взяли у меня указ, кому давать они лошадей, и по чему, до коего места прогон имать должны. И для лутчего вырозумения с оных посланных на Уфу писем и данного указа татарам прилагаю копии. По сему до учреждения прямой дороги разсудил я определить почты от Уктуса /л. 122/: 1) в деревне Подволошной, 2) на Утке, 3) в Верх Бисерти, 4) на Ялыме, 5) на Ключах. И на каждой поставить для отправления писем по драгуну, а особливо на Ялыме и в Верх Бисерти, письмо умеющих, понеже в протчих суть попы и дьячки для записки, когда с кем письма посланы [190] будут, дабы не пропали, також и прогоны им платить безсмятно будет. От Кунгура же к Вятке весьма надлежит учредить воеводе, ибо нам весьма оную учреждать неспособно, не в своей власти, а от Уктуса к Кунгуру летом надлежит премою дорогою версты измерять и столбы поставить, дабы платить прогоны известно было. Василий Татищев http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Tatisev/Pisma_Ural_1722/text.htm 1722 год видимо и есь крайняя дата возникновения Ялымского яма. А само селение возможно своими корнями восходит аж к первой половине 1600 года??? "Впервые верх-бисертские татары предстают перед нами в переписи 1626 г., когда было описано взрослое мужское податное население". А вообще мне интересно у вас какие самые древние данные по Ялыму и как вообще переводится это слово.

VS: Верх-бисертские татары и черемисы в XVII – XX вв. На территории Урала издавна проживают немногочисленные этнические группы, заметно отличающиеся по целому ряду признаков от своего основного этноса. Среди них – верх-бисертские татары и марийцы – жители верховий реки Бисерть, правого притока Уфы. Наиболее ранним населением, обосновавшимся здесь, являются татары. По образу жизни и роду занятий они похожи на своих соседей – кунгурских татар, что говорит, скорее всего, об участии кунгурцев в формировании данной этнической группы. Наиболее вероятное время появления их здесь – эпоха Золотой Орды, когда в районе реки Бисерть проходил путь из Европы в Азию (во второй половине XVII – начале XVIII в. он был известен как Кунгурская дорога, затем – как Московский генеральный тракт). Татары могли обслуживать почтовую станцию (ям). К началу XVII в. верх-бисертские татары представляли собой обособленную группу, которую нередко именовали вогулами (манси). Это свидетельствует о наличии в составе татар вогульского элемента. Вместе с тем, верх-бисертские татары существенно отличались от лесных кочевников – вогулов родом занятий: они «пахали землю исстари», имели звериные, бортевые и хмелевые угодья, т. е. вели комплексное хозяйство. При этом основным их занятием оставалась охота. Впервые верх-бисертские татары предстают перед нами в переписи 1626 г., когда было описано взрослое мужское податное население, платившее в государеву казну по 5 куниц с человека. Тогда в предгорьях Западного Урала обитали три группы автохтонного населения: сотня Копчика Ямашева (30 чел.), сотня Токази Ба(й)тикова (19 чел.), сотня Илцыбая Тулубаева (17 чел.). Наиболее точно обозначена сотня Копчика Ямашева – это вогулы, проживавшие на реке Чусовой. Сложнее с двумя другими сотнями. Представители сотни Токази Ба(й)тикова – жители верховий реки Чусовой – названы в переписи татарами и верхними терсяками. Не исключено, что это башкиры племени терсяк, обитавшие в верховьях Чусовой и покинувшие свои земли под давлением русских поселенцев между 1626 и 1651 гг. Сотня Илцыбая Тулубаева числилась как «верх-уфимские татаровя». В этой сотне состояли ясачные вогулы: Сыбай, Беклыбай, Менлыбай, Менлокозя, Сарка, Бекозя, Сырник, Церебай, Бехкозя, Ешкозя и другие....

vir: VS Добрый день. О происхождении топонима Я Л Ы М подробно написано в разделе форума "Об именах" Официальной датой возникновения этого селения считается 1690 год. В прошлом 2010 году на сайте губернатора Свердловской области за 15 июня т.г. было написано, что деревне исполняется 320 лет. Откуда взялась эта дата, пока вопрос. Наверное, нужно обратиться к губернатору.

VS: Да но всё же не понятно, почему 1690 год, почему допустим не раньше ведь насколько я понимаю, Ялым населяли коренные жители реки Бисерть. Почему допустим, они не могли обосновать это селение раньше. Ведь к этому должны быть какие-то основания. Какие процессы, протекающие в этом регионе, заставили их основать деревню именно в этом году. Не связано ли это со строительством Русских поселений? Но тогда следует вопрос, почему Татищев в 1722 году о них не упоминает. Загадка на загадке.

VS: Вообще-то хотелось бы увидеть конкретные документы по строительству крепостей по реке Бисерть. Не просто утверждение, что они там были построены, а конкретно кем на каком месте конкретные распоряжения о поставках вооружения пороха ружей о гарнизоне этих крепостей и проч. Чтоб было конкретно понятно, что никакого 1692 года в истории освоения этой местности не было, что река Бисерть была тогда Татарской вотчиной. И никаких острогов. Общих сведений и косвенных документов полно, но тем не менее конкретики нет поэтому остаются сомнения. Хотя из истории посещения реки Бисерть Татищевым истории Сибирского тракта и истории верхбисертских татар следует что этой слободы не было. Но тем неменее остаются сомнения.

vir: VS Добрый день. Советую посмотреть еще в разделе "Источники" страничку "История создания Бисертской крепости". Там есть ссылка на документ об истории создания крепостей и этой в частности. Вообще вы правы, загадка на загадке. Но, наверное, они потому и есть, чтобы их разгадывать.

alga: Добрый день, уважаемые форумчане! Подскажите, пожалуйста, происхождение названия пос. "Шурушовка". Она в Красноуфимском р-не Екатеринбургской обл.

Ронин: Виктор, здравствуйте вот для Вас возможный предок Ваших Рычковых (так как на эту линию крепостей и ямов, на которой и стоит Ялым, переселяли в основном из Кунгурского уезда) 1719 Кунгурский уезд РГАДА 350-2-1625 села Никольского Медянки ... л.859 об. Во дворенке Ефим Иванов сын Рычков сорок ему трех лет у него дети Василей девяти Тимофей трех лет

vir: В ходе изучения ревизии 1834 г., метрических книг начала 19 в. установил фамилии крестьян, проживавших в 1820-е годы в д. Ялым. Это: Башкирцевы, Бузуновы, Булатовы, Бушл(м)еневы, Бушуевы, Волковы, Гилевы, Гостюхины, Густокашины, Девятковы, Дульцевы, Кетовы, Кожевниковы, Корзниковы, Лодейщиковы, Лунеговы, Макаровы, Маленьких, Мальцевы, Митухляевы, Накоряковы, Нестеровы, Овчинниковы, Оглоблины, Пиличевы, Пичугины, Поздеевы, Поповы, Решетниковы, Роздъяконовы, Рычковы, Смолины, Субботины, Токаревы, Токмаковы, Токманцевы, Тюшевы, Филипповы, Хабаровы, Чистяковы, Яровы. Почти у половины из них находятся корни и корешки в селах и деревнях Кунгурского уезда в районе Сибирской дороги: Медянский и Покровский острожки, с. Сретенское Сабарка тож, Егорьевское Алтынное тож, Введенское Суксунское тож, Торговижское и Златоустовское села и др. Корней «своего» Трофима Рычкова в Кунгурском уезде пока не нашел, хотя почти достоверно известно, что родился он около 1760 года и пришел в эту бывшую татарскую деревушку Ялым, наверняка, из одного из перечисленных выше сел и острожков. С вашей помощью, коллеги, я нашел Рычковых, проживавших в 18 веке в Сретенском Сабарке тож, в Медянском и Ясыльском острожках. Надеюсь, найду их и в других местах Кунгурского уезда. Возможно, это поможет установить отчество «моего» Рычкова Трофима и, недеюсь, его родителей, а значит и своих пращуров.

nikolos: Виктор Николаевич . Вы не просматривали эту ревизию ГАПК Фонд № 111. Опись 3. Дело 374 О приписных и государственных крестьянах Кунгурской округи 1782 год. Удачи.

vir: nikolos Спасибо, Николай. Кажется я смотрел эту перепись, но еще раз проштудирую, может что-то новое накопаю. Там, правда, нет ни Медянки, ни Ясыла, Торговижского, Златоустовского и Сабарского сел...



полная версия страницы