Форум » Купцы, почетные граждане, дворяне и др. » 2019-2023 Учителя » Ответить

2019-2023 Учителя

godro: Категория, часто пересекающаяся с духовным сословием. Однако были учителя и из других сословий, например, мещан, крестьян. Многие перебирались с места на место, меняли работу. В общем, иногда поиски информации о них сопряжены с различными трудностями. Начало темы

Ответов - 137, стр: 1 2 3 4 5 All

Гала Сурина: ОГАЧО, И-226, оп. 20, д. 62 МК Тиминского села Иоанно-Предтеченской церкви 1877-1881 г.г. 07/08.10.1877 Иаков. Учитель Тиминской народной школы из Духовного Звания Алексей Николаев Золотов и законная жена его Надежда Григорьева, православные. Поруч.: Титулярный советник Григорий Иванов Суворов и дочь его девица ... Григорьева.

Lenpoint: Маркова Анна Григорьевна (1869-?), учительница Пермского 2-го женского училища, заведующая училищем click here click here

Lenpoint: В видах улучшения учебного дела, в миссионерских школах в отчетном году, благодаря инспектору красноуфимских училищ В. В. Корватовскому, двое учителей Карзинской школы Фаддеев и Больше-Тавринской — Чирков, в августе месяце, командированы были в г. Бирск на учительский съезд для практических занятий под руководством опытных в деле преподавания педагогов. Для этой же цели и в видах миссионерских, в конце отчетного года Комитет пригласил на должность учителя в Ювинскую школу учителя Бирской инородческой школы Дмитрия Антриева. //Пермские губернские ведомости, 1888 № 26 //Пермские епархиальные ведомости, 1888 № 6 - первоисточник


Perol: А как становились учительницами? Какое учебное заведение нужно было закончить, в каком возрасте и при каких условиях в эти учебные заведения принимали, сколько лет в них учились? А после завершения учёбы самой нужно было искать место учительницы? Или же было какое-то распределение? Вот сколько вопросов! И эти вопросы возникли не на пустом месте – бабушка моя была учительницей. К сожалению, никаких подробностей её учительской жизни не знаю. Родилась она в 1884 году в селе Новое Усолье Соликамского уезда, венчались они с дедом в селе Булатово в 1906 г., жили в селе Романово, где дед служил волостным писарем. Родили двух детей, и вдруг, в июне 1911 года, с двумя малыми детьми срываются и уезжают в Енисейскую губернию, в Красноярск… Нашла, что в архиве Красноярска в фонде Дирекции народных училищ Енисейской губернии есть личное дело моей бабушки. Заказала ксерокопию дела… Надеюсь узнать много нового и интересного, а пока хотела бы теоретически подковаться, вот потому и вопросы мои…

yury.sukharew@yandex: Существовало Положение 1874 г, установившее, что учителем земской школы могло быть лицо православного вероисповедания, имевшее звание учителя или учительницы начального народного училища. В связи с нехваткой кадров вскоре было разрешено приобретать звание учителя или учительницы начального народного училища без сдачи специальных экзаменов и на основании одного лишь пробного урока лицам, окончившим высшие и средние учебные заведения, а также не менее четырех классов духовных семинарий . Среднее учебное заведение это гимназия. Семинария тоже давала среднее образование. В женских епархиальных училищах по окончании присваивали звание домашней учительницы, но брали их и учителями в земские школы, насколько известно.

medna: Тоже могу назвать эти же пути. Гимназия и епархиальное училище. Сестра моего деда была учительницей земской школы после ЕЕЖУ.

yury.sukharew@yandex: Да, учителя гимназий должны были иметь высшее образование (университет, академия). А в ЦПШ преподавали всяко разно. Я встречал в Ивдельском округе в деревне оседлых вогул учителем в ЦПШ был человек, окончивший 1 класс ДУ.

Елена Борисовна: На примере родословной Селивановских: все девушки, окончившие гимназии или епархиальные училища со званием домашней учительницы, становились учительницами земских школ и лишь единицы - ЦПШ. Что касается выпускников семинарии: при наличии вакансии они могли сразу поступить на священно- или церковно-служительское места. В случае непоступления на такие места, они должны были прослужить учителями в течение 3-х лет в начальных училищах или ЦПШ. Это было обязательным условием для казённокоштных семинаристов, но не только - многие выпускники семинарии из нашего рода в течение ряда лет учительствовали в народных училищах (видимо, в ожидании подходящей вакансии в Епархиальном ведомстве). Что касается выпускников духовных училищ: они тоже могли стать учителями, выдержав соответствующие испытания и получив свидетельство на звание учителя. Такие испытания проводились Училищными советами при духовных училищах.

medna: Елена Борисовна пишет: должны были прослужить учителями в течение 3-х лет в начальных училищах или ЦПШ. Это было обязательным условием для казённокоштных семинаристов Теперь такие же условия для студентов-целевиков. Времена меняются, а правила игры всё те же.

Елена Борисовна: medna пишет: Времена меняются, а правила игры всё те же. Всё-таки не совсем так. Была возможность и "откупиться" Интересное дополнение: "...В случае непоступления как в учебную службу, так и на свящ.-церковно-служительское место выпускник семинарии обязан возвратить Правлению семинарии сумму, употреблённую на его содержание в количестве 540 рублей" (ст.169 Устава православных духовных семинарий от 22.08.1884). И там же: "... В случае выхода из учебной службы в другую ранее означенного срока (3 года) обязан возвратить Правлению семинарии сумму, употреблённую на его содержание, по разсчёту недослуженного времени". P.S. Все цитаты - из Личных дел семинаристов Вятской духовной семинарии.

medna: Елена Борисовна Так и сейчас всё так же. Выплати в бюджет затраченные средства - и свободен. У меня дочь студентка, не понаслышке знаю.

yury.sukharew@yandex: Елена Борисовна пишет: многие выпускники семинарии из нашего рода в течение ряда лет учительствовали в народных училищах (видимо, в ожидании подходящей вакансии в Епархиальном ведомстве). Я вот встречал такое, что б. семинаристы учительствовали, пока не женились и появлялась возможность рукоположения. Альтернатива учительству для холостых - непривлекательная должность псаломщика.

Елена Борисовна: yury.sukharew@yandex пишет: Я вот встречал такое, что б. семинаристы учительствовали, пока не женились и появлялась возможность рукоположения. Так это, собственно, и есть ожидание подходящей вакансии. yury.sukharew@yandex пишет: непривлекательная должность псаломщика. Зачастую приходилось идти и на такую "непривлекательность", если ничего другого не предвиделось. По крайней мере, появлялся шанс успешного продвижения по служебной лестнице по Епархиальному ведомству. Окончившие полный курс семинарского учения долго не задерживались на должности псаломщика (опять-таки опираюсь на реальные сведения по нашему роду).

Елена Борисовна: medna пишет: Выплати в бюджет затраченные средства - и свободен. Нина Анатольевна, если Вы в курсе современного состояния дел по этому вопросу, не поделитесь информацией, каков размер затраченных бюджетных средств на полный курс обучения? Хотя бы в среднем. Интересно сравнить И попутно вопрос: неужели находятся реально существующие желающие? Или Ваше утверждение чисто теоретическое?

medna: Плата зависит от вуза. Расценки везде разные. Например, в УГМУ в этом году 1 курс - 187 тыс. руб., потом снижается. 6 лет обучения. Вот и считайте. По-моему, общая цена колеблется в районе миллиона. Деньги обязаны вернуть те, кто поступил на целевой контракт и не хочет потом отрабатывать пять лет. А ситуации бывают разные. Наверное, бывают случаи и возврата денег. Хотя врать не буду, реально с такими не встречалась.

yury.sukharew@yandex: Елена Борисовна пишет: Так это, собственно, и есть ожидание подходящей вакансии. Все таки поиск подходящей невесты и подходящей вакансии не одно и тоже. Мне так кажется. Выпускники семинарии, бывало, год-два ожидали, пока подходящая ему девушка закончит епархиальное училище.

Елена Борисовна: yury.sukharew@yandex пишет: Все таки поиск подходящей невесты и подходящей вакансии не одно и тоже. Безусловно, Вы правы. Однако, как известно, эти два процесса тесно связаны: в одной стороны, не допускались к рукоположению неженатые кандидаты. И в этом смысле поиск невесты был первичен. С другой стороны, поиск вакансии был настолько важен, что часто выбор невесты отходил на второй план. Т.е. невеста просто "прилагалась" к предлагаемому месту, будучи сиротой или дочерью выведенного за штат отца. И других причин было предостаточно. После получения желаемого места жизнь в такой семье шла по принципу "стерпится-слюбится". И ведь действтительно жили долго, а счастливо ли? - не могу знать

yury.sukharew@yandex: Да, так было. Но во второй половине 19 века уже и какие-то чувства (не побоюсь этого слова) стали присутствовать и приниматься во внимание, не только прагматизм. Даже у духовенства.

medna: Елена Борисовна пишет: стерпится-слюбится Печально.

Perol: Спасибо всем большое за информацию по моим вопросам! А я получила ксерокопию личного дела моей бабушки-учительницы!!! Вот только-только мельком успела пролистать. Открытий никаких пока не сделала, нужно всё внимательно изучить. Обратила внимание, что в деле даже есть два документа с грифом «секретно».

yury.sukharew@yandex: Perol, не томите уже... Что бабушка оканчивала, какое УЗ?

medna: Да, нам всем интересно.

Nikky: Присоединяюсь к любопытствующим

Гала Сурина: ОГАЧО, И-226, оп.20, д.62 МК 1877-1881 г.г. Иоанно-Предтеченская церковь Тиминского села 16/17.01.1881 Мария. Учитель Тиминской народной школы Гавриил Васильев Шалимов и законная жена его Мария Евгеньева, оба православные. Поруч. Местный Священник Николай Матвеев Ставровский и г. Екатеринбурга чиновника Евгения Антропова дочь девица Анна Евгеньева.

Perol: yury.sukharew@yandex пишет: Что бабушка оканчивала, какое УЗ? К сожалению, разгадать загадку о том, какое учебное заведение окончила моя бабушка, не удалось. Этой информации в личном деле не оказалось. Только такие сведения обнаружились в бабушкиных прошениях о предоставлении места учительницы: В 1912 году она писала: «… Имею учительское свидетельство, выданное г. Директором Пермской губернии, которое по требованию могу представить. Ранее служила учительницей 4 года в Пермской губ. и имею хорошие отзывы». И в 1914 году: «… представляю свидетельство на звание учительницы, выданное мне г. Директором Пермской губ. от 10 мая 1911 г. за № 1784». А вот какой директор выдал свидетельство, директор ли народных училищ, директор ли гимназии, или какой-то другой директор, бабушка не уточнила. Видимо, это было и так понятно в то время. Загадка осталась неразгаданной …

Елена Борисовна: Perol пишет: директор ли гимназии Мне кажется, что "господина директора гимназии" вряд ли именовали в то время "г. Директор Пермской губернии" По-видимому, речь шла о директоре народных училищ Пермской губернии. Такая должность существовала.

medna: Интрига сохраняется. Гимназию окончила, если не из церковной семьи.

yury.sukharew@yandex: medna пишет: Гимназию окончила, если не из церковной семмьи. В конце 19 -нач.20 в некоторые городские священники отдавали детей в гимназии, а не в духовные училища. Читал про такое не раз.

Любовь_Л: Мне встречалась информация о курсах обучения на учителей, возможно после их окончания выдавалось учительское свидетельство.

medna: yury.sukharew@yandex пишет: священники отдавали детей в гимназии Вероятность обучения в гимназии повышается, если принять во внимание этот факт.



полная версия страницы