Форум » Купцы, почетные граждане, дворяне и др. » Брачующиеся » Ответить

Брачующиеся

Andrew: Есть достаточно информации о материальных взаимоотношениях между вступающими в брак, но вот информации о нематериальной стороне, как и о самих сторонах немного. Известно, что крепостные должны были получить разрешение на брак у помещика, а должны ли были у кого-то получать разрешение государственные крестьяне? Что подразумевалось под таким разрешением? Какие были критерии? С точки зрения географии - основная масса браков в рамках своей деревни, максимум волости. Были ли какие-то ограничения на этот счет? Могла ли девушка свободно выйти замуж за любого приезжего и тут же уехать с ним? Более того - могла ли она уехать с ним, а только потом уже в церкви по его месту жительства обвенчаться? Были ли какие-то правила о венчании в церкви если жених и невеста из разных сел? В подавляющем большинстве невеста перебиралась в дом жениха. Кстати, то что она брала фамилию жениха - это обязательно было? А если не брала - где это указывалось? Но есть случаи когда жених переезжал в семью невесты и даже мне попадался случай, когда после переезда еще фамилия у него менялась на фамилию жены. В связи с чем могло такое происходить? В общем одни вопросы, но ответы могли бы сильно помогать с поисками...

Ответов - 17

medna: Существовал документ "Брачные обыски". Им, в частности, ограничивались родственные браки.

yury.sukharew@yandex: Государственные крестьяне должны были вступать в брак по добровольному желанию как минимум родителей. В переписи заводов Шувалова 1764 г: (пример)Означенного Ивана Григорьева СМАГИНА брата ево большаго Федора жена вдова Ирина Игнатьева пятидесяти лет. Взятая Верхотурского ведомства Тагильской слободы села Мугайского ямщика СУСЛОНОВА дочь по добровольному согласию с отцом и матерью ее В других случаях просто: У Якова жена Анна Федотова дочь 35 лет. Взята Екатеринбургскаго ведомства Камышловской слободы деревни Темной у подзавоцкого крестьянина Федота ТРИФАНОВЫХ по доброволному желанию. Во время венчания священник спрашивает? Имеешь ли ты, (имя), намерение доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену эту (имя), которую здесь пред собою видишь?И отвечает жених: Имею, честной отче.Священник: Не давал ли обещания иной невесте?Жених: Не давал, честной отче.И тотчас священник, обращаясь к невесте, спрашивает и ее:Имеешь ли ты, (имя), намерение доброе и непринужденное и твердую мысль взять себе в мужья этого (имя), которого здесь пред собою видишь?И отвечает невеста: Имею, честной отче.Священник: Не давала ли обещания иному мужу?И отвечает невеста: Не давала, честной отче. Я изучал практику семейно-брачных отношений село Сухоложское 1762 г. В своем селе между селянами браки заключались не более 25 %. Остальные в других поселениях слободы и дальние (Тобольск, Екатеринбург и еще дальше). Это все защита от родственных браков (следили и церковь, и общество).

yury.sukharew@yandex: Andrew пишет: Какие были критерии? 1.Добровольность (хотя бы формально высказанная при венчании) 2.отсутствие родства не меньше чем в 4-х (могу ошибиться..) поколениях. Для этого составлялся брачный обыск. 3. Ни у одного из брачующихся этот брак не мог быть 4-м. 4. Возраст вступления в брак (не ниже... в разное время изменяли, но был нижний порог) 5. Вероисповедование (отдельный разговор, там сложно) У каждого брачующегося были поручители, которые отвечали за критерии и (если соврут) могли быть привлечены к суду (хотя бы церковному).Andrew пишет: В подавляющем большинстве невеста перебиралась в дом жениха. Кстати, то что она брала фамилию жениха - это обязательно было? В крестьянской среде фамилия жене присваивалась автоматом. Это не обсуждалось. В дом жениха - тоже. Таково неписанное правило.Andrew пишет: после переезда еще фамилия у него менялась на фамилию жены. В связи с чем могло такое происходить? Это могло быть в период, когда фамилии еще не устоялись, 18 век. В 19, думаю, такого уже не было.


medna: yury.sukharew@yandex пишет: В дом жениха - тоже. Таково неписанное правило. В редких случаях было наоборот. Тогда мужчина назывался примак.

Andrew: Как я понимаю, Брачные обыски и контроль родственных браков - это контроль со стороны церковных служащих, а что разрешал/запрещал помещик? yury.sukharew@yandex пишет: В своем селе между селянами браки заключались не более 25 %. Остальные в других поселениях слободы и дальние (Тобольск, Екатеринбург и еще дальше) Невесту везли в Екатеринбург и там брак заключали?

yury.sukharew@yandex: Andrew пишет: Невесту везли в Екатеринбург и там брак заключали? Зачем вы наших девушек обижаете... Присылали сватов. венчание обычно на родине невесты происходило. Договаривались сначала родители по разным каналам, в разных торговых местах наверное, через родственников своих наводили мосты... Про помещиков мы только догадываться можем. Не было их практически на Среднем Урале.

Andrew: Все-таки интересны случаи когда запись о браке не на родине невесты. Нечасто, но такое встречается. Как в этом случае процесс происходил? Или это как раз и есть тот случай, когда невесту украли/сбежала/не получила отцовского согласия?

godro: Andrew пишет: когда запись о браке не на родине невесты Один из вариантов: семья невесты жила не по прописке. Второй вариант: сама невеста жила и работала не по прописке.

Andrew: godro пишет: не по прописке Тоже, кстати, интересный момент - а что являлось основанием для получения "прописки"? В МК видно, что семья приехавшая из другой местности, сначала указывается как жители прежней волости, а затем, внезапно, как новой. Что являлось основанием для изменения? Причем у одних менялось в течении года, у других через несколько лет, но я знаю когда и в течении 20 лет в МК указывалось, что они все еще жители прежнего места.

godro: Andrew пишет: Что являлось основанием для изменения? Решения одного волостного схода об отпуске и другого - о принятии, утвержденные губернской канцелярией.

Andrew: godro пишет: Решения одного волостного схода об отпуске и другого - о принятии Можно ли их найти в архиве? Может кто-нибудь пример сбросить?

godro: Andrew пишет: Может кто-нибудь пример сбросить? Решения сходов видел в волостных фондах, но пример или ссылку дать не могу, не фиксировал. И такие документы случайно сохранились. А ссылки на указы Пермской казенной палаты о перечислении в другую волость встречал в РС.

yury.sukharew@yandex: godro пишет: ссылки на указы Пермской казенной палаты о перечислении в другую волость встречал в РС. Тоже в РС Челябинского уезда встречал ссылки на решение Челябинского земского суда о переводе (согласии на перевод) внутри уезда. Если из уезда в уезд - то там губерния разрешение давала. Но это конец 18-нач 19 века. В 17-м и начале 18 века там было больше свободы на перемещение государственных крестьян. Мне так кажется.

Helen Ant: Andrew пишет: Все-таки интересны случаи когда запись о браке не на родине невесты Странно, мне наоборот всегда казалось, что по месту жительства жениха. По крайней мере, все что я у своих в метриках видела, всегда в приходе жениха бракосочетание записано, в том числе и наши Щербинины.

Andrew: Есть все четыре варианта географии бракосочетания. Ведь не только же Щербинины женились))

yury.sukharew@yandex: Helen Ant пишет: всегда казалось, что по месту жительства жениха. Нормальным считалось венчание на приходе невесты.

Helen Ant: Andrew пишет: Есть все четыре варианта географии бракосочетания. Ведь не только же Щербинины женились)) Да не только, и все в приходах жениха))))). Может у невест не было своих приходов? Хотя в Метелях прекрасный приход был, но венчались в приходе у прадеда все равно. Будет время, пересмотрю все еще раз.



полная версия страницы