Форум » Купцы, почетные граждане, дворяне и др. » Мастеровые Уральских заводов » Ответить

Мастеровые Уральских заводов

Елена Борисовна: РГИА ф. 37 оп.48 д.738 «О назначении пенсий вдовам мастеровых…. и дочери урядника Бокова» 14.12.1885 Гороблагодатские заводы (пенсия назначена из Кушвинского казначейства Пермской губ.): Никита Петров Нелюбин (ум. 01.04.1885) – вдова Агапия Яковлева, пенсия 2 руб. 18 коп. Василий Фёдоров Белоусов – вдова Наталья Петрова, пенсия 2 руб. 18 коп. Юговский казённый завод (пенсия назначена из Пермского губернского казначейства): Фёдор Алексеев Беляев (ум. 16.08.1885) – вдова Дарья Михайлова, пенсия 1 руб. 72 коп. Златоустовские заводы (пенсия назначена из Златоустовского уездного казначейства Уфимской губ.): мастеровой Алексей Моисеев Кардаполов (ум. 22.05.1885) – вдова Степанида Андреева, пенсия 2 руб. 50 коп. урядник Степан Козмин Боков (ум. 30.03.1884) – дочь девица Евдокия Степанова, 59 лет, пенсия 10 руб. 30 коп. Екатеринбургские заводы (пенсия назначена из Екатеринбургского уездного казначейства Пермской губ.): Егор Степанов Ляпустин (ум. 26.02.1885) – вдова Марфа Исаева, пенсия 1 руб. 72 коп.

Ответов - 17

Елена Борисовна: В вышеозначенном деле удивили 3 момента и возник 1 вопрос: 1) При рассмотрении дела о назначении пенсии дочери урядника Бокова, которая «была одержима» множеством болезней, Уральское Горное Правление отклонило прошение г-на Горного Начальника Златоустовских заводов под тем предлогом, что «болезни эти не относятся к числу неизлечимых и препятствующих выйти в замужество». Девице, круглой сироте, в ту пору было 59 лет!!! Как следует из медицинского заключения, работать не могла. И какие, спрашивается, шансы найти мужа?! Не иначе, как отписка или, точнее, изощрённое издевательство начальства. 2) А как вам нравится годовая пенсия, скажем, 1 руб. 72 коп.? Как долго можно было прожить на эту милостиво отпущенную сумму и что купить? 3) Давали гроши, а переписки между разными инстанциями – на 40 листов. Заинтересовал вопрос: родители девицы Евдокии Степановой Боковой «принадлежали к поморской секте». Кто-нибудь пояснит, что за секта такая?

АК-63: Елена Борисовна пишет: А как вам нравится годовая пенсия, скажем, 1 руб. 72 коп.? Ну а крестьяне (которых было процентов 90 от общего населения) после наступления старости никакой пенсии тогда не получали. ВООБЩЕ. родители девицы Евдокии Степановой Боковой «принадлежали к поморской секте». Кто-нибудь пояснит, что за секта такая? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C

medna: Елена Борисовна пишет: 1 руб. 72 коп. Тогда ценность денег была другая. У моих предков тоже Пенсионное жалованье 1 пуд муки и 1 руб. 27 коп. в год. Заработок на заводе был 16 коп. в день.

Елена Борисовна: АК-63 пишет: Ну а крестьяне ..... никакой пенсии тогда не получали. ВООБЩЕ. И кому от этого легче? Конечно, если брать в сравнительном аспекте в несчастными крестьянами, то - да. А ежели со священниками, к примеру, при их пенсии рублей в 300, то - сами понимаете. medna пишет: Тогда ценность денег была другая Да вообще-то я в курсе насчёт другой ценности. Помню бабушкины рассказы, как она с сёстрами в детстве на полкопейки могла сладостей на ярмарке накупить. medna пишет: Заработок на заводе был 16 коп. в день. Простым умножением 16 коп. на кол-во дней в году можно видеть, что это были всё-таки какие-никакие деньги - далеко не 1 руб. 72 коп.

Елена Борисовна: АК-63 Спасибо за ссылку на поморцев. Только-только из архива вернулась и не сообразила сразу, что с вопросами надо в Интернет обращаться. Всё время думается, что форумчане умнее сети

АК-63: Елена Борисовна пишет: А ежели со священниками, к примеру, при их пенсии рублей в 300, то - сами понимаете. Не все так просто. Во-первых, духовенство отчего-то упорно не желало выходить на пенсию, а до последнего (в прямом смысле) держалось за свое место. Скажем, мой двоюродный прапрадед последнее то ли крещение, то ли отпевание совершил за день до собственной смерти (у него была чахотка). Его брат (мой прямой предок) таки успел несколько месяцев посидеть "на пенсии", получая те самые 300 руб., и что же? У меня есть фото внутреннего вида дома, в котором он проживал (не собственного, а "служебной квартиры"). - Там видна комната, в ней стол, стулья, настенное зеркало, И БОЛЬШЕ НИЧЕГО. У его жены на все случаи жизни было одно-единственное выходное платье... Спрашивается, отчего так? - Дело в том, что были и реально богатые священники, но обычно им никто не завидовал, потому что они были бездетными. А кто бездетным не был, у того и рождалось столько, сколько Бог даст (тогда к этому относились иначе, чем сейчас), а подросших детей требовалось выучить, что было РЕАЛЬНО ДОРОГО. Буквально вчера узнал подробности об одном диаконе, служившем не где-нибудь, а в богатом Шадринском уезде. Так он постоянно был из-за этого "в долгах как в шелках" (чем дальше, тем больше), и неизвестно, чем бы все закончилось, да в 18-ом пришли "красные орлы" и без лишних разбирательств спровадили его на тот свет... Вот так.

Елена Борисовна: АК-63 пишет: Не все так просто. Во-первых, духовенство отчего-то упорно не желало выходить на пенсию, а до последнего (в прямом смысле) держалось за свое место Не всё так однозначно. В родословной священнослужителей Селивановских много примеров, когда на пенсии удавалось "посидеть" и 2, и 3, и 5 лет. Мне кажется, выход на пенсию, в основном, зависел от состояния здоровья - ведь так и писали "выведен за штат по болезни". АК-63 пишет: получая те самые 300 руб Вспомнила именно эту сумму в связи с тем, что недавно посылала в с. Шарангу Нижегородской обл. (бывший Яранский у. Вятской губернии) свои наработки о священнике Иване Варфоломеевиче Селивановском. Он служил в Б. Рудке, в Корляках, внёс большой вклад в строительство местных церквей. А доживать свой век на пенсии приехал в сыну-диакону села Шаранга. Там у церкви и похоронен. Так вот, на праздник грядущей Троицы в Шаранге намечено открытие памятника всем тем священнослужителям, которые погребены в церковной ограде Троицкой церкви Шаранги. Иван Варфоломеевич тоже увековечен в списке на памятнике. АК-63 пишет: А кто бездетным не был, у того и рождалось столько, сколько Бог даст Иван Варфоломеевич воспитал пятерых сыновей, всем достойное образование дал, все в "люди" вышли, да и какое положение заняли! Кстати, жена Ивана была неграмотная, что меня очень сильно удивило

поэт-родовед1: Елена Борисовна пишет: родители девицы Евдокии Степановой Боковой «принадлежали к поморской секте». Кто-нибудь пояснит, что за секта такая? поморцы или поморское согласие - ветвь старообрядчества

поэт-родовед1: течение в старообрядчестве, возникло в среде старообрядцев-беспоповцев в 1695 году в поселениях на реке Выг в Карелии. Основателями поморского толка были дьячок Данила Викулин (отсюда другое название - даниловцы) и братья Денисовы. Последователи поморского толка в ожидании близкого конца света отрицали царскую власть, не принимали священников, отвергали брак. В конце 18 века часть поморцев приняла молитву за царя, согласилась на двойную подать и рекрутскую повинность, что привело к расколу поморского толка на ряд согласий (федосеевцы, филипповцы, адамантовы, аароновцы). Кроме того поморцы раскололись на на приемлющих брак — новопоморцев и его отрицающих — старопоморцев. В России общины поморского толка сохранились в Западной Сибири, на Урале, в Среднем Поволжье, на Дону. В 1988 году был образован Совет Поморской старообрядческой церкви Российской Федерации

alex66: Елена Борисовна пишет: со священниками, к примеру, при их пенсии рублей в 300 А когда-то были пенсии священникам в 300р.? К примеру, жалование заводского священника/протоиерея по штатам казенных заводов (и то платило горное ведомство) 1847г - 180/240р. в год. Ну и плюс 30р. за законоучительство. До 1867г.заводское и сельское священство пенсий вообще не получало. Лишь нерегулярные выплаты из "пенсионного фонда", и те - с 1861г. Только с 1867г. установлена пенсия священникам со "стажем" в 35 лет службы в 90руб., а после 1879г. повышена до 130р. Их вдовам с малолетами и инвалидами - 65р., вдовам бездетным или с совершенолетними детьми - 55. Диаконы получили пенсии с 1880г. по 65руб. в год. Псаломщики вообще оставались без пенсии, а получали по 4р. пособия из попечительства епархии «О бедных духовного звания».

АК-63: alex66 пишет: А когда-то были пенсии священникам в 300р.? Насколько я понял, в начале ХХ века уже были.

Елена Борисовна: alex66 пишет: А когда-то были пенсии священникам в 300р.? Да, на примере нашего рода священникам пенсию 300 руб. давали в 1906, 1909 гг. А пенсия 130 руб. священнику была положена в 1884 г. Но мне кажется, что размер пенсии зависел, скорее, от заслуг того или иного священника, хотя наверняка регламентировался специальным Положением о пенсиях. В деле 738 (РГИА ф.37 оп.48) приведены конкретные номера соответствующих статей. alex66 пишет: Псаломщики вообще оставались без пенсии Не всегда. "Наши" заштатные псаломщики получали пенсию 100 руб. (в 1912 г.) alex66 пишет: Их вдовам с малолетами и инвалидами - 65р., вдовам бездетным или с совершенолетними детьми - 55. Эти цифры тоже нетипичны. Как правило, размер пенсии из Попечительства о бедных составлял 12 - 20 руб. (даже при наличии малолетних детей, вне зависимости от их числа). И только однажды встретилась запись о назначении в 1913 г. пенсии вдове с малолетними детьми ВНЕ ПРАВИЛ (это особо подчёркивалось) 66 руб.66 коп. (вдове псаломщика).

Елена Борисовна: TUB Подробности дела о пенсии Боковой Е.С. отправила Вам в "Личные".

TUB: АЗГО ф.И24 оп.1. д.266 О награждениях Мастера ЗОФ по делу ножен: иностранец Дрейер и русский Боков вызвались добровольно возвысить существующий ныне по делу ножен урок вместо 14-ти 16-ть ножен в месяц на каждого полного работника притом мастер Боков взялся употреблять на пайку ножен вместо латуни медные опилки, стоящие гораздо меньшей цены нежели латунь. По произведенным опытам открылось, что железные ножны, спаяные посредством медных опилков, годны к употреблению, почему сделано распоряжение чтоб и прочие мастера следовали сему же способу. А как подтвердилось опытом, что мастера могут приготовлять вместо 14 по 16 ножен, то сие количество и принято уроком с распространением на всех ножевых мастеров. Исправляющий должность Гл.начальника Горных заводов Уральского хребта, донося о сем Вашему Сиятельству, ходотайствует о выдаче в награду мастеру Дрейеру 500 рублей, а Бокову 200 рублей сколько по уважению добровольного вызова на повышение урока, столько и потому, что чрез сие казна сбережет расходов от 25/т ножен до 5000 рублей в год. 27.11.1831 г.

поэт-родовед1: TUB пишет: АЗГО что это за архив?

TUB: Интересно было бы, конечно, узнать итог этого рапорта по части награждения: дали ли деньги вообще и, главное, в каком размере. Обращает на себя внимание разница в сумме для немца и русского. Бокову меньше, хотя рацпредложение именно он внёс по поводу латуни и медных опилок. И так было во всем. Где-то мне в документах попадалось (к сожалению, не выписала), что за хорошую работу немцу деньги, а русскому освобождение от еженедельной порки.

TUB: АЗГО - архив Златоустовского городского округа.



полная версия страницы