Форум » Беседы родоведов » Престольные праздники деревень и сёл » Ответить

Престольные праздники деревень и сёл

Тарасова Оксана: Заметила, что данная тема периодически "всплывает" на форуме. Уверена, многие генеалоги не знакомы с традицией празднования ежегодного главного деревенского праздника. Такие праздники были в большинстве (если не во всех) населённых пунктов. Сама столкнулась с этим фактом недавно. В нашей деревне Портомойке (совр. д.Михайловка Камышловского района) возрождён былой праздник, выходцы из деревни оповещены и первая встреча бывших односельчан состоялась в 2009 году. 1. в каждой деревне праздник свой и в своё время. В пределах одной слободы разные даты - у отдельных деревень. 2. нашла в книгах упоминание, что праздник "назначается" в день, в честь которого построена часовня или церковь. 3. на праздник в деревню сьезжались, например, вышедшие отсюда замуж женщины или родители вышедшей сюда замуж - в гости. Съезжие = гулевые праздники деревень/сёл. Функционал — сохранение семейно-родовых, деревенских и общинных связей. Датировка — приурочивались к храмовым (престольным), к обетным (канунным) датам, дважды в год (весеннее-летний, осеннее-зимний): д.Б.Койнова Байкаловского р-на — 12 июля Осинский, Юрлинский, Чернушинский р-ны Пермского края — 12 июля, Ильин день с.Лялинское = Караульское Новолялинского р-на - 20 июля в день пророка Божия Илии. д.Першата Куровской слободы Камышловского р-на - Ильин день Завод Юг Пермской губернии - Ильин день д. Морозково Кишертского р-на — 24 июля Прокопьев день с.Покровское Артёмовского р-на — праздник Троицы в июне с.Юго-Конёво Челябинской области — праздник Троицы в июне д.Озеро Вавилово Курганской области — праздник Троицы в июне … (Ронин) — четверг перед Троицей д.Портомойская (Михайловка) Куровской слободы Камышловского р-на - Петров день Храмовые = престольные праздники приходов. Функционал — нечто среднее между календарными и семейными праздниками. Датировка — день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Петровщина. Вид народных гуляний. Датировка — приурочивались к съезжим праздникам , к разным летним праздникам (от Пасхи до Ильина дня).

Ответов - 27

krovtechn: д.Большая Койнова Байкаловского района Свердловской области. Каждый год 12 июля жители не существующей уже деревни,их дети,внуки и правнуки собираются на поляне ,на месте бывшей часовни.Миром установили металлический крест и мраморную плиту с надписью" Во славу и память всех жителей деревни",поправили часть ограды,могилы на заросшем вековыми соснами кладбище...Знакомятся,радуются встрече,поминают ушедших. фамилии Чувашевы, Трифоновы, Елфимовы и др.

старатель: krovtechn Не понял вопроса.

ДжулияС: Я думаю, автор сообщения приглашает людей, чьи предки из этой деревни (фамилии в заголовке), на ежегодную встречу. А может приглашает провести очередное выездное заседание УИРО на природе???


RODGER: старатель Или приглашает провести экспедицию в места проживания наших предков, обращаась к их светлой памяти.

vam: RODGER Экспедицию археолгогическую ?

RODGER: vam Нет, генеалогическую или этнографическую.

krovtechn: Отсылаю к началу этой темы. В этом году снова там побывал. Но после сильных дождей не смогли проехать и лишь трактор ,пришедший из Ляпуново( работает сотовый, правда на возвышенности и с залезанием на березу), вытянул все застрявшие машины на дорогу. Были Трифоновы, Ширинкины, Чувашевы, Шушарины,Елфимовы и др. Сходили " до креста" и на кладбище пешком. Многих, кто был на встрече в предыдущие годы, уже нет в живых... Но зато много "молодежи", тех, кто еще долгие годы будет нести в своем сердце Память о деревне и ее жителях и передавать ее потомкам!

krovtechn: Смотри начало темы! 12 июля 2008 года. С погодой повезло, да и день - суббота! "Дорогу" к месту сбора и кладбищу (спасибо ляпуновским) выкосили и все добрались благополучно. Нынче было много Юршиных, Хохловых, Борматовых,Елфимовых,Трифоновых,Суставовых... Почти полное отсутствие кровососущих позволило расслабиться. Скатерти-самобранки,гармошка. Заново знакомились, узнавали, расспрашивали и рассказывали! Общее фото у Креста. В общем - Празник для души! Заехал ,наконец, в д. Чувашеву, откуда и прадеды и фамилия: осталось 4 жилых (родовых)двора - Подоксеновы(Николай Александрович) , Долматовы(Дмитрий Иванович и Милиция Павловна)... Чувашевых - увы... Рядом д. Долматова. Тоже жилых 3-4 двора. По пути в Ирбит заглянули и в д.Чурман: сфотографировал дом бабушки ,перевезенный сюда из Большой Койновой. См. все фото на сайте"Одноклассники", на моей страничьке!

krovtechn: 12 июня 2009 года. Прекрасная погода и ,сответственно, полевая дорога до деревни не подвела. И люди не подвели: было много народу- старых и малых! Баталовы, Юршины, Трифоновы, Борматовы,Чувашевы, Черновы,Ширинкины... Живет деревня памятью! Брал металлоискатель - золота дедки Игнатия не нашли , но колекцию раритетов Павла Чувашева пополнили орудием труда и предметами быта !

godro: Я уже от многих слышал, что среди бывших односельчан принято приезжать на родину на праздник Троицы в июне. Сам ездил на такой праздник в село Покровское Артёмовского района. Например, в селе Юго-Конёво Челябинской области съезжаются на Троицу ежегодно после расселения из-за аварии на "Маяке". А в дер. Озеро Вавилово Курганской области такие же встречи происходят после того, как деревня оказалась "неперспективной", а потом и остававшиеся дома сгорели в пожаре. Поделитесь информацией о регламенте таких встреч, о каких-либо изюминках.

Ронин: Думаю это пошло от Троицкой субботы (родительской)....почитание предков, когда приходят на кладбища все от мала до велика...если деревню расселили, то кладбище-то все-равно осталось...у меня отец похоронен в небольшой деревне..там живут теперь одини старики, а в эти дни ( в этой деревне - это семик - четверг перед Троицой) туда съезжается уйма народу...понятно, что все они в какой то степени потомки тех, кто жил в этой деревне ранее...

Тарасова Оксана: godro пишет: Я уже от многих слышал, что среди бывших односельчан принято приезжать на родину Это вообще отдельная интересная тема - "Престольные праздники деревень". Я узнала, что в нашей деревне Портомойской (Куровская слобода Камышловского р-на) был главный престольный праздник - Петров день. А в соседней деревне Першата - Ильин день. Узнала (может, кто не знает), что традиционно на престольный праздник съезжались со всех окрестных и дальних мест все те, кто из неё уехал - чаще, конечно, вышедшие замуж в другие деревни женщины. Съезжались целыми семьями. Напротив, родители девушки приезжали в гости к дочери - в ту, деревню, куда она перебралась после свадьбы - на тот праздник, который являлся главным в деревне, куда она после свадьбы перебралась. Чаще всего девушек искали в том же районе, поэтому перемещение к праздникам было возможным, реальным - в пределах пешеходной доступности. Это я к чему? К тому, что современные даты встреч и сами факты встреч - происходят из тех самых главных праздников деревень. Например, в Портомойке в 2009 году была встреча на тот же Петров день - впервые. Я там не была - это был разгар сессии. Но созванивалась с организаторами. Идея собрать бывших односельчан появилась и объявление было дано в Камышловской газете. Были пара дней активного общения - хождения в гости и воспоминаний. Было решение повторить встречу через год. Заметьте, никто не говорил о традициях и престольных праздниках. Просто встреча. Просто дата - без объяснений. Только позже, во время разговора с дедом, я совместила эти два факта - летний праздник Петров день и летняя встреча односельчан. Значит, такие встречи стали продолжением на новом информационном и культурном уровне старинной крестьянской традиции.

godro: Тарасова Оксана пишет: продолжением на новом информационном и культурном уровне старинной крестьянской традиции Можно начать составлять"карту" таких праздников. Меня больше интересует регламент, протокол этих встреч, наличие генеалогической составляющей.

Тарасова Оксана: godro о, это такая интересная тема!!! Но требует объезда ВСЕХ деревень, т.к. эта информация хранится только в памяти жителей. По протоколу узнаю следующим летом)

godro: Тарасова Оксана пишет: требует объезда ВСЕХ деревень По-моему, достаточно поспрашивать районных краеведов, другое дело, что и с ними связаться не быстро.

Тарасова Оксана: godro вот и не факт!!! Краеведы не обязательно вообще знают об этой традиции... но они могут узнать - если им о ней сообщить. Озадачить, так сказать...

Тарасова Оксана: Обнаружила на книжной полке внушительный том "Очерков русской народной культуры" за 1700 рублей и немного его почитала прямо в магазине... Оказалось, что "Петровщина - один из видов народных гуляний, справляемый в разных деревнях на разные летние праздники (от Пасхи до Ильина дня). Причём, часто Петровщина приурочивалась к престольным или съезжим праздникам". Читаем в сети: "Съезжие праздники были важной составной частью быта коми деревни. Благодаря им поддерживались семейно-родовые, деревенские и общинные связи, а в конечном итоге – традиционный жизненный уклад. Приурочены они были к храмовым (престольным) или обетным (канунным) датам". (сайт РГГУ И.А. Канева. Вымские географические песни как источник этнокультурной информации. http://cmb.rsuh.ru/article.html?id=84827) "Вот как характеризует этот тип праздника В.Н. Калуцков: «Храмовые праздники (другие названия – престольные, съезжие, гулевые) по бытовым чертам своим занимали промежуточное положение между календарными и семейными. Они относились к конкретной дате и охватывали всех крестьян, но в то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях. «Большие» праздники в пределах волости праздновались по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда и название – съезжий праздник). Здесь тоже молодёжь отделялась от старших, и последние в своём кругу вели беседы и развлекались песнями и плясками. Темы бесед с пришедшими гостями могли быть самыми разнообразными – от слухов о новых повинностях до способа лечения лошадей. Такой же непременной принадлежностью храмового праздника были съезды гостей из соседних деревень и переезды от одного крестьянина к другому…» (там же) "Массовая попойка устраивалась на так называемые съезжие крестьянские праздники. «Вместо того чтобы в праздник ехать в свою приходскую церковь к обедне, или… помолиться дома, начинается с самого утра поголовная попойка, – констатировал священник Иннокентий Литвинцев. – Старые и молодые мужчины и женщины, безобразно пьяные, юноши и взрослые девицы ходят из дома в дом целой вереницей с песнями и под звуки какой-либо деревенской музыки и так проводят время в течение трех и четырех дней, не исключая и ночей. Съезжие праздники приводили крестьянина к полному обнищанию. Во время съезжих праздников в каждом приходе Тобольской епархии расходы на выпивку составляли до тысячи рублей". (сайт "Трезвение" Н. В. Елизарова О пьянстве сибиряков в конце XIX – начале XX века. (По материалам дореволюционных периодических изданий) http://www.nepsis.ru/sober/trezvdvizh/101-pyanaia-sibir.html) "ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ (престольные, съезжие, гулевые), отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях... Очень веселились крестьяне во время храмовых праздников», — заключил В. И. Семевский, обобщая описания различных уездов и губерний 2-й пол. XVIII — первых лет XIX в. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, «для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день»... Празднование продолжалось обычно три дня... Н.А. Миненко, исследовавшая досуг русских крестьян Западной Сибири в XVIII — 1-й пол. XIX в., отмечает: «Гостьба по праздникам — в период с октября по начало марта (да и в другое время года) — была важнейшим развлечением для всех деревенских жителей, в особенности для людей среднего и старшего возраста. «Большие» праздники в пределах волости праздновались по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда название — съезжий праздник)»... Недаром алтайский крестьянин П. Школдин назвал съезжий праздник «общественным форумом». (статья М.М.Громыко на сайте "Историпедия" http://www.istorypedia.com/26/213/1631196.html) "В мезенских деревнях и селах существовала сложная система съезжих праздников, которая была иерархически выстроена: они делились на большие (престольные) и малые (остальные церковные праздники, кроме великих). В каждом селе и деревне было два больших съезжих праздника: весеннее-летний и осеннее-зимний, сценарий проведения которых зависел от времени года... В селах, где существовала только одна (приписная) церковь или часовня, съезжие праздники справлялись в дни тех святых или церковных праздников, которым они были посвящены... В ряде случаев выбор даты для зимнего съезжего праздника не поддается объяснению и часто не имеет отношения к престолу... Весеннее-летние большие съезжие праздники по всей Мезени назывались петровщинами и проходили в течение всего весеннее-летнего сезона, представления о начале которого в разных деревнях различались и нередко могли связываться с датой весеннего съезжего праздника... (статья на сайте музея КИЖИ О.А.Пашиной Система съезжих праздников на средней Мезени и их музыкальное оформление kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2007/5_folk/pashina.htm) По последним двум ссылках даётся также подробное описание хода празднования этого типа праздника. Информация - интересная...

Тарасова Оксана: Также из сети Интернет: "ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ, православные церковные праздники, связанные с особым почитанием небесных покровителей местных престолов в храмах и их приделах... Торжественно отмечаются верующими. К престольным праздникам часто приурочивались ярмарки". (сайт "Академик" http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/38774) "Престольный праздник (храмовый праздник) - праздник деревни, в память святого или события, во имя которого назван сельский храм, а также святых или событий, которым посвящены церковные пределы. Они считались, наряду с Пасхой, главными праздниками и справлялись обычно всем приходом, т.е. группой деревень, население которых было приписано к храму, или всей волостью, административно-территориальной единицей, обычно совпадавшей с приходом. В больших приходах праздник длился одну и даже две недели, в течение которых он отмечался поочередно в каждой из деревень прихода или как говорили крестьяне, "переходил из деревни в деревню". Наряду с престольными праздниками всего прихода или волости, каждая деревня или группа деревень отмечала также дни святых, которым были посвящены приделы храмов. Такая система приводила к тому, что фактически каждая деревня имела в году не менее двух престолов, один из которых приходился на осенне-зимний период, а другой на весенне-летний. Престольный праздник в одной деревне длился от одного до трех дней. Мирская часть праздника состояла главным образом из приема гостей, проведения трапез и всеобщего гулянья по деревне. Прием гостей и всех "заезжих людей" считался одной из важных сторон престольного праздника, без которой его было даже трудно себе представить. Гостями считались родственники, близкие и дальние, до седьмого колена, а также свойственники, т.е. родственники родственников. Посещение родни в праздничный для нее день считалось делом обязательным, а уклонение от этого рассматривалось как нанесение обиды всему роду. "Заезжими" или "стороной" назывались люди, чужие для деревни, не имевшие в ней родни, но прибывшие, по какой-то своей причине, на праздник. Среди этого люда было много торговцев... странников... богомольцев... нищих... калик перехожих... нищих слепцов... артистов... фокусников, кукольников, поводырей с медведями, гадалок... (сайт Российского Этнографического Музея http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2093/4315.htm)

Тарасова Оксана: Так, сравнивая определения "престольного" и "съезжего" праздника, получаем выводы: 1. престольные праздники часто совпадали с традицией съезжих, т.е. на престольные праздники в деревню приезжали бывшие жители деревни. 2. съезжие праздники часто не совпадали с престольными, т.е. проводились не в тот день, когда праздновался святой местной церкви. 3. престольные и съезжие праздники проводились один ИЛИ ДВА раза в год - в осенне-зимний и весенне-летний периоды, т.е. были летний и зимний праздники в деревне (может быть, в каждой или в большинстве). Причём, чаще всего один из них был большим праздником (всего прихода или волости), а другой - малым (только данной деревни).

Ронин: В последний приезд на кладбище д. Морозково (Кишертский р-н), где похоронен мой отец, дед, бабушка, узнал, что там все приезжают 24 июля на престольный (наверное) праздник. В этом году попробую съездить.

Вита: В деревнях Пермского края: Осинский, Юрлинский, Чернушинский р-ны каждый год 12 июля на Петров день проходят традиционые народные праздники-гуляния так наз. - День деревни. Здесь весело: концерты, конкурсы типа "Играй гармонь"... Это не совсем престольные праздники, а связанные с традициями народа, с фольклором.

Михаил: "В селе Лялинском однопрестольный деревянный храм в честь праздника Богоявления...ежегодно 20 июля в день пророка Божия Илии совершается крестный ход; с какого времени установлен этот ход, неизвестно, но относится к давнему времени" ("Приходы и церкви Екатеринбургской епархии"). Лялинское или Караульское село в Новолялинском районе.

Книгиня Плаксана: Престольный праздник (храмовый праздник) Деревенский праздник в память о святом или событии, во имя которых поставлен сельский храм. Справлялся всем приходом. Каждая деревня имела в году не менее двух престолов. Праздник включал молебны, водосвятие, крестный ход. Мирская часть праздника состояла из коллективной трапезы, всеобщего гулянья и гостевания. . . . . .Престольный праздник (храмовый праздник) - праздник деревни, в память святого или события, во имя которого назван сельский храм, а также святых или событий, которым посвящены церковные пределы. . . . . .Они считались, наряду с Пасхой, главными праздниками и справлялись обычно всем приходом, т.е. группой деревень, население которых было приписано к храму, или всей волостью, административно-территориальной единицей, обычно совпадавшей с приходом. В больших приходах праздник длился одну и даже две недели, в течение которых он отмечался поочередно в каждой из деревень прихода или как говорили крестьяне, "переходил из деревни в деревню". Наряду с престольными праздниками всего прихода или волости, каждая деревня или группа деревень отмечала также дни святых, которым были посвящены приделы храмов. Такая система приводила к тому, что фактически каждая деревня имела в году не менее двух престолов, один из которых приходился на осенне-зимний период, а другой на весенне-летний. . . . . .Престольный праздник в одной деревне длился от одного до трех дней. Программа его первого дня начиналась с официальной религиозной части, неизменной на всем пространстве России. Она включала в себя посещение утренней службы, прослушивание торжественной литургии, участие в молебне с водосвятием и в крестном ходе. Крестный ход с выносом иконы святого, день памяти которого праздновался, шел обычно по деревне, и вокруг нее, заходя на поля. При этом священник окроплял святой водой дома, надворные постройки, источники воды, поля, домашний скот. . . . . ."Первые дни праздника народ проводит благочестиво, и пока образа не обошли, никто не может спать с женой, хороводы не водят, а только что образа обойдут ... Все дожидаются образов. Изба чисто выметена, прибрана, иконостас растворен, свечи зажжены. На столе стоят два ржаных хлеба, один на другом, сверху соль, корзина с овсом, а под столом сено. Приносят образа, а священник над приготовленными дарами служит молебны... Затем причет берет нижний ржаной хлеб, половину корзинки овса, половину соли, для чего за священником носят мешки и корзины, а иногда ездит лошадь... Причет и прочие угощают в каждом доме водкой, ромом, вином". (Прыжов И.Г. 1997. С. 190). . . . . .Мирская часть праздника состояла главным образом из приема гостей, проведения трапез и всеобщего гулянья по деревне. Прием гостей и всех "заезжих людей" считался одной из важных сторон престольного праздника, без которой его было даже трудно себе представить. Гостями считались родственники, близкие и дальние, до седьмого колена, а также свойственники, т.е. родственники родственников. Посещение родни в праздничный для нее день считалось делом обязательным, а уклонение от этого рассматривалось как нанесение обиды всему роду. . . . . ."Заезжими" или "стороной" назывались люди, чужие для деревни, не имевшие в ней родни, но прибывшие, по какой-то своей причине, на праздник. Среди этого люда было много торговцев, устраивавшихся со своим товаром на центральной улице или площади, странников, бродивших по деревням в поисках чудес, богомольцев, приезжавших поклониться местному святому или чудотворной иконе, нищих, собиравших на праздниках милостыню "Христа ради", калик перехожих - нищих слепцов, певших духовные стихи, артистов, развертывавших свои балаганы на площадях, фокусников, кукольников, поводырей с медведями, гадалок. . . . . .Хозяева праздника должны были заботливо принять всех этих людей, накормить их до отвала, хорошо напоить, дать им ночлег. Принято было считать, что приезжие, "званые и незваные" оказывают своим посещением деревне честь, а многолюдие праздника расценивалось как признание всеми ее гостеприимства и богатства. . . . . .Трапеза, начинавшаяся после обедни или крестного хода, заканчивавшаяся поздно вечером, продолжавшаяся и на другой день, считалась необходимым условием каждого престольного дня. Она устраивалась в каждом отдельном доме его хозяевами для своих гостей. Однако, во всех местностях России существовал обычай, по которому гости вместе с хозяевами, попировав в своем доме, переходили на пиршество к соседям, обходя иногда за день чуть ли не всю деревню. Наряду с этим во многих селах проводилась в складчину общая трапеза жителей, гостей и людей, приезжавших со стороны (см. Братчина). . . . . .По русскому обычаю, праздничная трапеза должна была быть обильной едой и напитками, а качество и разнообразие подаваемых блюд значительно превосходить обычные деревенские обеды. Каждый хозяин старался следовать традиционному правилу: "про гостя хороше, про себя поплоше". Выставляя на стол огромное количество еды, пива, водки, хмельных медов, квасов, хозяева зачастую тратили последние копейки, оправдывая себя тем, что "целый год корпели, да потели, хоть день досыта попили да поели". Русский обычай требовал, чтобы гости в праздник были "до сыта сыты" и "до пьяна пьяны". Самой большой похвалой хозяину было утверждение, что гость едва добрался до постели и еле пришел в себя на следующий день. "Пить никого не заставляли, но просят вот так: Вы хоть не пейте, да рюмочку опростайте". (Прыжов И.Г. 1997. С. 193). . . . . .Праздничный стол в домах обычно собирал только взрослых женатых мужчин и женщин. Деревенская молодежь со своими гостями, парнями и девушками, приехавшими с родителями, пировала отдельно от семейных людей в специально снятой для этого избе. Однако это застолье было более скромным, чем пиршество их матерей и отцов, но тоже было довольно богатым едой и питьем. . . . . .Гулянье, в обязательном порядке входившее в программу праздника, представляло собой уличные развлечения подгулявших гостей и хозяев. Оно состояло в хождения по улицам групп людей, разглядывавших публику и показывавших себя, во встречах и разговорах давно не видевших друг друга родственников и знакомцев, в пении песен под гармошку, в плясках "с топотом и свистом под говор пьяных мужичков". . . . . .Особенную радость в эти престольные дни доставляла возможность походить по ярмарке или базару, разворачивавшему свои торговые ряды, балаганы, райки на центральной площади, послушать крики зазывал, купить нужный или ненужный товар, сласти, орехи, пряники. . . . . .Постоянным явлением всех престольных праздников были также драки между своими и чужими мужиками, пришедшими специально с этой целью на праздник. В драках выливался весь мужской задор праздника, снималась агрессивность опьяневших от пива и веселья мужчин. . . . . .Престольные праздники играли очень большую роль в жизни русской деревни. Они способствовали сохранению и укреплению семейно-родственных, соседских и земляческих связей, предоставляли возможность общения с множеством разных людей, позволяли, благодаря прибытию на праздник людей "со стороны", получать информацию о жизни в далеких от своего села местах, о событиях, происходивших в стране. Кроме того престольные праздники давали психическую разрядку людям, озабоченным житейскими проблемами, занятым весь год тяжелым физическим трудом. Материал подготовлен Шангиной И.И. (сотрудником Русского Этнографического музея, СПб)

татива: Прочитала тему и вспомнила... Мама рассказывала, что у них в Югу( Пермская губерния, завод Юг) отмечали Ильин день.В поселке была Христо-рождественская церковь, а Ильинская ( более новая) кладбищенская( действующая и сейчас). И вот не давно в интернете мне один мужчина на вопрос о юговлянах ответил: " А Вы приезжайте в Юг на Ильин день, там все на кладбище собираются и местные и приезжие, что-нибудь да узнаете." Не знаю, отмечают ли сейчас престольный праздник, но люди собираются (пусть даже помянуть своих предков!) и до сих времен!

Вита: На территории Пермского края в Чернушинском, Осинском, Юрлинском и др. районах празднуют ежегодно так называемые съезжие и престольные праздники деревень и сел. Где есть церкви (даже разрушенные и не действующие) там празднуют престольные (по именам святых наз. церкви), а в др. деревнях просто праздник деревни светского характера с народными гуляниями, конкурсами типа "Играй, гармонь" и др., с концертами коллективов поселений, районов. Обычно такие праздники, куда съезжаются бывшие односельчане и их потомки проходят летом на Ильин день. На этих праздниках чествуют тружеников деревни, села и рассказывают краеведы об истории этих населён. мест, о семьях, кот. здесь жили и живут. Жители, исчезнувших деревень встречаются раз в год или раз в два-три года на местах, где были эти деревни. Встречи семейные ежегодные на кладбищах это тоже есть (даже в Перми), среди потомков и родственников рода, семьи (весной-летом). Здесь на могилах своих дедов, бабушек, прабабушек и прадедушек молодые представители семей, рода, поминая своих предков узнают свою историю. Это я всё пишу из своей практики.

Книгиня Плаксана: Ронин Это Вы в 2009 году о какой деревне говорили про праздник в четверг перед Троицей?

Ронин: Книгиня Плаксана пишет: Это Вы в 2009 году о какой деревне говорили про праздник в четверг перед Троицей Значит, вношу ясность :)) четверг перед Троицей - это Семик, день в который в этой местности (д. Морозково, д. Заборье Андреевского с/с Кишертского р-на) поминают умерших. Интересно, что в селе Усть-Кишерть (районный центр - моя малая родина) умерших поминают в троицкую субботу. Пытался с этим разобраться - почему в разные дни. Пришел к такому выводу (не 100%-му) Семик - это еще от коми-пермяков традиция. Учитывая, что в свое время на эту местность (строгановские земли) заселялись крестьяне из строгановских владений на севере, а также название деревни Кардымово (Кырдымово) - места где жили несколько поколений моих предков, может действительно и так. Оксана, если разберешбся глубже - буду рад. Теперь про праздник - 24 июля (Прокопьев день) - престольный праздник д. Морозково (до революции церковь или часовня там была) действительно появилась традиция собираться в этот день в этой деревне. Не смотря на то, что живет там мало народу, на кладбище приезжает очень много человек, думаю, 100-200 каждый год. Поэтому и на этот праздник стали приезжать. Я еще не был, все-время что-то мешает, может быть в этом году.



полная версия страницы