Форум » Беседы родоведов » 100 вопросов взрослым (продолжение) » Ответить

100 вопросов взрослым (продолжение)

Evghenii: Предлагаю объединить в одну тему вопросы, которые возникают и беспокоят начинающих, но могут касаться не только уральской генеалогии. Обычно такие вопросы в каких-то темах или их "засоряют", или вызывают болезненную реакцию у владельцев красных пиджаков или "бессмертных" членов клуба (кто как себя считает), то есть аксакалов форума. Выделенные в отдельные темы, такие вопросы часто теряются и остаются без ответов. На ответы иногда может потребоваться даже дополнительная минута на обсуждение или помощь зала. Ограничений в этом не будет. По аналогии с популярной ТВ-программой "Сто вопросов к взрослому" предлагаю объединить такие вопросы в одно место. Главное - вопросы идут от "чайников" и, соответственно, уровень раздражения "владельцев хрустальных сов" должен быть на несколько порядков ниже, чем в других темах. Считайте это внеклассным уроком родоведов в "начальной" школе. А желающие поёрничать могут сделать это в кругу своих друзей где-нибудь на кухне за рюмкой коньячка. Вопросы предлагаю нумеровать, чтобы знать на какой вопрос идет ответ. Вопрос 1. Имел ли крепостной в Российской Империи право официально владеть крепостными? К примеру, в записи по Камбарскому заводу, числящийся в феврале 1834 года, крепостной Кондюрин Наум в ноябре того же года уже имел своего крепостного человека (однофамильца, также корнями из Бымовского завода). Вопрос 2. Крестьянам в Российской Империи за какие заслуги могли писать в метриках отчества на -вич? К примеру, в Екатеринославской губернии мой прадед и его отец в 1899 и 1911 годах были записаны уже с современными отчествами.

Ответов - 151, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Людмилв: Burilla Спасибо большое

Tamara: В метрической книге г. Перми за 1795 г. мне встретился директор домоводства по фамилии Энгельгардт (Ф.37. Оп.1. Д.4, Л.13) Что это за должность такая была?

sascha04: Tamara Директор экономии (также директор домоводства, экономии директор) — должности в Российской империи. Казённая палата В 1775—1797 годах — чиновник казённой палаты; должность введена согласно «Учреждениям для управления губерний Всероссийской империи» 7 ноября 1775 года[1]. Директор экономии входил в присутствия казённой палаты и должен был заменять возглавлявшего её вице-губернатора, когда тот занимал место губернатора. Павел I упразднил должность 31 декабря 1796 года. Ратгауз В 1798—1802 существовала должность директора экономии — руководителя департамента в городском управлении (ратгаузе). Должность была введена в Санкт-Петербурге уставом от 12 сентября 1798 года, в Москве 17 января 1799 года, в других губернских городах по Уставу губернского города правления от 15 февраля 1801 года[2]. Губернский директор экономии относился к VI классу.


Tamara: Спасибо большое за ответ)

Любовь_Л: Встретила запись о смерти и очень заинтересовала умершая персона. Такого количество священнослужителей при погребении встречается очень редко. 1875 год -Умерла крестьянская жена Раисса Михайлова Шелепова, 50 лет от ревматизма Погребали: Верхотурского Николаевского монастыря Иеромонах Антоний, г. Верхотурья настоятель священник Александр Удинцев, Меркушинского свщ Василий Любомудров, Салдинского с. свщ Константин Карамышев, Пийского свщ Николай Хлынов, Красногорского Петр Пономарев с диаконами г. Верхотурья Аполлинарий Бабин, Меркушинского Петр Словцов и псаломщики Салдинского Александр Топорков, Пийского Василий Флоров и Андрей Хлынов. Известно о ней что-нибудь?

medna: Наверное, много средств жертвовала на церковь.

Любовь_Л: medna пишет: Наверное, много средств жертвовала Тогда возникает вопрос: Откуда у крестьянской жены много средств на пожертвование. Я предполагала, о возможной связь с Верхотурским женским монастырем. Монахиня, запросившая о погребении в родном селе.

yury.sukharew@yandex: Любовь_Л пишет: Монахиня, запросившая о погребении в родном селе. Ее бы в метрику записали как монахиню. а в каком селе хоронили?

Любовь_Л: yury.sukharew@yandex пишет: а в каком селе хоронили? Верхотурский уезд с. Салдинское Сретенская церковь

Ezhik52: Встречалась ли Вам такая ситуация? Рождение ребенка записано в МК Богоявленской церкви, Невьянского экономического села и также запись сделана в Спасо-Преображенской церкви, села Н-Синячиха. Запись о рождении выполнена на одного и того же ребенка в одно и тоже время (по дате), а также из слова в слово совпадает. Соответственно, одни и те же восприемники. В каждой церкви факт рождения зафиксировали разные священники и разные дьяконы. Какое-то раздвоение получается: ребенок один, а запись выполнена в разных МК.

Любовь_Л: Ezhik52 пишет: Встречалась ли Вам такая ситуация? Встречалась запись о браке в разных приходах разницей в несколько дней одних и тех же брачующихся и свидетелей, но венчаны разными священниками

yury.sukharew@yandex: Креститься и венчаться должны были на своих приходах. Священников, которые крестили-венчали прихожан чужих - епархия наказывала. Возможно, крестили на чужом приходе, а потом пришлось заплатить дьячку, чтобы записал на своем.

masuly: Встречала такую версию, если ребенок был очень слабым при рождении, крестили в разных церквях, чтобы придать ему силы.

medna: И всё-таки как правильно писать: беломесный или беломестный казак?

yury.sukharew@yandex: беломестный -получивших «обеленные», то есть свободные от податей, участки надельной земли (места).

medna: Я значение слова знаю, Юрий Михайлович. Меня интересует правописание. Встречаю оба варианта. Вроде бы от слова место происходит. Но откуда тогда вариант без т? И какой вариант корректно писать в статье?

godro: medna пишет: И какой вариант корректно писать в статье? Если в цитате, то как есть, а если как термин - то "беломесТный".

medna: Михаил Юрьевич, большое спасибо!

Любовь_Л: yury.sukharew@yandex пишет: Креститься и венчаться должны были на своих приходах. Священников, которые крестили-венчали прихожан чужих - епархия наказывала У меня вопрос. Брак брата моей прабабушки (в то время она еще была девицей) венчали в его приходе, а не в приходе невесты. Венчали в приходе ее восприемника - священника. Допускалось ли такое венчание?

yury.sukharew@yandex: Любовь_Л пишет: венчали в его приходе, а не в приходе невесты Это нормально. Я говорю, что в третьем приходе не должны венчать. То что чаще в приходе невесты - это местные обычаи, но на Урале практиковалось. Вчера на этот вопрос общался с тульским генеалогом, он говорит, что у них 99 процентов венчаний на приходе жениха.

medna: Не помню, обсуждался ли этот вопрос на форуме. Быть может, повторюсь. Центром прихода было село. При церкви было приходское кладбище. Куда хоронили умерших крестьян из окрестных деревень, относящихся к этому приходу? На кладбище села, или всё-таки существовали деревенские кладбища?

yury.sukharew@yandex: medna пишет: На кладбище села, или всё-таки существовали деревенские кладбища? Все деревенские кладбища, которые я встречал, возникли после революции. А в 1930-е пошли уже кладбища в самых маленьких поселках. Приходские кладбища до того были в селах. Возможно, были исключения, интересно, что другие скажут.

Елена Борисовна: medna пишет: На кладбище села, или всё-таки существовали деревенские кладбища? По сёлам Вятской губернии в МК с 1735 по 1918 в записях о смерти исключительно: "похоронен на приходском кладбище". По Миасскому заводу встречала практически везде аналогичную запись, за исключением всего нескольких случаев - "похоронен на отведённом кладбище". И это никак не было связано с какой-либо эпидемией.

medna: А часовни в деревнях были зачем? Чтобы отпеть и после этого увезти умершего в село? Не проще было отпеть в селе в церкви и сразу похоронить?

Любовь_Л: Моя история. Прадед служил 1906-1908 диаконом при церкви с. Краснопольского. в 1908 его парализовало. он с семьёй проживала в д. Сербишино (Малехоны). Рождение и крещение детей записано в МК церкви с. Краснопольского. Прадед в 1910 умер. Запись о смерти записана в МК с. Краснопольского с пометкой при Сербишинской церкви. В Сербишино имелась часовня. Храм, женская община появились позже. Я была в Сербишино. Там на кладбище до революции захоронены и другие. Сербишино не была селом в 1910 г..

medna: Любовь_Л пишет: при Сербишинской церкви Видимо, она на тот момент была приписная. То есть церковь всё-таки была, пусть и статус самостоятельной позже получила.

yury.sukharew@yandex: medna пишет: А часовни в деревнях были зачем? Чтобы отпеть и после этого увезти умершего в село? Часовни не только для отпевания. Во многих селах с церквями было еще и несколько часовен. Я слышал про одну деревню с часовней и кладбищем, а вот где, забыл.

kesh: medna пишет:Куда хоронили умерших крестьян из окрестных деревень, относящихся к этому приходу? На кладбище села, или всё-таки существовали деревенские кладбища? На территории, которой я занимаюсь, были деревенские кладбища. Например, в метрической книге Георгиевской церкви Уткинской Слободы за 1832 год есть записи: погребен при нижнедеревенском кладбище, при трекинском кладбище, при каменском.

Любовь_Л: medna пишет: она на тот момент была приписная Интересно то, что там не служил священник. А церковь - это громко сказано. Вот что нашла в интернете. Этот населённый пункт (Сербишино) возник во второй половине XVIII века. По данным ревизии 1782 года, здесь проживало пять семей. Первыми жителями были переселенцы из деревень Решевской, Верх-Нелобской и Фетьковки. В 1858 году здесь жило 232 человека. В деревне имелась православная Михайловская часовня. Второе название деревни – Малехоны. По легенде, оно дано по имени жившего тут вогульского шамана Малехонга. Эта деревня – знаковое место для православных. Здесь родился, жил и похоронен местночтимый Симеон Сербишинский (или Афонский). Сведения о его жизни немного разнятся. А. Назаров в книге «Таволожский маршрут» пишет, что он родился в 1860 году в местной крестьянской семье и его звали Анисим. На информационном аншлаге в мужском скиту говорится, что в миру его звали Семён Бородин, а родился он в 1857 году. Так или иначе, он с детства мечтал уйти в монастырь и любил ходить по святым местам. Чтобы отвлечь сына от этого, родители женили его на девушке Варваре, которая жила в этой же деревне. Однако, по легенде, тот не отступил от своего замысла и уговорил Варвару воздержаться от физической близости – жить, как брат и сестра. Вскоре мужчина пошёл по святым местам, в том числе на гору Афон. Путешествие продлилось несколько лет. Варвара осталась в деревне, погрузившись в молитвы. К ней стали приходить верующие девушки, постепенно образовалась община. В 1913 году она приняла постриг в Покровском женском монастыре в Верхотурье с именем Валерия. Через три года, уже монахиней, она вернулась в Сербишино с благословением строить обитель от Покровского монастыря. Но в Сербишино однозначно была церковно-приходская школа. Моя прабабушка состояла там учительницей. Я встретила информацию, что только в 1915 году в Сербишино прибыл священник.

yury.sukharew@yandex: Любовь_Л пишет: Моя прабабушка состояла там законоучителем. Наиболее ревностно и с большею успешностью относились к церковно-школьному делу следующие оо. заведующие, законоучители и учащие церковных школ: по Верхотурскому уезду: учащие: З. И. Корепанова (Сирбишинская), (ЕЕВ №52 от 28 декабря 1914 года, Н.О., с.39-прил.). Сербишинская женская община. Деревня Сербишина (иначе Малехоны) принадлежит к Краснопольскому приходу Верхотурского уезда. От своего храма она находится в 1,5 вер., а от Быньговского в 12 вер. Раскинулась деревня при речке Нейве у подножия Уральских гор. Несмотря на отдаленность от храма, жители сохранили любовь к нему, хотя до 20 семей уклонились в раскол, который свил себе прочное гнездо верстах в 4-5 от них в дер. Тавалгах. Лет 10 тому назад двое боголюбивых жителей дер. Сербишиной Онисим Михайлов Бородин и жена его Варвара Григорьева, не имея детей, решили послужить Богу исполнением монашеских обетов. Онисим удалился для подвигов версты за 1,5 на близлежащую крутую гору. Варвара же осталась в деревне и собрала вокруг себя девиц, желающих послужить Богу. Для содержания их они с Онисимом отдали свою землю. Крестьяне дер. Сербишиной поддержали спасающихся сестер – прибавили им земли и помогали трудами и пожертвованиями. Молодым насельницам пришлось вынести не мало подозрений и даже гонений, прежде чем начальство уверилось в их чистых намерениях. Поддерживаемые добрыми людьми, сестры решили построить для себя храм. Для его начала они собрали до 2 тысяч рублей. 1913 года 18 июня, по благословению Преосвященного Митрофана, храм был заложен. По его же представлении Св. Синодом была утверждена в ноябре месяце новооткрытая Сербишинская женская община. В ней под начальством Варвары собралось 37 насельниц, преимущественно молодых девиц. 1 февраля 1914 года совершено освящение храма. (ЕЕВ №7 от 16 февраля 1914 года, Н.О., с. 140-144). 1915 год. Начальница – монахиня Валерия. Сведений о числе послушниц не имеется. Благочинный монастырей – архимандрит Ксенофонт (с.15; Спр.кн. за 1915 год). Указом Святейшего Синода, от 6 апреля 1915 года за № 4592, дано знать, что при церкви Сирбишинской Введенской женской общины," Верхотурского узда, открыта штатная священническая вакансия, с содержанием священника на местные средства. (ЕЕВ №18 от 3 мая 1915 года, с. 229). Назначены: священник Подольской епархии Гудзовский Иоиль на священническое место при Сербишинской женской общине, Верхотурского уезда, 1 Ноября; (ЕЕВ №45 от 8 ноября 1915 года, с. 565).



полная версия страницы