Форум » Беседы родоведов » 100 вопросов взрослым (продолжение) » Ответить

100 вопросов взрослым (продолжение)

Evghenii: Предлагаю объединить в одну тему вопросы, которые возникают и беспокоят начинающих, но могут касаться не только уральской генеалогии. Обычно такие вопросы в каких-то темах или их "засоряют", или вызывают болезненную реакцию у владельцев красных пиджаков или "бессмертных" членов клуба (кто как себя считает), то есть аксакалов форума. Выделенные в отдельные темы, такие вопросы часто теряются и остаются без ответов. На ответы иногда может потребоваться даже дополнительная минута на обсуждение или помощь зала. Ограничений в этом не будет. По аналогии с популярной ТВ-программой "Сто вопросов к взрослому" предлагаю объединить такие вопросы в одно место. Главное - вопросы идут от "чайников" и, соответственно, уровень раздражения "владельцев хрустальных сов" должен быть на несколько порядков ниже, чем в других темах. Считайте это внеклассным уроком родоведов в "начальной" школе. А желающие поёрничать могут сделать это в кругу своих друзей где-нибудь на кухне за рюмкой коньячка. Вопросы предлагаю нумеровать, чтобы знать на какой вопрос идет ответ. Вопрос 1. Имел ли крепостной в Российской Империи право официально владеть крепостными? К примеру, в записи по Камбарскому заводу, числящийся в феврале 1834 года, крепостной Кондюрин Наум в ноябре того же года уже имел своего крепостного человека (однофамильца, также корнями из Бымовского завода). Вопрос 2. Крестьянам в Российской Империи за какие заслуги могли писать в метриках отчества на -вич? К примеру, в Екатеринославской губернии мой прадед и его отец в 1899 и 1911 годах были записаны уже с современными отчествами.

Ответов - 151, стр: 1 2 3 4 5 6 All

С-в: В других темах данная публикация уже цитировалась, и не раз: "Званые крестины, крестины на дому – вообще самое невыгодное условие для метрических записей. Приносите метрику – положить почти некуда, приглашаете записывать – пера нет, нашли перо – чернила негодные, записали карандашом – бумажка потеряется. А кроме того, часто в таких случаях бывает два кума и две кумы. Вы говорите: закон не велит, а вам отвечают: пишите всех, и кончено..." (Один из священников. Случайности при составлении метрических записей // Оренбургские епархиальные ведомости. 1886. № 8, 15 апр. Отд. неоф. С. 246-249). Как бы то ни было, очевидно, что речь идет о довольно обычном явлении...

yury.sukharew@yandex: С-в пишет: Званые крестины, крестины на дому Для клира это неудобно, да и попущения допускаются. Для родителей хорошо, но за неудобство духовенства приходится заплатить. Не было это широко распространенным явлением. Примерно, как сейчас. Большинство крестят в храмах, единицы дома.

medna: ну, не знаю. В Режевском заводе долго не было своей церкви. Так заметно, что крестины кучкой записаны. То есть несколько младенцев сразу, потом перерыв. Думаю, батюшка из Глинского наездами был. А уж где крестили, непонятно. В часовне, что ли.


Tamara: Таинство Крещения - единственное, которое может совершать мирянин. А вот Таинство Миропомазания - только священник. Да, обычно эти Таинства совершаются сразу, одно за другим, но они могут быть разнесены по времени. В некоторых МК встречается полная запись "Крещён и Св.Даров приобщён" и дальше имя священника. Я к тому, что, наверное, крещение мирянами (повитухой) было намного чаще, чем о том записано в МК, особенно в тех населённых пунктах, где не было своего священника. В тех же МК Беляковской слободы, где причт писал о месте свершения Таинств, я не помню записей о том, что это было в церкви, т.е., их было мало. К тому же роды - процесс долгий, можно успеть позвать священника, ведь роженица может умереть. А мы видели записи в МК о смерти в родах, но при этом покойная была исповедана и причащена (и напутствована). medna пишет: Так заметно, что крестины кучкой записаны. То есть несколько младенцев сразу, потом перерыв. Думаю, батюшка из Глинского наездами был. А уж где крестили, непонятно. Да дома и крестили. А приезжий батюшка уже совершал Миропомазание. Тоже дома. В летний период, возможно, всё же в церковь приезжали. Кучкой) Мальчиков вносят в алтарь. ЕМНИП, это не часть Крещения вообще, это отдельный чин - Воцерковление, которое могло свершаться не одновременно с Крещением и Миропомазанием (кажется, по классике вообще на 40-й день). Что до отпевания, то тут, простите за цинизм, всё проще. Мёртвому телу уже без разницы, его не так сложно довезти до церкви, как живого, тем более, что хоронили на третий день.

yury.sukharew@yandex: Да... Сидит батюшка на чужом крылечке и дожидается, когда родят чадо, чтобы тут же в банном тазике окунуть... А то и напутствовать роженицу, если не так пойдет... Так в Миргороде гробовщики в окна болящих заглядывали...

Tamara: yury.sukharew@yandex пишет: Да... Сидит батюшка на чужом крылечке и дожидается, когда родят чадо, чтобы тут же в банном тазике окунуть... А то и напутствовать роженицу, если не так пойдет... Ну, уж, скорее, не сидит праздно на крылечке, а молится. Но в принципе, картина не настолько нереальная, особенно если речь не о том населённом пункте, где священник живёт.

yury.sukharew@yandex: Вещество таинства крещения есть вода, которая должна быть чистая, не смешанная ни с каким иным веществом, не искусственная, и не может быть заменена никакою другою жидкостью (26). Крещение должно быть совершаемо в Церкви, и только в случае особенной нужды дозволяется совершать его в доме. Так постановлено даже вселенскими соборами (VI всел. 51. 59), и нашими отечественными узаконениями (27). По установление церковному, крещение должно быть совершено прежде литургии, как для того, чтобы во время литургии крещенный (хотя бы и младенец мог быть приобщен св. таин, так и для того, чтобы и священник совершал таинство и восприемники присутствовали при этом – в воздержании от пищи и пития, чего требует самая важность таинства (28). Что касается до времени крещения, то хотя в первые века был обычай избирать для крещения нарочитые дни в году, преимущественно день богоявления, пасхи и пятидесятницы: но положительных правил на это в Церкви не определено, а общею мыслю св. отцов всегда было только то, чтобы крещение совершать безотлагательно (29). [епископ Иоанн (Соколов) Обзор церковных постановлений о крещении и миропомазании Источник: Православный собеседник, 1859 г. Часть первая. Казань.]https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/obzor-tserkovnyh-postanovlenij-o-kreshhenii-i-miropomazanii/2

С-в: Ну, в церковных канонах много чего понаписано. Например (насколько помнится), если человек был на Литургии и не причастился, то он за это подлежит анафеме, если не был на Литургии три недели подряд - тоже...

yury.sukharew@yandex: С-в пишет: (насколько помнится) Это не правильно Вам помнится, нет такого. Больным советуют причащаться часто, а всем остальным не реже раза в год. yury.sukharew@yandex пишет: По установление церковному, крещение должно быть совершено прежде литургии Вот нет такого нигде сейчас. Было ли раньше - не знаю.

Tamara: yury.sukharew@yandex пишет: Крещение должно быть совершаемо в Церкви, и только в случае особенной нужды дозволяется совершать его в доме. В нашем климате холодное время года - это оправдание Крещения на дому. Тем более что: общею мыслю св. отцов всегда было только то, чтобы крещение совершать безотлагательно О наших морозах Вселенский собор явно не думал)

С-в: Причащение раз в год считалось нормальным не по древним канонам, а по нормам синодального периода. Сейчас такое считается крайне недостаточным, но единой точки зрения насчёт того, как часто оно должно совершаться, нет. Я например, сам слышал выступление одного православного авторитета, который утверждал, что причащаться надо каждый день.

yury.sukharew@yandex: Согласен, что мнений много.

С-в: Вот что написали на Форуме ВГД: - Тут следует делать поправку на ветер время и местность (епархию). В Зауралье во второй половине 18 века вояжи священников в приходские деревни "по зву" были самым обычным явлением. Так, в 1777 году Окуневская управительская канцелярия даже направила крестьянским старостам Указ "О подтверждении жителям, чтобы они для обмолитвования младенцев за священниками приезжали сами" (РГАДА Ф. 613. Д. 222.) ... А вот позднее, "ветер" сменился.. Распоряжения по Епархиальному Управлению – от 26 июля 1873 года. – с предупреждением священников, чтобы они Таинство Св. Крещения совершали преимущественно в храме, а не в домах. Оренбургская Духовная Консистория, по выслушании резолюции Его Преосвященства, от 26 июля сего года за № 3023, последовавшей по поводу жалобы одного из прихожан на учинение безпорядка местным священником при окрещении младенца на дому , – таковой: «объявить священникам, чтобы они таинство святаго крещения совершали не в домах, особенно в летнее время, как это обыкновенно делается ими, а в церквах», – определила: объявить священникам Оренбургской епархии резолюцию Его Преосвященства чрез припечатание в «Орен. Епарх. Вед.» https://forum.vgd.ru/232/104724/670.htm

yury.sukharew@yandex: С-в пишет: следует делать поправку на ветер время и местность (епархию). Согласен. В начале заселения Зауралья храмы находились от некоторых деревень довольно далеко. Могли священники выехать куда-то и окрестить тех, кто за месяц родился. В 19-м веке уже деревни от храмов в несколькиз верстах (самые дальние верст 20). Требования к ведению МК ужесточились. А в домах как вести записи - выше приведена цитата. Да еще после крестин причт угостят хорошо - они и миро, и МК потеряют спьяну.

medna: МК они с собой не носили. Была записная книжка. Потом набело оформлялась МК в церкви. Это где-то писал М.Ю. Елькин.

godro: medna пишет: Потом набело оформлялась И потом то, что на коленке в записной после крестин написано, переносилось набело в май, а то ли в июнь, и имя не разобрать, да какая разница! С-в пишет: что причащаться надо каждый день У Жванецкого было: "Раньше все с утра, по чуть-чуть", - а заканчивалось: "Не надо было водку трогать!".

medna: Ну давайте не судить священников строго. Компьютеров не было.

yury.sukharew@yandex: Во многих случаях по совокупности треб, совершенных в один день, можно сделать предположение: в церкви требы совершались или на дому. Надо смотреть каких деревень были младенцы, как эти деревни относительно храма расположены, были ли венчания отпевания в этот день. Смотреть и день недели: в выходные и праздники литургия и вечерняя обязательны, это ограничивало движения священника по приходу. Здесь говорили, что иногда крестили "кучно" - из одной деревни. Тогда , при одной дате крещения, должны быть разные даты рождения (или надо согласиться, что и рожали там кучно).

godro: yury.sukharew@yandex пишет: что и рожали там кучно И зачинали после одной и той же гулянки. Метрические книги дают очень богатый материал для размышлений, если внимательно анализировать. Хотя я пока таких аналитических статей не видел, если не считать анализ детской смертности, да и там выводы были самые поверхностные.

medna: godro пишет: анализ детской смертности Ничего там анализировать нельзя по этому вопросу. Под словом родимец бог знает что скрывалось.

yury.sukharew@yandex: medna пишет: Ничего там анализировать нельзя по этому вопросу. Не соглашусь. Просмотреть процент смертности по годам жизни в конкретном приходе (или благочинии) - при наличии МК не проблема. Более того, в конце 3-й части любой МК есть табличка, где все расписано. Если рассматривать в статистике и причины смертности - тогда, конечно, возникнут вопросы.

medna: По возрасту умерших согласна, можно провести анализ. И то не без ошибок. У стариков возраст указывался со слов родственников.

yury.sukharew@yandex: medna пишет: И то не без ошибок. Любая статистика предполагает некую погрешность. Да и при большом количестве замеров отдельные "заскоки" компенсируются средним арифметическим.

godro: medna пишет: Под словом родимец бог знает что скрывалось Количество "родимцев" показывает компетентность пишущего в диагностике: большинству это было фиолетово, но некоторые увлекались и разбирались. То есть даже "родимцы" могут что-то интересное рассказать.

NataliAy: medna пишет: Была записная книжка. Если бы книжка! Однажды в конце одной МК Вятской губернии было вложено много листочков, обрывков бумаги с краткими записями. С тех пор меня не удивляет, что вместо Луппы написано Лука, фамилия вообще отсутствует, а она есть, приходы перепутаны (похожие названия), а одна и та же женщина называется то Анной Яковлевой, то Анисьей Евтихиевой (одно отчество по родному отцу, другой по приемному), а на самом деле она Анисья Яковлева.

yury.sukharew@yandex: godro пишет: И зачинали после одной и той же гулянки. Действительно, все знают, что рождаемость по месяцам раскладывается не равномерно: в отдельные месяцы всплеск, в другие - минимум. Где-то встречал наблюдения исследователя на эту тему. который считал, что это связано с годовым кругом постов и последующего разговения. Вот тоже тема для исследования. Если подтверждается научно версия о влиянии постов на динамику рождаемости, значит можно сделать вывод о их нелицемерном соблюдении. Можно посмотреть и в разрезе город-деревня, сравнить и тоже сделать вывод, где твердо следовали церковным правилам, а где кое-как. И местности можно сравнивать по этому критерию. Исследователи, ау...

medna: yury.sukharew@yandex пишет: это связано с годовым кругом постов и последующего разговения Это бесспорно. В фильме Тарковского "Андрей Рублёв" об этом говорится. И наказывали за то, что ребенок зачат в пост.

yury.sukharew@yandex: medna пишет: Это бесспорно. Бесспорно то, что научно доказано. Доказано ли это статистически? В фильме и указах одно. а как в жизни - это надо смотреть и считать.

GARRY6490: Для исследования надо иметь достаточно последовательных МК, что не всегда бывает. Но мне условно "свезло". Правда заниматься аналитической деятельностью лениво. Из подходящего материала имеется Усольские МК - Владимирская ц. - 1885-1889 гг. Никольская - 1884-1891, Спасо-Преображенская 1883-1900. Из других последовательных Дедюхинская - 1885-1889, Орлинская 1882-1896. Рыться в большом массиве данных бывает интересно, но цели нет. В основном поиск, из какой семьи вышла невеста. Да и прочие моменты интересные - к примеру рождение в один год двух детей. Такое впечатление, что стояла задача максимального размножения.

yury.sukharew@yandex: GARRY6490 пишет: заниматься аналитической деятельностью лениво. Мне отец говорил: ты, де, ленивый, но ответственный. Такой и есть. Но вот не поленился, в Поколениях открыл первую попавшуюся МК Петропавловское Кунг. у. 1841 г. В декабре пост всегда рождественский. Значит в августе должен быть минимум рождаемости, а в сентябре пик (после Рождества+9 месяцев). Так и есть. В июле 9 родилось, в августе 4, в сентябре 13. Надо бы это на многолюдных приходах проверить.

yury.sukharew@yandex: А вот Кунгурский собор 1861.Июль 45 родившихся, август 42, сентябрь 41. Не соблюдала интеллигенция посты?

GARRY6490: Усолье Спасо-Преображенская 1906 Январь - 15 Февраль - 15 Март - 13 Апрель - 15 Май - 18 Июнь - 10 Июль - 13 Август - 15 Сентябрь - 10 Октябрь - 17 Ноябрь - 13 Декабрь - 12 Заметных всплесков и падений нет. Но это счет по крещению, а не рождению. К тому же с учетом разных сроков беременности ребенок рождается раньше или позже 9 месяцев, в начале-середине или конце месяца. Считать это сведениями относительно постов нельзя.

yury.sukharew@yandex: GARRY6490 пишет: с учетом разных сроков беременности ребенок рождается раньше или позже 9 месяцев, Рождественский пост полтора месяца, великий - почти 2 месяца. Обычно таких больших отклонений сроков беременности не бывает (аномальны). Вот Алапаевск за какой-то (1841 вроде). Тоже не поствовали и не разговелись по полной программе. Скучные люди. Июль 22, август 25, сентябрь 18.

yury.sukharew@yandex: GARRY6490 пишет: Октябрь - 17 Вот я ошибся, а меня не поправили. Если 25 декабря пост закончился и люди, разговевшись, задумались о чувственной стороне жизни, то послесвяточные последствия придутся на самый конец сентября и октябрь. И действительно пик рождаемости в Усолье Спасо-Преображенская ц в 1906 г приходится на октябрь.

yury.sukharew@yandex: Вот график рождаемости в с. Усолье (Спасо-Преображенская ц) в 1906 г. Красным подчеркнуты периоды "пост + 9 месяцев" (пасхалию не смотрел и по великому посту период отмерил примерно). Видно, что корреляция имеется.

medna: Сознательное население было в Усолье.

yury.sukharew@yandex: medna пишет: Сознательное население было в Усолье. Да, свои желания контролировали.

С-в: Ну, в еде себя в пост ограничивали почти все, что естественным образом вело к снижению полового влечения (полагаю, кстати, что не в последнюю очередь ради этого посты и были установлены). И да, насколько помнится, резкое проседание показателей рождаемости в сентябре, согласно данным метрик, отмечалось до революции повсеместно...

GARRY6490: yury.sukharew@yandex пишет: Это не те объемы данных, на которых можно делать выводы. Надо брать ширше и глубже. Я бы свою таблу проанализировал, но она, собака, долго грузится и меняется. Видать из-за цветов и примечаний. Сделаю копию, уберу цвет и проверю. Если скорость повысится - можно будет попробовать фильтровать по годам/месяцам все МК разом.

yury.sukharew@yandex: GARRY6490 пишет: Это не те объемы данных, на которых можно делать выводы Абсолютно верно. На малых цифрах нельзя делать научного вывода.

GARRY6490: Таблица Эксель дат, отсортированная по дате рождения - с 1882 по 1900 года, включающая имеющиеся даты смерти, даты брака и возраст смерти или брака (в зависимости от наличия). Так как регион рождения практически один - можно анализировать. Почти 9500 записей Ссылка на скачивание

yury.sukharew@yandex: GARRY6490 пишет: ак как регион рождения практически один А какой конкретно район?

GARRY6490: yury.sukharew@yandex пишет: Мой регион - ограничен Орел-Усолье(3 церкви)-Зырянка-Веретия-Ленва-Дедюхин. Точные даты - значит есть запись. Неточные даты - вычислены примерно по возрасту.

Tamara: medna пишет: МК они с собой не носили. Была записная книжка. Потом набело оформлялась МК в церкви. В РГИА я такие видела, назывались ручными метрическими книгами. По сути, обычная тетрадка. Ценна тем, что кроме положенных сведений, там попадается и другая информация: номера паспортов, адреса местожительства. godro пишет: Метрические книги дают очень богатый материал для размышлений, если внимательно анализировать. Хотя я пока таких аналитических статей не видел, если не считать анализ детской смертности, да и там выводы были самые поверхностные. Материала много, но вот корректность анализа будет весьма сомнительной из-за недостоверности данных. А про ошибки в датах в МК только ленивый не говорил.

yury.sukharew@yandex: Tamara пишет: корректность анализа будет весьма сомнительной из-за недостоверности данных. А про ошибки в датах в МК только ленивый не говорил. Для статистического анализа отдельные ошибки не помеха, при большом охвате влияние ошибок снижается до приемлемого уровня. Вот график рождаемости по месяцам за 1885 г по данным GARRY6490 Вот за 1886 г В обоих случаях подъем рождаемости в октябре - эхо рождественских праздников.

Muchan: yury.sukharew@yandex пишет: В обоих случаях подъем рождаемости в октябре - эхо рождественских праздников. А вот эха падения поста почти нет! Можно ведь и не за один год смотреть, посчитать сразу за несколько лет в один граф, еще надежнее статистика!

yury.sukharew@yandex: Muchan пишет: А вот эха падения поста почти нет! Можно ведь и не за один год смотреть Согласен. Постараемся продолжить анализ по годам и суммировать по годам. Правда великий пост (он "плавает") на сводной будет кривовато. Но и на годовых он как-то не выразительно отражается.

yury.sukharew@yandex: 1887 г. Здесь и попостились рождественнским постом и оторвались после него по полной программе. Декабрь, похоже, эхо великого поста.

yury.sukharew@yandex: 1888 г. Вообще не постились усольцы.

yury.sukharew@yandex: 1889. Более-менее

yury.sukharew@yandex: Вот за 5 лет 1885-1889 Усолье. Октябрьское эхо рождественских праздников - пожалуй это наше маленькое открытие.

GARRY6490: GARRY6490 пишет: Усольские МК - Владимирская ц. - 1885-1889 гг. Никольская - 1884-1891, Спасо-Преображенская 1883-1900. Из других последовательных Дедюхинская - 1885-1889, Орлинская 1882-1896 Маленькое НО. Надо сделать табличку, в которую внести церкви и года отсканированных МК и дальше смотреть, по каким церквям тот или иной график. Самый полный, если в какой-то год есть МК всех церквей. В моем случае есть пропуски отдельные, хотя я старался их исключать.

yury.sukharew@yandex: GARRY6490 пишет: Маленькое НО Для отображения свода данных за несколько лет, конечно, охваченный анализом объект должен быть представлен единообразно. Иначе будут искажения. За те пять лет, которые просмотрел, количество крещений по годам примерно одинаково, т.е. если есть пропуски, то они не влияют на достоверность тенденции, как мне кажется.

GARRY6490: Уважаемые, дайте мне срочный и однозначный ответ - куда кости бросить можно, чтобы просто и красиво заносить и рисовать предков-родственников? Что-то решил уйти с украинского Родоведа. Сунулся в ФэмэлиСпейс - там Древо не показывает из-за флэшплеера. Персоны вношу, но хочется красиво чтобы было. Да ещё человечек совет просит на эту же тему, чтобы с нуля. А я подвис немного.

Evghenii: если бесплатно, то самый лучший это ancestry.com 41 тысяча без проблем хранится.

GARRY6490: Evghenii пишет: если бесплатно, то самый лучший это ancestry.com 41 тысяча без проблем хранится. Благодарствую. Изучим это место. Правда думал, что больше будет предложений. Но пусть хотя бы одно будет для начала. ЗЫ. А она нерусская что ли ? Не, я патриот. Знаю только родной йазыг.

medna: "Древо жизни" разве не нравится?

GARRY6490: Я ещё не пробовал. Будем посмотреть .

godro: GARRY6490 пишет: Я ещё не пробовал. http://rodgersforum.borda.ru/?1-18-0-00000078-000-0-0-1568749539 - как "Древо жизни", но бесплатно. И, пожалуй, ещё с дополнительными наворотами.

GARRY6490: godro пишет: http://rodgersforum.borda.ru/?1-18-0-00000078-000-0-0-1568749539 - как "Древо жизни", но бесплатно. И, пожалуй, ещё с дополнительными наворотами. Всё же я разыскивал какой-то вариант на сайтах, а не локальный на компе. Что-то есть с русским интерфейсом российского создания ? Если нет достойного - придется предложить человеку этот вариант, мне непривычный. Спасибо.

Evghenii: Из русских был familyspace.ru, но у него ограничения по персонам. Загрузишь больше пару тысяч и все... 2 года наработок коту под хвост. Накрылся сайт. На ancestry.com в десктопной версии можно использовать автоматический гугл-переводчик. Там высвечивается одновременно до 15 колен (около 300-350 персон). Неудобство - экран не позволяет все передавать, а также побочные ветви жен и мужей открываются отдельно. Вот пример (оговорюсь, что это из мобильного приложения):

mavra3: GARRY6490 пишет: Всё же я разыскивал какой-то вариант на сайтах, Присмотритесь к Geni -"Всемирное дерево" https://www.geni.com/family-tree/ Количество персон - неограниченное, набирать текст можно и на русском, и на английском, причем в одном дереве одновременно может быть два разных языка. Из неудобств: -дерево может видеть любой, но информация о живых людях для постороннего наблюдателя скрыта; - любой, кто посчитает Ваше дерево частью своей семьи. может присоединиться к нему и добавлять свои персоны (но в моей практике такого не было)

GARRY6490: Ну да, мы ещё не настолько глобальны, чтобы путаться с чужими деревьями кронами. Любителей-копателей не просто мало, а очень мало. Чтобы два родственника параллельно этим занимались и вдруг пересеклись - невероятно. Интересный вариант - будем посмотреть.

godro: GARRY6490 пишет: Чтобы два родственника параллельно этим занимались и вдруг пересеклись - невероятно. Да на этом форуме таких случаев полно!

GARRY6490: godro пишет: Да на этом форуме таких случаев полно! А как это выразилось в натуре ? В виде неожиданного расширения родни, появления новых ветвей предков? Среди моих не нашлось занимающихся серьезно. Так что вариантов нет пока. Я в итоге пока остановился на Жене.ком. Есть конечно неудобства, но терпимые. Буду переходить на Женю.

Tamara: В мае 1819 г. в городе Верхотурье уездный судья Иван Егоров Решетников выдал замуж свою приёмную дочь Олимпиаду Николаеву. В связи с этим вопрос: Где искать уездного судью? Существовали ли какие-то документы (формулярные списки?), из которых можно было бы что-то узнать о жизни и семье уездного судьи?

Людмилв: Tamara Может быть в фонде ГАСО 11 - Екатеринбургский суд

Tamara: Людмилв пишет: Екатеринбургский суд Екатеринбургский? Но ведь это была Пермская губерния... Или эти документы тоже туда передали, как и МК?

alex66: Титулярный советник Иван Егоров Решетников был переведен из Верхотурья уездным судьей в Камышлов с 1821г., где служил до 1824гг.

Людмилв: Tamara Мой дед Покровский перед революцией служил в Верхотурье судебным следователем. Есть его личное дело в фонде ГАСО 11 опись 11.

yury.sukharew@yandex: Людмила Викторовна, на фото верхотурские чиновники, предреволюционные годы. Нет ли Вашего деда на фото?

medna: Имя священника известно?

Tamara: alex66 пишет: Титулярный советник Иван Егоров Решетников был переведен из Верхотурья уездным судьей в Камышлов с 1821г., где служил до 1824гг. Опаньки, а вот и Камышлов проявился... Простите, а откуда у вас эта информация?

yury.sukharew@yandex: medna пишет: Имя священника известно? Игумен Ксенофонт.

Evghenii: заметил в сказках 1782 года есть записи: отдан на поселение в зачет рекрута в 773 году. Связано ли это с пугачевским восстанием? И куда их могли переселить?

GARRY6490: Как раз в эти времена заселялась Сибирь. Так что могли и в обязательном порядке отправлять туда, раз в зачет рекрутов. Отвертеться нельзя было - планы партии надо было выполнять.

Tamara: Мой уездный судья Решетников, судя по всему, начал свою карьеру в 1796 г. в Верхотурском нижнем земском суде. И был он там провиант-комиссаром. Что это такое?

Tamara: И ещё один вопрос. В РС есть смысл искать чиновников (судейских) и их семьи? Или для них были отдельные документы?

GARRY6490: Tamara пишет: Мой уездный судья Решетников, судя по всему, начал свою карьеру в 1796 г. в Верхотурском нижнем земском суде. И был он там провиант-комиссаром. Что это такое? Тырнет говорит, что человек занимался каким-то снабжением и может ещё какие-то функции исполнял. Упоминания для чтения можно найти, пусть и немного.

GARRY6490: Tamara пишет: И ещё один вопрос. В РС есть смысл искать чиновников (судейских) и их семьи? Или для них были отдельные документы? Ревизские сказки встречал по сословиям. Крепостные были в своих РС, солдатки - в своих. Судейские вероятно могли быть в чиновники/служащие. Но я это на ходу придумываю. Не изучал вопрос.

Muchan: Tamara пишет: В РС есть смысл искать чиновников (судейских) и их семьи?

yury.sukharew@yandex: Так, да не так. На отставных солдат составляли отдельную ревизию по поселениям. И по духовенству ревизские сказки были.

Tamara: GARRY6490 пишет: Тырнет говорит, что человек занимался каким-то снабжением и может ещё какие-то функции исполнял. Упоминания для чтения можно найти, пусть и немного. И при этом служил в нижнем земском суде... Бумагой, чернилами, перьями да дровами, что ли, суд обеспечивал?) И купцов 1-й гильдии я видела в РС. Вот: https://pokolenia.permkrai.ru/funds/view/76352 (Ревизская сказка о купцах города Верхотурья). Прям на 3-й странице купцы 1-й гильдии и начинаются. И Отставных солдат тоже видела, вот, например: https://pokolenia.permkrai.ru/funds/view/76339 ("Ревизская сказка об отставных солдатах, живущих в Верхотурском уезде")

alex66: Tamara пишет: Бумагой, чернилами, перьями да дровами, что ли, суд обеспечивал? Обязанности выборного заседателя в суде одно, а обязанности по должности провиант-комиссара совсем другое. Контролировал обеспечение местных военных команд и рекрутов провиантом и фуражом, учитывал закуп и запасы продовольствия в магазинах-складах (для государственных нужд), регулярно отчитывался перед губернатором о ценах на провиант и фураж по городу и уезду и др.

Tamara: Т.е., он был провиант-комиссаром и при этом выполнял обязанности заседателя в суде?

GARRY6490: Что-то последнее время кучно пошла странная вещь. При наличии записи о смерти младенца отсутствует запись о его рождении. При этом по возрасту младенец вписывается в один год. К примеру - умер в августе и возраст 4 месяца. Куда могло потеряться рождение с учетом того, что остальные МК данного населенного пункта - в нашем случае с. Усолье - уже сделаны и в них нет нужной семьи. Мало того, что нет ребенка. Так и родителя часто нет в общем списке. Но фамилия говорит о том что должен быть местным.

Елена Борисовна: GARRY6490 При сборе материалов для родословной Селивановских мне неоднократно попадались записи типа "... рождением в метрической книге не написан, а по ревизии (такой-то) показан году." Такие записи имели место в Вятской губернии в конце 18 - начале 19 века. Возможно, в Вашем случае было нечто подобное?

GARRY6490: Елена Борисовна пишет: При сборе материалов для родословной Селивановских мне неоднократно попадались записи типа "... рождением в метрической книге не написан, а по ревизии (такой-то) показан году." Такие записи имели место в Вятской губернии в конце 18 - начале 19 века. Возможно, в Вашем случае было нечто подобное? Хм... Что-то новенькое. Есть ещё вариант, что не могу найти по ошибке записи ФИО. Имена и Отчества, а реже и фамилии, по какой-то причине записываются другие. И только по вторичным признакам определяешь связь.

Evghenii: Елена Борисовна пишет: Возможно, в Вашем случае было нечто подобное? в моем случае по Бизярскому заводу в 20 веке часто встречается, когда ревизий уже не было.

Tamara: GARRY6490 пишет: При наличии записи о смерти младенца отсутствует запись о его рождении. При этом по возрасту младенец вписывается в один год. К примеру - умер в августе и возраст 4 месяца. Куда могло потеряться рождение с учетом того, что остальные МК данного населенного пункта - в нашем случае с. Усолье - уже сделаны и в них нет нужной семьи. Мало того, что нет ребенка. У меня было такое в начале XIX в. в Бисерском и Архангело-Пашийском заводах. Причём в одном случае, похоже, родились близнецы, но в рождениях указана одна, а в смертях обе. Возраст 10 лет (и умерли в один день от горячки. Это всё, что надо знать о внимательности причта). Есть случаи путаницы отцов детей. Вот, пожалуйста: Это 1801 г. По записям о рождении отцом Никифора значится Василий. Книги за 1799 г. нет, поэтому чьим сыном являлся Дмитрий неизвестно. В общей сложности, у меня где-то четыре случая записи умершего ребёнка без записи о рождении по этой фамилии. И две девочки выжили (числятся в восприемницах, браки их я не искала, боковые ветви). Последний случай в 1835 г.

Evghenii: МК Сретенской церкви Бизярского завода 10 февраля 1913 г. Фелицата (17 лет) / Бизярского завода крестьянин Лаврентий Яковлев Тарантин и его сводная жена Анна Михайловна, оба раскольники / крестьянская жена Стефанида Иоаннова Тарантина Сводная жена это как? Гражданская? Из-за их "раскольнического" образа жизни вдали от церкви? Первый брак у Лаврентия Яковлева был заключен в далеком 1856 с Агрипиной Дмитриевой Першиной и до 1864 года их дети исправно регистрировались в метрических книгах.

yury.sukharew@yandex: Evghenii пишет: Сводная жена Значит, не были венчаны. Раскольничьи штучки. Не признавали таинства официальной церкви.

godro: Tamara пишет: возраст 4 месяца Бесконечное число вариантов. Например, 4 года, а не месяца; перепутано имя родителя в записи о смерти (или в записи о рождении); запись о рождении есть в другом приходе (если в соседнем селе был акушерский пункт, там же и крестили - это из моей практики); запись о рождении на утраченном листе или просто не была сделана.

С-в: yury.sukharew@yandex пишет: Раскольничьи штучки. Не признавали таинства официальной церкви Также как и официальная церковь не признавала таинств, совершавшихся у старообрядцев.

Tamara: godro пишет: Бесконечное число вариантов. Например, 4 года, а не месяца; перепутано имя родителя в записи о смерти (или в записи о рождении); запись о рождении есть в другом приходе (если в соседнем селе был акушерский пункт, там же и крестили - это из моей практики); запись о рождении на утраченном листе или просто не была сделана. Цитата про 4 месяца была не моя) Вариантов на самом деле множество, в моих случаях исключены только утраченные листы. Допускаю, что причт просто запутался в Сесюниных, это было очень обширное семейство, и тёзок (по счастью, неполных) было достаточно.

godro: Tamara пишет: была не моя) Случайно)

Tamara: В Берёзовском заводе у мастерового Якова Антропова в 1804 и 1809 умерли дети (1 и 2 мес. соответственно), чьи рождения не записаны. Так что не такая уж это и редкость, записи о смерти при отсутствии записей о рождении.

godro: Tamara пишет: не такая уж это и редкость В ревизии такие младенцы обычно не попадали, поэтому можно применить выражение "а кто их считал!". Некоторые священники писали статьи о детской смертности, некоторые современные учёные писали книги об этих статьях, но ни там, ни там младенцы даже по именам не упоминались. И статьи с книгами писались по записям о смерти, записи о рождении были не востребованы. И те же священники были обязаны отпеть младенца, чтобы он предстал далее по инстанции крещёным и учтённым, но для учёта ТАМ достаточно было записи о смерти. А вот запись о рождении нужна была только для получения паспорта (или выписки для бракосочетания, поступления в учебное заведение, в армию, в другое сословие), поэтому наличие записи о рождении рано умерших никто не искал, не проверял. Благочинные проверяли, но они же тоже - человеческий фактор. И только родоведам надо скрупулёзно до всего докопаться.

Tamara: Листаю МК Тобольской епархии за 1740-1760е гг., и у меня возникли вопросы: 1. МК озаглавлены "Тобольской епархии Тюменского заказа". Заказ в данном контексте - это синоним уезда? 2. Там встречаются одни сплошные разночинцы. Это те, кого потом мещанами назовут?

yury.sukharew@yandex: Нет, заказ это епархиальная единица управления, существовавшая в 18 веке. Скорее синоним благочиния, но гораздо больше по территории. Про разночинцев Википедия пишет так: Разночи́нцы («люди разного чина и звания») — юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни к купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана.

Tamara: yury.sukharew@yandex пишет: Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни к купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана. Проблема в том, что просмотренных книгах за 1747-1752 гг. по Тюменскому заказу я не увидела никого, кроме крестьян, разночинцев и изредка священников. Ни дворян, ни купцов, ни мещан.

godro: Tamara пишет: Ни дворян, ни купцов, ни мещан. А среди просмотренных книг были книги по приходам в самом г. Тюмени? Ведь только в городе должны были быть дворяне, купцы и мещане.

medna: Мещанство было оформлено в России в 1785 году..

Tamara: godro пишет: А среди просмотренных книг были книги по приходам в самом г. Тюмени? Ведь только в городе должны были быть дворяне, купцы и мещане. Были и книги Тюмени. Мещан в них не было. И купцов не было. И дворян тоже. Сын боярский попался, солдаты, отставные в основном, посадские члены (и просто "посацкие")... medna пишет: Мещанство было оформлено в России в 1785 году.. А, ну т.е., в целом я была права в своём предположении.

Давыдов В.И.: godro (Пост № 7863 от 04.01.22.) пишет: ... Ведь только в городе должны были быть дворяне, купцы и мещане. А в деревнях и селах они проживали?

godro: Давыдов В.И. пишет: А в деревнях и селах они проживали? Конечно, могли жить в деревнях, тогда и в исповедные росписи могли попасть, но вот по ревизиям те купцы и мещане были в городах.

Helen Ant: Согласно обывательской книге и ревизской сказке о мещанах г.Красноуфимска обнаружила на своего пра*****деда запись, что отправлен на поселение в 1826 году. Подскажите пожалуйста, в каких источниках нужно искать информацию о его ссылке? Есть ли в архивах Красноуфимска и Екатеринбурга фонды уездного, земского судов?

Helen Ant: Отвечу сама на поставленный вопрос. Возможно кому-то пригодится тоже информация по поиску осужденых и сосланных на поселение. Вот что удалось мне найти на сегодняшний день: 1. В ГАПК - суд первой инстанции по уголовным делам мещан - Красноуфимский городовой магистрат (ГАПК. Ф. 17). 2. В ГАСО есть фонд апелляционный суд - Пермская палата уголовного суда (ГАСО. Ф. 476). 3. Тобольский архив - Ссыльного ищите в алфавите ссыльных ф.330 оп.4- Экспедиция о ссыльных. Первые дела - алфавитные указатели с номера 5 по номер 31 - это по алфавиту фамилии за все годы с 1823 по 1883 (1882) год, смотрите дело на нужную букву, если Ваш был сослан в этот период (с 1823 по 1883), то наверняка найдете и уточните год ссылки. В первом архиве удалось найти 4 дела с упоминанием искомой фамилии.

Андрей. Уральск: Добрый день! Уважаемые форумчане, попадались ли кому-нибудь метрики, переписи, списки по Кусье-Александровскому заводу (Пермкого уезда) за 1750-е годы? Интересуют любые документы (с указанием имён и фамилий) того периода.

Burilla: Helen Ant: обнаружила на своего пра*****деда запись А ФИО-то какое? Кого искать? 1826 год - Тобольский архив, ф.330 оп.4 дела: 40 Алфавитный указатель ссыльных (мужской) с буквы А по М 41 Алфавитный указатель ссыльных (мужской) с буквы О по Я 42 Алфавитный указатель ссыльных (женский) с буквы А по Я

Burilla: Кто-нибудь сталкивался в практике, что умерший человек указан в качестве восприемника?

GARRY6490: Так и написано - умерший ? Возможна описка. Люди ж писали...

Burilla: Я понимаю что речь идет об ошибке. Дословно "... восприемниками были... Стефанова сестра девка Анна" Она была единственной сестрой по всем исповедкам и умерла в возрасте 20 лет. Через 5 лет встретил такую запись Первый раз с таким столкнулся

yury.sukharew@yandex: Burilla пишет: Дословно "... восприемниками были... Стефанова сестра девка Анна" Она была единственной сестрой по всем исповедкам и умерла в возрасте 20 лет. Через 5 лет встретил такую запись "Чаю воскресения мертвых И жизни будущаго века. Аминь."

godro: Burilla пишет: Через 5 лет встретил такую запись Варианты: другая Анна, в т. ч. и двоюродная или племянница; Анна - описка; восприемников записали для отчетности, "заочно".

Burilla: Михаил Юрьевич, спасибо за варианты! Вижу у Вас количество постов открыло новое тысячелетие

godro: Burilla пишет: количество постов После 5000 интересно 10000, а 8 - проходяще.

Evghenii: Встретил такой бланк в метрической книге за 1929 год - Общество содействия жерт интервенции. Кто-то смотрел их? Есть ли в них интересные для нас сведения об этом временном этапе?

Людмилв: Не подскажит ли кто-нибудь, указывалось название улицы для городского населения в переписи 1897?

Burilla:

Людмилв: Burilla Спасибо большое

Tamara: В метрической книге г. Перми за 1795 г. мне встретился директор домоводства по фамилии Энгельгардт (Ф.37. Оп.1. Д.4, Л.13) Что это за должность такая была?

sascha04: Tamara Директор экономии (также директор домоводства, экономии директор) — должности в Российской империи. Казённая палата В 1775—1797 годах — чиновник казённой палаты; должность введена согласно «Учреждениям для управления губерний Всероссийской империи» 7 ноября 1775 года[1]. Директор экономии входил в присутствия казённой палаты и должен был заменять возглавлявшего её вице-губернатора, когда тот занимал место губернатора. Павел I упразднил должность 31 декабря 1796 года. Ратгауз В 1798—1802 существовала должность директора экономии — руководителя департамента в городском управлении (ратгаузе). Должность была введена в Санкт-Петербурге уставом от 12 сентября 1798 года, в Москве 17 января 1799 года, в других губернских городах по Уставу губернского города правления от 15 февраля 1801 года[2]. Губернский директор экономии относился к VI классу.

Tamara: Спасибо большое за ответ)

Любовь_Л: Встретила запись о смерти и очень заинтересовала умершая персона. Такого количество священнослужителей при погребении встречается очень редко. 1875 год -Умерла крестьянская жена Раисса Михайлова Шелепова, 50 лет от ревматизма Погребали: Верхотурского Николаевского монастыря Иеромонах Антоний, г. Верхотурья настоятель священник Александр Удинцев, Меркушинского свщ Василий Любомудров, Салдинского с. свщ Константин Карамышев, Пийского свщ Николай Хлынов, Красногорского Петр Пономарев с диаконами г. Верхотурья Аполлинарий Бабин, Меркушинского Петр Словцов и псаломщики Салдинского Александр Топорков, Пийского Василий Флоров и Андрей Хлынов. Известно о ней что-нибудь?

medna: Наверное, много средств жертвовала на церковь.

Любовь_Л: medna пишет: Наверное, много средств жертвовала Тогда возникает вопрос: Откуда у крестьянской жены много средств на пожертвование. Я предполагала, о возможной связь с Верхотурским женским монастырем. Монахиня, запросившая о погребении в родном селе.

yury.sukharew@yandex: Любовь_Л пишет: Монахиня, запросившая о погребении в родном селе. Ее бы в метрику записали как монахиню. а в каком селе хоронили?

Любовь_Л: yury.sukharew@yandex пишет: а в каком селе хоронили? Верхотурский уезд с. Салдинское Сретенская церковь

Ezhik52: Встречалась ли Вам такая ситуация? Рождение ребенка записано в МК Богоявленской церкви, Невьянского экономического села и также запись сделана в Спасо-Преображенской церкви, села Н-Синячиха. Запись о рождении выполнена на одного и того же ребенка в одно и тоже время (по дате), а также из слова в слово совпадает. Соответственно, одни и те же восприемники. В каждой церкви факт рождения зафиксировали разные священники и разные дьяконы. Какое-то раздвоение получается: ребенок один, а запись выполнена в разных МК.

Любовь_Л: Ezhik52 пишет: Встречалась ли Вам такая ситуация? Встречалась запись о браке в разных приходах разницей в несколько дней одних и тех же брачующихся и свидетелей, но венчаны разными священниками

yury.sukharew@yandex: Креститься и венчаться должны были на своих приходах. Священников, которые крестили-венчали прихожан чужих - епархия наказывала. Возможно, крестили на чужом приходе, а потом пришлось заплатить дьячку, чтобы записал на своем.

masuly: Встречала такую версию, если ребенок был очень слабым при рождении, крестили в разных церквях, чтобы придать ему силы.

medna: И всё-таки как правильно писать: беломесный или беломестный казак?

yury.sukharew@yandex: беломестный -получивших «обеленные», то есть свободные от податей, участки надельной земли (места).

medna: Я значение слова знаю, Юрий Михайлович. Меня интересует правописание. Встречаю оба варианта. Вроде бы от слова место происходит. Но откуда тогда вариант без т? И какой вариант корректно писать в статье?

godro: medna пишет: И какой вариант корректно писать в статье? Если в цитате, то как есть, а если как термин - то "беломесТный".

medna: Михаил Юрьевич, большое спасибо!

Любовь_Л: yury.sukharew@yandex пишет: Креститься и венчаться должны были на своих приходах. Священников, которые крестили-венчали прихожан чужих - епархия наказывала У меня вопрос. Брак брата моей прабабушки (в то время она еще была девицей) венчали в его приходе, а не в приходе невесты. Венчали в приходе ее восприемника - священника. Допускалось ли такое венчание?

yury.sukharew@yandex: Любовь_Л пишет: венчали в его приходе, а не в приходе невесты Это нормально. Я говорю, что в третьем приходе не должны венчать. То что чаще в приходе невесты - это местные обычаи, но на Урале практиковалось. Вчера на этот вопрос общался с тульским генеалогом, он говорит, что у них 99 процентов венчаний на приходе жениха.

medna: Не помню, обсуждался ли этот вопрос на форуме. Быть может, повторюсь. Центром прихода было село. При церкви было приходское кладбище. Куда хоронили умерших крестьян из окрестных деревень, относящихся к этому приходу? На кладбище села, или всё-таки существовали деревенские кладбища?

yury.sukharew@yandex: medna пишет: На кладбище села, или всё-таки существовали деревенские кладбища? Все деревенские кладбища, которые я встречал, возникли после революции. А в 1930-е пошли уже кладбища в самых маленьких поселках. Приходские кладбища до того были в селах. Возможно, были исключения, интересно, что другие скажут.

Елена Борисовна: medna пишет: На кладбище села, или всё-таки существовали деревенские кладбища? По сёлам Вятской губернии в МК с 1735 по 1918 в записях о смерти исключительно: "похоронен на приходском кладбище". По Миасскому заводу встречала практически везде аналогичную запись, за исключением всего нескольких случаев - "похоронен на отведённом кладбище". И это никак не было связано с какой-либо эпидемией.

medna: А часовни в деревнях были зачем? Чтобы отпеть и после этого увезти умершего в село? Не проще было отпеть в селе в церкви и сразу похоронить?

Любовь_Л: Моя история. Прадед служил 1906-1908 диаконом при церкви с. Краснопольского. в 1908 его парализовало. он с семьёй проживала в д. Сербишино (Малехоны). Рождение и крещение детей записано в МК церкви с. Краснопольского. Прадед в 1910 умер. Запись о смерти записана в МК с. Краснопольского с пометкой при Сербишинской церкви. В Сербишино имелась часовня. Храм, женская община появились позже. Я была в Сербишино. Там на кладбище до революции захоронены и другие. Сербишино не была селом в 1910 г..

medna: Любовь_Л пишет: при Сербишинской церкви Видимо, она на тот момент была приписная. То есть церковь всё-таки была, пусть и статус самостоятельной позже получила.

yury.sukharew@yandex: medna пишет: А часовни в деревнях были зачем? Чтобы отпеть и после этого увезти умершего в село? Часовни не только для отпевания. Во многих селах с церквями было еще и несколько часовен. Я слышал про одну деревню с часовней и кладбищем, а вот где, забыл.

kesh: medna пишет:Куда хоронили умерших крестьян из окрестных деревень, относящихся к этому приходу? На кладбище села, или всё-таки существовали деревенские кладбища? На территории, которой я занимаюсь, были деревенские кладбища. Например, в метрической книге Георгиевской церкви Уткинской Слободы за 1832 год есть записи: погребен при нижнедеревенском кладбище, при трекинском кладбище, при каменском.

Любовь_Л: medna пишет: она на тот момент была приписная Интересно то, что там не служил священник. А церковь - это громко сказано. Вот что нашла в интернете. Этот населённый пункт (Сербишино) возник во второй половине XVIII века. По данным ревизии 1782 года, здесь проживало пять семей. Первыми жителями были переселенцы из деревень Решевской, Верх-Нелобской и Фетьковки. В 1858 году здесь жило 232 человека. В деревне имелась православная Михайловская часовня. Второе название деревни – Малехоны. По легенде, оно дано по имени жившего тут вогульского шамана Малехонга. Эта деревня – знаковое место для православных. Здесь родился, жил и похоронен местночтимый Симеон Сербишинский (или Афонский). Сведения о его жизни немного разнятся. А. Назаров в книге «Таволожский маршрут» пишет, что он родился в 1860 году в местной крестьянской семье и его звали Анисим. На информационном аншлаге в мужском скиту говорится, что в миру его звали Семён Бородин, а родился он в 1857 году. Так или иначе, он с детства мечтал уйти в монастырь и любил ходить по святым местам. Чтобы отвлечь сына от этого, родители женили его на девушке Варваре, которая жила в этой же деревне. Однако, по легенде, тот не отступил от своего замысла и уговорил Варвару воздержаться от физической близости – жить, как брат и сестра. Вскоре мужчина пошёл по святым местам, в том числе на гору Афон. Путешествие продлилось несколько лет. Варвара осталась в деревне, погрузившись в молитвы. К ней стали приходить верующие девушки, постепенно образовалась община. В 1913 году она приняла постриг в Покровском женском монастыре в Верхотурье с именем Валерия. Через три года, уже монахиней, она вернулась в Сербишино с благословением строить обитель от Покровского монастыря. Но в Сербишино однозначно была церковно-приходская школа. Моя прабабушка состояла там учительницей. Я встретила информацию, что только в 1915 году в Сербишино прибыл священник.

yury.sukharew@yandex: Любовь_Л пишет: Моя прабабушка состояла там законоучителем. Наиболее ревностно и с большею успешностью относились к церковно-школьному делу следующие оо. заведующие, законоучители и учащие церковных школ: по Верхотурскому уезду: учащие: З. И. Корепанова (Сирбишинская), (ЕЕВ №52 от 28 декабря 1914 года, Н.О., с.39-прил.). Сербишинская женская община. Деревня Сербишина (иначе Малехоны) принадлежит к Краснопольскому приходу Верхотурского уезда. От своего храма она находится в 1,5 вер., а от Быньговского в 12 вер. Раскинулась деревня при речке Нейве у подножия Уральских гор. Несмотря на отдаленность от храма, жители сохранили любовь к нему, хотя до 20 семей уклонились в раскол, который свил себе прочное гнездо верстах в 4-5 от них в дер. Тавалгах. Лет 10 тому назад двое боголюбивых жителей дер. Сербишиной Онисим Михайлов Бородин и жена его Варвара Григорьева, не имея детей, решили послужить Богу исполнением монашеских обетов. Онисим удалился для подвигов версты за 1,5 на близлежащую крутую гору. Варвара же осталась в деревне и собрала вокруг себя девиц, желающих послужить Богу. Для содержания их они с Онисимом отдали свою землю. Крестьяне дер. Сербишиной поддержали спасающихся сестер – прибавили им земли и помогали трудами и пожертвованиями. Молодым насельницам пришлось вынести не мало подозрений и даже гонений, прежде чем начальство уверилось в их чистых намерениях. Поддерживаемые добрыми людьми, сестры решили построить для себя храм. Для его начала они собрали до 2 тысяч рублей. 1913 года 18 июня, по благословению Преосвященного Митрофана, храм был заложен. По его же представлении Св. Синодом была утверждена в ноябре месяце новооткрытая Сербишинская женская община. В ней под начальством Варвары собралось 37 насельниц, преимущественно молодых девиц. 1 февраля 1914 года совершено освящение храма. (ЕЕВ №7 от 16 февраля 1914 года, Н.О., с. 140-144). 1915 год. Начальница – монахиня Валерия. Сведений о числе послушниц не имеется. Благочинный монастырей – архимандрит Ксенофонт (с.15; Спр.кн. за 1915 год). Указом Святейшего Синода, от 6 апреля 1915 года за № 4592, дано знать, что при церкви Сирбишинской Введенской женской общины," Верхотурского узда, открыта штатная священническая вакансия, с содержанием священника на местные средства. (ЕЕВ №18 от 3 мая 1915 года, с. 229). Назначены: священник Подольской епархии Гудзовский Иоиль на священническое место при Сербишинской женской общине, Верхотурского уезда, 1 Ноября; (ЕЕВ №45 от 8 ноября 1915 года, с. 565).

Любовь_Л: yury.sukharew@yandex Спасибо, ошибочка, да, конечно- Корепанова З.И. учительствовала сначала в Сербино, а потом, после 1917 года - в Быньгах. Вот меня смутило, когда в 1916 написали, что учительница (это о ней , предполагаю) свщ вдова., хотя свщ дочь, вдова диакона, возможно напутали. "Въ послѣдней провѣрилъ знанія дѣтей по всѣмъ предметамъ курса. Отвѣты дѣтей произвели благопріятное впечатлѣніе. Учительница, священническая вдова, воспитывающая своихъ дѣтей въ духовно-учебиыхъ заведеніяхъ, сроднилась со школой. Последняя для нея составляетъ какъ бы часть ея семьи".



полная версия страницы