Форум » Беседы родоведов » Еще раз о брачном возрасте крепостных и особенностях браков. » Ответить

Еще раз о брачном возрасте крепостных и особенностях браков.

Колегов Владимир: По существовавшим правилам, начиная со второй половины 18 века, лицам мужского пола разрешалось вступать в брак с 15 лет, а женского – с 13 лет. К концу 19 века брачные возрасты жениха и невесты в первом браке были уже примерно одинаковы: 18-19 лет. Но были в истории и иные возрастные соотношения. Всем известны строки поэмы А. С. Пушкина, родившегося в 1799 году, - «Евгений Онегин». «Да как же ты венчалась, няня?» — Так, видно, бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец...... Как видим здесь жених был, против правил того периода времени, моложе невесты. Вопрос в том, насколько он был моложе и как вообще это регулировалось? Кто давал разрешение на регистрацию такого брака церковью, и требовалось ли оно в принципе? Недавно попался в руки фрагмент ревизии крепостных крестьян 1782 года /см. ниже/. Из фрагмента хотя и не ясно, в каком именно возрасте участников состоялись браки, но зато явствует, что некоторые «мужья» были существенно моложе жен, порой на 10 и более лет (!). Представляется, что основной причиной существенной разницы в возрастах были все же экономические обстоятельства, вынуждавшие крестьян идти на такие браки, и отсутствие альтернативы. Также нельзя исключать, что для женщин это мог быть уже не первый брак, в котором она была заинтересована или (и) не могла отказаться. Кроме того, неясно, в каком отношении к браку в правовом смысле находился владелец крепостных. В целом, хотелось бы системно понять все аспекты, связанные с заключением браков крепостными.

Ответов - 47 новых, стр: 1 2 All

medna: godro пишет: Какой смысл такой вариант отражать в РС? Я же не говорю, что обязательно в одном населенном пункте должны жить новобрачные. Я говорю, что такой вариант вполне возможен. Если невеста убежала с мужчиной, который был собственностью другого хозяина, проблема возникает у хозяина сбежавшей. Почему он должен платить за неё налог? Вот и отражали. Но это моя версия. Не настаиваю ни на чём.

Andrew: medna пишет: Неблагословение родителей с одной из сторон - и всё рухнуло В церкви не венчали без родительского согласия? Какова была процедура его предоставления?

yury.sukharew@yandex: Andrew пишет: В церкви не венчали без родительского согласия? Какова была процедура его предоставления? Формального согласия родителей (благословения) церковь при венчании не требовала.


kesh: medna пишет: Любовь, только любовь могла сподвигнуть на такой риск, я считаю. Мне кажется, не только. В отдельных случаях, да. Но если посмотреть ревизскую сказку (повторюсь, это на примере одной сказки, которую читаю сейчас, не знаю, как в других), примерно треть замужеств "убегом". Неужели такая любовь у всех. Тут что-то другое.

yury.sukharew@yandex: kesh пишет: примерно треть замужеств "убегом" Возможно ваша ревизия какой-то старообрядческой территории. У некоторых течений старообрядцев это было заведено. Вот отрывок: " Некоторые семейские девушки замуж выходили "убёгом". Чтобы понять, что это такое - предлагаю прочитать отрывок из книги "Белые гуси на белом снегу" писателя Елизара Мальцева - потомка семейских. Действие романа разворачивается в семейском селе Хонхолой Мухоршибирского района Республики Бурятия в начале 20-го века. Село Хонхолой. Наши дни. ...У семейских свадьбы справляли или по любовному сговору, засылая сватов иногда в другие деревни, усмотрев подходящую девку, но чаще — тайком от родителей невесты, ее «воровали», или, как говорили, она выходила замуж «убёгом».

alex66: godro пишет: Какой смысл такой вариант отражать в РС? Смысл, кажется, есть только в одном случае - если женщина обложена подушной податью. Но только женщины-раскольницы обязаны были платить такую подать, в половину от обычной мужской. Следовательно и смысл в "убеге" был, и в ревизии "убег" должен быть зафиксирован.

medna: yury.sukharew@yandex пишет: Формального согласия родителей (благословения) церковь при венчании не требовала. Да, в документах это не фиксировалось. Я только брачные обыски не читала подробно, но и там, кажется, не фиксировалось. Но человеческий фактор никто не отменял. Грех это, жениться без благословения. И священник, я думаю, как минимум, интересовался.

kesh: yury.sukharew@yandex пишет:Возможно ваша ревизия какой-то старообрядческой территории Это Уткинский завод Демидова, 1795 г. medna пишет: Я только брачные обыски не читала подробно, но и там, кажется, не фиксировалось. В тех брачных обысках начала 20 в., которые мне довелось читать, напечатано на бланке: "к бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют". А дальше священник дописывал: "от родителей своих благословение и свое желание."

medna: kesh пишет: А дальше священник дописывал: "от родителей своих благословение и свое желание." Вот...

yury.sukharew@yandex: kesh пишет: А дальше священник дописывал: "от родителей своих благословение и свое желание." После !убега" ведь родители давали согласие на брак. Там просто не было сватовства. Но я согласен, что такую фигню писать в ревизию нет никакого смысла. В ревизии ВТУ 1764 г тоже писали: Взятая Верхотурского уезду ... деревни ...крестьянина... дочь по добровольному согласию с отцом и матерью ее. Или поосто "по доброволному желанию." Фигня какая то. Забейте на эту запись, ни о чем она не говорит.

medna: yury.sukharew@yandex пишет: После !убега" ведь родители давали согласие на брак А не факт, Юрий Михайлович, не факт. Если бы они давали согласие, тогда и убегов бы не было. Я думаю, тут каждый случай отдельно рассматривать нужно. Но большая часть, наверное, давала. Грехи прикрыть и свершившееся узаконить, конечно, разумные родители соглашались. А вот если, к примеру, конфликт религий был (старообрядцы и православные), то тут совершенно другое. Пойти на такой грех не каждый старообрядец решился бы, я думаю.

yury.sukharew@yandex: Про убеги я понял так, что можно сидеть и ждать сватов. Еще неизвестно кого сосватают. Но если есть какая то взаимность, устраивали убег. Причем, греха там не было, невеста находилась не с женихом, а с его сестрой или подружкой невесты. Смысл такой, что молодые обозначили свой выбор сами. Родителям оставалось это признать. Дальше все шло уже по обычной колее. Никакого смысла отражать этот момент в ревизии не было, ни экономического, ни юридического. Если со старообрядок брали пошлину, то ее по любому возьмут, хоть убегом она под венец пошла, хоть сосватана. Это ведь не во всех ревизиях писали, про убег. Да, писали добровольно или нет замужем находится. Может и была установка фиксировать добровольность. Все отвечали, что добровольно. Они и при венчании это отвечали.Возможно переписчик Уткинской неправильно понял задачу и слишком углубился в историю до венчания. Что касается старообрядцев, то тут нужно разбираться. Венчались они или не венчались, если нет, то как этот брак фиксировался? Говорят, что записывали у пристава. Я в Зауралье встречал пару случаев, когда невенчанных старообрядцев записывали как незаконное сожитие. Может на других территориях таких было много и и вопрос "добровольно-недобравольно" задавался именно с целью прояснения такого сожития?

medna: Всё может быть... Как говорится, преданья старины глубокой...

kesh: yury.sukharew@yandex пишет: Я в Зауралье встречал пару случаев, когда невенчанных старообрядцев записывали как незаконное сожитие. В связи с этим тоже вспомнился пример. Исповедная ведомость, 1907 г., Екатеринбургский уезд: у всех коренных раскольников жёны записаны как сожительницы сводные, с фамилиями своими, а не мужа, а дети их все незаконнорожденные.

medna: kesh пишет: у всех коренных раскольников жёны записаны как сожительницы сводные, с фамилиями своими, а не мужа, а дети их все незаконнорожденные Эта практика была распространена. Склоняли старообрядцев хотя бы перейти в единоверие таким образом.

Ьк: Про мою прабабушку тоже говорили, что она вышла замуж убегом, однако же, согласно метрикам, бракосочеталась она при этом в своей приходской церкви, да и первый ребенок у нее родился во вполне благопристойный срок - где-то через год. И вообще, перечитайте в этой теме сообщение от 22.07.2022.

medna: https://www.youtube.com/watch?v=RgKPzD6Z9DI Сергей Семёнов. Немилая жена.



полная версия страницы