Форум » Беседы родоведов » 100 вопросов взрослым » Ответить

100 вопросов взрослым

Evghenii: Предлагаю объединить в одну тему вопросы, которые возникают и беспокоят начинающих, но могут касаться не только уральской генеалогии. Обычно такие вопросы в каких-то темах или их "засоряют", или вызывают болезненную реакцию у владельцев красных пиджаков или "бессмертных" членов клуба (кто как себя считает), то есть аксакалов форума. Выделенные в отдельные темы, такие вопросы часто теряются и остаются без ответов. На ответы иногда может потребоваться даже дополнительная минута на обсуждение или помощь зала. Ограничений в этом не будет. По аналогии с популярной ТВ-программой "Сто вопросов к взрослому" предлагаю объединить такие вопросы в одно место. Главное - вопросы идут от "чайников" и, соответственно, уровень раздражения "владельцев хрустальных сов" должен быть на несколько порядков ниже, чем в других темах. Считайте это внеклассным уроком родоведов в "начальной" школе. А желающие поёрничать могут сделать это в кругу своих друзей где-нибудь на кухне за рюмкой коньячка. Вопросы предлагаю нумеровать, чтобы знать на какой вопрос идет ответ. Вопрос 1. Имел ли крепостной в Российской Империи право официально владеть крепостными? К примеру, в записи по Камбарскому заводу, числящийся в феврале 1834 года, крепостной Кондюрин Наум в ноябре того же года уже имел своего крепостного человека (однофамильца, также корнями из Бымовского завода). Вопрос 2. Крестьянам в Российской Империи за какие заслуги могли писать в метриках отчества на -вич? К примеру, в Екатеринославской губернии мой прадед и его отец в 1899 и 1911 годах были записаны уже с современными отчествами.

Ответов - 110, стр: 1 2 3 4 All

Muchan: godro пишет: но обобщать плохое качество этой ревизии не стоит. Ни какого обобщения и не было, только факты по Денисовой сотне. Слово "повсеместно" относилось к Денисовой сотне, 3-ю ревизию других мест я подробно не смотрела. А о качестве не сказала ни слова. Заселение тех мест началось в начале 18 века, много раскольников, возможно, у них были и другие причины "таиться" кроме экономических. Образовывалось много новых починков. Как вообще переписчики знали где искать эти починки? Допустим, поп знал своих прихожан, но если староверы в церковь не ходили, кто знал кто и где живет, у кого сколько детей и пр.? Построил себе дом и живи. Невест, правда, нужно где-то брать. Многие починки созданы 2-3 семьями, много браков внутри самих починков, какое-то количество лет можно продержаться изолированно, если есть к тому желание. Жаль не известны ни 4, ни 5, ни 6, ни 7 ревизии по тем местам.

Muchan: В 3-й ревизии 1764 г. о женах записано "взята из такого-то селения", но что реально это означает? Что женщина - уроженка этого селения или там проживала на момент брака? Скорее всего второе, но тогда как быть со вдовами: селение это место где они жили в девичестве или место где они жили в предыдущем браке? Вопрос в связи с тем, что следов отцов многих жен во "взята" селениях найти не удается. Какой у кого опыт или соображения, поделитесь, пожалуйста!

godro: Muchan пишет: что следов отцов многих жен "Взята" - в буквальном смысле, проживала до брака. Но часто эти сведения не достоверны. Во-первых, могли записать ошибочно. Во-вторых, родитель/первый муж могли проживать в этом месте временно между ревизиями, но на момент брака. В-третьих, они могли проживать в одном месте, а по ревизиям числиться в другом месте - в соседнем селе или в другой деревне того же села. А ещё в ревизиях могло быть перепутано отчество жены, так как в быту её по отчеству не называли, а что знали/помнили переписчики - это отдельный вопрос.


Muchan: godro пишет: "Взята" Получается, нужна большая удача чтобы найти корни жен при наличии только РС, а казалось - вот она ниточка ...

godro: Muchan пишет: нужна большая удача У меня прямой предок женился после ревизии 1795 г., но перед 1800 г., за который сохранилась исповедная роспись. Метрик за этот промежуток нет ни одной, а в восприемниках после 1800 г. никого, кто бы подсказал девичью фамилию матери. А по другим линиям полно информации из ревизских сказок (3, 5), из той же исповедной росписи, когда жили в зятьях. Ещё некоторые браки удалось установить через случаи смены фамилии у потомков, когда в некоторых случаях использовалась фамилия дедушки по матери. Даже сам факт перемещения из одной деревни в другую позволял предположить, с кем заключен брачный союз. Когда можно пересчитать всё население волости поимённо, паззл складывается. Но не в том моём случае - банальное имя-отчество невесты, неудачное для меня время бракосочетания и никаких намёков на родственников со стороны матери.

Muchan: В некоторых случаях можно строить гипотезы, но если что-то не совпадает с написанным в РС (отчество или деревня или возраст) даже если вариант всего один, нельзя ведь с достоверностью утверждать, что именно эта семья. В моих краях много утаенных, вновь приписанных, похоже, и пропусков много, какие-то дочери могут быть пропущены. Никаких церковных записей за столь ранние годы тоже нет, после 3-й ревизии есть только 8-я, фамилии тоже не указаны, хотя у многих уже были и иногда проскальзывают. Много новых починков возникает, много переселений. Хоть бы что-то еще нашлось от 3-й до 8-й ревизии. Вот у соседних Строгоновых и ревизий больше сохранилось и крестьяне в церковь ходили, там намного больше установить удается, хотя тоже есть проблемы.

Evghenii.md: С 1838 по 1841 год в Бымовском заводе мастеровой Кудряшов Яков Саввин трижды крестил младенцев-подкидышей. Своих детей от супруги Лукерьи у него не обнаружил пока. Чуть ли не каждый год ему носили и крестил спустя 1-2 дня после рождения. Это кто-то из "родственников" из незаконорожденных "подбрасывал" или просто была такая практика и люди пользовались сердобольностью?

medna: Готовых рецептов нет. Обычно подбрасывали тем, кто побогаче, очевидно.

АК-63: Тем, у кого не было своих детей.

Evghenii: Evghenii.md пишет: С 1838 по 1841 год в Бымовском заводе мастеровой Кудряшов Яков Саввин трижды крестил младенцев-подкидышей. Своих детей от супруги Лукерьи у него не обнаружил пока. Еще один подкидыш. Прямо какой-то домашний детский дом 1. Февраль 1838 - Прокопий 2. 15 Февраля 1839 - Неонила 3. 10 сентября 1841 - Никита 4. 16 декабря 1841 - Евгения

godro: Evghenii пишет: Еще один подкидыш. А выживали? Мой вариант: Яков Кудряшов мог быть церковным старостой или просто постоянно помогать при церкви, вот ему и подбрасывали, чтобы крестил.

АК-63: Уже описывался подобный случай (см сообщение от 09.06.2017): http://rodgersforum.borda.ru/?1-0-0-00000196-000-60-0 ...

masuly: Уважаемые форумчане! Подскажите, пожалуйста, у дворовых людей в МК фамилии не указаны, но указана фамилия их господина, значит и у дворового человека фамилия такая же?

godro: masuly пишет: значит и у дворового человека фамилия такая же? Не значит. С чего бы? Фамилия нужна, чтобы различать разных людей. У одного господина было несколько дворовых людей, не тысячи. Чтоб их различить, достаточно имён и принадлежности конкретному господину. Например, Иван, принадлежащий другому господину, был, естественно, другим Иваном.

masuly: godro А как тогда с отпущенниками, они тоже без фамилий записаны?

medna: Все отпущенники, которых я встречала в источниках, были с фамилиями.

masuly:

godro: masuly пишет: они тоже без фамилий записаны? Фамилии у людей были. Но у крепостных, особенно, у дворовых фамилии в документы не вносились - не для чего. А когда человек становился самостоятельным, то и документы получал с полным именованием: имя, отчество, фамилия.

godro: masuly пишет: картинка В этом случае человек был отпущен, скорее всего, недавно, в этом приходе его фамилия ещё не обозначилась, так как все его знали как "отпущеника Андрея Кондратьева. Скорее всего, в другом приходе у него или у его детей фамилия уже фиксируется. Или его отчество - Кондратьев - занимает в следующем поколении место фамилии.

masuly: godro Спасибо!



полная версия страницы