Форум » Беседы родоведов » 100 вопросов взрослым » Ответить

100 вопросов взрослым

Evghenii: Предлагаю объединить в одну тему вопросы, которые возникают и беспокоят начинающих, но могут касаться не только уральской генеалогии. Обычно такие вопросы в каких-то темах или их "засоряют", или вызывают болезненную реакцию у владельцев красных пиджаков или "бессмертных" членов клуба (кто как себя считает), то есть аксакалов форума. Выделенные в отдельные темы, такие вопросы часто теряются и остаются без ответов. На ответы иногда может потребоваться даже дополнительная минута на обсуждение или помощь зала. Ограничений в этом не будет. По аналогии с популярной ТВ-программой "Сто вопросов к взрослому" предлагаю объединить такие вопросы в одно место. Главное - вопросы идут от "чайников" и, соответственно, уровень раздражения "владельцев хрустальных сов" должен быть на несколько порядков ниже, чем в других темах. Считайте это внеклассным уроком родоведов в "начальной" школе. А желающие поёрничать могут сделать это в кругу своих друзей где-нибудь на кухне за рюмкой коньячка. Вопросы предлагаю нумеровать, чтобы знать на какой вопрос идет ответ. Вопрос 1. Имел ли крепостной в Российской Империи право официально владеть крепостными? К примеру, в записи по Камбарскому заводу, числящийся в феврале 1834 года, крепостной Кондюрин Наум в ноябре того же года уже имел своего крепостного человека (однофамильца, также корнями из Бымовского завода). Вопрос 2. Крестьянам в Российской Империи за какие заслуги могли писать в метриках отчества на -вич? К примеру, в Екатеринославской губернии мой прадед и его отец в 1899 и 1911 годах были записаны уже с современными отчествами.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

yury.sukharew@yandex: Rusin пишет: Или часовня была? Я тоже встречался со случаем, когда в деревне было старое кладбище. Местные объясняли это наличием часовни.

Muchan: yury.sukharew@yandex пишет: Если помрет, то чтобы крещеным помер. Это я понимаю ... Так что, прямо так сразу и везли? А как кормить? Перепеленывать и т.д.? Может и не выдерживали такой поездки?

Muchan: yury.sukharew@yandex пишет: Я тоже встречался со случаем, когда в деревне было старое кладбище. В деревне моих предков тоже кладбище было, но часовни не было ... Вот как? умершего сначала в церковь, а потом обратно в деревню хоронить? Но взрослые не так часто умирали, может священник прямо в доме отпевал? Где-то должно все это быть описано?!


yury.sukharew@yandex: Muchan пишет: Где-то должно все это быть описано?! Разбираться надо. Если нет даже часовни, то кладбище сомнительно. Возможно, в вашей местности старообрядцев было много и они это кладбище для себя устроили. В 3-части МК, как Вы знаете, писали где захоронен. Как в МК писали, что мол захоронен на кладбище в деревне? Если на приходском кладбище, то значит в селе.

Rusin: Мои местные про часовню ничего не знают. Но родоведы говорят: должна была быть.

yury.sukharew@yandex: Rusin пишет: Мои местные про часовню ничего не знают. Скажите, какой приход и деревня как называется. Может родоведы и точно скажут.

Rusin: Деревня Омельково. Приход Иоанно - Предтечевской церкви села Сажино.

Muchan: yury.sukharew@yandex пишет: Возможно, в вашей местности старообрядцев было много и они это кладбище для себя устроили. Да, это так! у меня есть сканы только 1910-1913 гг. там поперек страницы написано "на приходском кладбище". Более ранние года у меня только выписки, кто выписывал не написал где похоронены ... До 1850 г. написано "на учрежденном кладбище". Территория была довольно большая.

yury.sukharew@yandex: Rusin пишет: Деревня Омельково. Приход Иоанно - Предтечевской церкви села Сажино. А черемисов, которые язычники, много ли было? По АК их было больше в Сажинском приходе, чем православных. Может они и кладбище устроили?

С-в: Muchan пишет: прямо так сразу и везли? А как кормить? Перепеленывать и т.д.? Может и не выдерживали такой поездки? Младенцев (особенно слаборожденных) часто крестили прямо на дому.

yury.sukharew@yandex: С-в пишет: Младенцев (особенно слаборожденных) часто крестили прямо на дому. А чем это подтвердить можно? В МК такого не встречал. Крещение на дому с полным погружением трудно устроить, да и по полному чину младенца в алтарь нужно заносить. Часто, при опасности, повивальные бабки крестили, но не полным чином, без миропомазания. Это разрешается.

Muchan: С-в пишет: Младенцев (особенно слаборожденных) часто крестили прямо на дому. Кто крестил? прям священник был наготове в тот же день? Да еще в разных деревнях подчас. А если бабка повивальная погружала, так то прямо и написано! А таких записей, об участии бабки, в большинстве случаев нет - весьма редко встречаются.

yury.sukharew@yandex: Muchan пишет: записей, об участии бабки, в большинстве случаев нет - весьма редко встречаются. Когда встречаются, в тех случаях и погружали. Что бы крещение в тот же день, по моему мнению, тоже не часто. Даже священники крестили своих детей в тот же день - не часто.

Muchan: yury.sukharew@yandex пишет: Что бы крещение в тот же день, по моему мнению У меня в Краснопольском приходе в тот же день - часто и уж очень редко не на следующий день. Я даже всегда думаю, что если не в тот и не на следующий день крестили, наверное крепкий младенец родился. Но все же, технически, зимой как же везти даже 1 дневного младенца?! Насчет погружения, полностью согласна - не часто! И запись об этом имеется.

yury.sukharew@yandex: Muchan пишет: Насчет погружения, полностью согласна - не часто! Наверное, погружали чаще, но если все нормально, то про это умалчивали и крестили в церкви полным чином. А вот если умирал, тогда нужны были основания для отпевания. И вспоминали про бабку. Насчет традиций Краснопольской слободы крестить сразу, как отрежут пуповину... Возможно, местный бзик, так бывает: кто-то что-то придумает и это получает ранг правила.

medna: yury.sukharew@yandex пишет: Если нет даже часовни, то кладбище сомнительно. Согласна.

Muchan: yury.sukharew@yandex пишет: Насчет традиций Краснопольской слободы крестить сразу, как отрежут пуповину... Возможно, местный бзик, Да уж! Но младенцев уж очень много умирает ... Так жалко ... у многих 10-15 детей, а выживет 2-3 ... Много детских болезней тоже ... Многодетных семей очень мало. В другом "моем" приходе нет такого. Правда, в Краснопольском до середины 19 века всех крестят, отпевают ... А вот в другом то ходят, то не ходят, часто нет записей о крещении, отпевании, кладбище за деревней ... Может поэтому не так печальна картина, что не про всех младенцев записано. Если кому встретятся какие описание практики осуществления обрядов, мне бы интересно почитать! Имею ввиду не церковные служения, а бытовые детали.

Rusin: Деревни делились четко на марийские и русские. Д. Омельково всегда была русской, да и староверов там не было. Подтверждается: почти все семьи из ревизских сказок попадают в МК. Староверские "гнезда" -это с. Новозлатоустовское, особенно, близко расположенная к селу д. Черепаново и немного в Волокушино. По ведомости Новозлатоустовской церкви за 1925 год. в приходе было 390 домохозяйств, из них 41 домохозяйство раскольников: 40 -бегуны странники и одно домохозяйство австрийского толка. По Сажинскому приходу такой ведомости нет. Черемисские деревни той территории: Малые Карзи, Андрейково, Пантелейково и еще какие-то. Да, их много. Рядом с д. Омельково находятся Большие Карзи, тоже черемисская. Но в Больших Карзях и кладбище свое, черемисское. Причем, с 1895 года в Больших Карзях выстроена Сергиевская церковь. И в то время было два кладбища: одно православное, другое черемисское. Но мы-то с Омельково выясняем. В общем, было там православное кладбище в 19-м веке. Но вот почему оно там было?

Rusin: "Если нет даже часовни, то кладбище сомнительно" Возможно, была часовня, просто забыли люди.

yury.sukharew@yandex: Muchan пишет: Может поэтому не так печальна картина, что не про всех младенцев записано. В приходе деревни: Реши с Георгиевской часовней, Сирбишная с Михайловской часовней, Дрягунова, Бродовая с деревянной церковью – строилась 10 лет и молитвенным раскольничьим домом, Бабайлова, Фокинцы с молитвенным раскольничьим домом, Матвеева, Темно-Осиновая, Соседкова. (ЕЕВ за 1886 год, т.1, с.570-571, Н.О. от 16 августа №26). Видите, сколько раскольников. Они от крещения в православной церкви уклонялись, как правило.

yury.sukharew@yandex: Rusin пишет: Возможно, была часовня, просто забыли люди. Почему-то пермские епархиальные календари о часовнях не писали. Еще один вариант удостовериться:подробные карты 20-х гг 20-го века, на них часовни показаны.

Muchan: yury.sukharew@yandex пишет: В приходе деревни: Реши с Георгиевской часовней, Сирбишная с Михайловской часовней, Дрягунова, Бродовая с деревянной церковью – строилась 10 лет и молитвенным раскольничьим домом, Бабайлова, Фокинцы с молитвенным раскольничьим домом, Матвеева, Темно-Осиновая, Соседкова. Спасибо за такую инфо! Но другой "мой" приход сначала село Большая Соснова Оханского уезда, потом село Токари. Там раскол процветал в с самого начала. До середины 19 века в окрестностях Краснополья были раскольники, но мало (видно из сравнения РС и МК), в во второй половине как-то намного больше раскольников стало и "мои" тоже ушли в раскол, теперь ничего не найти ... Далекие предки нашлись а с ближними ничего не находится. А в часовнях и раскольничьих домах были ли свои МК? В архивных каталогах не видела.

yury.sukharew@yandex: Muchan пишет: А в часовнях и раскольничьих домах были ли свои МК? Здесь на форуме это обсуждалось, Михаил Юрьевич эту тему знает. Насколько помню, какие-то общины вели книги метрические. А те, кто не вел, обязаны были в полицейских участках регистрировать.

Rusin: Спасибо, будем искать!

yury.sukharew@yandex: Rusin пишет: Спасибо, будем искать! Я посмотрел по списку населенных мест Красноуфимского уезда за 1908 г, там написано, что от д.Омельково до церкви 3 версты. Значит она не Сажинского прихода.

godro: yury.sukharew@yandex пишет: Насколько помню, какие-то общины вели книги метрические. Метрические книги старообрядцы и другие раскольники обязаны были вести с 1907 г., до этого если вели, то по своему усмотрению, а формально регистрацией занималась полиция. Я сам видел метрические книги из полиции, но это было очень давно, сейчас не могу найти ссылку на номера дел. Их сохранилось-то на весь ГАСО штуки три.

Tamara: Muchan пишет: Не очень представляю как совершались крещения и отпевания в те времена: много записей рождения и крещения в тот же день, что же? хватали новорожденного и везли в церковь, подчас за десятки верст, крестить в любую погоду и зимой? В метриках Беляковской слободы (за 1810-1820-е) я видела пометки о том, что крестили на дому без причетников по причине слабости новорождённого или распутицы. Что до дат рождения, то у меня сложилось ощущение, что их писали от балды. А то если верить записям, то всех крестили на следующий день после рождения! Более-менее можно доверять лишь дате крещения.

Rusin: В 1895 году в Больших Карзях была построена Сергиевская церковь. Конечно, с 1895 года Омельковки (Малая и Большая) относились к Большекарзинской церкви. Тем более, что в Сажино ехать -это надо через Большие Карзи проезжать))) В Сажино церковь с 1832 года. Омельковки, обе, заселены с 1795 года. Вот я и разбираюсь, в 19-м веке куда хоронили омельковцев. Деревни заселялись по каким-то договорам, как пишут "с Больше-Малокущинскими башкирами". Где бы найти эти договоры, чтоб определится с точными датами образования деревень? Тоже для меня очень большой вопрос.

yury.sukharew@yandex: Rusin пишет: определится с точными датами образования деревень Вопрос сложный. Наверняка, если был договор, то договор на использование (на приобретение) каких то угодий (лесов, полей, рек), а не на заселение. Заселение это следствие приобретения имущественных прав. От покупки до заселения могло пройти сколько-то лет.

ДНЦГ: Согласно клировым ведомостям 1910 и 1916 гг., Большая и Малая Омельковки в то время действительно относились к Большекарзинскому приходу, при этом приписных церквей и часовен на приходе не было...



полная версия страницы