Форум » Беседы родоведов » 2017 Перлы от генеалогии » Ответить

2017 Перлы от генеалогии

Yurik: Предлагаю уважаемым коллегам размещать здесь всякие перлы, глупости, нелепости и несуразицы, встречающиеся в архивных справках и исторических источниках. Думаю, что у каждого из нас наберется достаточно случаев. Начало темы смотрите здесь (сообщения 2007-2016 года).

Ответов - 168, стр: 1 2 3 4 5 6 All

АК-63: Тема не нова, но, как видно, неисчерпаема. Из метрической книги Ижевского завода за 1904 г. Имя родившегося - Константин, родители - Ижевский обыватель Заречной волости Стефан Васильев Леонтьев (умер назад тому 2 года) и законная жена Ольга Гаврилова Леонтьева, православная... Из той же метрики, несколько далее. Мертворожденный. Месяц и день рождения - 23 июля, крещения - 23 июля...

sgkv@mail.ru: Ревизские сказки по Воронежской губернии. 1744-1851 г. 410 Ревизская сказка о крестьянах с. Смердячая Девица Воронежского уезда.

АК-63: Из метрической книги Ижевского завода за 1906 г. - Запись о бракосочетании: ... Невеста. - Подкинутая к дому ижевского обывателя Александра Филиппова Алексеева девица Мария, 17 лет... (Вопрос: чем же она могла так насолить псаломщику, делавшему запись?) Далее, за тот же год. Жених. - Деревни Кечьгурта крестьянин Григорий Иванов Волков, православный, вторым браком. Далее все как положено: поручители, подпись священника, но при этом какие-либо данные о невесте полностью отсутствуют...

medna: АК-63 пишет: чем же она могла так насолить псаломщику, делавшему запись? А что псаломщик должен был написать? У неё юридический статус такой был.

АК-63: Написал бы: приемная дочь такого-то (ну или: взятая на воспитание, если тот удочерение не оформил)...

medna: При крещении таких детей писали: подкинутый. Примеров знаю уже, наверное, сотни.

АК-63: При крещении это само собой, а вот при венчании ничего подобного я прежде не встречал.

medna: Тут я с Вами соглашусь. При венчании - это редкость.

Елена Борисовна: АК-63 пишет: Невеста. - Подкинутая к дому ижевского обывателя Александра Филиппова Алексеева девица Мария, 17 лет... (Вопрос: чем же она могла так насолить псаломщику, делавшему запись?) Примерно так же, как и Вас, меня в своё время удивила запись при венчании одного из наших Селивановских, где жених был назван "незаконнорожденным". Тоже показалось неуместным такое напоминание типа клейма спустя чуть не четверть века после рождения.

medna: Просто у незаконнорожденного не было отчества в документах. Чтобы объяснить его отсутствие, писалось это слово.

Елена Борисовна: medna пишет: Просто у незаконнорожденного не было отчества в документах В том-то и дело, что отчество было!

АК-63: Елена Борисовна пишет: жених был назван "незаконнорожденным" Это, по крайней мере, не допускает никакой двусмысленности. А в данном случае можно подумать, что девицу подкинули уже в 17-летнем возрасте...

Елена Борисовна: АК-63 пишет: можно подумать, что девицу подкинули уже в 17-летнем возрасте... Ну, это уж Ваша фантазия Произвести действие (т.е. в прямом смысле слова "кинуть") можно разве что несмышлёныша. Что-то плохо представляю себе, как кидают на порог чужого дома 17-летнюю девицу

АК-63: Ситуация, в которую попала сто лет назад временно проживавшая в Каменском заводе мещанская вдова из г. Екатеринбурга Мария Дмитриевна Суслова, оказалось совершенно из ряда вон выходящей. Началось все, по-видимому, весной 1916 г., когда к ее квартире подкинули ребенка (Николай, дата крещения - 3 мая). Казалось бы, по тем временам дело обычное, однако же, год спустя эта история получила продолжение, да еще какое, поскольку к одному подкинутому ребенку стали прибавляться еще и еще: Леонид (крещение - 2 марта), Анна (26 июля), Зинаида (4 октября), Евгения (6 декабря), Нина (11 декабря). Тенденция сохранилась и в следующем 1918 г., когда появились Анна (15 января), Георгий (13 мая), Августа (26 ноября)... Вот насчет 1919 и последующих лет ничего сказать не могу, за неимением в архиве соответствующих метрик. Казалось бы, сам Господь Бог решил осчастливить вдову столь многочисленным потомством, да только все попадавшие к ней дети в скором времени умирали. На сегодняшний день осталась не проясненной судьба только самого первого - Николая, да еще Георгия, у которого, судя по более поздней приписке, в дальнейшем объявились родители (непонятно, "биологические" или приемные)... Напрашивается предположение, что оставлявшие своих детей горе-мамаши по каким-то причинам путали квартиру указанной вдовы с помещением детского приюта, однако неужели за такой длительный срок в сравнительно небольшом поселке нельзя было разобраться в ситуации?! Скорее всего, конечно, на этот вопрос (как и на все остальные, возникающие по поводу этой истории) уже никто не сможет дать ответ...

Русалка: АК-63 пишет: Ситуация, в которую попала сто лет назад временно проживавшая в Каменском заводе мещанская вдова из г. Екатеринбурга Мария Дмитриевна Суслова, оказалось совершенно из ряда вон выходящей. Началось все, по-видимому, весной 1916 г., когда к ее квартире подкинули ребенка (Николай, дата крещения - 3 мая). Казалось бы, по тем временам дело обычное, однако же, год спустя эта история получила продолжение, да еще какое, поскольку к одному подкинутому ребенку стали прибавляться еще и еще: Леонид (крещение - 2 марта), Анна (26 июля), Зинаида (4 октября), Евгения (6 декабря), Нина (11 декабря). Тенденция сохранилась и в следующем 1918 г., когда появились Анна (15 января), Георгий (13 мая), Августа (26 ноября)... Вот насчет 1919 и последующих лет ничего сказать не могу, за неимением в архиве соответствующих метрик. Казалось бы, сам Господь Бог решил осчастливить вдову столь многочисленным потомством, да только все попадавшие к ней дети в скором времени умирали. На сегодняшний день осталась не проясненной судьба только самого первого - Николая, да еще Георгия, у которого, судя по более поздней приписке, в дальнейшем объявились родители (непонятно, "биологические" или приемные)... Напрашивается предположение, что оставлявшие своих детей горе-мамаши по каким-то причинам путали квартиру указанной вдовы с помещением детского приюта, однако неужели за такой длительный срок в сравнительно небольшом поселке нельзя было разобраться в ситуации?! Скорее всего, конечно, на этот вопрос (как и на все остальные, возникающие по поводу этой истории) уже никто не сможет дать ответ... Дело в том, что на подкидышей выделялись деньги из государственной казны (как сейчас опекунам), но все равно не все детей брали в дом Может эта женщина зарабатывала таким образом, а уж если один ребенок заболел - он заражал остальных . А скорее всего что детей подбрасывали слабых, недоношенных, от которых еще в утробе пытались избавится.... В общем фантазии есть где разгуляться

medna: АК-63 пишет: Скорее всего, конечно, на этот вопрос (как и на все остальные, возникающие по поводу этой истории) уже никто не сможет дать ответ... Да просто мещанка эта была повитухой. И незаконнорождённые оседали у неё за определённую плату в ранге подкидышей.

Lenpoint: Вопрос в тему. Могла ли повитуха быть крестной матерью? Без указания её рода деятельности? Например, в одной деревне в качестве восприемницы часто указывается одна и та же крестьянская жена, не являющаяся родственницей. Можно ли предположить, что она могла быть повитухой? Или тут другой смысл?

medna: Lenpoint пишет: Могла ли повитуха быть крестной матерью? Без указания её рода деятельности? А почему бы и нет. Род деятельности у таких женщин указывался в метрической книге только в одном случае: когда она погружала младенца без участия священника (если был слаб и мог не дожить до крещения). Например, у меня в родословной Ушаковых имеется вот такая женщина: УШАКОВА (БАШКИРОВА) Васса Васильева (*1846 - …?). Невьянского завода крестьянская дочь. Восприемница 15.08.1881, 25.04.1882, 01.11.1887, 25.05.1892, 15.08.1893, 24.10.1895. Бабка-повитуха (1888). Как видите, она указана повитухой лишь раз. А крёстной была многократно. Что касается того, что женщина проявляется многократно в качестве восприемницы. Это говорило об её авторитете в деревне и богатстве. Крёстными кроме родственников часто просили быть людей состоятельных, чтоб ребёнок мог потом иметь хоть какую-то призрачную надежду на помощь от них.

Русалка: АК-63 пишет: (я уж молчу о том, кто несет ответственность за само ее появление) Потому как виноваты взрослые и война Все же Советская власть худо-бедно, но начала заниматься беспризорниками При том что разруха была по всей стране. Начиная с первой мировой, неурожаями, гражданской ...Lenpoint пишет: Могла ли повитуха быть крестной матерью? Без указания её рода деятельности? Например, в одной деревне в качестве восприемницы часто указывается одна и та же крестьянская жена, не являющаяся родственницей. Можно ли предположить, что она могла быть повитухой? Или тут другой смысл? Метрические книги заполнялись частенько и как бог на душу положит. Например, в записи о браке может стоять мещанин, а может и купецкий брат, купецкий племянник или купецкий внук. Есть также в записи о браке. Невеста: Повивальная бабка 22 лет

godro: medna пишет: Что касается того, что женщина проявляется многократно в качестве восприемницы. Это говорило об её авторитете в деревне и богатстве. Не отказываясь от этой версии, хочу предложить другую. Во многих семьях отношение к церкви и церковным обрядам было индифферентным, не смотря на всю пропаганду. Об этом можно судить даже по исповедным росписям, когда люди не бывали у исповеди по несколько лет. Когда вставал вопрос о восприемниках от купели, его решали просто - записывали ближайших родственников, тех, что всегда под рукой. А если некого, если некогда, а при этом нет возможности пригласить в восприемники кого-нибудь богатого и уважаемого (на крестины по бедности пригласить стыдно)? Думаю, существовала практика, так сказать, "государственных адвокатов", то есть лиц, которых привлекали в крёстные, чтобы графу заполнить. Такими крёстными могли быть как сами церковнослужители, так и всякая публика, постоянно шатающаяся при церкви. А может быть, среди такой публики в надежде на магарыч даже очерёдность какая-то соблюдалась: я в метриках встречал, что один и тот же ничем не особенный персонаж подряд несколько страниц выступал восприемником, сменяясь другим таким же, а потом третьим и т. д.

medna: godro пишет: хочу предложить другую Очень интересно и, наверное, небеспочвенно.

поэт-родовед1: Елена Борисовна пишет: В том-то и дело, что отчество было! отчество было крестного отца

Елена Борисовна: поэт-родовед1 пишет: отчество было крестного отца Это стандартная, так сказать, ситуация. А в данном случае дело было намного сложнее: при рождении мальчику дали отчество по имени его родного деда и фамилию его же. При этом замечательно, что дед в моменту рождения внука был уже в мире ином. Оказывается, и такое возможно...

АК-63: Из исповедных росписей церкви с. Красноярского (Камышловский уезд): 1886 г. ...священническая дочь девица Татиана Андреева Шишева, 38 лет. 1887 г. ...священническая дочь девица Татиана Андреева Шишева, 59 лет...

Людмилв: Наверное, где-то плохо читается первая цифра, Указывайте источник.

АК-63: Да нормально там все читается. - ГАСО. Ф. 263. Оп. 1. Д. 43. Л. 1, 40.

Русалка: АК-63 пишет: Да нормально там все читается. - ГАСО. Ф. 263. Оп. 1. Д. 43. Л. 1, 40. ОПИСЬКА У меня в переписи 1932 года был дом постройки 1985 года Товарищ Годро видел, он может подтвердить

Войнов: АК-63 пишет: Из исповедных росписей церкви с. Красноярского (Камышловский уезд): 1886 г. ...священническая дочь девица Татиана Андреева Шишева, 38 лет. 1887 г. ...священническая дочь девица Татиана Андреева Шишева, 59 лет... Видимо,справедливо утверждение, что женщины стареют быстрей мужчин...

Войнов: Русалка пишет: меня в переписи 1932 года был дом постройки 1985 года Товарищ Годро видел, он может подтвердить Видел дом постройки 1985 г.?

Muchan: Брак вдовец ... с девицею ... 32 лет, оба они ВТОРЫМ браком



полная версия страницы