Форум » Беседы родоведов » 2017 Перлы от генеалогии » Ответить

2017 Перлы от генеалогии

Yurik: Предлагаю уважаемым коллегам размещать здесь всякие перлы, глупости, нелепости и несуразицы, встречающиеся в архивных справках и исторических источниках. Думаю, что у каждого из нас наберется достаточно случаев. Начало темы смотрите здесь (сообщения 2007-2016 года).

Ответов - 168, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Книгиня Плаксана: Вздумалось напомнить почтенной публике, любящей юмор, о чём здесь уже успешно шутилось в первой части этой темы. Описки: Справка ГАСО о "казённом" Нижнетагильском заводе вместо Нижне-Исетского; Перевод из Орловской губернии в "Ерхотурский" уезд; ШирогДазов вместо Широглазова; Саенко вместо Савенко; Мошикина вместо Могилкиной; Боголапов вместо Боголепова; в паспорте родителя "ё", а в свидетельстве ребёнка "е"; "Фёдорович" вместо "Филиппович"; Имя "Мван" вместо "Иван"; "Клипа" вместо "Ксенья"; "Март" вместо "Мартын"; "Марта" вместо "Марья" или "Мария"; имя "Мания" "Села Покровскавскаго запасный федьфебель Пававел Епипифанов..." "О женихе: Боцман Петр; О невесте: Боцман петр"; "Села Покрестьянин" вместо "села Покровского крестьянин"; Казусы в источниках: Исправление имени младенца с женского на мужское; Одинаковое имя у двух - трёх близнецов = однобрюшек и проблема их выживания; Близнецы в МК разделены несколькими записями о рождении (крещении) других младенцев; Две записи о рождении одного человека с разницей в неделю (23 декабря и 1 января; 3 декабря и 2 января); Две разные жены одного крестьянина в записи о венчании и о крещении их ребёнка; Исправление фамилии "Умных" на "Мудрых"; Читаю приписку карандашом: "помер в 1909 г. " До сих пор не знаю, кто помер; О священнике, ищущем "только епархий с хорошими урожаями"; Потешные заголовки дел, приведённые АК-63 на третьей странице прошлой темы; Об упрощении отчётности для полуграмотных монахов и монахинь; Причины и возраст смерти, указанные в МК, или Похоронный юмор; Об однополых браках, тайне личных данных и учителях информатики в 18 веке; В том числе цитаты: "вольно отпущенный (имярек) 9 лет, от старости"; "старуха 40 лет"; "Федор 12 у него жена Акулина Данилова, 12"; "В третьей части об умерших, по малоумию священника ... и нетрезвости диакона ..., допущена несвоевременная и разнонумерная запись об отпетии и предании земле" "Кости черепа неизвестного человека, найденные за Камой против гор. Перми. Погребены без отпетия, за неимением сведений о вероисповедании обладателя костей" военнопленный Клязес Алоис "отправлен в Туринск на колбасу"; Прошение о вступлении в брак "с КОТОРОЮ-НИБУДЬ из двух дочерей"; "крестьянин ..., 109 лет. Причина смерти: "от слабого здоровья"; "Умершая... замечательна тем, что после смерти своей оставила в живых, кроме внуков и правнуков, одного праправнука"; "в метрические книги рождающиеся, браком сочетающиеся... не вписываются по полугоду и более, - доколе то есть не прибудет благочинный с своим писцом"; Кого "Общество оштрафовало и простило", а кого - "решает здать, ибо жена его ревнует и часто кидается на него с топором"; "полполполчетверик и полполполполполполчетверика овса"; Не научные байки: про митусню фулюгана Ермака и появление сёл Брюханово и Рукасуево; О родстве Ермака с Олениными; об общении Крылова с башкирами; Из докладов и статей: "Корневая система моего отца уходит в Курскую губернию" Из разговоров родоведов: "Меня интересует продление рода" Из работы нашего форума: О Пьяном Боре Интересные фамилии: Нерабочий; Херов от буквы Хер; Месчеряков и Татисчев; берггешворен КуроЭдов; Чернота-де-Бояры-Боярский; Цвентухов; Чай-Фу-Шунь и Чи-Ки-Ха-Пономарев; удобная фамилия де Сен-Сир; "поселка Грязного крестьянин Павел Николаев Роскошъ"; Доллар; Гольдман (золотой человек), Зильберман (серебряный человек) и Мантойфель (человек-черт). А вот Ненормативные антропонимы перекочевали в темы "Обсценная (ненормативная) лексика в ономастике" и "Случаи переименования. Скабрезные фамилии (выписки)" раздела "ОНОМАСТИКА", в т.ч. Жопин; Хуялдин; Сукин; Безжоповъ; Семижонов, ставший Семижоповым, а позднее Шестижоповым. Потешные топонимы перешли в тему "Уральская топонимика" раздела "ОНОМАСТИКА", в т.ч. Красносигничевская слобода; Ключеянчиновская волость; д.Космос; д.Мамзеры; Голопупова. Всё, что касается имён, в том числе данных священниками в церкви при крещении, перешло в тему "Куда делись русские имена?!" раздела "ОНОМАСТИКА".

Perol: Прочитала в обратной связи на Поколениях: «Здравствуйте! Методическая книга Соликамского уезда с. Дмитровское (Селище) за 1886 г, вместо 1886 открывается 1890». Хихикнула над "методической" книгой Но оказалось, зря хихикала. Вот скан титульного листа такой книги в деле Ф.37.Оп.6.Д.459:

АК-63: Perol пишет: Методическая книга Хм, может, это как-то связано с методистской церковью?!

Любовь_Л: Perol пишет: Методическая книга Возможно кто подписывал титул думал о своем о чем-то :)))

godro: Родившихся браком сочитанием...

Perol: АК-63 пишет: может, это как-то связано с методистской церковью? Нет, не связано. Это самая обычная православная метрическая книга за 1888 год, одна из четырёх в этом деле. И только в ней, вместо утраченного, вот такой титул. И ведь это не водопроводчик дядя Федя, а, наверное, работник архива написал!

Любовь_Л: И в таком возрасте бывает естественная смерть

Войнов: Интересный документ... Профсоюзный билет?

medna: Нет, это больше похоже на санитарную книжку.

АннаА: medna пишет: Нет, это больше похоже на санитарную книжку. Только название - смотровая книжка, а дальше ни слова о здоровье. Удостоверение трудового мигранта)))

medna: Да нет, там написано про осмотры врачами.

godro: medna пишет: там написано про осмотры врачами Ишь ты, какие у Вас книжки есть!

medna: godro пишет: у Вас ??? Не у меня, а в интернете.

Елена Борисовна: medna пишет: Не у меня, а в интернете Пусть так, но всё равно интересный экземпляр. Специально, без причин, такие штуки искать не будешь, а тут есть возможность взглянуть - подивиться заботе царских властей о здоровье нации

Войнов: Интересно... Всегда думал,что это пропаганда.. Оказывается-правда...

godro: Войнов пишет: правдаЖесть.

Войнов: godro пишет: Жесть. Тут с Михаилом Захаровичем Теляковым занимались вопросом перегибов при коллективизации в Далматовском районе. В пропаганде кулаков о неприятии колхозов (так в документах) часто писалось что-то,типа : " Православные! Не ходите в колхозы-коммунисты не только хозяйство обобществляют, но и женщин!". Думал-бред! Ан нет....

АК-63: Вроде, где-то читал о том, что в отношении Саратова это все-таки пропагандистская фальшивка (хотя и изготовленная в то самое время), а вот во Владимире что-то подобное тогда вышло на полном серьезе... Кстати говоря, ВСЕ в школе изучали "Манифест коммунистической партии" Маркса-Энгельса, но при этом практически никто не обращал внимания на то, что необходимость обобществления женщин в нем провозглашается открытым текстом! А уж о национализации детей как об одной из черт коммунистического общества (включая ссылку на отдаленный остров тех родителей, которые отказываются подчиниться подобному порядку) писал даже Ефремов в "Туманности Андромеды" в середине 50-х...

godro: АК-63 пишет: ссылку на отдаленный остров тех родителей На Канары или на Багамы?

Лана К: Если бы в наше время относились бы к детям примерно бы также, как в первое десятилетие Советской власти- было бы здорово! Была почти полностью ликвидирована беспризорность, все дети получили возможность получать бесплатное образование и т.д. Сколько было бесплатных кружков, секций. Дети действительно считались национальным достоянием!!! Очень высоким был приоритет УЧИТЕЛЯ!!!!! И что мы наблюдаем сегодня. Все разрушили, дети в детских домах при живых родителях???!!!!! Режим в детских домах, как почти что в тюрьмах, постоянные скандалы с плохим обращением детей в этих учреждениях. АВТОРИТЕТ педагогов опущен ниже "плинтуса", я уже молчу про зарплату. И еще с моей точки зрения все религиозные организации очень мало все таки делают для детей. Как организация православная церковь у нас очень богата. Я думаю, что глядя на то, как живут ее иерархи и что они имеют, могли бы гораздо больше финансировать различные программы для детей, да и пожилых людей тоже.

АК-63: Лана К пишет: Если бы в наше время относились бы к детям примерно бы также, как в первое десятилетие Советской власти- было бы здорово! Была почти полностью ликвидирована беспризорность Вообще-то, все первое десятилетие советской власти беспризорность являлась весьма заметным явлением (я уж молчу о том, кто несет ответственность за само ее появление). Что же касается материального положения детских домов, то сейчас оно несравнимо лучше, чем в 20-е годы (не говоря уже о том, что и тогда далеко не все сотрудники этих учреждений походили на Макаренко). Здесь основная проблема не в том, что церковь или кто-то еще мало дает на них денег, а в том. что ребенок должен расти в семье. А у нас с политикой в этом вопросе последнее время творится вообще черт знает что. - Вначале мы вроде бы начали активно пристраивать детдомовских детей в семьи, а потом вдруг резко отыграли назад, начав введение ювенальной юстиции. (Тогда уж надо и однополые семьи насаждать, как на Западе, - подозреваю, что именно под них эта штука и задумывалась, - а то пока что получается как в том анекдоте про еврея в бане: "Абрам Моисеевич, ты бы либо крест снял, либо трусы надел"...)

АК-63: godro пишет: На Канары или на Багамы? Ну, если на то пошло, Гитлер долгое время собирался решить еврейский вопрос путем высылки всех лиц соответствующей национальности на Мадагаскар (не на Шпицберген)...

Наташонок: Согласна с АК-63. И еще добавлю свое мнение: то, что делает сегодня Церковь для общества и государства несопоставимо вообще ни с чем. Это колоссальные вложения - и интеллектуальные, и человеческие, и, разумеется, финансовые, и какие угодно еще. Представления о том, что Церковь "богата, но не делится" отстранены от реальности. И детские приюты есть, и школы, гимназии, всякие кружки-секции при воскресных школах - а эти школы при каждом храме! И церковные больницы открываются, и центры соц.помощи, и патронажные службы, и сестричества милосердия. Я долго перечислять не буду - форум не об этом Просто скажу, что все это и многое другое делается той самой Церковью, которая как никто пострадала в советское время. И делается на фоне еще далеко не полностью восстановленного собственно "церковного хозяйства", если можно так выразиться.

Войнов: АК-63 пишет: ВСЕ в школе изучали "Манифест коммунистической партии" Маркса-Энгельса, А как вам это... Особенно последние пункты

masuly: Встретилась запись о рождении в МК 1910 г.: Анна, родители титулярный советник Василий Георгиев Хрипунов и бракоразведенная жена Евгения Николаева Хрипунова. приписка: Анна определ. Елисавет. градского окруж. суда от 2 января 1915 г. узаконена супругом: статскому советнику Александру Николаевуи Евгении Николаевой Хлибкевич. Эта приписка означает удочерение девочки?

АннаА: Видимо, Евгения Николаевна с первым мужем развелась, а второй ее муж девочку удочерил. Статский советник круче титулярного?)))

masuly: Конечно круче

volod: Ревизская ведомость Екатеринбургского завода 1747 года. (л.16) "279 Написанной в прежнюю перепись Катайского острогу закомплектной работник Григорей Елисеев сын СУКИН 40 лет..." (РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.899).

medna: СУКИНЫ - старожильческая фамилия из деревни Соколово Режевского района. Ударение на второй слог.

sgkv@mail.ru: Пермские ведомости 16 января 1915 года. Частный родильный приют П.К.Ильиной Для беременных, рожениц и больных женскими болезнями. Врач В.С.Шаньгин. (Для секретно-беременных имеются изолированные комнаты).

godro: sgkv@mail.ru пишет: Для секретно-беременных Длинные руки МИ-6. Бондиана.

АК-63: Общее правило того времени - "залетевших" девиц старались отправить рожать подальше от дома...

Войнов: АК-63 пишет: "залетевших" девиц старались отправить рожать подальше от дома... И в частный родильный приют...

поэт-родовед1: Маленькая девочка спросила свою маму: «Как появились люди?» Мать ответила: «Бог создал Адама и Еву и у них родились дети, и так постепенно возникло все человечество.» Спустя два дня девочка задала отцу тот же вопрос: «Как появились люди?» Отец ответил: «Много лет назад жили обезьяны, из которых постепенно развивалась человеческая раса.» Растерянная девочка вернулась к маме и сказала: «Мама, как такое возможно, ты мне сказала, что людей создал Бог, а папа сказал, что они произошли от обезьян?» Мать ответила: «Ну, дорогая, все очень просто. Я рассказала тебе о моих родственниках, а папа рассказывал о своих.»

Войнов: поэт-родовед1 пишет: Я рассказала тебе о моих родственниках, а папа рассказывал о своих.» Интересно посмотреть на это генеалогическое древо...

Brulka:

godro: Brulka Интересно, насколько сохранилось название дела? Столько раз разорвали и сшили!

Evghenii: Не знаю в этой ли теме указываются ляпы, но один удалось выявить и разобраться в нем. Запись по Юго-Кнауффской Свято-Троицкой единоверческой церкви за 1852 год. Вместо отца Якушева Петра Степановича указали деда Якушева Степана Яковлевича, которому по ревизии 1850 года уже было 53,5 года, а его супруге 56,5 лет. Кстати, супруга имела схожее имя Пелагея Григорьевна (у матери новорожденной Пелагея Егоровна урож.Петухова). Если бы не отметка в восприемниках о дочери Петра, которого забыли указать, то так и думал бы, что ребенка заделали на шестой десяток.

Любовь_Л: Evghenii пишет: заделали на шестой десяток. Это не диво и на седьмом десятке детишки получались :)))

Muchan: "Во дворе Иван Лукин сын Ермаков 28 лет у него жена Домн Петрова дочь 26 лет у негож подворник Василей Максимов сын Дружинин 58 лет у него жена Мавра Алексеева дочь 80 лет да дочь девка Матрена 8 лет у негож сноха Арина Васильева дочь 20 лет живет он во дворе отца своего Луки Кирилова сына Ермакова с сыном Афонасьем и в нынешном 711-м году Лука и сын ево Афонасей померли" Получается, у Василея 58 лет жена Мавра 80 лет!!, но это еще цветочки - у них дочь Матрена 8 лет!!! Может не так что поняла??

Войнов: Muchan пишет: Получается, у Василея 58 лет жена Мавра 80 лет!!, А фрагмент можно выложить?

Muchan: Войнов пишет: А фрагмент можно выложить? Фрагмента у меня нет, взяла на сайте hhttp://census1710.narod.ru/perepis/214_1_1497.htm

Evghenii: Один и тот же брак дважды зарегистрирован? 1785 год. Бымовский Демидова завод. Александро-Невская церковь. 1785 год. Юговский Осокина завод. Архангельская церковь. Это как на Кавказе две свадьбы - жениха и невесты?

Brulka: ] Писарь по-ходу глобус пропил...

sgkv@mail.ru: Мужчина звонит в магазин канцтоваров. Мужчина: У вас ватман есть? Продавец: Ватман в отпуске. Мужчина: Да нет. Мне ватман для кульмана. Продавец: Что Вы мне морочите голову? Разве Вы не знаете, Кульман давно уволился.. Мужчина: Вы опять неправильно меня поняли. Я - дизайнер. Продавец: Да я вижу, что не Иванов. ГАПК Ф.37.Оп.1.Д.111 221.jpg Если не напутал с последней буквой.

Lenpoint: sgkv@mail.ru,

Максимов: Perol пишет: Но оказалось, зря хихикала. Вот скан титульного листа такой книги в деле Ф.37.Оп.6.Д.459: Пермской Духовной Комиссии систории ?

АК-63: Несколько "очепяток" из метрических книг (Вознесенский собор г. Сарапула): - шветских училищ (должно быть - светских), - соленова пристава (должно быть - соляного), - Водкинского завода (должно быть - Воткинского)...

Muchan: "У жены убитого грабителя ..." В Поколениях в графе "социальное положение" написано "дочь грабителя"

Evghenii: sgkv@mail.ru пишет: Если не напутал с последней буквой. Странно, что имя дали не иудейское. Жена русская была что-ли?

godro: Evghenii пишет: Странно, что имя дали не иудейское Борух принимает православие, получает имя Адриан. Мать не причём. Он - из кантонистов, ему православным быть удобнее.

godro: Некоторые священники были не лишены писательского зуда, который проявлялся даже в метрических записях! Вот одна из таких записей, по которой можно написать роман с продолжением. МК Покровского собор г. Камышлова 1825-1831 гг. - ГАСО. Ф.285. Оп.1. Д.3. Т.2. (Л.39) 19(19).09.1826 в городе - Камышловском тюремном остроге пересыльного колодника, Ярославской губернии Романовского уезда села Ваула князя Владимира Михайлова Урусова крепостного человека Ивана Леонтьева жена Федосия Семенова родила сына Харитона. Молит. и крещал по строгому законному содержанию преступников в самом остроге иерей Г. Тетюев с пономарем Александром Молчановым. Восприемники были: пересыльный колодник, Рязанской губернии Геориевского(!) уезда самого города из мещан Феодот Кодратьев Мандарицын и содержащаяся в том же остроге Камышловского уезда Куровской волости деревни Квашниной убитого крестьянина Ивана Еремеева Чюркина жена Агафия Федорова. Как Иван Леонтьев попал в острог? Кстати, 1826 г. - после восстания декабристов! Почему его жена последовала за ним как декабристки? Почему рожала в тюрьме, а не в приюте или больнице? Отдельная тема - фамилия восприемника! Отдельная история - почему в острог угодила жена убитого крестьянина?! А вот ещё образцы творчества иерея Георгия Тетюева. Сколь дотошно он подходит к своей работе! Насколько ценнее становятся метрические записи! (Л.36 об.) ...Восприемники были: ...и пущенная по разводу от отставного солдата Феоктиста Абрамова жена Тульской губернии города Белева солдатская дочь Ольга Яковлева по отце Горова (?Иерова). (Л.37) ...Молит. и крещал иерей Г. Тетюев в доме по причине слабости младенца и, по отлучности причетников по домовнему занятию, без причетников... (Л.39) ...Восприемники были: ...и крестьянина Ивана Антонова Кодратьева падчерица девка Анна Никитина Тыкмакова. (Л.42 об.) ...Молит. и крещал иерей Г. Тетюев по отдаленности деревни от церкви, слабости младенца и лютаго мраза в доме без причетников... (Л.43 об.) ...Восприемники были, по вышеписанной екстренности: тот же священник Тетюев...

godro: А вот ещё из того же дела. МК Покровского собор г. Камышлова 1825-1831 гг. - ГАСО. Ф.285. Оп.1. Д.3. Т.2. (Л.24) 26.08.1825 умер в городе у справника Григория Попова у зятя его /надписано: титулярного советника/ Егора Осипова Попова ж сын Виктор поносом, 1 года. Видимо, городской исправник был настолько "царь и бог", что у умершего младенца в первую очередь написали дедушку, а уже потом папу, забыв папин чин!

godro: И кто мне объяснит, что такое "прохожий"? МК Покровского собор г. Камышлова 1825-1831 гг. - ГАСО. Ф.285. Оп.1. Д.3. Т.2. (Л.24) 30.08.1825 умер из градской больницы прохожий рядовой Алексий Пуговкин, 37.

АК-63: godro пишет: И кто мне объяснит, что такое "прохожий"? Может, добиравшийся куда-то "своим ходом", да так и не добравшийся?

godro: АК-63 пишет: так и не добравшийся? Сколько ещё бытовых и языковых реалий прошлого откроется перед нами заново?!

Evghenii: godro пишет: Борух принимает православие, получает имя Адриан. В советское время Борухи становились обычно Борисами.

godro: Evghenii пишет: В советское время Борухи становились обычно Борисами Может быть, не в тот день решил креститься? (Типа, не с той ноги встал).

Русалка: godro пишет: и лютаго мраза в доме без причетников... а роженица лежала дома в мразе? Безобразие

godro: Русалка пишет: дома в мразе Гы. Мороз был на улице, поэтому ребёнка не потащили в церковь. Причетники тоже, видимо, мороза боялись, один батюшка настолько отпраздновать хотел, что несмотря на мороз...

АК-63: Тема не нова, но, как видно, неисчерпаема. Из метрической книги Ижевского завода за 1904 г. Имя родившегося - Константин, родители - Ижевский обыватель Заречной волости Стефан Васильев Леонтьев (умер назад тому 2 года) и законная жена Ольга Гаврилова Леонтьева, православная... Из той же метрики, несколько далее. Мертворожденный. Месяц и день рождения - 23 июля, крещения - 23 июля...

sgkv@mail.ru: Ревизские сказки по Воронежской губернии. 1744-1851 г. 410 Ревизская сказка о крестьянах с. Смердячая Девица Воронежского уезда.

АК-63: Из метрической книги Ижевского завода за 1906 г. - Запись о бракосочетании: ... Невеста. - Подкинутая к дому ижевского обывателя Александра Филиппова Алексеева девица Мария, 17 лет... (Вопрос: чем же она могла так насолить псаломщику, делавшему запись?) Далее, за тот же год. Жених. - Деревни Кечьгурта крестьянин Григорий Иванов Волков, православный, вторым браком. Далее все как положено: поручители, подпись священника, но при этом какие-либо данные о невесте полностью отсутствуют...

medna: АК-63 пишет: чем же она могла так насолить псаломщику, делавшему запись? А что псаломщик должен был написать? У неё юридический статус такой был.

АК-63: Написал бы: приемная дочь такого-то (ну или: взятая на воспитание, если тот удочерение не оформил)...

medna: При крещении таких детей писали: подкинутый. Примеров знаю уже, наверное, сотни.

АК-63: При крещении это само собой, а вот при венчании ничего подобного я прежде не встречал.

medna: Тут я с Вами соглашусь. При венчании - это редкость.

Елена Борисовна: АК-63 пишет: Невеста. - Подкинутая к дому ижевского обывателя Александра Филиппова Алексеева девица Мария, 17 лет... (Вопрос: чем же она могла так насолить псаломщику, делавшему запись?) Примерно так же, как и Вас, меня в своё время удивила запись при венчании одного из наших Селивановских, где жених был назван "незаконнорожденным". Тоже показалось неуместным такое напоминание типа клейма спустя чуть не четверть века после рождения.

medna: Просто у незаконнорожденного не было отчества в документах. Чтобы объяснить его отсутствие, писалось это слово.

Елена Борисовна: medna пишет: Просто у незаконнорожденного не было отчества в документах В том-то и дело, что отчество было!

АК-63: Елена Борисовна пишет: жених был назван "незаконнорожденным" Это, по крайней мере, не допускает никакой двусмысленности. А в данном случае можно подумать, что девицу подкинули уже в 17-летнем возрасте...

Елена Борисовна: АК-63 пишет: можно подумать, что девицу подкинули уже в 17-летнем возрасте... Ну, это уж Ваша фантазия Произвести действие (т.е. в прямом смысле слова "кинуть") можно разве что несмышлёныша. Что-то плохо представляю себе, как кидают на порог чужого дома 17-летнюю девицу

АК-63: Ситуация, в которую попала сто лет назад временно проживавшая в Каменском заводе мещанская вдова из г. Екатеринбурга Мария Дмитриевна Суслова, оказалось совершенно из ряда вон выходящей. Началось все, по-видимому, весной 1916 г., когда к ее квартире подкинули ребенка (Николай, дата крещения - 3 мая). Казалось бы, по тем временам дело обычное, однако же, год спустя эта история получила продолжение, да еще какое, поскольку к одному подкинутому ребенку стали прибавляться еще и еще: Леонид (крещение - 2 марта), Анна (26 июля), Зинаида (4 октября), Евгения (6 декабря), Нина (11 декабря). Тенденция сохранилась и в следующем 1918 г., когда появились Анна (15 января), Георгий (13 мая), Августа (26 ноября)... Вот насчет 1919 и последующих лет ничего сказать не могу, за неимением в архиве соответствующих метрик. Казалось бы, сам Господь Бог решил осчастливить вдову столь многочисленным потомством, да только все попадавшие к ней дети в скором времени умирали. На сегодняшний день осталась не проясненной судьба только самого первого - Николая, да еще Георгия, у которого, судя по более поздней приписке, в дальнейшем объявились родители (непонятно, "биологические" или приемные)... Напрашивается предположение, что оставлявшие своих детей горе-мамаши по каким-то причинам путали квартиру указанной вдовы с помещением детского приюта, однако неужели за такой длительный срок в сравнительно небольшом поселке нельзя было разобраться в ситуации?! Скорее всего, конечно, на этот вопрос (как и на все остальные, возникающие по поводу этой истории) уже никто не сможет дать ответ...

Русалка: АК-63 пишет: Ситуация, в которую попала сто лет назад временно проживавшая в Каменском заводе мещанская вдова из г. Екатеринбурга Мария Дмитриевна Суслова, оказалось совершенно из ряда вон выходящей. Началось все, по-видимому, весной 1916 г., когда к ее квартире подкинули ребенка (Николай, дата крещения - 3 мая). Казалось бы, по тем временам дело обычное, однако же, год спустя эта история получила продолжение, да еще какое, поскольку к одному подкинутому ребенку стали прибавляться еще и еще: Леонид (крещение - 2 марта), Анна (26 июля), Зинаида (4 октября), Евгения (6 декабря), Нина (11 декабря). Тенденция сохранилась и в следующем 1918 г., когда появились Анна (15 января), Георгий (13 мая), Августа (26 ноября)... Вот насчет 1919 и последующих лет ничего сказать не могу, за неимением в архиве соответствующих метрик. Казалось бы, сам Господь Бог решил осчастливить вдову столь многочисленным потомством, да только все попадавшие к ней дети в скором времени умирали. На сегодняшний день осталась не проясненной судьба только самого первого - Николая, да еще Георгия, у которого, судя по более поздней приписке, в дальнейшем объявились родители (непонятно, "биологические" или приемные)... Напрашивается предположение, что оставлявшие своих детей горе-мамаши по каким-то причинам путали квартиру указанной вдовы с помещением детского приюта, однако неужели за такой длительный срок в сравнительно небольшом поселке нельзя было разобраться в ситуации?! Скорее всего, конечно, на этот вопрос (как и на все остальные, возникающие по поводу этой истории) уже никто не сможет дать ответ... Дело в том, что на подкидышей выделялись деньги из государственной казны (как сейчас опекунам), но все равно не все детей брали в дом Может эта женщина зарабатывала таким образом, а уж если один ребенок заболел - он заражал остальных . А скорее всего что детей подбрасывали слабых, недоношенных, от которых еще в утробе пытались избавится.... В общем фантазии есть где разгуляться

medna: АК-63 пишет: Скорее всего, конечно, на этот вопрос (как и на все остальные, возникающие по поводу этой истории) уже никто не сможет дать ответ... Да просто мещанка эта была повитухой. И незаконнорождённые оседали у неё за определённую плату в ранге подкидышей.

Lenpoint: Вопрос в тему. Могла ли повитуха быть крестной матерью? Без указания её рода деятельности? Например, в одной деревне в качестве восприемницы часто указывается одна и та же крестьянская жена, не являющаяся родственницей. Можно ли предположить, что она могла быть повитухой? Или тут другой смысл?

medna: Lenpoint пишет: Могла ли повитуха быть крестной матерью? Без указания её рода деятельности? А почему бы и нет. Род деятельности у таких женщин указывался в метрической книге только в одном случае: когда она погружала младенца без участия священника (если был слаб и мог не дожить до крещения). Например, у меня в родословной Ушаковых имеется вот такая женщина: УШАКОВА (БАШКИРОВА) Васса Васильева (*1846 - …?). Невьянского завода крестьянская дочь. Восприемница 15.08.1881, 25.04.1882, 01.11.1887, 25.05.1892, 15.08.1893, 24.10.1895. Бабка-повитуха (1888). Как видите, она указана повитухой лишь раз. А крёстной была многократно. Что касается того, что женщина проявляется многократно в качестве восприемницы. Это говорило об её авторитете в деревне и богатстве. Крёстными кроме родственников часто просили быть людей состоятельных, чтоб ребёнок мог потом иметь хоть какую-то призрачную надежду на помощь от них.

Русалка: АК-63 пишет: (я уж молчу о том, кто несет ответственность за само ее появление) Потому как виноваты взрослые и война Все же Советская власть худо-бедно, но начала заниматься беспризорниками При том что разруха была по всей стране. Начиная с первой мировой, неурожаями, гражданской ...Lenpoint пишет: Могла ли повитуха быть крестной матерью? Без указания её рода деятельности? Например, в одной деревне в качестве восприемницы часто указывается одна и та же крестьянская жена, не являющаяся родственницей. Можно ли предположить, что она могла быть повитухой? Или тут другой смысл? Метрические книги заполнялись частенько и как бог на душу положит. Например, в записи о браке может стоять мещанин, а может и купецкий брат, купецкий племянник или купецкий внук. Есть также в записи о браке. Невеста: Повивальная бабка 22 лет

godro: medna пишет: Что касается того, что женщина проявляется многократно в качестве восприемницы. Это говорило об её авторитете в деревне и богатстве. Не отказываясь от этой версии, хочу предложить другую. Во многих семьях отношение к церкви и церковным обрядам было индифферентным, не смотря на всю пропаганду. Об этом можно судить даже по исповедным росписям, когда люди не бывали у исповеди по несколько лет. Когда вставал вопрос о восприемниках от купели, его решали просто - записывали ближайших родственников, тех, что всегда под рукой. А если некого, если некогда, а при этом нет возможности пригласить в восприемники кого-нибудь богатого и уважаемого (на крестины по бедности пригласить стыдно)? Думаю, существовала практика, так сказать, "государственных адвокатов", то есть лиц, которых привлекали в крёстные, чтобы графу заполнить. Такими крёстными могли быть как сами церковнослужители, так и всякая публика, постоянно шатающаяся при церкви. А может быть, среди такой публики в надежде на магарыч даже очерёдность какая-то соблюдалась: я в метриках встречал, что один и тот же ничем не особенный персонаж подряд несколько страниц выступал восприемником, сменяясь другим таким же, а потом третьим и т. д.

medna: godro пишет: хочу предложить другую Очень интересно и, наверное, небеспочвенно.

поэт-родовед1: Елена Борисовна пишет: В том-то и дело, что отчество было! отчество было крестного отца

Елена Борисовна: поэт-родовед1 пишет: отчество было крестного отца Это стандартная, так сказать, ситуация. А в данном случае дело было намного сложнее: при рождении мальчику дали отчество по имени его родного деда и фамилию его же. При этом замечательно, что дед в моменту рождения внука был уже в мире ином. Оказывается, и такое возможно...

АК-63: Из исповедных росписей церкви с. Красноярского (Камышловский уезд): 1886 г. ...священническая дочь девица Татиана Андреева Шишева, 38 лет. 1887 г. ...священническая дочь девица Татиана Андреева Шишева, 59 лет...

Людмилв: Наверное, где-то плохо читается первая цифра, Указывайте источник.

АК-63: Да нормально там все читается. - ГАСО. Ф. 263. Оп. 1. Д. 43. Л. 1, 40.

Русалка: АК-63 пишет: Да нормально там все читается. - ГАСО. Ф. 263. Оп. 1. Д. 43. Л. 1, 40. ОПИСЬКА У меня в переписи 1932 года был дом постройки 1985 года Товарищ Годро видел, он может подтвердить

Войнов: АК-63 пишет: Из исповедных росписей церкви с. Красноярского (Камышловский уезд): 1886 г. ...священническая дочь девица Татиана Андреева Шишева, 38 лет. 1887 г. ...священническая дочь девица Татиана Андреева Шишева, 59 лет... Видимо,справедливо утверждение, что женщины стареют быстрей мужчин...

Войнов: Русалка пишет: меня в переписи 1932 года был дом постройки 1985 года Товарищ Годро видел, он может подтвердить Видел дом постройки 1985 г.?

Muchan: Брак вдовец ... с девицею ... 32 лет, оба они ВТОРЫМ браком

godro: Muchan пишет: Брак Может быть, у девицы первый брак был настолько скоротечным, что не успела...

Прокин: Неоднократно встречал подобное с различными фамилиями, но тут решил выписать: Запись в МК 1900 года: "... Залесовской волости села Залесовского крестьянин Венедикт Никонов Залесов" ... венчание с девицей Залесовой.

godro: Прокин пишет: с девицей Залесовой Никакой альтернативы.

sgkv@mail.ru: ГАПК 37.1.231 Градо-Пермская Рождество Богородицкая церковь 1850, 162.jpg №132 17 октября 1850 Лука, Кантонист Пермских баталионов военных кантонистов Такой Такиев из черемис, языческаго вероисповедания

поэт-родовед1: Прокин пишет: "... Залесовской волости села Залесовского крестьянин Венедикт Никонов Залесов" ... венчание с девицей Залесовой. очень бурная фантазия...

Evghenii.md: Вот разница в 42 года между мужем и женой. А еще говорят, что в 1804 году не было олигархов.

Войнов: Evghenii.md пишет: не было олигархов. Они тогда были не олигархи, а (по тексту) СКОРОБОГАТОВЫ!

masuly: В восприемниках записана: г. Бирска городовая бабка девица Агрипина Трофимова. Акушерка по-нашему?

Николай Петрович: masuly пишет: Акушерка по-нашему? Акушерка, по-моему, с образованием, а бабка - без.

поэт-родовед1: Николай Петрович пишет: бабка повивальная бабка

Войнов: Повивальная бабка. Высшее медицинское образование. Подготовкой повивальных бабок занимались Университеты и специализированные Институты. Каждый Университет в государстве имел медицинский факультет, где готовили не только врачей, в частности, акушеров, но и повивальных бабок. Помимо университетов в конце 19 века в России было не менее двух десятков специализированных Повивальных институтов. Уставы этих повивальных Институтов утверждались Высочайшим, то есть царским, указом, и программы обучения наиболее полно отражали достижения медицины того времени. Дипломы на звание повивальных бабок выдавались по окончании обучения и принятия «Присяги повивальных бабок о должности их» на общем законном основании (статья 168 и примечание к статье 437 врачебного Устава в томе XIII Свода Законов). Для получения звания повивальной бабки требовалось удостоверение родовспомогательного учреждения о самостоятельном ведении не менее 20 родов Сельская повивальная бабка. Трёхлетнее медицинское образование. Готовили их специализированные Школы в крупных уездных городах. Для получения звания сельской повивальной бабки требовалось удостоверение врача о ведении не менее 5 родов. Выдача свидетельств на звание сельских повивальных бабок производилось при Военно-Медицинской Академии (Санкт-Петербург) и Университетах, где их подвергали экзаменам. Экзамены могли приниматься и на месте обучения выездной Комиссией Повитуха. «Женщины (повитухи), изучившие практическое повивальное искусство и по установленном испытании найденные способными подавать помощь роженицам, могут заниматься повивальным делом там, где нет повивальных бабок». Повитуха – это свидетельство о заочном образовании, то есть экстернат. При этом от кандидатки на звание повитухи требовалось предоставление паспорта от местного начальства, свидетельство от той повивальной бабки, у которой она училась, с визами городового или уездного врача, под надзором и руководством которых проходило её учение..

Лана К: masuly пишет: В восприемниках записана: г. Бирска городовая бабка девица Агрипина Трофимова. Акушерка по-нашему? Может быть городовая бабка- это и не повитуха, т.к. повивальной бабкой даже старая дева быть не могла в дореволюционной России.

masuly: Войнов пишет: где готовили не только врачей, в частности, акушеров, но и повивальных бабок Тогда чем отличались акушерки от повивальных бабок? Лана К пишет: повивальной бабкой даже старая дева быть не могла Оказывать помощь роженице могла только замужняя женщина?

Войнов: masuly пишет: Тогда чем отличались акушерки от повивальных бабок? Акушерок и называли "повивальными бабками". Специальность такая... В медВУЗах есть такой предмет-"История медицины". Это я еще оттуда помню. Название сохранилось как дань традиции и не зависело от возраста.

Русалка: Войнов пишет: ". Это я еще оттуда помню. Название сохранилось как дань традиции и не зависело от возраста. Мне брак попадался В МК написано повивальная бабка 23 лет

Войнов: Русалка пишет: бабка 23 лет По возрасту точно бабка, однозначно...

АК-63: Вот именно, тогда было сколько угодно 90-летних девиц, зато встречались 20-летние бабки. Ну и времена...

Войнов: АК-63 пишет: Ну и времена... Это в смысле:"O tempora! O mores!"?

Лана К: masuly пишет: Оказывать помощь роженице могла только замужняя женщина? Даже бездетная вдова в роли повивальной бабки не приветствовалась. Считалась раз у нее нет детей, то какую помощь она может реально оказать, а уж незамужние девицы может быть в исключительных случаях.

masuly: Войнов Лана К Большое спасибо!

Muchan: Отец, мать есть, восприемник есть, а кто родился не написано!!!

Войнов: А девочка Евгения?

Muchan: Войнов пишет: А девочка Евгения? родилась у предыдущей пары ... А у того кто родился ниже восприемник поручик, так что скорее всего мальчик. Потом из ревизии тоже следует, что мальчик. Но сам факт, что младенца-то и пропустили забавный!

АК-63: В МК по Ижевскому заводу (где до начала ХХ века был один храм на 40 тыс. человек) нет-нет да и встречается такое, что, к примеру, в записи о браке, там где должны быть данные о женихе (или невесте) - только пустое место...

godro: АК-63 пишет: пустое место... Оставляли возможность выбора?

Evghenii.md: АК-63 пишет: пустое Часто попадаются такие варианты. Это вторые экземпляры, наверное. Не смог разобрать с первого раза имя или фамилию и оставил место, а потом забыл вписать.

Muchan: Evghenii.md пишет: имя или фамилию Здесь имя новорожденного пропущено, с родителями все в порядке! Нет также номера - пропущен и номер ...

medna: Кагору батюшка перебрал...

Evghenii.md: В МК Александро-Невской Бымовского завода церкви за 1804 год зарегистрирован вдовец с дочерью вдовы, но оба первым браком.

godro: Evghenii.md пишет: зарегистрирован вдовец Надо понимать, что в Бымовском заводе был посёлок Вдовцы, и житель этих Вдовец женился.

Evghenii: Мне одному здесь 31 апреля читается?

Evghenii: Что-то глюкнуло и трижды отправилось

Прокин: Evghenii пишет: Мне одному здесь 31 апреля читается? Возможно, у дьячка что-то глюкнуло

Tamara: Прокин пишет: Возможно, у дьячка что-то глюкнуло Или дьячок слегка клюкнул.

Evghenii: Мой 36-летний двоюродный пятирежды прадед Иван Александров сын Зайцев и его 38-летняя жена Агафья Никифорова имели 30-и летнюю родную!!! дочь Катерину. Ну и нравы царили в Сарапуле в 1763 году , если, конечно, писарь не знал, как правильно записать тринадцать цифрами. Он переплюнул (по записям) даже своего двоюродного брата Дмитрея Григорьева сына Зайцева, у которого в его 27 лет (супруге всего 26) была приемная дочь (приемыш) 17-и лет Фекла Кондратьева.

medna: Конечно, перепутал 13 и 30.

Muchan: Сразу 2 священника одной церкви умерли от "воспаления желудка"!!!

medna: Может быть, инфекция какая-то.

Muchan: medna пишет: Может быть, инфекция какая-то. Никто из крестьян не помер - съели что-то ... или выпили ...

Muchan: Чуть позднее и дьячок помер от "поноса" ... В том же июле месяце 1848 С ним в один день и просфорница

medna: Священникам неприлично было писать такую причину смерти. А дьячку - можно. Может быть, дизентерия.

Muchan: medna пишет: Может быть, дизентерия Может быть и так! Церковь в одночасье лишилась половины притча!

Muchan: На следующий день и пономарь "от поноса"

godro: Muchan пишет: Церковь в одночасье лишилась половины притча! Это была "акция" либо эсеров, либо американцев!

Войнов: Muchan пишет: Может быть и так! Церковь в одночасье лишилась половины притча! ИМХО... Судя по году-вполне возможно, что это холера, пандемия которой с 1846 по 1860 (пятнадцать лет) унесла миллионы жизней...

medna: Ну, вообще-то холеру так и писали в метриках.

Войнов: medna пишет: Ну, вообще-то холеру так и писали Не всегда, и не везде... Нужно смотреть по приходу, и конкретному священнику. У каждого священника был СВОЙ набор причин смерти в МК.

medna: Ну так-то да, я с Вами согласна.

Войнов: medna пишет: Ну так-то да, я с Вами согласна. И еще... Уже говорили на эту тему. Священник не выставлял диагноз-он констатировал факт (даже не смерти!), а обряда. Сам, кстати, все время забываю! "Отчего, новопреставившийся, умер-то?". "Дык, кто-ж ево знат-то Батюшка! Лилось как "с гуся вода"!". "А! Ну, значит, понос!" Никого не интересовали ни частота стула, ни его консистенция, ни количество. Конечно-были исключения, когда причину ставили по отношению земского или иного врача, на основании его диагноза.

Лана К: Очень интересное сообщение в перлах от генеалогии. Попутали несколько разделы. Есть целый раздел, где пишут и обсуждают данную тематику. Модератор может перенесете эти сообщения и обсуждения куда следует. А то как -то совсем не смешно..... К перлам сообщения о кончине и ее причинах не имеет никакого отношения!

Muchan: У новорожденной девочки восприемницы две девицы!

старатель: Muchan Редкий случай, но, видимо, допустимый. Помнится запись в которой у одного младенца были записаны два восприемника и две восприемницы.

Evghenii: старатель пишет: Muchan Редкий случай, но, видимо, допустимый. Такое практиковалось обычно среди знати в 19-м веке. Так в Бессарабии встречалось у одного младенца из рода Лазо тоже четверо восприемников, один из которых в это время приехал в гости из Москвы.

Muchan: Evghenii пишет: Такое практиковалось обычно среди знати в 19-м веке. Тут 2 однополых восприемника - обычно отец и мать, а тут 2 девицы! Чуть ранее было 3: 1 муж пола и 2 женского, это меня меньше удивило. Чаще всего встречается 1 восприемник того же пола, что и младенец. Но встречала и 1 одного восприемника противоположного пола.

старатель: Muchan Вот видите - жестких правил не было.

АК-63: Бывало, что крестили вообще без восприемников (когда делали это мирским чином, по слабости новорожденного)...

Tamara: Evghenii пишет: Мой 36-летний двоюродный пятирежды прадед Простите, вы не могли бы объяснить, как это "двоюродный пятирежды прадед"?

АК-63: Брат прапрапрапрапрадеда? - Я в таком случае сказал бы: двоюродный предок в 8 колене...

Evghenii: АК-63 пишет: двоюродный предок в 8 колене... Спасибо

Yurik: ГАСО ф.6.оп.3.д.118.л.870об Неизвестно вдова или девица под именем странничества в деревне Торговичевой родила младенца женска пола.

поэт-родовед1: Yurik пишет: Неизвестно вдова или девица женщина непонятного возраста...

godro: поэт-родовед1 пишет: женщина непонятного возраста Если не известно, то может и не женщина?

Любовь_Л: godro пишет: не женщина девица родила

godro: Любовь_Л пишет: девица родила Родила же Дева Его! Значит, возможно иногда.

Войнов: godro пишет: Родила же Дева Его! Значит, возможно иногда. Отцом того-же, что и у Девы указать?

godro: Войнов пишет: Отцом того-же, что и у Девы указать? Все от него.

АК-63: В первой части МК втретился некий "башкирец из татар", присоединенный к православию. - Надо полагать, по мнению лица, делавшего запись, существовали еще башкирцы из русских, башкирцы из башкирцев и т. п....

Войнов: АК-63 пишет: башкирец из татар", Зачастую в исторических источниках термин "татары" употреблялся как синоним "чужаки", "чужие". Как и словом "варвары" называли множество племен разных по национальности.

АК-63: А в другом месте в метриках той же церкви (с. Кулюшево Сарапульского у.) нашлось упоминание о сыне "черемисина башкира Козмы Николаева"...

поэт-родовед1: АК-63 пишет: существовали еще башкирцы из русских и русские из русских

поэт-родовед1: Войнов пишет: термин "татары" мог использоваться в смысле "всякие инородцы"

Войнов: АК-63 пишет: "черемисина башкира Козмы Николаева"... А еще в МК упоминаются "тептяри" и "мишари"-это все,суть, татары. Причем, исследователи по поводу тептярей никак вопрос решить не могут: "Социальная это группа, или субэтнос, как мишари?" Знаете чем башкиры отличаются от татар? Произношением некоторых слов... т.е., по сути, это один язык. Так, что это скорей вопрос самоидентификации. А казанские татары? Они вообще булгары. Моя жена (татарка) называет казанских татар "Казанч(ш)и"- "Казанцы"

поэт-родовед1: Войнов пишет: "тептяри" и "мишари"-это все,суть, татары. за это много споров. Есть версия, что они - отатареные потомки финно-угорского племени Мещёра, которое кануло в Лету внезапно

Войнов: поэт-родовед1 пишет: кануло в Лету внезапно Ох, уж эти канувшие в Лету... Нет, что-бы в Лето, которого нынче не было!

поэт-родовед1: Войнов пишет: Лето, которого нынче не было! держитесь, люди, скоро - лето!

Evghenii: Метрическая книга Неволинской Единоверческой Спасо-Никольской церкви за 1830 г. ГАПК Ф.37.Оп.4.Д.2 #7 18 февраля 1830 г. Бымовского завода Пчелинцова Прохора Климентьева дочь Феодосия 1 года худобой #10 26 февраля 1830 г. Бымовского завода Пчелинцова Прохора Климентьева дочь Феодосия 1 года худобой И какой записи верить? Вторая Феодосия в этой семье появилась на свет только в 1836 году

гамаюн: Evghenii пишет: И какой записи верить? Посмотрите рождение, может двойня? Если нет - ошибка писаря. Для себя напишите обе даты.

Yurik: ГАСО ф.6.оп.3.д.32 Метрическая книга Верхотурского у. Красногорского села Спасской церкви, 1832 г об умерших л.134 об 12 января, дер.Торговичевой крестьянина Иоанна Алексеева Поливина дочь младенец Анастасья, 12 лет, от опухоли



полная версия страницы