Форум » Беседы родоведов » Уральский фольклор » Ответить

Уральский фольклор

Войнов: Уральский фольклор: сказки,легенды, песни, присказки, обряды и все остальное. Хотелось-бы пообщаться на тему уральского фольклора. Мне представляется, что составив родовое дерево,мы сооружаем своеобразный "скелет" на который нужно нарастить "мясо". Находя своих предков в 19, 18 веке-мне интересно как они выглядели,чем занимались,какие сказки рассказывали. Но, это мое мнение... Приглашаю форумчан поучаствовать! Наверняка многие помнят бабушкины сказки, песни,байки,легенды. Не могу удержаться, что-бы в стартовом посте не разместить присказку, которая уже была в другой теме, но уж очень она... Присказка, записанная в 1961 году от 83-летнего Ф. Верещагина в Шалинском районе: «Преславное чудо, небо украшено звездами, земля — цветами, Петербург — господами, Москва — церквами, Дон — казаками, Казань — татарами, Вятка — слепнями, Оренбург — башкирами, Красноуфимск — черемисами, Екатеринбург — торгашами, Верх-Исетский — мастерами, Шарташ — варнаками, Шадринск — пихтовыми голенищами, Верх-Нейвинск — обушниками, Шура — немытыми кулаками, Таволги — шубниками, Висим — кокуручниками, Грязной завод — творожниками, Нижний Тагил — хохлами, Верхний Тагил — кошелями, Воробьи — зобами, Утка — новыми лаптями, Пермяки — грязными местами, Сылва — дубасами, Шайтанка — хвастунами, Мартьянова — зипунами, Волегова — токунами, Илимка — колдунами, Тепляки — соломой, Кедровка — пареньками, Симонята — ерунами, Лом — тремя зобами, Кын — бражниками, Пермь — сигами, а мы, братья, здесь — добрыми делами».

Ответов - 128, стр: 1 2 3 4 5 All

Войнов: Mashenka пишет: "бабушка, а мы что злые люди?"

Войнов: АК-63 пишет: Вообще, за 1751г не скажу В продолжение темы. Интересна в этом отношении притча «Пустынник», записанная А. Н. Зыряновым в середине XiX в. в Шадринском уезде. Один пустынник, рассказывалось в ней, молился в своем уединении тридцать лет. Неожиданно он заметил, что мимо его жилища «стали ходить дьявола большой артелью; вперед идут нерадостны, невеселы, а обратно — скачут и пляшут... и позади их костылят и ташшится кое-как на хромой ноге Потанька-дьяволенок». Пустынник решил узнать маршрут их путешествий и «одинова» остановил Потаньку, чтобы спросить, «куды вы так ходите артилыю? — Ходим к царю на обед; у ево все стряпки, што ни делают, не говорят никогда: Господи, благослови! — Вот мы и ходим туда...» Пустыннику самому «от этова царя каждой день носили кушанья»; он и задумал, как говорится в притче, предупредить царя: «написал царю на блюдьях, што стряпки ево пекут и стряпают не благословясь и оттово ходят к ему обедать дьявола целой артелью. На другой день пустынник видит дьяволов нерадостных, невеселых...». Когда же , он спросил у них, что случилось, дьяволы, которые уже знали о его поступке, пригрозили: «Молчи!., каковы мы тибе не будем, да будем!» «Стряпки», оказывается, царем были заменены, новые стали «все варить и стряпать» благословясь, и дьяволам пришлось убираться из царского дворца несолоно хлебавши. Далее в притче сообщалось о том, как дьяволы отомстили пустыннику: «Вот однажды пришли к ему гости и с имя женщина. Стали с им разговаривать и соблазнять ево жениться; он соблазнился жениться и пошол с имя венчаться. Пришли куда-то оне и пустынник с имя: к венчанью все тут было налажено. Вот стали ево венчать с женщиной, вот подошла пора уж и винцы надевать. «Не крестись!» — говорят оне ему. Он взял да и перекрестился, и, как только перекрестился, увидел перед собой петлю, направлену на ево голову. То были дьявола. Оне все отскочили от ево, заржали, захохотали и убежали». «Таковы дьявола-те! — завершалась притча.— После пустынник ешшо молился 30 лет»

Войнов: "...«Худую», т. е. злую, жену, с точки зрения крестьян, неплохо было при случае проучить. В этом отношении интересна бытовавшая в первой половине XIX в. у шадрин- ских крестьян сказка «Головиха». Героиня ее вызывала неприязнь не только потому, что не хватало ей доброты, но и потому, что вмешивалась не в свои дела. «Одна баба бойка была; пришол муж с совету, она и спрашиват ево: _ “Чево вы там судили? — “Чево судили-то! Голову выби- рали“. — “А ково выбрали? — “Неково ишшо“. “Выберите меня,— бает баба. Дак что, муж пошол на совет (она зла была, ему хотелось ее проучить), сказал это старикам; те тотчас бабу выбрали в головы,— рассказывали крестьяне. — Живет баба, судит и рядит, и вино с мужиков пьет и взятки берет. Пришло время подушно сбирать». Тут-то, как говорилось в сказке, и растерялась «головиха», не смогла вовремя собрать с крестьян своей волости подушные деньги. Начальство прислало казака для учинения расправы с незадачливым «головой». «Баба» в испуге бросилась к мужу, чтобы он помог ей спрятаться от казака: «Завяжи- ко меня, батюшко-муженек, в мешок, да поставь вон к мешкам с хлебом-то». Тут стояло с ерицой мешков пять. Муж завязал голову, поставил в середку мешков. Казак пришол да говорит: «Э! голова-то спрятался!» Давай-ко по мешку-то плетью хлестать. Баба во все горло заревела: «Ой, батюшки! Не пойду в головы, не пойду в головы!» Казак отхлестал, ушол, баба полно головить и стала после тово мужа слушать»..."

Войнов: АК-63 пишет: а 2-3 десятилетиями раньше попа, уличенного в таких деяниях, могли пожалуй и на костре сжечь. В продолжение темы... "...10 мая 1747 г. в гостях у жителя с. Вагайского Гурия Добрынина находился дьячок местной Богоявленской церкви Корнилий Попов. «И оной дьячек Попов,— писал потом в «извете», поданном приказчику Вагайской монастырской вотчины Добрынин,— сидя в доме моем и говорит, что-де я сижу в нелюбимом месте... В тож время жена ево, Добрынина, ему, Попову, стала подавать стокан вина, и оной Попов... похвалялся прежним своим делом, видела-де ты, Христина Тимофеевна... когда Карпа Харышева давали дочь Дарью замуж за монастырского крестьянина Егора Первухина, что де я зделал над конми, как из двора не пошли и стали дуреть и на дыбы скакать, так-де и ты часом станешь скакать. И того ж часа оной Корнилей... в доме моем над... женою моею... зделал дьяволским навождением, и стала моя жена при нем, дьячке, в доме моем от ево дьяволского умыслу икать и хохотать, и бится, и платье на себе все прирвала... по которому ево, дьячка Корнила, такому нахождению стали ему говорить, что-де ты пожаловал таким нашол своим безделием... и оной дьячек того ж часа говорит, уже-де потерпите, схожу в церковь, принесу святые воды, Бог даст ей, Христине, легче, по которую воду ходил и принес, а какую воду принес, из церкви или нет, того не знаем, которую воду пила жена.. а ползы... не объявилось...» На допросе в консистории дьячок признался, что угрожал «испортить» жену Добрынина, обидевшись на то, что хозяин посадил его не «в переднее место», «а по конец стола», однако «волшебство» за собой отрицал. Жители же с. Вагайского, прослышав о случившемся в доме Добрыниных, не допускали сомнения в том, что Попов — «волшебник» (одна из женщин, страдавшая хронической болезнью, заметила, что «де не он ли собака дьячек и ее испортил»)..."

Войнов: О том, как священники стимулировали крестьян учить молитвы... Священники старались содействовать крестьянам в усвоении некоторых молитв (жених и невеста обязаны были знать три молитвы: «Верую во единого» (Символ веры), «Отче наш» и «Богородице дево» (последняя позднее оказалась исключенной из списка обязательных для брачующихся)). Показателен в этом отношении разговор двух крестьян — Афанасия и Козьмы Мороковых (с. Долгоярское Тобольского округа, 1848 г.). Афанасий осуждает новые порядки: «При свадьбах каки-та оглашения да молитвы, а прежи ничево такова не было. Простота была». Козьма выступает в роли его оппонента: «Так что ж? В церкви скажет батька а ли дьякон, што такой-та женитца, а такая-та замуж выходит; што знаем за имя... ро[д]сво... ли како али друго протча, то скажем; не знам ничево, промолчим; а молитвы-та надажа учить. Отчю (Отче наш) все знам, верую — многи знают, а заповеди, батька говорит, што в сутки выучить можно... батька сказал, што хто выучит молитвы, тово будет венчать за синю (пятирубл. ассигнацию) и мене, а хто не знат, тот и с красной не ходи (десятирубл. ассигнацией), венчать не будет»

Mashenka: Войнов пишет: што хто выучит молитвы, тово будет венчать за синю (пятирубл. ассигнацию) и мене, а хто не знат, тот и с красной не ходи (десятирубл. ассигнацией), венчать не будет» а я наивная полагала, что современная церковь продалась с потрохами. Ан нет, Еще раньше то пошло....

godro: Mashenka пишет: Еще раньше то пошло. Церковь всегда была коммерческой организацией, зарабатывающей исполнением обрядов, которые сама придумала. Что-то вроде пьесы в театре или представления в цирке.

АК-63: Верно, потому что прихода коммунизма мы так и не дождались, а людям надо на что-то жить (и духовенство в этом плане ничем не отличается от тех же театральных актеров и артистов цирка, которых, однако, никто не обвиняет в том, что они ездят на иномарках)...

Brulka: хех, в церковном обществе вообще-то принято жертвовать на требы, тогда как основное богослужение - абсолютно бесплатно и доступно для всех. а тот, кто не входит в церковное общество, конечно, может пойти в театр - только ведь там зрелище не бесплатное и по домам не ходят, да и не упражняются в добродетелях и не стремятся к достижению святости... и вообще, читайте внимательно: "тот и с красной НЕ ХОДИ", так и в чём тут продажность?

medna: Brulka пишет: в церковном обществе вообще-то принято жертвовать на требы, тогда как основное богослужение - абсолютно бесплатно и доступно для всех

medna: Тест "Сколько в тебе Урала" http://ural.ulmart.ru/

Войнов: Интересная история... "...жители д. Спасской, близ Томска, решив построить у себя часовню, в 1666 г. пригласили одного из томских иконописцев. Последний согласился и, призвав жителей к посту и молитве, с постом и молитвой начал свое дело,— рассказывает историк А. Сидонский,— и на уготованной доске положил очертание лику угодника божия в намерении писать его красками на другой день. Крестьяне просили его написать «икону святителя и чудотворца Николая». «Но каково же было удивление на другой день,— продолжает Сидонский,— когда благочестивый иконописец увидел на деке не святителя Николая, а очертание нерукотворного образа Христа Спасителя! Изглаждая образ Спасителя, художник два раза возобновлял написание мирликийского чудотворца, но таковое невидимою рукою два раза удалялось с иконной деки, и возобновлялся на ней лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз пред глазами всех жителей селения, когда они, не поверив словам художника, взяли икону под свое крепкое охранение. Более искушать Господа уже никто не дерзал, и на деке была написана икона нерукотворенного образа Христа»...

Войнов: Уральские пословицы,отражающие отношение уральских крестьян к браку и принципы по которым нужно выбирать мужа или жену... «Руби дерево по себе» «Хоть худинька, да голубинька» «Не приданым жить, а богоданым» «Платье на грядке, урод на руке» (богатая, но невзрачная невеста) «Что и в богатстве, когда нет приятства» «Выбирай лошадь от природы, а человека от дому» «Личико беленько, да ума маленько» «Где любовь да совет, там и спасенье» «Сор из избы не выноси» «Учи жену без детей, а детей без людей» «Двум любо, так третий не суйся» «На чужой стог вилами не указывай» «Свои дерутся, чужой не суйся» «Всякой Еремей про себя разумей».

Войнов: Русалка написала: Поезжане. ПОЕЗЖАНЕ — участники свад. поезда. Как правило, это название относится только к партии жениха (к тем ее участникам, к-рые участвуют в поездках, — напр., родители жениха во многих местах в них не участвуют), т. к. в теч. почти всей свадьбы только партия жениха ездит к невесте (немногочисл. визиты родственников невесты к жениху обычно не составляют поезда). Однако в свад. день (т. е. в день венчания и увоза невесты в дом жениха) к поезду присоединяются и те из участников партии невесты, к-рые по правилам могут ехать в церковь и в дом жениха (на это в разных местах накладываются спец. ограничения: могут оставаться дома родители невесты, ее родственники, или же вообще вся группа невесты остается и невесту никто не сопровождает к жениху). В свою очередь, группа жениха и группа невесты могут образовывать один поезд или два разных, в первом случае всех участников свадьбы могут называть Поезд. Иногда такой общий поезд называют просто свадьбой (напр.: "вся свадьба превратилась в волков"). Обычно (не учитывая названных исключений) П. выступает как "свита" жениха, его дружина; внутр. форма слова указывает, однако, только на факт участия в поезде и поездке. Это определяется тем обстоятельством, что на свадьбе все значимые перемещения, связанные с контактом группы жениха и группы невесты, совершаются только на лошадях (как правило, запряженных в повозку, но, напр., в чине, вошедшем в "Домострой", невесте полагается ехать в повозке, а жениху — верхом).

Любовь_Л: Войнов пишет: Уральские пословицы,отражающие отношение уральских крестьян к браку В глубоком детстве слышала, но смысл поняла намного позже "Мужу псу не показывай задницу всю". Извини за слово, которое не возможно выбросить из текста.

Войнов: Любовь_Л пишет: "Мужу псу не показывай задницу всю". Хорошая пословица! В смысле-не открывайся полностью?

medna: Войнов За поезжан большое спасибо! А тысяцкого можете объяснить? Обычно поезжане и тысяцкий записаны вместе в МК.

Любовь_Л: Войнов пишет: В смысле-не открывайся полностью? Да, мужчин нужно беречь и не все им докладывать :)

Любовь_Л: Еще пословицу слышала "Заставь дурака богу молиться, так он весь лоб расшибет" Смысла до сих пор не понимаю...

medna: Любовь_Л пишет: Смысла до сих пор не понимаю... Означает — переусердствовать от излишнего (неумного) рвения. По обычаю верующие во время молитвы становились на колени и низко кланялись, почти касаясь лбом пола. В пословице с осуждением говорится о недалёком, неумном человеке, который чрезмерным усердием и старанием вредит себе.

АК-63: Любовь_Л пишет: Да, мужчин нужно беречь и не все им докладывать Иначе говоря, грех утаенный - наполовину прощеный?

Войнов: medna пишет: А тысяцкого можете объяснить? Нина Анатольевна! Это к Русалке! Она специалист по свадебным поездам...

Русалка: medna пишет: Войнов За поезжан большое спасибо! А тысяцкого можете объяснить? Обычно поезжане и тысяцкий записаны вместе в МК. Если можно - я за Войнова Тысяцким называли Главного распорядителя в свадебном обряде (тамада по-нашему) Иллюстрацию свадебного поезда можно посмотреть на картине Андрея Петровича Рябушкина Называется она "Свадебный поезд в Москве" У нас она была в учебнике за 4 класс по "Русскому языку" В интернете тоже есть Только тут плохо картинки ставить

Русалка: Любовь_Л пишет: Да, мужчин нужно беречь и не все им докладывать :) или себя Расскажешь все- потом тебе же и прилетит

Войнов: Русалка пишет: Если можно - я за Войнова И самое главное-похожа-то как!

Русалка: Войнов пишет: И самое главное-похожа-то как! Войнов и Русалка – близнецы-братья – кто более генеалогии ценен? мы говорим Русалка, подразумеваем – Войнов, мы говорим Войнов, подразумеваем – Елькин. Это современный Уральский фольклор

Войнов:

godro: Русалка пишет: Это современный Уральский фольклор Не, я почти совсем не компетентен в том, что хорошо знает Сергей Геннадьевич!

Войнов: godro пишет: Не, я почти совсем не компетентен в том, что хорошо знает Сергей Геннадьевич! И наоборот, кстати...

godro: Войнов пишет: И наоборот, кстати Не близнецы...



полная версия страницы