Форум » Беседы родоведов » Уральский фольклор » Ответить

Уральский фольклор

Войнов: Уральский фольклор: сказки,легенды, песни, присказки, обряды и все остальное. Хотелось-бы пообщаться на тему уральского фольклора. Мне представляется, что составив родовое дерево,мы сооружаем своеобразный "скелет" на который нужно нарастить "мясо". Находя своих предков в 19, 18 веке-мне интересно как они выглядели,чем занимались,какие сказки рассказывали. Но, это мое мнение... Приглашаю форумчан поучаствовать! Наверняка многие помнят бабушкины сказки, песни,байки,легенды. Не могу удержаться, что-бы в стартовом посте не разместить присказку, которая уже была в другой теме, но уж очень она... Присказка, записанная в 1961 году от 83-летнего Ф. Верещагина в Шалинском районе: «Преславное чудо, небо украшено звездами, земля — цветами, Петербург — господами, Москва — церквами, Дон — казаками, Казань — татарами, Вятка — слепнями, Оренбург — башкирами, Красноуфимск — черемисами, Екатеринбург — торгашами, Верх-Исетский — мастерами, Шарташ — варнаками, Шадринск — пихтовыми голенищами, Верх-Нейвинск — обушниками, Шура — немытыми кулаками, Таволги — шубниками, Висим — кокуручниками, Грязной завод — творожниками, Нижний Тагил — хохлами, Верхний Тагил — кошелями, Воробьи — зобами, Утка — новыми лаптями, Пермяки — грязными местами, Сылва — дубасами, Шайтанка — хвастунами, Мартьянова — зипунами, Волегова — токунами, Илимка — колдунами, Тепляки — соломой, Кедровка — пареньками, Симонята — ерунами, Лом — тремя зобами, Кын — бражниками, Пермь — сигами, а мы, братья, здесь — добрыми делами».

Ответов - 128, стр: 1 2 3 4 5 All

Mashenka: Войнов пишет: Там вроде Уральские населенные пункты Войнов пишет: Петербург — господами, Москва — церквами, Дон — казаками, Казань — татарами, Как есть Москва и Питер то уж точно не Урал :)

Леонид: Mashenka пишет: Как есть Москва и Питер то уж точно не Урал :) Леонид пишет: Присказка начинается со столиц (видимо для колорита) и далее переходит на Уральский регион, с описанием достопримечательностей Уральских поселений. Если вы обратили внимание, то "Присказка", начиная с Красноуфимска описывает Уральские поселения, причем не очень крупные, а первая ее часть, это просто зачин "Присказки". Расказчик же в основной части описывает особенности местных Уральских поселений, данные им народной молвой и известные в основном в своем регионе.

Войнов: Леонид пишет: Если вы обратили внимание, то "Присказка", начиная с Красноуфимска описывает Уральские поселения, причем не очень крупные, а первая ее часть, это просто зачин "Присказки". Расказчик же в основной части описывает особенности местных Уральских поселений, данные им народной молвой и известные в основном в своем регионе. ]

Войнов: Самая известная русская сказка в Пермской трактовке... РЕПКА [Звери-плакальщики] Напечатано в Пермских губернских ведомостях Жил-был старик со старухой. Есть у них было нечего. Вот старик и сдумал: «Посеем-ка, старуха, на баню репки! »—Вот они и посеяли репки. Вот выросла репка.— Скоро сказывается сказка, да не скоро дело делается.— Старик сходил по репку и сеяли эту репку.—«Ну, теперь, старуха, ты поди —я ходил!» А старуха-та была худа-худа, хвора: «Не полезти,— говорит,— мне, старик!»—«Ну, садись в мешок — я тебя подыму! »—Вот старуха и села. Поднял ее старик так-да-сяк на баню-ту. Нарезала она репки да и говорит: «Ну, старик, то гда меня спущай!» Старик посадил ее в мешок, да и начал спущать. Спу- щал ее да и уронил. Вот он уронил ее, спустился с бани- то, поглядел в мешок-от: а старуха-та и душеньку отдала, до смерти убилась. Вот старик и давай выть: жаль-то же старуху-ту. Бежит зайчик да и говорит: «Ой ты, старик, не баско воешь! Найми меня!»—«Наймись, заюшка! Наймись, батюшка! »— Заяц и ну боботать над старухой-то. Бежит лисичка: «Ой ты, заяц, не баско воешь! Найми меня, старичок: я мастерица выть-то».—«Наймись, кумушка! Наймись, голубушка!»— Вот она и завыла: «увы, увы, увы!..»—только и есть, боле ничего у ней не родится. Бежит волк: «Старичок, найми меня выть-то! Что они навоют?»—«Наймись, наймись, волкушка: я репкой отдам! »— Вот волк и почал выть: и-и-и! — заревел. Собаки-те в деревне учули да и залаяли. Люди-те набежали с бодага- ми — бить волка. Вот волк схватил старуху на спину да и ну по дорожке— утащил в лес. Вот тебе и все кончилось, решилось

Войнов: Из детства... - Федул, чё губы надул ? - Кафтан прожег. - Велика ли дыра ? - Один ворот осталси.

Войнов: Актуальная и сегодня уральская поговорка... Робенка воспитывают пока поперёк лавки лежит, вдоль повернулся-опоздал.

Войнов: Нашел актуальную информацию (Великий Пост)... "...В сибирских деревнях строго соблюдались посты. Жители Усть-Ницынской слободы, по утверждению Ф. Зобнина, воздерживались от употребления мясной и молочной пищи по средам и пятницам, а старики еще и по понедельникам. «Из пожилых весьма многие воздерживаются от скоромной пищи по понедельникам (понедельничают),— пишет о шадринских крестьянах Т. Успенский,— все вообще свято и строго соблюдают посты, установленные церковию». Существовало убеждение, что за соблюдение постов «отпустится множество грехов» и не будет никаких «пакостей».

Войнов:

АК-63: Вспомнилась известная и по сей день поговорка: "Россия оканчивается Щелкуном" (отображающая реалии начала 18-го века)...

Mashenka: Баю-баюшки-баю Не ложися на краю, Придет серенький волчок, И укусит за бочок. И утащит во лесок Под ракитовый кусток К нам волчок не ходи Нашу Машу не буди.

Войнов: Оказывается ,помимо сказки про "Репку", есть сказка про "Редьку". Похожи сюжеты-судите сами... РЕДЬКА Напечатано в Пермских губернских ведомостях Жил-был старик да старуха. У них росла редька; росла да росла — до неба доросла. Старик стал лестницу ладить; ладил да ладил — три года проладил. Полез на эту лестни- цу-ту, срезал редечки и стал спущаться; спущался да спу- щался — три года проспущался. Пошел к старухе да и сказал: «Поди, старуха, к вер- ху-то полезь!» — Старуха-та и пошла; полезла с мешком, нарезала редьки полон мешок; спустилась взад-то до половины да и упала —у старухи все косточки разлетелись. Старик-от пошел, собрал косточки-те да и склал на хлеб. Позвал соседей выдергивать эту редечку. На ту пору дождик задожжал — старик-от с лестницы-то и пал. . Вот, полезли соседи. Опять дождик задожжал — и соседи все пали. И все.

Войнов: Легенда о образовании одного известного населенного пункта... "...Давно-давно, в детстве ещё маменька рассказывала мне о том, как город наш образовался. Плыли по реке Каме разбойники, которые жили тем, что людей грабили. И шибко понравились им красивые наши берега, решили они дом себе там срубить. Была у атамана любовница и звали её Рянкой. Так оставили они её в этом доме, чтоб ждала, встречала и привечала их. С тех пор звалось это место Домом Рянки. Позже многие люди туда поселились, а название так и осталось. Только вот много лет спустя летописец сделал ошибку, вместо “Домрянка” написал “Добрянка”. Да так и повелось потом..."

Войнов: Сказание о Кунгурской пещере Жила-была красивая, но гордая девушка. Сватались к ней многие, но она всех отвергала. Говорила: "Осыплете меня камнями драгоценными - пойду замуж, а нет - так и с глаз долой!". Так и осталась гордячка одна. Дала она тогда зарок: - "Пока по земле хожу - замуж не выйду!". Но как-то приехал к ней молодой купец свататься. Девушка напомнила ему про свой зарок, а хитрый купец возьми да и предложи: - "Не на земле, а под землей будем с тобой венчаться.» И драгоценных камней пообещал видимо-невидимо. Польстилась девушка на богатство, да и согласилась. Венчались молодые в ледяной Кунгурской пещере. И стоило им обменяться кольцами, как молодой парень превратился в дряхлого старикашку с жидкой бороденкой - в пещерного духа. А все драгоценные камни растаяли как лёд. Заперлась несчастная красавица в каменной келье над подземным озером и стала плакать о том, что променяла свою молодость на призрачные богатства пещерного духа. И наплакала под кельей целое озеро девичьих слёз.

Войнов: Легенда о названии села Новопетропавловское (родина предков):село изначально называлось Татарка -по названию одной из речек, на берегу которых и была построена деревня. Река Татарка имеет легенду о происхождении своего названия. Старожил Федот Егорович Коробицын рассказывал легенду: "... Когда-то, давным-давно, на русские поселения делали набеги татары и башкиры. Они сжигали села, уводили в плен самых красивых девушек и женщин.. Чтобы отомстить кочевникам, несколько смелых русских всадников умчались на конях в татарский улус. Они взяли в плен девушку-татарку. Ехали долго, а потом устроились на привал. Видят пленница плачет, горькие слезы льет. Ручеек появился, а потом заструилась кристально-чистая речка, которую и назвали по пленнице –Татарочка...".

Войнов: Сказка из детства... Бирю-бирю волчок. На горе-то живет старичок. Старичок да бабушка. Парничок да девушка, Их внучок да внученька. А под горой жил серый волк. С жёлтыми зубами. Вот однажды проголодался, бежит в деревню, стал под горой и воет в гору: - Бирю-бирю волчок. На горе-от старичок. Старичок да бабушка. Парничок да девушка. Отдай, дед, внучку! А то самого съем. Дед перепугался до смерти и отдал волку любимую внучку. И волк её тут же с большим аппетитом сожрал, всю до последней крошки. Такая вкусная внучка! Очень красивая. Целый день потом на полянке валялся, на солнышко жмурился, пузо гладил. Сытый, довольный. К вечеру проголодался, ползёт в деревню. Сел под горой и воет в гору: - Бирю-бирю волчок. На горе-от старичок. Старичок да бабушка. Парничок без девушки. Отдай, дед, внука! А то... самого съем! Дед перепугался до смерти и отдал волку своего любимого внука. И волк его тут же с аппетитом сожрал. Целый день на полянке валялся, на солнышко жмурился, пузо гладил. Сытый, довольный. К вечеру проголодался, пошёл в деревню. Лёг под горой и воет в гору: - Бирю-бирю волчок. На горе-от старичок. Старичок да бабушка. Без внучка, без внученьки. Отдай, дед, бабку! А то - самого съем! Дед перепугался до смерти и отдал волку свою самую любимую бабку. И волк её тут же с аппетитом сожрал всю, старую и невкусную. Целый день потом на полянке валялся, на солнышко жмурился, пузо гладил. Сытый, довольный... А что дальше-то было? Кто-нибудь знает? Или помнит?

Ezhik52: Жили старик со старухой в поле на горе. И были у них: парень да девушка (Ивашенька и Машенька), Корова бурая, Лошадка лысая И две овеченьки. Узнал об этом волчище-острые зубищи, пришел к ним под окошко и запел сладким голосом: - Увы, увы, волчок, На горе живет старичок, Старик да бабушка, Паренек да девушка, Корова бурая, Лошадка лысая И две овеченьки... Понравилась песня старику со старухой, и решили они волку отдать одну овеченьку. Выпустили ее, волк схватил овечку, утащил в лес и съел. На другую ночь пришел волк под окно и запел: - Увы, увы, волчок, На горе живет старичок, Старик да бабушка, Паренек да девушка, Корова бурая, Лошадка лысая, Одна овеченька. Отдали они ему и другую овеченьку за хорошую песню. Унес волк и эту, съел и ночью опять пришел, и запел: - Увы, увы, волчок, На горе живет старичок, Старик да бабушка, Паренек да девушка, Корова бурая, Лошадка лысая. Выпустили старик со старухой лошадку. Утащил волк и лошадку, но к ночи был опять у дома старика и пел: - Увы, увы, волчок, На горе живет старичок, Старик да бабушка, Паренек да девушка, Корова бурая. Заохали старик со старухой, отдали волку коровушку, решили, что он больше не придет, но волк пришел опять: - Увы, увы, волчок, На горе живет старичок, Старик да бабушка, Паренек да девушка. Заплакали старичок со старухой, а волк зубами за окошком щелкает. Испугались они и отдали ему Машеньку. Уволок ее волк и пришел за Ивашенькой: - Увы, увы, волчок, На горе живет старичок, Старик да бабушка, Паренек без девушки. Спел и еще пуще зубами защелкал. Заплакали старик со старухой, а делать нечего: отдали они и Ивашеньку. Утащил его волк, а старик со старухой ставни на окнах закрыли и дверь заперли крепко-накрепко. Старуха забралась в печку, а старик на печку. Пришел волчище ночью и запел: - Увы, увы, волчок, На горе живет старичок, Старик да бабушка. Молчат старик со старухой и знаков не подают. Тогда волк взломал дверь, вытащил старуху из печки и утащил в лес. Утром пошел старик в деревню и рассказал всем про свое большое горе. Как узнали жители про это, решили убить злого волчища. Устроили засаду в стариковой избушке. Ночью волчище пришел за стариком и запел: - Увы, увы, волчок, На горе живет старичок. Только волк в избу ворвался, тут его сразу схватили и убили. Поделом ему! Кто беду людям творит - сам возле смерти ходит. Источник: Волжские сказки.- Составители В. Н. Морохин, В. И. Вардугин.- Саратов, "Надежда", 1993 http://www.zooclub.ru/tales/118258.shtml

Войнов: Ezhik52 пишет: Источник: Волжские сказки. "Бирю-бирю волчек"-это уральский вариант этой сказки. Бабушка именно так рассказывала. Многие сказки, легенды Центральной России,на Урале переделывали с учетом особенностей местного диалекта, топонимики и т.п.

Далматовец: Если проговаривать нараспев, то получается колыбельная, что напевала моя бабушка Ульяна, раскачивая зыбку: Увы, увы, волчок, На горе-то живет старичок, Старичок да баушка, Парничок да деушка. У них было семь овечушек, Девятый теленочек, Восьмой жеребеночек и т.д.

Войнов: Далматовец пишет: получается колыбельная Точно Михаил Захарович! Это колыбельная и есть. Я, правда, в зыбке не лежал-бабушка эту сказку-колыбельную сопровождала легкими похлопываниями по груди. Конец сказки я уже не дослушивал...

Русалка: Владимировичъ пишет: Материал взят из памятной книжки Пермской губернии 1880 года. Заговоры, причитанья, песни, пословицы и поговорки, записанные в Сергинской волости, Пермскаго уезда учителем В.А. Поповым Представляя ниже ряд заговоров, песен и пр. считаю не лишним сказать, что я старался везде сохранить в словах форму местнаго наречия, в коей мне передавались например, причитания, заговоры и проч. (В.А. Попов). Заговор от лихорадки шепчется возле больного так: «Не победи меня, божественная сила! За троимя дверями, за четыремя углами стояла гробнича, а в той гробниче – Макар да Микита. Пред ними стоит крес, за ними стоит крес, – крес-креститель, вода светитель. То есть священники сразу обучали и заговорам? И за грех то не почиталось? Кстати, моя очень сильно верущая прабабушка тоже пользовалась заговарами, папа говорит что от боли в горле при свершении обряда она пользовалась кусочком "громовой стрелы"

Войнов: Русалка пишет: То есть священники сразу обучали и заговорам? А где там про священников?

АК-63: Во-первых, в данном случае, речь идет об учителе, а не о священнике. Те применять заговоры, конечно, никому не рекомендовали, хотя сами изучать их вполне могли, хотя бы из тех соображений, что нужно же знать то, с чем борешься...

Войнов: АК-63 пишет: хотя сами изучать их вполне могли Изучали и применяли... В доносе, представленном в Томское духовное правление 26 февраля 1751 г. жительницей с. Пачинского Дарьей Пестовской, говорилось, например, что «будучи-де она, Дарья, во означенном Пачинском селе, где и был же... священник Борис Кощеев. И со оным по любовному де согласию жила она... года з два... а потом-де, когда, она Дарья, от него отлучилась и не стала жить... то-де он, Борис, ерестию диаволскою присущал к себе тоскою... Она, Дарья, оное волшебство за ним видела самолично, а имянно-де в 749-м году вверх по речке Пачинской, близ деревни Ласковой, на пустом месте была она, Дарья, с ним для курения ему вина. Причем-де он... ночью и волшебствовал. Во- первых, де учинил шаль и говорил незнаемо чего несколко время, и выговорил такие речи: «Одне де пойте песни, а другие скачите и играйте». А она-де, Дарья, притом в лик никого не видала, токмо-де при том видела, яко с небес беспрестанно под ноги ее сыпались звезды веема многое множество. Да тогда ж невидимо отколь появилась близ их поварни винокуренной черная комола корова, ка- кой-де великой и страшной прежде и ныне никогда не видывала. Да в то ж число ее невидимо вдруг и не стало. Еще ж-де он, Борис Кощеев, сняв с себя с ног башмаки, бросил в огонь, которые она, Дарья, вынела из огня ничем невредимо. А как-де он, Кощеев, волшебство претворял, тогда был- веема синь ненеподобию человеческому и студен, яко мерзлой...»

АК-63: Чего только не навыдумывают бабы, чтобы отвадить опостылевших любовников!

Войнов: АК-63 пишет: Чего только не навыдумывают бабы, чтобы отвадить опостылевших любовников!

Елена Борисовна: Войнов пишет: - Федул, чё губы надул ? - Кафтан прожег. - Велика ли дыра ? - Один ворот осталси. Не-е-е-т, так не в рифму , и бабушка не так приговаривала, и не только это уральское, но и вятское (а может и вообще внерегиональное?) Федул, чего губы надул? - Кафтан прорвался. А велика ли дыра? - Один ворот остался...

АК-63: Войнов пишет: В доносе, представленном в Томское духовное правление 26 февраля 1751 г. жительницей с. Пачинского Дарьей Пестовской Вообще, за 1751г не скажу, а 2-3 десятилетиями раньше попа, уличенного в таких деяниях, могли пожалуй и на костре сжечь. Так что это вам не шуточки, а, так сказать, прямая попытка подвести под расстрельную статью...

Елена Борисовна: Ezhik52 пишет: Жили старик со старухой в поле на горе. И были у них: парень да девушка (Ивашенька и Машенька), Корова бурая, Лошадка лысая И две овеченьки. Так и просится заголовок для этой сказки-страшилки: "Сказание о глупости, трусости людской и жестокости" "50 оттенков серого" тут отдыхают...

Войнов: Пословицы и поговорки, распространенные на территории Зауралья: БылА бы корОвушка да кУрочка – со- стрЯпат и дУрочка. БЫло врЕмечко – дЕвки Ели прЕнички (были хорошие времена). Внук за дЕдушком идЕт (о снеге, вы- павшем поздней весной). ДАйте мне вОлю набазАниться ввОлю (не мешайте плакать, дайте наплакаться). Как потОпашь – так и полОпашь (как поработаешь, так и поешь).

Mashenka: Войнов пишет: Как потОпашь – так и полОпашь (как поработаешь, так и поешь). бабушка также говорила. А еще постоянно слышала "добры-то люди"... (добры-то люди в такую погоду собаку не выпустят) (Добры-то люди отдыхают, а мы робить пошли) Я однажды маленькая не выдержала и спросила "бабушка, а мы что злые люди?". Долго смеялись взрослые



полная версия страницы