Форум » Беседы родоведов » Уральский фольклор » Ответить

Уральский фольклор

Войнов: Уральский фольклор: сказки,легенды, песни, присказки, обряды и все остальное. Хотелось-бы пообщаться на тему уральского фольклора. Мне представляется, что составив родовое дерево,мы сооружаем своеобразный "скелет" на который нужно нарастить "мясо". Находя своих предков в 19, 18 веке-мне интересно как они выглядели,чем занимались,какие сказки рассказывали. Но, это мое мнение... Приглашаю форумчан поучаствовать! Наверняка многие помнят бабушкины сказки, песни,байки,легенды. Не могу удержаться, что-бы в стартовом посте не разместить присказку, которая уже была в другой теме, но уж очень она... Присказка, записанная в 1961 году от 83-летнего Ф. Верещагина в Шалинском районе: «Преславное чудо, небо украшено звездами, земля — цветами, Петербург — господами, Москва — церквами, Дон — казаками, Казань — татарами, Вятка — слепнями, Оренбург — башкирами, Красноуфимск — черемисами, Екатеринбург — торгашами, Верх-Исетский — мастерами, Шарташ — варнаками, Шадринск — пихтовыми голенищами, Верх-Нейвинск — обушниками, Шура — немытыми кулаками, Таволги — шубниками, Висим — кокуручниками, Грязной завод — творожниками, Нижний Тагил — хохлами, Верхний Тагил — кошелями, Воробьи — зобами, Утка — новыми лаптями, Пермяки — грязными местами, Сылва — дубасами, Шайтанка — хвастунами, Мартьянова — зипунами, Волегова — токунами, Илимка — колдунами, Тепляки — соломой, Кедровка — пареньками, Симонята — ерунами, Лом — тремя зобами, Кын — бражниками, Пермь — сигами, а мы, братья, здесь — добрыми делами».

Ответов - 134, стр: 1 2 3 4 5 All

Войнов: Как «соболя ловили» Кучонок-от когда изломают, клетка остается. От угля сажа летит — да к это соболь.Как клетка останется, ее толкнут, дак кричат: «Лови соболя!» — и все бегут. Сажа такая густая на несколько метров летит. Все черные стают, зубы только одни остаются белыми. Папка у меня жег кучата-то, дак иногда скажет: — Петко, иди соболя ловить! — Какого соболя? — А иди, соболя поймаешь. Подойдешь, а они дернут кучонок-от, пыль и полетит. — Поймал, — спросят, — соболя? — Поймал! Потом уголь-то в коробьях везешь в завод. От двух до пяти кубов привозили. Там палочник ходил с палкою и мерял. Где выше палки, сгребал с короба, где ниже, то надо было еще добавлять. Там еще через решетки уголь пропускали. От отца слышал, что люди сгорали в кучатах. А сам не видел. Вечерами молодежь приходила с гармошкой, с гитарами, балалайками. Такую пляс ню откроют! Сидишь, смотришь. Вот так мы у голь-то жгли. Записано в г. Н. Салда от И.А. Суханкина, 1909 г. р.

Lenpoint: Блажес В.В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. 204 с. В монографии в историческом плане анализируется комический фольклор рабочих Урала: его идейная сущность, функциональный аспект, поэтика. Выявля-ются следы скоморошества в фольклоре работных людей XVIII века. Особое внимание уделено социальному значению смеха в пролетарский период освободи-тельного движения.

Войнов: Нашел иллюстрацию к вышеизложенному материалу "Как соболя ловили". Много раз читал, как пережигали уголь для металлургических заводов, но не разу не видел...


medna: Интересно, почему возле кучонка стоят нарядные женщины? Мне всегда представляются измазанные сажей углежоги-мужчины.

Войнов: medna пишет: измазанные сажей углежоги-мужчины. Так фотограф-же приехал, Нина Анатольевна... У нас и сейчас женщины наряжаются перед съемкой (я, имею ввиду фото... ), а тогда.... Конечно постановочное фото. Интересно! Я почему-то на женщин внимание не обратил-больше на кучу (старею-наверное! )

medna: Войнов пишет: Я почему-то на женщин внимание не обратил-больше на кучу

Войнов: Легенда о старателях г.Березовского ...Дедушка Логинов тут робил: одна нога —- в пиме, а другая — в обутке: ходить не в чем. Здесь, в Березовском, жили, теперь — Октябрьская улица. С моим отцом вместе старался. Засадил раз кайлу, у него и заскрипело. Посмотрел — золото, самородок, значит. Привез к Бойчихе (Бойцову купчиху у нас так называли). Она взяла все золото и дала ему воз муки и из одежды самую малость. Он-то неграмотный был, цены настоящей не знал. А мать-земля с ним рассчиталась... Записано в г. Березовском от А. Н. Лопаевой, 1902 г. р.

Ф.Раневская: Однажды ёжики решили съездить на экскурсию. В Ад. Всем известно, что ада не существует. Но ёжиков это не останавливало. Ёжики — они ж решительные. И с иголками. Если чего-то нет в природе — им это не помеха. Всё равно найдут. Хуже налоговой. Те хоть люди, им что-то объяснить можно, поплакать на плече. А эти — звери. Им плевать. Показать полностью.. В ворота Ада постучали. Чёрт, отвечавший за вход, хлестнул по ноге хвостом, и отодвинул заслонку смотрового окошка. — Кто там? — сонно спросил он. И встрепенулся. За воротами никого не было. — Ёжики, — ответили ему. — Какие ёжики? — не понял чёрт. — На экскурсию. — Какую экскурсию? — занервничал чёрт. — Обзорную. По Аду, — сказали из-за двери. — А зачем вам экскурсия? — удивился чёрт. — Нада, — уклончиво ответили ёжики. — А у нас обед, — обрадовался чёрт. — Так что закрыто. И вообще, день сегодня не экскурсионный. И неделя. И месяц.- Затем подумал, почесал затылок хвостом. — И год! — добавил он. И захлопнул окошко. — Мы же всё равно войдём, — предупредили ёжики. — Вы уж лучше по-хорошему, откройте. — Ни за что! Не войдёте вы! Наши ворота даже динамит не всякий возьмёт! — Ну, это зависит от количества динамита, — сказали за воротами. ... Когда чёрт летел по воздуху, он очень, очень некультурно выражался. Но было уже поздно. По развалинам Ада бегали и фотографировались ёжики. Немногие уцелевшие черти сидели на обломках и тихонько жалели грешников. Они понимали, что Ад только начинается. И в этот раз он будет Настоящим. Ведь ёжики не терпели полумер и ко всему относились очень серьёзно.

Русалка: Войнов пишет: Я почему-то на женщин внимание не обратил-больше на кучу (старею-наверное! ) Я почему-то на женщин внимание не обратил-больше на кучу (старею-наверное! ) не буду наряжаться Смысла нету

Войнов: Есть небольшой поселок в окрестностях Белорецка (Республика Башкортостан), который в прошлом славился своим металлургическим заводом и изумительного качества металлом. Сейчас об этом заводе практически никто не знает. И уж тем более единицы знают о том, что в конце XIX века Тирлян (по башк. Тирлен) считался в Европе клондайком, землёй несметных богатств, куда стремились попасть многие мастера и ремесленники...а более 200 их потомков до сих пор живут в этом самом посёлке.А появились европейцы в Тирляне из-за ошибки.Ошибки в одну-единственную букву! В 1870 году металлургический завод в Тирляне был куплен известным европейским концерном "Вогау и Ко". Новые хозяева решили коренным образом модернизировать производство, поставили новые прокатные станы, новое оборудование, хотя рецептуру металла трогать не стали - слишком известна была марка "Старый соболь", слишком дорогой бренд, очень хорошо известный в Европе. Поэтому курицу, которая несла золотые яйца убивать не стали, но бросили клич по всей Европе: -Кто из кузнецов и металлургов хочет приехать на заработки на обновленный металлургический завод в России, будем рады. Один из рекламных проспектов попал в Швецию. В конце 19 столетия в Швеции бушевал жесточайший экономический кризис, предприятия закрывались, люди голодали. Доходило до того, что многие деревни всем составом снимались с обжитого места и переезжали в США и Канаду. Тогда считалось, что Америка - это райское место, где можно быстро заработать.И в такой ситуации из России приходит рекламный проспект: требуются мастера-кузнецы, металлурги, прокатчики. Оплата очень достойная... за выработку пуда железа платят 60 копеек. Но то ли при составлении рекламы была допущена ошибка, то ли шведы сами неправильно перевели этот текст, факт остаётся фактом: слово пуд (poud), которое означает 16,4 кг., они спутали со словом pound (фунт), обозначающее всего лишь 400 грамм.В Швеции за 1 пуд железа в переводе на русские деньги платили 1 рубль 30 копеек, а тут пообещали целых 60 копеек за 400 грамм (то есть 24 рубля за пуд). -Да это золотая жила! - решили шведы и отрядили на разведку 30 самых крутых мастеров из двух небольших городков Дегерфорс и Карслкуг. В этих городах уже несколько лет простаивали металлургические заводы. Работы не было. Получив подъёмные, 2700 километров отмахали шведы до Тирляна. Устроились на работу... тут и обнаружилась небольшая разница между poud и pound, в 16 килограмм.Свою ошибку они исправили.Часть мастеров, отработав полученные ранее подъёмные деньги, уехало обратно на родину. Таких было четверо.26 мастеров остались. Многие из них уже в первый же год успели обжениться, построить дома и завести хозяйство. Поэтому в Тирляне не в диковинку такие фамилии, как Свенсон, Андесен, Ларсен и т.д. И, кстати, само название Тирлян произошло совсем не от башкирского Тирлен, а от шведского Тиер Ландс - Звериные земли. Так шведские мастера-металлурги назвали этот край после своего приезда....

tatianafomina: «Екатеринбургская неделя» № 21 от 1883 г. Въ Артинскомъ заводѣ между молодежью распространенъ слѣдующій наговоръ. Наговариваютъ на лакомства. „Я встану благословясь, пойду изъ воротъ въ ворота въ чистое поле, на океанъ-море. Въ океанѣ-морѣ лежитъ богатырь-камень. На богатырѣ-камнѣ стоитъ церковь. Въ той церкви стоитъ столъ-престолъ. На столѣ томъ, престолѣ, сидитъ Мать Пресвятая Богородица. Мать Пресвятая Богородица! дуньте и плюньте рабѣ Божіей (имя), чтобы тосковала и горевала объ рабѣ Божіемъ (имя), гдѣ она бы ни находилась, тосковала бы и горевала, не знала спокою и вспоминала мою любовь, на вѣки нерушиму и заперту замкомъ, а ключъ брошенъ въ океанъ-море, на самое дно. Аминь. Мѣстный жителъ.

tatianafomina: Екатеринбургская неделя № 41 1885г. Рождественский,сочельникъ“ . (Изъ народныхъ обычаевъ въ красноуфимскомъ уезде). Съ наступлениемъ Рождественского Сочельника, каждая крестьянская девушка приготовляетъ изъ обыкновеннаго мучнаго теста „сочень (тощий кусокъ теста, на подобие блина) и бежитъ съ нимъ рано утромъ на рЬчку. „на разстанье“ , или вообще на токое место своего села или деревни, где перекрещиваются дороги изъ разных направлений. Вся сущность гадания въ „сочельникъ" заключается въ счастливой встрече девушки, предсказывающей ей ту или иную судьбу по выходе въ замужество. Если, напримеръ, она встретится со свиньей, то будущий мужъ ея будетъ „смиреный“ ; если съ собакой, то злой; съ коровой — „драчунъ“ ; съ курицей— ростовщикъ, именье разгребетъ, и т. д. Обычай этотъ до сихъ поръ соблюдается въ точности большинствомъ крестьянъ земледЬльческихъ волостей здешняго уезда, а въ особенности крестьянами Поташинской волости, со словъ которыхъ и записана настоящая заметка. Б-въ

Войнов: tatianafomina Вы молодец! Вам интересно не просто собирать сведения из МК и ИВ... Всегда про это писал. Собирая данные МК, ИВ и РС мы составляем "скелет" (остов). Нужно на него наростить "мясо" - чем наши предки жили, какие песни пели, как выглядели, почему поступали именно так. Почему предок переехал в другую деревню, а потому, что экономика изменилась. А что-бы это узнать нужно перевернуть кучу литературы. Поэтому генеалогия и краеведение тесно связаны. Невозможно одно без другого. Иначе мы сродни энтомологам, которые нанизывают (как бабочку) очередную запись в МК...

Дарья Шкурга: почитала тему просто душой отдохнула))))



полная версия страницы