Форум » Беседы родоведов » Уральский фольклор » Ответить

Уральский фольклор

Войнов: Уральский фольклор: сказки,легенды, песни, присказки, обряды и все остальное. Хотелось-бы пообщаться на тему уральского фольклора. Мне представляется, что составив родовое дерево,мы сооружаем своеобразный "скелет" на который нужно нарастить "мясо". Находя своих предков в 19, 18 веке-мне интересно как они выглядели,чем занимались,какие сказки рассказывали. Но, это мое мнение... Приглашаю форумчан поучаствовать! Наверняка многие помнят бабушкины сказки, песни,байки,легенды. Не могу удержаться, что-бы в стартовом посте не разместить присказку, которая уже была в другой теме, но уж очень она... Присказка, записанная в 1961 году от 83-летнего Ф. Верещагина в Шалинском районе: «Преславное чудо, небо украшено звездами, земля — цветами, Петербург — господами, Москва — церквами, Дон — казаками, Казань — татарами, Вятка — слепнями, Оренбург — башкирами, Красноуфимск — черемисами, Екатеринбург — торгашами, Верх-Исетский — мастерами, Шарташ — варнаками, Шадринск — пихтовыми голенищами, Верх-Нейвинск — обушниками, Шура — немытыми кулаками, Таволги — шубниками, Висим — кокуручниками, Грязной завод — творожниками, Нижний Тагил — хохлами, Верхний Тагил — кошелями, Воробьи — зобами, Утка — новыми лаптями, Пермяки — грязными местами, Сылва — дубасами, Шайтанка — хвастунами, Мартьянова — зипунами, Волегова — токунами, Илимка — колдунами, Тепляки — соломой, Кедровка — пареньками, Симонята — ерунами, Лом — тремя зобами, Кын — бражниками, Пермь — сигами, а мы, братья, здесь — добрыми делами».

Ответов - 129, стр: 1 2 3 4 5 All

Войнов: Как «соболя ловили» Кучонок-от когда изломают, клетка остается. От угля сажа летит — да к это соболь.Как клетка останется, ее толкнут, дак кричат: «Лови соболя!» — и все бегут. Сажа такая густая на несколько метров летит. Все черные стают, зубы только одни остаются белыми. Папка у меня жег кучата-то, дак иногда скажет: — Петко, иди соболя ловить! — Какого соболя? — А иди, соболя поймаешь. Подойдешь, а они дернут кучонок-от, пыль и полетит. — Поймал, — спросят, — соболя? — Поймал! Потом уголь-то в коробьях везешь в завод. От двух до пяти кубов привозили. Там палочник ходил с палкою и мерял. Где выше палки, сгребал с короба, где ниже, то надо было еще добавлять. Там еще через решетки уголь пропускали. От отца слышал, что люди сгорали в кучатах. А сам не видел. Вечерами молодежь приходила с гармошкой, с гитарами, балалайками. Такую пляс ню откроют! Сидишь, смотришь. Вот так мы у голь-то жгли. Записано в г. Н. Салда от И.А. Суханкина, 1909 г. р.

Lenpoint: Блажес В.В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. 204 с. В монографии в историческом плане анализируется комический фольклор рабочих Урала: его идейная сущность, функциональный аспект, поэтика. Выявля-ются следы скоморошества в фольклоре работных людей XVIII века. Особое внимание уделено социальному значению смеха в пролетарский период освободи-тельного движения.

Войнов: Нашел иллюстрацию к вышеизложенному материалу "Как соболя ловили". Много раз читал, как пережигали уголь для металлургических заводов, но не разу не видел...


medna: Интересно, почему возле кучонка стоят нарядные женщины? Мне всегда представляются измазанные сажей углежоги-мужчины.

Войнов: medna пишет: измазанные сажей углежоги-мужчины. Так фотограф-же приехал, Нина Анатольевна... У нас и сейчас женщины наряжаются перед съемкой (я, имею ввиду фото... ), а тогда.... Конечно постановочное фото. Интересно! Я почему-то на женщин внимание не обратил-больше на кучу (старею-наверное! )

medna: Войнов пишет: Я почему-то на женщин внимание не обратил-больше на кучу

Войнов: Легенда о старателях г.Березовского ...Дедушка Логинов тут робил: одна нога —- в пиме, а другая — в обутке: ходить не в чем. Здесь, в Березовском, жили, теперь — Октябрьская улица. С моим отцом вместе старался. Засадил раз кайлу, у него и заскрипело. Посмотрел — золото, самородок, значит. Привез к Бойчихе (Бойцову купчиху у нас так называли). Она взяла все золото и дала ему воз муки и из одежды самую малость. Он-то неграмотный был, цены настоящей не знал. А мать-земля с ним рассчиталась... Записано в г. Березовском от А. Н. Лопаевой, 1902 г. р.

Ф.Раневская: Однажды ёжики решили съездить на экскурсию. В Ад. Всем известно, что ада не существует. Но ёжиков это не останавливало. Ёжики — они ж решительные. И с иголками. Если чего-то нет в природе — им это не помеха. Всё равно найдут. Хуже налоговой. Те хоть люди, им что-то объяснить можно, поплакать на плече. А эти — звери. Им плевать. Показать полностью.. В ворота Ада постучали. Чёрт, отвечавший за вход, хлестнул по ноге хвостом, и отодвинул заслонку смотрового окошка. — Кто там? — сонно спросил он. И встрепенулся. За воротами никого не было. — Ёжики, — ответили ему. — Какие ёжики? — не понял чёрт. — На экскурсию. — Какую экскурсию? — занервничал чёрт. — Обзорную. По Аду, — сказали из-за двери. — А зачем вам экскурсия? — удивился чёрт. — Нада, — уклончиво ответили ёжики. — А у нас обед, — обрадовался чёрт. — Так что закрыто. И вообще, день сегодня не экскурсионный. И неделя. И месяц.- Затем подумал, почесал затылок хвостом. — И год! — добавил он. И захлопнул окошко. — Мы же всё равно войдём, — предупредили ёжики. — Вы уж лучше по-хорошему, откройте. — Ни за что! Не войдёте вы! Наши ворота даже динамит не всякий возьмёт! — Ну, это зависит от количества динамита, — сказали за воротами. ... Когда чёрт летел по воздуху, он очень, очень некультурно выражался. Но было уже поздно. По развалинам Ада бегали и фотографировались ёжики. Немногие уцелевшие черти сидели на обломках и тихонько жалели грешников. Они понимали, что Ад только начинается. И в этот раз он будет Настоящим. Ведь ёжики не терпели полумер и ко всему относились очень серьёзно.

Русалка: Войнов пишет: Я почему-то на женщин внимание не обратил-больше на кучу (старею-наверное! ) Я почему-то на женщин внимание не обратил-больше на кучу (старею-наверное! ) не буду наряжаться Смысла нету



полная версия страницы