Форум » Беседы родоведов » Духовное родство и Брачный вопрос » Ответить

Духовное родство и Брачный вопрос

Brulka: Вопрос о духовном родстве, кто знает? Есть двое желающих пожениться. Их родители - у жениха отец, а у невесты мать, были как бы родными братом и сестрой друг друга, но не по крови, а по духовному родству. Их отцы были восприемниками, крёстными у них. То есть вобщем, дед жениха по отцу был крёстным матери невесты И дед со стороны матери у невесты был крёстным у отца жениха. Могут ли они венчаться, в брак вступить, не будет ли нарушения того, что они как бы родственники. Не знаю где ещё спросить?

Ответов - 31, стр: 1 2 All

godro: Brulka пишет: Могут ли они венчаться, в брак вступить, не будет ли нарушения того, что они как бы родственники. До революции такое было невозможно, церковь учитывала и духовное родство. (Хотя человеческий фактор никто не отменял). Теперь при регистрации в ЗАГСе это никого не волнует, а при венчании могут просто не узнать, кто кому был крёстным.

Brulka: Так это важно не для кого-то в ЗАГСе или в церкви, а для них самих, для молодых.

godro: Brulka пишет: а для них самих, для молодых Так это им самим и решать, насколько они придерживаются церковных правил. Я вот не верующий, мне крёстные не родственники.


Тарасова Оксана: А как в рамках науки генеалогии учитываются "родственники по духовному родству"? Существуют ли определённые формы - методы - наработки?

a-musikhin: Я думаю, эти книги помогут разобраться в данном вопросе: Павлов А. 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права. 1887. http://rapidshare.com/files/176803492/Pavlov_A_50_glava_Kormchej_knigi_1887.pdf Бердников И.С. Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А.С.Павлова о 50-й главе Кормчей книги. 1891. http://rapidshare.com/files/299297091/Berdnikov_I_S_Neskoljko_slov_po_povodu_recenzij_na_issledovanie_Pavlova_1891.pdf Бердников И.С. О восприемничестве при крещении и духовном родстве, как препятствии к браку. (Ответ на брошюру А.С.Павлова: По поводу некоторых недоумений в науке прав. церк. права. Москва, 1891). 1892. http://rapidshare.com/files/299297341/Berdnikov_I_S_O_vospriemnichestve_pri_kreschenii_1892.pdf

Тарасова Оксана: Спасибо за помощь, Алексей Леонидович... Буду читать.

Gutta: Весьма интересная статья. Полюбопытствуйте. Ссылка: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/7640 О РОДСТВЕ ДУХОВНОМ В родстве духовном брак воспрещается только между восприемниками с воспринятыми и с родителями сих последних, т.е. крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с самыми крестниками или крестницами, ни с их родными отцем и матерью. Восприемник же и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак, также и крестные братья с крестными сестрами; только нужно об этом предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея); впрочем, в виду того правила, что при крещении «един довлеет восприемник, аще мужеский пол есть крещаемый; аще женский - токмо восприемница», определено также предоставить преосвященным разрешать вступление в брак восприемнику с матерью воспринятой им, если не встретится других законных к тому препятствий (Ук. Син. 19 Апр. 1873 г.).

ДжулияС: Оксана, лучше всего приобрести вот эту брошюрку: Родство и свойство. как препятствие к венчанию и восприемничеству при Крещении. С.П. Григоровский, арт. 7386, изд-во Издательский Совет Русской Православной Церкви Она продается вот здесь http://www.blagovest-moskva.ru/ Так же очень понятно написано у С. Булгакова в "Настольной книге священно-церковно- служителя". Издательский отдел Московского Патрархата. 1993 г.

никола: Здравствуйте! У меня есть несколько вопросов. С какого возраста крестьяне могли заключать брак ( особенно на рубеже 17-18 вв.), и могли ли экономические крестьяне заключать браки с крепостными.

Внучка2013: никола С 1774 года: мужчины с 15 лет, женщины с 13лет. С 1830г.: мужчины с 18 лет, женщины с 16 лет, в исключительных случаях на полгода раньше.

Наташонок: Здравствуйте, уважаемые специалисты! Сможет ли кто-нибудь пояснить, что такое "сводный брак"? В метрике 1928г., в записи о рождении встретилась такие слова о родителях ребенка "гражданин ..., жена СВОДНОГО БРАКА ..., оба православные". Сводные братья и сестры - это понятно, но "сводный брак"...

godro: Наташонок пишет: но "сводный брак"... Брак считался законным, если супруги венчаны в православной церкви. В 1928 г. супруги могли быть зарегистрированы в ЗАГСе, но не венчаны, поэтому по церковным канонам брак - сводный, незаконный.

Наташонок: Спасибо за ответ, рассеяли мои сомнения. В пользу ваших слов и то, что записи о браке этих родителей в церковной метрике я пока не нашла.

Внучка2013: Внучка2013 пишет: женщины с 16 лет, в исключительных случаях на полгода раньше. Сегодня, через 1,5 года поисков, получила справку о венчании прабабушки. Оказалось, ее выдали замуж в 15 лет 7 месяцев.

godro: Внучка2013 пишет: 7 месяцев Таки уложились в полгода.

Внучка2013: Может быть, кому-нибудь пригодится эмпирическая методика брачного поиска. Может быть, кто-то добавит свое. 1. Первоначально искать венчание в приходе невесты (брачные обыски почти не сохранились, т.к. в советское время считались личными данными и уничтожались). Затем в приходе жениха. 2. Текст запроса: Прошу восстановить метрическую запись венчания ФИО. Мне неизвестно место. Предположительно...село такое-то, или город такой-то. 3. Венчались, как правило, там, где крестили первенца. 4. Искать от рождения первенца назад 7 лет. 5. Искать метрическую запись по церквям, ближайшим к месту проживания. 6. Искать исповедные росписи ближайших церквей за годы предполагаемого венчания. 7. Личные дела чиновников могли содержать сведения о браке. 8. Повторное свидетельство о браке, выданное в советский период, напр., для оформления наследства и дальнейшей продажи недвиж. имущества. Удачи!

Далматовец: Далматовский архив Ключевская Космо-Дамиановская церковь Брачный обыск за 1927-1929 гг. Ф.330 Оп.11 Д.11 На снимке: окончание Брачного обыска №12 жениха гр. села Ключевского Семена Никитина Коновалова и невесты Катайского района Песковского села Ксении Стафеевой Костоусовой и начало Брачного обыска №13 жениха Ключевского села гр. Давыда Прокопьева Благодарева и невесты того же села Екатерины Тимофеевой Рублевой

Далматовец: Очень редко в МК встречаются записи о расторжении брака. Мне такая попалась. Далматовский архив Ф.320 Оп.1 Д.20 МК Далматовской Николаевской церкви 1908 г. Бракосочетание №51. 29 октября Далматовский мещанин Стефан Федоров Верхорубов 18 и села Катайского крестьянская дочь Юлия Тихонова Шмелева 20 Поручители по женихе: с. Далматовского крестьянин Дмитрий Андреев Иванчиков и мещанин Николай Онисимов, по невесте: крестьяне Каменского завода Константин Евгеньев Томанцев и Невьянского завода Алексей Федоров Богомолов Сбоку надпись: Брак сей за №51 мещанина Стефана Федорова Верхорубова решением Епарх. начальства от 16/17 декабря 1913 г. за № 720 утвержденным Св. Синодом 19 августа 1914 г. № 13729 расторгнут с представлением обоим к вступлению в новое супружество, по Верхорубову по 7-летней Епитимии. Надпись учтена по Указу Ек. Дух. Консистории от 1 сентября 1914 г.

Далматовец: Далматовский архив Ф.320 Оп.1 Д.20 МК Далматовской Николаевской церкви 1908 г. Бракосочетание 17 августа Местной церкви псаломщик Симеон Михайлов Бабин, вдов по втором браке 53 Далматовская мещанка Мария Лаврентьева Шавкунова, вдова по первом браке 26 Поручители: сын священника Михаил Григорьев Черемухин и брат его Александр Григорьев Черемухин; по невесте: Далматовский мещанин Федор Лаврентье Кудряшов и Замараевской волости крестьянин Павел Георгиев Казанцев Почему вдовец Бабин сочетается вторым браком, а вдова Шавкунова - первым?

alex66: А что смущает? Бабин женится 3й раз (по смерти бывшей (второй) жены), а Шавкунова выходит второй раз замуж (по смерти первого мужа)

Далматовец: Вот что писал о браках св. Ключевской церкви Т.И. Успенский (1817-1862) в своем Очерке юго-западной половины Шадринского уезда. Статья его была впервые опубликована в Пермском сборнике 1859 г. Перепечатана в альманахе "Шадринская старина 1997" "(стр.27) Степень родства считают крестьяне от колен однокровных и двухкровных, а препятствия ко вступлению в брак простирают далее, чем назначается это уставами церкви. Нередко считаются родными и вели-(стр.28) чают друг друга сватами, сватьями, когда между ними нет ровно никакого родства и можно бы легко завести новое. А между тем ни один родитель не решится дать своего благословения сыну на женитьбу. если невеста предполагается в каком-нибудь, самом отдаленном и часто воображаемом, родстве с семейством жениха. Они убеждены, что за малейшее нарушение этого правила новобрачные поплатятся целым рядом несчастий и бед во всю супружескую жизнь. Под влиянием такого страха многие не вступают в брачные союзы в своем селении; а ищут невест где-нибудь в соседних деревнях и селах".

Далматовец: Далматовский архив Ф.326 Оп.1 Д.7 МК Уксянской Свято-Троицкой церкви 1893 г. (Л.79) Бракосочетание Василия Ефимова Насонова и Дарьи Герасимовой Масловой 11 июля 1893 г. и Указ 1905 года о расторжении их брака.

Далматовец:

yury.sukharew@yandex: https://dzen.ru/a/ZgUfM5XU4RNrQwof Интересная статья о брачном розыске и неразберихой в МК и ИР в записках священника того времени.

medna: Интересная статья. И правильная. Меня всегда интересовало, почему совершенно разные по написанию имена числятся одинаковыми: Авдотья и Евдокия Егор и Георгий Они начинаются с разных букв, в них совершенно разный порядок букв и звуков. Почему имя Синклитикия, возникшее от общеизвестного слова Синклит, пишется Секлитикия, Сигклитикия и даже Секлетинья? В моих родословных есть такие варианты: Фотей (Фотий) Никитин Евдокия (Авдотья) Тимофеева Евдокия (Авдотья) Никанорова (Никонова, Николаева) Евстафий (Евтифей) Степанов Кондратий (Кодрат) Степанов Наталья (Анастасия) Фотеева Григорий Фотеев (Фотин) Матрона Дементьева (Диомидова) Фаддей (Нефед) Иванов Аврам (Аврамий, Авраам, Абрам) Николаев Антонин (Антон) Васильевич Нефед (Мефодий) Никитин Елизавета (Ольга) Андреева Лукерья (Гликерия) Степанова Зот (Зотей, Зотик) Пантелеев Настасья (Анастасия) Федорова Афимья (Евфимия) Федорова Епистимия (Лепестинья) Андреева Агафия (Агапия) Дмитриева Яков Левич (Львович) Феоктиста (Анфиса) Андреевна Афимья (Ефимья, Евфимия, Ефимия) Иванова Ксения (Агриппина) Никифорова Агапия (Агафия) Георгиева (Егорова) Климант (Климонт, Клементий) Степанов Евпраксия (Дросида, Глафира) Тимофеева Анфиса (Анфуса) Андреева Мартемьян (Мартиниан) Климантов Татьяна Маркелова (Мартинианова) Адриан (Андрей) Тимофеев Дей (Деян) Михайлов Василиса (Васса) Егорова Матрена (Маремьяна) Назарова Евфросиния (Агафья) Иванова Дарья Егорова (Григорьева) Евфимия (Афимья) Яковлева Хофронья (Феврония) Потапова Аполлон (Аполлоний, Апалоний) Кириллов Анастасия (Наталья) Трифонова Юлия (Иулиания) Егорова Леонтий (Лев) Петров Марфа (Мавра) Петрова Агафия (Агапия) Михайлова Евсей (Евсевий, Евпсей) Егоров Елфим (Ефим) Федоров Иван Карпов (Панкратов) Яким (Елфим) Иудов Елунпей (Егуп) Матвеев Иван Ермолаев (Гаврилов) Гликерия (Лукерья) Никитина Осиф (Иосиф) Сидоров Дарья Леонтьева (Васильева) Елена (Евдокия) Савина Анна (Ирина) Савина Макрида (Макрина) Иосифова Марфа (Мавра) Кондратьева Андрей Июдин (Иудин) Федосей (Феодосий) Кодратов Мосей (Моисей) Васильев Артамон (Артемей) Дмитриев Андрей (Адриан) Игнатьев Ефросинья (Евдокия) Никитина Варлаам (Харлампий) Иванов Далмат (Домиан) Софонов Вукол (Викул) Харитонов Андреян (Андрей) Трофимов Поликарп (Полит, Ипполит, Потап) Яковлев Хрисанф (Крысантий) Васильев Мария (Марина) Платонова Самойло (Самуил) Кириллов Сидор (Исидор) Иванов Никон (Николай, Игнатий, Никита, Иван) Стефанов Фекла Кондратьева (Федотова) Гликерия (Лукерья) Саввина Екатерина Филатова (Филиппова) Сидор (Исидор) Поликарпов (Ипполитов) Агрипина Васильева (Викентиева) Евстафий (Стафей) Павлов Аркадий (Палладий) Иванов Фетина (Фаина) Фомина Евфросиния (Евдокия) Андреева Александра Космина (Кузьмовна) Мария (Марфа) Ильина Прокопий Космин (Кузьмич) Никифор Сидоров (Исидоров) Флор (Фрол) Иванович Иулиания (Ульяна) Ивановна

godro: medna пишет: и даже Секлетинья? и даже Скелета.

medna: godro пишет: и даже Скелета Синклит и скелет - совсем одно и то же...

NataliAy: У меня в родословной Анна, она же Анисья, с отчеством то по родному отцу, то по приемному, т.е. по дяде, у которого она жила после смерти матери. Прадед - Никанор, в документе упомянутый как Никонор, он же Никон.

yury.sukharew@yandex: NataliAy пишет: Анна, она же Анисья Предок женился на Анне Сидоровой Дуботолковой из д. Малая Дюрягина. Смотрю, нет такой фамилии в деревне (и в слободе). Там один Сидор по фамилии Жданов. Дочь у него Анисья. Посмотрел исповедки: то Анисья, то Анна. А фамилия Дуботолков - это, получается, деревенское прозвище Ждановых.

medna: Как священник мог написать в метрике деревенское прозвище?



полная версия страницы