Форум » Беседы родоведов » Духовное родство и Брачный вопрос » Ответить

Духовное родство и Брачный вопрос

Brulka: Вопрос о духовном родстве, кто знает? Есть двое желающих пожениться. Их родители - у жениха отец, а у невесты мать, были как бы родными братом и сестрой друг друга, но не по крови, а по духовному родству. Их отцы были восприемниками, крёстными у них. То есть вобщем, дед жениха по отцу был крёстным матери невесты И дед со стороны матери у невесты был крёстным у отца жениха. Могут ли они венчаться, в брак вступить, не будет ли нарушения того, что они как бы родственники. Не знаю где ещё спросить?

Ответов - 23

godro: Brulka пишет: Могут ли они венчаться, в брак вступить, не будет ли нарушения того, что они как бы родственники. До революции такое было невозможно, церковь учитывала и духовное родство. (Хотя человеческий фактор никто не отменял). Теперь при регистрации в ЗАГСе это никого не волнует, а при венчании могут просто не узнать, кто кому был крёстным.

Brulka: Так это важно не для кого-то в ЗАГСе или в церкви, а для них самих, для молодых.

godro: Brulka пишет: а для них самих, для молодых Так это им самим и решать, насколько они придерживаются церковных правил. Я вот не верующий, мне крёстные не родственники.

Тарасова Оксана: А как в рамках науки генеалогии учитываются "родственники по духовному родству"? Существуют ли определённые формы - методы - наработки?

a-musikhin: Я думаю, эти книги помогут разобраться в данном вопросе: Павлов А. 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права. 1887. http://rapidshare.com/files/176803492/Pavlov_A_50_glava_Kormchej_knigi_1887.pdf Бердников И.С. Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А.С.Павлова о 50-й главе Кормчей книги. 1891. http://rapidshare.com/files/299297091/Berdnikov_I_S_Neskoljko_slov_po_povodu_recenzij_na_issledovanie_Pavlova_1891.pdf Бердников И.С. О восприемничестве при крещении и духовном родстве, как препятствии к браку. (Ответ на брошюру А.С.Павлова: По поводу некоторых недоумений в науке прав. церк. права. Москва, 1891). 1892. http://rapidshare.com/files/299297341/Berdnikov_I_S_O_vospriemnichestve_pri_kreschenii_1892.pdf

Тарасова Оксана: Спасибо за помощь, Алексей Леонидович... Буду читать.

Gutta: Весьма интересная статья. Полюбопытствуйте. Ссылка: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/7640 О РОДСТВЕ ДУХОВНОМ В родстве духовном брак воспрещается только между восприемниками с воспринятыми и с родителями сих последних, т.е. крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с самыми крестниками или крестницами, ни с их родными отцем и матерью. Восприемник же и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак, также и крестные братья с крестными сестрами; только нужно об этом предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея); впрочем, в виду того правила, что при крещении «един довлеет восприемник, аще мужеский пол есть крещаемый; аще женский - токмо восприемница», определено также предоставить преосвященным разрешать вступление в брак восприемнику с матерью воспринятой им, если не встретится других законных к тому препятствий (Ук. Син. 19 Апр. 1873 г.).

ДжулияС: Оксана, лучше всего приобрести вот эту брошюрку: Родство и свойство. как препятствие к венчанию и восприемничеству при Крещении. С.П. Григоровский, арт. 7386, изд-во Издательский Совет Русской Православной Церкви Она продается вот здесь http://www.blagovest-moskva.ru/ Так же очень понятно написано у С. Булгакова в "Настольной книге священно-церковно- служителя". Издательский отдел Московского Патрархата. 1993 г.

никола: Здравствуйте! У меня есть несколько вопросов. С какого возраста крестьяне могли заключать брак ( особенно на рубеже 17-18 вв.), и могли ли экономические крестьяне заключать браки с крепостными.

Внучка2013: никола С 1774 года: мужчины с 15 лет, женщины с 13лет. С 1830г.: мужчины с 18 лет, женщины с 16 лет, в исключительных случаях на полгода раньше.

Наташонок: Здравствуйте, уважаемые специалисты! Сможет ли кто-нибудь пояснить, что такое "сводный брак"? В метрике 1928г., в записи о рождении встретилась такие слова о родителях ребенка "гражданин ..., жена СВОДНОГО БРАКА ..., оба православные". Сводные братья и сестры - это понятно, но "сводный брак"...

godro: Наташонок пишет: но "сводный брак"... Брак считался законным, если супруги венчаны в православной церкви. В 1928 г. супруги могли быть зарегистрированы в ЗАГСе, но не венчаны, поэтому по церковным канонам брак - сводный, незаконный.

Наташонок: Спасибо за ответ, рассеяли мои сомнения. В пользу ваших слов и то, что записи о браке этих родителей в церковной метрике я пока не нашла.

Внучка2013: Внучка2013 пишет: женщины с 16 лет, в исключительных случаях на полгода раньше. Сегодня, через 1,5 года поисков, получила справку о венчании прабабушки. Оказалось, ее выдали замуж в 15 лет 7 месяцев.

godro: Внучка2013 пишет: 7 месяцев Таки уложились в полгода.

Внучка2013: Может быть, кому-нибудь пригодится эмпирическая методика брачного поиска. Может быть, кто-то добавит свое. 1. Первоначально искать венчание в приходе невесты (брачные обыски почти не сохранились, т.к. в советское время считались личными данными и уничтожались). Затем в приходе жениха. 2. Текст запроса: Прошу восстановить метрическую запись венчания ФИО. Мне неизвестно место. Предположительно...село такое-то, или город такой-то. 3. Венчались, как правило, там, где крестили первенца. 4. Искать от рождения первенца назад 7 лет. 5. Искать метрическую запись по церквям, ближайшим к месту проживания. 6. Искать исповедные росписи ближайших церквей за годы предполагаемого венчания. 7. Личные дела чиновников могли содержать сведения о браке. 8. Повторное свидетельство о браке, выданное в советский период, напр., для оформления наследства и дальнейшей продажи недвиж. имущества. Удачи!

Далматовец: Далматовский архив Ключевская Космо-Дамиановская церковь Брачный обыск за 1927-1929 гг. Ф.330 Оп.11 Д.11 На снимке: окончание Брачного обыска №12 жениха гр. села Ключевского Семена Никитина Коновалова и невесты Катайского района Песковского села Ксении Стафеевой Костоусовой и начало Брачного обыска №13 жениха Ключевского села гр. Давыда Прокопьева Благодарева и невесты того же села Екатерины Тимофеевой Рублевой

Далматовец: Очень редко в МК встречаются записи о расторжении брака. Мне такая попалась. Далматовский архив Ф.320 Оп.1 Д.20 МК Далматовской Николаевской церкви 1908 г. Бракосочетание №51. 29 октября Далматовский мещанин Стефан Федоров Верхорубов 18 и села Катайского крестьянская дочь Юлия Тихонова Шмелева 20 Поручители по женихе: с. Далматовского крестьянин Дмитрий Андреев Иванчиков и мещанин Николай Онисимов, по невесте: крестьяне Каменского завода Константин Евгеньев Томанцев и Невьянского завода Алексей Федоров Богомолов Сбоку надпись: Брак сей за №51 мещанина Стефана Федорова Верхорубова решением Епарх. начальства от 16/17 декабря 1913 г. за № 720 утвержденным Св. Синодом 19 августа 1914 г. № 13729 расторгнут с представлением обоим к вступлению в новое супружество, по Верхорубову по 7-летней Епитимии. Надпись учтена по Указу Ек. Дух. Консистории от 1 сентября 1914 г.

Далматовец: Далматовский архив Ф.320 Оп.1 Д.20 МК Далматовской Николаевской церкви 1908 г. Бракосочетание 17 августа Местной церкви псаломщик Симеон Михайлов Бабин, вдов по втором браке 53 Далматовская мещанка Мария Лаврентьева Шавкунова, вдова по первом браке 26 Поручители: сын священника Михаил Григорьев Черемухин и брат его Александр Григорьев Черемухин; по невесте: Далматовский мещанин Федор Лаврентье Кудряшов и Замараевской волости крестьянин Павел Георгиев Казанцев Почему вдовец Бабин сочетается вторым браком, а вдова Шавкунова - первым?

alex66: А что смущает? Бабин женится 3й раз (по смерти бывшей (второй) жены), а Шавкунова выходит второй раз замуж (по смерти первого мужа)

Далматовец: Вот что писал о браках св. Ключевской церкви Т.И. Успенский (1817-1862) в своем Очерке юго-западной половины Шадринского уезда. Статья его была впервые опубликована в Пермском сборнике 1859 г. Перепечатана в альманахе "Шадринская старина 1997" "(стр.27) Степень родства считают крестьяне от колен однокровных и двухкровных, а препятствия ко вступлению в брак простирают далее, чем назначается это уставами церкви. Нередко считаются родными и вели-(стр.28) чают друг друга сватами, сватьями, когда между ними нет ровно никакого родства и можно бы легко завести новое. А между тем ни один родитель не решится дать своего благословения сыну на женитьбу. если невеста предполагается в каком-нибудь, самом отдаленном и часто воображаемом, родстве с семейством жениха. Они убеждены, что за малейшее нарушение этого правила новобрачные поплатятся целым рядом несчастий и бед во всю супружескую жизнь. Под влиянием такого страха многие не вступают в брачные союзы в своем селении; а ищут невест где-нибудь в соседних деревнях и селах".

Далматовец: Далматовский архив Ф.326 Оп.1 Д.7 МК Уксянской Свято-Троицкой церкви 1893 г. (Л.79) Бракосочетание Василия Ефимова Насонова и Дарьи Герасимовой Масловой 11 июля 1893 г. и Указ 1905 года о расторжении их брака.

Далматовец:



полная версия страницы