Форум » Беседы родоведов » 2007-2016 Перлы от генеалогии » Ответить

2007-2016 Перлы от генеалогии

Yurik: Предлагаю уважаемым коллегам размещать здесь всякие перлы, глупости, нелепости и несуразицы, встречающиеся в архивных справках и исторических источниках. Думаю, что у каждого из нас наберется достаточно случаев. Продолжение темы смотрите здесь (сообщения 2017 года).

Ответов - 297, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

godro: (Л.525) Слушали: Прошение священника Соликамского уезда Ошибского(?) села Иоанна Кумова от 24 ноября с. г. следующаго содержания: "От 27 июля 1891 г. мною на имя Его Преосвященства Преосвященнейшаго Поликарпа, Епископа Екатеринбургскаго и Ирбитскаго было подано прошение о (Л.525об.) принятии меня в Екатеринбургскую епархию с определением на праздное священническое место; в настоящее же время, по случаю неурожая хлеба в приходах Екатеринбургской епархии, переводиться в оную епархию не решаюсь и посему осмеливаюсь благопокорнейше просить Екатеринбургскую Дух. Консисторию прекратить дело о моем переводе". Приказали: Согласно прошению священника Кумова, ищущего только епархий с хорошими урожаями, дело прекратить производством, почесть законченным и в свое время сдать в архив. Журналы Екатеринбургской духовной консистории 1891 г. - ГАСО. Ф.6. Оп.4. Д.48.

АннаА: godro пишет: священника Кумова, ищущего только епархий с хорошими урожаями Мало таких честных служителей))

godro: В метрической книге вместо записи "Села Покровского крестьянин Яким..." встретил такое: "Села Покрестьянин Яким..."

Lenpoint:

Perol: В метрической книге Свято-Троицкой церкви Кизеловского завода Соликамского уезда за 1890 г. обнаружила интересную почтовую карточку. Полагаю, она так и не дошла до адресата. А вот вернулся ли в библиотеку её «Спартак»?

Perol: В Ведомостях справок о судимости за 1909 год такая фамилия попалась:

Давыдов В.И.: 1916 г. ПМВ. Список германских военнопленных, находящихся на с/х работах в Дымковской волости Туринского уезда. Фамилия и имя военнопленного: КЛЯЗЕР АЛОИС. Расписка домохозяев, которые приняли военнопленных: ОТПРАВЛЕН В ТУРИНСК НА КОЛБАСУ. Знатоки! Что обозначает выражение: ОТПРАВИТЬ НА КОЛБАСУ?

Прокин: Уж не знаю, перл или нет, но в метрической книге за 1920 год встретил следующую ситуацию – до июля 1920 записано все как положено. С июля 1920 в той же книге продолжаются записи по форме: Дата рождения; где родился; мальчик/девочка; имя и отчество ребенка; фио родителей; подпись родителей; подпись заведующего отделом; секретарь.

Yurik: Гос.архив Красноярского края ф.819.оп.1.д.31 Исповедная роспись Градоенисейского Троицкого прихода г.Енисейск, 1791 г., л.21об 577. казак Лаврентий Архипов Херов, 52

АК-63: Приходилось слышать о том, что когда в Германии шло массовое присвоение фамилий жителям страны (либо, вернее, тогда еще нескольких стран), ответственные за это дело чиновники быстро сообразили, как им можно заработать и начали давать людям такие неблагозвучные фамилии, что дальше некуда. А в ответ на протесты обывателей приватно им разъясняли: хочешь, чтобы тебя пристойно называли - раскошеливайся! Это хорошо видно даже у нас, по фамилиям тех евреев, которые являются потомками выходцев из Германии: с одной стороны - Гольдман (золотой человек), Зильберман (серебряный человек) - у тех, чьи предки проявили должную щедрость; с другой - какой-нибудь Мантойфель (человек-черт), являющийся потомком чересчур скупого (или чересчур бедного) местечкового обитателя...

АК-63: А.В. Мангилева в книге "Духовное сословие на Урале в первой половине XIX века" цитирует прошение некоего Николая Третьякова о вступлении в брак "с КОТОРОЮ-НИБУДЬ из двух дочерей" пономарской вдовы Натальи Правдухиной из Камышловского уезда (ГАСО, ф.251, оп.1, д. 58). - В соответствии с действовавшими в то время порядками, молодой человек, женившийся на сироте духовного звания, в качестве приданого получал место при церкви, прежде занимавшееся отцом невесты. В таких условиях терять время на выбор из двух кандидатур было, конечно же, ни к чему!

АК-63: Yurik пишет: казак Лаврентий Архипов Херов, 52 По-моему, хером тогда называлась всего-навсего буква Х. Похерить значит перечеркнуть крест-накрест...

АК-63: Просто заголовки некоторых дел из Тобольского архива. Фонд И-156, Тобольская духовная консистория. Опись 1. №11. Дело о священнике Самарской волости Сургутского ведомства Борисе Фирсове, который продал пономаря Дорофея Федотова с семейством Самарскому заказчику священнику Гавриилу Максимову за 30 руб. 1740г. №154. Дело о крестьянах Коркиной слободы Ишимского дистрикта Иване Шарапове и Якове Аверине..., из которых Шарапов жену свою Прасковью Терентьеву продал Аверину, а сам стал жить без венчания с помянутой Прасковьей Ивановой. 1744г. №778. Дело о дьяконе Андрее Топоркове, лишившемся ума от чтения непотребных тетрадок. 1751г. №2840. Дело о туринской ямщичьей девке Неклюдовой, коя во время венчания в церкви, бывши во изумлении, испражнилась. 1760г. Опись 2. №342. Дело о погребении, вместо тела умершего разночинца Тарского заказа Ложникова погоста Семена Карбайкова, мешка. 1762г. №560. Протокол допроса иеромонаха Вассиана, который, оставив порученное ему дело, чинил бездумное любопытство, читая о турецком султане. 1763г. №860. Дело о наказании штрафом и плетьми священника Спасской церкви Киргинской слободы Красноярского заказа Федора Арефьева за подстрекательство сына своего Василия в прекращении обучения в семинарии. 1764г. (Продолжение следует...)

АК-63: (Продолжение.) Фонд И-156, опись 3. №1737. Дело по доношению Барнаульского заказа Кашинского села священника Петра Серебреникова о исполнении некоторыми из его прихожан за чинимое с птицами блудодейство 15-летней епитимии. 1779-1781гг. №1965. Дело по доношению настоятеля Тобольского Знаменского монастыря и ректора Тобольской семинарии архимандрита Ильи о краже семинаристами из каменной палаты этого монастыря 15 ведер французской водки. 1780г. №2056. Дело по доношению Нижнетагильского духовного правления о разводе крестьянского сына деревни Леневки 11-летнего Петра Мокроусова с крестьянской дочерью деревни Южаковой Ириной Борисовой. 1780-1781гг. (В общем, в документе из РГАДА, который цитировался в сообщении от 06.05.09, похоже, все было правильно! Тема: а с какого возраста вообще вступали в брак? - Во второй половине XIX - начале ХХв мужчины с 18 лет, женщины - с 16, в первой половине XIXв те и другие, кажется, с 16, ну а прежде? Во всяком случае, один из моих родственников,- поповский сын, между прочим,- женился ок. 1724г в 13-летнем возрасте...) Опись 4. №1805. Дело по сообщению Тобольского наместнического правления и по указу Тобольской духовной консистории о присылке в Тобольскую казенную палату семинаристов, не способных к учебе в старших классах, для обучения их искусству винокурения. 1795г. Без комментариев...

АК-63: Из творчества паспортистов. - В Верхнепышминском Водоканале несколько лет назад был директор по фамилии Боголапов. (Вопрос, разве у Бога есть лапы?!) Немного не из той оперы, но все же... Сплошь и рядом сталкивался с ситуацией, когда одна и та же женщина в исповедных росписях указывалась как Васса, а в ревизских сказках - как Василиса (при том, что это, по идее, совершенно разные имена)! Причину угадать нетрудно - вначале в семье девочку с таким именем начинали звать Васькой, а потом решали, что и взрослое имя должно быть как у Василия, но - на женский лад...

ДжулияС: АК-63, в фамилию Боголапов вкралась описка. Фамилия изначально была Боголепов.

godro: АК-63 пишет: а в ревизских сказках - как Василиса Самый обычный вариант просторечного использования имени Васса. В материалах переписи 1897 г. по Туринскому округу несколько раз встретил написание Василица.

АК-63: ДжулияС пишет: Фамилия изначально была Боголепов Совершенно верно.

АК-63: Из Журналов Екатеринбургской духовной консистории. 1900г декабря 5 дня... Слушали: 1. Резолюцию Его Преосвященства от 20 октября с.г., за №4728, последовавшую на докладе Консистории от 18 октября, за №11533, о том, чем вызвано и на каком законе основано постановление Консистории, чтобы монастыри и общины предоставляли отчеты по 15 ведомостям, - следующего содержания: "Консистори[и] упростит[ь] ведение отчетности монастырей. Дергачев много сочинил лишняго. Полуграмотныя монахини и монахи не в силах в точности все записать, да и надобности во всем, что требуется по сей переписке, не имеется и пользы не видится"... Приказали. Во исполнение последовавшей на сем резолюции Его Преосвященства, монастыри и общины епархии освободить от ведения отчетности по 15 данным ведомостям, оставив в силе лишь общую ведомость о приходе и расходе и материальную книгу, о чем и объявить начальствующим монастырей и общин через благочиннаго... Распоряжение сие сообщить выпискою во 2-й стол Консистории для сведения... [ГАСО, фонд-6, оп.-4, д.-129, лл. 29-29об.] (В общем, с одной стороны, нынешним руководителям здесь есть, чему поучиться; с другой, "для истории" дополнительные документы, пожалуй, могли бы и сгодиться...)

Топсель: МК Троицкой ц. села Куроедова 1807 год В разделе Об умерших: 9 марта, села Куроедова крестьянин Симеон Феодоров, 109 лет. Причина смерти: "от слабого здоровья" (ГАОО ф.373, оп.15, д.38 МК Троицкой ц. села Куроедова 1807 год)

sgkv@mail.ru: Началось все в далеком 1618 году, когда объявился в этих местах удивительный человек дворянского происхождения Андрей Крылов. Крылов военный человек, прибыл сюда со службы в Уфе. С первого взгляда он влюбился в эти края и решил здесь обосноваться. В предании говорится, что у Крылова с башкирами был уговор: «Крылов получит столько земли, сколько накроет бычья шкура». На том и сошлись: оформили купчую в Осе, а когда дошло до дела, то получился обман. Крылов разрезал шкуру быка на очень тонкий сплошной ремень и разложил его на земле. Получился участок в 4 чети земли с пашнею, сенокосом, лесом, хмелевыми угодьями и рыбною ловлею. Башкиры были очень недовольны, но уговор есть уговор, да и документы уже оформлены. А чтобы сгладить недовольство и обиду башкир, Крылов выкатил 2 бочки вина – этим все и закрепили. http://krylovo-osa.ru/O-poselenii/istorija/

АК-63: Топсель пишет: Об умерших: 9 марта, села Куроедова крестьянин Симеон Феодоров, 109 лет. Причина смерти: "от слабого здоровья" Так ведь все правильно, в таком возрасте разве может быть крепкое здоровье?!

godro: АК-63 пишет: крепкое здоровье? О здоровье. Сегодня просматривал метрическую книгу. Подряд идут банальные причины смерти, как во всех крестьянских семьях: от поноса, от поноса, от поноса, от инфлюэнции, от поноса... Я даже рассмеялся от неожиданности.

АК-63: godro пишет: от инфлюэнции Насколько я понимаю, в подобных случаях тогда обычно писали "от горячки", а сейчас это вроде бы называется гриппом (/ОРВИ). Кстати, было бы небезынтересно дать пояснение "диагнозам" того времени через современную медицинскую терминологию. (Например, что такое "от чахотки" - понятно, а "от родимца", "от рева" как бы не очень...)

старатель: sgkv@mail.ru пишет: получит столько земли, сколько накроет бычья шкура Вообще-то это легенда об основании Карфагена без малого 3000 лет тому назад.

гамаюн: Это, конечно же, не перл, но то же интересно. После сводной таблицы метрики Уфалейского з-да ц/с сделана запись: "Умершая в мае вдовая мастерская жена Екатерина Яковлева ДМИТРИЕВА замечательна тем, что после смерти своей оставила в живых, кроме внуков и правнуков, одного праправнука". 5 поколений одновременно при жизни! Больше и теоретически представляется с трудом!

АК-63: гамаюн пишет: 5 поколений одновременно при жизни! Больше и теоретически представляется с трудом! Моя родная бабушка тоже дожила до праправнуков. Кстати, если все будут рано вступать в брак и сразу рожать, то теоретически не так уж трудно будет дождаться и прапраправнуков.

АК-63: Что-то многовато у нас получается "похоронного" юмора, но все же... Я уже привык к тому, что в некоторых приходах после 60 лет все умирали исключительно от старости. А вот сегодня просматривал метрики по церкви села Гаревского (Васильевского) и за период примерно 1855-1857гг обнаружил там немало людей, умерших по этой причине в 53, 55, 56 лет и т.д. (Потом, пару лет спустя, все волшебным образом изменилось, и даже в 83 стали умирать от горячки!) Тут прямо хоть аукцион открывай, только под лозунгом не "кто больше", а "кто раньше"...

АннаА: АК-63 пишет: умерших по этой причине в 53, 55, 56 лет и т.д. аналогично муссируются литературные перлы "старуха 40 лет" и т.п. Явления времени.

АК-63: МК церкви с. Ильинского, 1807г, Часть I. (ГАПК, Ф. 37, Оп. 1, д. 85, л. 314.) Ноябрь, дата рождения - 19, крещения - 24. Сельского [крестьянина] Афанасья Яковлева Зырянова дочь Мастридия. [Следующей строкой, числа те же] У сына его Герасима дочь Екатерина. Вроде бы, ничего особенного, однако, что называется, зацепило...



полная версия страницы